Каталог этот, подобно всем другим, сильно испорчен переписчиками. Не имея под рукой других каталогов для проверки, Муральт необходимо должен был делать много показаний неточных или ошибочных и иногда не только относительно месяцев, но даже и лет. Например, время поставления Феодора 1-го Муральт относит к 677 году 46 , а время его изгнания к осени 678 г. и утверждает, что он занимал кафедру 1 год и 3 месяца 47 . Между тем все другие каталоги единогласно вместо 1 года 3 месяцев имеют 2 года 3 месяца (об этом ниже). С этим более согласуются и круглые показания Феофана и Зонары: 2 года. Во всяком случае, показания об изгнании Феодора должны возбуждать сомнение и нуждаются в тщательной проверке; для Муральта же подобных колебаний не существует. Примером рискованного вычисления месяцев по одному каталогу Никифора может служить отнесение Муральтом смерти патриарха Мефодия к маю месяцу 846 года на том только основании, что в каталоге помечено 4 года 3 месяца (считая от 12 Февраля 842 года) 48 . – говорим, – рискованного, потому что все другие каталоги считают не З, а 2 месяца. Иногда вычисления дней месяца по каталогу Никифора является очень загадочным. Например, смерть патриарха Сергия Муральт относит к 12 Декабря 639 г., очевидно, пользуясь показанием каталога, в котором стоит 28 лет 7 месяцев и 21 день, считая с 18-го апреля 610-го года (дата Пасхальной хроники) 49 . Между тем от 18-го Апреля до 12-го Декабря промежуток не 7 мес. 21 д., а 7 мес. 24–25 дней 50 . Нельзя не заметить далее того, что Муральт, признавая возможным поверять и исправлять даты посредством пасхальных вычислений, иногда, однако, оказывается в противоречии с ними. Например, в Пасхальной хронике рукоположение Сергия отнесено к великой субботе 610-го года к 8 апреля; Муральт же вместо 8 ставит 18 потому, очевидно, что пасха по обычному вычислению в 610-м году падала на 19-е апреля и великая суббота, следовательно, на 18-е 51 . Но этот же способ проверки не принимается в расчет Муральтом, когда он воскресенье 21-го апреля, день поставления Иоанна VI, относит к 837 году 52 , хотя такое совпадение могло иметь место, по обычному вычислению, или в 832 или в 838 году, но никак не в 837 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (56) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-05-15) Происхождение изображения: Загружено 2019-05-15, анонимно. Описание: Чудотворная Иверская икона Божией Матери из Вольского женского монастыря. Фото начала 20-го столетия. Чудотворная Иверская икона Божией Матери из Вольского женского монастыря. Шайки пугачевцев, наводящих страх на весь поволжский край, похитили в одном монастыре три древних образа: Спасителя, Иверской и Тихвинской Божией Матери. Переходя из рук в руки, они в начале 19-го столетия были приобретены помещицей села Березовки Петровского уезда. Потеряв зрение, березовская помещица находила утешение в молитве перед этими иконами. Следующим владельцем Иверской стал благочестивый старец села Мокрое того же Петровского уезда Потап Васильев. Поновив святой образ в одной из иконописных мастерских Саратова, он передал его сестрам Вольского монастыря. Чудотворная Иверская икона Божией Матери из Вольского женского монастыря. В 1873 году этот огромный, 3 на 2 аршина, образ был торжественно встречен в монастыре, где простоял не пользуясь особым почитанием до 1892 года. На вешнего Николу в 1892 году соборный храм монастыря наполнился необыкновенным благоуханием, а сама Иверская икона покрылась капельками маслянистой благовонной жидкости. Тряпицы и кусочки ваты, пропитанные святым миром раздавали сотням богомоьцев. Смысл особой милости Божией Матери, которая проявилась в чудесном источении мира, открылся двумя месяцами позже, когда в Саратовской губернии разразилась страшная эпидемия холеры. В монастырь потекли тысячные толпы богомольцев, среди которых было замечено немало старообрядцев. После многочисленных случаев исцления Иверскую иконы с утра до глубокой ночи стали носить по домам Вольских жителей, и лежавшие на смертном одре люди, даже те, кто уже находился в конвульсиях, возвращались к жизни. Бедствие миновало город. Эпидемия в Вольске прекратилась задолго до того, как холера исчезла в пределах Саратовского края. С этого момента началось всенародное почитание образа, причем источение мира случалось и позже. Иждивением Елисаветы Никандровны Поликарповой чудотворный образ был украшен массивной чеканной сребропозлащенной ризой, изготовленной в московских мастерских. После разорения монастыря чудотворная икона была перевезена в один из сельских храмов Вольского уезда. В настоящее время этот чудотворный образ хранится в Вольской картинной галерее. Владимирский женский монастырь Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Иверская (Вратарница, Портаитисса) " .

