Противостояние в Никольском вик-стве приобрело крайние формы, когда еп. Софроний решил посетить Никольск и совершить на Прощеное воскресенье вечернее богослужение в Сретенском соборе. Узнав о прибытии архиерея, более 100 прихожан Казанского храма ворвались в Сретенский собор и препятствовали богослужению; всячески оскорбляли еп. Софрония, пытались стащить с кафедры и избить. Архиерея защитили прихожане собора и вызванная милиция. 10 февр. 1928 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Свящ. Синод приняли постановление «О раздорнической деятельности митрополита Одесского Иосифа и епископа бывшего Никольского Иерофея». И. был запрещен в священнослужении. Однако он не подчинился запрещению и продолжил управление Никольским вик-ством и мн. приходами Великоустюжской епархии, где его поминали как правящего архиерея. 29 марта Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Свящ. Патриарший Синод издали деяние, в к-ром извещали о появлении «новой смуты» в лице отделившихся от митр. Сергия архиереев. В их числе был назван И. 11 апр. вышло постановление митр. Сергия и Временного Свящ. Синода по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях». Было указано предать И. каноническому суду правосл. архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев (Акты свт. Тихона. С. 607). ОГПУ регулярно вызывало И. на допросы, угрожая арестом в случае активной религ. деятельности. В конце Великого поста 1928 г. ок. 3 тыс. верующих больше недели постоянно охраняли И. в Казанском храме. 10 апр. 1928 г. он был задержан, но прихожанам удалось его освободить. Среди верующих начались волнения, они заявляли властям, что не допустят удаления своего владыки из Никольска. После этого уполномоченный ОГПУ взял у И. подписку о явке 18 апр. в Вел. Устюг. Однако И. принял решение не ехать в Вел. Устюг, где его ждал неминуемый арест, а отправиться по сельским приходам под защиту крестьян. В проповедях И. обосновывал свои действия ссылкой на декрет об отделении Церкви от государства, продолжая утверждать, что власть не должна вмешиваться во внутрицерковные дела, а советское законодательство он соблюдает.

http://pravenc.ru/text/293760.html

Первоначально духовные учебные заведения содержались на средства епархии. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. значительную часть расходов по содержанию церковноприходских школ брали на себя земские учреждения Вологодской губ. В 1890 г. на содержание церковных школ земства и городские об-ва выделили 2199 р. 66 к., духовное ведомство - 765 р. 28 к., Мин-во народного просвещения - 577 р., в 1915 г. в смету расходов земств было включено 97 393 р. на церковные школы. Миссионерская деятельность Несмотря на то что ненцы к кон. XVIII в. считались христианами, языческие верования среди них сохранялись, поэтому для утверждения Православия среди жителей этих регионов с 25 дек. 1819 по 16 февр. 1820 г. с благословения еп. Онисифора была совершена миссионерская поездка к ненцам (самоедам) в Яренский и Усть-Сысольский уезды во главе с прот. тотемского Богоявленского собора М. Савиновым. Полемика со старообрядцами занимала важное место в деятельности Вологодских архиереев, однако до сер. XIX в. борьба с распространением старообрядчества велась преимущественно адм. методами и не приносила существенных результатов. В посл. трети XIX в. в В. е. была создана противораскольническая миссия, во главе к-рой стоял епархиальный миссионер, имевший 2 помощников (в Великоустюжском вик-стве). Во всех благочиннических округах работали окружные миссионеры (25 чел., выбирались из лиц духовного звания и мирян) и специально обученные в миссионерской школе члены братств из крестьян. Миссионеры содержались на средства Вологодского правосл. братства во имя Всемилостивого Спаса. В окт. 1898 г. при Стефано-Прокопиевском братстве открылась противораскольническая миссионерская школа, располагавшаяся в устюжском Михаило-Архангельском мон-ре. Единоверие не получило распространения в епархии, к нач. ХХ в. единичные единоверческие храмы действовали в Вытегорском, Череповецком и Вологодском уездах. Вологодские архиереи возглавляли Вологодский епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва (учрежден в 1870), Вологодское отд-ние имп. Православного Палестинского об-ва (учреждено в 1896). Церковно-общественные учреждения и организации

