gr. 64. Fol. 64v, нач. XI в.) и является одним из наиболее популярных эпизодов житийного цикла И. П. (свод визант. памятников с изображением «Крещения народа» см.: Κατσιτη. 1998. Σ. 97-99). Композиция обычно включает И. П., совершающего крещение, людей, к-рые стоят в водах Иордана, а также группу иудеев, ожидающих крещения на противоположном берегу (в кратком варианте - без нее); иногда использовались жанровые мотивы. Данная схема соответствует описанию композиции «Собор св. Иоанна Предтечи» в новгородском иконописном подлиннике XVI в.: «Иван Креститель... В реце народы седаты и руси и млады и отроцы. А иный отрок ринулся в реку низ главою, в порцех, а иный отрок снимает с себя платие на край реки» (Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку XVI в. М., 1873. С. 60). Композиция «Крещение народа» могла также совмещаться с эпизодом оглашения крещаемых: на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (ок. 1551, ЯМЗ) И. П. обращается к стоящим в воде людям с благословляющим жестом, левой рукой он держит развернутый свиток с текстом проповеди. На минейных иконах в XVI-XVII вв. композиция «Крещение народа» обозначалась как икона праздника Собора св. Иоанна Предтечи: на т. н. Ватиканском пентадиптихе (комплекте минейных икон с рус. надписями, кон. XVII в., Ватиканская пинакотека); на фрагменте додекадиптиха за дек., янв. и февр. (XVII в., из собрания Н. П. Лихачёва); на минейной иконе из собрания КДА (XVII в.) и на мн. др. Иконография «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» восходит к ранневизант. эпохе: миниатюра из Александрийской хроники (ГМИИ. 310/8, IV-VI вв.) и фрески ц. св. Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии (сер.- 2-я пол. VII в. или VIII-IX вв.). В послеиконоборческий период сложились особые, страстные, циклы жития И. П., основной композицией которых была сцена казни святого: на фресках ц. св. Георгия в Панийиристре в Лаконии (2-я пол. Х в.); в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира), Греция (ок.

http://pravenc.ru/text/471450.html

По велению духа этот перевод греч. pneumati основывается на некоторых кумранских параллелях; подобное понимание известно и святоотеческой экзегезе (например, в Кратком Правиле св. Василия Великого, 205, см. Migne, Patrologia Graeca 31, 1217); ср. также Исх 35:21, где идея добровольного и доброхотного пожертвования выражена следующим образом: «И приходили… все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения Скинии». В только что описанной семантике слова ebjon идея добровольности имплицитно уже присутствует, и постольку никого не должно смущать то обстоятельство, что в параллельном месте у Луки (Лк 6:20) слово «нищие» дано без всяких разъяснений, а Евангелие от Матфея, напротив, раскрывает импликацию. Толкование, из которого исходит наш перевод, не находится в противоречии ни с акцентированием темы смирения, выходящей на передний план у свв. Иоанна Златоуста, Григория Великого и некоторых других Отцов (ибо добровольно избрать себе участь ebjon, несомненно, есть акт смирения), ни с пониманием «духа» как Духа Божия, встречающимся, например, у бл. Иеронима (ибо человеческий дух, с христианской точки зрения, в своих благих действиях получает внушение от Святого Духа). Древние тексты, как известно, не знали написания слова с прописной или строчной буквы. Читателю предлагается расслышать одновременно оба варианта: «духом» и «Духом». (5:4) Скорбящие — греч. penthountes, слово, семантика которого связана с оплакиванием и трауром, т. е. с такой скорбью, которая является не просто эмоцией, но и долгом, а отказ от нее — предательством. Человек не может всерьез искать Царствия Божия и правды Божией, не испытывая вполне реальной боли от недолжного состояния мира и себя самого; только окончательный приход Царствия приносит конец этому трауру. Согласно Ис 61:2, мессианское утешение посылается «сетующим на Сионе». Св. Иоанн Златоуст в толковании на это место подчеркивает напряженный, волевой, активно-аскетический характер этой скорби, весьма отличной от пассивного огорчения, печали. Однокоренное слово penthos (в традиционной передаче «плач») стало важнейшим термином православной аскетики.

