Другой пример ложного совпадения — заимствованное из арабского слово къурбан в значении “жертва”. Несмотря на то, что в Евангелии содержится его точный этимологический эквивалент: “кто скажет отцу или матери: “корван”, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался” (Мк 7: 11), из-за явного смыслового несовпадения это слово здесь не подходит. В переводе употреблен другой арабизм — назру “нечто, посвященное Богу” ( ср. назорей). Труднейшим термином для перевода на все дагестанские языки является “крещение”, греч. baptisma, букв.: “омовение”. Хотя в исламе имеются определенные термины для ритуальных омовений, их использование для перевода “крещения” неприемлемо по той же причине: и смысл, и способ совершения мусульманских омовений имеют весьма мало общего с христианским крещением. Когда мы искали способ передачи этого термина, нам пришлось выделить составляющие его части значения: возвращение к Богу, покаяние в грехах (в исламе:тавбу), омовение, или погружение в воду, и прощение грехов, исходящее от Бога. В результате слова “крестить” и “крещение” мы переводим с помощью словосочетаний (см. ниже). Особого решения потребовал перевод Мк 10:38: “Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?” Перед нами две метафоры, буквальный перевод которых невозможен, так как выражения “пить из чаши” и “погружаться в воду, совершать омовение” для аварца никак не связаны с идеей тяжких испытаний и смертных мук. Впрочем, для первой метафоры эквивалент нашелся — в аварском языке есть идиоматическое выражение “пить из рога смерти”, тождественное по смыслу евангельской “чаше”. Для второй метафоры переводчик использовал менее очевидный эквивалент: “перейти реку” (rIop бахине) — выражение, которое может означать “перенести испытание, страдание” и в то же время содержит в себе мотив погружения в воду. Некоторые важнейшие понятия христианства, которые в исламе не приняты и неизвестны, пришлось давать в виде кальки или буквального перевода, в некоторых случаях — подбирать смысловой эквивалент, иногда в результате очень длительного выбора из нескольких возможных вариантов. Один из труднейших терминов — “слава”. Трудность заключается в том, что столь распространенное среди древних индоевропейских и семитских народов представление о некоей таинственной силе, дарующей победу над врагами и имеющей исток в духовном мире, по-видимому, совершенно чуждо обитателям Кавказа. В зависимости от контекста “славу” приходится переводить либо как “хвалу”, либо как “могущество”, либо как “величие”: разумеется, ни первое, ни второе, ни третье само по себе не является полноценным эквивалентом греч. doxa. Здесь остается надеяться лишь на то, что более глубокое понимание “проступит” для духовно чуткого читателя благодаря контексту.

http://pravmir.ru/iz-opyta-perevoda-novo...

При ознакомлении с особенностями радикальных направлений ислама необходимо учитывать сущностное духовное отличие его от христианства, при наличии, однако, некоторых элементов сходства. Оба религиозных направления в основе своей строго монотеистичны, считают Библию богодухновенной книгой, признают библейских пророков и праведников. В тоже время различия столь велики, что сказываются на особенностях уклада жизни принявших их людей. В исламе Библия как священная книга считается отмененной Кораном. Различается в этих вероучениях содержание многих ключевых категорий. В частности, таких, как «Бог», « Церковь », «таинство», «рай», «грех», «душа», «святость», «богоявление», «богообщение», «мистика», «судьба», «предопределение». Несмотря на то, что многие понятия в православии и исламе совпадают по форме (омонимичны), тем не менее, там и там, в связи с принципиальной непохожестью духовности, в них вкладывается разный смысл. Из-за омонимичности, при поверхностном подходе, может возникнуть иллюзия некоего их сходства. Например, в отличие от христианства, в исламе считается, будто душа человека (нафс) создана так, что побуждает его к злу (Коран: сура 12, аят 53). Она, с точки зрения ислама, является источником