Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Начальник оперативного отдела штаба подполковник АЛЕКСЕЕВ В тылу врага. 1993г. Сборник документов. Л., 1983. С. 138–139. О результатах нападения партизан 2-й Ленинградской бригады на станцию Плюсса СООБЩЕНИЕ Центрального штаба партизанского движения в ЦК ВКП (б) и в Ставку Верховного Главнокомандования 25 октября 1943 г. В ночь на 18 октября 1943 года 2-й ленинградской партизанской бригадой (командир товарищ Объедков) на важнейшей железнодорожной коммуникации немцев на северо-западном направлении – железная дорога Псков – Ленинград разгромлена станция Плюсса. Убито 136 немцев, из них: один майор, два капитана, четыре офицера. Взорван железнодорожный мост через реку Плюсса. Партизаны полностью сожгли вокзал, комендатуру, склад боеприпасов, склад с фуражом. Подорваны водокачка, два паровоза. Полностью уничтожены два железнодорожных состава, 10 вагонов с живой силой. Разбито 9 грузовых и 4 легковых автомашины. Партизаны подорвали 300 рельсов, разрушив железнодорожное полотно в районе станции. Освобождено 1000 человек советских граждан, угоняемых немцами в Германию. Захвачено до 50 коров. Партизаны захватили трофеи: 3 пулемета, 28 винтовок, 12 пистолетов. Взяты в плен два немецких переводчика. ПОНОМАРЕНКО PЦXIДHU. Ф. 69. ОП. 1. Д. 4. Л. 144. Подлинник. О разгроме вражеских гарнизонов и установлении Советской власти в Уторгошском, Батецком, Солецком и Струго-Красненском районах Ленинградской области ИЗ ДОКЛАДНОЙ записки Ленинградского штаба партизанского движения Центральному штабу партизанского движения 27 ноября 1943 г. Поражение немцев на советском фронте и провал их планов под Ленинградом вынудили немецкое командование уменьшить количество своих гарнизонов во всех тыловых районах на оккупированной территории нашей области, в том числе и в Уторгошском, Батецком, Солецком и Струго-Красненском районах. Немецкие гарнизоны остались, как правило, лишь в районных центрах и наиболее крупных селах, расположенных на шоссейных и железных дорогах, причем численность их незначительная: так, например, в Уторгош, по данным разведки 5-й бригады, имеется 130– 150 немцев, в Сольцы – 300–400 человек...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такая благоприятная обстановка позволила командованию 5-й партизанской бригады, наряду с боевыми операциями, развернуть широкую деятельность по организации населения на широкую борьбу и сопротивление оккупантам. Имея широкую поддержку со стороны крестьянства и невозможность немцев оказать серьезное сопротивление, партизаны стали громить органы немецкого управления и устанавливать вместе с населением свою народную власть. В октябре месяце 5-я партизанская бригада таким образом разгромила 13 волостных управлений, разбила несколько мелких немецких гарнизонов, очистив от немцев почти все села и деревни Уторгошского, Батецкого, Солецкого и Струго-Красненского районов. В качестве органов Советской власти в каждом районе создана тройка, имеющая во всех селах и деревнях своих уполномоченных. В сохранившихся кое-где гарнизонах немецкие солдаты и офицеры боятся партизан. Захваченные в плен 4 немца в один голос говорили о паническом страхе перед партизанами, находившимися в районе деятельности 5-й бригады. Они уже не ходят в одиночку даже по дорогам и большакам, не говоря уже о лесе. Шоссейные дороги контролируются танкетками и бронемашинами, так, на шоссе Уторгош-Николаево непрерывно ходит танкетка. Почти все колхозное крестьянство поднялось на борьбу с немецкими оккупантами. Одна часть населения эту борьбу ведет с оружием в руках, вступая в партизанскую бригаду и организуя самостоятельные отряды, другая – безоружная сопротивляется и борется другими формами, начиная от организованного укрытия хлеба, скота и имущества и кончая разрушением и сожжением мостов вокруг своих деревень. Тяга населения в партизаны чрезвычайно велика. 