http://pravmir.ru/nagornaya-propoved-mf-...

По его мнению, Христос – незримый высший Глава, единый великий и всеобщий Епископ всех церквей, рассеянных по земле. Человек–епископ – центр единства отдельной общины, и он является для нее наместником Христа и даже Бога 215 . Поэтому люди должны безусловно им повиноваться и ничего не делать без их согласия. Благословенны те, кто един с епископом, как церковь со Христом, а Христос – с Отцом, так что все существуют в единстве и гармонии. Отступничество от епископа есть отступничество от Христа, Который действует в епископах и через них, как через Свои органы. Мы приведем отрывки из более краткого греческого варианта (в редакции Цана): «Если кто–то способен пребывать в чистоте (ν γνεςι, то есть состоянии безбрачия) в честь плоти Господа нашего, пусть он делает это, не похваляясь; если он хвалится, он погиб (πλετο); если он стал известнее епископа 216 , он порочен (εφθαρται). Поэтому мужчинам и женщинам, вступающим в брак, подобает делать это с согласия епископа, чтобы брак их был в Господе, а не в похоти. Пусть все делается во славу Божью. Смотрите на епископа, чтобы Бог [смотрел] на вас. Я буду жить в согласии с теми, кто подчиняется епископу, и пресвитерам, и диаконам; с ними я могу иметь долю рядом с Богом!» Этот отрывок – один из важнейших, он присутствует как в сирийском варианте Послания к Поликарпу, так и в более кратком греческом варианте 217 . Здесь проводится характерная связь между епископатом и безбрачием: аскетическая система католицизма начинается с безбрачия, как иерархическая организация католической церкви – с епископата. «Вы должны быть в согласии с епископом в своих мыслях (или изречениях, γνμη), а также делах. Ибо ваши самые уважаемые пресвитеры, достойные Бога, связаны с епископом, как струны с арфой» 218 . «Очевидно, что мы должны смотреть на епископа как на Самого Господа» 219 . «Я призываю вас, чтобы вы учились делать все с Божьего согласия: епископ предстоятельствует на месте Бога (εις τπον φεο), а пресвитеры – на месте собрания апостолов (εις τπον συνεδρου των αποστλων), а диаконы, самые дорогие для меня, облечены служением (δικοναν) Иисуса Христа, Который был с Отцом вечно и в конце явился нам» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Попытки Каренина остановить неудержимое стремление жены к Вронскому, попытки самой Анны сдержать себя оказываются безуспешны. Через год после первой встречи она становится любовницей Вронского — понимая, что теперь они связаны навсегда, как преступники. Вронский тяготится неопределенностью отношений, уговаривает Анну оставить мужа и соединить свою жизнь с ним. Но Анна не может решиться на разрыв с Карениным, и даже то, что она ждет ребенка от Вронского, не придает ей решимости. Во время скачек, на которых присутствует весь высший свет, Вронский падает со своей лошади Фру-Фру. Не зная, насколько серьезно падение, Анна так неприкрыто выражает свое отчаяние, что Каренин вынужден немедленно увезти ее. Она объявляет мужу о своей неверности, об отвращении к нему. Это известие производит на Алексея Александровича впечатление выдернутого больного зуба: он избавляется наконец от страданий ревности и уезжает в Петербург, оставив жену на даче в ожидании его решения. Но, перебрав все возможные варианты будущего — дуэль с Вронским, развод, — Каренин решает оставить все без изменений, наказав и унизив Анну требованием соблюдать лживую видимость семейной жизни под угрозой разлуки с сыном. Приняв это решение, Алексей Александрович обретает достаточно спокойствия, чтобы с присущим ему упорным честолюбием отдаться размышлениям о делах службы. Решение мужа вызывает у Анны взрыв ненависти к нему. Она считает его бездушной машиной, не думающей о том, что у