Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОГОС [Греч. λγος - слово, разум, понятие, смысл], многозначное слово греч. языка и фундаментальное понятие древнегреч. философии, воспринятое и переосмысленное раннехрист. писателями и отцами Церкви с целью рационального представления христ. вероучения. В правосл. богословии понятие «логос» помимо общеязыковых значений используется в неск. значениях, имеющих особую философско-богословскую нагрузку: 1) как именование Сына Божия, Лица Св. Троицы (ср. статьи Бог , Троица Пресвятая , Иисус Христос ), выражающее Его отношение к Отцу и к тварному миру - «Бог Слово» ( θες λγος); 2) как обозначение обращенного к людям Божественного откровения, «слова Божия» ( λγος το θεο), принимающего многообразные исторические формы (см. статьи Откровение , Священное Писание ); 3) как название идей или замыслов Бога, «логосов» (λγοι), сообразно к-рым Бог создал мир; 4) как указание на природную характеристику живых существ - быть «разумно-словесными» (λογικς), т. е. обладающими Л. (λγον χων), способностью формировать связные мысли и выражать их в осмысленной речи. Формирование основных значений слова λγος в греческом языке Существительное λγος возникло в древнегреч. языке как одна из номинализаций глагола λγω; тот же самый глагольный корень присутствует в лат. глаголе lego, legere. Историко-филологическое сопоставление процесса формирования основных значений обоих глаголов позволило исследователям заключить, что первоначально корень имел значение «собирать» в смысле целенаправленного сведения воедино чего-то разрозненного и придания собранному некоего устойчивого порядка. На основе этого первичного значения в греч. языке выделилось 2-е основное значение - «говорить», а в лат. языке - значение «читать» (подробнее об этимологии см.: Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. P., 1975. T. 3. P. 625-626). В историческом развитии древнегреч. языка применительно к глаголу λγω прослеживается четкая тенденция вытеснения значения «собирать» значением «говорить», однако значение «собирать» сохранялось во мн.

http://pravenc.ru/text/Логос.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословие (греч. θεολογα от греч. θες — бог (Бог) и λγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) — 1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека; 2) практика богообщения , духовная жизнь; 3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла ; о человеке как образе и подобии Божьем ; 4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.). Как развивался термин «богословие»? В дохристианскую эпоху богословами именовались люди, которые «свидетельствовали» о «богах». В первые времена существования Церкви термин «θεολογα» – «богословие» – нередко относили к содержанию Священного Писания. Кроме того, с развитием христианства этим термином стали обозначать учение о Боге-Троице, о Боге-Слове – Господе Иисусе Христе. Наконец, со временем под богословием стали подразумевать совокупность наук о Боге и Его отношении к миру и, в частности, к человеку; о мире и человеке, как объекте творения и Промысла Божия; о путях и средствах спасения человека; о христианской этике; о формах и способах богослужения и богопочитания; об истории Церкви; о последних судьбах мира и пр. Какие богословы сыграли важнейшую роль в формировании православного богословия? В самом строгом значении слова Богословом является Бог, ибо только Он знает Себя во всей полноте и открывает Себя людям в той мере, в какой считает уместным. В особом значении слова Церковь обозначает именованием «Богослов» евангелиста Иоанна Богослова, святителя Григория Богослова и преподобного Симеона Нового Богослова . Между тем, к богословам в широком значении слова принадлежит большое количество представителей Церкви. Помимо названных лиц это и отцы-каппадокийцы – святители Василий Великий , Григорий Богослов, Григорий Нисский , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Григорий Палама , преподобные Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , и многие, многие другие. Что такое апофатическое и катафатическое богословие?

