Верхоленск. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В 1901 г., судя по документам, были сделаны крупные пожертвования на постройку нового храма: 1000 рублей внес верхоленский мещанин из ссыльных Стефан Яковлевич Захаров и 10 руб. внесли наследники купца, бывшего старосты храма Г.К. Большедворского. 19 мая 1901 г. было освящено место под постройку нового храма и начаты работы по рытью канав. На освящение места под храм прибыл начальник края иркутский генерал-губернатор А.И. Пантелеев со свитой. После водосвятного молебна он осмотрел старые храмы, а также и материалы, заготовленные для постройки собора. 9 июня 1901 г. была совершена закладка соборного храма. К осени на постройке нового собора оказался выведен уровень фундамента, цоколь и семь четвертей стены (1 м 24 см), а у колокольни было выведено три арки. В 1902 г. вновь строящийся храм, без 2-х ярусов колокольни, был окончен каменной кладкой. Постройка шла благополучно и успешно, но на достройку колокольни средства найдены не были. Строительство велось при старосте, купеческом сыне А.С. Купцове. В 1903 г., как сообщают документы, «кладка нового каменного храма закончена совершенно и наружный вид его почти на 2/3 оштукатурен». В 1904 г. кладка каменного собора была окончена. Весь собор, кроме северной и западной части, был оштукатурен. 1904 г. был тяжел для прихода, во-первых, по причине мобилизации запасных и ратников на русско-японскую войну, во-вторых, из-за большой смертности среди детей от тяжелых болезней – скарлатины, дифтерита, крупа, а также из-за большого падежа животных от сибирской язвы. В городе стояла страшная дороговизна. К 1905 г. новый каменный собор был полностью оштукатурен как снаружи, так и изнутри. Был решен вопрос и с устройством иконостасов: в главном приделе было решено собрать деньги по подписке и раскладке, а оплату боковых иконостасов брали на себя братья Большедворские. Далее цитируем по документу: «К сожалению, к концу года в приходе развилась антиправительственная пропаганда и охладила интерес прихожан кустройству иконостаса. Подряд на устройство всех иконостасов сдан М.Я. Ильину – главный за 3900 руб., а боковые за 1500 руб.». Антиправительственная пропаганда в Верхоленске была связана не только с большим количеством ссыльных, проживавших в Верхоленске, но и непосредственно сосвященнослужителями собора: священником Александром Успенским и дъячком Владимиром Конопацким. Участие священнослужителей в антиправительственной деятельности было весьма редким в этой среде, разбором дела занялась Иркутская Духовная Консистория. В ходе следствия было опрошено большое количество свидетелей и на основе этих данных было сформировано большое дело, которое хранится до настоящего времени в фонде Духовной Консистории. По результатам следствия, А. Успенский был переведен в захолустную Коноваловскую Петро-Павловскую церковь, а дъякон В. Конопацкий вообще был отрешен от должности за участие в антиправительственной пропаганде.

http://sobory.ru/article/?object=08863

Гомель. Кафедральный собор Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Свято-Петро-Павловский собор является памятником церковной архитектуры республиканского значения. Инициатор строительства - граф Николай Петрович Румянцев, старший сын П.А. Румянцева-Задунайского, ставшего после смерти отца владельцем Гомеля. 28 марта 1808 г. он обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с просьбой разрешить построить в Гомеле каменную церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла. Вместе с письмом был послан план предполагаемого храма, составленный архитектором Джоном Кларком. Просьба была удовлетворена. 18 октября 1809 года на правом берегу Сожа в близости от дворца Протоиереем Иоанном Кононовичем Григоровичем была заложена церковь. Строилась она в течение 10 лет. Около 5 лет понадобилось для украшения храма дорогостоящей церковной утварью, привезенной графом из Петербурга. При всей своей простоте храм отличается замечательной гармонией частей. Здание построено в стиле классицизма высотой 25 метров. В основании храма лежит четырехконечный крест; снаружи четыре портика с колоннами дорического стиля. Храм венчается куполом. По желанию Румянцева иконостас храма был украшен колоннами дорического стиля и иконами, пожертвованными графом. Величайшей святыней храма являлись частицы мощей Святителя Николая и других святых, завещанные основателем собора. В алтаре храма находилась пергаментная грамота, в которой об этой святыни сообщалось следующее: «Благоговея к Всевышнему, Государственный канцлер граф Румянцев приносит в достояние Гомельской соборной церкви, во имя верховных Апостолов Петра и Павла, иждивением его устроенной, часть мощей Святителя Чудотворца Николая в ковчеге перламутровом, который оправлен золотом, также части мощей разных святых православной Греческой и Российской церкви, двух сребро-злащеных киотах…» Святые мощи до наших дней не сохранились. 9/22 мая 1824 года в день ангела храмоздателя и праздника Святителя Николая, Петропавловская церковь была освящена. В 1826 году на 74-м году жизни Николай Румянцев скончался в Петербурге. Учитывая его завещание, тело графа было перевезено в Гомель и захоронено в левом приделе собора. Отпевал графа Н.П. Румянцева протоиерей Иоанн Иоаннович Григорович. На могиле был установлен черный мраморный пьедестал, на нем бюст из меди, изображающий графа Н.П. Румянцева. После смерти канцлера Румянецева Н.П., дворец вмести с церковью перешел во владение брата – С.П. Румянцева, а после его смерти был передан казне и в 1837 году указом Императора Николая I пожалован графу Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому.

