7. Примеры силы христианской надежды «Если ты хочешь сделать для себя легкими труды и работы свои, – говорит блаж. Августин, – то подумай о награде». I. Например, земледелец не обрабатывал бы своего поля в поте лица, если бы он не надеялся, что в награду получит богатую жатву. А награда, которая будет воздана нам на Небе, настолько велика, что если бы мы имели счастье войти в Небо, то мы не могли бы понять и надивиться, как возможно, чтобы мы заслужили ее столь незначительной работой на земле. II. Мыслью о Небе утешал себя праведный Иов, когда он потерял своих детей, лишился своего имущества, сделался страшно болен. III. О Небе помышлял и царь Давид, когда он был всеми оставлен и гоним врагами своими (чит. Пс.26 и дал.). IV. Или что (говорит блаж. Августин) соделало для св. Стефана сладким побиение его камнями? Взгляд на открытое Небо и на Иисуса, стоящего там и готового увенчать Своего верного раба. V. Эта мысль о Небе настолько утешала и укрепляла всех вообще мучеников, что они среди жесточайших пыток и мучений пели хвалебные песни и с радостью шли на смерть. В уверенности, что награда велика на Небе, целые тысячи христиан оставляли мир, его богатства, почести и радости, чтобы в уединении служить Богу делами покаяния и самоумерщвления, и неустанно и мужественно боролись против искушений злого врага. Когда св. муч. Адриан, будучи еще языческим воином, увидел, с каким мужеством христиане переносили страшные пытки и мучения, то он спросил их: «Каким образом возможно переносить столь страшные страдания, да еще с радостным чувством?». Христиане отвечали ему, что они терпят ради великой награды, которая обещана терпеливым страдальцам. Они говорили ему словами ап. Павла: «око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Когда Адриан услышал эти слова, то и сам сделался христианином, и впоследствии мужественно претерпел за свою христианскую веру мученическую смерть. VI. Надеждой на великую награду на Небе утешали себя во все времена бедные, угнетенные, гонимые, страждущие, опечаленные. Например, мать св. Мелитона, утешая и укрепляя своего сына перед сожжением его на костре за христианскую веру, говорила ему: «Мужайся, сын мой! Подними глаза твои к небу и посмотри, вот Иисус Христос ожидает тебя там! Еще одно краткое страдание – и венец вечной славы будет возложен на тебя». (Сост. по «Проп. листку» за 1891 год, 7 и 8). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии/сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Указатель мест Свящ. Писания: Ин. – Откр.]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1912. Т. 2. 9. С. 561–576 (1-я пагин.) —561— 34. 8, 35. 324. 27–28. 5, 45. 404. 8, 39. 334. 9, 32. 453. 8, 39. 334. 335. 28–29. 14, 8. 194. 39–41. 15, 20. 380. 17, 6–8. 58. 8, 56. 393. 5, 45. 405. 8, 42. 345. 9, 33 455. 10, 30. а. 14. 1, 11. 136. 8, 46. б. 364. 9, 40. 466. 1, 1, а. 16. 15, 9–10. 355. 1, 1. б. 24. 16, 23–24. 16. 6, 27. 469. 6, 68. 96. 8, 46. а. 364. 10, 24. 8. 8, 44–45. 362. 15, 9–10. 355. в поправ. т. 4. 6, 56. 57. 7, 28. б. 181. 10, 24. 8. 8, 46. а. 364. 18, 7–9. 134. 8, 46. б. 364. 14, 22. 273. 8, 58. 395. 7, 30. 185. 8, 48. 369. 8, 20. 257. 8, 48. 370. 20–21. 15, 20. 380. 8, 51. 375. 10, 11. 482. 6, 2–4. 420. 14, 8. 193. 8, 55. а. 388. 1, 1. б. 23. 52–53. 16, 14. 4. 3, 33. 256. 8, 54. а. 383. 5, 19. 339. 8, 54. б. 384. 10, 18. б. 3. 8, 54–55. 387. 10, 31. 15. 1, 2. 44. 10, 33. 16–17. 1, 2. 46. 10, 37–38. 25. 1, 2. 48. 14, 7. а. 186. 1, 2. 55. 14, 28. б. 300. 15, 14–15. 365. 15, 1. 329. 1, 1. а. 14. 17, 6–8. 53. 55. 8, 1–2. 127. 15, 1. 319. 19, 11. 192. 1, 2. 48. 1, 9–10. 128. 5, 30. 367. 9, 34. 458. 6, 68. 91. 1, 9–10. 128. 8, 46. а. 363. 11, 9–10. 