Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОКИЯ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Мокион) [греч. Μωκον], храм во имя сщмч. Мокия Амфипольского (пам. 11 мая), пострадавшего в кон. III - нач. IV в. в г. Византий (буд. К-поль). Находился, вероятно, на юго-западе совр. Стамбула. По преданию, эту церковь построил основатель К-поля имп. равноап. Константин I Великий (306-337), причем в самом начале строительства города, т. е. ок. 330 г., за его стенами, неподалеку от места казни мученика. Он же перенес в храм мощи сщмч. Мокия и положил их под алтарем. Однако самые ранние источники, фиксирующие это предание, относятся к VIII в. (Παραστσεις σντομοι χρονικα (ок. 750) см.: Patria CP. Pt. 1. P. 19-20); в них сообщается также, что равноап. Константин перестроил под храм во имя Мокия бывшее святилище Зевса. В Хронике Псевдо-Симеона (X в.) есть сведения о том, что языческий храм, на основании к-рого возник Мокион, был посвящен не Зевсу, а Гераклу ( Theoph. Contin. P. 478). Главными праздниками в Мокионе были память сщмч. Мокия и официальный день основания столицы (11 мая) и Преполовение Пятидесятницы; кроме того, в Мокионе особо отмечали память некоторых святых, напр. сщмч. Лукиана Антиохийского Также, согласно поздним источникам, при имп. Феодосии I Великом (379-395) храм был отдан изгнанным из К-поля арианам, к-рые занимали его 7 лет и оставили из-за ветхости. Впервые храм был отремонтирован при имп. Маркиане (450-457). Р. Жанен сомневается в том, что Константин I имел отношение к постройке этой церкви, т. к. более ранние источники, напр. «Церковная история» Созомена (V в.), не называют храм в числе построек равноап. Константина, хотя перечисляют таковых немало; исследователь также подвергает сомнению и всю хронологию, изложенную в более поздних источниках. Храм во имя Мокия упомянут у Созомена в связи с погребением в нем егип. отшельников, прп. Аммония Долгого и Диоскора, еп. Гермопольского (Долгих или Длинных братьев; † ок. 403) ( Sozom. Hist. eccl. VIII 17). Т. о., с уверенностью можно сказать только то, что храм существовал в нач. V в., а определить точное время его строительства не представляется возможным. На рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), рядом с храмом была сооружена большая цистерна, называемая «цистерна Мокия».

http://pravenc.ru/text/2564030.html

эпоху изредка строились и центричные храмы с деревянными перекрытиями: типа тетраконха с амбулаторием (церковь в б-ке Адриана в Афинах, 2-я четв. V в.), октагональный (в Филиппах, нач. VI в.) и гексагональный (в Амфиполе, VI в.) храмы с амбулаториями. Относительно небольшие октагоны и тетраконхи иногда присутствовали в качестве баптистериев и мартириев при крупнейших базиликах (напр., св. Леонида в Лехее). Ротонда вмч. Георгия в Фессалонике (см. ст. Георгия Победоносца вмч. церковь в Фессалонике ), возведенная в качестве мавзолея, по одной из версий, имп. Галерием ок. 300-306 гг., по др.- имп. Константином Великим в 322-323 гг., первоначально не была декорирована; вероятно, при землетрясении 363 г. ее купол рухнул. Восстановление ротонды уже в качестве церкви с пристройкой апсиды и амбулатория могло быть произведено при имп. Феодосии I Великом (379-395), когда Фессалоника стала центром Балкан ( uri S. 2000. P. 10-17). Имеются мнения и о произведении этих работ в V-VI вв. К времени этой же перестройки относятся пристроенные с юж. стороны портик и гексагональное купольное сооружение погребального назначения. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. Уникальна для своего времени церковь мон-ря Осиос Давид (Латомос) в Фессалонике, к-рая датируется по мозаике в конхе ее апсиды кон. V или нач. VI в. Это постройка крестово-купольного типа (уже вполне сложившегося), с равными рукавами и 4 угловыми помещениями, соединенными с рукавами арочными проемами (перекрытие центральной ячейки не сохр.). Начиная со следующей эпохи такой тип храма окажет влияние на формирование архитектуры греч. и балканских церквей. Тема крестообразной церкви реализована в ряде греч. базилик с трансептом, выступающим, как правило, за пределы крайних нефов (базилика А в Никополе). В Македонии строились базилики с узким трансептом, к-рый не пересекался боковыми нефами, а огибался ими (3-нефная базилика А в Филиппах). В 5-нефной базилике вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Перестройке в церкви подверглись и др. античные сооружения, напр. мастерская Фидия в Олимпии. В конструкциях и отделке интерьеров базилик применялись мрамор разных цветов и оттенков, резной декор из стука. С исключительным вкусом и филигранным мастерством орнаментированы капители колонн, архивольты арок, колонки, разделяющие спаренные окна. В большинстве базилик представлены варианты коринфских и ионических капителей с крупной резьбой, пластичными обобщенными формами, но наряду с ними, иногда в тех же зданиях, присутствовали капители т. н. феодосианского стиля, с утонченной резьбой и глубокой перфорацией (церкви Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, св. Леонида в Лехее, базилика А в Филиппах), или вариант коринфской капители со спиралевидно закрученными и расправляющимися листьями аканфа (церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, базилика В в Филиппах). В церквах Македонии и Фессалии (Амфиполь, Фессалоника, Неа-Анхиал) широко представлены образцы капителей со скульптурными изображениями орлов, львиных или бараньих голов. Полы выстилались мозаикой (Дельфы, Никополь) или плитами мрамора, набранными в геометрические рисунки (церкви св. Леонида в Лехее, базилика Г в Филиппах). В небольшой базилике в Элефтерне на Крите наос вымощен крупными плитами, пол алтаря инкрустирован мрамором неск. видов, а нартекс и боковые нефы покрыты мозаиками. Обращает на себя внимание мощение полов и облицовка стен мраморными панелями с состыкованными прожилками (ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике). Отдельные участки стен, поверхности арок и пространство между ними, конха апсиды покрывались мозаиками (см. ст. Византийская империя . Изобразительное искусство//ПЭ. Т. 8. С. 309-310). Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Высокое качество базилик, масштаб их строительства, пик к-рого приходится на рубеж V и VI вв., позволяют ставить вопрос о вероятности имп. поддержки строительства на зап. побережье Эгейского м. Наряду с базиликами в Г. в раннехрист.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Леонида в Лехее (Коринф; 50-60-е гг. V в. и 518-527) составляет 600 визант. футов, что равно 186 м. В таких городах, как Филиппы, Амфиполь, Фессалоника, Неа-Анхиал, Никополь, базилик было несколько и располагались они на небольшом расстоянии друг от друга. Наиболее сложно устроенные из них имеют 5 нефов, пересекаемых трансептом перед самой апсидой. На пересечении, в квадратном пространстве перед апсидой, вероятно перекрывавшемся шатром и отделенном от нефа низкой преградой, располагался престол с 4-колонным киворием. Полукружие апсиды огибали скамьи синтрона, прерываемые под центральным окном каменным епископским креслом (о композиции нек-рых из них, а также о функциональных особенностях отдельных зон храмовой структуры см. в ст. Византийская империя . Архитектура//ПЭ. Т. 8. С. 279-290). В центральном нефе, иногда по оси базилики (св. Леонида в Лехее; в Мастихари), но чаще к югу (в дер. Алики на о-ве Тасос) или северу (в Элефтерне на Крите) от оси, располагался мраморный амвон. Памятники архитектуры Греции Памятники архитектуры Греции Строительство