1299,37 пред егда надо поставить точку, а в строке 39 пред сие – вместо точки – запятую: так больше соответствует общему смыслу этого места. 1325,25–26 тайна ркп. так ближе и к контексту. 1331,24 в ркп. точка не после исполнити, а после гряду: так ближе к точному смыслу текста. 1335,10 сказав в, ркп. сказа в. 1339,19 труд на повелние, ркп. тр д на повеление (а). 1361,10 не нужна запятая после волнх (в волнех скорбех). 1383,27 той сам, ркп. то и сама (=той и сам). 1406,2 свяжсе безаконы, ркп. свя ж себе законы. 1406,9 точку лучше поставить после сих, как и в рукописи. 1409,15 въ прошаеши, надо – въпрошаеши. 1409,37 чюжа яже, надо чюжая же (ркп. чюжа ж ). 1415,4 для сохранения смысла текста, запятую надо поставить перед духа (в ркп. здесь точка), а после духа не должно быть никакого знака. Сюда же можно отнести: 1) ошибочную нумерацию выносок на столбце 1274: 3-ья помечена 4-ой, а 4-ая – 3-ьей; 2) ряд случаев, когда знак , находящийся в рукописи, совершенно не отразился в издания в виде и, как следовало бы: 1250,32 къторы, ркп. къторы; 1253,12 учася, ркп. оучас; 1269,37 правы, ркп. правы; 1293,21 хотяще, ркп. хотще; 1294,17 апостольски, ркп. апльски; 1298,20 се, ркп. се; 1306,15 глаголя, ркп. гл. III. Пропуски в изданном тексте, сравнительно с рукописью: 1218,30 после таковги пропущено бо 1244,26 пред имени пропущено от (в ркп. от стоит над словом имени). 1262,34 не, ркп. не ж =неже. 1267,4 хотящих ркп. о хотщи х . 1267,25 после святых пропущено аплех было стых (ркп.) 1270,6 после выше пропущено 1303,27 глаголет проп. и. 1381,3 такоже проп. и. 1385,39 пред въсторгати проп. не повеле. 1389,23 после мужу проп. же. 1405,2 после б пропущено бо. 1405,13 егда, ркп. егда ж =егда же. 1443,35 после пропущено бо. Случаи вставки в рукопись отмечены в издании угловатыми скобками за исключением трех. 1247,4 и; 1333,28 суть (дважды, а в рукописи один раз; очевидный недосмотр) и 1359,28 – яко. К числу вставок же надо отнести и большую часть заглавий, не имеющихся в рукописи; все вставленные заглавия отмечены в издании соответствующими примечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

г) Господь Иисус Христос во все установленные законом праздники приходил из Галилеи в Иерусалим в храм Божий, чтобы там молиться, учить и благодетельствовать. Так и последователь Христов посвящает святые дни праздников Господних Господу Богу своему: оставляя все дела свои, приходит в храм Божий, чтобы здесь принести Господу жертвы хвалы и благодарения за все благодеяния Его и испросить Его святое благословение на все дела и труды свои. Но и в дому своем он проводит святые дни Господни в молитве и благоговейном размышлении о делах Божиих, в поучении Слову Божию, в благотворении своим ближним. д) Господь Иисус Христос терпел безчисленные наветы и козни, преследования и гонения, истязания и муки от врагов Своих, не преставая благодетельствовать им, плакал об отвергшем Его и предавшем Его на смерть народе, молился за распинавших Его на кресте. Так поступает и истинный ученик Христов. «Он любит и врагов своих, добро творит ненавидящим» его, «благословляет кленущих» его, «и молится за творящих» ему «напасть, не воздавая злом за зло, но промышляя добрая ко всем». Кто таким образом подражает во всем Господу И. Христу, имея непрестанно пред очами высочайший пример Его святейшей жизни, тот очевидно, идет во след Господа, и придет несомненно туда, «идеже есть Христос одесную Бога седя. Аще кто Мне служит», говорит Сам Господь, «Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет». III. Видите-ль как, и не оставляя ни дома, ни сродства своего, ни обыкновенных дел и занятий своих, можно последовать за Христом, быть всегда с Ним и служить Ему. Не подумайте, чтобы от этого пострадали сколько-нибудь ваши земные дела, чтобы последовало какое-либо важное упущение и ущерб в вашем хозяйстве, когда будете помышлять только о том, «како угодити Господеви», думать только о небе, искать только царствия небеснаго. Напротив, тогда-то именно все житейские дела ваши примут правильный и благоуспешный ход, все труды ваши сопровождаться будут благословенным успехом, все занятия ваши, каковы бы они ни были и в чем бы ни состояли, одухотворятся, освятятся благословением свыше, примут богоприятный вид богобоязненного исполнения воли Божией. (Сост. по