34. 12, 49–50. 110. 14, 31. 314. 17, 6–8. 55. 1, 4. 85. 1, 9. 106. 9, 13–14. 426. 20, 17. б. 248. 9, 18–19. 434. 34–36. 17, 11. 66. 1, 2. 47. 17, 26. 127. 16, 26–27. 20. 19, 7. 187. 17, 6–8. 58. 35–36. 3, 33. 255. 15, 2. 402. 5, 20. в. 346. 9, 41. 468. 37–38. 1, 14. в. 148. 5, 37–38. 399. 1, 16–17. 157. 6, 2–4. 420. 12, 47–48. 104. 14, 18. 248. 3, 33. 255. 256. 1, 1. б. 22. 5, 46. б. 408. 1, 1. в. 41. 9, 27. б. 449. 1, 3. б. 67. 10, 18. б. 3. 11, 21–24. 40. 14, 15. 242. 13, 37. 167. 16, 3. 404. 13, 37. 167. 14, 15. 242. 13, 37. 167. XIII. 2. 13, 10–11. 123. 12, 14–15. 75. 13, 20. 134. 11, 32. 46. 13, 9. 119. 11, 28–29. 44. 14, 11. б. 216. 6, 57. 60. 13, 21 проп. т. 4. 7, 39. 219. стр. 307. 7, 46. 228. 18, 3. 129.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14, 15. 240. т. I стр. 12. 13, 38. 169. 1, 3–4. 74. 3, 36. а. 264. 1-е послание 11, 26. 43. 17, 24. 120. 11, 41–42. 56 сир. 15, 1. 315. 14, 11. б. 220; проп. 6, 69. 99. т. 4. стр. 312. 1, 9. 105. 14, 20. 263. 1, 12. 137. 19, 42. 232. 15, 14–15. 367. 8, 37. 329. 17, 14–15. 82. 10, 14–15. 492. 8, 14. 245. 15, 1. 315. 8, 30. 310. XVIII. 9. т. 1 стр. 1. 8, 46. а. 363. XXII. 3. 8, 13. 243. 14, 30–31. 310. XXIII. 3. 3, 10. 228. 8, 26. б. 283. 15, 22. 389. 8, 50. 372. 16, 2. 403. 14, 11. б. 230. XXVI. 14. 8, 51. 375. 15, 22. 289. 6, 51. б. 39. Послание Иакова 17, 2. 35. I. 7–8. 9, 6–7. 421. 17, 20–21. 104. 14, 15. 240. III. 9. 8, 50. 372. 8, 31. 313. 11, 49–52. 63. 11, 26. 43. 16, 16. 10. 13–15. 7, 24. б. 156. 19, 30. а. 218. т. 1 стр. 1. 9, 6–7. 420. 3, 31. а. 247. 11, 41–42. 56 сир. 6, 64–65. 78. 15–16. 15, 21. 386. 6, 25. 452. 15, 5–6. 345. 17, 1. 32. 17, 2. 35. 6, 42. 24. 17, 20–21. 104. 8, 54–55. 386. 21, 15–17. 297. 14, 15. 241. 15, 7. 347. 2-е послание 17, 3. 41. 3, 5. 225. 14, 15. 241. 6, 35. б. 496. 15, 2. 330. 2, 24. б. 164. 8, 33. 319. 10, 14–15. 492. 14, 4. 179. 14, 28. б. 305. 14, 16–17. 247. 15, 1. 328. 15, 1. 315. 16, 7. 411. Послание 1, 1. в. 27. 20, 28. 281. 14, 11. б. 219. 8, 30. 310. 13, 28. б. 301. 8, 44–45. 352. 8, 44–45. 352. 13, 18. 131. 13, 18, 131. 17–19. 14, 11. б. 227. 16, 8–11. 415. 7, 15. 125. Римлянам 1, 14. б. 146. 1-е послание Иоанна 16, 24–25. 17. I. 1. 3. 17, 20–21. 103. 20, 20. б. 256. 6, 57. 61. 7, 38. 212. 14, 11. б. 228. 1, 50–51. 232. 17, 16–17, 86. 5, 37–38. 399. 14, 16–17. 245. 1, 21. 167. 16, 26–27. 20. 7, 48–49. 230. 17, 2. 35. 14, 11. б. 219. 17, 9–11. 61. 1, 3. а. 64. 14, 11. б. 229. 1, 5. 90. 15, 1. 316. 5, 23. 359. 1, 9. 110. 17, 3. 39. 1, 9. 110. 12, 48–50. 97. 22–23. 14, 11. б. 225. 14, 11. б. 208. 15, 1. 327. 7, 24. а. 142. 14, 11. б. 229. 8, 28. б. 288. 6, 45. б. 28. 28–29. 7, 24. б. 154. III. 1. 17, 11. 66. 15, 2. 333. 20, 17. б. 248. 1, 16–17. 158. 16, 25. 19. 6, 37. а. 499. 7, 39. 221. 20, 17. а. 245. 14, 11. б. 229. III. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Братие! Будем же отныне с верою, благоговением и страхом Божим совершать на себе спасительное крестное знамение, которое только при этих условиях будет всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов. Между тем, так ли многие из нас крестятся, как заповедала нам св. церковь ? Какое это крестное знамение, когда мы не стараемся ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов; когда мы непонятным движением руки выражаем только нашу невнимательность и небрежность? Все это показывает, что мы не внимательны ко св. и великому делу молитвы нашей пред Богом. А как страшно совершать с небрежением такое святое дело, каково служение Богу и молитва! Господь, негодуя на лицемерие древних израильтян, говорил: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами, чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» ( Матф. 