Албанские экстремисты взорвали храм в конце июня 1999 года, после прихода итальянского контингента KFOR. 36.Храм свт.Николая (в дер.Любижда, г.Призрен) Храм свт.Николая в деревне Любижда неподалеку от Призрена построен в XVI веке, восстановлен в 1867 г. Однонефная церковь с полусферой свода и пространным нартексом. Расписал ее зограф из Галиции Василий Крстич, происходящий из известной семьи Даскалович-Джиновски из города Дебар. Сюда были перенесены иконы из разрушенных окрестных церквей. Среди этих икон находятся иконы Благовещения, Встречи Иоакима и Анны (XVI в.), а также Царские врата (XVI в.). В церкви хранятся клепала использовавшиеся вместо колоколов, хоругвь с иконой Пресвятой Богородицы с кружевным льняным полотнищем длиной 7-8 метров, деревянный потир, книги, напрестольные иконы, икона-триптихон, восьмисторонний клирос с инкрустациями из перламутра и резьбы по кости, крестильня из меди, крест с филигранью и надписью XIXb. После прихода немецкого контингента KFOR албанские экстремисты разграбили, разрушили и подожгли храм. Приходской дом был ограблен и сожжен. 37.Храм святого пророка Илии (село Любижда (г. Призрен) Церковь святого пророка Илии в селе Любиджа в призренском подгорье, 4 км северо-восточнее от г. Призрен, восстановлена в 1979 г. на фундаменте XVI века. Албанскими экстремистами церковь была ограблена, изуродована, сожжена и взорвана после прихода немецкого контингента KFOR. Христианское кладбище около нее осквернено. 38. Храм св. Параскевы Пятницы (в деревне Добрчане, г. Гнилане) Храм св.Параскевы Пятницы в деревне Добрчаны находится в 10 км восточнее от г. Гнилане, на пути к косовской Каменице. Построен после Первой мировой войны на фундаменте старой церкви. В конце июня 1999 года, после прихода американского контингента KFOR, албанские экстремисты сожгли церковь, разрушив крышу. 39. Храм Христа Спасителя Соборный храм св. Спаса (новый) в г. Приштина - однокупольное здание с основанием в форме вписанного креста. Такой тип храмовой постройки, как центра, появляется в самом начале Средневековья, в частности, в Византии. Автор проекта Спасое Крунич. На фундаменте древнего храма св. Спаса времени св. царя Лазаря в Приштине стоит Пиринез-мечеть. В Приштине было 12 церквей и монастырей. В XIV в. у короля Милутина, Стефана Дечанского, деспота Стефана Лазаревича и Вука Бранковича были дворцы в Приштине.

http://pravoslavie.ru/40101.html

– Могу сказать, что это самый деликатный вопрос для всех нас. В целом, продажа сербских земель албанцам в Косове и Метохии – большая проблема, с которой мы сталкиваемся и стараемся найти способ решить ее. Особенно этот вопрос болезнен, когда некоторые сербы продавая свой участок ставят под угрозу других своих соседей сербов, которые хотят остаться жить на своей земле. Можно даже сказать, что это проявление эгоизма. Надо чтобы они знали, что продажа земли не принесет им счастья, их ближним, так как на чужом несчастье счастья не построишь. Это общее моральное правило, особенно для нас, христиан. Эти люди должны понимать, что эта земля Косово и Метохии в прошлом полита кровью, слезами и потом наших предков, которые были готовы отдать жизнь за нее, за наши святыни, а мы сегодня должны за всем этим следить, а ни в коем случае не продавать, тем более тем, от кого наши предки ее берегли. Особенно деликатно обстоит дело, если эта земля была церковной. Это часто случается, на что я всегда говорю тем людям, что они действительно не могут строить свое счастье на таком фундаменте, и должны хорошо знать, что деньги не самое важное, что это не единственное богатство. Все же, человек должен иметь мир в душе и жить в мире с собой и другими людьми, и лишь тогда это настоящее богатство. – Ваше Преосвященство, сербы в эти годы между собой приветствовали друг друга словами: «В следующем году в Призрене». Сегодня, когда вы вернулись в Призрен, что мы можем сказать, может ли это приветствие стать и воскресным посланием нашим слушателям? – Призрен – это наш Иерусалим, наш Константинополь. Это город царя Душана, со всеми своими святынями и красотами, поэтому мы по праву можем сказать, что Призрен – это наша душа, и мы так позиционируем себя, когда речь идет об этом городе. Слава Богу, мы вернулись в Призрен, но вся наша жизнь сегодня должна стать постоянным возвращением к нашему Косову, а прежде всего – Косовскому завету, которым наш народ дал обет Богу, что останется на пути Христовом, а это путь веры и порядочности и всего того, что хорошо. Возвращение в Призрен, по сути, имеет одно символическое значение для нас, особенно для тех, кто живет в Косове и Метохии. Это приветствие «В следующем году в Призрене» мы можем уподобить одному более общему приветствию: «В следующем году в Косове и Метохии», так как, возвращаясь к Косову, мы возвращаемся к завету святого князя Лазаря и ко всем тем ценностям, с которыми наш народ через Церковь Христову взошел на мировую арену. Так наш народ в истории оставил свое место и выжил на этой святой земле.

