Мы видим дивный хор любви, охвативший небо и землю в этом порыве жертвенности от Бога к людям и от людей к Богу. И это снова наводит на ум особенность графики иконы Троицы Рублева – пересечение окружностей – как основу ее композиции. На Украине можно часто видеть вертепы, сооруженные в натуральную величину. Нам, русским, это в диковинку стоять рядом с фигурами пастухов, волхвов, у плеча праведного Иосифа и на расстоянии вытянутой руки от Девы Марии.   В нашей культуре близость символична и выражается как максимум близостью к сильно условным изображением персонажей, которых мы привыкли видеть на иконе.  У нас даже приветствуется некоторая отстраненность участников сюжета иконы через нарочно условный и трансформированный язык преображенной реальности. Когда я встал рядом с таким вертепом в Киево-Печерской Лавре, то вздрогнул от неожиданности. Младенец, похожий на куклу, сено над яслями, раскрашенные волхвы сначала оттолкнули, но помимо головы включилось сердце… и оно было радо.   Детская вера автора этого вертепа не может быть не замечена. Нельзя не заметить и той любви, что вложена в эти вертепы по всей Европе. Я же вижу как радуется мой ребенок, встречая глазами ангелов над яслями, голубые глаза Христа, огоньки и зверушек. Что-то в этом есть от истины. Что-то есть от понимания веры по слову апостола Павла как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть вера – это такое состояние, когда реалии горнего мира воспринимаются так же явственно, как видимая жизнь. Единственно, что, возможно, не хватает этим инсталляциям, так это более осознанного и ответственного понимания, что мы не зрители за стеклом этих фигурных композиций, а реальные участники. Соучастники не утренника, а реального круговорота любви во Вселенной. Возможно, нам не хватает трезвости и решимости войти в этот суровый и прекрасный мир принимая укрепляющую благодать Божию и расточая свою любовь. Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

http://pravmir.ru/vot-stal-adam-kak-odin...

- А что вас привело к Богу? - Не знаю, насколько вы к этому серьезно отнесетесь, но я слышал Творца... Это было ночью. Луч, спускающийся с неба, как бы коснулся моего виска, и я услышал голос: " Я есть Альфа и Омега " . В этот миг мне показалось, что все, что меня волнует, все вопросы - я сейчас все решу. Но луч медленно стал удаляться, оставив мне эту фразу. Я видел во сне святителя Николая - у него очень голубые глаза, а исходит из них такая любовь, что первая мысль, которая пришла мне в голову это та, что все существует и еще, что такой любви на земле нет. Это неземная любовь, с которой он смотрит на всех нас. Потом в Киеве была встреча со старцем Феофилом, человеком, который по высоте духовной и нравственной покорил меня. Я считаю, что это по его молитвам я стал верующим человеком. - Приход к Богу в жизни каждого человека, это нечто необъяснимое, но, наверное, перед этим вы чувствовали в себе искание Бога? - Да, еще в детстве у меня было чувство, что Бог есть. На экзамены я носил с собой в кармане крестик, хотя крестился уже в институте. Но тогда чувство было еще неконкретное, не сформировавшееся. Я понимал, что где-то там есть какая-то Сила. - Есть какие-то святые места, особенно вами любимые? - Да, я занимаюсь своей профессией, но она не является главным в моей жизни. Недавно я был в своем любимом итальянском городе Бари, у святителя Николая. Перед этим в Троице-Сергиевой Лавре, у преподобного Сергия Радонежского. Паломничества являются самым главным в моей жизни. Концерты - как-то между ними. Еще очень нравится Киево-Печерская Лавра. В Симферополе я посетил монастырь, в котором находятся мощи святителя Луки. Еще я был на Афоне. Это столь высокое, необъяснимое место. Там со мной произошло одно чудо. В монастыре Пантократор я нашел на берегу моря мумие. Я скатал его в шарик, положил на камень, и подошел к морю помыть руки. Были волны, и чтобы не замочить ноги, я хотел встать на большой камень, стоявший рядом. И вдруг я увидел, что из этого камня бежит источник. Я помыл в нем руки, и течение воды прекратилось. Хотя на Афоне происходит много чудес, я удивлялся: как такое может быть? Потом я заметил, что на камне есть углубление и когда о камень ударит сильная волна, то вода собирается в этом углублении, а потом по маленькому желобку стекает на землю. Но в тот момент я воспринимал это как чудо. Но ведь мы как дети, и Творец над нами, и в любую минуту готов помочь. Даже в таких маленьких нюансах, а тем более в больших. Просто, наверное, надо быть доверчивее и быть верующим человеком. Хотя трудно это определять, я не беру на себя смелость говорить так надо или так - каждому человеку по-своему. Но надо верить и взывать к Богу, сколько есть сил у человека.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/14/...