15, 8–9 ). Стойте всегда в храме Божием благоговейно, слушайте церковное чтение и пение внимательно, молитесь Господу Богу усердно; изображайте на себе крест во всей точности и полноте! Ограждайте себя крестным знамением не только на молитве, церковной и домашней, но и всегда, во всякое время и при всяком случае, призывая на себя силу и помощь распятого Господа и вознося молитву к честному и животворящему кресту: «непобедимая и непостижимая и божественная сила честного и животворящего креста, не остави нас грешных» (стих. на велик. повечер.). Аминь (Сост. Г. Д. по «Проп. Иннокентия, архиеп. херс.» т. 1, и «Сеятел. благоч.» прот. Нордова, т. I.). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1299,37 пред егда надо поставить точку, а в строке 39 пред сие – вместо точки – запятую: так больше соответствует общему смыслу этого места. 1325,25–26 тайна ркп. так ближе и к контексту. 1331,24 в ркп. точка не после исполнити, а после гряду: так ближе к точному смыслу текста. 1335,10 сказав в, ркп. сказа в. 1339,19 труд на повелние, ркп. тр д на повеление (а). 1361,10 не нужна запятая после волнх (в волнех скорбех). 1383,27 той сам, ркп. то и сама (=той и сам). 1406,2 свяжсе безаконы, ркп. свя ж себе законы. 1406,9 точку лучше поставить после сих, как и в рукописи. 1409,15 въ прошаеши, надо – въпрошаеши. 1409,37 чюжа яже, надо чюжая же (ркп. чюжа ж ). 1415,4 для сохранения смысла текста, запятую надо поставить перед духа (в ркп. здесь точка), а после духа не должно быть никакого знака. Сюда же можно отнести: 1) ошибочную нумерацию выносок на столбце 1274: 3-ья помечена 4-ой, а 4-ая – 3-ьей; 2) ряд случаев, когда знак , находящийся в рукописи, совершенно не отразился в издания в виде и, как следовало бы: 1250,32 къторы, ркп. къторы; 1253,12 учася, ркп. оучас; 1269,37 правы, ркп. правы; 1293,21 хотяще, ркп. хотще; 1294,17 апостольски, ркп. апльски; 1298,20 се, ркп. се; 1306,15 глаголя, ркп. гл. III. Пропуски в изданном тексте, сравнительно с рукописью: 1218,30 после таковги пропущено бо 1244,26 пред имени пропущено от (в ркп. от стоит над словом имени). 1262,34 не, ркп. не ж =неже. 1267,4 хотящих ркп. о хотщи х . 1267,25 после святых пропущено аплех было стых (ркп.) 1270,6 после выше пропущено 1303,27 глаголет проп. и. 1381,3 такоже проп. и. 1385,39 пред въсторгати проп. не повеле. 1389,23 после мужу проп. же. 1405,2 после б пропущено бо. 1405,13 егда, ркп. егда ж =егда же. 1443,35 после пропущено бо. Случаи вставки в рукопись отмечены в издании угловатыми скобками за исключением трех. 1247,4 и; 1333,28 суть (дважды, а в рукописи один раз; очевидный недосмотр) и 1359,28 – яко. К числу вставок же надо отнести и большую часть заглавий, не имеющихся в рукописи; все вставленные заглавия отмечены в издании соответствующими примечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XXXIII 1, 38. 199. 1, 9. 101. 7, 12. 119. 3, 36. б. 266. 6, 15. 442. 14, 15. 241. 2, 19. 216. 4, 6. а. 272. 6, 1. 413. 18, 23. 155. 7, 37. 210. 15, 4, 343. 1, 3–4. 76. 1, 4. 84. 1, 9. 103. 6, 57. 61. 15, 4. 343. 6, 32–33. 482. 6, 38–39. 11. XXXVIII 19, 10. 190. 6, 51. б. 39. 7, 30. 186. 8, 24. б. 276. 13, 18. 128. 13, 23-–26 проп. 309. 13, 21. проп. 307. 1, 1. б. 26. 1, 1. в. 29. 1, 4. 84. 1, 9. 102. 1, 9–10. 117. 10, 34–87. 21. 12, 46. 103. 1, 9. 107. 14, 11. б. проп. 311. 5, 23. 359. 1, 32 33. 180. 7, 39. 217. 17, 18–19. 101. 3, 29. 244. 7, 9–10. 114. 15, 14–15. 367. 10, 16. 496. 14, 28. б. 296. 12. 24. 82. 14, 28. б. 296. 10, 16. 497. 12, 41. 98. 17, 25. 123. XLVIII 10, 16. 497. 1, 11. 135. 10, 11–13. 484. 14, 10. б. 204. 11. 13. 6, 29. 473. Троицкий В. А. Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков//Богословский вестник 1912. Т. 2. 6. С. 241–255. (2-я пагин.). (Окончание.) —241— Мы представили то учение о Церкви, которое сложилось у церковных писателей в полемике против иудеев и иудействующих христиан и которое было противопоставлено узкому националистическому представлению о Церкви, как о соединении всех народов под законом Моисея. Но идея Церкви, как универсального общества воссозданного человечества, выражена не только в рассмотренных нами сочинениях древне-церковных полемистов; эта идея ясно заметна во всех древнейших памятниках древне-церковной письменности, хотя бы авторы их и не ставили себе прямой задачей полемику против иудаистических тенденций. Этот факт показывает, что не полемика с иудейством создавала понятие о Церкви, а сама эта полемика черпала свое содержание в церковном сознании. Церковь , как новый народ, древнейшие церковные писатели противопоставляют не только иудейству, но и язычеству. 1702 Один из самых древнейших памятников древне-церковной письменности – послание Климента римского к —242— коринфянам, не имеет целью своего написания полемику с иудействующими, однако Церковь уже в этом послании определяется так же, как и в позднейших полемических произведениях. 1703 Многократно христиане в послании называются избранными или призванными, 1704 их Бог избрал в народ особенный (ες λαν περιοσιον) 1705 чрез Христа. 1706 Христиане – избранная часть для Господа, 1707 святая часть (γα μερς), 1708 народ избранный из среды народов (ϑνος μαου ϑνν). 1709 Христиане – войско Божие, 1710 стадо Христово, 1711 члены Христовы (τ μλη το Χρστο). 1712 Под водительством благого Бога христиане воспитываются, 1713 так что ведут особый похвальный образ жизни, 1714 у них может быть ненасытное желание делать добро (ρεςτος πϑος ες γαϑοποιαν), 1715 в любви они достигают совершенства. 1716 Можно также отметить, что совершенство жизни христианской Климент ставит в самую тесную связь с полнотой благодати св. Духа. 1717 Наконец, этот облагодатствованный и избранный народ, по учению Климен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осн. соч.: Комментарии на книги Ветхого и Нового завета («Opus tripartitum»), нем. трактаты: «Речи наставления», «Книга Божественного утешения», «О человеке высокого рода», «Об отрешенности», 56 лат. эскизов к проп. и ок.140 нем. проп. В булле Иоанна XXII «На ниве Господней» от 27.III.1329 r. были прокляты 28 пунктов экхартовской теологии. Григорий Палама, идеолог византийского исихазма. Воспитанник Императорского Университета, монах на Афоне (1316 с перерыв. до 1345/1346), и в Верии, участник соборов 1341, 1347 и 1351 гг., архиеп. Фессалоникийский (1350–1359). Осн. соч.: «Триады в защиту священнобезмолствующих», диалог «Феофан», «Сто пятьдесят глав естественных, богословских, этических и практических», «Против Акиндина», «Святогорский томос», послания Варлааму и Акиндину, «Беседы» на 53 воскр. года и др. Канонизирован в 1368 г. 2 Lossky V.N. Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maître Eckhart. Paris, 1960. P. 344. 3 Мейендорф И.Ф. Флорентийский собор: причины исторической неудачи//Византийский временник. М., 1991. Т. 52. С. 84–101. 4 Гучинская Н.О. Мистическое богословие Мастера Экхарт//Мастер Экхарт. Избранные проповеди и трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. Н.О.Гучинской. СПб, 2001. С. 28. 5 Топоров В.Н. Мейстер Экхарт — художник и «ареопагитическое наследство»//Палеобалканистика и античность. М., 1989, с. 237. 6 Jugie M. Palamas Grégoire//Dictionnaire de Théologie Catholique. P., 1932. T. 11/2. P. 1735–1776. Jugie M. Palamite (controverse)//Ibidem. P. 1777–1818. Journet Ch. Palamisme et thomisme. A propos d’un livre récent//Revue Thomiste. P., 1960. T. 60. P. 429–452. Halleux A. de. Palamisme et Scolastique. Exclusivisme dogmatique ou pluriformité théologique?