При этом подчёркивается, что Дух Божий " только в последние времена новым образом излился на нас " (Пр. Ер. IV.33.15) . " Сошествием Святого Духа, по мысли св. отца, с одной стороны, завершился первичный порядок откровения Лиц Св. Троицы, исходящий от Отца через Сына к Святому Духу, а с другой, открылся иной, новый и вечный порядок богооткровения, ведущий через Духа Святого к Сыну и Отцу: " Дух приготовляет к Сыну Божию, а Сын приводит к Отцу " (Пр. Ер. IV.20.5) " . Св. Ириней учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Св. Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну, и Святому Духу. Подателем Духа Церкви выступает Христос: " Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало... после же сего, сделавшись человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа " (Пр. Ер. III.11.8) . Ниспосылание произошло в момент Пятидесятницы, когда Дух Святой " новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога " (Проп. 6) . В этом излиянии апостолы " облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми (дарами Его) и получили совершенное знание " (Пр. Ер. III.1.1) и " были соделаны Духом Святым по вознесении Господа совершенными " (Пр. Ер. III.12.5) . " Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал... Он же и через апостолов проповедывал " (Пр. Ер. III.21.4) . " Святого Духа, Которого они получили, они сообщили и преподали верующим и таким образом основали Церковь во всяком порядке " (Проп. 41) . Из описания создания Церкви как сообщества верующих в едином Духе, св. Ириней делает вывод, что " столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни... четвёртое же подобно летящему орлу указывает на дар Духа, носящегося над Церковью " (Пр. Ер. III.11.8) . " В Церкви Бог положил апостолов, пророков и учителей и все прочие действования Духа, Коего непричастны все те, которые не согласуются с Церковью... Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина " (Пр. Ер. III.24.1) .

http://pravoslavie.ru/1568.html

Живя среди мира, исполненного суеты и соблазнов, твоя душа, вероятно, часто изнывает от житейских забот, а сердце волнуется от страстей: итак, иди в храм Божий, явись в нем Тому, Который призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и Он облегчит твою душу, успокоит твое сердце (Мф. 11, 28). Живя между людьми, ты, вероятно, нередко терпишь от них злобы и коварства, подвергаешься их гонениям, обманам и злословиям: итак, иди в храм Божий, прибегни под кров праведного Судии, избавляющего нас от человека лукаваго и от мужа неправеднаго (Пс. 139, 1), – и Он заступит и спасет тебя от всех твоих недугов (Пс. 7, 2). Может быть, ты обременен различными нуждами, страдаешь от болезней, терпишь бедность, унываешь от несчастий: итак, иди в храм Божий и повергнись в сокрушении пред Тем, Кто заповедал нам призывать Его в день скорби (Пс. 49, 15), и Он – Отец щедрот и всякия утехи (2 Кор. 1, 3), невидимо прольет в сердце твое утешение, избавит тебя от всех нужд и скорбей твоих (Пс. 33, 18; 106, 6). Может быть, ты изнемогаешь в борьбе с искушениями, колеблешься от соблазнов и близок к падению: о, спеши в храм Божий и усердно моли Господа подкрепить твою немощь, и Он немедленно пошлет тебе всесильную благодать Свою во благовременную против греха помощь (Евр. 4, 16). Словом, в каких бы ты обстоятельствах ни находился, всегда и радостно теки в храм Божий с усердными молитвами, – и Господь исполнит все прошения твои (Пс. 19, 6). Храм Божий есть некая гостиница, в которой мы можем успокаивать дух свой в многотрудном житейском странствовании; есть врачебница, в которой мы можем благодатно врачевать свои душевные и телесные недуги; есть сокровищница, в которой мы можем получать благодатные дары Божии, необходимые нам для временного и вечного блаженства, а вместе есть надежное убежище , в котором мы можем укрываться под десницей Божией от всех зол и напастей. III. Сообразив все это, скажите, братия, можно ли быть равнодушным к храму Божию и добровольно отказываться от счастья пребывать в нем? Не должны ли мы, напротив, стремиться в него с таким же усердием, с каким, по словам Давида, желает елень на источники водные (Пс. 41, 2)? Приходите же в него охотно и всякий раз, как услышите церковный звон, призывающий в него, говорите себе и другим: в дом Господень пойдем! Аминь. (Составлено по слову Платона, митр. Киевского, помещенном в проп., приложенных к «Руководству для сельских пастырей» за 1891 г., ноябрь).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