http://pravicon.com/image-33666

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) - описание Арапетская, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV века, называя конкретный год – 301. По другим же сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I веку, и связано со святым апостолом Фомой во время его пребывания в Индии. Другое название иконы – «О Всепетая Мати» – следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». Слово Всепетая» означает «всеми прославляемая». Всепетой Божия Матерь называется также в Каноне молебном к Богородице (песнь 3, песнь 4). На некоторых иконах Богородица увенчана широким царским венцом. Её облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишнёвого «облачного» мафория. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звёзд часто изображаются три оглавных ангела, которые иногда истолковываются как древний символический образ Троицы. Из-за наличия на образе текста из акафиста Божией Матери икону часто размещают в центральной части сложносоставных икон под названием «АКАФИСТНАЯ», поэтому нередко икона «О Всепетая Мати» ошибочно называется «Акафистной» иконой Божией Матери. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) " .

http://pravicon.com/info-221

Гедеон, подвижник Серпуховского Владычного монастыря, ученик основателя монастыря преп. Варлаама. Геннадий, архиепископ Новгородский, но низведении с кафедры скончавшийся и погребенный в Московском Чудовом монастыре 4 Декабря 1505-го года (у преосв. Сергия). Геннадий, иконописец Черниговский, живший в середине XVII века (у Барсукова). Георгий праведный, Муромский, муж Иулиании Лазаревской, – под 2-м Января в Подлиннике Филимонова. Георгий, юродивый Новгородский, 3-го Ноября. – Неизвестный. Георгий Святославич, князь, убиенный в лето 6562 (1054), а по году и месяцу кончины это – не убиенный, а умерший естественною смертью (19-го Февраля 1054 года) Ярослав Великий, по христианскому имени Георгий, сын Владимира святого. Георгий (Угрин), «иже пострада со св. князем Борисом и с ним в чудесех видении являшеся, 2-го Мая» (у преосв. Сергия). Георгий. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. 156–170. между прочим возглашается вечная память «Георгию Отильбею, новому исповеднику, много мученому от иноверных за веру христианскую», – л. 167 об. Герасим, отшельник Соловецкий и ученик св. Зосимы (в Соловецком Патерике нет). Герман Кожеозерский. См. Логгин. Герман дивный, ученик преп. Кирилла Белоозерского, преставившийся в лето 7016 (1508). Так как преп. Кирилл скончался 9-го Июня 1427-го года, то Герман мог быть его учеником только в несобственном смысле, как подвижник его монастыря. Гермоген, патриарх Московский, скончавшийся смертью мученика 17-го Февраля 1612-го года. Геронтий, митрополит Московский, скончавшийся 28-го Мая (в каталогах ошибочно: 5-го Мая) 1489-го года. В Московском Успенском соборе, по описям его начала XVI века и 1627-го года, находилась икона митрополита Геронтия, – Русск. Историч. Библиот., изд. Археигр. Комм., т. III, coll. 314 и 420: следует думать, что икона, в качестве иконы-портрета, написана была вскоре после смерти митрополита и что первое некоторое время после смерти он был действительно почитаемым в соборе усопшим (в ркп. Румянц. Муз. 364 есть краткое сказание о митр. Геронтии вместе с сказаниями о митр. Филиппе 1-м и Макарии, а в ркп. гр. Уваровой, бывшей Царского, 896, л. 302, есть наставление как писать митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и двух Филиппов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Если справедливо, что Андрей Васильевич погребен был у церкви Бориса и Глеба, то после он перенесен бил в общий усыпальный храм князей – Архангельский собор. Анна Всеволодовна (Янка), княжна, дочь вел. князя Всеволода Ярославича, девою принявшая монашество, для которой отцом ее был построен особый монастырь, – Андреевский Янчин, прекративший свое существование в нашествие Монголов, и которая скончалась 3-го Ноября 1113-го годакаталогах ее кончина полагается 18-го Мая 1086-го года, но 1086-й год есть год, а 18-е Мая, вероятно, есть день ее пострижения). Антоний