//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 34 Село Афанасьево находится в 124 верстах от губернского города и в 4 верстах от уездного. Афанасьево в старину входило в состав дворцовой волости, центром которой служила Александрова слобода, нынешний город Александров. Церковь в селе, или как тогда называли, приселке Афанасьевском существовала уже в начале XVII ст. Под 1628 г. в патриарших окладных книгах значится «церковь Воскресение Христово в селе Офонасьеве в слобоцком приселке…». В 1654 г. церковь платила дани 1 руб. 25 алтын 2 деньги, а в 1746 г. – 2 руб. 16 коп. Церковь этого наименования существовала в Афансьеве до 1802 г. В этом же году с благословения преосвящ. Ксенофонта, епископа Владимирского и Суздальского, на средства прихожан построена каменная церковь, которая существует и в настоящее время. Престолов в церкви два: в холодной – во имя св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, а в теплой – во имя св. Николая чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости, копии с метрических книг с 1781 г., исповедные росписи с 1824 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от служб и требоисправлений до 500 руб., от земли – до 100 руб., от хлебного сбора – до 100 руб., а всего – до 700 руб. Дома у причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 900 кв. саж., пахотной 28 дес., сенокосной 6 дес. 405 кв. саж.; план и межевая книга на эту землю имеются. Приход состоит из села Афанасьева и деревень: Дичкова, Новинок, Наумова, Степанькова, Жукова и Колпакова, в коих по клировым ведомостям числится 560 душ муж. пола и 576 жен., все православные. В дер. Наумове есть часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в деревне Новинках – в честь Архангела Михаила; время и повод их основания неизвестен. В селе Афанасьеве есть земская народная школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г.

http://sobory.ru/article/?object=06845

(† 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Вязниковский, Верижник. Сведения о М. сообщают «Книга, глаголемая Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) и «Перечни российских чудотворцев» (списки XVIII-XIX вв.): «Святой праведный трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Богородицы и святаго Николы, иже на Клязьме реце в Мстерской волости Государеве, новый чудотворец» (Описание о российских святых. С. 268; РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 115 об., XVIII в.; Мих. Q. 532. Л. 229-229 об., XVIII в.; Q. I. 382. Л. 52, XVIII в.; СПбДА. А II/63. Л. 45-45 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). По предположению В. В. Баранова, Богоявленская слобода, преобразованная впосл. во Мстёрскую вол., возникла в кон. XVI в. на погосте рядом с «монастырьком Иоанна Милостивого», к-рый существовал уже в 1-й четв. XVI в. (он упом. в духовной грамоте И. В. Ромодановского 1521-1922 гг.; Баранов. 2008. С. 20). Первые сведения о Богоявленской слободе относятся к 1609/10 г.: с этого времени и до 1628/29 г. она находилась во владении кн. Г. П. Ромодановского, а затем перешла к его сыновьям. Как следует из писцовых книг Суздальского у. «Письма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витовтова» за 1628-1630 гг., в вотчине Ромодановских находился муж. мон-рь: «...погост Богоявленская слободка на реке на Мстере, да на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверх, а в церквах образы, книги и ризы и колоколы и всякое церковное строение вотчинниковы; а у церкви на церковной земле келья чернаго попа Лариона, келья другова чернаго попа Конона, да келья крылошеника Моисея да келья другова крылошеника Арсения, да келья старца и оной двор попа Евфимия...» ( Голышев. 1865. С. 107). Богоявленская ц. до ее перестройки в 1683-1687 гг. имела придел в честь Успения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь называли еще и Успенским (Храмозданная грамота митр. Суздальского Илариона на ц. Богоявления от 27 февр. 1683; см.: Там же. С. 111). В писцовых книгах XVII в. не упоминается о существовании в Богоявленской слободе церковных престолов, освященных во имя свт. Николая Чудотворца. Однако в Иоанновской ц. хранилось напрестольное печатное Евангелие, вложенное в 1649 г. диак. Ионой «в дом Николы Чудотворца по своих родителех... при игумене Герасиме да при едином священнике Митрофане, да при старце Василие, да при старце Тарасие и при всей братии» ( Он же. 1870. С. 59; Евангелие, впрочем, могло поступить в мон-рь и из др. обители).

