Ко времени патриаршества Адриана энергией его предшественника п. Иоакима и содействием иерусалимского патриарха Досифея в Москве учреждена была Славяно–греко–латинская Академия, которая, по исследованию Сменцовского, «начала свою жизнь и деятельность, осенью 1687 г., в период времени между 12–м октября и 28 декабря» 460 . Борьба двух направлений, латинского и греко–славянского, возгоревшаяся в царствование Феодора Алексеевича, по поводу самого проекта академии и ее «привиллегии», закончилась, по смерти Феодора Алексеевича, торжеством партии греко–фильской – п. Иоакима. Учителями были назначены «самобратия» Лихуды–греки, своими сочинениями много способствовавшие торжеству п. Иоакима над латинским течением и в других церковных вопросах. Однако потребности общества умерили победу п. Иоакима: Лихуды в программе образования сочетали греческий и латинский элементы. Сами они не были сторонниками одного греческого научения. Если же и стояли за преимущества греческого языка, то исключительно, чтобы поддержать авторитет греков, свою рекомендацию (данную п. Досифеем) и задачи основанной греко–фильской партией академии. В Акосе они говорили: «Всегда свет быша грецы и будут даже до окончания века и от грек свет прияху и приемлют вси языцы, или писано, или неписано, или от трудов и с писаний греческих или изуст от учения их (како–либо ни есть) от них и чрез них (свет) видят иныя языки. Вси философы грецы, вси богословы грецы; непоследующе же сим несмысленнии и ненаказаннии и буии и сего речеся и сие: всяк не еллин – варвар» 461 . На деле же в преподавание свое они ввели значительную дозу латинской науки. Недаром Лихудов, известно, поддерживал В. В. Голицын, – сторонник юго–западной польской культуры. А из показания еретика диакона Артемьева уже в то время, когда Лихуды были в отставке, ясно видна даже приверженность, по крайней мере, Иоанникия Лихуда к латинским мудрованиям, хотя и скрываемая в Москве из страха. «Учитель мой большой, – выдавал Артемьев с головой Иоанникия Лихуда, – Иоанникий, приехав из Италии, приезжал по многократ к священникам римским на цесарский двор, в слободу, и хвалился им быти их мудрования, но прикровен зде за страх, чему они и верили» 462 . Если п. Иоаким и доволен был деятельностью Лихудов, за их греко–фильские труды и литературную поддержку своей партии, то это объясняется приспособляемостью греков Лихудов к господствовавшему течению на Москве, патриарх же иерусалимский Досифей скоро разгадал Лихудов и начал громить их за соблазн, вводимый ими в простые души латинскими беззакониями чрез латинский язык и лат. науку 463 (напр., физику по Аристотелю).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миниатюры греческой рукописи псалтири IX века из собрания А. И. Хлудова в Москве Д. Чл. Н. П. Кондакова Источник Замечательная рукопись греческой Псалтири IX века с современными миниатюрами, прежде принадлежавшая покойному А.Н. Лобкову 1 , а ныне составляющая одно из лучших украшений известного рукописного собрания А.И. Хлудова в Москве, занимает по праву весьма важное место в истории византийского искусства и его иконографии. Принадлежность рукописи IX веку 2 доказывается столько же ее древним уставным письмом (которое, впрочем, целиком, но на том же пергаменте и по древнему почерку переписано в XII веке), сколько стилем ее миниатюр и разными историческими указаниями, в них содержащимися. Такая древность и сама по себе дает Хлудовскому списку первое место в среде греческих лицевых кодексов Псалтири 3 , по крайней мере тех, которые, как напр. список Барберинской Библиотеки, Лондонской и пр., относятся к одной и той же редакции, но, будучи позднее этого списка, могут считаться как бы его копиями. Эта редакция, нося на себе характер Псалтири «Толковой» в самом содержании своих миниатюр, и будучи, поэтому, явно