Валерий Фадеев , главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования. Обращение к читателям журнала «Фома» в связи с началом серии публикаций «Реальная Россия». Фото Алексея Гуляева/«Эксперт». – С.10; Михаил Тарусин , руководитель сектора социологии Института общественного проектирования. Шаг первый. «Стратификация российского общества»: Как мы делали этот проект, и правда ли то, что мы получили. – С.10-11; Михаил Тарусин . Сколько в стране верующих? Текст проиллюстрирован таблицами, составленными по результатам социологических исследований. – С.12. Реклама : С.13. Владимир Легойда . Наш самолет вперед летит? Фото Игоря Верещагина//Фома. - – январь 2007. – С.14. – (рубрика « Грани »). Колонка главного редактора журнала «Фома». Лирическое эссе, в центре которого – размышления о двух самых острых для всех вопросах: зачем жить и как жить ? Тема номера: Православие в Японии: (на заставке фото – Александра Шепелева)   Необыкновенное путешествие: Православная Япония /Материалы побывавшей в Японии в качестве обозревателя журнала «Фома» Аллы Митрофановой // Фома. - – январь 2007. – С.16-19. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Вошли материалы: Японская Православная Церковь . (Исторический очерк). – С.17; Митрополит Токийский Даниил : рассказывает о Православии в Японии и его связях с Русской Православной Церковью. Здесь же помещена краткая биографическая справка « Митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нуширо)…». Фото диакона Джона Микиа Камая. – С.18;   Апостол Японии. Развернутая биография святого равноапостольного Николая архиепископа Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836-1912). Фото предоставлено организаторами выставки «Апостол Японии». – С.19;   Имеются две врезки: Молитва Святому Духу (на японском языке)/Каллиграфия Алексея Потапова. – С.18; Трудности перевода. (О языке, на котором ведется богослужение в Японской Православной Церкви). – С.19; Первыми Православие приняли самураи . Епископ Сендайский Серафим об истории и особенностях японского Православия/Беседовала Алла Митрофанова. Фото диакона Джона Микиа Камая//Фома. - – январь 2007. – С.20-23. – (рубрика « Тема номера: Православие в Японии »). Имеется краткая биографическая справка « Епископ Серафим (в миру Нобору Цудзиэ)…» (С.21).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-45-y...

Правда, в последние годы в японских газетах все же стали появляться публикации о возрождении Русской Православной Церкви. Пусть их немного, пусть они редки - особенно на общем фоне нынешней, далеко не лучшей полосы в российско-японских политических отношениях. И все же лед слегка подтаял. И я искренне радуюсь этому. Самое главное для нас теперь - не только сохранить, но и донести до как можно большего числа людей то, что 140-150 лет назад мы восприняли из России. Мы должны заново открыть японцам Православие, показать его красоту. Ведь на японский язык переведено около пятисот произведений святоотеческой церковной литературы. Эти труды - сокровище нашей веры, и они ждут своего часа. Я верю, что скоро они будут востребованы. И у нас настанет новый расцвет Православия: ведь еще лет пять назад на вечерние богослужения в Николай-до собиралось всего 5-7 человек, да и то, в основном, семинаристы, а сейчас приходит уже 30-40 человек. А на воскресную Литургию - несколько сотен. Я искренне надеюсь, что это число будет и дальше расти, и что люди с глубоким пониманием, осознанно будут участвовать в богослужениях. В этом я вижу свою основную задачу. Апостол Японии Проповедь Православия в Японии неразрывно связана с именем святого равноапостольного Николая архиепископа Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836-1912). Сын сельского диакона из маленького села Береза Бельского уезда Смоленской губернии, он остался без матери, когда ему было всего пять лет. Отец часто болел и сильно нуждался. Ване Касаткину пришлось пешком добираться до семинарии губернского города Смоленска, а это более 150 верст. Но духовное образование он все-таки получил. И не только в семинарии, но и в Санкт-Петербургской духовной академии, где он за год до окончания курса принял постриг с именем Николай. А после окончания академии был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем церкви при русском консульстве в Хакодатэ на острове Хоккайдо, где в 1861 году и началось его служение. Правда, миссионерством он сразу заняться не мог - тогда в Японии еще под страхом смертной казни было запрещено распространять христианство. Около 8 лет иеромонах Николай изучал труднейший японский язык, историю, культуру, литературу и обычаи народа, которому ему предстояло