В день памяти священномученика Кукши Печерского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троицком соборе Калуги и возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского 9 сентября 2014 г. 17:56 9 сентября 2014 года, в день памяти преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в  Калужскую митрополию . В этом году отмечается 900-летие мученической кончины преподобного Кукши Печерского, просветителя вятичей. Центром торжеств стал Троицкий кафедральный собор в Калуге. У врат собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов и  митрополит Калужской и Боровский Климент . В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию  архимандрита Нектария (Селезнева)  во епископа Ливенского и Малоархангельского ( Орловская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви;  митрополит Орловский и Болховский Антоний ;  архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Козельский и Людиновский Никита ; архимандрит Серафим (Савостьянов), наместник Пафнутьев Боровского монастыря;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; протоиерей Николай Казаков, наместник Георгиевского собора г. Калуги; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии; духовенство Калужской митрополии. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов, председатель Законодательного собрания Калужской области В.С. Бабурин, заместитель главы администрации г. Орла Е.С. Малыхина.

http://patriarchia.ru/db/text/3735282.ht...

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке в Калужскую митрополию сентября 2014 Она была посвящена 900-летию мученической кончины преподобного Кукши Печерского В день памяти преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, 9 сентября,  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Калужскую митрополию. В этом году отмечается 900-летие мученической кончины преподобного Кукши Печерского, просветителя вятичей. Центром торжеств стал Троицкий кафедральный собор в Калуге. У врат собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и митрополит Калужской и Боровский Климент. В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского (Орловская митрополия). Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Орловский и Болховский Антоний, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Пафнутьева Боровского монастыря епископ Козельский и Людиновский Никита, архимандрит Серафим (Савостьянов), председательСинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, наместник Георгиевского собора Калуги протоиерей Николай Казаков, ответственный секретарь управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов), духовенство Калужской митрополии. За Литургией молились наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), духовенство и монашествующие Калужской митрополии, представители Орловской митрополии, многочисленные верующие. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И с чего Вы начали? Денег на восстановление совсем не было. У меня имелось своих пятьдесят тысяч рублей, и наместник Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря отец Серафим, посмотревший на все вокруг, сказал мне: «Жду тебя в понедельник», – и в понедельник дал сто тысяч рублей. Еще сто тысяч я занял. С этой стартовой суммы мы и начали. Нашел я бригаду строителей, и уже к 20 августа 2010 года, то есть накануне празднования дня памяти святого праведного Лаврентия, рабочие сделали капитальный ремонт второго этажа архиерейского дома. Сейчас в архиерейском доме находится домовая церковь, есть хороший зал для занятий Воскресной школы, еще тут располагается несколько келий. А тогда, сразу же после престольного праздника обители, мы взялись по периметру откапывать собор. Даже не знали, есть там фундамент или нет, потому что по слухам все было взорвано. Но когда сделали шурф, то попали на стену, сохранившуюся с облицовкой. Откопали колокольню, нижний ярус которой примерно на треть оказался цел. Я отправился к правящему архиерею митрополиту Клименту и сообщил ему об этом. Владыка позвал архимандрита Никиту, проректора Духовной семинарии (сейчас он епископ Козельский и Людиновский), и сказал: «В это воскресенье мы у отца Пафнутия служим молебен на начало восстановления монастыря». И вот они приехали: митрополит Климент, архимандрит Никита, архимандрит Донат. Вместе с ними служили молебен я и иерей Антоний, после чего началось на территории обители строительство. Господь меня так вел по жизни, что я на протяжении восьми лет помогал восстанавливать Зачатьевский монастырь в Москве, затем какое-то время – Новоспасский. Приезжая в давно ставший для меня родным Псково-Печерский монастырь, по послушанию занимался там техническими делами. Так что определенный опыт у меня был. Но первое время очень часто по разным вопросам ездил к своему духовнику в Пафнутьев-Боровский монастырь схиархимандриту Власию, рассказывал ему о проблемах, просил благословения на то или иное дело. На что-то отец Власий благословлял, давал духовные советы. По поводу некоторых моих вопросов говорил, что с ними мне следует обратиться к митрополиту Клименту. Тогда я ехал к владыке. Владыка – очень мудрый человек. Я бы даже рискнул сказать, что как епископ прозорливый. Многое из того, что он говорил, произошло. Вообще я считаю, что мне повезло попасть в епархию к такому правящему архиерею. Вежливый, внимательный, благочестивый. Я благодарен ему за помощь. Также сердечно благодарю тех москвичей, которые жертвовали на восстановление монастыря определенные средства. Многих своих столичных знакомых я приглашал сюда, чтобы они посмотрели, какое это тихое благодатное место. И вот они походят, посмотрят, уедут домой, а потом звонят и говорят: «Тебе надо помочь!» Конечно, я рад такому отклику в их душах. Некоторые из них и сейчас помогают по мере своих возможностей, вот только время нынче сложное, и у людей с деньгами туговато.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/01/zdes_c...