богословского происхождения, по художественному характеру примыкает к периоду VII–IX веков. Именно к этой эпохе падения античной манеры относится разряд рукописей, иллюстрированных по полям малыми виньетками и еще не украшенных ни заставками, ни живописной формы заглавными буквами 4 . Такова же в общих чертах и вся внешность Хлудовского списка. Художественная манера его миниатюр, легкая и простая, владеет древнею моделлировкою, хотя несколько огрубелою, но все еще изящною и натуральною; она сама в себе заключает все необходимые условия для широкой иллюстрации кодекса. Миниатюра довольствуется здесь композицию краткою и ясною, не ища сложного натуралистического перевода; очерк фигуры дается немногими ясными контурами и, при богатстве теней и переходов, не нуждается еще в той мучительно-мелкой механической штриховке, которая появляется в византийском искусстве уже с начала X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

2. Война со Швецией Молитвенное начало сей войны Еще в правление Анны Леопольдовны, Швеция, без предварительных переговоров, в нарушение Нейштадтского трактата, 24 июля 1741 года объявила в Стокгольме войну России, имея в намерении возвратить себе земли, завоеванные Петром I-м в Финляндии. Правительство России, объявляя манифестом 13 августа того же года о неприязненных действиях Швеции, между прочим, призывало народ к молитве в следующих выражениях: «Чтобы все верные подданные ко Всевышнему Богу о благословении, к их собственной пользе и обороне употребляемых, наших против шведов праведных оружий, усердно и со всяким благоговением молились, и от Него, яко от источника всех благ, счастливого благоповедения сих справедливых наших намерений просили, в чем и толь наикрепчайшую твердую и бессомненную надежду на всемогущество Его имеем, яко оный есть отмститель неправды, и да ввержет врагов и супостатов наших в яму; юже нам искапывают (П. С. З. XI, 476–477, 8432)». По распоряжению Духовного правления в С.-Петербурге и во всех заказах на дневных богослужениях: вечернях, утренях и литургиях, возносились усердные молитвы о победе над супостатами. Моления и торжества, бывшие в продолжении войны Война происходила в Финляндии около границ России со Швецией. Начальник русской армии, генерал фон-Ласси прислал от 24 июня 1742 года Императрице Елисавете Петровне, когда она присутствовала еще в Москве, экстракт о благополучных действиях наших войск против неприятеля. В июле как сей, так и другие экстракты из Св. Синода, бывшего также в Москве, были получены в С.-Петербурге. По распоряжению Св. Синода, их читали по всем церквам в С.-Петербурге, потом совершены были благодарные молебствия с большим благовестом, пушечной пальбой и целодневным звоном. За сим Духовное правление объявило о благополучных действиях нашей армии по всей епархии, и церковные торжества исполнены были во всех городских и сельских церквях. Молебные пения совершались также и в действующей армии. Так напр., по случаю взятия Фридрихсгама, единственного у шведов укрепленного города в Финляндии, – взятия без всякой потери, 10 июля 1742 года войско, в него вступившее, совершило благодарственное молебствие. (Записки Манштейна 11,231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В «Книге о скудости и богатстве» П. рассказывает, что в 1700 г., когда Петр I повелел делать круглые медные деньги, и «никто из русских людей, ни из иноземцев не сыскался такой человек, чтобы те инструменты к такому делу состроить», а иноземец, мастер золотого дела (Ю. Фробус), предлагал выписать мастеров из-за моря, – тогда Посошков взял эту работу на себя и «все то денежное дело установил» (Сочин., 213). Может быть, в связи с этой работой и состоялось его назначение «уставным денежного дела мастером». В 1704 году П. задумал заняться производством игральных