проп. Дим., арх. херс, т. III. стр. 143–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Демони су били али су Ономе ко им заповедао зло. Губавци су се чистили, хроми су да глуви да слепи да па ипак су су Животодавца предали смрти, бичевали и осудили света. На начин се злоба зависти распростире на све. Од света па све до кончине века нашег живота, се погибли, свакога и обара истим Он сам пао због зависти: он истом и нас повлачи за собом. Мудар био ко забранио чак и да се са човеком (Прич.23,6). Он говори о обеду, а подразумева свако у животу. Ми се трудимо да вештаство држимо што од ватре. На исти начин треба да се побринимо да, колико год избегавамо разговоре са се од стрела зависти. Ми се не можемо повезати са уколико не успоставимо присно По речи завист човеку долази од (Проп.4.4). И заиста. Не завиди него свом саплеменику. саплеменицима, опет, не завиде оном ко непознат, него ономе ко добро познат. познаницима завиде суседима, истог заната и по нечему блискима, Уопште, болест жита, а завист болест уосталом, нешто чиме се може похвалити слично зло: уколико утолико теже бива ономе ко носи у себи. Уколико падну на нешто тврдо и гипко, снажно одапете стреле се ономе ко их испустио. И зависти не наносе жалост ономе коме се завиди, него ударце самом Ко нашкодио савршенствима Напротив, уништава самога себе, се Оне од болести зависти од отровних звери, отров кроз рану услед чега угрижено место постепено да трули. О пак, неки мисле да наносе штету и самим погледом. Наводно, од погледа да се суше тела снажне услед младости у лепоти), услед чега одмах сва пунота. Из као да се излива нека штетна и погубна уосталом, слично с обзиром да простонародно и да су га старице унеле женски [свет]. Напротив, тврдим да ненависници добра, демони, откривши им користе сва средства да га искористе за намере, због чега и очи користе да би служиле Зар се не плашиш да постанеш слуга погубног демона, да допустиш у себи зло постати ти ни у чему нису учинили неправду, те да постанеш и Бога, благ и не зна за завист? 5. Бежимо од зла у ствари изум демона, усев залог препреку побожности, пут у геену, Царства.

http://pravoslavie.ru/109883.html

III. Не увлекайтесь посему, братия, суемудрием разных сектантов и раскольников, а равно сладкогласными словесами и внешне-обрядовыми делами разных бродяг – странников, которые, по слову Спасителя, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Матф. 7,16 ). Они нередко сеют плевелы среди пшеницы, и увлекают неопытных и не утвержденных в вере людей в свои сети на погибель себе и внимающих им. Безпрекословно и истинное спасительное учение, приводящее к Богу, и благодатная сила, необходимая нам для богоугодной жизни, находятся исключительно в православной церкви, утвержденной на основании апостолов и пророков и имеющей главою и краеугольным камнем Самого Иисуса Христа, поставившего в церкви Своей, «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго», «в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». (Еффс 4, 11–14). Поставленных в церкви пастырей слушайте , от них и поучайтесь, с ними живите в мире, любви и единомыслии. Скрепляйте союз свой и единение с церковию чрез постоянное посещение храма Божия, в котором совершаются молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, и приносится безкровная жертва за живых и умерших, во спасение всех человеков. Возможно чаще исполняйте христианский долг исповеди и святого причастия, чтобы не коснеть во грехах и чрез то не удаляться от общения с церковию; чтобы чрез единение со Христом в Таинстве Причащения обновлять свои духовно-нравственные силы и получать силы благодатные для богоугодной жизни благочестия. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.» 1891 г. июнь). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1267–1273 годах Бонавентура провел несколько собеседований на различные богословские темы. Впоследствии эти собеседования были изданы в качестве отдельных сочинений: 5. Col­la­tiones de decem praeceptis (Собеседования о 10 заповедях, 1267. — T. V. P. 505–532). 6. Collationes de septem donis Spiritus Sancti (Собеседования о семи дарах Святого Духа, 1268. — T. V. P. 455–503). 