http://pravoslavie.ru/46320.html

Избрание происходило в здании вселенской патриархии. Кандидатами, кроме архим. Дионисия, были: архимандрит Апостол, профессор халкийской богословской школы, и архимандрит Иларион, ректор призренской семинарии. Посвящение совершил патриарх Анфим VII в сослужении членов Св. Синода и многочисленного высшего духовенства. Новопосвящённый митрополит родился в 1858 г. в Боснии, в г. Градишке. Богословское образование получил в белградской семинарии и в халкийской школе, из которой выходят большинство иерархов как в Турецкой империи, так и в Греции. В 1878 г. принял монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в соборной белградской церкви. Возвратясь затем на родину в Боснию, он приобрёл доверие известного боснийского митрополита и патриота Саввы Косановича, который назначил его своим протосинкелом и рекомендовал его на призренскую кафедру. После невольного удаления, в 1885 г. на покой митрополита Саввы Косановича, этого ревностного и неустранимого борца за сербские церковные и народные интересы, Дионисий Петрович три года состоял протосинкелом при зворничской митрополии в Герцеговине, а в последнее время быль архимандритом скопийской митро- —114— полии. По поводу избрания его в митрополита, вселенская патриархия с членами Св. Синода издала окружное послание к православному священству и народу рашско-призренской епархии, в котором рекомендовала его как законного и канонического архиерея, которому должны повиноваться и имя которого должно поминаться во всех церквах епархии. Об утверждении Дионисия гласили также султанский берат и патриаршая грамота с великой печатью вселенского патриарха 985 . 23 марта, накануне Светлого дня Пасхи, новопосвящённый митрополит Дионисий прибыл в свою резиденцию Призрен и встречен с великой радостью и торжеством. В первый день Пасхи служил первую архиерейскую литургию в Призрене 986 . Народная сербская песнь называет Призрен „сербским Цареградом“. И на это имеются достаточные основания. Правда, Призрен не был столицей сербской, пока сербский народ жил исключительно в своей собственной сфере; он сделался столицей в то время, когда сербы, под сильной рукой преемников Немани, захотели перешагнуть за свои пределы и соединить под своей властью все земли Балканского полуострова, когда расширившееся королевство сербское стало принимать характер обновляемой полуславянской и полугреческой византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По делам монастыря архим. Феодосий несколько раз ездил в г. Призрен с докладом к епископу Рашко-Призренскому Серафиму, а также для переговоров с итальянскими и албанскими властями. Во второй половине 1941 - 1943 гг. в обители находился отряд итальянских войск, который отчасти обеспечивал ее безопасность от албанских националистов и партизан-коммунистов. [xxvi] При этом все-таки погибли три насельника этой обители. Монах Герман был увезен в Албанию и там расстрелян, священник Тодор Секилич погиб при взрыве мины, которую албанцы тайно установили в Лавре, а монах Стефан (Цивкович) был уже 8 января 1945 г. убит албанским солдатом. [xxvii] Сразу после окончания войны - в мае-июне 1945 г. послушник Мирко Вуисич был убит коммунистами, а архидиакон Гавриил (Ковачина) умер в тюрьме в 1946 г. Сам Дечанский монастырь уцелел (прежде всего, благодаря стараниям архим. Феодосия), и в дальнейшем - до 1948 г. его настоятелем служил игумен Иоанн (Кухтин). По другим сведениям о. Феодосий (Мельник) был настоятелем обители беспрерывно с 1941 по 1957 гг. [xxviii] С началом оккупации в сложном положении оказалась не только братия Дечанского монастыря, но и все православное духовенство Косово и Метохии. В ночь с 8 на 9 апреля - накануне входа немецких войск в г. Призрен выпускник Московской Духовной Академии епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) уехал в Печу, а затем в Дечанский монастырь, где оставался до 20 апреля, но потом вернулся в Призрен для управления епархией. К этому времени находившаяся в городе с 1871 г. Духовная семинария (11 наставников и 182 учащихся), где в разное время читали лекции русские эмигранты: иеромонах Иоанн (Кухтин), священник Тихон Троицкий, профессор Круликовский и преподаватель церковного пения С. Гущин, уже была закрыта. [xxix] Инспектор семинарии доктор Йефто Прнятович в своем докладе Сербскому Синоду от 17 сентября 1941 г. сообщал, что все ученики покинули семинарию 4 апреля, согласно телеграфному указанию Синода, 17 апреля ее здание разгромили албанские националисты, затем две недели в семинарии жили сербы, изгнанные албанцами из пригородов Призрена, а 1 мая здание заняла итальянская воинская часть. В дальнейшем семинария не действовала весь период оккупации, а ее ректор (первоначально скрывавшийся в Дечанской Лавре) и почти все преподаватели, кроме четырех, в конце апреля 1941 г. уехали в Сербию. [xxx]