Тяготясь шумной жизнью в Братском монастыре, старец стал подыскивать более уединённое место. И таким местом подвигов временно стал сад у реки Глубочица, хозяин которого И.Н. Диковский весьма почитал блаженного Феофила. А в декабре 1844 года старец написал прошение о переводе его из Братского монастыря в Больничный монастырь при Киево-Печерской лавре. Однако вместо этого он был определён в Голосеевскую пустынь под Киевом. Блаженный усугубил свой подвиг юродства, за что был удалён в так называемый Новопасечный сад. 29 апреля 1849 года Феофила переводят в Китаевскую пустынь, где он и предавался своим подвигам практически до самой своей смерти. Уединённая местность, окружённая густыми лесами, скрытая от посторонних взглядов, вполне соответствовала духовному настрою святого. К тому времени о нём узнали люди, которые толпами приходили к подвижнику, причём большинство – из любопытства, и здесь он целыми днями мог скрываться от них в лесах, предаваясь молитве и богомыслию. Внешний вид Сохранились воспоминания и о внешнем виде святого: «Иеросхимонах Феофил был довольно высокого роста. Светлое лицо его и ясные голубые глаза отнюдь не гармонировали с той угрюмостью, какую он принимал на себя иногда в обращении с людьми. Бороду носил он короткую и узкую, не подрезывая, а выщипывая из нее волосы». О его манере разговаривать и держать себя на людях отмечалось следующее: «Говорил глухо и довольно быстро, употребляя по большей части малороссийское наречие. Никто никогда не видел его смеющимся, а часто – плачущим, и постоянные слезы эти, как драгоценный бисер, служили пред очами Господа искуплением множества наших грехов». Одевался старец очень неряшливо, внешности он вообще придавал малое значение, заботясь лишь о внутреннем. Одежду он носил грязную и заплатанную белыми нитками, часто испачканную тестом или сажей. Обувь его тоже была всегда изодранной. Случалось такое, что на одной ноге Феофила был сапог, а на другой красовался валенок. Голову он часто обвязывал грязным полотенцем. Многие замечали, что чем неопрятнее был одет старец, тем неспокойнее было его внутреннее состояние. Ещё он, никогда не снимая, носил на себе тяжёлый железный пояс с иконой Богоявления на нём (в память о том, как младенцем был дважды спасён на воде).

http://pravoslavie.ru/117113.html

Л. Е. Кулаженко Иконография Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий На иконографию И. повлияла Повесть об обретении мощей святой (Сказание о обретении честных мощей сея святыя богоугодныя княжны Юлианы. К., в к-рой сообщается, что обнаруженные нетленные мощи юной княжны были облачены в богатые одежды и украшены драгоценностями. Сведения об облике И. приводятся в иконописных подлинниках с повторением описания ее облачения: «Аки Варвара, приволока лазорева, порфира камка бакан, власы по плечам, на главе венец царский» (БАН. Строг. 66. Л. 316 - «левыя страны» 16-я; кон. XVIII в.); «На главе венец, в ожерелье, в серьгах и в зарукавье, шуба бакан, испод голубцовой и камка» (РНБ. Погод. 1931. Л. 179 об., под 6 июля; 20-е гг. XIX в.); «Аки Ольга» (ИРЛИ. (ПД). Перетц. 524. Л. 58 об., под 14 сент.; 30-е гг. XIX в.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33). Подробное описание облика И. составлено В. Д. Фартусовым в пособии для иконописцев, изданном в 1910 г.: «Типа русского, молода, 15 лет, лицом бела и очень миловидна; одежды шелковые: сарафан с вышитыми серебром и золотом узорами и каймами, на шее богатое ожерелье, золотые гривны с разнообразными украшениями бисером, на руках золотые зарукавья (браслеты), на пальцах драгоценные с камнями перстни, на голове венец девический, вроде узкого кокошника, золотой с разноцветными камнями и бисером, в ушах серьги золотые, украшенные драгоценными камнями и жемчугом» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 337). В сер.- 2-й пол. XIX в. на раке святой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры было помещено ее изображение, воспроизводящее вид мощей: И. представлена с закрытыми глазами, облачена в светлое одеяние, на голове венец, густые волнистые русые волосы лежат на плечах, в сложенных на груди руках крест. Над ракой находится поясная икона 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры. Святая облачена в княжеские, украшенные камнями одежды голубого и красного цветов, на голове венец, пряди волос ниспадают на плечи, в правой руке длинный крест с Распятием, левая прижата к груди. Подчеркнуты юность и красота княжны; у нее большие голубые глаза, полные губы, длинный правильной формы нос, на щеках румянец. Нимб очерчен тонкой линией, вверху надпись: «    i  i  i      ».