http://sobory.ru/article/?object=03756

Мостовское (Марайское). Церковь Петра и Павла в Марайской слободе. Церковь Богоявления Господня в Марайской слободе /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Строительство первого деревянного храма в слободе Марайской велось тщанием прихожан, и было в закончено к лету 1763 года. 26 июля 1763 года выдан антиминс. Церковь во имя Богоявления Господня была освящена 20 декабря 1763 года Ялуторовским заказчиком Епифанием Ярцевым по благословенной грамоте Преосвященного Павла Митрополита Тобольского и Сибирского. В 1788 году к Богоявленской церкви был заложен теплый придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, после чего церковь стала двухпрестольной. Храм представлял собой деревянное одноэтажное здание, крытое тесом в две теснины, с деревянной колокольней. Возведение в слободе Марайской второй церкви, заменившей прежнюю, пришедшую в ветхость, относится к концу 1820-х годов. Окончательно храм был достроен на средства прихожан в 1830 году. Храм был деревянный, одноэтажный, с деревянной колокольней, трехглавый, с железными крестами и такими же решетками в окнах. Престолов в нем было устроено два: в 1830 году освящен престол во имя Рождества Богородицы в теплом приделе, а вскоре был освящен и главный престол во имя Богоявления Господня в главном холодном храме. Здание это 30 декабря 1861 года от неисправности отопления сгорело. В пожаре погибла большая часть колоколов и некоторые иконы, но иконостасы и утварь были спасены. По указу Тобольской духовной консистории от 9 февраля 1862 года прихожанами был построен временный деревянный молитвенный дом из трех комнат. В одной из них отправлялось Богослужение до сооружения нового храма, в другой хранилось оставшееся от пожара имущество, третья комната использовалась для обучения крестьянских детей грамоте и жительства сторожей. Сохранившиеся колокола временно были повешены на столбах. Здание это позже использовалось для размещения сельского приходского училища и существовало до 1894 года. Каменная трехпрестольная церковь в селе Марайском заложена 29 июня 1863 года благочинным Курганских окружных церквей священником Никитой Розановым при содействии местных священников. 7 сентября 1870 года благочинным Курганского округа, священником Елошанской церкви, Константином Рычковым был освящен престол во имя Богоявления Господня на правой стороне теплого придела, где был временно установлен старый, оставшийся от сгоревшей церкви и исправленный иконостас. Окончательно одноэтажный храм с колокольней в одной связи был построен на средства прихожан в 1872 году. В 1877 году на пожертвования прихожан был устроен величественный иконостас в холодном Петро-Павловском храме, а к 1881 году на их же средства были изготовлены два новых иконостаса для теплой церкви. Главный престол во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла освящен 28 июня 1882 года, а к 1885 году освящен и престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы на левой стороне теплого придела.