http://bogoslov.ru/article/452250

Музыка не стихала дотемна. Находившись в нескончаемом народном хороводе, очень похожем на греческий танец «Сиртаки», мы вдруг обращаем внимание на солдата из состава миротворческих сил, который что-то читает при свете фонарика. Оказывается, он учит сербский язык. «Ну что же, тогда все в порядке», – решаем мы. – «Добро», – сказали бы на нашем месте сербы . Призрен Следующий день не обещал никаких ярких событий, но вдруг во дворе нашего дома появляется отец Петр: – Как, вы еще не готовы? Скорее! Вас все ждут! Выходим. Нас, действительно, ждут. На дороге стоит автобус с пассажирами и две полицейские машины. Мы направляемся в Призрен – город, который в средневековье был столицей сербских государей. А в марте 2004-го Призрен подвергся невиданному погрому: были осквернены и сожжены все православные храмы, семинария свв. Кирилла и Мефодия, Епископский двор и монастырь Святых Архангелов. До 1999 года в городе проживало около 9500 сербов. Сейчас, как сказал нам отец Варсонуфий из монастыря Святых Архангелов, осталось 25 человек. Первая остановка – у церкви Богородицы Левишка (постройка XIV века). Церковь Богородицы Левишка – одна из красивейших средневековых сербских церквей. По предположениям, в этом храме, был центр епископии, упоминающийся в рукописных источниках начала XI века. Фрески созданы между 1307–1313 годами. Жемчужиной храмовой росписи является чудотворная фреска-икона Матерь Божия Милующая. На ней изображена Богоматерь с Христом, держащим в руках корзинку, из которой Он раздаёт хлеб всем страждущим. Мы не смогли попасть внутрь – решетки на окнах и несколько рядов колючей проволоки преграждали вход. Около храма – груды мусора, камни. Церковь находится среди густо населенного албанского квартала и, насколько я поняла, не охраняется. Лишь на стене висит сиротливый листок с надписью на трех языках: «Это строение охраняется законом. Любой акт вандализма или мародерства будет рассмотрен как уголовное преступление высшей степени тяжести. Полиция Косова и KFOR примут все необходимые меры, включая применение силы, для прекращения такого рода преступлений». По-моему, это слабая защита от тех, кого не может остановить сама совесть.

http://pravmir.ru/serby-spasutsya-strada...