7. Collationes in Hexaemeron (Собеседования на Шестоднев, 1273. — T. V. P. 327–449; далее Шестодн.). Последние представляют собой не просто толкование на Быт 1, но учение о семи последовательно возвышающихся озарениях, или созерцаниях (visiones); сочинение не закончено. Наконец, к данному разделу относятся 8. Sermones selecti de rebus theologicis (Избранные проповеди на богословские темы. — T. V. P. 532–579; далее Избр. проп.), развивающие отдельные стороны учения Бонавентуры. B. Экзегетические. Бонавентура составил несколько комментариев на Ветхий Завет: 1. In librum Ecclesiastes (Комментарий на книгу Екклезиаста. — T. VI. P. 1–103; далее Комм. Еккл.). 2. In librum Sapientiae (Комментарий на книгу Премудрости. — T. VI. P. 105–235; авторство сомнительно), и на Новый Завет: 3. In Euangelium Joannis (Комментарий на Евангелие от Иоанна. — T. VI. P. 237–532; авторство сомнительно). 4. In Euan­gelium S. Lucae (Комментарий на Евангелие от Луки, 1248. — T. VII. P. 1–604; далее Комм. Лк.). В отличие от предыдущих, где обсуждается множество сложных богословских вопросов, последний комментарий составлен главным образом для проповедников. C. Мистико-созерцательные. Сочинения этой группы принесли Бонавентуре наибольшую популярность. 1. Itinerarium mentis in Deum (Путеводитель души к Богу, 1259. — T. V. P. 293–313; далее Путев.) 2 . Это самое известное сочинение Бонавентуры, в котором, кроме шести ступеней озарения души Божественным Светом (sex suspensiones illuminationum), или шести ступеней богопознания, излагается учение о Боге, Его бытии, сущности, свойствах и о Святой Троице. Написано под впечатлением посещения горы Альверны, где святому Франциску было видение Серафима с шестью крылами, сложенными по подобию распятия (prol.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

VI, стр. 53, 142, 418, 343, 490, 514, 515, 528. Ливотов, " Георгий Конисский, архиепископ Белорусский " . ( " Русск. Обзор. " , 1895, N 3, 4, 5). Макарий, " История Киевской академии " , стр. 143-148. Колосов Н. А., " Георгий Конисский " (по поводу столетия со дня его кончины). М., 1895. Едлинский, священник, " Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую " . СПБ, 1903, т. III, стр. 215-232. Соловьев, " История падения Польши " , стр. 32, 33, 35, 82. Вишневский Д., " Киевская академия в 1-й половине XVIII века " . стр. 142, 203. Аскоченский, " Киев " , т. II, стр. 118, 126. Заведеев П., " История русск. проповедничества " . Тула, 1879, стр. 107-121. Просторжинский М. А., протоиерей, " История русск. церк. проповеди " . Изд. 2, Киев, 1891, стр. 513-531. Голубинский, стр. 301, 570. Булгаков, стр. 1404. Толстой Ю. N 90. Денисов, стр. 299. Строев П., стр. 11, 493. Гатцук, " Календарь на 1883 год " , стр. 13.. Пушкин, " Сочинения " , т. V, (изд. под ред. Морозова), стр. 287-291 (Рецензия на соч. Георгия). Списки архиеерев, N 90. Летопись Е. А., стр. 724, 733, 757. " Сборник ист. филолог. общ-ва при институте кн. Безбородько " , т. I, стр. 41-77; 113- 127. " Руководство для сельских пастырей " , 1871, I, II, NN 25, 26, 27, стр. 266, 298, 348, 418 (статьи Малиновского). " Портреты именитых мужей Российской Церкви " . М., 1843, стр. 39, 40. " Труды К. Д. А. " , 1868, июль, стр. 109-146. - " - - " - 1870, август, стр. 450-464; сентябрь, стр. 359-538. - " - - " - 1873, март, стр. 164. - " - - " - 1893, I, стр. 133-143. - " - - " - 1894, I, стр. 127-143. " Приб. к Ц. В. " , 1894, N 32, стр. 1109. - " - - " - 1895, N 6, стр. 213-217; N 45, стр. 1628-1629. " Христианское Чтение " , 1873, январь, стр. 1-46; 309-339. " Странник " , 1868, N 3, (статья Григоровича). " Могилев. епархиальные ведомости " , 1892 (новейшее наиболее полное собр. проп. Георгия конисского). " Русский Паломник " , 1895, N 6, стр. 86-88; N 7, стр. 102-105. " Правос. Собеседования " , 1909, стр.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