карт и просил правительство отдать ему на откуп это дело за плату 2000 p. в год; основанием к этому ходатайству он указал необходимость изменить рисунки карт, оскорблявшие религиозное чувство, как, напр., рисунок треф, имеющий сходство с крестом. Прибыльщик Курбатов, заведовавший Оружейной Палатой, отнесся очень сочувственно к этому предложению, так как оно обещало прибыль казне, и выдал П-ву и двум купцам, вошедшим с ним в компанию, 200 p. на «новозаводство картного промысла». (К этому случаю, по-видимому, и относится запись в книгах Оружейной Палаты 1704 г. о выдаче мастеру П. денег «на дело печатного и обрезного станов и иных к ним инструментов»). Дело это, однако, почему-то расстроилось, и в следующие три года, до 1707 г., П. состоял на казенной службе в Москве водочным мастером. Оставив это место, он в начале 1708 г. подал прошение о зачислении его на службу из жалованья «для строения водок» в Петербурге и в прочих городах Ингерманландской губернии. Решение по этому делу зависело от князя A. Д. Меньшикова, как ингерманландского губернатора, и потому ландрихтер Корсаков обратился к нему с предложением принять Посошкова, причем заметил, что он «до нынешнего (1708) года был у такого водочного строения на Москве, на Каменном мосту, а ныне свободен». Меньшиков, по какому-то недоразумению, написал на докладе Корсакова 21-го марта 1708 г. резолюцию: «Посошков прилучился в ратуше в воровстве: того ради выбрать к тому иного, кого пристойно». Недоразумение, однако, немедленно было разъяснено, и в следующем же 1709 г. или в начале 1710 г. П., согласно его желанию, назначен был водочным мастером в Новгороде. Он долгое время занимал эту должность и ему оказывали такое доверие, что не «считали его» в течение 16 лет. В это же время, он, по-видимому, занимался мелкой торговлей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ в Российской империи проводились в 1869-1911 гг. Всего было 15 А. с.: 1-й - в Москве (1869), 2-й - в С.-Петербурге (1871), 3-й - в Киеве (1874), 4-й - в Казани (1877), 5-й - в Тифлисе (1881), 6-й - в Одессе (1884), 7-й - в Ярославле (1887), 8-й - в Москве (1890), 9-й - в Вильно (1893); 10-й - в Риге (1896), 11-й - в Киеве (1899), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908), 15-й - в Новгороде (1911). Предполагавшийся 16-й съезд в 1914 г. во Пскове не состоялся из-за начала первой мировой войны. Идея проведения А. с. в России (по примеру ведущих европ. стран) была высказана в 1864 г. председателем Московского археологического об-ва гр. А. С. Уваровым . Разрешение на открытие 1-го съезда было получено 27 апр. 1867 г. А. с. (как и Археологические об-ва) находились в ведомстве Мин-ва народного просвещения, утвердившего в 1868 г. правила их проведения. Мин-во финансировало А. с., выделяя на каждый из них 3 тыс. р. Кроме того, на подготовку А. с. жертвовали средства члены имп. фамилии (напр., вел. кн. Михаил Николаевич), общественные орг-ции городов - мест проведения съездов, различные учреждения и частные лица. Место проведения каждого съезда определялось на последнем заседании предыдущего, на к-ром происходило избрание предварительного комитета для осуществления подготовительной работы. На А. с. работали тематические отд-ния (древности первобытные, древности историко-географические и этнографические, памятники искусств и художеств, рус. быт, памятники церковные, памятники славяно-рус. языка и письма, памятники археографические и т. д.). Функции научного руководства А. с. осуществлял ученый комитет (председатели А. с. и секретари отд-ний). Председателем 1-4-го и 6-го А. с. был гр. Уваров, 5-го - А. В. Комаров, 7-го - И. Е. Забелин и т. д. Кроме того, на отдельных А. с. избирались почетные председатели (в 1871 - вел. кн. Константин Николаевич, в 1884, 1890 - вел. кн. Сергей Александрович).