нести Слово Божие. А если и проповедовал, то тайно, с риском для жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Церковь Святого равноапостольного Николая Японского - новопостроенная. Первая служба в ней состоялась в 2003 году. Церковь сооружена из дерева, произрастающего недалеко от сооружённой святыни. Этому помог местный леспромхоз. В храме находится икона равноапостольного Николая Японского с частицей его святых мощей, переданная Владыке Виктору, Архиепископу Тверскому и Кашинскому в 2003 году Митрополитом Японским Даниилом. Подвиг святителя Николая Японского подобен подвигу апостолов. Святой Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин, 1836-1912), архиепископ, основатель Русской Православной Церкви в Японии, родился 1 августа 1836 года в семье сельского диакона Димитрия Касаткина в Берёзском погосте Бельского уезда Смоленской губернии (ныне деревня Берёза Оленинского района Тверской области). Молодым юношей, окончившим Духовную академию и возведённым в сан иеромонаха, он в 1861 году отправился в незнакомую далёкую Японию - страну с иной культурой, мировоззрением, таящую множество опасностей для православного миссионера. Плодами его полувекового пастырского служения в Японии стали 31 984 обращенных в Православие и 265 православных церквей, в которых совершалось богослужение. Им были созданы Духовная семинария, катехизаторские школы. Святитель Николай построил в Токио по всем канонам русского архитектурного искусства огромный собор Воскресения Христова, который существует и поныне. В нём почивают сегодня святые мощи равноапостольного Николая Японского. Одним из величайших подвигов святого стало его бескорыстное служение российским военнопленным, попавшим в Японию во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Являясь единственным официальным лицом - представителем России, святитель Николай сделал всё, что было в его силах, чтобы спасти жизнь, физическое и душевное здоровье более 70 тысяч военнопленных солдат, матросов и офицеров. Церковь по статусу епархии является приходской. Настоятель: протоиерей Артемий Рублёв. Из книги: Справочное издание. Смирнова О. С. " Монастыри и храмы земли Тверской " . - Минск, ООО " Принтхаус " , 2011

http://sobory.ru/article/?object=14306

От составителя Архиепископ Николай Японский (1836–1912)миру Иван Дмитриевич Касаткин) широко известен во всем мире как глава Русской Православной Миссии в Японии, он отдал более 50 лет своей жизни делу просвещения японцев православной верой. В 1970 г. он был прославлен в лике святого равноапостольного Русской и Японской Православными Церквями. Будучи человеком необыкновенных дарований и неукротимой энергии, святитель Николай сумел не только организовать проповедь Православия в Японии, но и стал первым русским японоведом. Между тем, если миссионерские заслуги святителя Николая известны довольно широкому кругу людей в России, Японии и многих других странах, то его труды как автора первых серьезных отечественных работ по истории и культуре Японии до сих пор остаются малодоступными для широкого читателя. Эти работы публиковались в журналах и газетах второй половины XIX – начала XX веков и давно уже стали библиографической редкостью. Научные труды архиепископа Николая представляют большой интерес не только потому, что они написаны человеком высокого образования и пространных знаний в истории, литературе и богословии, но и потому, что и сегодня, пожалуй, найдется немного работ, столь добросовестно и талантливо повествующих об истории, культуре и национальном характере японского народа. Ученое наследие святителя Николая довольно обширно. В настоящее издание мы решили включить три его основополагающие исторические работы: «Япония с точки зрения христианской миссии»; «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» и «Япония и Россия». Все три работы, видимо, написаны святителем Николаем во время его двух кратковременных пребываний в России в 1869–1871 гг. и в 1879–1880 гг. Первые две опубликованы соответственно в 9, 11 и 12 номерах «Русского Вестника» за 1869 г. В этих трудах автор подводит итог длительного восьмилетнего изучения Японии. Третья статья опубликована в ноябрьском номере журнала «Древняя и Новая Россия» за 1879 г. Известно, что в 1879–1880 гг. архимандрит Николай приезжал в Россию для принятия епископского сана и сбора средств на постройку токийского собора Воскресения Христова (известен в Японии под названием «Никорай-до» – храм Николая) стр. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Святой равноапостольный Николай Японский. “Воззвание… к Русской Церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 Летом 2011 г. исполняется 150 лет с того дня, когда один из выдающихся деятелей своего времени — тогда ещё иеромонах Николай (в миру И. Д. Касаткин, 1836–1912) после долгого и трудного путешествия через Сибирь ступил на японскую землю, прибыв 2 июля 1861 г. в порт Хакодатэ 1 . В Японию он был назначен Святейшим Синодом на должность настоятеля консульской церкви. Молодого миссионера переполняли мечты о беззаветном служении и надежды на скорые успехи православной проповеди, но, как признавался он позднее, “какое было моё разочарование, когда я встретил совершенно противоположное тому, о чём мечтал! Тог­дашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только преступники” 2 . В первые несколько лет пребывания отца Николая в Японии не могло быть и речи о начале православной проповеди. Годы титанических трудов понадобились будущему святому, чтобы начать пожинать плоды со своей “жатвы”. Первые три японца были крещены в 1868 г., тайно, ибо христианство в Японии до 1873 г. находилось под строжайшим запретом. Видимо, действительно, как отмечал отец Николай, само дело благословлено было свыше и угодно Богу. Да и “делатель” был тот самый единственно избранный для дела. За более чем полувековое служение он основал и буквально выпестовал Японскую Православную Церковь, он самолично и через японцев-катехиза­торов привёл ко Христу более 30 000 верующих. За труды и неоспоримые заслуги в деле распространения Православия в 1970 г. архиепископ Николай был прославлен в лике святых как равноапостольный. Одной из основных задач великий миссионер с самого начала своей деятельности в Японии считал просвещение соотечественников относительно культуры, быта, религии Страны восходящего солнца и успехов там православной проповеди. За долгие десятилетия своей деятельности святитель Николай оставил десятки статей, очерков, отчётов, открытых писем и заметок на страницах отечественных периодических изданий. Многие из них хорошо известны и сегодня, они широко цитируются современными исследователями. У других же, некогда не менее известных, судьба сложилась иначе. Так, в 1876 г. отец Николай в очередной раз обратился к русской общественности со страниц целого ряда изданий, взывая о помощи вопиющим нуждам молодой Японской Православной Церкви. Текст “Воззвания Японской духовной миссии к Русской Церкви” 3 по своему содержанию значительно выступает за рамки, обозначенные заглавием, — автор взывает не только к православному духовенству, но ко всему российскому обществу. Ещё в XIX в. этот образец духовной публицистики был затерян среди сотен публикаций миссионеров-сотруд­ни­ков Российской духовной миссии в Японии и лишь в начале нынешнего века был вновь введён в научный оборот 4 .

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Равноапостольный Николай, епископ Японский (+ 1912) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 3 февр. в день преставления Высокопреосвященный Николай, в миру Иоанн Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Береза Вельского уезда Смоленской губ., где отец его, Димитрий Иванович, служил диаконом. Мать будущего святителя умерла, когда ему было пять лет. Многодетная семья диакона была очень бедной, но все же отрок Ваня был отдан учиться в Вельское духовное училище, а потом в Смоленскую Духовную семинарию. После блестящего окончания семинарии в 1856 г. он был принят на казенный счет в Петербургскую Духовную академию, где во время обучения проявил недюжинные способности. Когда Иоанн оканчивал академию, в нем обнаружилось призвание Божие — проповедовать православную веру в Японии, откуда русский консул направил просьбу в Святейший Синод (переданную в академию), чтобы прислали такого пастыря, «который мог быть полезным не только своей духовной деятельностью, но и учеными трудами и своей частной жизнью в состоянии был бы дать хорошее понятие о нашем духовенстве не только японцам, но и иностранцам». Иоанн Касаткин подает прошение на имя ректора, епископа Нектария, о постриге в монашество и назначении его в русское консульство в Японию. 24 июня I860 г. в академическом храме Двенадцати апостолов он принял постриг с наречением ему имени Николай. В тот же месяц он был посвящен в иеромонаха и стал иноком-миссионером. На место своего служения, в японский город Хагодате, молодой иеромонах выехал в июле. Во время своего долгого пути через Сибирь он встретил знаменитого святителя Церкви Русской — апостола Америки и Сибири, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия (память его 31 марта), от миссионерского благодатного опыта которого он воспринял все необходимое, чтобы продолжить его апостольские подвиги «даже до края земли».