Корельский, см. Василид и Филикс. Антоний Кожеозерский, подвижник Кожеозерского монастыря, современный основателю последнего преп. Серапиону, преставившийся в лето 7000, т. е. вероятно, как наибольшею частью должны быть понимаемы круглые цифры, в неизвестном году, 27-го Июня. См. в предшествующем списке сл. Серапион Кожеозерский. Антоний на Купле, Вологодский чудотворец, 6 Марта. Должно думать, что подвижник Александрова Куштского монастыря, ибо другого Куштикого монастыря неизвестно. Антоний епископ Ростовский, чудотворец, занимавший кафедру с 1328-го по 1336-й год (у преосв. Сергия). Антоний и Филипс. См. Василид и Филикс. Антоний, пронзенный стрелою. Инок Чудова монастыря, во время крестного хода, который 2-го Июля 1451-го года, по случаю осады Москвы Ногайским царевичем Мазовшею, совершал по стене Московского кремля св. митр. Иона, пораженный татарскою стрелою тотчас после того, как предсказал осажденным избавление от неприятеля (см. у гр. 471; cfr Kapaмз. V. 200). Анурий (Ианнуарий), ученик преп. Зосимы Соловецкого (у преосв. Сергия. В Соловецком Патерике нет). Аркадий Дорогобужский, ученик Герасима Болдинского и затворник его монастыря. Арсений, архиепископ Суздальский, родом Грек, бывший Галасунский (Елассонский), скончавшийся 29-го Апреля 1630-го года. 605 Арсений, Новоторжский чудотворец, (у преосв. Сергия). – Неизвестный (Может быть, ошибочно вместо Аркадий, о котором см. в предшествующем списке).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

 Аврамий игумен, преставившийся в лето 6000 (492!), находящийся между святыми града Киева. – Неизвестный. Аврамий, игумен Всемилостивого Спаса, 2 Марта (у преосв. Сербия). -Неизвестный. Аврамий, Пенежский чудотворец, 21 Июня (в святцах с летописцем Московск. Духовн. Академии, л. 321). Может быть, основатель или один из настоятелей монастыря Похвалы Пресвятые Богородицы, который находился на Пенежском волоку Двинской области, в нынешней Архангельской губернии (Ист. Uep. V, 619  fin). Аврамий, игумен Спасский, иже в Ярославле, 23-го Сентября (в святцах гр. Уварова). В Ярославском Спасском монастыре игумены били со времени его основания в начале XIII века до начала XIV века, но между ними по имени известен только один – Прохор, поставленный в 1311-м году в епископы Ростовские (см. у Строева в Списках иерархов и настоятелей монастырей). Ряд архимандритов известен почти сполна, но между ними нет Аврамия (cм. ibid.). Агафия Всеволодовна, вел. княгиня, супруга вел. князя Владимирского Георгия или Юрия Всеволодовича, сыновья Георгиевы: Всеволод, Мстислав и Владимир, снохи его, жены двух первых его сыновей, Мария и Христина, и дочь его Феодора, погибшие при взятии Владимира Татарами 7-го (в каталогах ошибочно 3-го) Февраля 1238-го года (жена третьего сына Владимира, неизвестная по имени, вероятно, погибла при взятии Татарами Москвы, что было по пути от Рязани к Владимиру и при чем муж ее, сидевший в Москве на уделе, взят был Татарами в плен). Адриан, пустынник Соловецкий, живший в первой половине XVII века, – Патерик Соловецкий, стр. 77. Акакий, епископ Тверской, скончавшийся в Москве 14-го Января 1567-го года и погребенный в Тверском Желтковом монастыре. Александр, Переяславский епископ, новый чудотворец, 14-го Мая (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Александр преподобный, Тверской чудотворец, 20-го Августа (у преосв. Сергия). – Неизвестный. Алексей. В Синодике недели православия, принадлежавшем Вологодской архиерейской кафедре и находящемся теперь в Петербургской Публичной Библиотеке, – Сборников Библиотеки, описанных А. Ф. лл. 156–170, между прочим возглашается вечная память «Алексею Ясину, убиенному за дом святые Богородицы и с дружиною (т. е. женою?) и сыну его Иоанну», – л. 167 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  30 июля/12 августа 1910. Пятница. Послал два благодарственные письма за поздравления с 50-летием служения: одно – Высокопреосвященному Никанору, в Казань, приславшему адрес Миссионерского Съезда; другое – Духовному Учебному Комитету при Святейшем Синоде. В первом отказался принять идеализацию, выраженную в адресе, на свой счет, но порадовался высокому идеальному настроению членов Съезда.   