5-я партизанская бригада, имея на 1 октября личного состава 770 человек, через месяц выросла до 2516 человек. При наличии оружия можно было бы организовать еще много новых партизанских отрядов. В деревнях есть замечательные старики – русские патриоты, бывалые охотники, которые заявляют: «Дайте нам оружие, мы покажем молодежи, как нужно воевать». Много есть такой молодежи по 16–18 лет, стремящейся в партизаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Демянский Усть-Узский в честь Рождества Христова (мужской, на левом берегу Шелони, при впадении в нее Демянки, ныне дер. Демянка Порховского р-на Псковской обл.; впервые упом. под 1352), Преображенский (мужской, в Порхове; возможно, существовал в 1399), Омучская Успенская Феофилова пуст. (мужская, на р. Омуге (Омучи), ныне дер. Феофилова Пустынь Струго-Красненского р-на Псковской обл.; по преданию, основана в 1396, документально известна с 1577), Удомельский Иоанно-Богословский (мужской, на полуострове между озерами Песьво и Удомля, ныне урочище Троица Удомельского городского окр. Тверской обл.; известен с 1486), Николаевский Пустынный (мужской, близ Торжка (ныне в черте г. Торжка Тверской обл.); известен с XV в.), Ильинско-Воскресенский (мужской, в г. Устюжне Вологодской обл.; известен с 1545), Ругойская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Ругуй Тихвинского р-на Ленинградской обл.; известна с 70-80-х гг. XVI в.), Забережская Преображенская пуст. на р. Молога (мужская, ныне дер. Спас-Забережье Максатихинского р-на Тверской обл.; известна с 1581), Посолотин Успенский «Новые Печеры» (мужской, ныне дер. Посолодино Плюсского р-на Псковской обл.; известен с 1581), Сяберский в честь Спаса Нерукотворного образа (мужской, ныне дер. Сяберо Лужского р-на Ленинградской обл.; документально известен с 1581), Чернозерский Николаевский в Щирском погосте (мужской, на острове оз. Чёрного, ныне на границе Струго-Красненского и Плюсского районов Псковской обл.; известен с 1581), Удомельский Пятницкий (женский, у оз. Песьво близ г. Удомля, ныне Удомельский городской окр. Тверской обл.; впервые упом. в 1551), Николаевский Плёсский (мужской, ныне дер. Плёссы Бежаницкого р-на Псковской обл.; известен с 1583), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на левом берегу Шелони, в г. Порхове Псковской обл.; как мон-рь известен с 1584), Бежецкий Введенский (мужской, в г. Бежецке Тверской обл.; по преданию, основан в сер. XV в. прп. Нектарием Бежецким; документально известен с 1588, в 1722-1727 и в 1730-1744 приписан к Антониеву Краснохолмскому мон-рю), Городецкий Георгиевский (мужской, ныне дер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Стены и колокольня храма погибли от людского варварства. В послевоенные годы на территории пустыни поставили щеподралку, а позднее — пилораму. Прилегающее к храму кладбище сравняли с землей, а оставшиеся развалины святыни тщетно пытались взорвать динамитом и растащить тракторами. Последняя попытка разобрать остатки церкви на кирпичи предпринималась в 1991 году, но жительницы села не дали свершиться святотатству. 19 сентября 2003 года «в актовом зале администрации района состоялась четвертая сессия районного Собрания депутатов... На сессии было рассмотрено ходатайство жителей деревни Николаеве Хрединской волости о возвращении деревне ее исторического названия — Феофилова Пустынь.  Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 октября 2002 года 182 «О переименовании деревни Николаево Хрединской волости Струго-Красненского района в деревню Феофилова Пустынь» законодатели области поставили окончательную точку в вопросе восстановления прежнего наименования населенного пункта. В соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2003 г. 375 «О присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов в ... Псковской, Ростовской и Саратовской областях» принято предложение Псковского областного Собрания депутатов, и на картах вновь появилось название, которому шесть с лишним веков. Проезжая вдоль деревни Феофилова Пустынь (до недавнего времени деревня называлась Николаево) по шоссе Санкт-Петербург - Псков, можно видеть останки храма. Это остатки Успенского храма бывшей Феофиловой Успенской пустыни. Монастырь был основан в 1396 году на стыке Логовещенского, Которского и Воротненского погоста выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом. Мощи святых угодников и сейчас покоятся здесь. В период царствования императрицы Екатерины существовавшая до этого три с половиной сотни лет обитель была упразднена, а Успенская церковь была обращена в приходскую.