За три с половиной года полностью восстановлен храм c тремя приделами, завершены работы по благоустройству прихрамовой территории, на которой построены воскресная школа, храмовая котельная и смотровая площадка, проведено благоустройство памятных захоронений. 28 мая 2017 г., спустя 88 лет с момента закрытия этого храма, был освящен правый придел в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Спиридона Тримифунтского и отслужена первая Божественная литургия. 6 октября 2017 года на главный храмовый праздник преосвященный Никита епископ Козельский и Людиновский рукоположил и назначил настоятеля этого храма. 20 октября 2019 года митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан и епископ Козельский и Людиновский Никита совершили Великое освящение. Вместе с этим, нашлись благотворители пожелавшие построить недалеко от храма 2 приюта семейного типа и православный детский сад. Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Более 100 святынь и частиц святых мощей, которые были переданы в дар храму. Здесь хранится Великая Святыня христианского мира – частица Животворящего Крести Господня , поклониться которой могут все желающие. Справа от центрального иконостаса под резными сенями находится дивный образ иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Псково-Печерская , покровительница храма. Тут же в мощевике хранятся святыни: Частица Покрова, Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы , частицы святых мощей Ее праведных родителей Иоакама и Анны . Слева от иконостаса – икона под сенями честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей его святых мощей, также с частицами мощей праведных Захарии и Елисаветы , его родителей. Специально была написана икона святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского , покровителей села, в их честь освящен придел храма, где прибывают частицы их святых мощей. Также написана икона трех Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста , которым посвящен левый придел храма. Тут же можно поклониться частицам их святых мощей.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Зачатия_И...

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 43; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 967; Оп. 4. Д. 963; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923; ГА Омской обл. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 37; ГА Калужской обл. Ф. Р-3501. Оп. 1. Д. 55. Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 158-161; Определение Свящ. Синода//ЖМП. 1969. 4. С. 2-3; Афанасий (Кудюк), архим. Высокопреосв. архиеп. Ермоген (Голубев): [Некр.]//ЖМП. 1978. 11. С. 21; Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984. С. 18-19, 206-211; РПЦ в советское время/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 2. С. 74-78; Тимофиевич А. П. Божии люди. М., 1995. С. 182-183; Костенко Н., Кузовкин Г., Лукашевский С. «Вред, нанесенный Вами, надо исправить, стереть, изгладить»: К публ. «Заявления» группы архиереев РПЦ//Корни травы: Сб. ст. молодых историков. М., 1996. С. 126-142; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 422-423; Цыпин. История РЦ. С. 382, 389, 392, 393, 410; Никодимов И. Н. Воспоминания о Киево-Печерской Лавре: (1918-1943). К., 1999. С. 185-187; Безбородов А., свящ. Годы испытаний: История Правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. М., 2001. С. 41-47; Иоасаф (Морза), игум. Архиеп. Ермоген (Голубев): Жизнь и исповедничество//Лаврський альманах. К., 2002. Вип. 7. С. 136-166; Шпиллер В., прот. Страницы жизни в сохранившихся письмах. Красноярск, 2002 (по указ.); Сергия (Ежикова), игум. Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Серг. П., 2003. С. 244; Леонтий (Филиппович), архиеп. Автобиография//Рус. паломник. 2005. 35. С. 175-177; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за православную веру в 20 столетии/Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 58-70. А. Н. Сухоруков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии

http://pravenc.ru/text/190191.html

3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Челябинского и Миасского Алексия освободить игумена Амвросия (Лутвинова) от должности наместника Свято-Николаевского мужского монастыря села Кадымцево Троицкого района Челябинской области и назначить исполняющим обязанности наместника упомянутой обители иеромонаха Павла (Перункова). 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Козельского и Людиновского Никиты открыть женский монастырь в честь святых Жен-мироносиц в селе Клыково Козельского района Калужской области и назначить монахиню Иоанну (Павлову) на должность игумении упомянутой обители. 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Кинельского и Безенчукского Софрония открыть Покровский Александро-Чагринский женский монастырь поселка Кировский Красноармейского района Самарской области и назначить монахиню Михаилу (Солодухину) на должность игумении упомянутой обители. 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Сердобского и Спасского Митрофана освободить игумена Серафима (Попова) от должности наместника Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Сканово Наровчатовского района Пензенской области и назначить исполняющим обязанности игумена упомянутой обители иеромонаха Амвросия (Ташпекова). 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Шадринского и Далматовского Владимира переименовать Введенский женский монастырь села Верхняя Теча Курганской области в Верхтеченский Свято-Троицкий женский монастырь, вернув ему таким образом историческое название. ЖУРНАЛ 83 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Благочиние Патриарших приходов в Швеции 1. В связи с окончанием срока командировки освободить протоиерея Виталия Бабушина от должности настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в городе Стокгольме, Швеция, с выражением ему благодарности за понесенные труды и направить его в распоряжение Преосвященного епископа Балашихинского и Орехово-Зуевского Николая.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

В 1918 г. духовная семинария была закрыта, в ее помещениях открылся педагогический техникум, 1 октября 1919 г. преобразованный в Новгородский практический институт народного образования, который в 1932 г. был включен в Новгородский государственный университет. 3 марта 1920 г. был упразднен Антония Римлянина монастырь, вскоре после закрытия в монастыре поселили коммуну из бывших беспризорников.... В январе 1925 г. библиотека семинарии, фонд которой насчитывал 30 тысяч экземпляров, была передана Новгородскому губернскому музею, к 2001 г. книжное собрание Новгородской духовной семинарии находится в региональной Новгородской библиотеке, библиотеке Новгородского объединенного музея-заповедника и др. Планируется передача Русской Православной Церкви Рождественского собора со статусом приходского храма при Новгородском университете (уже более 10 лет! – Сост.), в котором создано межфакультетское отделение богословия. Жервэ H. Н. «Таинственно было явление Римлянина в пределах Новгородских»// 49 С. 185–193 .. Антоний Римлянин вводил у себя в монастыре устав обители Печерской и много заботился о духовном просвещении своих учеников. Это доказывают и замечательные труды диакона Кирика: о хронологии («учение им же ведати человеку числа всех лет»), вопросы новгородским пастырям, где особенно примечательны для иноческой жизни правила, что мирской священник может постригать в иноки. Одобряется пострижение в схиму в старости и воздержание в течение «осьми дней после пострижения от скоромной пищи. В праздник Воздвижения Креста запрещается инокам есть рыбу, а в среду и в пяток не велено монахам вкушать и масла». Расширяться и отстраиваться монастырь стал уже при других епископах и игуменах. Почти полвека продолжался прежний