//Revue théologique de Louvain. Louvain, 1973. T. 4. P. 409–442. 7 Halleux A. de. Palamisme et Scolastique. P. 420. 8 Ivanka E. von. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1964. 9 Platonismus in der Philosophie des Mittelalters/Hrsg. W.Beierwaltes.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Возражение 2. Таинства обуславливают или являются причиной того, что они обозначают. Третья частица агнца, а именно та, которая опускается в Чашу, обозначает тех, которые ведут блаженную жизнь на небе. Поэтому заступничество Церкви полезно для тех, которые находятся на небе. Возражение 3. Святые радуются на небе не только о своих собственных благах, но и о благах других людей. Поэтому написано: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). Следовательно, радость святых на небе увеличивается за счет благих дел живых людей и, тем самым, наши заступнические дела также полезны им. Возражение 4. Дамаскин говорит («Проп. об усоп.» ПГ 95,252), цитируя Златоуста («На Мф.» ПГ 57,375): «Если язычники сжигают мертвых вместе с тем, что им принадлежало, то насколько более должен ты, верующий, испустить моление вместе с тем, что ему принадлежит, не для того, чтобы это также могло быть превращено в золу. Подобно ему, но для того, чтобы ты мог окружить его, делая так, большей славой, ибо если умерший был грешник, ты можешь освободить его от его грехов, а если он праведник, ты можешь добавить к его награде и похвале». Из этих слов получается тот же вывод. Этому противоречит сказанное Августином: «Оскорбительно для мученика молиться за него, так как мы сами должны вверять себя его молитвам» («Проп. к нар.» ПЛ 38,868 Цитир. у Петра Лом.) Отвечаю: Затем мы знаем, что получать помощь присуще тому, кто находится в нужде. Святые на небе не имеют ни в чем никакой нужды. Поэтому заступничество Церкви не является для них помощью. Заступничество по самой своей природе означает подачу какой-то помощи, что не применимо к тому, кто не терпит ни в чем никакого недостатка, ибо помощь нужна только находящемуся в нужде. Так как святые на небе свободны от всякой нужды, будучи «насыщаемы от тука дома Божия» ( Пс. 35:9 ), то они не способны к восприятию помощи дел заступничества. Ответ на возражение 1. Подобные выражения не означают, что святые получают в себе увеличение славы благодаря нашему соблюдению (их памяти) или совершению их праздников, но они означают, что мы этим самым получаем пользу в праздновании их славы с большей торжественностью (т.е. пользу получают не святые, но мы). Точно также как через наше познание и восхваление Бога, и благодаря тому, что, тем самым, Его слава как-то увеличивается в нас, – нечто прибавляется не Богу, но нам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Никандр, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Никандр пустынножитель, преп. Псковский. ум.1582. 24 сент. Никанор, ап. из 70. 28 дек. и 28 июля. Никита, муч. Готфский при Афанарихе, ок. 372 года. 15 сент. Никита, еп. Хадкидонский, исповедник при Льве Армянине. 28 мая. Никита, еп. Аполлониадский, исповедник при Льве Армянине. 20 марта. Никита, преп. Цареградский, исповедник при Льве Арм. и Феофиле. 13 окт. Никита преп., исповедник, игумен Мидикийской обители, ум. 824. 3 апр. Никита, блаженный Цареградский, сокровенный угодник Божий. 9 сент. Никита, еписк. Новгородский, затворник Печерский, ум. 1108. 