Бытча. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты По некоторым данным, Троицкая церковь в Бытче существовала уже в 1670 г. Более достоверные сведения о ней относятся ко второй половине 18 в. Известно, что в это время в Бытче действовала униатская церковь. В 1795 г. во время первого воссоединения западнорусских униатов, проходившего под руководством Минского архиепископа Виктора (Садковского) Бытчанский приход был переведен в Православие. В 1797 г. был назначен священником Андрей Селюжнич. Церковь была деревянная, с деревянной отдельно стоящей колокольней. Приход в то время насчитывал 85 дворов и 612 прихожан. После Андрея Селюжнича настоятелем прихода служил священник Павел Сосиновский, скончавшийся во время событий 1812 г. После этого храм некоторое время не имел своего настоятеля и его обслуживал священник из деревни Сморки Игнатий Богдановский. С 1817 по 1860 гг. священниками церкви служили Стефан Лисовский, Елисей Никонович, Иоанн Проволович. В 1839 г. при священнике Стефане Лисовском Троицкая церковь была ремонтирована и в ней был поставлен новый иконостас. В 1862 г началось строительство новой каменной церкви, которое окончательно было завершено лишь в 1868 г. В 1868 г. приходским священником был назначен Василий Радкевич, а в мае 1874 г. его сменил Феодор Иоаннович Адамович, бывший ранее настоятелем Мацеевицкой церкви Игуменского уезда. В 1865-1866 гг. церковь имела приписную Иоанно-Богословскую церковь в Большом Стахове, затем приписной была кладбищенская деревянная Николаевская церковь в деревне Ляховке, построенная в 1869 г. Кроме самой Бытчи в приход входили деревни: Дубени, Дубовики, Студенка, Брыли, Ляховка, Малый Стахов, Малая Тростеница. Всего в этот период (1860-1880-е гг.) в приходе насчитывалось 200-250 дворов и около 1500-2000 прихожан, «...все они крестьянского сословия, занимаются исключительно земледелием». Известно, что в Бытче при церкви существовало штатное народное училище, основанное в 1858 или 1864 гг. Построенная в 1862-1868 гг. каменная церковь прослужила недолгий срок. Уже в конце 1870-х гг. о церкви сообщалось: «Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а от того зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов». На капитальный ремонт храма средств, по всей вероятности, выделено не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь «по ветхости» закрыло.

http://sobory.ru/article/?object=42882

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Смоленск. Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Является мужским, переосвящен в 1669 г. из униатского монастыря базилиан; до 1703 г. при нем жили смоленские архиереи. Между 1672-1675 гг. по инициативе смоленского митрополита Варсонофия Еропкина вместо деревянного собора на средства из казны воздвигается каменный одноэтажный собор. Велось строительство, предположительно, московским зодчим Иваном Калининым. Тогда же к северу от собора построен деревянный дом для настоятеля, утрачен в 1943 г. (под асфальтом площадки сохраняется обширный Г-образный подвал). В 1697 г. собор был поврежден ураганом, в 1727 г.  " поновлен " епископом Гедеоном - возведен второй этаж и пристроена к алтарю с севера ризница. В 40-е гг. XVIII в. с юга пристроена каменная усыпальница над захоронениями смоленских митрополитов, тогда же - колокольня. В 60-х гг. XVIII в. возведена к югу от собора Аннозачатьевская церковь, в 1767 г. она обращена в больничную. В конце XVIII в. построена ограда, частично перестроена в конце XIX в., как и верхняя паперть собора. Собор Троицкий, бесстолинный, одноглавый, типичен для московской архитектуры, стал образцом для церквей Смоленска XVIII в. Центральный объем - высокий четверик с пятигранной апсидой, с запада к нему примыкает немного пониженная трапезная с Г-образными крыльцами, ведущими на второй этаж. Все объемы, кроме примыкающей усыпальницы, двухэтажные, второй этаж четверика - двухсветный. В декоре сочетаются элементы XVII—XVIII вв., наличники с разорванными фронтонами окон нижней паперти и элементы барокко – плоские наличники, восьмигранные верхние окна, широкий фриз, переходящий на полукруглые фронтоны. Помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Интерьеры не сохранились. Здание реставрировано в 1979-80 гг. по проекту А. Силанова. Текст статьи взят с сайта Администрации Смоленской области Монастырь Троицкий. XVIII в. ул. Большая Советская, 8а, 9, 11. Расположен на одной из центральных улиц города, круто поднимающейся от Днепра. С востока, где вплотную к монастырю подходит овраг, его здания просматриваются на значительном расстоянии. Они дополняют ансамбль Соборной горы к северу от монастыря. Троицкий монастырь основан после 1655 г. на месте базилианского монастыря, назван в память о древнем Троицком монастыре " на Кловке " , который был разрушен во время осады Смоленска в 1633 г. Каменный собор построен между 1671 и 1676 гг., в 1697 г. поврежден ураганом, в 1727 г. возобновлен. Видимо, в это время здание было полностью перестроено и получило нынешний облик. В 1847 г. была обращена в придел собора часовня над погребениями архимандритов монастыря, в 1860 г. сооружены каменные крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=01022