52). Говоря о действии Духа Святого в ветхозаветные времена, святой Иу стин утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: “К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе” (Триф. 82); так что “можно видеть среди нас и женщин и мужчин, имеющих дары от Духа Божия” (Триф. 88); “этому научил нас Святой Дух пророчественный” (1 Ап. 44). И вообще христианство “это учение, которое исполнено Святого Духа и изобилует силою и благодатью” (Триф. 8). Синагога и Церковь — это “два дома Иакова — один рожденный от крови и плоти, другой — от веры и Духа” (Триф. 135). Церковь рождена Духом Святым. Действуя в отношении Церкви, Дух “обличает” (1 Ап. 63), “укоряет” (Триф. 124), “научает веровать” (Триф. 91), “повелевает, как людям жить” (1 Ап. 40). Только при содействии Духа Святого может человек обратиться к Богу: “Ум человека увидит ли когда Бога, если не будет он украшен Святым Духом?” (Триф. 4). По характеру этих упоминаний хорошо видно, что Божественный Дух занимал далеко не периферийное место в миросозерцании ранних христиан того времени вообще и апологетов в частности. Деятельность Святого Духа выражается глаголами ‘побуждать, увещевать, склонять, принуждать’, ‘украшать, приводить в порядок, приготовлять’ и ‘учить, наставлять, указывать, пояснять’. Все они подразумевают волевые действия, чем указывают на личное бытие действующего. Глагол , означающий одновременно и увещевание, и мягкое принуждение словами, отлично подходит для выражения экклесиологической пневматологии Деяний Апостолов, где Дух Святой управляет Церковью посредством словесного воздействия на Апостолов. Глагол применительно к Духу Святому встречается также у Климента Александрийского: “красота душевная есть когда душа бывает украшена Духом Святым” (Пед. 3.11) и святого Иринея: “так как Бог — разумное существо, то поэтому Он Словом создал происшедшее; и так как Бог — Дух, то Он Духом украсил все” (Проп.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-apologe...

на ум, затворени у чауру гордоумци или да за неко више од себе – Бога, или га не или га своде на неку слепу силу, и уопште не могу правилно да и о Богу Творцу и о свету као творевини Зато их Бог и предаде у покварен ум – да чине што не ( Рим.1:28 ), и да то зло и погрешним свог поквареног ума. 62 . без Бога, ум се човеков квари, трули, И долази дотле да стварно не зна за Бога.Но не за Бога, ум човеков не зна ни себе сама, ни човека ни свет. Такав о-без-божен, о-не-знабожен ум истовремено и о-без-човечен, о-не-човечен. Тако, на свих човек без Бога увек човек без ума: безбожан-безуман: Рече безуман у срцу свом – нема Бога ( Пс.14:1 ). Од самог одсуства Бога у уму човековом, а то значи: од самог одсуства Истине у уму, ум трули, распада се, διεφθαρμνος и у се природно коте зле мисли, као црви у трулом месу (ср. 1.Тим.6,5; 4). онда да се иструлелога, покваренога, изопаченога ума (2Тим.З,8) противе истини, истини, а Истини – Христу Богу. 63 . Богомудри зналац природе ума Апостол Павле благовести: да таштина ума – таштим стварима ( Еф.4:1718 ). А шта таште ако не све о чему и говори Проповедник: Таштина над таштинама, све таштина Проповедникова). Но рекне ли ко: ако све таште и таштина,зашто онда Ако то дело како онда таште? И много сличних приговора поводом тога. Али, одговара Свети Златоуст: Проповедник не назива таштим дела таште небо, ташта ни сунце, ни месец, ни звезде,ни тело наше. Све то веома добро (Пост.1:31). А шта таште?Сам Проповедник говори: Насадих себи винограде, набавих себи певаче и певачице, начиних себи водена, имах говеда и оваца више од свих; накупих себи сребра и злата: и видех да све таштина( Проп.2,4; 8; 6; 7; 11). И Пророк говори: «Човек сабира, а не зна коме допасти» ( Пс.38:7 ). Стога, таштина над таштинама су: велелепне и злата, мноштво слугу, гордост и уображеност и надменост. Све то – таштина: настало од Бога, него су то створили. Као штоби се узалуд трудио човек ако би наливао воду у пробушен суд,тако и човек се таштим – налива воду у пробушен суд. Уопште, таштим се назива оно што ничему не користи. Стога Апостол и рекао за незнабошце да «ходе у таштини ума свога» ( Еф.4:17 ). (Св. Златоуст, 12. на Посланицу Ефесцима).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

50:26. и мри Осип» исплнив лет» сто и десет: Mortuus est, expletis centum decem vitae suae annis; и (проп. Перф.) мре Иосифъ л т .