отрицания всякого добра в человеке. Ислам не приемлет понятие «первородный грех», а сам грех рассматривает как неведение закона, данного Аллахом. В исламе нет хотя бы подобия христианской духовной практики покаяния и исповеди. В исламе невозможно богоявление (а значит, неосуществимо подлинное искупление и спасение через встречу Бога и человека), так как Аллах, согласно этому вероучению, бесконечно удален от мира и человека. Если основой взаимоотношения Бога с человеком в православии считается любовь, то в исламе – покорность. Духовная практика ислама, в отличие от православного боговидения и трезвения, сочетает рациональный подход (обыденную «понятность» основ вероучения) с приемами мистической экзальтации и экстазом. Существуют и иные принципиальные и второстепенные различия между христианством и исламом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 . Как понимать нетварность слов Божих (если таковая концепция имеет место) в классическом исламе? Например, вхристианстве «не-тварность» обязательно означает «божественность», так как, кроме Бога и твари, ничего нет. Но ведь в исламе отрицается, что помимо Бога (Аллаха) есть что-то " божественное». 2 . Мыслится ли в классическом исламе Ум аль-Китаб как своего рода «энергии» (действия) Аллаха, или же это некая «вещь»,иными словами, «ипостась»? Понятно, что на эти вопросы существует целый ряд ответов, в зависимости от школ и направлений в исламе. Однако, имея ввиду ту проблематику, которую я обозначил выше, а именно учение о нетварных логосах Писания у прп. Максима и последующее почти полное забвение этого учения в православии, было бы важно выявитьдоминирующие тенденции в ответах на эти вопросы в мусульманском богословии, в первую очередь, в VII-IX вв., когда жили прп. Максим, прп. Иоанн Дамаскин и Феодор Абу-Курра. Такая постановкавопроса следует из необходимости рассматривать религиозные системы, особенно такие, как ислам и православное христианство , вступившие в полемику и диалог с самого начала появления ислама, неизолированно, а в отношении друг к другу, что может способствовать более глубокому пониманию соответствующей традиции, истории ее развития и эволюции. 2 См .: The Earlier Ambigua of S. Maximus the Confessor and his Refutation of Origen-ism. Romä Herder, 1955 (Studia Anselmiana XXXVI). P.168. 3 См ., напр .: Прот . Иоанн Мейендорф . Жизнь и труды св. Григория Паламы : Введение в изучение. Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. Изд. 2-е. СПб.:Византинороссика, 1997. С. 298–303. 4 Пер. А. И. Сидорова по кн.:Творения преп. Максима Исповедника . М.: Мартас, 1993. Кн. II. С. 90. В переводе мы восстановили по оригиналу слово «логосы», которые у Сидорова переведены как «смыслы». Речь, очевидно, идетименно о божественных логосах, что видно по словосочетанию «богосовершенные логосы» и по параллели между «логосами Писания» и «логосами творения» (см. конец этого отрывка). Я благодарю Е.Павленко, который обратил мое внимание на этот отрывок.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Заметим, что, в то время как сарацин задает вопрос о словах Божиих, не уточняя, идет ли речь о Священном Писании или ословах («логосах»), которые, в принципе, можно помыслить и «до» воплощения, христианин говорит именно о словах Писания, которые (что не отрицал и прп. Максим) по своей «букве» действительнотварны. Как бы то ни было, следует отметить, что в этом отрывке именно сарацин косвенно говорит, что в некотором смысле словаБожий нетварны, а христианин с ним не согласен. Как мы видели выше, такое исповедание «нетварными» слов Божиих для сарацина вовсе не означало, что они «боги», т. е. обладают ипостаснымсуществованием, и при том суть божества, наряду с Аллахом. Для православного же здесь явное затруднение, которое он пытается преодолеть различением Логоса и глаголов (ремата). Все сказанное представляет особый интерес, если вспомнить, что в классическом исламе имеется учение о Матери Книги, т. е.