http://pravenc.ru/text/76470.html

Скачать epub pdf Институт заложников «Террор бесполезная жестокость, осуществляемая людьми, которые сами боятся». Энгельс 17-го августа 1918 г. в Петербурге бывшим студентом, юнкером во время войны, социалистом Канегиссером был убит народный комиссар Северной Коммуны, руководитель Петербургской Чрезвычайной Комиссии – Урицкий. Официальный документ об этом акте гласит: «При допросе Леонид Каннегиссер заявил, что он убил Урицкого не по постановлению партии, или какой-нибудь организации, а по собственному побуждению, желая отомстить за арест офицеров и расстрел своего друга Перельцвейга» 12 . 28-го августа социалистка Каплан покушалась на жизнь Ленина в Москве. Как ответила на эти два террористических акта советская власть? По постановлению Петроградской Чрезвычайной Комиссии – как гласит Официозное сообщение в «Еженедельнике Чрез. Ком.» 20-го октября 5) – расстреляно 500 человек заложников. Мы не знаем и, вероятно, никогда не узнаем точной цифры этих жертв – мы не знаем даже их имен. С уверенностью однако можно сказать, что действительная цифра значительно превосходит цифру приведенного позднейшего полуофициального сообщения (никакого официального извещения никогда не было опубликовано). В самом деле, 23-го марта 1919 года английский военный священник Lombard сообщал лорду Керзону: «в последних числах августа две барки, наполненные офицерами, потоплены и трупы их были выброшены в имении одного из моих друзей, расположенном на Финском заливе; многие были связаны по двое и по трое колючей проволокой» 13 . Что же это неверное сообщение? Но об этом факте многие знают и в Петрограде и в Москве. Мы увидим из другого источника, что и в последующее время большевицкая власть прибегала к таким варварским способам потопления врагов (напр., в 1921 г). Один из очевидцев петроградских событий сообщает такие детали: «Что касается Петрограда, то, при беглом подсчете, число казненных достигает 1.300, хотя большевики признают только 500, но они не считают тех многих сотен офицеров, прежних слуг и частных лиц, которые были расстреляны в Кронштадте и Петропавловской крепости в Петрограде без особого приказа центральной власти, по воле местного Совета; в одном Кронштадте за одну ночь было расстреляно 400 ч. Во дворе были вырыты три больших ямы, 400 человек поставлены перед ними и расстреляны один за другим» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рыбников, Павел Николаевич Рыбников , Павел Николаевич, известный собиратель былин; родился 24-го ноября 1831 г. в Москве, умер 17-го ноября 1885 г. в Калише. Предки его были московскими купцами-старообрядцами; отец Р. умер, когда ему было около 5 лет, оставив семью с довольно ограниченными средствами. Это не помешало, однако, младшему из братьев, Павлу Р., получить хорошее образование – сперва домашнее, давшее ему прекраснее знание иностранных языков, затем – в гимназии и, наконец, в университете. В 3-ей Московской (реальной) гимназии, когда поступил в нее Р. в 1844 г., директором был известный педагог П. Погорельский; преподавательский персонал насчитывал в своей среде целый ряд лиц, причастных к науке и литературе, как, напр., П. Перевлесский, В. Клоссовский, С. Шестаков, Б. Ордынский, М. Н. Капустин и, наконец, Ф. И. Буслаев (с 1841 по 1846 г.). Несмотря на материальные затруднения – по словам сестры, «ему приходилось с младших классов давать уроки», Р. учился блестяще и кончил в 1850 г. курс гимназии с серебряной медалью. В промежутке между 1850 г. и 1854 г. Р. совершил путешествие за границу в качестве переводчика при К. Т. Солдатенкове (указание на связи Р. с Московским старообрядчеством) и Н. П. Боткине, причем, по собственным словам его, довольно долго жил в Италии. Поступив в 1854 г. на филологический факультет Московского университета, Р. на первом же курсе успел зарекомендовать себя переводами из Тацита у проф. П. М. Леонтьева, а на втором – читал у проф. Шевырева, вместе с А. А. Котляревским, свою работу о II томе «Мертвых Душ» (Университетские отчеты 1854–1858 гг.). Другими учителями его были Шестаков, Буслаев, Бодянский. Он слушал