И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Особым атрибутом Петра, начиная с IV века, являются ключи ( Мф. 16:19 ): Петр изображен с ключами в руке, в частности, на мозаике церкви Святой Констанции в Риме (сер. IV в.) и на известной синайской иконе (VI в.). Лица апостолов постепенно приобретают индивидуальные характеристики. Так, например, Петр изображается с короткой бородой и курчавыми седыми короткими волосами. Павел – с высоким лбом, лысиной и удлиненной темной бородой клинообразной формы. Иоанн в евангельских сценах представлен безбородым юношей, в других композициях – седовласым старцем с лысиной и длинной бородой. Двенадцать апостолов во главе с Петром и Павлом фигурируют в сценах Вознесения, Пятидесятницы, Успения, Страшного Суда и Евхаристии. Количество апостолов обычно не меняется (их всегда бывает двенадцать), тогда как состав может несколько варьироваться: нередко в число двенадцати включают евангелистов Марка и Луку. Петр и Павел в качестве первоверховных апостолов нередко являются персонажами самостоятельной композиции. В композиции «Тайная Вечеря», а также в некоторых других евангельских сценах (например, арест Иисуса) изображается Иуда-предатель: от других апостолов его отличает отсутствие нимба; кроме того, как правило, его лицо обращено в профиль к зрителю. Пророки обычно изображаются в светлых одеждах со свитками в руках. Иногда на раскрытом свитке помещается текст из книги пророка: например, пророк Исайя нередко держит в руке свиток со словами: се, Дева во чреве приимет и родит Сына ( Ис. 7:14 ). Шестнадцать пророков нередко изображаются в куполе храма или в медальонах на стене, в том числе в алтарной апсиде. Моисей и Илия являются непременными участниками композиции «Преображение». Иоанн Предтеча – последний из пророков и первый из апостолов – присутствует в композициях «Крещение Господне» и «Деисис»: в первом случае он возлагает руку на голову Спасителя, во втором предстоит Христу в молитвенной позе. Нередко Креститель изображается отдельно: его лицо отмечено крайним аскетизмом, борода и волосы взлохмачены, тело покрывает власяница или в некоторых случаях гиматий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Римский, житием. Икона. Сер. XVI в. (АМИИ) К числу ранних изображений К., вероятно следующих римской иконографической традиции, в соответствии с к-рой К. представлен в типе, напоминающем ап. Петра, принадлежат фрески в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква (705-706) и в нижней ц. Сан-Клементе (XI в.) - обе в Риме. В Санта-Мария-Антиква К. изображен фронтально в рост средовеком с коротко остриженными белыми волосами, бородой и усами, с тонзурой, первым слева от восседающего на троне Христа, среди др. епископов. В отличие от мозаичного образа в Сант-Аполлинаре-Нуово в образе в Санта-Мария-Антиква к апостольским одеждам святого добавлены элементы облачения святителя - омофор с крестами и Евангелие в левой руке, а также орудие страстей (якорь) в правой руке. В нижней ц. Сан-Клементе погрудный образ К. помещен в медальоне в сцене с донаторами (членами семьи Рапица). Святой представлен с коротко остриженными седыми бородой и волосами, с тонзурой, правой рукой благославляет, в левой закрытое Евангелие. Сщмч. Климент, еп. Римский, с житием. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГЭ) Сщмч. Климент, еп. Римский, с житием. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГЭ) Эта, по-видимому раннехристианская, иконография была воспринята византийским и через него древнерус. искусством. В таком изводе К. представлен в мозаиках алтарей ц. Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и собора Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилии (1180-1190), во фресках диаконника ц. Св. Софии в Охриде, Македония (1140), сев.-зап. компартимента Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (между 1136 и 1156), апсиды ц. св. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167) и апсиде ц. Спаса Преображения на Нередице близ Вел. Новгорода (1199). Сщмч. Климент, еп. Римский. Мученическая кончина сщмч. Петра, еп. Александрийского. Роспись ц. Вознесения Господня мон-ря Высокие Дечаны, Косово и Метохия. 1348–1350 гг. Сщмч. Климент, еп. Римский. Мученическая кончина сщмч. Петра, еп. Александрийского. Роспись ц. Вознесения Господня мон-ря Высокие Дечаны, Косово и Метохия.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