αυτος κα λλλους τ ζντι θε δι το μονογενος ατον παραθμεθα Иоанн Златоуст In Ep. II ad. Cor. Hom. 2, 58//PG 61, 403404. Janeras S. Introductio IV. P. 6970. γερεσθε, o κατηχομενοι Erigite vos in virtute Dei τν γγελον τς ερνης ατσατε, o κατηχομενοι Prece et imploratione angelum pacis et misericordiae petimus Ср. 9. проп. (но ср. 11) Ср. 8. ερηνικ μν πντα τ προκεμενα ερηνικν τν παροσαν μραν κα πσας τς μρας τς ζως μν ατσασθε Nocte ac die, omnibus diebus vitae nostrae, pacem continuam Ecclesiae tuae et vitam sine peccato petimus Concordiam caritatis, quae est vinculum perfectionis in Sp. Sancto, petimus χριστιαν μν τ τλη τ καλν κα τ συμφρον проп. (но ср. 11) Ср. 14. С. ниже по тексту главы Remissionem peccatorum et ea quae ivant vitam nostram et placent divinitati tuae petimus Ср. 8. Misericordiam Domini et clementiam eius perpetuo omni momento petimus αυτος τ ζντι θε κα τ Χριστ ατο παραθσθαι Nosmetipsos et ad invicem Patri et Filio Spiritui Sancto commendemus Композиция этисиса В приведенной таблице мы даем текст и последовательность моления «Ангела мирна» по древним источникам. Исследование этой таблицы покажет некоторые трансформации, которым подверглось моление перед вхождением в константинопольский обряд. Порядок прошений 1, 2, 6 и 15 – устойчив почти во всех источниках. Другие прошения, принадлежащие изначальному слою, появляются в переменной последовательности: Τ καλ, Χριστιαν τ τλη, εω κα εμεν τν θεν, и φεσιν πλημμελημτων. Только прошений 5 и 7 нет в «Апостольских постановлениях». Прошение 6, разделенное на два в сегодняшнем тексте, появляется последовательно как единое в ранних источниках. С другой стороны халдейская традиция, очевидно, объединила φεσιν и Τ καλ (сравни 11, последняя колонка). Один заключительный источник, армянская литургия, содержит перед перенесением даров сложную литанию, включающую прошения синапты, этисис и литанию. Вот финал прошения, начинавшегося с призыва встать с колен. Числа в круглых скобках обращаются к соответствующим прошениям в таблице:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эльвира Алексеевна 21 ноября 2018, 18:47 Для Азамата от 20.11 Добрый вечер! 1) В Базе числится 5711 солдат по фамилии Утешо(е)в, в т.ч. 217 солдат 1920 г.р. но среди них нет ни одного с такими именами. 2) Для розыска : ФИО,год и место рождения необходимо . 3) Среди награжденных - не числится. 4) Есть возможность посетить РВК призыва? просите у работников Алфавитную книгу призыва, по ней уточните: ФИО, г.р. дату призыва. 5) Про КАЛИНИНГРАД откуда известно? было письмо от солдата или просто слухи? если было письмо, то нужен п/п.,п/я.,ппс Азамат 20 ноября 2018, 19:00 Зраствуйте я Утешов Азамат ищу своего дедушку Утешов Карткожак или(Каргуза) 1921года родился слышали что ему дали герой ордена ещё слышали воевал под Колиненградом потом пришло письмо что он без вести пропал и после этого нечего не известно!!! Эльвира Алексеевна 23 октября 2018, 08:17 для Ирины Даль. Косарев Павел Иванович, 1910 г.р. д.Куприно, Горьк.обл. рядовой 444 сд.пленен, лагерь г.Заган, Германия. ЦА МО: фонд 58, оп.18003,д.1163 Был в лагере в 1944 г. дальнейшая судьба не известна. Родственники6 жена -Пелагея. Донес. 66239 25.04.45 о в/пл. ОУП 13 А. И такое донесение: ID:290024195 Косарев Павел Иванович, 15.02.10 г.р. Горьк.обл. Пленен 15.10.41 г. м.плен. - Рязань, шталаг 352, лаг. 48974, рядовой, солдат 444 сд. рост 157, блондин, мать - Цветкова, жена Пелагея. Донес. 66239 о в/пл. 25.04.45 ОУП 13 А. Дальнейшая судьба не известна. Эльвира Алексеевна 23 октября 2018, 07:57 для Ирины Даль (продолжение) В Базе: 1)Косарев Павел Иванович, 1910 г.р.уроженец д.Куприно, Анисимовского с/с.,Ковернинского р-на, Горьк.обл. призван 13.07.41 г. Ковернинск РВК, рядовой, проп. б/в. 02.42 г. ЦА МО: фонд 58, опись 18004, дело 589. Жена солдата, Пелагея сообщ. работн. РВК, что посл. письмо от солдата написано 23.12.41г. адрес: Чувашская АССР, г.ЧУбоксары п/я.2 литера 4/12. Донесение 80609 от 19.09.46г. Ковернинский РВК. 2)Косарев Павел Иванович, 1910 г.р. м.р. Горьк. обл.Коверн. р-н, пленен 22.12.41 г. м/пленения - Михайловск, в/звание -сержант, сп 494, сд 444.