13 и 14) Епархии призренская и скопийская. Города Призрен и Скопия (Ускюб) были завоеваны Милутином у греков в первые годы правления. В Скопии кафедра епископская существовала уже прежде (при болгарах и греках); когда открыта была Милутином кафедра в Призрене – неизвестно, но при архиепископе Евстафии 2-м она уже упоминается (см. у Григоровича в Пушеш. стрр. 41 и 46 u Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60). Кафедральной церковью епископии призренской, по одним известиям, была созданная Милутином церковь Успения Богородицы (Родосл. стр. 138), по другим известиям – созданная им же церковь Св. Стефана (см. у Даничича в Речнике под словом Призрен). Из епископов призренских известны: Дамиан, бывший при Милутине, в правление архиепископа Евстафия 2-го (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60), Савва, вероятно преемник Дамиана, бывший потом под именем Саввы 3-го всесербским архиепископом (Родосл. стр. 325), Арсений, упоминаемый под 1333 г. (Monum. Serb. р. 104 fin.). Из епископов скопийских известен Николай, бывший при Милутине, в правление архиеп. Евстафия 2-го (Monumenma Serbica p. 60). 15) Епархия браничевская. Область браничевская обнимала северовосточную часть нынешнего княжества сербского между правым берегом соединенной Моравы и Дунаем; небольшой юго-западный угол ее, вероятно, был приобретен еще Стефаном Неманей, а окончательно вся она была завоевана у болгар Милутином. Сербская епархия браничевская не была вновь открытою епархией, а только продолжением уже прежде существовавшей здесь епархии болгарской (упоминается в хризовуле Милутина, писанном при архиеп. Никодиме, у Григоровича в Путеш. стр. 48 нач.). Кафедра епископа браничевского находилась при церкви Св. Николая (сербские лemonucu ibid.); но в каком месте искать этой церкви, остается неизвестным (города Браничева, в котором бы всего естественнее предполагать кафедру, в то время, по всей вероятности, уже не существовало; сербские исследователи предполагают, что она находилась или в нынешнем селе Каона, которое на левом берегу впадающей в Дунай ниже Млавы небольшой реки Пек, или в селе Ждрело, которое на юг от Каоны, на правом берегу Млавы, см. Гласн. IV, 191 sqq u приложенную карту: относительно Каоны мы ничего не можем сказать; но что касается до Ждрела, то при Милутине оно составляло вотчину архиепископского Жичского монастыря, Родосл. стр. 117, и монастырь впервые построен в нем князем Лазарем, притом не Св. Николая, а Бoropoдuцы. Monumenma Serbica pp. 194 и 212fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Вы сами давно уехали из Косова? Часто бываете в Призрене после переезда? – Я покинул Призрен 16 июня 1999 года, когда после подписания Кумановского соглашения в город начали прибывать силы международного миротворческого контингента. Сразу стало очевидно, что у них нет ни сил, ни воли обеспечить нам мирную жизнь. Ради собственной безопасности сербский народ покидал Косово, и я вместе с тогдашним епископом Рашки и Призрена Артемием (Радосавлевичем) отправился в монастырь Грачаница в центральной части Косова, где пробыл до октября 2000-го. Но я всегда с радостью возвращаюсь в Призрен, когда могу, но, к сожалению, не часто. – Кто из современных деятелей Сербской Церкви оказал на вас наибольшее влияние? Можете назвать кого-то примером, которому стараетесь подражать? – Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Кор. 4: 15), я бы так ответил. Считаю себя счастливым, потому что мне довелось жить во времена великих отцов Православной Церкви, таких как патриарх Павел , митрополит Амфилохий (Радович) , епископ Афанасий (Евтич) , архимандрит Йован (Радосавлевич) … Каждый из них по отдельности и все вместе повлияли на меня своими делами и продолжают влиять на православное, пастырское, аскетическое формирование моего образа мыслей. Первый из них, патриарх Павел, более трех десятилетий был епископом Призренским. Его скромная внешность, молитвенность, тихая речь, простая и всегда опрятная одежда производили на всех нас огромное впечатление. Он говорил даже о самых обычных, повседневных вещах через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком. Патриарх Павел даже о самых обычных, повседневных вещах говорил через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком Его богослужения, особенно на Страстной неделе, были такими чудесными, что их можно сравнить только с богослужениями на Святой Земле. Попадая на эти службы, я только укреплялся в мыслях, что хочу быть священником. Позже, через богословское образование, я познакомился с литературной работой двух корифеев богословия нашей страны – митрополита Амфилохия и епископа Афанасия. У меня было благословение жить более года в монастыре Грачаница и непосредственно узнать епископа Афанасия, куда он приехал из своей Герцеговины. Теперь, после его смерти, я могу свободно сказать, что он был настоящим вулканом божественной любви, сострадания и богословской мудрости.

http://pravoslavie.ru/139542.html

В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – митрополитом Серским . За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство " великой задужбины " – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской " задужбины " , принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением с. 127]. " Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии " , положившим начало синаитским духовным традициям с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она " добротою и искусством превосходила дечанскую церковь " с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства " задужбины " , возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ( Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.) Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем Коришском монастыре и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. Все монастырские постройки и фресковые росписи были завершены к 1352 году. Монастырь оказался настолько красив, что один летописец первой половины XV века говорил о нем так: «есть ли что-то равное под солнцем».