Корана (см. Коран 3:7; 13:39) 9 – Ум аль-Китаб 10 . Мать Книги выступает в исламе как своего рода божественная матрица Корана. Эта матрица, как считается, без искажениявоплощается в Коране писаном. И хотя в исламе существуют разные мнения относительно характера этого воплощения, в целом можно сказать, что наиболее признанным являлось то, которое почитаетписаный Коран абсолютно адекватным воплощением этой изначально матрицы 11 . Так вот, при возможном различии между учением об Ум аль-Китаб и учением прп. Максима Исповедника о нетварныхлогосах Писания мы видим между ними и очевидное сходство. В обоих случаях речь идет о том, что существующие в том или ином виде в вечности, условно говоря, нетварные слова Божий, воплощаются вПисании. Именно от этой концепции, как опасной и угрожающей учению о божественности Логоса – ипостасного Сына Божия, считаетнеобходимым уклоняться христианин в разбираемой нами «Беседе». На это я бы и хотел обратить внимание, желая в данной краткой статье, скорее, поставить ряд вопросов в контексте сопоставленияучения прп. Максима о (божественных) нетварных логосах Писания и исламского учения об Ум аль-Китаб. Эти вопросы, мне кажется, представляют интерес как для религиоведов, так и для христианскихпатрологов. Они обращены мною в первую очередь к специалистам по исламу, но поставлены на основе концептуальной системы православного христианского богословия:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Учение мутазилитов о Коране Учение мутазилитов о предопределении и свободе воли Заключение. Общее значение мутазилитской секты Выпуск 23 (1905) Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Исследование Якова Коблова Введение. Отличительные черты учения Корана о человеке. Их свидетельство о том, что ислам не есть истинная религия Отдел первый. Первобытное состояние человека Глава I. О происхождении человека Глава II. Положение человека в мире и его назначение. Достоинство его телесной и духовной природы Глава III. Первобытная жизнь человека до введения его в рай. Пребывание в раю. Критический взгляд на учение Корана и его толковников о первобытном состоянии человека Глава IV. Грехопадение человека и последствия этого падения по учению Корана и мухаммеданских толковников. Критический взгляд на это учение в связи с изложением христианских воззрений на прародительский грех Отдел второй. Наличное состояние человека Глава I. Связь и взаимодействие между душой и телом человека Глава II. О происхождении человеческой души Глава III. О единстве души при разнообразии ее способностей Глава IV. О духовных способностях человека Глава V. Положение человека в его отношении к Богу (О спасении человека. Средства для спасения человека, предлагаемые мухаммеданской религией, и их недостаточность. Необходимость Искупителя в деле освобождения людей от греха. Воплощение Сына Божия и Его искупительные заслуги, как необходимое условие для спасения человека) Заключение Выпуск 24 (1914) О почитании святых в исламе с точки зрения православного богослова. Богословско-полемическое исследование Михаила Иванова От автора Введение Глава первая. Почитание умерших в язычестве и в исламе, как первичное зерно, из которого развился культ святых в исламе, находящийся в дисгармонии с общей системой ислава Глава вторая. Победа в новой религии арабов над верованиями прежней религии по вопросу о взаимоотношениях Бога и человека: Мухаммед величайший святой ислама: культ святых в исламе и влияние на развитие его Персии

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Православная Церковь оценивает эти пять столпов как демоническое заблуждение. Первый столп — вера (акида), включает веру в шесть основ: мусульманин должен верить в Аллаха, его ангелов, его Писание, в его посланников, в последний день и предопределение. Главным предметом веры в исламе является Аллах — особое существо, похожее на Бога христиан. Главным его атрибутом является единство. Ему приписывается создание мира, ниспослание Писания и пророков и суд в конце времен. Однако в отличие от истинного Бога Аллах не личность. Он не добр, не дает свободы своему