http://pravoslavie.ru/79189.html

Традиционный экстаз Экхарт ничтоже сумняшеся называл «ложью». В проп. LXXVI/1 (Pf.) он уверял свою паству, что люди «бывают весьма сильно обмануты» видениями (visiônen), «когда в духе своем они зримым образом созерцают предметы», «картины человечества Господа нашего Иисуса Христа» и «слышат в духе обращенные к ним словеса» . Не поднимая спорного вопроса о мистической одаренности и о личном мистическом опыте Экхарта, мы тем не менее вынуждены признать, что в тюрингский, парижский, особенно же страсбургский и кёльнский периоды своего творчества — в качестве ли приора, куратора подконтрольных доминиканцам женских общин, университетского лектора либо заезжего проповедника — он общался с монахами и бегинками, нередко переживавшими экстатические состояния. Поэтому в немецкоязычных проповедях и трактатах, которые был доступны широким слоям монашествующих и простонародных мистов, рейнский Мастер уделял экстазу столь большое внимание . — При этом он безошибочно распознавал и осуждал разного рода «восхищения», «теплоту чувств», лжеэкстатические и истерические мóроки, получившие впоследствии в православной аскетике наименование «прелести». Знал он и наработанный, холодный экстаз, когда в экстатические переживания самим человеком переносятся расхожие представления и обращенные к нему общественные ожидания. Такой этикетный экстаз, экстаз как социальную роль, мистик описал и оценил по достоинству в ранних «Речах наставления». В согласии с Экхартом рассуждал и Палама. Но тут необходимо иметь в виду следующее. Если рейнская мистика сложилась в противостоянии женскому мистицизму с его ложным экстатическим опытом, то учение Паламы формулировалось в спорах с универсальным ученым и ренессансным гуманистом западного образца Варлаамом Калабрийским. Отсюда — различие доктринальных акцентов при сходном, в сущности говоря, содержании. Палама пишет о ложном мистическом опыте пóходя, в основном имея в виду новоначальных делателей «умнóй молитвы». Приводя слова св. Марка Пустынника: «чистое сердце предоставляет Богу неотягченный вещественными образами ум…», он напоминает Варлааму о подлинных молитвенных навыках: не обращаться к телу, окружающим его предметам, не действовать чувством и воображением, не рассматривать рассудочно и умозрительно устройство сущего и проч. («Триады» I, ч.3, п.41; II, ч.2, п.15)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

И обратно, в Себе Самом сотворит начало, ибо прежняя и задняя ныне как бы в начале и прежде всего творит… 4–е и последнее, а именно, что творение и всякое дело Божие в самом начале создания является уже совершенным и законченным, очевидно из сказанного. Ведь где конец и начало — едино, там необходимо, чтобы действие и результат его были одно: одновременно и начинается, и является совершенным. Бог же, поскольку Он — Бытие, есть одновременно и начало, и первопричина, и конец.]. 77 Ср. лат. проп. на текст: Qui manet in caritate [Пребывающий в любви] (1 Ин. 4, 16), VI, 3 в LW IV, p. 60–64: manere in caritate=manere in Deo=manere in esse [пребывать в любви=пребывать в Боге=пребывать в бытии]. 78 Ср. лат. проп. (IX) на 3–ю неделю по Пятидесятнице на текст Deus omnis gratiae… ipse perficiet, etc. [Бог же всякой благодати… да совершит и т. д.] (1 Пет. 5, 10), в LW IV, p. 92–97, где Мейстер Экхарт говорит о благодати в тех же терминах, в каких он говорил в приведенных выше текстах о сокровенном бытии. Особо следует отметить: Nota, gratia est ad esse, ad intra sive ad intima, ad unum esse et vivere in Deo et cum Deo, cum non sit in potentia, sed in essentia, ubi nulla creatura unquam ingreditur, etc. [Заметь — благодать — в бытии, во внутреннем, то есть в сокровенном, в едином бытии, в том, чтобы и жить в Боге и с Богом, когда это не в потенции, а в сущности, там, куда ни одна тварь никогда не входит и т. д.] (p. 94, n. 99). 79 Именно это делает о. Ж. Тери, когда он, например, говорит: «Экхарт — не человек интуиции, как можно было бы подумать. Это человек абстрактного мышления и диалектик» (Archives… III, p. 345, n. 3). 80 Немецкая проповедь15 в: DW I, p. 252–253. Мы цитируем этот отрывок по французскому переводу, опубликованному в: Maitre Eckhart. Traites et Sermons [Мейстер Экхарт. Трактаты и проповеди] (ed. Aubier, 1942), p. 191. 