Кудрявцева, Соловьева, Грановского, которого застал еще на кафедре, Тихонравова. Кончил Р. курс кандидатом в 1858 г. Не менее плодотворным в своем роде было для Р. также и то деятельное участие, какое он принимал в студенческой жизни. По словам сестры, «он часто говорил на сходках и все, время был под надзором полиции», вследствие чего, «из боязни обыска, чтобы не пугать мать», с которою жил вместе, уехал и жил то с тем, то с другим из товарищей: А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В стойкости раскола «старообрядчества» во всех его видах, в появлении и широком распространении новых, по преимуществу, «рационалистических» сект и в малорезультатной борьбе с ними православных миссионеров нельзя не усмотреть такого крупного факта современной настроенности русского религиозного самосознания, пред которым следует остановиться с глубоким вниманием. Как доселе устойчив и значителен по числу последователей раскол старообрядства, в этом легко убедиться, взяв в руки дневник, или отчет любого епархиального миссионера. Вот напр. некоторые выдержки из дневника миссионера Саратовской епархии: «Лопуховка – гнездо раскола безпоповской секты... В приходе числится 1781 душа, из них раскольников 1123 души, следов. православных остается 658 душ – и то номинально. К приходу приписаны две деревни: Новая Лопуховка и Агаревка; в самом селе православных нет, в Новой Лопуховке есть не много, а в Агаревке – почти все – православные… Село Лопастейка. Здесь в приходе числится 3329 душ: из них раскольников – около 3000 душ. Лет 40 тому назад приход был весь православный и крестьяне были прилежны к храму Божию и почтительны к духовенству 1 . В Уфимской епархии раскольников, по статистическим данным, считается более 17500, но в действителъности гораздо более 2 . – Число сектантов в Таврической губ. по докладу епархиального миссионера представляется (за 1891 г.) в следующих цифрах: «сектантов и раскольников в Таврической епархии числится 13449; в том числе раскольников 1939. Большинство сектантов составляют Молокане разных толков – 11254. Сверх того в епархии в 1891 г. появились новые секты «сепаратистов» и «антиквиетистов седьмого дня» 3 . – По имевшимся в распоряжении 2 Миссионерского съезда в Москве 1891 г. данным, штундизм вместе с баптизмом и пашковщиною проникли в следующие губернии: Астраханскую, Владикавказскую, Донскую, Екатеринославскую, Киевскую, Могилевскую, Курскую, Минскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Орловскую, Оренбургскую, Петербургскую, Псковскую, Подольскую, Полоцкую, Полтавскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Ставропольскую, Тамбовскую, Тверскую, Таврическую, Харьковскую, Херсонскую. – Приблизительное число штундистов по епархиям определяется так: в Астраханской – около 2500, в Кишиневской – около 3000; в Киевской – около 5000; в Могилевской до 200; в Подольской около 300; в Самарской – до 400; в Тверской (Пашковцев) 60; в Херсонской – около 5000 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В царствование Екатерины II цензурные полномочия были официально предоставлены Синодальной конторе, московскому и петербургскому митрополитам, а фактически – духовным особам из Академий, или избранным «ученым и просвещенным архимандритам», подписи которых можно, напр., видеть на многих изданиях Новикова. Именным указом 16 сентября 1796 года, уничтожавшим почти все частные типографии, учреждены смешанные цензурные комитеты. В каждом из них, – наряду с двумя светскими цензорами, – должна была находиться и уполномоченная Синодом духовная особа. А спустя два года был извлечен из архива и проект 1756 года, когда по типу переводческой конторы была учреждена Московская духовная цензура. Согласно положению о ней «учреждаемая в Москве духовная цензура» находится в непосредственном ведении Св. Синода, состоит из председателя и трех членов, известных по своим познаниям в словесных науках и языках; избираются они из монашествующего или белого духовенства, по рассмотрению и утверждению Св. Синода. Предметом деятельности цензуры служат свидетельствование, рассмотрение и исправление как