порядок дел, но потом наступили трудные времена: частые пожары (только в XI40; веке – три), эпидемии, наводнения... особенно памятными были для Антониева монастыря походы великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского (1386 г.) и царя Ивана Васильевича Грозного (1570 г.). В XI40; в. испуганные новгородцы, готовясь к защите города от московского князя, истребили все дома в Плотницком, Людином и Неревском концах и в числе прочих – 24 монастыря, сожгли и обитель «онтоньевскую (уцелели в ней только каменные церкви). В XV в. о состоянии монастыря известий нет, впрочем, как и о настоятелях в этот период. В начале XVI в. встречается имя игумена «Онтоньевского» Геронтия и свидетельства о начавшемся обновлении монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем Святейший Владыка посетил мужской Богородице-Рождественский монастырь и городскую станцию юных натуралистов «Патриарший сад», после чего совершил в центре города Владимира чин освящения закладного камня в основание храма во имя равноапостольного князя Владимира. 9 сентября 2014 года по случаю 900-летия со дня мученической кончины просветителя вятичей преподобного Кукши Печерского, Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Калугу. В Троицком кафедральном соборе в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента, митрополита Орловского и Болховского Антония, архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Козельского и Людиновского Никиты Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского. За богослужением, в частности, молились губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов, представители областной и городской администраций. В ходе визита Его Святейшество посетил Калужскую Тихонову пустынь — мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы, освятил во Владимирском скиту обители здание монастырского музея-диорамы «Великое стояние на реке Угре в 1480 году», поклонился мощам преподобного Тихона Медынского, Калужского чудотворца, и побывал в храме на источнике преподобного Тихона в скиту «Живоносный Источник». В ночь с 12 на 13 сентября 2014 года начался Первосвятительский визит в Хабаровскую епархию. За время пребывания в ней Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Хабаровскую духовную семинарию, вручил ключи от новых квартир ряду переселенцев из районов, подвергшихся затоплению во время наводнения в 2013 году, провел встречу с епархиальным координатором и руководителями проектов-победителей грантового конкурса «Православная инициатива» Приамурской митрополии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3804585...

К ряду храмов с несколько упрощенными композициями и декором относятся постройки крепостных архитекторов мосальского купца А. С. Хлюстина - Е. Е. Латышева и И. А. Каширина (ученик имп. АХ): Никольский собор (1806-1818, воссоздан в нач. XXI в.) в Мосальске, ц. Покрова (1809) в дер. Покровское, ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1808 - 20-е гг. XIX в.) в с. Быстром (все в Мосальском р-не), ц. Св. Троицы (1818) в Троицком (близ Кондрова Дзержинского р-на). Главные объемы, прямоугольные или крестообразные в нижней части, завершены высокими купольными ротондами с венчающей главкой на высоком барабане; 3-ярусные колокольни в каждом ярусе украшены ордерным декором ( Шорбан, Зубарев. 2005). Постройки Ясныгина или архитекторов его круга отличают подчеркнутая монументальность форм основного объема с портиками на боковых фасадах, несущего массивную световую купольную ротонду, пониженные апсида и трапезная; колокольня, как правило, 3-ярусная, завершается чрезвычайно высоким шпилем, напр.: Казанская ц. (1802-1820; утрачены верхние части здания) в г. Людинове, Печерская ц. (10-е гг. XIX в.) в селе Лопатиных Прудки, Казанская ц. (1817) в селе А. А. Долгова Дунине (обе в Медынском р-не), ц. Рождества Пресв. Богородицы (10-е гг. XIX в.