нее есть душа и потребность любви. Анна понимает, что загнана в угол, потому что не в силах променять свое нынешнее положение на положение любовницы, бросившей мужа и сына и заслуживающей всеобщего презрения. Сохраняющаяся неопределенность отношений мучительна и для Вронского, в глубине души любящего порядок и имеющего незыблемый свод правил поведения. Он впервые в жизни не знает, как вести себя дальше, как привести свою любовь к Анне в согласие с житейскими правилами. В случае соединения с нею он вынужден будет выйти в отставку, и это тоже непросто для него: Вронский любит полковую жизнь, пользуется уважением товарищей; к тому же он честолюбив.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

2015/05/27, 08:31:22 Сергий Радонежский, молю тебя о сыне своем рабе Божьем Аркадии, помоги ему сдать сегодня 27 мая 2015 г огэ ( экзамен) по математике, дай ему терпения, спокойствия и удачи! Пусть моему сынупопалеися легкий вариан заданий, пусть будут к нему блога склонны учителя, помоги прошу всем сердцем матери!!!! Не оставляй его!!! Помоги написать хорошо, помоги. Во имя отца и сына и святого духа аминь аминь аминь . Виктория 2015/05/27, 08:30:28 Преподобный Сергий Радонежский!Молю тебя, помоги сдать экзамены моей дочери Анне 27 мая 2015 года.Помоги ей набрать высокие балы.Будь рядом с ней в тяжелый момент,направь ее,обереги ,прошу тебя.Прошу дай ей ясность ума.Преподобный Сергий Радонежский я верю и уповаю на тебя.Во имя Отца и Сына и Святого духа.Аминь Евгения 2015/05/27, 08:29:39 О,Преподобный Сергий Радонежский!Молю тебя о помощи моему сыну,Рабу Божьему Вячеславу в сдаче экзамена по математике,27 мая 2015 г.Моли Бога за него,прошу тебя!Не оставь моего сына в трудную минуту помоги ему сдать экзамен на высокие баллы,Преподобный Сергий Радонежский во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Аминь! Светлана 2015/05/27, 08:27:26 Преподобный Сергий Радонежский, прошу помоги дочери моей Жанне сдать успешно сегодня зачет и экзамен. Прошу дай ей ясности ума и сообразительности, придай уверенности в себе и спокойствия. Пусть преподаватели будут к ней добры и снисходительны, а задания попадутся легкие. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Венера 2015/05/27, 08:26:59 О Преподобный Сергий Радонежский! Не оставь неуслышанной молитву матери о сыне моем Владиславе Помоги ему успешно сдать экзамен по математике сегодня И преодолеть волнение Пошли ему ясный ум и память Пусть ответит на все вопросы Не оставь его в трудную минуту Молю к тебе Сергий Радонежский Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Сусанна 2015/05/27, 08:13:21 Преподобный Сергий Радонежский, помоги моему сыну Даниилу сдать ОГЭ на хорошую оценку по математике 27 мая. Пусть достанется ему легкий вариант. Пусть ему сопутствует удача и благосклонность наблюдателей и проверяющих его работу учителей. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Но и то, что есть в житии, не всегда ясно и достоверна Так, время рождения Алексия определяется тремя известиями, из которых каждое противоречит двум остальным: 1) Алексий родился в великокняжение Михаила Ярославича Тверского, до убиения Акинфова; следовательно, в 1304 году, когда стал великим князем Михаил и убит его боярин Акинф; 2) Алексий был 17 годами старше вел. кн. Симеона (Гордого); следовательно, родился в 1299 году; 3) Алексий скончался 85 лет от роду, следовательно, родился в 1293 году 176 . У Пахомия в рассказе до вступления Алексия на митрополию встречаем опущенную в кратком житии легенду о пророческом гласе, слышанном 12-летним боярским сыном во время ловли птичек. Но, с другой стороны, Пахомий далеко не воспроизводит всего, что есть в кратком житии одни черты его он опускает, заменяя их общими местами