http://pravenc.ru/text/155162.html

XX в. совершались неоуниат. богослужения К нач. 1939 г. неоуниат. приходы в Польше распределялись по католич. диоцезам следующим образом: в Луцком католич. еп-стве - 16 приходов, в Пинском католич. еп-стве - 11 приходов, в Седлецком католич. еп-стве - 12 приходов, в Виленском католич. архиеп-стве - 9 приходов, в Люблинском католич. еп-стве - 8 приходов. Прихожан-неоуниатов насчитывалось не менее 10 тыс. чел. Примечательно, что если на территории «восточных кресов» униат. приходы равномерно распределялись в селах и в городах, то в наиболее полонизированных Люблинском и Белостокском воеводствах почти все униат. общины находились в селах. Исключение составляли неоуниат. общины в г. Бяла-Подляска (богослужения совершались в местном католич. храме св. Анны), в г. Янув-Подляски (богослужения совершались в католич. храме при вост. секции ДС) и в Люблине. После закрытия в 1934 г. Миссионерского ин-та люблинская неоуниат. община сохранила за собой институтскую католич. церковь, прикрепленную к люблинскому диоцезиальному ин-ту «Католического действия» . 9 окт. 1939 г. на тайном синоде греко-католич. епископов, собравшемся во Львове по инициативе митр. А. Шептицкого без согласования с Папским престолом, на территории СССР и 2 бывших воеводств оккупированной немцами Польши (Люблинского и Белостокского) были образованы 4 экзархата. Во главе «экзархата Великой Украины» был поставлен ближайший помощник Шептицкого - Иосиф Слипый. Брат митрополита, Климентий Шептицкий, игумен униат. ордена студитов, стал «экзархом Великой России и Сибири». Еп. Н. Чарнецкий был назначен «экзархом Волыни, Полесья, а также Холмщины и Подляшья». Этот экзархат охватывал территории Луцкого, Пинского, Люблинско-Холмского и Седлецкого католич. еп-ств, объединяя соответственно как зап. районы Украины и Белоруссии, вошедших в 1939 г. в состав СССР, так и сопредельные территории нем. Генеральной губернии. Чарнецкий также стал временным «экзархом Белоруссии» - до избрания на этот пост др. иерарха. Шептицкий уведомил Римскую курию о синодальном решении учредить на территории СССР греко-католич.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

и Ватикана. 16 марта 1991 г. создана Епископская конференция Р. (см. Епископские конференции ), в к-рую входят и иерархи Румынской греко-католической Церкви. Апостольской конституцией «Quod satis constat» от 5 авг. 1991 г. папа Иоанн Павел II вывел еп-ство Алба-Юлии из состава Бухарестской митрополии; диоцез Алба-Юлии получил статус архиеп-ства, подчиненного непосредственно Папскому престолу (AAS. 1991. Vol. 83. P. 917-918). Р. посетили 2 папы Римских: Иоанн Павел II (май 1999; это был 1-й визит Римского понтифика в правосл. страну) и Франциск (31 мая - 2 июня 2019). Папы встречались с патриархами Феоктистом (Арэпашу; 1986-2007) и Даниилом (Чоботей; с 2007) и членами Синода РумПЦ, а также с румын. католиками. 17 мая 2014 г. папа Римский Франциск беатифицировал Антона Дурковича, еп. Ясс (1947-1951), скончавшегося в тюрьме в Сигету-Мармацией. Согласно переписи 2011 г., в Р. насчитывалось свыше 870,7 тыс. католиков лат. обряда; по отчету о культовых сооружениях Р., в 2015 г. Римско-католической Церкви лат. обряда принадлежали 1632 культовых сооружения. Римско-католическая Церковь в Р. представлена 2 архиеп-ствами и 4 еп-ствами. Архиеп-ство Алба-Юлии подчиняется Папскому престолу; в кон. 2019 г. в архиеп-стве насчитывалось 254 прихода с числом верующих более чем 353,3 тыс. чел., служили 328 пресвитеров (An. Pont. 2020. P. 30). В состав Бухарестской митрополии входят архиеп-ство Бухареста и 4 суффраганных еп-ства. Архиеп-ство объединяет 67 приходов с более чем 61,4 тыс. прихожан; в 2019 г. в архиеп-стве служили 140 пресвитеров (Ibid. P. 122). В еп-стве Ясс насчитывается 157 приходов и свыше 214,3 тыс. верующих; в 2019 г. служили 453 пресвитера (Ibid. P. 304). В отличие от др. католич. диоцезов в Р., паства к-рых представлена гл. обр. этническими венграми, в еп-стве Ясс большинство католиков - этнические румыны. Еп-ство Оради имеет 62 прихода, служат 64 пресвитера; в 2019 г. паству составляли свыше 102,8 тыс. верующих (Ibid. P. 525). В еп-стве Сату-Маре насчитывается 59 приходов, в 2019 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