По рукописям известны песнопения З., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 6-го гласа         ( Амфилохий. Кондакарий. С. 234); дополнительные икосы (Там же. С. 160, 234). А. А. Лукашевич Иконография З. изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, к-рые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закрепленными на нем 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нем словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях З. как пророка сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк 1. 68-69), напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363, не сохр.) на свитке приведен текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (см.: Вздорнов. 1989. Док. 76). Единоличные изображения В мозаике апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553), в левом простенке между алтарными окнами представлено наиболее раннее единоличное изображение З.-первосвященника. В декорации храмов изображение З. всегда встречается в купольной росписи среди изображений пророков (напр., в Палатинской капелле (ок. 1143-1146) и в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) (1143-1148) в Палермо, Сицилия; в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199)) и в алтарной зоне (напр., в каппадокийских храмах в ряду 10 святых рядом со св. Иоанном Предтечей (между 945 и 1025) в Тавшанлы-килисе (св. Евстафия) и в сев. апсиде Баллы-килисе; в сев. апсиде Дирекли-килисе (976-1025); предположительно в ц. Св. Креста и св. Георгия в Ачиксарае (1060/61 или 1100). В рус. традиции З. изображается преимущественно на восточных столпах или склонах алтарных арок: в Спасо-Преображенском соборе Мирожского (40-е гг. XII в.) и в соборе Рождества Богородицы Снетогорского (1313) мон-рей в Пскове, в новгородских церквах Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.), арх. Михаила Сковородского монастыря (нач. XV в.?, не сохр.), прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле (между 1453 и 1463). В каппадокийской ц. Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и св. Георгия (Гёреме 9; нач. или 1-я пол. X в.) в алтарной нише деисусной композиции по сторонам Иисуса Христа изображены св. Иоанн Предтеча и З. (что объясняется посвящением престола в юж. апсиде св. Иоанну Предтече).

http://pravenc.ru/text/182665.html

1998 и др.). Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом и святыми. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом и святыми. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Пример изображения Теофании в рим. К.- росписи кубикулы Святых (кубикула Х) в катакомбах святых Марцеллина и Петра на Виа-Лабикана (2-я пол. IV в.; Andaloro. 2006). Кубикула располагается недалеко от того места, куда еще до периода правления папы Дамаса были перенесены мощи святых Марцеллина и Петра. Фрески украшают трапециевидный свод, обрамленный неск. цветными полосами и разделенный на 2 яруса. В центре верхнего яруса на фоне пейзажа изображен Иисус Христос, облаченный в пурпурные одежды, с крещатым нимбом и буквами «α» и «ω». Правую руку Он поднимает в т. н. жесте речи (или благословения), в левой держит раскрытую книгу. Кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы. 375–380 гг. Кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы. 375–380 гг. По сторонам стоят апостолы Петр и Павел в белых одеждах, также поднимающие правую руку в жесте приветствия. Все 3 образа следуют иконографическому типу, к-рый в дальнейшем станет каноническим: Иисус Христос в зрелом возрасте, с густой темной бородой и волосами до плеч; ап. Павел с залысиной, у него клиновидная темная борода; ап. Петр с густыми короткими седыми волосами и короткой округлой бородой. В нижнем ярусе в центре представлен Агнец Божий, стоящий на возвышении, из к-рого проистекают 4 райские реки. Ему предстоят святые Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий, облаченные в белые одежды. Их руки воздеты в жесте приветствия, относящемся как к Агнцу, так и к Христу, восседающему на престоле над Ним. Композиция, представляющая «двойную Теофанию» ( Testini. 1963), не типична для живописи К. и скорее напоминает декорации апсид церквей, для к-рых характерны триумфальные и апокалиптические темы, особенно в сочетании с темой жертвы, выраженной посредством образов Агнца и мучеников. Двухъярусная структура композиции с симметричным расположением персонажей в обоих регистрах также более уместна в алтарной апсиде, нежели на плоском своде кубикулы. Высказывались предположения, что декорация свода связана с росписью базилики святых Марцеллина и Петра, находившейся рядом ( Bisconti. 2002).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