базилик в каждой из крупных областей Г. находилось под влиянием тех сопредельных регионов христ. мира, где этот тип постройки был ярко представлен уже в IV в. Архитектура и строительная техника в зап. центрах, Никополе и Коринфе имела миланские особенности, в Фессалонике отражала к-польскую и эфесскую традиции. Композиции фессалоникийских базилик в свою очередь повлияли на строительство в Фессалии и на севере Балканского п-ова. Очевидное влияние античности на структуру церквей (идея базилики) и их отдельные формы (применение ордеров) явилось результатом сложного процесса культурного преемства и не связано непосредственно с перестройкой ряда языческих храмов в христианские, получившей массовый характер только в VI-VII вв. (Парфенон, превращенный в городской собор Феотокос; храмы Эрехтейон и Гефеста в Афинах). Такие перестройки сопровождались пристройкой к вост. стороне апсиды, а если пространство церкви охватывало и внешние галереи языческого храма, то закладывались промежутки между колоннами, формируя стены с округлыми пилястрами (храм Афины Пронайи в Дельфах).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Масштабные этнические перемены привели к упадку городов и древних церковных кафедр в М. После прихода славян многие города были полностью покинуты жителями: Стобы, Амфиполь, Партикополь, Пелла, античный город в Эордее близ Петры и др.; Филиппы превратились в деревню. Нижний город Эдессы был оставлен, жители переселились в верхний город, в крепость, получившую слав. название Воден. Из 180 населенных пунктов раннехрист. периода на территории Эгейской М. в средневизант. период выжил только 51 ( κ αραγι ννη. 2010. Σ. 80). Некоторые епископии исчезли вместе с городами; в VI-VIII вв. среди участников различных церковных Соборов все реже упоминаются епископы городов М. Так, епархия Партикополь последний раз упомянута в 451 г. Кафедра Скупи существовала до кон. V в., но затем ее предстоятели не отмечены в источниках до сер. XIV в. Епископы Стоб упоминаются в актах Соборов 451, 553, 681 и 691 гг., но затем исчезают окончательно. После 451 г. на долгое время пришли в упадок Серры. В VII-VIII вв. известна всего одна печать епископа Серр Георгия. Вновь эта кафедра регулярно появляется в источниках лишь с кон. X в. Епископы Кассандрии также исчезают из источников между 2-й пол. V и кон. IX в. Часть кафедр сохранили свои титулы, но местопребывания епископов переместились в новые города, построенные неподалеку от тех, к-рые были оставлены жителями. Так, кафедра Амфиполя перешла в Хрисополь (не позднее нач. IX в.), кафедра Гераклеи Линкестидской - в Битолу, кафедра Пидны - в крепость Китр. Сравнительно стабильным оставалось положение лишь нек-рых кафедр. Помимо Фессалоники, где церковная жизнь не прерывалась, в лучшем положении находились Филиппы, а также Веррия, где кафедра не замещалась между сер. VI и сер. IX в. На месте разрушенных раннехристианских базилик возводились простейшие архитектурные постройки без росписей - небольшие однонефные храмы, занимавшие лишь небольшую часть предшествующих сооружений (Филиппы (базилика В), Торони на п-ове Ситония, Кипия близ совр. г. Элефтеруполи, Просоцани близ Драмы, Сфикья близ совр. Верии, Колхида близ совр. г. Килкис, Врондисмени близ совр. г. Катерини, Палеохори на п-ове Халкидики, Подохори у юго-вост. склона горы Пангей, Потос на о-ве Тасос и др.).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