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) и его отношение к вопросам церковных реформ 1860-1870-х гг. 03.11.2008 571 Время на чтение 40 минут Приступив к важнейшим реформам в различных областях жизни российского общества (крестьянской, земской, судебной), правительство Александра II не могло обойти стороной и церковную сферу. Планы церковных реформ предусматривали: расширение способов материального обеспечения духовенства, открытие его детям пути ко всем поприщам гражданской деятельности, улучшение духовного образования на всех его уровнях, оптимизацию числа и состава духовных причтов, активизацию приходской жизни, преобразование духовной цензуры и церковного суда. Думается, правительство хотело приспособить духовенство к новым условиям жизни пореформенной буржуазной России, ее новым установлениям, порядкам и учреждениям. Неоднозначной была позиция к намечаемым реформам со стороны иерархов Русской Православной Церкви. И одним из тех архиереев, кто ярко ее актуализировал в своих письмах, записках и устных выступлениях, был свт. Иннокентий (Вениаминов) (1797-1879), знаменитый миссионер, просветитель народов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки, с 1841 г. епископ, с 1850 г. архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1868 г. митрополит Московский и Коломенский. Наиболее концептуальные соображения по поводу реформ в церковной сфере были высказаны им именно в последний, " московский " период деятельности (1868-1879 гг.). Здесь необходимо остановиться на предыстории вопроса. Еще в конце 1850-х годов святитель в частной переписке возлагал надежды на успешность преобразований нового царствования в различных сферах жизни общества (не только духовной, но и светской). " Говорят, Государь хочет сделать сильные реформы. Помоги ему, Господи, направить Россию на путь истины, правды, бескорыстия и проч. " (Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Т. 2. М., 1899. С. 8-9.) Еще в бытность архиепископом Камчатским он выражал в письмах неприятие ряда сторон положения Русской Церкви синодального периода, предлагал пути их исправления. Святителя возмущали бедность русского духовенства и отсутствие реального попечения о его нуждах, засилие светской бюрократии в управлении Церковью и, как следствие этого, умаление роли архиереев в управлении епархиями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Монастырь основан в 1782 г. как подворье Софрониевой пустыни ее настоятелем прп. Феодосием (Масловым, †1802). В 1782-1783 гг. на подворье был построен деревянный храм свт. Григория, просветителя Армении, – небесного покровителя князя Григория Потемкина (при его участии правительство России предоставило о. Феодосию убежище от турок, когда он был настоятелем Тисманского монастыря в Валахии). Вероятно, вскоре насельники создали в скале над Днепром пещерный скит с храмом св. прор. Иоанна Предтечи. Позже храм свт. Григория перенесли на более удобное место, где обитель стоит доныне. В 1803 г. подворье было обращено в самостоятельный монастырь, сюда перевели иноков упраздненной Бизюковой обители Смоленской епархии. В 1822 г. в обители был построен каменный Покровский храм, в 1810-1827 и 1860 гг. – каменная ограда, к 1862 г. – Свято-Григорьевский собор, в 1886-1893 гг. – Вознесенский храм. В XIX в. построены также Трехсвятительский храм (свтт. Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ) в архиерейском доме, колокольни, 3-этажный корпус келий. В 1827-1832 гг. настоятелем обители был о. Иаков (Вечерков, †1850) – будущий известный архиеп. Нижегородский; в 1915-1919 гг. здесь жили будущий сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (†1938) и прп. Варсонофий Херсонский (Юрченко) (†1954). С 1913 г. в монастыре действовали пастырско-миссионерские курсы, позже преобразованные в духовную семинарию: в ней преподавал сщмч. Онуфрий и учился прп. Варсонофий, принявший в 1916 г. монашеский постриг. При обители существовали богадельня, странноприимный дом, школа, больница с хирургическим отделением, винный и кирпичный заводы, мастерские и маслобойни. Во время 1-й мировой войны монастырь приютил у себя лазарет для раненых. В 1917 г. в обители прошел Всероссийский миссонерский съезд. В 1921 г. монастырь закрыли, его имущество перешло к совхозу «Красный Маяк». Со временем часть построек обители была уничтожена – сохранилась часть стен, Покровский храм, ворота, ряд служебных строений и часть пещер. В нач. 1991 г. Покровский храм возродился как приход, в конце того же года при нем открылся женский монастырь, преобразованный в 1992 г. в мужской (в 1996 г. преобразование утверждено Свящ. Синодом УПЦ).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Григорье...