http://pravenc.ru/text/1237853.html

Скачать epub pdf ОТДЕЛ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения – чтениях, молитвословиях, песнопениях. Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь «облекается в одежды светлыя» (во «весь светлейший сан», как говорится в Уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники – золотого (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты). В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня – облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня – фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы – цвет зеленый, «в цветах». На Пасху цвет облачения – белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские – желтые, в святительские – золотые (в Киево-Печерской Лавреголубые), в преподобнические праздники цвет облачения – зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические – красный (символ страданий). В богослужении великих праздников пение – как выражение радостного состояния души – преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В Уставе так и указано: «При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять» (Типикон, гл. 2). Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

С незапамятных же времен в Лавре установлен обычай, по которому в известные дни и праздники употребляются священнослужительские облачения определенного цвета: в Господские праздники – парчевые золотые, в Богородичные и ангельские дни – парчевые белые; в апостольские дни – желтые; в святительские – голубые, в мученические – красные и в дни памяти преподобных – зеленые облачения. В Киево–Печерской Лавре употребляется особенный церковный напев, отличающийся необыкновенною красотою, редким сочетанием переходов от громкого к тихому голосу. Лаврский напев производит чрезвычайно сильное и глубокое впечатление на богомольцев, которые, благодаря этому, не чувствуют усталости во время молитвы, при весьма продолжительных богослужениях, совершающихся в Лавре. Некоторые практические указания для богомольцев, останавливающихся в Лавре Лицам, прибывающим в Киев для поклонения его святыням, можем рекомендовать останавливаться в Киево–Печерской Лавре. В странноприимных корпусах этой последней есть вполне достаточно помещения как для тех, которые предпринимают паломничество более или менее многочисленными группами, так и для приезжающих семьями, или же отдельно. Советуем всем, прибывающим в Лавру, направляться прямо в контору, где даются всегда и безотказно все необходимые руководственные указания. Главнейшею целью прибывающих в Киев богомольцев обыкновенно бывает желание помолиться и отговеться. К этому в Лавре имеются все благоприятные условия. Богослужение здесь совершается ежедневно во многих храмах и в самые различные часы дня и ночи. Исповедь поклонников, по их желанию, совершается в Лавре опытными духовниками в трапезной и других церквах, в церкви Больничного Николаевского монастыря и в храмах на Ближних и Дальних пещерах в часы между церковными службами – утром после утрени и вечером – по окончании вечерни. Здесь читается и правило готовящимся к причащению Св. Таин – вечером и утром. Можно исповедоваться и у схимников, в их келиях. Свечи восковые в Лавре могут быть приобретаемы во всех храмах. Просфоры продаются в просфорной лавке (за алтарем великой Лаврской церкви, около типографии) и на многих других видных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