31 янв. и 11 мая. Никита, столпник Переяславский, ум. 1180, 24 мая. Никифор, муч. Коринфский, с Никторином и др. ок. 251 года. 31 янв. Никифор муч., постр. в Антиохии Сир. ок. 260 года. 9 февр. Никифор, муч. Кесарийский (в Палест.) при Максимиане (308), с Антонином и Германом. 13 ноября. Никифор, патриарх Цареградский, исповедник, ум. 829. 2 июня. Перенесение мощей его в 846 году, 13 марта. Никифор преп., игумен монастыря Катавада. 19 апр. Никодим, потаенный ученик Иисуса Христа. В нед. Мироносиц. Никодим просфорник, преп. Печерский 12 в. 31 окт. Никола святоша, преп. князь Черниговский, ум. 1143. 14 окт. Николай, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Николай, архиеп. Мир Ликийских, 341. 6 дек. Перенесение мощей его в Бари Италийский в 1087 году. 9 мая. Николай исповедник, игумен Студийский, ум. 868. 4 февр. Николай воевода, Цареградский монах 9 века. 24 дек. Николай Кочанов, юродивый Новгородский, ум. 1392. 27 июля. Никон преп., муч. Сицилийский при Декии с 199 учениками. 23 марта. Никон, муч. Антиохийский (в Писидии) при Диоклетиане, с Александром и др. 28 сент. Никон, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Никон, проп. Синайский. В субб. с. Никон преп., игумен Печерский, ум. 1088. 23 марта. Никон сухой, Печерский преп. 12 в. 11 дек. Никон, преп. Радонежский, ум. 1427. 17 ноября. Никострат протоскриниарий 11 , муч. Римский при Диоклетиане ок. 287 г., с Себастианом и др. 18 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

81. Как произносится Молитва Господня в Российской Православной Церкви? Подобно тому, как принято произносить ветхозаветныя заповеди, как Церковь поет Блаженства, как читается Никео-Цареградский Символ Веры , – Молитва Господня, являясь пространной заповедью, тоже вкоренилась в молитвенное употребление церковно-славянским текстом: «Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго» ( Mф. VI, 9–13 ; Лk. XI, 2–4 ). В текст от Матвея включено словословие: 82. В чем исключительное значение молитвы «Отче наш»? «Какая молитва может быть более действительна у Отца Небеснаго, как не та, которая изречена устами Единородного Сына Божия?» (Архиеп. Ник., толк, на Ев. от Матфея). При глубоком разсмотрении молитва «Отче наш» отражает главнейшее из Христова благовестия, напоминает о Царстве, о нашем богосыновстве, взывает к миру, предостерегает от страстей, пробуждает смертную память, веру, надежду, любовь. Молитва эта близка и доступна всякому разумению, сближая высшее богомудрие с белизною простоты скромной верующей души. Воистину это есть «сокращение всего Евангелия» 55 . По отзыву Св. Златоуста «эти слова заключают в себе не только наставления в молитве, но и научение совершенной жизни . Изследуем же», говорит святитель, «со всем тщанием смысл их, и будем хранить их твердо, как закон Божий». 83. Возможно ли привести богодухновенныя толкования мужей Церкви, познавших святое значение молитвы Господней? Церковь хранит творения святых, давших драгоценныя толкования этой особой молитвы. Приводимый ниже краткия выдержки и мысли заимствованы из трудов: 1) Св. муч. Киприана (Фасция) Карфагенскаго, усеченного мечем в 258 г.; 2) Святит. Григория Нисскаго , 395 г., оставившого 5 бесед о молитве Господней: 3) Св. Кирилла Иерусал. 386 г., писавшого о мол. Господней в 5-м тайноводств. поучении; 4) Св. Иоанна Злат., 407 г., из его Антиохийск. бес. на Ев. от Матвея; 5) Св. Иоанна Кассиана 435 г., из 9-го собеседов.; 6) бл. Августина, еп. Ипонского 430 г., тракт, о Нагор. Проп.; 7) св. Максима Испов., 662 г., толков, на мол. «Отче наш», пис. для Фалассия; 8) Толковника Егангельск. бл. Феофилакта, толков, на Ев. Матфея; 9) Пр. Симеона Нов. Богосл., 1032 г., О трех видах молитвы; 10) Св. Тихона Ворон., 1783 г. твор. т. III.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010