156 Св. Мокий, родом Римлянин, был священником в Амфиполе (в Македонии); после многих истязаний в этом городе и в Ираклее, был отправлен в Византию, где и скончался от меча, в царствование Диоклитианово. В сказании о страдании св. Мокия замечено, что он совершнил свои подвиг в 11 день мая, “в оньже потом благочестивый царь Константин праздник ему творяшс. Созда бо церковь во имя его, и честныя его мощи принесе во оную, и в день памяти его сотвори обновление граду, егоже во имя свое Константинополем нарече” (Чет. Мин. 11 мая). – Св. Сампсон, родом Римлянин, искуством врач, саном пресвитер Цареградский, по делам благотворительности Странноприимец, жил во времена Иустиниана; скончался, в глубокой старости, около 530 г. и погребен “в церкви св. мученика Мокиа, от егоже племене великий сей Божий угодник Сампсон плотским рождением бяше.... Прославляя Бог множаишими чудесы угодника своего Сампсона, сотвори гроб его источати целебное миро, имже всякими недуги болящии, с верою помазующиися, здравие получаху” (Там же, 27 июня; сн. Ассемани, Kalend. ecc!. univ. t. VI. р. 448). 157 Византий (1. 1. говорит, что мощи св. Евфимия лежали в самом храме св. Мокия ; но откуда он взял это известие, не показывает. Димитрий Ростовский замечает:“жития преподобнаго сегоЕвфимиа новаго не обретохом более нигдеже, точию еже от службы в Минеи ему положенныя возмогохом, сие зде положихом”, именно, что преп. Евфимий, живя в мире, был женат; удалившись в пустыню, подвизался по примеру древних пустынников и сделался наставником иноков (Чет. Мин. 15 октября). В Папеброковых Святцах он изображен монахом, в пресвитерской одежде (Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. V. р. 302). 158 Свв. чудотворцы и безмездные врачи Кир – Александриянин и Иоанн – Едессянин пострадали в Канопе, близ Александрии, при Диоклитиане, в 311 году (Чет. Мин. 31 января. Месяцосл. Вершин.). 159 На запад от церкви св. Филиппа, стоявшей неподалеку от Мокиевой цистерны (сн. выше, прим 155), издавна было городское кладбище. На этом-то кладбище царица Ирина Афинянка (780 – 802) постронила церков во имя св. евангелиста Луки: (Кодина, ed. 1. р. 119 et 102). Когда же церковь эта стала угрожать разрушением, то имератор Василий Македонянин перестроил ее заново. Templum hoc sancti Lucae, говорит Бандури, ab Irene Attica Augusta conditum, ad quod stetit Coemeterium publicum, – ad occasum aedis sancti Philippi, non longe a cisterna Mocisia erat, quaeque, cum ruinam minaretur, reaedificata fuit a Basilio Macedone, ut auctor est Porphyrogenitus in ejus vita, cap. LIV: (Imper. Orient. t. II. p. 710. 711; сн. Византия, ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

ed. 1. p. 72, где о теле св. Мокия прибавлено: περ κεται ποκτω το ϑυσιαστηρου). Во времена Феодосия Великого (379–395), храм этот, бывший во власти ариан, обрушился и возстановлен уже при Иустиниане (527–565). При Льве Исаврянине, в 718 году, он снова подвергся разрушению; но при Василии Македонянине опять был возстановлен. Последнее разрушение этого храма случилось не позже времен Иоанна Палеолога (1355–1391), который употребил развалины его на сооружение двух башен у Золотых ворот (Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 297; сн. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 129 sq). Неподалеку от храма св. Мокия находилась и получившая от него свое название Мокиева цистерна, устроенная, по свидетельству Зонары (кн. XIV), Анастасием Дикором (491–518). 176 Св. Мокий, родом Римлянин, был священником в Амфиполе (в Македонии); после многих истязаний в этом городе и в Ираклее, был отправлен в Византию, где и скончался от меча, в царствование Диоклитианово. В сказании о страдании св. Мокия замечено, что он совершил свой подвиг в 11 день мая, «в оньже потом благочестивый царь Константин праздник ему творяше. Созда бо церковь во имя его, и честныя его мощи принесе во оную, и в день памяти его сотвори обновление граду, егоже во имя свое Константинополем нарече» (Чет. Мин. 11 мая). – Св. Сампсон, родом Римлянин, искуством врач, саном пресвитер Цареградский, по делам благотворительности Странноприимец, жил во времена Иустиниана; скончался, в глубокой старости, около 530 г. и погребен «в церкви св. мученика Мокиа, от егоже племене великий сей Божий угодник Сампсон плотским рождением бяше... Прославляя Бог множайшыми чудесы угодника своего Сампсона, сотвори гроб его источати целебное миро, имже всякими недуги болящии, с верою помазующиися, здравие получаху» (Там же, 27 июня; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. р. 448). 