http://pravenc.ru/text/2563614.html

Иваново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты " Село Иваново при прудах находится в 50 верст. от уездного города и в 87 от губернского. Церковь в селе Иваново существовала уже в начале XVII в. В патриарших окладных книгах под 1628г. она отмечена так: „церковь Рождества Пречистые Богородицы в селе Иванове в вотчине князя Федора Хилкова. " В 1672 г. церковь эта из патриаршей области перечислена в Суздальскую епархию; в 1678 г. в Иванове было 19 дв. крестьянских и 13 бобыльских, населения в них 117 душ муж. пола. Дальнейших сведений об Ивановской церкви не имеется до начала нынешнего столетия. В 1833 г. вместо дотоле бывшей деревянной церкви в Иванове, на средства помещиков Нарышкиных и Киселева, устроен каменный храм, который существует здесь и в настоящее время. Престолов в этом храм три: главный во имя Рождества Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и св. Первоверховных апостол Петра и Павла (устроен в 1868 г.). Земли при церкви 33 десят., которые значатся в плане земли помещицы Киселевой. Церковною плановой землей владеют крестьяне, а причт пользуется взамен этого крестьянской землей. Приход состоит из села Иванова, деревни Есина (4 в.), хутора Мясникова (3 в.) и станции Соколово Мур. ж. дороги; во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 352 души муж. пола и 365 женского. " (По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А.Паркова. 1897. (страницы 567-568) ) 6 февраля 1931 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК отменила постановление Президиума облисполкома ИПО от 14.02.-30 г. о ликвидации церкви в с. Иванове Ковровского района, церковь оставили в пользовании верующих (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 9. Л. 4)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 53