http://azbyka.ru/bogoslovie

Как проповедник, св. Григорий Двоеслов не обладал талантом Златоуста, и его проповедь не развивает особого круга идей, не обладает широтою содержания и не выказывает силы красноречия. Но памятникам проповедничества его придает интерес, во-первых, важность и значение той кафедры, с которой слышались записанные в них слова, в таком великом и влиятельном городе, каким был Рим, – столица, так много веков сосредоточивавшая в себе гражданские и духовно-религиозные стремления всего запада. Руководительный голос, раздававшийся пред избранным столичным обществом, должен возбуждать к себе внимание историков, тем более, что от римских первосвященников немного проповедей дошло до последующих веков, и после Льва Великого , Григорий Двоеслов другое лицо, оставившее нам памятники проповедничества в Риме. Во-вторых, придает значение проповедям Григория важность времени его, привлекавшего к себе внимание историков – времени, когда рушились основы древнего политического мира, под давлением новых варварских народов, и клался фундамент на развалинах старого мира для нового политического здания. В-третьих, их выставляет на вид лицо и имя проповедника, который хотя и не был оратором по призванию, но сильнее других представителей древней западной церкви проникнут был живым сознанием проповеднического дела, лежащего на пастыре церкви, и старался такое сознание возбудить в других, который отличался святостью жизни и душевного настроения, стоял во главе современного ему общества, принимал непосредственное участие в устроении общественных дел Рима и в отвращении грозивших его стране опасностей, и за свою деятельность заслужил название великого. Сила и живость пастырского сознания св. Григория, святость его душевного настроения, признанная всей христианской церковью, и влиятельное отношение к делам своего времени и своей страны заставляют предполагать в его проповеди, обращенной к народу, типическое слово, которое может служить лучшим выражением просветительных начал христианства, живших в поколениях ему современных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

протоиерей Владимир Рожков Предисловие Когда я по благословению церковных властей читал курс лекций в Академии, то не предполагал, что они когда-нибудь будут изданы. Первыми моими словами, обращенными к студентам, были следующие: «Забудьте все, что вы читали или слышали от кого-нибудь о Католической Церкви, причем и наши старые учебники тоже давно не соответствуют действительности». Стихия, если так ее можно называть, безграничный и многоликий океан Католической Церкви трудно описать даже в большой книге. Начинаю с главного предмета, разделяющего Православную и Католическую Церкви, с вопроса о примате Римского епископа (о полноте власти над всей Вселенской Церковью , хотя слова католический или кафолический имеют одинаковое значение). Мне нет необходимости доказывать вопрос о главенстве святого апостола Петра над другими апостолами. Вопрос должен стоять о том, насколько Римский папа воспринял это апостольское главенство и насколько он обладает юрисдикцией над всей Церковью . Мне приходилось слышать о моих католических «симпатиях». Не скрою, что многое нахожу полезным в практике канонического права, социального учения, а также разнообразия монашеского призвания, церковного образования и т. д. Нет спора, Апостольская столица – Рим, имеет первенство чести, но к историческому барьеру разделения, накопился тяжкий груз «психологического» барьера. Дай же, Господи, Церкви Твоей мир, и любовь, и согласие, чего так ожидает от Церкви наш секуляризованный мир Протоиерей Владимир Рожков Глава 1. Западная Церковь в первые три века (I–III вв. по Р. Х.) О пребывании святого апостола Петра в Риме Для обрисовки будущих епископов Рима, преемников святого апостола Петра, ставших защитниками и исповедниками веры, прежде всего, необходимо познакомиться с личным пребыванием самого апостола Петра в Риме. С этой точки зрения богословское значение его личного пребывания там, иногда, возможно, слишком переоценивается, как теми, кто это отрицает, так и теми, кто это утверждает. Тем не менее, следует отнести к исторической действительности то, что Петр наверняка был в Риме, претерпел там мученичество и был там похоронен. С исторической точки зрения, это не является спорным вопросом или проблемой, потому что все говорит за, и ничего – против.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вход Господень в Иерусалим: спасение стало ближе 5 мин., 08.04.2023 В конце шестой седмицы Великого поста Церковь празднует сразу два события: воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного и Вход Господень в Иерусалим. О значении этих двух событий для Церкви и о том, какое место они занимают в истории нашего спасения «Фоме» рассказал настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Максим Козлов. Прообраз спасения События воскрешения Лазаря Четверодневного и  Входа Господень в Иерусалим следуют друг за другом в череде Священной истории Нового Завета. Однако само по себе эта последовательность имеет не только хронологически-воспоминательное значение, но, прежде всего, значение прообразовательное. Воскрешая Лазаря Четверодневного накануне дней Страстной, Господь уверяет учеников, а вместе с ними и всех в Него верующих, что Он есть истинный Богочеловек. Спаситель показывает, что даже во все те дни Его крайнего умаления, которые будут явлены в Страстной седмице, Он, как и всегда, останется таким же Богом, Вседержителем мира и жизненных путей каждого человека. И величайшее из чудес — возвращение к земной жизни мертвеца четверодневного, который, согласно Евангелию, начал уже смердить, сгнивать, есть прямое свидетельство Божественного вседержительства Господа. Кроме того, через воскресение праведного Лазаря Господь показывает, что земной смертью не заканчивается бытие человека. Как и все потомки Адама и Евы, Лазарь также находился под ответственностью первородного греха и ему, в конечно итоге бытия, для того чтобы войти в Царствие Небесное, нужно было пройти тем же путем, что и всему человечеству. Но Господь, если желает, побеждает законы природы. Пророк, Первосвященник и Царь По свидетельству Священного Писания мы знаем, что Мессия в Своем подвиге соединяет три главных служения — Он является Первосвященником, Пророком и Царем. В качестве Пророка Господь ранее неоднократно свидетельствовал о Себе в Евангелии. Первосвященником Он будет накануне Крестных страданий в день установления Таинства Евхаристии, а также во время последующего установления других таинств. А вот царское Свое достоинство Он являет единственный раз — входя в Иерусалим и принимая поклонение как Царь Святого града. Этим Он, в частности, указывает на то, что вера, которую Он устанавливает как истинную — христианство — это не только вера, обращенная к частным личностям, но и та, которая должна стать верой сообщества, народа, всей полноты церковной. Ибо царь — это не только глава отдельных личностей, но и глава народа, всей Церкви.