творению, ибо определяет все действия (как добрые, так и злые). Он ограничен пространством. Ислам отвергает Триединство. Наряду с Аллахом вечно существует Коран. Православная Церковь на основании Священного Писания отвергла тождество Аллаха с Богом Творцом, давшим Библию и спасшим нас во Христе. Это учение было официально подтверждено на Константинопольском Соборе 1180 года. Аллах ислама не существует в действительности. Это результат извращения представления об истинном Творце, которое дьявол посеял в уме Мухаммеда. Мы можем назвать его идолом, построенным в уме мусульман, подобно тому как язычники измышляли себе ложных богов. Вера в ангелов в исламе также отличается от откровения Божия. Ангелы ислама — особые существа, сотворенные из света, исполняющие волю Аллаха. Ислам отвергает грехопадение ангелов (кроме Иблиса — сатаны, чья ангельская природа находится под сомнением). Кроме ангелов есть еще один вид существ — это джинны, созданные из бездымного пламени. Они разделены на джиннов-язычников и джиннов-мусульман. Первые являются причиной бед людей. Джинны могут жениться, рожать детей, даже вступать в половые отношения с людьми. Такое учение об ангелах крайне далеко от истины. Бог открыл нам существование мира духовных ангелов, расколотого мятежом Денницы. Благие ангелы — наши помощники и старшие братья, входящие в небесную Церковь. Мятежные ангелы— наши враги, изгоняемые силой Божией и знамением креста. В результате искаженного понимания ангельской природы в исламе нет реальной духовной борьбы с демонами. Напротив, очень легко человек подпадает под действие духов зла. В связи с этим весь исламский мир пронизан страхом перед порчей, сглазом и колдовством. Часто встречаются и случаи беснования.

http://azbyka.ru/kratko-ob-islame

4. Четвертое анти-мусульманское сочинение, приписываемое Иоанну — никогда не публиковавшееся арабское “Опровержение”, которое никогда и не исследовалось. Из всех этих текстов единственно достоверной выступает глава об исламе в De haeresibus. Но даже и в этом случае выражаются сомнения в отношении ее подлинности, а цитаты из Корана признаются некоторыми исследователями позднейшими вставками 14 . Поэтому каков бы ни был результат дальнейшего критического исследования анти-исламских сочинений, приписываемых преп. Иоанну Дамаскину, по-видимому, его вклад в историю византийской полемики с исламом незначителен. Если кто-то и допустит аутентичность этих сочинений даже частично, хронологически они, как это будет ясно ниже, не были наиболее ранними из работ, написанных на эту тему византийским автором. Богословски они не много добавляют к бесспорной славе Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания, автора первого систематического Изложения православной веры и одного из самых одаренных гимнографов восточного христианства. Изучение литургических текстов, приписываемых преп. Иоанну Дамаскину, решительно подтверждает впервые полученное от чтения главы об исламе в De haeresibus впечатление об Иоанне, который, живя в христианском гетто, сохраняет нетронутой византийскую политическую и историческую перспективу. В своих песнопениях он молится за победу императора над его врагами 15 ; он надеется, что через заступничество Богородицы император попрет своей стопой варварские народы 16 . Он не испытывает недостатка в упоминании smaurofTroj ‘/Anax (“крестоносного властителя” — Пер.) как щита, защищающего Христово наследие от “хульных” врагов 17 . И нет никакой двусмысленности в идентификации этих врагов: они — “измаильтеския люди борющие ны”, и Богородицу просят положить их под стопу “любоблагочествующего” императора ( ‘Ismahl…thn laXn тХп polemoanma fileuseboanmi basile‹) 18 . Умом и сердцем преп. Иоанн все еще живет в Византии. Тот факт, что император — чье победное возвращение на Ближний Восток он с надеждой ожидает — тем временем впал в иконоборческую ересь, значит для него гораздо больше, чем верования арабских завоевателей. И, разумеется, он значительно лучше осведомлен о событиях в Константинополе, чем об исламе.