http://sobory.ru/article/?object=39799

Нейво-Шайтанский. Церковь Петра и Павла. Сусанская Петро-Павловская церковь Карта и ближайшие объекты Каменный трехпрестольный храм в поселке Нейво-Шайтанский (бывший Сусанский завод) заложен был более двухсот лет назад, в 1797 году. Храм строился на средства заводовладельцев Яковлевых. В 1936 гду храм был закрыт, после войны, в 1947 году вновь открылся. А в 1962 году богослужения по распоряжению властей были вновь прекращены, и в молитвенном здании долгое время располагался детский сад. В 1990-м в Нейво-Шайтанском была восстановлена община. (По материалам ИА Екатеринбургской епархии) В 1750 году была заложена в заводе деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая, по окончании постройки, в 1754 году была освящена. В 1797 году вместо деревянной была заложена каменная двух-престольная церковь. По окончании устройства придельнаго храма во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы храм сей в 1812 году Мая 27 дня освящен. Дело о постройке каменной церкви в заводе продолжалось до 1820 году, когда окончен постройкой главный храм во имя апостолов Петра и Павла. Третий придельный храм во имя святого благовернаго князя Александра Невскаго был заложен в 1871 году, а освящен в 1878 году. В 1880 – 1881 годах все приделы храма внутри были отштукатурены и украшены стенною живописью, а в главном приделе был устроен новый иконостас в пять ярусов с 32 иконами, украшенный золотою резьбою, имеющий вышину 6 сажень 2 аршина и ширину 4 сажени. В храме есть особо чтимыя народом иконы: 1) Почаевской Божией Матери, писанная масляными красками на деревянной доске в женском монастыре города Туринска 2) икона Афонская Божией Матери, писанная в Афонском Андреевском ските на кипарисной доске. При церкви устроены для квартир причта два деревянные дома и один двух-этажный полукаменный. Из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии " . - Екатеринбург, 1902. стр. 214-215 Первый, деревянный храм в поселке был поставлен при Сусанском заводе (прежнее название Нейво-Шайтанского) в 1750 году. Его освятили во имя апостолов Петра и Павла. В конце XVIII столетия случилось несчастье: в результате удара молнии деревянная церковь полностью сгорела. На ее месте на средства заводовладельцев Яковлевых в 1797 году был заложен каменный двухпрестольный храм. В 1812 году освятили его правый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1821 году — главный престол во имя апостолов Петра и Павла. Храм построили в стиле уральского барокко. На сегодня он является великолепным и редким примером этого стиля на уральской земле. В 1877 году к Петропавловской церкви пристроили левый придел, освященный во имя святого князя Александра Невского. К 1881 году все внутренние стены храма были расписаны настенными росписями в стиле древнерусской живописи. В главном храме был устроен великолепный пятиярусный иконостас, украшенный золотой резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=11376

Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петро-Павловский кафедральный собор — кафедральный собор Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви. Собор имеет особое место в истории города и православия в Крыму. Главная святыня собора — мощи святителя Гурия, архиепископа Таврического. Содержание История [ править править код ] Кафедральный Петропавловский собор был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей Симферополя. Православное население растущего города крайне нуждалось в просторном храме: первый православный храм города — маленькая Константино-Еленинская церковь уже не могла вместить всех прихожан. Первое деревянное здание Петропавловского храма освятили в ноябре 1806 года. Через 20 с лишним лет здание заметно обветшало, церковь закрыли, а колокола, церковную утварь, ризницу передали в нововыстроенный кафедральный Александро-Невский собор. В 1865 г. симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет, в который вошли бывший церковный староста Афанасий Иванович Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов. Проект нового храма был разработан архитектором из Санкт-Петербурга К. Лазаревым. Из требуемых для претворения проекта в жизнь 55-ти тысяч рублей 32 тысячи собрали прихожане, а 23 тысячи выделил Священный Синод. Для завершения работ пожертвовал 15 тысяч рублей купец Тисов, пробывший церковным старостой Петропавловского собора более 20 лет, а после кончины похороненный в левом приделе храма. В 1860-е годы симферопольцы начали возрождение Петропавловского храма. И в августе 1870 года на месте разобранной старой деревянной церкви был освящен просторный, наполненный светом каменный собор в виде креста, вытянутого с запада на восток, с 12 окнами, устроенными в барабане. Двумя годами раньше — с 1868 года при храме были открыты церковно-приходское попечительство и два училища — мужское и женское.

http://azbyka.ru/palomnik/Петро-Павловск...

В Минске состоялись торжества в честь дня памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла 25 мая 2016 г. 12:04 24 мая 2016 года в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска прошли торжества в честь дня памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла и Дня славянской письменности и культуры. Для собора этот праздник является сугубым торжеством, так как крестильный криптовый храм освящен в честь святых Солунских братьев. По благословению митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси, Божественную литургию в главном приделе собора возглавил председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации Белорусской Православной Церкви епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин . Его Преосвященству сослужили: управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич) и духовенство собора. Богослужебные песнопения исполнил соборный хор под управлением Виталия Соболевского. Проповедь перед Причастием произнес архимандрит Сергий (Брич). По отпусте Литургии духовенство Минской епархии совершило молебен равноапостольным Мефодию и Кириллу. После молебна епископ Вениамин возглавил крестный ход из Свято-Духова собора к минскому замчищу. В праздничном шествии приняли участие клирики Минской епархии , представители правительства и дипломатического корпуса. На пути к замчищу к крестному ходу присоединились духовенство и прихожане Петро-Павловского собора столицы во главе с настоятелем протоиереем Георгием Латушко. У фундамента первого минского храма епископ Вениамин обратился к собравшимся с приветственным словом. Владыка подчеркнул важность подвига равноапостольных братьев для всего славянского культурного пространства и призвал почтить память просветителей молитвой и делами добрососедства. Затем иерарх и сослужащее духовенство совершили краткий молебен, по окончании которого прозвучали приветствия высоких гостей. С Днем славянской письменности и памятью равноапостольных Мефодия и Кирилла минчан поздравили: заместитель Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь Е.И. Радченко, атташе Посольства Российской Федерации М.А. Донец, заместитель министра культуры Республики Беларусь В.М. Черник и первый секретарь Посольства Болгарии в Республике Беларусь Димо Карадимов. В завершение праздника епископ Вениамин поблагодарил участников торжества за совместную молитву и призвал всех быть верными хранителями наследия святых братьев Кирилла и Мефодия. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4477346.ht...