http://foma.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Значение имени Лука 8 мин., 31.10.2014 «Свет», «светлый», «светящийся», «светоносный», «рожденный на рассвете» — так переводится на русский язык латинское слово «Lux» и образованное от него имя «Lucas», или Лука. Имя Лука, как и многие другие имена, пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Ведь и среди греков это латинское имя — Λουκς — пользовалось популярностью. Впрочем не в популярности имени дело. Одним из самых почитаемых христианских святых, носивших это имя, был евангелист Лука, апостол из семидесяти. День его памяти Русская Православная Церковь чтит 31 октября ( 18 октября по ст.стилю). Обоими ветвями христианской церкви апостол Лука почитается не только как евангелист, но и как первый иконописец и покровитель художников. Любопытно, что это международное имя практически на всех языках звучит одинаково, с той лишь разницей, что звук «Л» в имени иногда смягчается до «Ль». Поэтому в английском, французском и итальянском мы получаем Люк и Люка, с ударением на последний слог. В некоторых языках, например, в испанском, португальском, польском, чешском сохраняется согласная на конце слова и имя звучит как Лукас и Лукаш. На просторах нашей родины имя Лука бытовало в варианте Лукьян. Мы не можем предоставить убедительных доказательств популярности имени на протяжении всей истории России, хотя бы потому, что никто и не пытался подсчитать число мужчин с именем Лука. Однако, одной из широкоизвестных и распространенных славянских фамилий остается фамилия Лукин и её варианты, например, Лукашенко, образованные от имя Лука. Что может быть убедительнее? Другим доказательством популярности имени Лука в России может служить покровительство императора Павла I мальтийскому ордену, точнее, популярность стала следствием этого. Казалось бы, где здесь-то связь? Согласно житию, примерно в шестидесятые годы нашей эры у берегов Мальты потерпел крушение корабль, на котором апостол Павел и апостол Лука направлялись в Рим, на суд кесаря. Произошло чудо. Несмотря на страшную бурю и гибель корабля, все находившиеся на александрийском судне матросы и путешественники спаслись. Их было около трехсот. Все они задержались на острове на три месяца. Люди во главе с апостолом Павлом поселились в пещере, недалеко от древнего города Мдина. Позже над пещерой был воздвигнут храм с тремя алтарями, в честь апостола Павла, апостола Луки и апостолов Трофима и Аристарха. Апостол Павел прославился тем, что продолжал на острове свою проповедь, обращал в христианство, основал здесь первую христианскую общину, возглавил которую римский наместник Публий (так же обращенный апостолом Павлом). Лука же оставил по себе рукотворную память.