81 См. выше, гл. 1, раздел 3: «Безымянность и многоименность». 82 Exp. in Exod., Cus., f. 43vb, ll. 5–13: Sequitur secundo videre quod dicitur omnipotens esse nomen eius.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Осн. соч.: Комментарии на книги Ветхого и Нового завета («Opus tripartitum»), нем. трактаты: «Речи наставления», «Книга Божественного утешения», «О человеке высокого рода», «Об отрешенности», 56 лат. эскизов к проп. и ок.140 нем. проп. В булле Иоанна XXII «На ниве Господней» от 27.III.1329 r. были прокляты 28 пунктов экхартовской теологии. Григорий Палама, идеолог византийского исихазма. Воспитанник Императорского Университета, монах на Афоне (1316 с перерыв. до 1345/1346), и в Верии, участник соборов 1341, 1347 и 1351 гг., архиеп. Фессалоникийский (1350–1359). Осн. соч.: «Триады в защиту священнобезмолствующих», диалог «Феофан», «Сто пятьдесят глав естественных, богословских, этических и практических», «Против Акиндина», «Святогорский томос», послания Варлааму и Акиндину, «Беседы» на 53 воскр. года и др. Канонизирован в 1368 г. 2 Lossky V.N. Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maître Eckhart. Paris, 1960. P. 344. 3 Мейендорф И.Ф. Флорентийский собор: причины исторической неудачи//Византийский временник. М., 1991. Т. 52. С. 84–101. 4 Гучинская Н.О. Мистическое богословие Мастера Экхарт//Мастер Экхарт. Избранные проповеди и трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. Н.О.Гучинской. СПб, 2001. С. 28. 5 Топоров В.Н. Мейстер Экхарт — художник и «ареопагитическое наследство»//Палеобалканистика и античность. М., 1989, с. 237. 6 Jugie M. Palamas Grégoire//Dictionnaire de Théologie Catholique. P., 1932. T. 11/2. P. 1735–1776. Jugie M. Palamite (controverse)//Ibidem. P. 1777–1818. Journet Ch. Palamisme et thomisme. A propos d’un livre récent//Revue Thomiste. P., 1960. T. 60. P. 429–452. Halleux A. de. Palamisme et Scolastique. Exclusivisme dogmatique ou pluriformité théologique?//Revue théologique de Louvain. Louvain, 1973. T. 4. P. 409–442. 7 Halleux A. de. Palamisme et Scolastique. P. 420. 8 Ivanka E. von. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1964. 9 Platonismus in der Philosophie des Mittelalters/Hrsg. W.Beierwaltes.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Святой Дух, согласно св. Иринею, отвечает за совершенствование человека и прохождение его по тому Пути, который проложил Собой Христос. В Господней притче о милосердном самарянине владелец гостиницы понимается как Дух Святой, " Которому Господь вверил своего человека " (Пр. Ер. III.17.3) . Только причастием Духа Святого человеку подаётся истинное познание и вечная жизнь в Боге: " всякий человек или пуст или полон. Ибо если он не имеет Святого Духа, то не имеет познания о Творце, не получил жизни - Иисуса Христа, не знает Отца Небесного " (Фр. XXIV) . " Без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу, ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - через Духа Святого, Духа же сообщает Сын сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец " (Проп. 7) . " Иное дыхание жизни, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, Который делает его духовным... сотворённое различно от Сотворившего, дыхание временно, Дух же вечен " (Пр. Ер. V.12.2) , " Он силен совершить всё, что хочет " (Пр. Ер. V.9.1) , " без Духа Божия мы не можем спастись " (Пр. Ер. V.9.3) . Домостроительство Духа Святого имеет и эсхатологическую перспективу: говоря о воскресении мёртвых, св. Ириней пишет, что верующие " пробуждены будут силою Святого Духа и введены будут в царство Божие " (Проп. 42) . " ...и после огня настают тихие и мирные времена Его царства, в которые Дух Божий со всею тишиною оживотворяет и возвращает человека " (Пр. Ер. IV.20.10) . Minns P. Irenaeus. Georgetown, 1994. - P. 38. Лурье В.М. Лекции по патрологии . Лурье В.М. Указ. соч. архиеп. Евлогий (Смирнов). Св. Ириней Лионский о домостроительстве спасения//Свет невечерний 2 2002. - С. 16. Fantino J. La theologie dIrenee. Paris, 1994. - P. 378. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1568.html