177 Византий (1. 1.) говорит, что мощи св. Евфимия лежали в самом храме св. Мокия: ν ατ (т.е. να το γου Μωκου) πκειτο τ λεψανον το γου Εϑυμου, κα τ το γου Σαμψν το Ξενοδχου; но откуда он взял это известие, не показывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Затем, патриарх Софроний заявил, что Нил, будучи и извержен из сана, продолжал совершать богослужения и таинства и явно нарушил церковные правила (28 ап., 4 ант.), осуждающие, на совершенное отлучение от церкви таких дерзновенных клириков 150 . Этот протест оказал свое действие. Началось церковно-судебное дело, тянувшееся весьма долго. Так, еще в июне 1877 г. Нил Есфигменский был вызвав с Афона в Константинополь для предстоящего над ним суда 151 . Лишь 13 апреля 1878 г. ему было разрешено возвратиться на Афон, с сохранением сана и титула митрополита пентапольского 152 . На Афоне митрополит Нил и проживал до самой своей кончины, при чем занимался преимущественно перепискою рукописей. Что же касается его предшественника но местоблюстительству в Египте, ксиротпотамского архимандрита Евгения Данкоса, то он скончался 4 мая 1875 г. на острове Принкипо, где преимущественно и жил после оставления местоблюститфльства. Его погребение состоялось 4 мая при участии халкидонского митрополита Каллиника и двух других иерархов – бывшего созоагафопольского и амфипольского . 153 XVII Избрание александрийского патриарха Софрония IV (май 1870 † 22 августа 1899 г.) состоялось в Константинополе, при участии вселенского патриарха Григория VI и священного синода. Протокол избрания раскрывает его мотивы и условия. Апостольское слово поучает, – говорится в документе, – чтобы все направлялось к «совершению» ( Еф.4:12 ), и это именно возлагает и об этом повелевает всегда заботиться тем, кому вверено предстоятельство в обществе православных, в особенности же – получившим предстоятельство в православных церквах: последние, заботясь и имея попечение о благосостоянии повсюду находящихся церквей, должны непрестанно с братолюбезною готовностью содействовать разнообразным их нравственным и духовным нуждам и потребностям. И вот, святейший патриарший и апостольский престол великого города Александрии и раньше, и после своего вдовства по отшествии ко Господу приснопамятного патриарха кир Никанора подвергался – по суду Божию – ужасным испытаниям и бедствиям и достаточное уже время находится в большом неустройстве и упадке церковных своих дел, подобно кораблю, затопляемому волнами во время бури и непогоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Лишь аидинские турки освободили императрицу. Разрыв Иоанна V Ι со Стефаном Душаном, казалось, скоро поведёт к его гибели; но победоносным походом Иоанн Ангел опять приобрёл южную Македонию. Правда, Омарбег принуждён был вернуться в Азию, так как заключённый при посредстве папы в 1343 г. союз венецианцев с Кипром и франками островов Архипелага напал на Аидинский эмират и завоевал в 1343 г. Смирну. Солунь Апокавк спас своим флотом. Но напрасно звала регентша на помощь болгар и сербов: царь Александр быстро взял предложенные ему в награду город Филиппополь и ряд замков в Родопских горах, а, в общем, он ничего не сделал. В 1344 г. Кантакузин привлёк к себе болгарского предводителя банд Момчило, который сперва поддерживал его с 5000 сербских и