http://foma.ru/znachenie-imeni-luka.html

Русская литература возникла еще в X веке. Официальное принятие христианства Русским государством в 988 году потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. Одним из первых таких сочинений была составленная, очевидно, на основании переводных произведений, " Речь философа " , включенная затем в состав древнейшей русской летописи. " Речь философа " это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру. Это должно было придать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира. " Речь философа " произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно. Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от " сотворения мира " до рождения Христа, а вторая земную жизнь Христа. Изложение всемирной истории в " Речи философа " и сейчас поражает своей " педагогичностью " , однако " Речь " не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет " Слово о законе и благодати " митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и, в самом деле, как бы предвосхищает это будущее. Тема " Слова " тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог " все народы спас " , прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на " богоизбранничество " только одного народа. Идеи эти изложены в " Слове " с пластической ясностью и исключительной конструктивной целостностью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1942...

Смоленск. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь на Смядыне, место гибели князя Глеба Карта и ближайшие объекты Церковь Бориса и Глеба построена на месте несохранившегося до нашего времени Борисоглебского монастыря. Собор Борисоглебского монастыря на Смядыни под Смоленском чрезвычайно важен для истории смоленского зодчества, так как это второй после Успенского собора в детинце памятник, постройка которого заслужила специального упоминания в летописи. Таким образом, этот храм имеет твердую и точную дату. Речка Смядынь при впадении в Днепр образовывала удобную для остановки судов бухту. Это в значительной степени определило последующую историю и значение данного района как западного, обращенного к Киеву порта Смоленска. Здесь, в устье Смядыни, в 1015 г. насад князя Глеба был настигнут ладьями посланных Святополком убийц и Глеб был зарезан. В 1019 г. его прах перевезли в Вышгород (близ Киева). Видимо, вскоре после канонизации Бориса и Глеба в устье Смядыни обосновался посвященный их памяти монастырь. Возможно, это произошло в начале XII в., когда Владимир Мономах заложил главный храм Смоленска — Успенский собор — и вполне естественно было подчеркнуть причастность Смоленска к культу первых русских святых основанием монастыря на месте убийства Глеба. Монастырь был, конечно, деревянным и, очевидно, в первые годы княжения Ростислава Мстиславича был укреплен так, что в 1138 г. послужил базой для острой политической операции: здесь был схвачен и заточен смолянами изгнанный из Новгорода князь Святослав Ольгович: «А самого Святослава яша на пути смолняне и стрежахуть его на Смядыне в манастыри». Идейно-политическое значение монастыря было подчеркнуто закладкой здесь в 1145 г. князем Ростиславом Мстиславичем каменного храма: «В то же лето заложиша церковь камяну на Смядине, Борис и Глеб, Смольньске». Большой монастырский собор был построен не в один год. Высказывалось мнение, что строительство продолжалось с 1145 по 1147 г. В действительности строительство большого храма и его роспись должны были занять еще больше времени, возможно до 1150 г.