житий, другие передает неточно, не вникнув в связь и последовательность событий. По краткому житию, Алексий родился в Москве, по переселении сюда родителей, при великом кн. Михаиле Тверском и при митр. Максиме, до убиения Акинфа, и его крестил кн. Иван Данилович; Пахомий, не разобрав или не запомнив этих сложных указаний, рассказывает проще, что отец Алексия переселился в Москву во дни великого кн. Ивана Даниловича, «тогда убо тому великое княжение держащую, то есть делает анахронизм почти на 30 лет. Точно так же назначение Алексия на митрополию он относит исключительно ко времени вел. кн. Ивана Ивановича и ни слова не говорит об отношениях Алексия к вел. кн. Симеону и митр. Феогносту, ясно указанных в кратком житии и подготовивших это назначение. Зато в описание святительства митр. Алексия Пахомий вводит новые эпизоды, которых нет в кратком житии. Из них рассказ об основании Андроникова монастыря и о попытке Алексия уговорить преп. Сергия на митрополию Пахомий буквально выписал из своего жития Сергия 177 . Сверх этого Пахомий рассказывает о двух поездках Алексия в Орду: к царю Бердибеку – довольно близко к рассказу летописи под 1357 годом и к Амурату, хану с 1361 года, для исцеления его жены, не названной у Пахомия по имени. Некоторые летописи и житие по редакции XVI века, согласно с сохранившимся ярлыком, называют царицу Тайдулой, женой Чанибека, и относят ее исцеление к тому же 1357 году. Приняв эту поправку, церковные историки, однако ж, рассказывают вслед за Пахомием о двух поездках Алексия, относя обе к 1357-у, одну ко времени Чанибека, другую ко времени сына его Бердибека, в том же году севшего на место отца 178 . Но ни одна летопись не говорит о двух поездках; по одной ясно видно, что Алексий поехал еще при Чанибеке, но вернулся при Бердибеке; согласно с нею и позднейшие редакции жития говорят только об одной поездке 179 . По всей вероятности, историки впадают здесь в одинаковую ошибку с Пахомием, различно повторяют одно и то же событие, заимствуя его из разных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

«Чудо о змии» в Новгороде и прилегающих к нему землях получило распространение в кратком изводе, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы. Этот сюжет в кратком изводе приобрел популярность в предметах деревянной и мелкой пластики. Наиболее ранний пример – изображение в одном из 18 медальонов Людогощинского креста, краткий извод представлен на резной полихромной иконе, где в верхней части ковчега помещены избранные святые и ангел, венчающий святого Георгия, он же выведен в средник резной полихромной иконы с Деисусом и избранными святыми. Сохранилось много каменных иконок святого Георгия (1-я половина XIV века). Краткий извод «Чудо о змии» часто воспроизводился и в памятниках Русского Севера. Как особо чтимый образ, «Чудо о змии» в кратком изводе вошло в состав клейм различных икон. Столь же популярной, как и в Новгороде, в Москве стала композиция «Чудо о змии». Великий князь Иоанн III в 1464 году украсил главные Фроловские (Спасские) ворота Московского Кремля надвратной иконой – белокаменным скульптурным образом Геогия-змееборца. Многочисленные поновления (чинки) исказили иконографию памятника: копье поражало змея не в пасть, а в шею; правая нога великомученика была согнута в колене (первоначальный облик сохранился на вислой печати Иоанна III, 1497 год). Сведения Ермолинской летописи еще в XIX веке стали предметом дискуссии об авторе этого памятника. Мнение о В. Д. Ермолине как о «русском зодчем XV века» и создателе скульптуры считалось единственно верным до 90-х годов XX века. В результате научной реставрации памятника было обосновано предположение, что рельеф создан по «византийскому рельефному образцу итальянским