Покровский, местный благочинный священник Н.А. Копьёв и Петро-Павловской, на Якиманке, церкви И.Ф. Мансветов; ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Н.А. Розанов, наблюдавший за порядком священнодействия, прибыл ранее всех. Народ стал наполнять храм с 8-ми часов; было напечатано и роздано для входа в храм 1500 билетов. В 9-ть часов 10 мин. прибыл Владыка-Митрополит; сослужащие встретили его при входе в храм. После прочтения положенных молитв, священнодействующие облачились в белое глазетовое облачение, возложили на себя запоны, внесли в алтарь стол с вещами потребными к освящению и Владыка благословил начало чина освящения. Изложим кратко порядок, в каком оно совершилось, опуская положенные при этом молитвы и песнопения. Столпы престола (дубовые) окроплены св. водою (окропляются все вещи потребные при освящении); углубления в них для гвоздей напоены воскомастикой; возложена и укреплена на них трапеза (верхняя доска кипарисная); затем весь престол омыт тёплою водою с греческим мылом, отёрт губками и полотенцами, умащен, возлитыми на него, красным вином и розовой водой с ароматами, освящён помазанием св. Мира, одеян в белую полотняную срачицу, крестообразно опоясан и наконец облачён в индитию (возложена шёлковая, штофная одежда голубого цвета); вслед за престолом облачён и жертвенник в белую полотняную срачицу и бронзовую, вызолоченную одежду. При освящении престола освящён и антиминс для него, а также свящ. сосуды, кресты, евангелия, вся напрестольная и алтарная утварь. После сего Владыка окадил кругом престол, жертвенник, алтарь, иконостас и потом весь храм, при чём, вслед за ним, один из архимандритов (Власий) окроплял иконы и стены св. водой, другой (Товия) крестообразно помазывал св. Миром стены храма в четырёх местах – на четыре стороны света. Возвратившись в алтарь, Владыка возжег свечу на горнем месте за престолом, роздал свечи предстоящим, благословил брать иконы и с крестным ходом вышел из алтаря. Св. мощи для возложения в антиминс и под престол находились в Никольском приделе на престоле; туда и направился крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