еп-ство (41 мон-рь и 318 приходов). В Тельшевском католич. еп-стве насчитывалось 9 мон-рей и 119 приходов, в Луцко-Житомирском католич. еп-стве - 18 мон-рей и 113 приходов, в Каменецком католич. еп-стве - 5 мон-рей и 106 приходов, в Минском католич. еп-стве - 23 мон-ря и 94 прихода. Всего в пределах Могилёвской церковной пров. насчитывалось более 2,7 млн католиков, 1038 приходов и 106 мон-рей (72 мужских и 34 женских). 3 авг. 1847 г. был заключен конкордат между Российской империей и Папским престолом. Буллой «Universalis Ecclesiae cura» от 3 июля 1848 г. утверждались оговоренное в конкордате создание Херсонского еп-ства (с 1852 Тираспольское еп-ство, хотя с 1856 центром епархии был Саратов), включавшего юж. земли М. к. а., и Каменецкого еп-ства с викариатами (суффраганатами) в Саратове и Тифлисе, и деление католических приходов Российской империи на 2 церковные провинции: Варшавскую (для Царства Польского) и Могилёвскую (для остальных частей Российской империи). В составе Могилёвской церковной пров. (митрополии) были учреждены 7 католич. диоцезов: К. м. а., еп-ства Виленское, Тельшевско-Самогитское (Жямайтское), Минское, Луцко-Житомирское, Каменецкое и новообразованное Херсонское. Папским посланием от 2 авг. 1848 г. «Ubi inscrutabile» Могилёвскому архиеп. Казимиру Дмоховскому (1848-1851) поручалось окормление арм. католических приходов в Каменецком и Херсонском еп-ствах (объединяло армяно-католиков Бессарабии, Сев. Причерноморья, Крыма, Сев. Кавказа и Закавказья) до назначения для них отдельного епископа, при этом параллельно сохранялись должности администраторов армяно-католич. приходов Подолии и Закавказья, подчинявшихся архиепископу Могилёвскому. В связи с Польским восстанием 1863-1864 гг. правительство предприняло усилия по замещению польского языка, использовавшегося в католич. проповедях и ином внелитургическом служении, рус. языком. 25 дек. 1869 г. имп. Александр II (1855-1881) распорядился употреблять рус. язык наряду с латынью в католич. храмах. Монастырь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия).

http://pravenc.ru/text/2563904.html

На месте 1-го собора, разрушенного в 855 г., был воздвигнут т. н. Новый мон-рь (Ноймюнстер), с XI в.- коллегиальная церковь. По средневек. преданию, храм находился либо на месте гибели мучеников, либо на месте их первоначального захоронения. Церковь в романском стиле была построена после основания капитула при еп. Адальбероне (перестроена в стиле барокко на рубеже XVII и XVIII вв. (зап. фасад, купол, оформление интерьера), пострадала от бомбежки 16 марта 1945, восстановлена к 1950). В XII в. храм был посвящен К., позднее - ап. Иоанну, т. к. в честь К. был назван расположенный поблизости кафедральный собор ( Wendehorst. 1989. S. 47-48). В крипте храма находилась гробница с мощами К., Колоната и Тотнана и каменный саркофаг, в к-ром, по преданию, некогда почивали останки К. Особым почитанием пользовался колодец, водой из к-рого святой, по легенде, крестил дукса Гоцберта. В средние века К. почитался как покровитель еп-ства Вюрцбург и церковного княжества Вюрцбургских епископов, изображение мученика помещали на печатях (напр., на городской печати Вюрцбурга 1319 г.), монетах и знаменах. В наст. время К. считается также покровителем исторической обл. Франкония и г. Хайльбронн. Память святого указана в Римском Мартирологе, поминовение совершается в архиеп-стве Падерборн (25 марта - перенесение мощей К.), еп-стве Фульда и др. католич. диоцезах Германии и Австрии, в т. ч. в еп-стве Эрфурт, покровителем к-рого считается К. (вместе со св. Бонифацием и со св. Елизаветой Тюрингской). Почитание К. существует также в Ирландии. Считается, что он род. в сел. Мулла (графство Каван), где сохранились руины церкви и источник св. Келлаха. Сведения об отождествлении св. Келлаха и К. восходят к 1715 г., в нач. XIX в. засвидетельствован обычай отмечать храмовый праздник 8 июля. В XIX в. почитание К. получило распространение в Ирландии, во имя святого было освящено неск. католич. храмов ( O " Hanlon. P. 140-141; Ó Fiaich. 1989. P. 65-68). Ранняя иконография К. представлена циклом миниатюр в рукописи Мученичеств Киприана и Маргариты, выполненной в Фульде в посл. четв. X в. (Hannover. Niedersächsische Landesbibliothek. Ms. I 189). Наиболее известны изображения святого в епископском облачении с посохом в левой руке и мечом (орудие мученичества) в правой (резной заалтарный образ работы Х. Зейфера в ц. св. Килиана в Хайльбронне (1498); бюсты К., Колоната и Тотнана работы Т. Рименшнайдера (ок. 1460-1531) в ц. Ноймюнстер в Вюрцбурге (оригиналы утрачены в 1945)).