А именно: Адам – седой, с длинными по плечам волосами и с длинной бородой. Моисей – седой, с короткими курчавыми волосами и с короткой округлой бородой. Аарон – седой, с длинными волосами, борода длиннее Моисеевой, клином, в первосвященническом одеянии. Соломон и Давид – подобием сходны, оба в царском одеянии и в коронах, оба черноволосые, с волосами, спускающимися до ушей и с короткой бородой. ИоаннПредтеча – с длинными черными волосами по плечам, сверху взъерошены, и с длинной черной бородой. У Иисуса Христа – каштанового цвета длинные по плечам волосы и короткая борода. Ап. Петр – седой, с короткими курчавыми волосами и с короткой бородой, плешив. Ап. Павел – с короткими черными волосами и с длинной черной бородой. Иоанн Евангелист – безбородый юноша с короткими волосами. Ев. Лука – с короткой черной бородой и с короткими черными волосами. Ев. Марк – подобием как Лука, только будто его моложе. Фома и Иуда – безбородые. Ап. Андрей – седой, волосы на голове средней величины, висят клоками в разные стороны и взъерошены (как в Сирийском Евангелии), и с седой длинной бородой. Отцы Церкви несколько напоминают типы мозаик Софии Цареградской. Василий Великий – с черными волосами и черной бородой; Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – седые: все трое с длинными бородами и короткими волосами. Хотя эта рукопись была написана, когда уже значительно установились иконописные подобия, однако в ней сохранились еще и свежие следы античного предания, что можно видеть в миниатюре, изображающей языческих поэтов Орфея и Гомера: Орфей во фригийской шапке, играет на кифаре, без бороды; около него Гомер, тоже без бороды, протянул к Орфею руку; у обоих длинные черные волосы. В технике виден уже упадок, сравнительно с разными миниатюрами; очерки фигур наведены уже чернилами, а не писаны широко, местными красками, как в древнейшей христианской живописи. Все священные фигуры писаны в золотых одеждах, что должно означать велелепие святости, потому что прочие, не священные лица, писаны в одеждах цветных, как, например, трое избивающих архидиакона Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Наконец, фигура Матфия (ошиб. в Синайской мозаике с большой седой бородой и короткими, седыми же волосами, очевидно, уподоблена известному типу Ев. Матфея и отступает, поэтому, от молодого типа капеллы Хризолога. Много любопытного и оригинального представляют также образы Пророков. К сожалению, мы не имеем в данном случае руководства равеннских мозаик и должны ограничиться миниатюрами рукописей, правда, или современных предполагаемой дате синайских мозаик, или немногим позднейших: таковы Россанский кодекс Евангелия 18 , ркп. Космы Индоплова Ватиканской библиотеки и «Пророки» Туринской библ 19 . Первая фигура слева в синайских мозаиках представляет Даниила юного и безбородого, в лилово-пурпурной хламиде, застегнутой спереди золотой фибулой; на голове пророка шапочка (персидская митра), шестигранная, с зеленой гранью посреди; волосы выбиваются кудрями. Тип, однако же, значительно отошел от античного, прелестного образа юноши, которого находим в Ватик. рукописи. Иеремия с курчавыми волосами и небольшой черной бородой, смотрит прямо перед собою; заметим сходство с типами в указ. рукописи и мозаике ц. Св. Виталия. Малахия – с длинными седыми