переводов, касающихся Церкви и церковного учения, так и вообще – сочинений, издаваемых «соборным» и не соборным духовенством. Обязанность духовной цензуры состоит не в том лишь, чтобы, – по примеру гражданской, – делать простое одобрение или неодобрение сочинения к печатанию («поскольку таковыя упражнения не суть важны»), но в том, чтобы делать им «рецензию, или строгое пересматривание и исправление». Все сочинения, одобренные цензурой, как не заключающая в себе, по ее мнению, ничего противного закону Божию, правилам государственным, благонравию и литературе, надлежит издавать в печать с дозволения Синода, исключительно в типографиях, ведомству его принадлежащих. Но вскоре выяснились, неудобства нового порядка, ибо для московской духовной цензуры ненормальными оказались ее отношения с одной стороны к гражданской цензуре и типографиям, а с другой – к Синоду и местной епархиальной власти. Светская цензура упорно отстаивала мысль, что «Богословие, катехизис, проповедь и толкование догматов» исчерпывают весь объем духовной цензуры. Авторы, стараясь избежать невыгодных условий печатания в синодальной типографии, уклонялись и от духовной цензуры. Сношения в каждом отдельном случае с Синодом вызывали крайнее замедление; притом, ввиду этих сношений, утрачивался и смысл цензорского рассмотрения. Наконец, митр. Платон ревниво смотрел на водворение цензуры в московских пределах, где дотоле он был полномочным цензором и ослаблял ее значение. По всему этому, в первое десятилетие существования цензуры чрез нее проходило ежегодно не более 12–15 сочинений, а затем приток сочинений еще более сократился за учреждением духовных цензурных комитетов при академиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Душа сказала мне давно: «Ты в мире молнией промчишься! Тебе все чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься». (Д. В. Веневитинов.) К числу забытых поэтов, прекрасные произведения которых пользуются вниманием немногих читателей, принадлежит Дмитрий Владимирович Веневитинов. Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 14 сентября 1806 года в Москве, в сердце России, где родились А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие русские писатели. Отец его был довольно состоятельный человек, имевший богатое поместье в Воронежской губернии. На воспитание будущего поэта он не оказал никакого влияния, так как он умер вскоре после рождения Дмитрия Владимировича. Мать его, Анна Петровна, была умная и добрая женщина, страстно любившая своих детей. Под ее-то влиянием, чуждым мелочных стеснений и родительской тирании, воспитывался Дмитрий Владимирович до восьмилетнего возраста. Дальнейшее воспитание Дмитрия Владимировича продолжалось под руководством образованного француза – гувернера Дорера, который занимался со своим способным и внимательным воспитанником французским и латинским языками. Для изучения греческого языка к Дмитрию Владимировичу был приглашен учитель – грек Байло. Дорер и Байло сумели заинтересовать своего ученика языками классических народов и заставили его полюбить древний мир, где «мысли и чувства соединялись в одной очаровательной области, заключающей в себе вселенную, где философия и все искусства, тесно связанные между собою, из общего источника разливали дары свои на смертных 1 . Знакомство с древне-классическим миром развило изящную гармоничность душевного строя Веневитинова, отразившуюся впоследствии в неразрывной связи между его поэтическим вдохновением и его философским мышлением. Переводы греческих и латинских писателей (напр., Эсхила и Виргиния) делались иногда даровитым учеником Байло и Дорера стихами. Это и были первые поэтические Дмитрия Владимировича Веневитинова 2 . Из всех остальных предметов, преподаваемых разными учителями, которых Анна Петровна своевременно приглашала к себе на дом для занятий с Дмитрием Владимировичем, наиболее интересовали его рисование и музыка. С большой любовью занимался он этими искусствами и впоследствии достиг значительных успехов в живописи 3 и был не только хорошим музыкантом, но и композитором 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010