-    Немного умею... - смущенно ответил я. -    Вот тебе четки, читай " Господи Иисусе Христе, помилуй мя! " И она, благословив, вручила мне стертые от долгого употребления четки, которые я с благоговением сжал в руке. Помню, еще эта благодатная молитвенница рассказала мне, что по происхождению она гречанка, долго жила в Киево-Печерской Лавре, а сейчас паломничает по святыням Абхазии. -    Да пребудет с тобой милость Божия, дорогой мой! - попрощалась она со мной и снова перекрестила меня.    Здесь женщины заговорили все разом, и я выбрался из толпы.  Весь день я провел под впечатлением этой удивительной встречи и к вечеру всей душой влюбился в эту старенькую монахиню. Хотелось видеть ее доброе лицо, слышать ее ласковый голос и смотреть в ее лучистые молодые глаза. Я кинулся на базар, накупил яблок, слив, абрикосов, кажется, даже арбуз, чтобы утром отблагодарить ее за необыкновенную встречу. Едва дождавшись утра, я приехал в церковь, но службы в этот день не было, а сторож, подозрительно глядя на меня и на мои подарки, сказал, что монахиня уехала в горы. Оставив все покупки оторопевшему сторожу, я с грустью побрел на вокзал, чтобы там разузнать, как добраться до Батуми. Мне посоветовали лететь вертолетом из Адлерского аэропорта - полет займет немного времени и можно вдоволь полюбоваться всем побережьем. Это было решено. Я вернулся в свою комнату на турбазе, упал на кровать и горько разрыдался, глубоко сожалея о том, что больше вряд ли увижусь с полюбившейся мне старушкой-монахиней.    В Адлерском аэропорту мне удалось взять билет на вертолет, раз  в день вылетавший в 14.00 на Батуми. И вот подо мной поплыли густые леса и села, привольно раскинувшиеся по изумрудно-зеленым холмам. Время от времени за окном вспыхивали и гасли осколками солнца безчисленные реки, текущие к морю с заснеженных вершин. Внезапно фантастически прекрасное строение проплыло за окном вертолета. На склоне лесистой горы возвышалось грандиозное здание золотисто-охристого цвета, возносящего к небу голубые главы, увенчанные крестами. Я не верил своим глазам.  Мне довелось увидеть первый в своей жизни монастырь, - до чего же он был красив и величествен!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=215...

В повествовании предыдущей главы не раз встречалось название поселка Терновка — от него лежит путь во многие горные города и монастыри. В этой же главе мы коротко расскажем об обители, которая находится в непосредственной близости к поселку. Возникла она рядом с целительным источником святого Феодора Студита и носит название Свято-Преображенский скит. В средневековье в этих местах находилось поселение Ай-Тодор, в переводе означающее «святой Феодор». Напоминанием о тех временах сегодня служат название речушки Айтодорка и остатки часовни. Лес смыкается над дорогой, сопровождая путника мерцанием солнца на светлых стволах буков и листьях дубов. Лесной тоннель заканчивается белой аркой ворот Преображенского скита. Красиво здесь! Голубые лоскутки неба цепляются за иголки корабельных сосен. Стройные буковые деревья отражаются в зеркале лесного озера. По его берегам разрослась ежевика. На пруду плавают утки, ждут угощения, привыкли к людям. Звоном колокольчика вторгаемся мы в тишину монастырской обители. Молодой послушник, сопровождавший нас к источнику, рассказал об истории Спасо-Преображенского скита. По церковному преданию, источник забил из земли благодаря молитвам монахов, обосновавшихся в здешних местах в VIII веке, после изгнания из Византии. Источник — это ключ с чистой и прозрачной водой, бережно сохраняемый монахами, они внимательно следят за тем, как гости скита берут оттуда воду. Источник посвящен прп. Феодору Студиту . Византийский святой, апологет иконопочитания, преподобный Феодор принял многие мучения и скитания. Он известен как автор строгого монастырского устава. Этот устав, названный Студийским, приняли в Киево-Печерской Лавре, а потом и в других русских обителях. Как и сдругими святыми крымскими родниками, с источником Ай-Тодор связаны предания о целитель-ной силе его воды, которые передавались из поколения в поколение местными жителями. Вода святого источника может не только исцелять, но и наказывать. Так, жители окрестных деревень вспоминают случай, когда один из подвыпивших любителей пикников поспорил с приятелем, что сможет просидеть в холодной воде источника какое-то время. Но как только осквернитель коснулся святой воды, у него отнялись ноги.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Психические расстройства могут появляться и в результате действия злых духов на человека. В Священном Писании злые духи изображаются входящими в людей и выходящими из них ( Мф. 4, 24 ; Мк. 1, 23 ; Лк. 4, 35 и др.). Особенно замечательным примером является исцеление Господом гадаринского бесноватого. Этот несчастный влачил жизнь свою не в человеческих жилищах, а в гробовых пещерах; бился о камень с пеной на губах, испускал вопли. Пробовали сковать его, но он, как веревки, разрывал оковы. Что это за болезнь? Неверующие скажут: падучая болезнь, нервное расстройство. Но про гадаринского бесноватого нельзя сказать, что он был только нервно расстроен; это видно вот из чего: изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Спаситель дозволил, и вот стадо бросилось с крутизны в море ( Мф. 8, 28– 32 ). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Господа, а легион бесов, изгнанных из него. В результате одержимости злым духом душа делается неестественной, она томится и страдает. В Священном Писании бесноватые прямо и ясно отличаются от людей, одержимых душевными и телесными болезнями. Последние, как указано, развиваются от расстройства душевных сил, воображения, рассудка и т. п. Бесоодержимость не забудется тому, кто хотя бы однажды увидел ее проявления. Я впервые наблюдал такого человека в Киево-Печерской Лавре. Это была женщина средних лет. Всякий раз, когда священник совершал каждение храма и приближался к месту, где она стояла, из нее вырывались дикие, нечленораздельные крики и, как бы в бесчувствии, женщина падала навзничь. Затем она вставала, тихо, со слезами на глазах, извинялась перед молящимися… Позднее я сталкивался с подобными случаями не единожды. Приведу еще один пример. На прием пришла верующая, православная женщина по направлению настоятеля храма, прихожанкой которого она являлась. Выяснилось, что уже некоторое время она находится на инвалидности по психическому заболеванию. Тихая, в платочке, под очками красивые серо-голубые глаза. Она рассказывала мне о своем самочувствии. Как психиатру, мне не сложно было увидеть психические нарушения. Но вот что произошло дальше. Неожиданно она вся как-то изменилась, пришла в движение и громко, очень противным хриплым голосом нецензурно выругалась и сказала как бы самой себе несколько фраз. И мне и ее сопровождавшему, который тоже находился в кабинете, стало совершенно ясно, что в ней говорит бес.