ваятелем из белокаменных блоков, заготовленных русскими камнесечцами», а Ермолин являлся попечителем работ. Композиционные аналоги этому памятнику – византийская мозаичная икона конца XIII – начала XIV века, рельефные изображения Геогия-змееборца в Венеции, Ферраре, Вероне и других городах Италии. Это изображение, воспринимавшееся в XV–XVI веках как символ Московского государства, стало впоследствии гербом Москвы и оказало влияние на ряд памятников. Среди них – многоцветный керамический рельеф (изразец), заказанный удельным князем Юрием Ивановичем для Успенского собора города Дмитрова, украшавший южную стену, обращенную к Георгиевским воротам кремля, а также памятники русской полихромной деревянной скульптуры, созданные в Юрьеве-Польском, Новгороде, Вологде, на Русском Севере в XV–XVII веках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

д. И далее: «Не останавливайся в нерешительности, как Ева . От нее смерть, от тебя жизнь; от нее плод смерти, от тебя жизнь жизни; от нее прельщение, от тебя истина от нее отвращение людей от Бога, от тебя неизреченное воссоединение Бога и человека; от нее мрак и преисподний сон, от тебя сияющий светильник мира; от нее проклятия, от тебя благословение; от нее приговор смерти, от тебя восстановление жизни тела; от нее сомнение, от тебя вера; от нее плач, от тебя река воды жизни; от нее поты, от тебя отдохновение; от нее тернистая земля, от тебя божественный рай; от нее три раны, от тебя троякая жизнь; от нее умерщвление человека, от тебя Бог – друг человека; от нее истребление потопом, от тебя купель, рождающая в вечность; от нее убийство, от тебя обновление человека; от нее смерть жизни, от тебя воскресение мертвых, от нее ненависть двенадцати колен, от тебя братское единение двенадцати апостолов; от нее смерть, введенная в мир, от тебя погибель смерти; от нее падение, от тебя восстание. Не бойся. Мария, ты обрела благодать у Бога. Вот зачнешь во чреве сына от Отца и родишь Того, Кто старше Адама. Родишь Сына, возвышеннее небес; родишь Сына, высшего херувимов; родишь Сына, равномощного Отцу; родишь Сына, славою равного Святому Духу; родишь Сына, Которым все произошло; родишь Сына, Которого благословляют небеса; родишь Сына, образа Которого я не знаю; родишь Сына, в присутствии Которого я с трепетом предстою». Дальнейшею особенностью проповеднической литературы позднейшего периода, как было отмечено, является введение монологов и диалогов, влагаемых в уста лиц, действовавших при совершении событий, воспоминаемых в день произнесения проповеди и представляющих собою большею частью распространение евангельских слов, – иногда, впрочем, они бывают совершенно вымышленными. В рассматриваемых беседах излюбленным является в особенности распространение слов архангела Деве Марии: «Не бойся, Мария», и «Радуйся, благодатная, Господь с тобою», и размышление Девы Марии, смущенной необычным приветствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

О чем он спрашивает у земли? По–моему, он ангел, но говорит как человек; исходит голос ко мне от бестелесных святых; лицом украшен светлее светильника; облечен одеждой; вижу юношу, не облеченного плотью, ступающего по полу, и не оставляющего знаков следа; нет у него языка, и восклицает мне: «радуйся»; губами не двигает, и пророчествует мне радость. Не знаю, что подумать о страшном мне видении? Если не знаю посланного, как буду знать пославшего? Если страшен вестник, то возвеститель страшнее. Если так блестящий омрачил мой ум, каким телом я покрою Солнце правды? Если устрашает меня создание, то как я буду носить Создателя? Если изумлена рабом, то как рожу Господа?» Сказал ей ангел: « Не бойся, Мариам (Лк. 1:30); ты не падешь, как Ева; из нее смерть — из тебя жизнь бессмертная; из