Пугачёвскими шайками, свирепствовавшими в Шайтанском заводе с 19 января до 15 февраля 1774 г., церковь была ограблена, и всё ценное было унесено. С этого времени и до 1820 г. Шайтанская церковь отличалась крайнею бедностью во всём. Если храм и не разрушился в конец, то исключительно благодаря церковному старосте Алексею Панову, который в течении 25 лет, «в то время, когда в Шайтанке священники были слабого поведения и церковь состояла почти в руках старообрядцев-управителей, поддерживал оную во всех требованиях настоятельным образом, в настоящем по возможности порядке» (рапорт благоч. Попова Пермскому Преосвященному Иустину в окт. 1816 г.). 22 апреля 1820 г. церковь сгорела. Удалось вынести всё, кроме колоколов, которые и расплавились. Место, где был этот первый храм, обнесено каменной оградой, а на месте под св. Престолом воздвигнут из кирпича памятник, увенчанный крестом. Всё это сделано на заводский счёт в 1847 году. Вместо сгоревшей церкви в 1821 г., по благословению Преосвященного Иустина, иждивением владельцев завода Ярцевых, построена каменная одноэтажная церковь . Сооружена она в 124 саж. к северу от места прежней церкви, на противоположном, правом берегу р. Шайтанки. Всё здание церкви заложено на фундаменте из дикого камня, облицованного снаружи чугунными плитами. В постройке церкви принимал очень деятельное участие управитель завода Григорий Абрамович Уренцов. Старожилы рассказывают, что он с женою своею, в виде благочестивого подвига, тайным образом, в ночное время, сам подтаскивал к церкви кирпич и другие строительные материалы. Этот, до сих пор существующий храм, имеет три престола: главный, во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, второй, в правом приделе, – во имя св. Апостола и Евангелиста Матфея, и третий, в левом приделе, – в честь преподобного Иоанна, Списателя Лествицы. Главный Петро-Павловский храм освящён 22 окт. 1822 г., по благословению преосвященного Иустина, придельные – 25 и 26 июля 1828 г., по благословению преосвященного Пермского и Екатеринбургского Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приход: село и деревни: Зайкино, Пшеничново, Половчиново и Василево. Деревни находятся от церкви не далее 2 вер.; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 43, душ мужеского пола 153 и женского пола 144 души. Приписная села Петровского Петро-Павловская церковь . – Село Петровское, при колодцах, находится от села Санникова в 2 верстах, от уездного города в 22 верстах и от губернского города в 90 верстах. Церковь в селе исстари существует в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, как видно из окладных патриаршего казенного приказа книг, в которых она под 136 (1628) годом записана так: « церковь святых верховных апостол Петра и Павла в селе Петровском в вотчине боярина князя Григорья Петровича Ромодановского дани двадцать четыре алтына с денгою»; под 164 (1656) годом о сей церкви показано: «писать в вотчине боярина князя Никиты Ивановича Одоевскаго, а по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 2 рубли 7 алтын заезда гривна»; а под 180 (1672) годом отмечено: «ся церковь отдана Суздальскому архиепископу, впредь не писать». В настоящее время в селе существует каменная церковь , с такового же колокольнею и оградою, построенная в 1851 г. усердием прихожан, вместо бывшей деревянной церкви. Престолов в церкви два: в холодной – в честь свв. апп. Петра и Павла и в теплом приделе – в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковные документы: копии метрических книг с 1808 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. – Опись церковного имущества составлена в 1882 г., – хранится в церкви. Земли при сей церкви: усадебной одна десятина 15 кв. саж., сенокосной 3 десятины, пахотной 23 десятины и под лесом 6 десятин. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в ризнице. Земля по недоброкачественности к возделыванию неудобна. В пользу Санниковского причта получается дохода от сборов хлебом и за требоисправления 125 рублей. Приход: село и деревни: Белебелка, Куземино и Третьяковка. Деревни расстоянием от церкви находятся не далее 2½ верст; препятствий к сообщению с ними не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

И благословит Бог все твои начинания. А от меня за то будешь ты долю от треб получать. И когда я пойду первого числа каждого месяца по домам святить со святою водой и миртовою связкой кропить буду все стены у христиан, ты понесешь за мной чашу с освященною водой, и со всего, что опустят в эту воду христиане, я буду тебе десятую долю давать: с десяти пиастров один пиастр и с пяти пиастров половина пиастра, и с одного пиастра десятую его часть, четыре пары. А имя мне поп Георгий. Петро пошел к попу Георгию и стал служить у него при церкви. Прослужил Петро крахтом-кандильанафтом месяц у попа. Не проспал ни разу времени; вставал до свету и с фонарем в руке и по дождю и по снегу зимою, темною ночью, обходил улицы и будил христиан, стуча скобкой в дверь и восклицая приятным голосом: – Пожалуйте в церковь . И христиане вставали и говорили друг другу: – Хорошего крахта-кандильанафта отыскал поп нам. И зовет он людей приятным голосом. В церкви Петро, потупив очи, возжигал лампады и свечи и снова гасил их, обходя иконы поочереди и ни на кого не глядя. Свечу пред Св. Дарами (когда священник выносил их, выходя из северных дверей и вступая в царские) Петро нес хорошо, пятясь бережно задом все время, и кадил Дарам, и всегда осторожно обходил больных детей, которых матери клали на дороге священнику, чтоб он перешагнул через них со Св. Дарами. Люди сельские, даже и такие, которые в городах бывали и службу епископскую видели, часто хвалили Петро. И женский пол из-за решеток с хор высоких смотрел невидимо на Петро и говорил про него одобрительно. Были и тут Петро соблазны. Пришла к нему однажды худая женщина и сказала ему: – Петро, прекрасный Петро! Ждет тебя этим вечером и этою ночью тебя ожидает Мариго, молодая жена кафеджи 2 нашего. Кафеджи по делу в дальний город уехал, и надела она, чтобы принять тебя, шёлковую голубую юбку с золотою бахромой вокруг и на головку безумную повязала платочек розовый, искусными шелковыми цветочками обшитый, цареградской работы. Такие платочки фанариотские госпожи и купчихи богатейшие носят.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010