http://sobory.ru/article/?object=21764

Содержание Предисловие Религиозное состояние американского народа и искание им истинной Церкви I. Теперь и два столетия тому назад. Первые цивилизаторы Северной Америки. Индейцы. Черты их общественной и бытовой жизни. Их умственное, нравственное и религиозное состояние II. Епископальная церковь и ее положение в процессе религиозной централизации. Несостоятельность ее внутренних начал и искание внешней опоры. Ритуализм и его внутреннее значение. «Банкротство протестантизма». Искание кафоличности и местонахождение истинной, неповрежденной кафоличности. Тяготение епископальной церкви к Православному Востоку III. Попытки епископальной церкви к сближению с Православным Востоком, Мемория «Ассоциации Восточной церкви» и отношение генеральных конвенций 1868–1874 г. к вопросу о единении церквей. «Греко-русский комитет» и его деятельность. Внешняя и внутренняя сторона этих попыток, Отношение к ним римско-католической литературы и тревога в лагере римского католицизма. Возможное значение факта единств церквей для миссии Православия в Америке. Основы единения. Заключение. Пионеры Креста I. Теперь и два столетия тому назад. Первые цивилизаторы Северной Америки. Индейцы. Черты их общественной и бытовой жизни. Их умственное, нравственное и религиозное состояние II. Черные Балахоны среди индейцев. Изучение индейского языка и первая попытка миссионерства. Дикая жизнь. Голод, смиряющий дикую натуру. Каменистая почва. Иезуиты в главной крепости сатаны. Кровожадная оргия. Успехи миссии и тревога в царстве сатаны. III. Подозрение на счет Черных Балахонов. Зазывание громовых птиц, эпидемия и распространенные ею ужасы. Рай и ад. Иезуитские способы спасения погибающих. Опасность для иезуитов. Смертный приговор и прощальный пир, Миссионеры среди человекообразных зверей. «Узкие врата рая». Жизнь двух мучеников. Истязания и избавление. IV. Успехи миссии, «Бич младенческой церкви», Набеги ирекуасов. Неустрашимый миссионер. Смерть и разрушение. Уничтожение обращенного в христианство племени и гибель миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Заключение «Молитва, – пишет Мартирий Сахдона, – как и Бог, всемогуща; она господствует на земле и сохраняется на небе. Молитва – это Господь среди людей» 2080 . Все восточно-христианские духовные авторы подписались бы под этим утверждением, поскольку никто из них не сомневается в силе молитвы. Все они единодушно признают, что молитва является для человека самым необходимым делом 2081 . Святитель Феофан Затворник пишет: «Молитва есть все: вера, благочестие, спасение...» 2082 . Следовательно, существует тесная связь между молитвой и совершенством. Но можно ли их отождествлять? Ответ зависит от того, что мы понимаем под молитвой, от того содержания, которое мы вкладываем в это общечеловеческое понятие, хотя значение и оттенки его могут быть весьма различными. В заключение мы кратко изложим те выявленные нами аспекты, которым на Востоке придают особое значение. Только тогда можно будет дать удовлетворительный ответ на вопрос о степени идентичности молитвы и совершенства. Просьба, обращенная к Отцу в недрах внутритроической жизни С просьбами обращаются к Богу не только христиане. Такое обращение является естественным следствием веры в личностного Бога. Евангельское Откровение торжественно подтверждает, что Господь воистину есть Отец. Но в то же время Иисус вносит нечто новое, поскольку именно через Него и в Его Духе мы можем вступить в диалог, который в силу нашей собственной природы представляется невозможным. Сознание христологичности и «харизматичности» молитвы присутствовало в христианском вероисповедании с самого начала. Громадная заслуга греческих Отцов состоит в том, что они не боялись трудностей метафизического и научного характера, возникающих при столкновении с мироощущением человека, вышедшего из античной культурной традиции. Они свидетельствовали, что христианин, свободно говорящий с Отцом в недрах Пресвятой Троицы, может при этом продолжать признавать необходимость естественных законов мира. Вступление в диалоге Отцом не повреждает мировой порядок. Богословие, «созерцание Пресвятой Троицы» сохраняет целостной логику человеческой мысли 2083 . Как бы парадоксально это ни звучало, но произведения александрийских Отцов о молитве оказались необходимыми для спасения эллинистической традиции гуманитарных наук, разделяя при этом простую веру детей Божиих. Словесная молитва

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010