нее плод умирания — из тебя плод животворный; из нее обман — из тебя любовь; из нее людям от Бога удаление — из тебя неизъяснимое соединение Бога и плоти; из нее мрачный сон ада — из тебя светлый светильник мира; из нее проклятие — из тебя благословение; из нее отвержение — из тебя прощение; из нее мучение — из тебя вера; из нее слезы — из тебя реки живой воды; из нее труды — из тебя успокоение; из нее древнее нечестье — из тебя жизнь Троицы; из нее братоненавидение — из тебя человеколюбие; из нее потоп — из тебя омовение бессмертия; из нее убийство — из тебя возрождение; из нее заклание живых — из тебя воскресение мертвых; из нее ненавистный двенадцатиколенник — из тебя двенадцать апостолов, соединенных любовью; из нее смерть, распространяющаяся в мире, из тебя — она падает, достигнув успеха; из нее падение — из тебя воскресение. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Того, Который в Отце и во плоти; и родишь Сына древнее Адама; родишь Сына старше меня; родишь Сына выше неба; родишь Сына выше херувимов; родишь Сына, устроителя веков; родишь Сына, собезначального Отцу: родишь Сына, совечного Духу; родишь Сына, Которого (область) все существующее; родишь Сына, Которого мы (не можем) видеть; родишь Сына, образ Которого от меня сокрыт; родишь Сына, Которому я предстою с трепетом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что мне сказать, и что произнести? Как мне ублажить всекоренящую славу? Кроме Бога, ты выше всех». Этим словом она смущена и, отвращая взор, стоит телом (и) изображает зрелище крестной истории; нерешительно стоит перед ангелом – ни бежать не осмеливается, ни стоять не дерзает. Видя, что бестелесный стоит, как человек, она стыдилась оставаться, ценя девство; не осмеливалась спросить неподобного себе. И было лицо Девы исполнено страха; говорит сама в себе: «Что это за приветствие? Кто приветствовал меня? Он превосходит блеском солнце, и беседует с грязью; сошел с неба, и приветствует деву; не облечен телом, и стоит подле жены, ступает по земле крыльями, как ногами. О чем он спрашивает у земли? По-моему, он ангел, но говорит как человек; исходит голос ко мне от бестелесных святых; лицом украшен светлее светильника; облечен одеждой; вижу юношу, не облеченного плотью, ступающего по полу, и не оставляющего знаков следа; нет у него языка, и восклицает мне: «радуйся»; губами не двигает, и пророчествует мне радость. Не знаю, что подумать о страшном мне видении? Если не знаю посланного, как буду знать пославшего? Если страшен вестник, то возвеститель страшнее. Если так блестящий омрачил мой ум, каким телом я покрою Солнце правды? Если устрашает меня создание, то как я буду носить Создателя? Если изумлена рабом, то как рожу Господа?» Сказал ей ангел: «Не бойся, Мариам» ( Лк. 1:30 ); ты не падешь, как Ева; из нее смерть – из тебя жизнь бессмертная; из нее плод умирания – из тебя плод животворный; из нее обман – из тебя любовь; из нее людям от Бога удаление – из тебя неизъяснимое соединение Бога и плоти; из нее мрачный сон ада – из тебя светлый светильник мира; из нее проклятие – из тебя благословение; из нее отвержение – из тебя прощение; из нее мучение – из тебя вера; из нее слезы – из тебя реки живой воды; из нее труды – из тебя успокоение; из нее древнее нечестье – из тебя жизнь Троицы; из нее братоненавидение – из тебя человеколюбие; из нее потоп – из тебя омовение бессмертия; из нее убийство – из тебя возрождение; из нее заклание живых – из тебя воскресение мертвых; из нее ненавистный двенадцатиколенник – из тебя двенадцать апостолов, соединенных любовью; из нее смерть, распространяющаяся в мире, из тебя – она падает, достигнув успеха; из нее падение – из тебя воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010