волосами и окладистой бородой. Аггей с черноватой бородой, но лыс; между тем в ркп. Космы юн и безбород 20 . Аввакум курчав, с бородкой, сед; напротив того, в туринской миниатюре видим изящный тип юноши, в ркп. Космы Аввакум молод, но имеет небольшую бородку. Иона – грузный человек, лыс и сед – тоже и в туринском списке. Иоиль юн, с темно-каштановыми волосами; наоборот, в туринской миниатюре, Иоиль в типе пожилого мужчины, a по русскому подлиннику, он «сдъ, аки следовательно и «космат», т. е. в известном аскетическом типе Иоанна Предтечи, Илии, Андрея и др. Амос с проседью – в Ватиканской рукописи юн и безбород. Наиболее любопытно и важно изображение Давида посреди Пророков: он представлен юным и безбородым, в роде известного типа царя Соломона; на голове Давида диадема из створок или граней, с крестом посреди. Следовательно, в основу мозаического изображения положен тот древнейший тип Орфея, юного пастыря, с которым Давид представляется в иных миниатюрах псалтырей, тогда как обычный образ престарелого царя устанавливается уже с IX века в монументальном искусстве и парадных миниатюрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В ранних произведениях И. может быть изображен средовеком, как, напр., на миниатюре из Евангелия (Ath. Vatop. 762), или старцем с длинными седыми локонами и короткой седой бородой, как на мозаике в Осиос Лукас или на эмалевой пластинке иконы (ГЭ). Как средовек со светлыми недлинными волосами, с короткой бородой, облаченный в фелонь и омофор, И. выглядит на фреске в мон-ре Аркаж (1189; в нижней части сохр. фрагменты кодекса на левой руке и пальцы десницы). Поскольку в письменной традиции апостольских Посланий существовали разные версии, кто из апостолов, носивших имя Иаков, являлся автором Послания Иакова, при иллюстрировании этого текста в составе кн. Апостол в визант. и древнерус. иллюминации также были возможны разные варианты. Фигура седовласого святителя в светлой фелони и синем подризнике с золотым кодексом на левой руке включена в состав инициала, к-рый украшает начало Послания Иакова в миниатюрной рукописи НЗ (Деяния апостолов, Послания и Апокалипсис. МГУ НБ. Греч. 2. Л. 100, 1072) имп. Михаила VII Дуки. В фелони, омофоре и с Евангелием в руках И. представлен в иллюминации кн. Апостол (Hieros. Patr. 47. Fol. 146). Для иконографического извода отдельных миниатюр были использованы схемы, традиц. для изображений евангелистов: писатель, сидящий за пюпитром, размышляющий, пишущий или стоящий оратор. Как сидящий седовласый старец с недлинной раздвоенной бородой, в античных одеждах, с омофором на плечах, с развернутым свитком в руках с подписью: «Iako(b) бра(т) Г(осподе)нь» - на миниатюре новгородской рукописи кн. Апостол из собрания А. Д. Черткова (ГИМ. Чертк. 167. Л. 93 об., 80-е гг. XV в.). Стоящая фигура средовека с короткой, раздвоенной на конце темной бородой, в античных одеждах, в красном гиматии и зеленом хитоне, с омофором на плечах, со свитком в левой руке и с правой в жесте благословения - на миниатюре кн. Апостол XV в. (ИРЛИ (ПД). Древл. Новгородско-Псковское собр. 21. Л. 41). В качестве автора Послания Иакова мог быть представлен ап. Иаков Зеведеев, средовек с темными короткими волосами и бородой, в хитоне и гиматии, как правило синих, часто со свитком в руке (миниатюра из ркп.