http://sobory.ru/article/?object=04160

АЛЕКСЕЕВСКИЙ, женский, в уездном городе Арзамасе (см. Алексеевская Община). АМВРОСИЕВ-ДУДИН, муж., о котором известно только то, что сюда перемещен архимандрит Московского Новоспаского монастыря, бывший в 1613 году в числе посольства из Москвы к Польскому Королю Сигизмунду. Дальнейших же сведений о этой обители никаких нет. ВОСКРЕСЕНСКИЙ-ПАВЛОВСКИЙ, муж. с церковью Воскресения Христова В 70 верстах от Нижнего-Новгорода, на правом берегу Оки, Горбатовского уезда, в селе Павлове, принадлежащем ныне графу Шереметеву. Сведения о существовании этих обителей простираются от начала XVII до начала XVIII века; в последний раз о них упоминается в 1730 году. Неизвестно, когда и кем они были основаны. Теперь на местах их приходские церкви села Павлова. ПОКРОВСКИЙ-ПАВЛОВСКИЙ, женский, с церковью Покрова Пресвятой Богородицы ЦЕРКВИ: ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, кафедральный собор, в Нижнем-Новгороде, в Кремле, построен каменный в 1225 году св. Великим Князем Суздальским и Владимирским Юрием II (Георгием) Всеволодовичем; а в 1352 году перестроен вновь Суздальским и Нижегородским Великим Князем Константином Васильевичем, отцом в. к. Димитрия III; при чем, по его ж велению, перенесен сюда из Суздаля образ Спасителя Нерукотворенный, и ныне здесь находящейся, на столпе. Более двух с половиною столетий храм этот существовал, обогащаемый вкладами Нижегородских Великих Князей – и в это время однажды только подвергся, в 1378 году, чрез 26 лет после его построения, совершенному разорению от татар, напавших на Нижний-Новгород, и при сем несчастном случае, вместе с драгоценною утварью, истреблены медные вызолоченные церковные двери, удивлявшие современников своею изящностью; в. к. Димитрий III возобновил его. Наконец, в начале XVII века, этот древний собор сгорел; все иконы (кроме вышепомянутого Нерукотворенного образа) погибли; утварь и священные принадлежности также не могли быть спасены: пожар был столь силен, что даже самые стены храма разрушились. Царь Михаил Феодорович повелел воздвигнуть новый собор, который тогда ж и заложен, но не на старом месте, а несколько ближе к горе, и, по совершении освящен в царствование Алексия Михайловича. В 1834 году он перестроен вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ПЕТРОВСКАЯ, пуст. муж. существовавшая некогда в 40 верстах от уездного города Суздаля, с церковью Петра и Павла. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, женский, в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на берегу реки Тезы, в 15 верстах от Шуи. Время основания этой обители неизвестно; в первый же раз упоминается о ней в 1632 году. Здесь церковь Благовещения Богородицы, огромная, пятиглавая, существует с 1675 года; в ней иконостас сделан по повелению царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого. – В 1764 году монастырь сей упразднен и церковь обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, муж. в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на реке Тезе, в 15 верстах от Шуи. Основан был в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого, и упразднен в 1764 году. Церковь сей обители обращена в Единоверческую. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский, существовавший некогда в уездном городе Муроме, и обращенный в 1764 году в приходскую церковь . О времени основания его сведений нет. Здесь были две каменные церкви. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, бывший в уездном городе Муром, на посаде. Подробного известия об этой обители нет. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, мужеский в 10 верстах от уездного города Мурома, на берегу реки Юшны, в простонародии называемой Ушною , или Ушеною почему и монастырь именовался прежде Борисоглебским Ушенским. Здесь три каменные церкви. Неизвестно, когда обитель эта была основана, упоминается же о ней еще в первой половине XIV века; упразднена она в 1764 году. – В монастыре сем погребен князь Муромский, Василий Ярославич, правнук св. Давида (Петра) Муромского. ПЕРЕМИЛОВСКАЯ-ТРОИЦКАЯ, пуст. муж., существовавшая в 20 верстах от уездного города Мурома, с церковью Живоначальной Троицы, обращенною в приходскую. О сей обители никаких подробностей неизвестно. ГОРИЦКИЙ пли ГОРИЙСКИЙ, муж. в уездном городе Переславле-Залеском. Он основан около 1392 года св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского, и был с 1744 года кафедральным Переславской Епархии. Здесь четыре каменные церкви: 1) Успения Богородицы – храм великолепный, с иконостасом весьма высокой работы и отличного рисунка; церковь эта построена, вместо прежней, между 1753–1761 г. старанием епископа Переславского Амвросия Зертис-Каменского, бывшего впоследствии архиепископом в Москве, и имеет два придела: Благовещения и Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; 2) Всех Святых, с трапезою; 3) Богоявления Господня, на колокольне, начатая постройкой во второй половине прошедшего столетия епископом Геннадием Кратинским, а доконченная по смерти его и освященная около 1777 года епископом Феофилактом Горским, который и другие здешние храмы украсил внутренним стенным писанием; 4) Николая Чудотворца, над св. вратами. – Монастырь упразднен в 1764 году и оставался Архиерейским домом до 1788 г.; по уничтожении же епархии главная церковь обращена в городской собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1720); в честь Владимирской иконы Божией Матери община (при Дмитриевском погосте Ковровского у., жен., основана 30 апр. 1897, закрыта в 1923); во имя свт. Николая Чудотворца община (близ с. Назарьева Ковровского у., жен., основана 17 июня 1898, закрыта в 20-х гг. XX в.); в честь иконы Божией Матери «Знамение» община (в Коврове, жен., основана 30 июня 1899, закрыта в 1920); в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в Меленковском у., жен., основан в 1904, закрыт в 1923); во имя святых Бориса и Глеба (в Переяславском у., позднее с. Борисоглебское-Волохово Александровского у., время основания неизвестно, разорен поляками в нач. XVII в.); в честь Зачатия Пресв. Богородицы (во Владимире, жен., время основания неизвестно, упразднен в нач. XVIII в.); во имя св. Илии Пророка пуст. (недалеко от г. Судогда, время основания и упразднения неизвестны, не существовала к кон. XIX в.); Перемиловская во имя Св. Троицы пуст. (в Муромском у., муж., время основания неизвестно, в 1724 приписана к Борисоглебскому мон-рю на р. Ушне, упразднена в 1764); во имя Иоакима и Анны (в Суздале, жен., время основания неизвестно, упразднен в XVII в.); в честь Воздвижения Креста Господня (в Суздале, муж., существовал до XVII в.); Тетрухский в честь Воскресения Господня (во Владимирском у., жен., время основания неизвестно, упразднен в 1764). Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556. Владимирская духовная консистория. Ист.: ПСЗ. Т. 16, 22, 25, 44. Ч. 2; ПСПиР. Царствование государя имп. Павла I. 06.11.1796 - 11.03.1801. Пг., 1915; ПСПиР. Царствование государыни имп. Екатерины II. СПб., 1910. Т. 1; Пг., 1915. Т. 3; ПСПиР. СПб., 1899-1912. Т. 1-4: Постановления и распоряжения 25.11.1741 - 28.06.1762; Владимирский епарх. съезд духовенства, 1908. Владимир, 1908; То же: Журн. 22-26 авг. 1911 г. Владимир, 1911; Общественное призрение (приюты, богадельни и проч. благотворительные учреждения в губернии)//Владимирский календарь и памятная кн. на 1911 г. Владимир, 1910. С. 125-131; Сведения о крестных ходах и праздниках во Владимирской губ.//Владимирский календарь и справ.