болгарских наёмников, но скоро отпал и напал на Кантакузина в его лагере при месенских развалинах. Император спасся с большим трудом. Момчило крепко засел теперь в Ксанфии и грабил Халкидику. Тут помог Кантакузину его верный Омарбег. Он наголову разбил франков в 1345 г. при Смирне; на Момчило же он имел особенную причину гневаться и потому, что тот сжёг его корабли у Абдеры. Тесно окружённый у Перифеория императором и его турецким другом, Μомчило пал с большей частью своих наёмников, его город Ксанфия капитулировал. К этому присоединилось 11 июня 1345 г. убийство грубого, но храброго Апокавка, так что совершенно изолированная регентша умоляла османов о помощи. Но опытный дипломат Кантакузин перетянул и их на свою сторону. Его друзья открыли ему 3 февраля 1347 г. ворота столицы. Регентша должна была согласиться на всё. Иоанн VI был наново торжественно коронован; в течение десяти лет он должен был единолично править, а затем принять Палеолога соправителем. Эта династическая война, ведённая со всеми жестокостями и сильно опустошившая северные провинции, на долгое время ослабила мощь империи. Настоящим императором был Стефан Душан, который завоевал Серры и Амфиполь (1345 г.) и ограничил Солунью и Халкидикой македонские владения ромеев. Автокефальная ипекская (печская) митрополия была с согласия тырновского патриарха и автокефального архиепископа охридского преобразована в сербский патриархат, и Иоанникий был облечён этим достоинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Свв. мучч. Алфия, Филаделфа, Киприана и иже с ними. Италийцы, пострадали при Ликинии. С нпмп умучены Онисим и Еразм, и других 14 христиан. Пролог. (Act SS. 10 maii.) Мес. В. Март. Р. Преп. Исидоры юродивой. Инокиня Тавеннисиотская. О ее святом житии открыто было преп. Питириму, а с ним, ее сподвижницам. Избегая славы, она удалилась из монастыря, и неизвестно, где скончалась (в 4 веке). Чет. Минея от Патерика скитского (слово 18) и Палладия (гл. 41 и 42). (Act. SS. maii I. p. 49). Блаженной Таисии. Егптяныня. От непорядочной жизни решась, по увещанию преп. Иоанна Колова, обратиться к жизни подвижнической, скончалась на пути с ним в пустыню. Чет. Минея от алфавитного Патерика. (Знамении 7). Преп. Симона, первого епископа Владимирского и Суздальского. Рукоположен в 1215 году из Киево-Печерских иноков: преставился в 1226 г., оставив по себе несколько сказаний о Киево-Печерской обители и ее угодниках. Чет. Минея от Патерика Печерского. 11 Св. священномуч. Мокия. Священник Амфипольский (в Македонии), страдал при Диоклетиане и игемоне Лаодикии в Амфиполе, Ираклее и Византии, где был усекнут. »И колесы сокрушаем, и огнем попаляем, и зверем пометаем, и изгнанием оскорбляем, и мечом усекаем, не отверглся Христа». Стих. Чет. Минея. (Act. SS. maii II. р. 620). Март. Р. 13 мая (Mucius). Мес. В. Есть служба. Обновление Царьграда. Воспоминание переименования Византии в Константинополь и перемещения в оный властей из Рима, в 330 году. Чет. Минея. (Assem. Kal. un. eccl. VI. р. 337). Мес. В. Препп . Мефодия и Константина, нареченного Kupu лл a , епископов Моравских, учителей Словенских. Солуняне, просветители Козар, Болгар и Моравских Славян. Константин, за ученость прозванный философом, в схиме принявший имя Кирилла, скончался в Риме (около 869 г.), Мефодий – в Моравии, около 899 года. Чет. Минея от разных харатейных Четий вкратце. Сн. Сведение о преп. Кирилле Философе 14 февр. 12 Св. Епифания, архиеп. Кипрского. Родился в Палестине от родителей веры иудейской; приняв христианство , постригся в иноки в лавре св. Илариона. На архиепископский престол возведен около 368 г.; скончался около 403, на возвратном пути из Цареграда к своей пастве, будучи ста лет с лишком.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010