http://pravenc.ru/text/1684608.html

в Блаже. Важной проблемой остается возвращение Румынской греко-католической Церкви имущества, переданного в 1948 г. РумПЦ, прежде всего храмов. При легализации Румынской греко-католической Церкви эта проблема не была решена; в 1990 г. был принят декрет 126, признавший права Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество, при этом передача имущества была возложена на специальные комиссии. Реституция вызвала недовольство представителей РумПЦ и во мн. местах затягивалась, что приводило к конфликтным ситуациям. Переговоры между Румынской греко-католической Церковью и РумПЦ продолжаются до наст. времени; во владении РумПЦ остается много бывш. греко-католич. храмов, в т. ч. кафедральные соборы в Бая-Маре и Герле (собор в Блаже был возвращен в 1991, собор в Клуж-Напоке - в 1998). Греко-католики в Р.- в основном румыны, венгры и украинцы; большинство проживает в Трансильвании, Марамуреше, Банате и Кришане, наиболее многочисленные общины - в жудецах Сату-Маре (ок. 24,6 тыс. чел.), Клуж (ок. 23,2 тыс. чел.) и Марамуреш (ок. 21,9 тыс. чел.). Румынская греко-католическая Церковь представлена митрополией Фэгэраша и Алба-Юлии, в состав которой помимо верховного архиепископства Фэгераша и Алба-Юлии входят суффраганные еп-ства Клуж-Герлы, Лугожа и Марамуреша, Оради-Маре и свт. Василия Великого для Бухареста и Валахии, и епархия за рубежом - еп-ство св. Георгия в Кантоне (шт. Огайо, США). В архиепископстве Фэгэраша и Алба-Юлии насчитывается 581 приход, паству составляют 201 тыс. чел., служат 213 священников (An. Pont. 2020. P. 238). Еп-ство Клуж-Герлы объединяет 164 прихода, более 42,2 тыс. прихожан, служат 170 священников (Ibid. P. 180). В еп-стве Лугожа насчитывается 279 приходов с 97 тыс. прихожан, служат 119 священников (Ibid. P. 420). В еп-стве Марамуреша действуют 165 приходов, объединяющих более 51,1 тыс. верующих, служат 152 священника (Ibid. P. 444). В еп-стве Оради-Маре насчитывается 152 прихода более чем со 102,87 тыс. прихожан, служат 64 священника (Ibid. P. 524). 29 мая 2014 г. на территории муниципия Бухарест и исторических областей Олтения, Мунтения и Добруджа было создано еп-ство свт. Василия Великого, в котором насчитывается 15 приходов, ок. 9 тыс. прихожан, служат 18 священников (Ibid. P. 637). К Румынской греко-католической Церкви принадлежит еп-ство св. Георгия в Кантоне. Буллой папы Римского Иоанна Павла II «Romenorum multitudo» от 4 дек. 1982 г. в США был учрежден экзархат для румын. греко-католиков (AAS. 1983. Vol. 75. P. 541-542), еп-ство св. Георгия стало его преемником. Оно учреждено буллой того же папы «Principi Apostolorum» от 26 марта 1987 г. (AAS. 1987. Vol. 79. P. 1038). Еп-ство объединяет 14 приходов, их паства составляет 6 тыс. чел.; в диоцезе служат 28 священников (Ibid. P. 621).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Во время второй мировой войны и нем. оккупации Польши (1939-1944) в концлагерях находилось 164 клирика архиеп-ства, погибло 138 его пресвитеров. Мн. храмы и костелы были закрыты, разграблены и разрушены. В 1942-1945 гг. в архиеп-стве действовали 41 приходская церковь для католиков-поляков и 11 церквей для католиков-немцев. С окончанием войны в архиеп-стве началась постепенная стабилизация церковной жизни. 4 марта 1946 г. папа Пий XII ликвидировал личную унию архиеп-ств Г. и Познани и установил новую личную унию между архиеп-ствами Г. и Варшавы, тем самым разрешив споры о титуле «примас Польши», к-рый остался за кард. А. Хлондом, получившим титул «архиепископ Гнезненский и Варшавский» с постоянной резиденцией в Варшаве. 