Зарайск. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя пророка Божия Илии была основана «по благословению Феодорита, архиепископа Рязанского и по челобитью тое церкви прихожен посадцких людей Гришки Повалишина с товарищи» в 1612 г. Ныне существующий Ильинский храм построен из кирпича в стиле классицизма в 1835 г. С западной стороны к церкви примыкают четырехстолпная трапезная и колокольня. В трапезной освящены два придела: Никольский и Казанский. Во время пожара 1860 г. купол церкви обрушился. Богослужения в храме прекратились в конце 1930-х гг. В нем разместили литейный цех механического завода. Последний настоятель — протоиерей Алексий Аманов был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 г. и ныне прославлен в Соборе новомучеников Российских. В 1996 г. храм возвращен верующим, здесь регулярно совершаются богослужения, ведутся восстановительные работы. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=212 Ильинская церковь первоначально была основана «по благословению Феодорита, архиепископа Рязанского, и по челобитью той церкви прихожан посадских людей Гришки Повалишина с товарищи в 1612 году». При ней был придел в честь св. Николая. По окладным книгам 1676 г. Ильинская церковь значится находящейся «на посаде». В существующей каменной церкви Никольский придел освящен в 1718 г., а настоящая - Ильинская в 1740 г., которая в 1835 г. была возобновлена и того же года июня 23 освящена архиепископом Евгением в сослужении игумена Богословского монастыря Иоанна, Зарайского Николаевского собора протоиерея Петра Яковлева, Троицкой церкви прот. Иоанна Данилова и приходского священника Георгия Путятина. Во время пожара, бывшего в Зарайске 10 сентября 1860 г., купол на Ильинской церкви обрушился, но приделы и колокольню успели отстоять. В состав Ильинского прихода, кроме городских обывателей, входят сельцо Вельяминово и Маркино, в коих значится при 115 дворах 435 муж. пола и 431 жен. пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. Принадлежащая к Ильинской церкви часовня с древнею иконою Скорбящей в 1736 г. отдана была Вознесенской пустыни для увеличения ничтожных средств к содержанию.