23.02.1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии церковных ценностей. Получив детальную разработку Политбюро и ГПУ этот декрет стал инструментом, с помощью которого власти сделали попытку разрушить Церковь. 17.03.1922 г. Л.Д. Троцкий предложил план организации изъятия церковных ценностей, который выходил далеко за границы непосредственно изъятия ценностей. Троцкий писал: " В центре и в губерниях создать секретные руководящие комиссии по изъятию ценностей по типу московской комиссии Сапронова-Уншлихта. Во все эти комиссии должен непременно входить либо секретарь Губкома, либо заведующий агит.-проп-отделом... В губернских городах в состав комиссии привлекается комиссар дивизии, бригады или начальник политотдела... Одновременно с этим внести раскол в духовенство, проявляя в этом отношении решительную инициативу и взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто выступают в пользу изъятия... " Содержание деятельности комиссии по изъятию церковных ценностей было с предельной ясностью сформулировано Троцким в записке в Политбюро: " Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет. Посему полагаю, что блок с этой частью попов можно временно довести до введения их в помгол, тем более что нужно устранить какие бы то ни было подозрения и сомнения насчет того, что будто бы изъятые из церквей ценности расходуются не на нужды голодающих... " В марте 1922 года комиссия приступила к изъятию ценностей из храмов; несмотря на попытки духовенства предотвратить эксцессы, в некоторых местах комиссии по изъятию столкнулись с верующими. Такие столкновения произошли 11 марта в Ростове-на-Дону, 15 марта в Шуе и 17 марта в Смоленске. 19 марта Ленин написал свое известное письмо, в котором окончательно обосновал смысл и цели кампании по изъятию ценностей: " Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне... Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий " . Ленин предлагает провести после изъятия церковных ценностей несколько процессов, которые должны быть закончены расстрелами не только в Шуе, но и в Москве, и " нескольких других духовных центрах " .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Господь Сам говорит нам: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших: Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). (Из проп. Филарета, архиеп. черниговского). 4. Чудеса божественного Промысла Спустя 50 лет после явления св. креста царю Константину, на престол римской империи вступил Иулиан богоотступник; воспитанный в христианской вере, он перешел на сторону язычников и стал гнать христиан. Господь Иисус Христос предсказал об Иерусалимском храме ученикам, что камня на камне не останется от него; все будет разрушено, и на месте святом будет стоять мерзость запустения ( Мф.24:2–15 ). Иулиан дал распоряжение иудеям о восстановлении храма иудейского на месте разрушенного, приказал выдать им на то деньги из общественной казны, а правителю Палестины повелел содействовать построению храма. Рабочие во множестве приступили к делу; но, как пишет современник Аммиан Марцеллин, язычник, придворный и обожатель Иулиана, «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (кн. 23, гл. I). Об этом свидетельствуют и иудейские писатели. Один раввин Бен-Иехаия, писавший об этом в следующем V-м столетии, говорит, что огонь исторгался с такою силою, что при этом железные части здания расплавились, и бесчисленные иудеи сожжены. Он видел в этом чудо, но объяснял его неблаговолением Божиим, потому что храм восстановляем был по указу царя-язычника. Но и храм Соломонов строился мастерами-язычниками, и второй иудейский храм после плена вавилонского строился по указу царя персидского язычника. Об этом дивном событии с торжеством говорят в том же четвертом столетии святые великие отцы церкви. Современник и соученик Иулиана, св. Григорий Богослов , в слове против Иулиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест, и одежды зрителей запечатлены были крестами; святый Иоанн Златоуст очень красноречиво изобразил это чудесное событие в своей беседе против иудеев, спустя 20 лет после совершения его; об нем свидетельствуют и другие отцы церкви, равно и христианские историки пятого века, так что в действительности его нельзя сомневаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010