12 нояб. 1948 г. преемником кард. А. Хлонда был назначен еп. Стефан Вышиньский . Начавшиеся с 1949 г. притеснения католич. Церкви в Польше со стороны коммунистических властей вызвали протесты польск. епископата и духовенства, что привело к аресту и заключению кард. С. Вышиньского (1953-1956). После нормализации отношений между католич. Церковью и польск. правительством (1956) в архиеп-стве Г. развивалась церковная жизнь, учреждались новые приходы, число к-рых выросло с 15 (в 1945-1958) до 33 (в 1980-1991). С 1945 г. архиеп-ство издает ежемесячный (с 2004 - ежеквартальный) ж. «Wiadomoci Archidiecezji Gnienieskiej». В 1966 г. в Г. проходили торжества по случаю 1000-летия крещения Польши. В 1979 и 1997 гг. Г. посещал папа Иоанн Павел II . После смерти кард. С. Вышиньского 7 июля 1981 г. новым архиепископом Г. и Варшавы был назначен еп. Юзеф Глемп . К 1991 г. в состав архиеп-ства входило 33 деканата, 667 пресвитеров, 194 монаха и 587 монахинь различных орденов. В 1960 г. организован архив архиеп-ства, в 1979-1982 гг. созданы курсы катехизаторов и богословские ин-ты для мирян в Г. и Быдгоще, в 1989 г. начало работу отд-ние Международной католич. благотворительной орг-ции «Caritas Internationalis». С 1990 г. в Г. действует изд-во примаса Польского «Gaudentinum», в 1991 г. открыт музей архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Возникли трудности с организацией паломничества на гору Шэшань, особенно после того, как в 2007 г. папа Римский Бенедикт XVI объявил праздник Богоматери Помощницы христиан (24 мая) всемирным днем молитвы за К. Поскольку в КНР религ. политика регулируется гл. обр. секретными подзаконными актами, сведения о действиях властей по отношению к католич. общинам не всегда доступны. Руководители «подпольных» общин, от к-рых требуют перейти на легальное положение, подвергаются арестам. В 1997 г. был арестован еп. Иаков Су Чжиминь, возглавлявший тайные католические общины в еп-стве Баодин, в 2001 г.- еп. Косма Ши Энсян, руководитель «подпольных» католиков в еп-стве Исянь (об этих епископах нет сведений). Еп. Франциск Ань Шусинь, освобожденный после 9-летнего заключения (1997-2006), в 2010 г. согласился вступить в ЕККЦК и возглавить «открытые» католич. общины в еп-стве Баодин. О разобщенности кит. католиков говорилось в послании папы Римского Бенедикта XVI духовенству и мирянам в КНР (27 мая 2007). Понтифик заявил о готовности к диалогу с властями КНР, но подчеркнул, что следование принципу «трех самостоятельностей» и деятельность ЕККЦК и ККПА несовместимы с католическим учением о Церкви. По словам папы Римского, единение кит. католиков необходимо, чтобы проповедовать христианство, укрепить Церковь и добиться права свободного волеизъявления для верующих. Мн. католич. общины последовали призыву папы Римского легализовать свое положение, сохранив независимость от «патриотических» организаций. Однако политика властей КНР в целом не изменилась; продолжались рукоположения епископов, не утвержденных Папским престолом. В затруднительном положении оказались католики в епископстве Шанхай, которое считается крупнейшим в КНР. Усилиями еп. Цзинь Лусяня (ЕККЦК) (1988-2013), который поддерживал отношения с Римской курией и с властями КНР, были налажены контакты с зарубежными католич. орг-циями, построены или восстановлены ок. 120 церквей, налажена социальная работа. Однако каноническое положение еп.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