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Аще ли же и се речеши, яко не всех прочиих аггельскыих в Словесех сил или дейстьв или образ сотворихом паметь, отвещаем яже истинная, яко ихже убо премирное художество не уведехом, 685 и паче о сих мы иного светонаставника требуем и учителя, а яже яко реченныим единосильная оставихом, меру слова промысливше и еже паче нас сокровенство мльчанием почетше. Конец иже «О небесном свещенноначелстве» слову Дионусиа Ареопагита, 686 епископа Афинского, кь Тимофею епископу. 242 Исайя имеет в виду приближение конца седьмой тысячи лет от сотворения мира. По счету от Рождества Христова это 1492г. Опасение, что в 7000. наступит конец света, заметно и у русских авторов XIV–XV вв. 243 Имеются в виду, очевидно, рассказы книги I Паралипоменон о том, как один из ведших колесницу с ковчегом завета, Оза, «простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его», прогневил этим Господа и «умер тут же пред лицеи Божиим» ( 1Пар.13:9–10 ), и Деяний апостольских о том, как «некоторый муж именем Анания с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов» ( Деян.5:1–2 ), и они оба умерли как солгавшие Духу Святому ( Деян.5:5–10 ). 244 Сер или Серес – византийский город в Македонии, которым с 1346 по 1373г. владели сербы, затем он вернулся к Византии, а в 1382г. был захвачен турками. 247 Имеется в виду полуостров Святая Гора Афон, восточный отрог Халкидонского полуострова, где находится множество православных мужских монастырей. В то время им владела Сербия. 250 Вукашин, брат Иована Углеши, некогда виночерпий при дворе сербского царя Стефана Душана, затем жупан г. Прилеп с титулом деспота, с 1366г. краль, король, значительной части Македонии с городами Прилеп, Скопле и Призрен. Вукашин, брат Иована Углеши, некогда виночерпий при дворе сербского царя Стефана Душана, затем жупан г. Прилеп с титулом деспота, с 1366г. краль, король, значительной части Македонии с городами Прилеп, Скопле и Призрен. 251 Турки-османы вступили в Европу как завоеватели в 1352–1354 гг., в 1363г. их столицей стал Адрианополь. Чтобы остановить подчинение турками Балканского полуострова, сербы деспот Углеша и краль Вукашин двинулись с войсками им навстречу, но 26 сентября 1371г. в лесистых окрестностях г. Черномен на р. Марице, к западу от Адрианополя, были наголову ими разбиты и погибли. Земли Углеши на короткий срок захватили затем византийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день произошло и возвращение центра Рашко-Призренской епархии в Призрен – спустя 11 лет. В настоящее время восстановлены кафедральный собор, епархиальное здание и приходской дом, где уже поселился приходской священник Слободан Чорич со своей семьей. Возвращение епархиального центра в Призрен и назначение сюда постоянного священника должно укрепить сербов, бежавших из города, в желании вернуться, а также еще раз указать на значение южной части Косова и Метохии, которая в прошедшие годы была покинута большей частью сербского населения. Предлагаем вниманию наших читателей небольшой фоторепортаж об этом событии. Материал подготовлен совместно сайтом Православие.Ru и Информационной службой Рашко-Призренской епархии. Биографическая справка: Епископ Рашко- Призренский и Косовско-Метохийский Феодосий (Шибалич) Епископ Феодосий, в крещении Живко Шибалич, родился 29 июня 1963 года в Чачке в семье Милана и Биляны (в монашестве монахини Марфы) Шибаличей. После окончания начальной и средней школы в Горьянах и Ужице учился на Богословском факультете в Белграде, где защитил диплом. С юных лет питал большую любовь к Церкви и богослужению. В 17 лет впервые посетил монастырь Высокие Дечаны, где его с отеческой любовью принял блаженно почивший игумен святой лавры архимандрит Иустин. Молодой Живко еще тогда принял решение вступить на стезю монашеской жизни и посвятить себя служению Богу. Будучи студентом Богословского факультета, слушал лекции известных сербских богословов, которые своим духовным и богословским трудом оказали глубокое влияние на молодого Живко и целое поколение тогдашних студентов. Сердце будущего архиерея стремилось к монашескому подвигу, и 6 января 1987 года он принял решение стать послушником в монастыре Црна Река под Нови Пазаром и продолжить духовное возрастание под руководством тогдашнего игумена, будущего епископа Рашко-Призренского Артемия. Послушник Живко с первых дней выделялся трудолюбием и смирением, не жалел себя на всех поручаемых ему монастырских послушаниях. 21 ноября 1989 года, на монастырский праздник Святых архангелов, он был пострижен в малую схиму с именем Феодосий, в честь святого Феодосия Великого, родоначальника монашеского общежития. Новое монашеское имя указало на дальнейший монашеский путь и служение, которое было посвящено духовному строительству одного из самых больших сербских общежительных монастырей – Высоких Дечан.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010