- 1823) в усадьбе кн. Козловских Барятино (Борятино, Мещовский р-н). Важной частью архитектуры К. и Б. е. стало масштабное монастырское строительство. В Оптиной Свято-Введенской пуст. возвели ряд сооружений: 3-ярусную колокольню (1801-1804), Казанскую ц. (1805, 1815), больничную церковь с кельями (1809), ограду с башнями (1832-1839); в 1837 г. был значительно расширен Введенский собор 1771 г.; в 20-х гг. XIX в. создан комплекс Иоанно-Предтеченского скита, основанного в 1821 г. (комплекс Оптиной пуст. восстановлен в кон. XX - нач. XXI в.). В формах столичного ампира был построен Крестовский мон-рь (1827-1832, не сохр.) в Калуге. Разрушенный в 1812 г. Никольский Черноостровский мон-рь в Малоярославце был возведен по новому проекту (1825-1839): с высокой колокольней, величественным, близким к центричному в плане 2-этажным собором, жилыми и хозяйственными корпусами (авторство приписывается разным зодчим, в т. ч. А. Л. Витбергу, работы осуществлялись под надзором губ. архит. Н. Ф. Соколова, см.: Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 147; комплекс отреставрирован в 90-х гг. XX - нач. XXI в., см.: Там же. С. 148). Было возведено неск. ампирных храмов, близких по формам к образцовым проектам этого времени: Казанская ц. (1824) в с. Грибове (Медынский р-н), ц. вмч. Георгия (1828) в с. Георгиевском на Угре (Юхновский р-н), Спасская ц. в селе помещиков Щепочкиных Кондрове (ныне город, Дзержинский р-н). Особой аскетичностью форм обладает ц. Успения (20-е гг. XIX в.) в с. Богимове (Ферзиковский р-н). В формах столичного ампира с характерным лепным декором по проекту архит. В. П. Стасова была перестроена Никольская ц. нач. XVIII в. (в аварийном состоянии) в усадьбе Полторацких Авчурино (Ферзиковский р-н).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Казанский, приводя полную редакцию Сказания, замечает: «Сличая приведенное нами сказание с сказанием летописи, не видим ли мы, что летописное служило для него основой? Самый язык сказания там, где оно отступает от летописного, есть уже позднейший. Мог ли Нестор называть Владимира самодержцем русския земли?» 261 . Вполне соглашаясь, что летописная редакция Сказания, да ещё Несторово Житие Феодосия Печерск. – дали литературную Форму распространенной редакции, мы, к сожалению, не можем воспользоваться последним доводом: « «самодрьжьцемъ вьсеи роусьски земли» называет князя Владимира Святославича ещё составитель Сказания о св. Борисе и Глебе 262 . Кассиан. II ред. Печерск. Патер. легла в основу: польского печатного издания 1635 г., рукописной редакции Иосифа Тризны, рукописной же редакции Каллистрата Холошевского и, наконец, печатных славянских изданий, начиная с 1661 года. 6. Польский Paterikon Сильвестра Коссова «Paterikon» 263 , составленный, по повелению и благословению митр. Петра Могилы , епископом Сильвестром Коссовым, – преследует двоякую цель: а) явить свету, отряхнувши пыль от хартий, веками сокрытый и погребенный в сокровищницах монастырских Патерик, т. е. жития святых отцов Печерских, и b) опровергнуть неосновательные возражения против святости и православия сих отцев, заградив таким образом уста тем, кто ведет непотребную борьбу с русскою церковью 264 . Собственно Печерский Патерик начинается Житием пр. Антония (стр. 17 и д.) 265 : это – распространенная редакция Сказания что ради прозвася Печерск. монаст. На стр. 24–54 Житие пр. Феодосия 266 : сюда входит Слово о перенесении мощей (стр. 50–52) и О поковании раки (52–4), но за то выделены в особые жития биографические сведения о Стефане (57–8), Дамиане (68–9), Варлааме (71–5) и Никоне (76–8). За Житием пр. Феодосия следует Слово о создании цер. Печерск. (стр. 58 и д.: «О zbudowaniu Cerkwie Nawietszey Panny Pieczarskiey»), но без Чуда о Иоанне и Сергии, помещенного особо. Далее – Слово о первых черноризцах Печерск.: Дамиане (68–9), Матфее (70 –1) 267 268 ) и Иеремии (71).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010