http://pravenc.ru/text/154964.html

В ней находится чудотворный образ Крестителя Иоанна, к которому, на праздник 29 августа, собирается по обещанию множество молящихся даже из дальних мест. Пред упразднением обители была еще церковь над св. вратами во имя Казанской Богородицы, и после пожара, не быв освященною, разобрана. В XVII веке жила в Ивановском монастыре супруга злосчастного царя Василия Иоанновича Шуйского, царица Мария, поневоле постриженная в иночество, при самозванцах; она отсюда перевезена в Покровский Суздальский монастырь. ПОКРОВСКИЙ, в САДЕХ, муж. бывший в древности в Москве, в Белом городе, около тех мест, где находятся ныне приходские церкви Живоначальной Троицы, что на Хохловке, и князя Владимира что в Старых Садех. Об этой обители известно только то, что в 1479 году В. К. Иоанн III приказал перенести сюда, в свой монастырь, из Златоустовского, бывшую там прежнюю большую деревянную церковь (вместо которой он построил там каменную), а до того времени в Покровской обители была малая церковь , еще древнейшего построения. Потом, в 1486 году, он же Великий Князь соорудил здесь каменную церковь. Дальнейших же сведений как о времени основания этого монастыря, так и уничтожения, никаких нет; даже самое место его теперь неизвестно. НИКОЛЫ СТАРОГО, муж. существовавший в XIV, XV и XVI веках, в 40 верстах от Москвы, между Боровской и Калужской дорогами, где ныне село Новорождествено, на берегу Москвы-реки, близ селения Котлы, известного тем, что здесь сожжено тело Димитрия Самозванца. О времени начала этой обители сведений нет; уничтожена же она весьма давно. В ней, а конце XIV, или в начале XV века, при В. К. Василии Димитриевиче, находился в заточении более 3 лет, новгородский архиепископ Иоанн; а в 1568 году привезен был сюда, по воле царя Uoahha IV , в оковах и лишенный сана св. митрополит Филипп II, и содержался здесь под стражею до отправления в Тверской Отроч монастырь. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, на ВСХОДНЕ, муж. в 12 верстах от Москвы, по Воскресенской дороге, в селе Тушине, на берегу реки Всходни. Он был основан в XIV веке и впоследствии времени принадлежал, вместе с селом Тушиным, супруге князя Петра Телятевского (в иноч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Земли при церкви по плану генерального межевания значится 37 дес. 716 саж., из них пахотной и сенокосной 33 десят. Но вместо этой земли причт с давних лет пользуется землей, отведенной помещиком в недостаточном количестве. Приход состоит из слободы Затаеховской и деревень: Серкова (2 вер. от церкви), Мартынова (2 в.), Дарьина (3 в.), Мишина (3 вер.), Волкова (3 вер.), Филатова (6 вер.), Маклакова (8 вер.) и Гоголей (10 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 286 дворов, 589 душ муж. пола и 700 женского. При церкви имеется школа грамоты; учащихся в 1897 г. было в ней 18. Кромский приход Село Кромы при речке Сонгире находится в 80 верст. от уездного города и в 170 от губернского, близ границы Гороховецкого уезда с Костромской губернией. По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 г. значится за князем Андр. Андр. Хованским «село, что был погост, Кромы, в селе церковь свящ.-муч. Василия, пресвитера Анкирскаго древяна клецки с папертью – строение вотчинниково; при церкви два священника, пономарь, просвирня, 6 келей нищих («питаются от церкви Божией»); пашни церковной по 8 четв. в поле, сена 3 копны, лесу непашенного 1½ дес.». Вместе с селом тому же вотчиннику принадлежали деревни: Шатуново – 4 дв. крестьянских и 7 бобыльских (в настоящее время здесь 16 дворов), Белое Раменье – 4 двора крестьянских и 3 бобыльских, Рубцово – 2 дв. бобыльских (ныне 4 двора), Петрово – 4 дв. крестьянских и 4 бобыльских (ныне 15 дворов), Климетино – 6 дв. крестьянских, Орлово – 5 двор. крестьянских и 3 бобыльских, Окатово – 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский (ныне 10 дворов), Ломки Большие и Малые – 2 двора крестьянских и 2 бобыльских (ныне одна деревня 6 дворов), Сидорова – 4 двора (ныне 12 дв.), Хмельнинское – 2 двора, Осиновец – 6 дворов, починки: Сватилово – 1 двор, Тимошкино – 2 двора (ныне здесь 11 дв.), Осоки – 2 двора, Пищухино – 1 двор, Кузин – 2 двора, Лисенин – 1 двор, Олешинское – 2 двора (ныне 19 дворов). Таким образом церковь в Кромах существовала уже в начале XVII столетия. Дальнейшие сведения о ней довольно скудны. – Из сохранившегося в церкви указа Геннадия, епископа Суздальского, от 1704 г. видно, что кроме теплой церкви во имя св. Василия Анкирского была еще церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы, построенная очевидно уже после 1028 г. В 1789 г. Васильевская церковь сгорела и на ее месте вновь построена деревянная церковь во имя того же святого. – В 1887 г. эта церковь по просьбе прихожан перенесена была на вновь устроенное кладбище, где и остается до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (8,291 руб.), от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1,500 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 29 дес., сенокосной 4 десят. 