http://sobory.ru/article/?object=00798

Шатрово. Церковь Кирилла и Мефодия. Карта и ближайшие объекты Начало с. Шатровскому на реке Мостовке, являющейся левым притоком Исети, было положено в 1-й половине XVII столетия, когда для защиты заселенной русскими территории от набегов кочевников по границам Тобольского уезда Тобольского разряда создается ряд застав. Для охраны берегов Исети тюменским воеводой была сформирована дружина, а в 1640 г. на реку Мостовку был выдвинут ее сторожевой пост. Здесь на Кармацком броде несли службу несколько человек во главе с казаком Федором, которые, по преданию, соорудили для себя и своих коней шатры, от чего казак Федор был прозван Шатровым, а застава получила название Шатровской. Расположенная на Кармацкой дороге, она контролировала западное ответвление пути на г. Тюмень. В 1660 г. на реке Исети был выстроен Мехонский острог и застава на Мостовке, оказавшаяся в глубоком тылу, была заселена пашенными крестьянами, основавшими д. Шатрову. К концу XVII в. деревня эта была уже довольно крупным населенным пунктом и относилась к Исетскому острогу, а в начале XVIII в. была перечислена в ведение Терсюкской слободы Исетского дистрикта Сибирской губернии. В 1738 г. дистрикт этот вошел в состав учрежденной Исетской провинции, которая в 1744 г. была передана из ведения Тобольска в образованную в это время Оренбургскую губернию. В этом же году с постройкой собственной церкви д. Шатрова получила статус села, чаще именовавшегося в 1750-е гг. Шатровским погостом, находившимся в подчинении Исетского острога. В 1782 г. Исетская провинция была упразднена, с. Шатровское стало центром одноименной волости Ялуторовского уезда Тобольского наместничества, а с 1796 г. - Тобольской губернии. Очевидно, одновременно с постройкой церкви в с. Шатровском были установлены и ежегодные торжки, приуроченные к престольному празднику в день Святого Модеста, патриарха Иерусалимского. Известно, что в конце 1860-х гг. здесь действовали уже два ежегодных торжка – Модестовский 18 декабря и Ильинский 20 июля. К началу XX в. вместо них были учреждены ярмарки: Модестовская, проводившаяся с 16 по 19 декабря, и Ильинская, проходившая с 18 по 21 июля. К началу 1910-х гг. ярмарки в с. Шатровском, видимо, были упразднены и с этого времени в документах не упоминаются. Предположительно, со времени основания д. Шатрова относилась к выстроенной в середине XVII в. Богоявленской церкви Исетского острога, а в начале XVIII в. входила в приход Николаевской церкви слободы Терсюкской.

http://sobory.ru/article/?object=48286

Клин. Церковь Тихона, патриарха Всероссийского. Карта и ближайшие объекты Церковь Святителя Тихона Задонского построена в 1907 г. на территории тюремного замка, возведенного в 1860 г. по проекту В.О. Шервуда. Здание состоит из кубического основного объема, увенчанного одной луковичной главой на барабане, небольшой трапезной и колокольни с шатровым завершением. Основной четверик украшен рядом декоративных кокошников над карнизом. В 1920-х гг. церковь была закрыта, здание перестроено. В 1990-х гг. она восстановлена на средства прихожан. Клин. Церковь Святителя Тихона Задонского. B 1886 году в Клину было построено новое здание тюрьмы, в котором находилась домовая церковь в честь Святителя Тихона, епископа Воронежского и Задонского. Отдельное здание тюремного храма было построено в 1907 году. В исторических справках есть запись о том, что храм был заложен в честь избавления Его Императорского Величества Николая II от опасности в Японии. Храм был причислен к центральному Троицкому Собору г. Клина. B конце 1920-х годов храм постигла печальная участь - он был разрушен и осквернен. Бывшее здание тюрьмы было отдано под жилой дом, в 1960-х годах его приспособили под склад. В конце 1989 года, оба здания были возвращены Православной Церкви, тогда же, по благословению настоятеля храма, был создан клиросный хор и церковно-певческая школа. 17 января 1990 года было совершено его первое освящение. Он стал первым в мире храмом, освященным в честь исповедника XX века Патриарха Тихона. После реставрации основной части храма и устройства временного иконостаса. 30 сентября 1992 года храм был окончательно освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и предстоятелем Американской автокефальной Церкви митрополитом Феодосием. B 1995 году в храме был освящен второй престол в честь Филарета Митрополита Московского и была создана иконописная школа – мастерская. К 1998 году была завершена архитектурная реставрация, как самого храма, так и здания бывшей тюрьмы, в стенах которого располагается духовно-миссионерский центр, и где осуществляются основные социальные и благотворительные программы православной общины.