http://sobory.ru/article/?object=01588

В течение 1920-х годов в Псковской губернии были закрыты все 14 монастырей. Такая участь не коснулась только Псково-Печерского монастыря, который оказался на эстонской территории, за рубежом. Первая пятилетка 1928 года была названа пятилеткой безбожия – проходили антиколокольные кампании, закрывались храмы и перестраивались в мастерские, артели и т. п. Новый виток репрессий против духовенства на Псковской земле начался в начале 1930-х годов и длился почти до начала Великой Отечественной войны. В 1935 году закрыли Троицкий собор, а в 1939 открыли в нем антирелигиозный музей. В январе 1941 года закрыли последний храм в Пскове – церковь Димитрия Мироточивого в Поле. Всего за период 1918-1940 годов в Псковской епархии, по неполным сведениям, было расстреляно 250 священнослужителей, к разным срокам лишения свободы приговорено около 1000 священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян. За время войны, благодаря деятельности Псковской духовной миссии в условиях немецкой оккупации церковная жизнь возродилась и существование Псковской епархии продолжилось в изменившихся послевоенных условиях. Благодаря деятельности митрополита Псковского Иоанна (Разумова), управлявшего епархией более 30 лет, в ее пределах сохранилось около 80 действующих храмов и монастырь – исключительный случай в СССР. Новое возрождение церковной жизни Псковщины последовало с конца советского периода. За годы владычества митрополита Евсевия к концу 2000-х годов в епархии было построено и восстановлено более 100 храмов и часовен, владыка совершил около 250 рукоположений во пресвитера и во диакона. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Спасо-Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром не только Псковской епархии, но и всей России. 25 декабря 2014 года из состава Псковской епархии выделена самостоятельная Великолукская епархия, после чего в ведении первой остались город Псков, Гдовский, Дедовичский, Дновский, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пыталовский и Струго-Красненский районы на северо-востоке Псковской области. Одновременно Псковская епархия была включена в состав новообразованной Псковской митрополии

http://pravoslavie.ru/148514.html

Во второй день работы, 20 февраля, аккредитационная группа посетила отдаленный Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в деревне Творожково Струго-Красненского района Псковской области. Комиссию встречала игумения Магдалина (Бусыгина). В этой обители все девять слушательниц подготовились и сдали зачет по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики». У сестер было 10 билетов с двумя вопросами по освоенному предмету. В третий день, 21 февраля, члены комиссии провели аттестацию слушателей курсов в Благовещенской Никандровой мужской пустыни Порховского района и в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре Псковского района. В Никандровой пустыни выездную аккредитационную группу встречал наместник архимандрит Спиридон (Иващенко). Здесь 13 братий успешно сдали зачет по «Истории Русской Православной Церкви». На аттестации присутствовал преподаватель данной дисциплины послушник Алексий Димитров. Братия отвечали по 14 билетам с двумя вопросами. Слушатели курсов в пустынном Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре сдавали зачет по «Истории монашества и аскетики». Комиссию встречал и присутствовал на зачете ответственный за данную учебную площадку и преподаватель иеромонах Мардарий (Алексеев). По восьми билетам зачет сдали шесть братий. Для членов комиссии отец Мардарий провел небольшую экскурсию по всем храмам монастыря. 22 февраля выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви завершила свою работу в Псковской епархии. В четвертый день работы члены комиссии посетили Успенский Псково-Печерский монастырь, где встретились с митрополитом Псковским и Порховским Арсением  — священноархимандритом и игуменом Псково-Печерского монастыря. Владыка Арсений тепло встретил членов выездной аккредитационной группы. На встрече с архиереем обсуждались вопросы базового богословского образования монашествующих в Псковской епархии. На зачете по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» присутствовали: благочинный монастыря, магистр богословия иеромонах Прохор (Андрейчук), ответственный за курсы иеромонах Анатолий (Подолян) и преподаватель протоиерей Александр Савельев.

http://patriarchia.ru/db/text/6106078.ht...

а) Назначить на должность игумении Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря города Пскова монахиню Рафаилу (Позигунову). б) Назначить на должность игумении Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря села Творожково Струго-Красненского района Псковской области монахиню Магдалину (Бусыгину). 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Сочинского и Туапсинского Германа освободить игумению Анастасию (Михалко) от должности игумении Троице-Георгиевского женского монастыря села Лесное города Сочи Краснодарского края и назначить на эту должность монахиню Дросиду (Сорокопуд). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Великолукского и Невельского Сергия освободить архимандрита Макария (Швайко) от должности игумена Успенского Святогорского монастыря. 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть мужской монастырь Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Феодосия (Белова). 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Вяземского и Гагаринского Сергия освободить игумена Амвросия (Федуковича) от должности наместника Свято-Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра Сычевского района Смоленской области. 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Феодорита назначить на должность наместника Свято-Духова мужского монастыря города Скопина Рязанской области иеромонаха Игнатия (Долотова).   ЖУРНАЛ 172 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия Иерея Сергия Малашкина, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинской и Южноамериканской епархии и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.   ЖУРНАЛ 173 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Американского и Канадского Тихона.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5553806...