http://sedmitza.ru/lib/text/436883/

Прошла конференция, посвященная святителю Николаю Японскому февраля 2022 Интерес к ней проявили СПбГУ, Университет культуры, Политехнический и Экономический университеты, Клуб кавалеров ордена Александра Невского и Александро-Невское братство. Среди слушателей были японские студенты, обучающиеся в вузах Санкт-Петербурга. Конференцию открыл председатель миссионерского отдела иерей Николай Святченко . В докладе шла речь об особенностях православной миссии в Японии и трудностях того периода, когда в Хакодате приехал молодой иеромонах Николай (Касаткин). В видеообращении генконсула Японии в Санкт-Петербурге Ясумаса Иидзимы было отмечено что равноапостольный Николай Японский - важная фигура для обеих стран. Заместитель председателя городского комитета по внешним связям Вячеслав Калганов рассказал о мероприятиях, прошедших в Санкт-Петербурге в честь святого Николая Японского, представил недавно обнаруженные архивные материалы, в которых, в частности, говорилось о святом как о духовнике родоначальника дзюдо и самбо в России Василия Ощепкова (1893-1937). Благодарность конференции от Казанского собора выразил председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский . Протодиакон Игорь Ивонин несколько раз посещал Японию и служил в Воскресенском соборе Токио, который японцы называют " Николай-До " . Он рассказал о современном положении православия в Японии. Прозвучали духовные стихи студента СПбДА Дениса Ганжи. Востоковед Елена Гончаренко в своем сообщении подчеркнула, что национальная японская поэзия " хайку " сможет быть инструментом для христианской миссии в этой стране. Лауреат православных фестивалей Наталья Петрова исполнила свои песни, перед участниками выступила молодежная фольклорная группа из Гатчины. В завершение был показан документальный фильм о жизни и подвиге святого Николая в Японии. Для японских студентов была организована экскурсия по собору. Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин; 1836-1912) - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии, почетный член Императорского православного палестинского общества.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

равноапостольный Николай Японский (Касаткин) (13.08.1836–16.02.1912) Дневники и заметки Миссия Письма и послания Проповеди и слова равноапостольный Николай Японский (Касаткин) Епископ Русской православной церкви. Миссионер, основатель Православной церкви в Японии, почётный член Императорского православного палестинского общества.  В миру - Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в селе Березовский погост, Бельского уезда, Смоленской губернии в семье диакона. Окончил Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию (1857). В числе лучших учеников был рекомендован в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года, когда, по личному ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), ему было предоставлено место настоятеля церкви при русском консульстве в городе Хакодате (Япония), а также присвоена учёная степень кандидата богословия без представления соответствующего квалификационного сочинения. 23 июня 1860 года ректором академии епископом Нектарием (Надеждиным) пострижен в монашество с именем в честь святителя Николая Мирликийского. 30 июня рукоположен в иеромонаха. 2 июля 1861 года прибыл в Хакодате. Первые годы своего пребывания в Японии самостоятельно изучал японский язык, культуру и быт японцев. Первым японцем, обращённым им в православие, несмотря на то, что обращение в христианство было запрещено законом, стал приемный сын синтоистского священнослужителя Такума Савабэ, бывший самурай, принявший крещение в числе двух других японцев весной 1868 года. За полвека служения в Японии о. Николай покидал её только дважды: в 1869-1870 и в 1879-1880 годах. В 1870 году по его ходатайству была открыта русская духовная миссия в Японии с центром в Токио. 17 марта 1880 года определением Святейшего синода ему указано быть епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием в Японию; 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа. В процессе миссионерской деятельности отец Николай перевёл на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги; создал духовную семинарию, шесть духовных училищ для девочек и мальчиков, библиотеку, приют и другие учреждения. Издавал православный журнал «Церковный вестник» на японском языке. Согласно рапорту Святейшему синоду, на конец 1890 года православная церковь в Японии насчитывала 216 общин и в них 18 625 христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В Татианинском храме откроется выставка, посвященная святителю Николаю Японскому Москва, 12 октября 2006 г . 