http://pravmir.ru/vizantijskie-predstavl...

3. Критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе. 4. Критиковали мусульманскую эсхатологию.       5. Осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные. 6. Осуждали культ насилия в исламе. А также предлагали и другие аргументы. Эта полемика, хотя и испытывавшая иногда печальные влияния искажений или непонимания тех или иных мусульманских воззрений, в целом довольно высокого уровня и качества. Многие из Отцов лично общались с мусульманами, подолгу жили среди них и хорошо понимали их менталитет. В силу этого, знакомство со святоотеческим взглядом на ислам может помочь и в современном диалоге, и в современной миссионерской работе. Вместе со святоотеческой письменностью об исламе находятся в неразрывном единстве и сочинения византийских полемистов, не прославленных в лике святых, среди которых особенно замечательны сочинения Феодора Абу Курры , Никиты Византийского, Еводия Монаха, Псевдо-Льва, Арефы Кесарийского , Варфоломея Эдесского, Uoahha IV Кантакузина, Мануила II Палеолога и др. До настоящего времени российскому читателю не доступно в совокупном объеме византийское наследие VII–XV вв., посвященное исламу, хотя еще в начале XIX века прп. Макарий Глухарев писал, что в целях успешной миссии среди мусульман необходимо перевести и осмыслить все, что было написано на греческом языке по этому поводу в средние века. Из истории православной христианской миссии среди мусульман Распространенное мнение о безуспешности и малочисленном характере христианской миссии среди мусульманских народов не соответствует действительности. Есть сведения, что уже один из ранних сподвижников самого основателя ислама (Мухаммеда), Убайдаллах ибн Джахиз, переселившийся во время «первой хиджры» в Эфиопию, уверовал там во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. Вот два рассказа из эпохи раннего ислама, относящихся ко времени правления четвертого «праведного» халифа, племянника и зятя Мухаммеда, Али: «Один мусульманин принял христианство. Али приказал ему вернуться в ислам, но он отказался. Али убил его и не отдавал тело родным, хотя они предлагали ему много денег. Он сжег тело». «Другой человек из племени Бани-Ижл стал христианином. Его привели к Али, закованным в цепи. Они долго говорили. Мужчина ответил ему: " Я знаю, что Иса – Сын Божий». Тогда он (Али) встал и ногами ступил на него. Когда это увидели другие, они тоже начали топтать мужчину. Тогда Али сказал: «Убейте его». Его убили, и Али приказал сжечь тело».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Даже если будет окончательно установлено, что последняя часть 101-й главы «De haeresibus», содержащая цитаты из Корана, не является позднейшей вставкой, это еще не докажет с уверенностью, что Иоанн действительно читал Коран . Все обнаруживаемые Иоанном сведения об исламе, прямые или косвенные, связаны только с четырьмя сурами — второй, третьей, четвертой и пятой — и с устными мусульманскими преданиями, особенно с теми, что относятся к поклонению Каабе в Мекке и дают Иоанну повод высмеивать исламские легенды о верблюде Авраама, привязанном к этому священному камню. Знание устных арабских преданий, иногда более древних, чем ислам, которое выказывают Иоанн и другие византийские полемисты, вероятно, — один из самых интересных аспектов рассматриваемого нами типа литературы; однако в то же время это знание демонстрирует случайный и поверхностный характер их знакомства с исламом. Разные авторы по-разному повторяют легендарные банальности о происхождении ислама. Я упомяну лишь один пример, который показывает, что в этом отношении Иоанн был осведомлен не больше других греков. Иоанн говорит о доисламском культе Афродиты, которую арабы называли Χαβερ или Χαβρ; в исламе культ сохранился в виде поклонения