http://pravenc.ru/text/200153.html

В поствизант. искусстве иконография И. М. сохранялась без изменений. Как седовласый святитель с удлиненной бородой он представлен на кипрской иконе из с. Куцовендис (нач. XVI в.); в соборе свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский); в кафоликоне Великой Лавры во имя прп. Афанасия на Афоне (1535). В т. н. Афонской книге образцов И. М. изображен с небольшой заостренной бородой (РНБ. 0. I. 58. Л. 86 об., 175 об., XV в.). На иконе «Свт. Иоанн Милостивый и ап. Филипп» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) он представлен седовласым, с залысинами, с немного вьющейся бородой средней длины. На Руси образ И. М. впервые встречается в росписи киевского собора Св. Софии, на склоне одной из арок юж. галереи (40-е гг. XI в.): седовласый старец с остроконечной бородой и в темно-вишневой фелони, напротив сщмч. Игнатия Богоносца. Особо почитался И. М. в Вел. Новгороде и Пскове. Его изображения сохранились: в апсиде ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); в апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы в Снетогорском мон-ре (1313); предположительно в алтарной композиции «Служба святых отцов» ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (ок. 1363, не сохр.). В новгородской иконописи образ И. М. нередко помещали как на отдельных иконах, так и среди избранных святых: «Избранные святые - Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение»» (2-я пол. XV в., ГРМ); «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми, свт. Николаем, прп. Симеоном Столпником, свт. Иоанном Милостивым» (кон. XV в., ГТГ); на двусторонней иконе-таблетке «Святители Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., НГХМ). В состав клейм уникальной житийной иконы «Свт. Иоанн Милостивый, с житием в 12 клеймах» (сер.- 2-я пол. XVI в., ГРМ) входят такие сюжеты: явление отроку И. М. Милосердия в образе девицы (клейма 1 и 2); поставление И. М. в епископы (3); поучение народа (4); И. М. обличает еретиков (5); к И. М., сидящему при церковных дверях, приходят люди (6); странник просит милостыню у И. М. и получает ее (7); странник обращается к И. М. за милостыней во 2-й раз (8); странник просит и получает милостыню в 3-й раз (9); явление И. М. купцу на корабле во время бури (10); «памяти смертный образ» (11); И. М., восставший из гроба, возвращает грешнице хартию с прощением ее греха (12). Изображения И. М. встречаются в новгородском медном литье.

http://pravenc.ru/text/469614.html

В.Н. Лазарев (Мозаики Софии Киевской, с. 36), Дженкинс и Манго (Dumbarton Oaks Papers, 8,1956) считают, что это была церковь Богоматери Фарос; А.Грабар (Византийское иконоборчество, с. 183—184) — что это был Одигон. . До иконоборчества Христос изображался в апсиде, например в Риме, в храме свв. Космы и Дамиана, в Равенне, в храме св. Виталия. В Египте и Армении церкви и часовни VI—VII вв. представляют много примеров такой иконографии. На Западе так было в средние века и продолжается иногда и теперь. То же, вероятно, было и у христиан Азии. В областях под византийским влиянием продолжали изображать Христа в апсиде в Малой Азии. При этом изображался не только Христос, но и различные пророческие видения Бога (с добавлением некоторых апокалиптических мотивов). В Малой Азии такие композиции повторяются до XI в. включительно. В Константинополе же в IX в., в храме Богоматери, построенном Василием I, и в Святой Софии, а также в храмах X в., в апсиде уже Богоматерь, а Спаситель переносится в купол. Но образ Богоматери появляется в апсиде уже в VI в. (См.: Грабар А. Об изображениях богоявлений в нартексе//Cahiers archnologiques. Paris, 1962,) Кроме того, по литературным источникам известно, что в V в., в константинопольской Влахернской церкви было изображение Богоматери. С XI в. все церкви, как в Византийской империи, так и в России, на Балканах и на Кавказе, помещают в апсиде Богоматерь, Спасителя же — в куполе. (Грабар А. Указ., соч., с. 274—375.) . Слово 82; P.G. 102, 293. . Грабар А. Византийское иконоборчество, с. 186. . Шульц Х.И. Византийская литургия. Фрейбург/Брейсгау, 1964, с. 22 (по-немецки). . Трубецкой Е. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965, с. 43. . Там же. . О символике храма и его росписи см.: Успенский Л. Символика православного храма и иконы//Серия «Символика религий». Штутгарт, 1962, с. 56—68 (по-немецки). . Cogniat R. Architectures de la foi//Le Figaro, 10 sept. 1964. . Грабар А. Византия, с. — 52. . Грабар А. Византийское иконоборчество, с.

http://sedmitza.ru/lib/text/440350/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010