http://azbyka.ru/zdorovie/v-pomoshh-stra...

Казанский, приводя полную редакцию Сказания, замечает: «Сличая приведенное нами сказание с сказанием летописи, не видим ли мы, что летописное служило для него основой? Самый язык сказания там, где оно отступает от летописного, есть уже позднейший. Мог ли Нестор называть Владимира самодержцем русския земли?» 261 . Вполне соглашаясь, что летописная редакция Сказания, да ещё Несторово Житие Феодосия Печерск. – дали литературную Форму распространенной редакции, мы, к сожалению, не можем воспользоваться последним доводом: « «самодрьжьцемъ вьсеи роусьски земли» называет князя Владимира Святославича ещё составитель Сказания о св. Борисе и Глебе 262 . Кассиан. II ред. Печерск. Патер. легла в основу: польского печатного издания 1635 г., рукописной редакции Иосифа Тризны, рукописной же редакции Каллистрата Холошевского и, наконец, печатных славянских изданий, начиная с 1661 года. 6. Польский Paterikon Сильвестра Коссова «Paterikon» 263 , составленный, по повелению и благословению митр. Петра Могилы , епископом Сильвестром Коссовым, – преследует двоякую цель: а) явить свету, отряхнувши пыль от хартий, веками сокрытый и погребенный в сокровищницах монастырских Патерик, т. е. жития святых отцов Печерских, и b) опровергнуть неосновательные возражения против святости и православия сих отцев, заградив таким образом уста тем, кто ведет непотребную борьбу с русскою церковью 264 . Собственно Печерский Патерик начинается Житием пр. Антония (стр. 17 и д.) 265 : это – распространенная редакция Сказания что ради прозвася Печерск. монаст. На стр. 24–54 Житие пр. Феодосия 266 : сюда входит Слово о перенесении мощей (стр. 50–52) и О поковании раки (52–4), но за то выделены в особые жития биографические сведения о Стефане (57–8), Дамиане (68–9), Варлааме (71–5) и Никоне (76–8). За Житием пр. Феодосия следует Слово о создании цер. Печерск. (стр. 58 и д.: «О zbudowaniu Cerkwie Nawietszey Panny Pieczarskiey»), но без Чуда о Иоанне и Сергии, помещенного особо. Далее – Слово о первых черноризцах Печерск.: Дамиане (68–9), Матфее (70 –1) 267 268 ) и Иеремии (71).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010