http://sobory.ru/article/?object=01123

Кострома. Церковь Илии Пророка на Русиной улице. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Один из фрагментарно сохранившихся храмов в центре Костромы, в архитектуре которого классицистические формы объединены с эклектическими, подражающими русскому зодчеству конца XVII- начала XVIII вв. Две деревянных клетских церкви – холодная Ильи Пророка и теплая Рождества Христова – известны здесь с 1628 г.; вместо них, видимо, в конце XVII в. выстроен каменный Ильинский храм, впервые отмеченный в документах под 1715 г. В конце XVIII в. здание получило барочную отделку фасадов. В 1829 г. сооружена новая трапезная и колокольня в стиле зрелого классицизма. Наконец, в 1860 г. трапезную увеличили, ее главный фасад отделали заново, а к колокольне пристроили с улицы парадное крыльцо. В конце 1920-х гг. основной четверик храма, пятиглавый, трехапсидный и бесстолпный, стоявший на подклете, а также два верхних яруса колокольни полностью разобрали. Существующая одноэтажная трапезная на подклете и нижний ярус колокольни с крыльцом возведены из кирпича и оштукатурены. Прямоугольный в плане со скругленными углами объем трапезной с кровлей на два ската вытянут вдоль улицы главным фасадом в семь осей проемов. С запада к нему примыкает слегка повышенный четверик колокольни с вынесенным на красную линию более низким крыльцом. Подклет трапезной подчеркнут дощатым рустом с клинчатыми замками над проемами. Скругленные углы раскрепованы, в завершении стен – изящный антаблемент. Прямоугольные окна заключены в нарышкинские наличники с полуколонками и килевидными фронтонами, из-под которых вверху видны фрагменты прежних обрамлений – прямоугольные нишки и доски. Дворовый фасад сохранил эти обрамления – тягу под окнами и ниши, а также сандрики с досками. У четверика колокольни – двухколонные портики с фронтонами, оформляющие арочные ниши с импостами, архивольтами и замковыми камнями, в которых помещены арочные окна. У крыльца с филенчатой обработкой стен выделяются стилизованный перспективный портал с парными пилонами по краям арочного проема и профилированным архивольтом.

http://sobory.ru/article/?object=11705

Хребтово. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления храма Воскресения Карта и ближайшие объекты Церковь обновления храма Воскресения, кирпичная, построена в конце XVIII в. на средства прихожан. В 1862 г. перестроена и расширена трапезная, оштукатурены фасады здания. Образец сельской культовой архитектуры периода классицизма, памятник характерен сочетанием традиционной типологии с ордерными мотивами убранства. Основой в прошлом трехчастной композиции служит храм типа " восьмерик на четверике " со ступенчатыми тромпами в основании восьмигранника. С запада к нему примыкает короткая и широкая двухпридельная трапезная с парой столбов, поддерживающих парусные своды. Колокольня разобрана. Внешняя обработка здания построена на невысоком рельефе. Фасады храма украшают пилястровые портики с фронтонами, подоконные " доски " , рамочные наличники. Круглые окна второго света заключены в плоские ниши. Профиль карнизов с зубчиками упрощен штукатуркой. Верх храма практически не имеет декора, отчего восьмерик кажется еще более массивным. Гладкие плоскости его стен оживляют лишь оконные проемы, из которых часть ложных, с нарисованным заполнением. В интерьере частично сохранилась настенная живопись, н конце XIX в. прописанная маслом. Сюжетные композиции сочетаются в ней с декоративными мотивами начала XIX в., исполнеными в технике " гризайль " . Пол выложен метлахской плиткой. В окнах - кованые крестчатые решетки. Главный высокий иконостас стиля классицизма и малые в приделах утрачены. В XVI в. село принадлежало боярину Василию Морозову. С 1764 г. оно стало казенным, а церковь в нем существовала уже в конце XVI в. В ведомостях о церквах Переславского уезда за 1799 г. записано: «В селе Хребтово церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца каменного здания; построена вместо сгоревшей каменной церкви прихожанами сего села; настоящая к 1799 г. еще не была освящена». В 1859 г. старая трапезная часть церкви была разобрана, а на ее месте в 1860—1863 гг. построена новая, расширенная трапезная часть, существующая ныне, где устроены два придела: в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая. При перестройке колокольня церкви осталась без изменений.

http://sobory.ru/article/?object=00057

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010