священному камню Каабе в Мекке . То же самое рассказывает Константин Багрянородный в «De administrando imperio»: «Молятся они и звезде Афродиты, которую называют Κουβρ, и возглашают в своей молитве так: " Αλλ οα Κουβρ, что значит " Бог и Афродита " . Ибо Бога они обозначают словом λλα, ο употребляют вместо союза " и " , Κουβρ именуют звезду и говорят поэтому: λλ οα Κουβρ» . Имеет ли какую-нибудь ценность этот этимологический экскурс императора, явно параллельный тексту Дамаскина, хотя и независимый от него, — решать арабистам. Традиционный мусульманский возглас Allahu akbar — «Бог велик», — о котором, несомненно, идет здесь речь, интриговал византийских авторов с VIII в. Около 725 г., то есть до времени Иоанна Дамаскина, Герман Константинопольский говорит, что «сарацины в пустыне обращаются к неодушевленному камню и взывают к так называемому Χοβρ (την τε λεγομνου Χοβαρ επκλησιν)» . Иоанн Дамаскин отождествляет Χαβρ или Χαβρ (он употребляет обе эти формы) как с самой Афродитой, так и с Каабой, который, согласно его мнению, представляет голову языческой богини . В IX в. Никита также говорит об «идоле Χουβρ» (προσκυνε τω Χουβρ δλω), представляющем Афродиту . Факт, что до появления ислама у арабов существовал какой-то культ Утренней Звезды, представляется несомненным; византийцы знали это и пытались, разумеется, найти следы язычества в самом исламе. Однако пример с Афродитой показывает, что Иоанн Дамаскин не добавил ничего существенного к той информации об исламе, которая была уже известна византийцам в его время , и просто использовал общепринятый довод, удобно подтверждавший уверенность византийцев в том, что арабы «погрязли в распутстве» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Новости в стране. В Москве прошел круглый стол «Допустимо ли в Исламе бить жену (по следам публикаций в СМИ)» http://www.islam.ru/ Ночь Могущества и Предопределения – Ляйлят алъ – Кадр. http://www.calend.ru/ Н.В.Васильев, С.М.Смирнов, И.Г.Федоров. Наша вера. Православие и мировые религии. М. Ковчег.2003г. Одеваемся по Шариату. http://www.islam.ru/ Окопная правда чеченской войны «Издатель Быстров». М. 2007г. Ольга Заварнова. В Египте запретили изуверские операции на гениталиях девочек. http://kp.ru/ O памятниках на могилах и посещении кладбищ. httр://www.livejournal.соm/или http://www.islamhouse.com/ Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. М.2001г. «Особенности римско – католического учения о Таинствах». http://5ka.su/ Ответы @mail.ru_История.mht http://mail.ru/ Ответы на вопросы. httр://www.assalam.ru/ Особенности священного дня Ашура. httр://www.rol.ru/ Паломничество совершается в месяце зуль – хиджжа. httр://www.textreferat.com/ Погребение согласно шариату. Омовение (тахарат) и обмывание (гусуль) покойников. http://www.islam.ru/ Покаяние в исламе: о достоинствах искреннего покаяния, о вреде грехов. http://al – hayat.ru/ Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова . Том5. «Паломник» 2003г. Пол Гобл. Ислам в Российской Федерации. Непродуктивные отношения с мусульманами. httр://аmina.соm/kamina Полина Белова. СунДетство. httр://www.express – k.kz Понятие праздника в исламе. http://www.islamnaneve.com/mpage.php?p=basic/fast Пост ребенка, женщины и критерий освобождения от поста в случае болезни. «Фидья – садака». http://www.umma.ru/ Православные богословы об исламе. «Имперская традиция». М. 2006г. Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) . СПб. САТИС ДЕРЖАВА. 2005г. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Свято – Тр. Сергиева лавра. 1993г. Пророки. Истинная вера – вера наших предков. http://www.al – iman.ru/Server/Iman/Maktaba/Tarikh/proroki.doc Просто пост. Мусульманский пост. Рамадан. httр://prosto – post.ru/

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010