31 июля/13 августа 1910. Суббота. Целый день в библиотеке вводил книги в каталог. Весь день рубил дождь.   1/14 августа 1910. Воскресенье. Служил Литургию только с о. Романом Циба. В Церкви было совсем мало, ибо в городе, в кварталах Асакуса, Хондзё, Хонго, Уаноме – поток; в лодках по улицам плавают. Одни спасаются, другие спасают. После обеда та же работа в библиотеке.   2/15 августа 1910. Понедельник. Весь день работа в библиотеке – внесение книг в каталог.   3/16 августа 1910. Вторник. Уборка 2-го этажа библиотеки, где запасные. Письмо от о. Феодора Быстрова, и в нем письмо к нему Преосвященного Андроника, со списком новых собранных им пожертвований на Храм в Оосака: 2816 рублей 17 копеек, и сетованием, что в телеграмме, явившейся в русских газетах об освящении Храма, ошибочно сказано, что Храм построен на пожертвования Государыни Императрицы и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны; «значит-де все прочие пожертвования пошли в карман архиерея», подумают усердствовавшие жертвователи, – сетует Преосвященный Андроник. Правда! Надо будет в несколько газет написать краткий отчет о постройке. О. Феодор извещает еще, что получил 300 рублей на Храм в Оосака от Императрицы Марии Феодоровны, чрез посредство княгини Александры Николаевны Голицыной; письмо княгини к о. Феодору о сем также приложено. Высокопреосвященный Макарий, Архиепископ Томский, письмом поздравляет с 50-летием. Такое же поздравление получил от Дмитрия Григорьевича Янчевецкого, из Баку, который пишет, что пробыл полтора года в Персии и опишет это в книге, которую потом пришлет мне.   4/17 августа 1910. Среда. Жара делает и то, что простужаемся; встал с простуженным желудком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

творений прп. Исаака Сирина ( Mar Isaacus Hinevima. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. P.; Lpz., 1909. P. 459-461). Др. отрывок из того же 65-го Слова под именем Нила сохранился в свободном араб. переводе в рукописи Paris. syr. 239, 1493 г. Fol. 152v (каршуни). Издание сир. и араб. текстов с франц. переводом: Khalifé -Hachem. 1969. P. 20-23. 17. Письмо (CPG, N 6084), сохранившееся на сир. и араб. языках (последнее в переводе с сирийского). Сир. оригинал (CPGS, N 6063) дошел в рукописях Cantabr. Add. 2019, 1452 г. Fol. 97v - 103v и Harv. 36 (Semitic Museum. 3974), 1797 г. Fol. 295r. Именно на это письмо указывает в своем каталоге А. Баумштарк ( Baumstark. Geschichte. 1922. S. 91. Not 8). Араб. версия представлена кодексом Paris. syr. 239. Fol. 235r - 238v (каршуни). Письмо состоит из 3 неравных частей неодинаковой тематики, искусственно соединенных между собой, завершается молитвой, обращенной ко Христу. Первая часть составляет 2/3 компиляции и является выдержкой из т. н. 5-го послания восточносир. мистика Иосифа Хаззаи ( Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1934. Vol. 7. P. 256 (текст), 178 (англ. пер.)). Текст 2-й и 3-й части, хотя и не идентифицирован, терминологически и богословски близок к известным произведениям Иосифа Хаззаи, к-рому, вероятно, и принадлежит. Издание сир. и араб. текстов с франц. переводом: Khalifé -Hachem. 1969. P. 32-59. 18. «Повествование о Пахоне» (Διγησις περ Πχων; Narratio de Pachon; CPG, N 6076; изд.: PG. 79. Col. 1312-1316). Представляет собой заимствование из «Лавсаика» Палладия, еп. Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 23). 19. «Мученичество св. Феодота Анкирского и семи дев» (Martyrium s. Theodoti Ancyrani et virginum VII; CPG, N 6079; BHG, N 1782; изд.: Franchi de Cavalieri. 1901). Ошибочно приписывается Н. А., т. к. в начале «Мученичества...» автор называет себя Нилом и говорит, что его рассказ передает то, что он видел своими глазами, т. к. он лично знал мч. Феодота и даже находился вместе с ним в узах. По мнению И.