14 августа 2006 г . исполнилось 170 лет со дня рождения святителя Николая Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836-1912), нашего великого соотечественника. С 24 октября по 31 декабря 2006 г . в выставочном помещении домового храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете (ул. Большая Никитская, д. 1) будет развернута экспозиция, рассказывающая о миссионерском подвиге Апостола Японии, сообщается на сайте « Россия в красках ». Выставка организуется силами небольшой инициативной группы, на пожертвования Патриаршего Подворья Русской Православной Церкви в Токио и других благотворителей, при участии Японской Автономной Православной Церкви, Архива Внешней политики Российской Империи Историко-документального департамента МИД РФ, Психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Оренбургского государственного университета. Основу экспозиции составляют редкие фотографии конца XIX—haчaлa ХХ вв., которые предоставила Городская библиотека г. Хакодатэ (Япония), иконы, написанные в Японии, оригиналы переводов Евангелия, Апостола, молитвословов и других богослужебных книг, жизнеописания святителя на японском языке, а также вещи некоторых православных японцев в качестве дара Японской Православной Церкви. Часть экспозиции будет содержать материалы по современному положению Японской Автономной Православной Церкви. Во время проведения выставки планируется показ фильмов о Православии в Японии, прослушивание записей церковных песнопений на японском языке. Выставка призвана показать важнейшие черты миссионерской деятельности святого равноапостольного Николая Японского, являющегося примером для миссионеров и сегодня. Выставка представляет интерес, как для почитающих просветителя Японии, так и для тех, кто впервые узнает о существовании Православной Церкви в Японии. Экспонаты подобраны таким образом, чтобы показать, что было сущностью духовного облика нашего великого святого соотечественника. Будет показано, что осталось на земле после него. Хотелось бы, чтобы выставка послужила проповеди православной веры в современном русском обществе, способствовала бы тому, чтобы имя архиепископа Николая Японского стало известно широким кругам. 12 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18800.html

К лику святых батюшка Иоанн Кронштадтский был  причислен Русской Зарубежной Церковью 19 октября 1964 г. •  Канонизация св. прав. Иоанна в России состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7—8 июня 1990 г. Равноапостольный Николай, епископ Японский (+ 1912) Память его празднуется 3 февр. в день преставления Высокопреосвященный Николай, в миру Иоанн Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Береза Вельского уезда Смоленской губ., где отец его, Димитрий Иванович, служил диаконом. Мать будущего святителя умерла, когда ему было пять лет. Многодетная семья диакона была очень бедной, но все же отрок Ваня был отдан учиться в Вельское духовное училище, а потом в Смоленскую Духовную семинарию. После блестящего окончания семинарии в 1856 г. он был принят на казенный счет в Петербургскую Духовную академию, где во время обучения проявил недюжинные способности. Когда Иоанн оканчивал академию, в нем обнаружилось призвание Божие — проповедовать православную веру в Японии, откуда русский консул направил просьбу в Святейший Синод (переданную в академию), чтобы прислали такого пастыря, «который мог быть полезным не только своей духовной деятельностью, но и учеными трудами и своей частной жизнью в состоянии был бы дать хорошее понятие о нашем духовенстве не только японцам, но и иностранцам». Иоанн Касаткин подает прошение на имя ректора, епископа Нектария, о постриге в монашество и назначении его в русское консульство в Японию. 24 июня I860 г. в академическом храме Двенадцати апостолов он принял постриг с наречением ему имени Николай. В тот же месяц он был посвящен в иеромонаха и стал иноком-миссионером. На место своего служения, в японский город Хагодате, молодой иеромонах выехал в июле. Во время своего долгого пути через Сибирь он встретил знаменитого святителя Церкви Русской — апостола Америки и Сибири, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия (память его 31 марта), от миссионерского благодатного опыта которого он воспринял все необходимое, чтобы продолжить его апостольские подвиги «даже до края земли».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010