Претензий к бойцам СОБРа, штурмовавшим здание со школьниками, претензий у надзорного ведомства нет 15 ноября. ПРАВМИР. Прокуратура Псковской области проводит проверку по факту ненадлежащего исполнения сотрудниками Струго-Красненского и Псковского ОВД должностных обязанностей, связанных с проведением проверок хранения огнестрельного оружия. В надзорном ведомстве говорят , что полицейские могут быть виноваты, в частности, в том, что не пресекли незаконное хранение травматического пистолета, а также допустили нарушение хранения огнестрельного оружия и боеприпасов к нему владельцем одного из домов в поселке Струги Красные. В результате накануне двое несовершеннолетних, завладев травматическим пистолетом и двумя ружьями, ранили из травматического пистолета женщину, а также открыли стрельбу по сотрудникам полиции. В результате, напомним, между правоохранителями и школьниками завязалась перестрелка. После этого парень и девушка покончили жизнь самоубийством. При этом в прокуратуре уже заявили, что действия подразделения СОБР отдела Росгвардии по Псковской области «по пресечению преступных посягательств» подростков являются законными. Ведомство также намерено выяснить условия проживания несовершеннолетних в семьях, их отношения в школьном коллективе, узнать, были ли у них возможные конфликты с законом в прошлом, убегали ли они из дома и как на это реагировали органы системы профилактики. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 ноября, 2016 14 ноября, 2016 14 ноября, 2016 5 декабря, 2023 10 сентября, 2023 27 февраля, 2023 16 декабря, 2022 9 ноября, 2022 7 июля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/prokuratura-proveryaet...

Сохранившийся до наших дней в полуразрушенном виде каменный Покровский храм с Георгиевским приделом был возведен в 1802 г. В «Памятной книжке по С.-Петербургской епархии» за 1899 г. о нем говорится: «Церковь каменная, с таковою же колокольней, теплая. Построена в 1802 году помещиком Андреем Юрьевичем Овцыным. Престолов два: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй - во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца». В 1867 г. при храме было 270 приходских дворов и 2613 прихожан. В пределах современной территории Стругокрасненского района к Покровской церкви была приписана Успенская часовня в дер. Ручьи (не сохранилась). Закрытая перед самой войной Покровская церковь вновь стала действующей в годы оккупации, в начале 1960-х годов она окончательно закрылась и с тех пор стояла пустой. Лет пять назад произошло обрушение кровли над четвериком Покровской церкви. Сейчас церковная глава лежит внутри храма среди обломков стропильной системы. На стенах еще видны изображения святых. В оформлении фасадов церкви использованы декоративные детали, типичные для классицизма начала XIX века. Лучше всего сохранилась двухъярусная колокольня над притвором, увенчанная шпилем. Приходское кладбище ранее было окружено со всех сторон очень красивой кирпичной оградой, фрагмент которой сохранился с западной стороны. К северо-западному углу ограды примыкает часовня из красного кирпича. Раньше в таких часовенках перед погребением ставили покойников. Северный фасад часовни украшает выложенный из кирпича православный крест. Ее четырехскатная кровля наполовину сгнила. В ста метрах от кладбища сохранились стены неизвестной хозяйственной постройки из валунов и кирпича. Жители окрестных деревень до сих пор хоронят на Боротенском кладбище своих умерших родственников. Сейчас эти места составляют часть территории Хрединской волости. Источник: Ефимов А. Н. Древние погосты земли стругокрасненской. Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал 26/2007 Комментарии и обсуждение ЗОСИМОВСКИЙ Илья Александрович, 19.07.1887, С.-Петербург — (?). Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1909). С 2.09.1911 служил в Покровской ц. дер. Боротно, Струго-Красненского р-на. Арестован 26.01.1934. Заседанием тройки ПП ОГПУ в ЛОВ от 25.02.1934 приговорен к 3 годам ИТЛ. АУФСБ СПб П-78482.

http://sobory.ru/article/?object=33393