р и Л.: Κα τελετησεν ωσφ, ν (проп. Vat.) τν κατν δκα. Кроме этих примеров, зависимость глаголического текста от латинской вульгаты замечается ещё в следующих миссалах паримейного отдела кн. Бытия: гл. 1:6, 12, 22–26, 31; 2:1–5, 7, 9, 16–18, 21, 24, 25; 3:1, 4, 8; 6:3, 4, 6, 7, 14, 17_22; 7:7, 8, 11, 18, 20–22; 8:2, 3, 5, 7–9, 13–15, 19, 20; 9:11; 22:3, 5, 6, 11–13; 27:9, 12–14, 16, 18, 21–23, 25, 30, 34, 38; 28:11, 13, 15; 32:5, 9. Таким образом влияние вульгаты обнаруживается во многих местах. Но сильное само по себе, это влияние покажется, однако незначительным, если сравнить его со степенью зависимости паримейного отдела глаголического Бытия от греческого оригинала. В большинстве глав, в их, конечно, паримейной части, влияние латинского текста на глаголический или очень слабо, или его даже совсем нет; таковы именно главы 3, 4, 5, 9, 11, 12–15, 17, 18, 31, 43 и 50-я. Отсюда, я полагаю, можно вывести то заключение, что какого-либо последовательного, систематического сближения греко-славянского текста кн. Бытия с латинской вульгатой не было. Пересмотр носил характер вполне случайный и если был делом официальным, т.е. предпринятым по инициативе и требованию Римской курии – о чём у нас, впрочем, нет никаких сведений – то исполнен был крайне поверхностно, неумело и вообще плохо с точки зрения строгого латинника. Справщик (точнее – справщики), очевидно, не был таким латинником и вовсе не задавался целью уничтожать кирилло-мефодиевское наследие, в смысле его зависимости от текста LXX–mu: в противном случае, от этого наследия в хорватском часослове остались бы одни случайные крохи, а не полный почти текст, несмотря на все ошибки и домыслы позднейших его переписчиков 140 . С другой стороны, есть основание думать, что сближение с вульгатой происходило постепенно, так что зависимость глаголического текста от латинского в том виде, в каком она наблюдается в «Отрывках» Берчича, могла явиться не сразу, а путём последовательных наслоений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

4. Антропология Экхарта и Паламы, учение об экстазе В заключение мы обратимся к учению об экстазе в том его виде, в каком оно было развито у Экхарта и Паламы. Прежде всего остановимся на внешних фактах. Для Экхарта каноном экстаза было восхищение ап. Павла до «третьего неба» (2 Кор. 12, 2–4). В немецкой мистике ему отведено примерно то же место, какое в богословии исихастов отводилось Преображению Христа на Фаворе (Мф.17,1-13). Восхищение Павла состоялось, по Экхарту, на кромке трансцендентного и имманентного, так что, познавая высшими силами «вечные вещи», своими низшими силами, которые были связаны с телом, он находился во времени. И если бы, как сказано в проп.23, Павла кто-нибудь «коснулся иглой», то он бы непременно почувствовал. Пребывая телом во времени, апостол «сердцевиной» души обретался вне времени и там вневременным образом, т. е. не опосредованно через сотворенных во времени ангелов, а непосредственно, созерцал Бога. Это-то и есть «третье небо» ап. Павла, когда в него, отрешенного от телесности («первое небо») и всякой образности представлений («небо второе»), вливается Бог . Нечто подобное утверждал и Палама, анализируя в «Триадах» (III, ч.1, п.36) исступление ап. Петра в Пятидесятницу: он в полной мере сохранил память, чувства (зрение, слух) и интеллектуальные способности. Что же касается Павла, то, по Паламе, «в экстазе он забывает даже о молении Богу». Но и, согласно Экхарту, «отрешенная чистота вовсе не может молиться» . Вообще говоря, существовала огромная разница между «старым» экстазом и «новым», культивировавшимся в период второй волны неоплатонизма в западноевропейской культуре начиная с XIII b. Недаром и П.Динцельбахер завершает вереницу персонажей своей монографии «Видение и визионерская литература в средние века» непосредственно перед Экхартом, включая в нее, правда, экхартовского ученика Г.Сузо, до знакомства с Экхартом в Кёльне аскета и экстатика старого толка. «Старый» экстаз, практиковавшийся простонародными мистами, монахинями, оседлыми и бродячими бегинками, не выходил за пределы пусть и несколько деформированных представлений о пространстве и времени. Ему были присущи визуальные, акустические, тактильные ощущения, дробная пластика образов, равно как сюжетность и функциональность (предупреждение, исцеление, поучение, укрепление, наказание). В нем же закладывался алгоритм прочтения пластических символов, аллегорий. Будучи по существу коммуникативным, «старый» экстаз сводился к установлению связи с кем-нибудь из умерших, угодников, Христом, Богородицей и существовал в качестве видения (visio), когда в экстатическом трансе мистом покидаются пределы дольнего мира, или явления (apparitio), когда миста, при том, что он остается в пределах наличной реальности, воспринимает ее, посещают пришельцы горних миров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010