717 кв. саж. и неудобной 1,683 сажени; земля эта показана на плане крестьянской земли. Приход состоит из части слободы Холуя и деревень – Спасской (5 вер. от церкви) и Жукова (Ковров. уезда 5 вер.) в коих по клировым ведомостям числится 726 душ муж. пола и 755 женского. Кроме Троицкой церкви в Холуе есть другая приходская церковь с особым причтом. Церковь эта построена в 1739 году; в 1856 году она перестроена, остался нетронутым только алтарь прежней церкви. Престолов в этой церкви три: главный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Сретения Господня и Успения Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (1,229 руб.), от служб и требоисправлений и хлебного сбора – до 950 руб. в год. Священник и диакон живут в церковных домах, у псаломщика дом собственный на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1 дес. 130 саж., под кустарником 2 дес. 200 саж. и сенокосной 22 дес. 400 саж. Приход состоит из части слободы Холуя и деревень: Селищ (4 вер. от церкви) и Ирыхова (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 730 душ мужеского пола и 745 женского.   . В приходе с 1888 г. имеется двуклассное министерское училище, учащихся в 1897 году было 126 мальчиков; с 1879 г. – женское училище, в коем в 97 г. было 62 ученицы, и с 1885 года иконописная школа, где учится около 80 человек из двуклассного училища и 48 вольно-приходящих. Южский приход Село Южа находится в 57 верст. от уездного города и в 120 от губернского.   . Церковь в Юже существовала уже в начале XVII века; в патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. отмечено: « церковь Николы Чудотворца в селе Юже в поместье Юрия Толмачева». В 1672 г. церковь эта из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Ее устойчивая графическая форма сложилась к посл. четв. XV в. и существовала практически без изменений на протяжении ок. 100 лет (ГИМ. Епарх. 174, посл. четв. XV в.; РГБ. Ф. 379. 12, кон. XV - нач. XVI в.; Ф. 113. 240, нач. XVI в.; Ф. 304. 412, кон. XV в.; 421, сер. XVI в.; 415, 3-я четв. XVI в., и др.). Она содержит множество тайнозамкненных начертаний лиц и фит. Примерно в 80-х гг. XVI в. в русле характерной для позднего периода тенденции к детализации записи мелоса был произведен развод этой редакции дробным знаменем (2 самых ранних известных списка, содержащих эту форму записи: ГИМ. Единоверч. 37, 1584 г., и РГБ. Ф. 304. 427, 80-е - 90-е гг. XVI в.). В последующие десятилетия дробнознаменная форма записи повсеместно распространилась в рукописях и полностью вытеснила тайнозамкненную (РГБ. Ф. 304. 429, 1-я пол. XVII в.; 449, 1-я пол. XVII в.; Ф. 379. 23, 2-я четв. XVII в.; 29, 2-я четв. XVII в.; 44, 1-я четв. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. 100, сер.- 3-я четв. XVII в.; 219, кон. XVII в., и др.). В XVII в. были созданы мелодические редакции др. песнопений в стиле большого распева. Это циклы задостойников (ГИМ. Син. певч. 105, кон. XVII в.; 135, кон. XVII в.; 219), догматиков на великой вечерне (РГБ. Ф. 379. 4, посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 105; 219), богородичнов на стиховне (ГИМ. Син. певч. 105), воскресных ипакои (РНБ. Кир.-Бел. 663/920, 2-я пол. XVII в.), избранные праздничные стихиры и славники: славник Рождеству Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог» (ГИМ. Син. певч. 332, 1682-1696 гг.; 333, кон. XVII в.); славник Преображению Господню «Прообразуя воскресение» (ГИМ. Син. певч. 52, кон. XVII в.; 1244, 2-я пол. XVII в.); стихира Преображению Господню по 50-м псалме «Божества Твоего Спасе» (ГИМ. Син. певч. 52; 1244); славник Рождеству Христову «Августу единоначальствующу» (ГИМ. Син. певч. 1244). Эти песнопения известны по поздним пометным спискам и не обнаружены в рукописях предшествующего периода. Они были записаны сразу же дробным знаменем, поэтому для них не существует тайнозамкненной графической формы, подобной древним редакциям евангельских стихир, светильнов и богородичнов.

http://pravenc.ru/text/мелизматическим ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010