25 марта 1992 г. буллой папы Иоанна Павла II «Totus tuus Poloniae populus» была расторгнута личная уния между архиеп-ствами Г. и Варшавы. Кард. Ю. Глемп сохранил титул «архиепископ Варшавский» и закрепленный лично за ним титул «примас Польши»; архиепископом Г. был назначен Хенрик Мушиньский. Границы архиеп-ства Г. уменьшились (отделены Плешевский, Черминьский, Яроциньский, Вешхуциньский и Торуньский деканаты). В кон. XX - нач. XXI в. в архиеп-стве открылись новые приходы, созданы католич. лицей (1992) и начальная школа (1995) в Быдгоще. 15 июля 1993 г. в Г. основана богословская коллегия для подготовки катехизаторов, 8 сент. того же года учрежден 3-й в архиеп-стве коллегиальный капитул в Быдгоще. С 1993 г. издается еженедельник для верующих «Przewodnik Katolicki», в 1995 г. в Г. организована католич. радиостанция «w. Wojciech». В 2005 г. из 1,016 млн чел., проживающих на территории архиеп-ства Г., ок. 997 тыс.- католики. В архиеп-стве действует 325 приходов, объединенных в 28 деканатов и окормляемых 640 священниками (An. Pont. 2005. P. 263). Ист.: Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских/Подгот.: Л. М. Попова. М., 1961; Козьма Пражский. Чешская хроника/Вступ. ст., пер. и коммент.: Г. Санчук. М., 1962; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях, XI-XIII вв. М., 1987. Лит.: Шмид Ф. А. Польский летописец с 964 по 1764 г./Пер с франц.: И. Одинцов. СПб., 1782; Korytkowski J. Praaci i kanonicy katedry metropolitalnej gnienieskiej od roku 1000 a do dni naszych. Gniezno, 1882; 18832. 4 t.; idem. Arcybiskupi gnieniescy, prymasi i metropolici polscy or roku 1000 a do roku 1821 czyli do poczenia arcybiskupstwa gnienieskiego z biskupstwem poznaskim. Pozna, 1888-1892. 5 t.; Laski Jan. Liber beneficiorum. Gniezno, 1880-1884. 2 t.; Topolski J. Rozwój latyfundium arcybiskupstwa gnienieskiego od XVI do XVIII wieku. Pozna, 1955; idem. Gniezno: Zarys dzejów. Pozna, 1979; Dzieje Gniezna. Warsz., 1965; Zieliski Z. Tajna administracja archidiecezji gnienieskiej w czasie Kulturkamfu//Nasza Przeszo. 1966. N 24. S. 243-257; Katedra gnienieska. Pozna, 1968-1970. 2 t.; Subera I. Synody prowincjonalne arcybiskupów gnienieskich. Warsz., 1981; Na stolicy prymasowskiej w Gnienie i Poznaniu: Szkice o prymasach Polski w okresie niewoli narodowej i w II Rzeczypospolitej. Pozna, 1982; Wilk S. Archidiecezja gnienieska w II Rzeczypospolitej. Lublin, 1987; Gniezno - pierwsza stolica Polski, miasto w. Wojciecha. Pozna, 1995; Kosman M. Midzy otarzem a tronem: Poczet prymasów Polski. Pozna, 2000; Пономарев В. П. Архиепископы и администраторы Варшавские//Покров: Альм. рос. католиков. 2000. 8. С. 25-94; он же. Кард. Ледоховский//Там же. 2001. 12. С. 38-57; My li ski K. Metropolia magdeburska a utworzenie arcybiskupstwa gnienieskiego w roku 1000//Religie, edukacja, kultura. Lublin, 2002. S. 17-24; Тымовский М. , Кеневич Я. , Хольцер Е. История Польши. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/165185.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010