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Георгий 1-й. Разноречивые показания каталогов о времени правления Георгия соглашены нами выше (в виде примера в отделе о каталогах) и сведены к наиболее достоверной цифре 6 л. 3 мес. Феофан утверждает, что Георгий занимал кафедру 3 года до 6 вселенского собора и 3 года после него 668 . Это утверждение по самому существу дела нельзя понимать строго буквально, потому что самый собор длился с 7-го ноября 680 до 16 сентября 681 года 669 , и из него можно удержать только то, верное положение, что Георгий занимал кафедру 6 лет. Считая с ноября 679 года вперед 6 л. 3 м., смерть Георгия можно отнести к январю – февралю 686 года. Такое вычисление может показаться невероятным, особенно в виду показаний таблиц летописи Феофана, где последний год Георгия сопоставлен с 675 годом алекс. эры (в январе 675 + 9=684), а под следующим назван уже Феодор 670 . Но эти показания весьма ошибочны и представляют собою дело неумелого интерполятора. Так думаем потому, что в переводе Анастасия сохранено действительное свидетельство самого Феофана, по которому 1-й год вторичного правления Феодора помечен не 676, а 678 годом александр. эры; следовательно, последний год Георгия относится к 677 году той же эры, что вполне подтверждает сделанное нами вычисление (677 в январе – феврале + 9=686-й) 671 . Итак, Георгий занимал кафедру с ноября 679 года по январь – февраль 686 года. Феодор 1 вторично. Относительно вторичного правления Феодора возникают почти неразрешимые недоумения. Феофан два раза отчетливо показывает, что Феодор вторично занимал кафедру 3 года. 672 Но свидетельства каталогов единогласно противостоят этому показанию. Во всех десяти списках хронография Никифора, которыми для своего издания пользовался De-Boor, в каталоге Никифора Каллиста, Леунклавия и Филиппа Кипрянина стоит 1 г. 10 мес. 673 ; в 1-м каталоге Фишера помечено 1 г. 11 мес., а во втором и в каталоге Матфея Кигалы ровно 2 г. 674 Последняя цифра представляет собою, очевидно, результат обычного сокращения более подробной даты 1 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Россия и греческий мир. С. 130 3), 337 2). 223 Горский А. В. Максим Грек святогорец. — В кн.: Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе. М., 1859. Ч. 18. С. 190—192. 224 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 55, 202; Ту рилов А. А. Власий. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 107–108. 225 Казакова Н. А. Димитрий Герасимов и русско–европейские культурные связи в первой трети XVI в. В кн.: Проблемы истории международных отношений. JL, 1972. С. 248—266; Казакова Н. А., Катушкина Л. Г. Русский перевод XVI в. первого известия о путешествии Магеллана//ТОДРЛ. Т. 23. Л., 1968. С. 240–252; ТуриловА. А. Власий. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 107—108; Николай деЛира. Доказательство пришествия Христа: Латинский теологический трактат и его церковнославянский перевод, выполненный Димитрием Герасимовым, конец XV века/Пер. на рус. язык, предисл., аналитический обзор, указ. слов и словоформ Е. С. Федоровой. М., 1999. Т. I?II. 226 Россия в первой половине XVI в. С. 138. 227 Подробное обоснование датировок см.: Синицына Н. В. Раннее творчество преп. Максима Грека. В кн.: Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 37–38. 228 Запись имеется в самой ранней и авторитетной рукописи РГБ. Ф. 304, Троицкое собрание, 118, л. 151 об. (всего в рукописи 599 л.). Рукопись была ошибочно датирована «1480—1500–е гг.» (Ухова Т. Б. Миниатюры, орнамент и гравюры в рукописях библиотеки Троице–Сергеева монастыря//Записки Отдела рукописей Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Вып. 22. М., 1960. С. 94). Составители описания не обратили внимания на эту запись, сделанную не на традиционном месте (в начале или в конце рукописи), но «внутри». Аналогичные записи имеются и в других рукописях Толкового Апостола; ее воспроизведение по рукописи ГИМ, Хлудове кое собрание, 49 см.: Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872. С. 45—50. Имеющаяся здесь (и в ряде других рукописей) измененная дата (1520 год вместо 1519–го) означает дату переписки одного из экземпляров, повторенную механически в других, которые к нему восходят. Но это могла быть и простая ошибка писца, который, изменив дату, не изменил другое число («книга совершена в 14–е лето государства Василия III»). 229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010