Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОЛОВЕЦКИЙ ЛАГЕРЬ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Общий вид Соловецкого монастыря после пожара 1923 года В мае 1920 года Соловецкий монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Часть из них покинули острова, но почти половина остались, и они стали работать вольнонаемными в совхозе. В конце мая того же года на территории монастыря произошел очень сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям монастыря. Постановлением Архангельского губисполкома от 21 июля 1923 года были закрыты все церкви Соловецкого монастыря, а его имущество было передано Управлению северными лагерями. 13 октября 1923 года постановлением СНК был образован Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН ОГПУ), предназначенный для " перевоспитания " лиц, чье прошлое было несовместимо с чаяниями новой власти. Монахов оставили на острове для “передачи” дел новым хозяевам. Примерно 60 монахов продолжали работать либо своими артелями, либо в бригадах лагерного производства в качестве заведующих многочисленными монастырскими предприятиями: литейным и керамическим заводами, мельницей, рыбным промыслом. Игумен, уставщик и все схимники числились на иждивении работающих. Братия жила в северном дворике Соловецкого кремля около Сельдяных ворот, имела отдельный вход и право свободного перемещения по острову. Для богослужения монахам оставлена была кладбищенская церковь во имя преподобного Онуфрия, закрытая властью только в 1932 году, когда с Соловков были вывезены последние монахи, хотя некоторые на них (два-три человека) оставались на островах до 1937 года. Служба в Онуфриевской церкви совершалась ежедневно. Кроме монахов храм разрешалось посещать духовенству и мирянам, осужденным по церковным делам. Другие категории заключенных строго преследовались за посещение храма.

http://drevo-info.ru/articles/13673205.h...

Монастыри Калужской и Боровской епархии 25 2011 р. 15:40 На территории епархии находятся ставропигиальные монастыри: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь близ Шамордино. Епархиальные монастыри Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, всея России чудотворцем. В XVI в. служил пограничной крепостью. В 1610 году был сожжен Лжедмитрием II. Во времена церковного раскола в монастырской тюрьме содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 г. французы превратили монастырь в конюшню и сожгли верхние этажи монастырских построек. К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов. В 1923 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Полностью восстановлены 5 храмов. Крестный ход — 14 мая, в день памяти основателя обители. Святыни . Под спудом почивают мощи прп. Пафнутия. Святые мощи в ковчегах: прп. Пафнутия; прп. Нила Столобенского; блгв. кн. Анны Новгородской; мч. бесср. Иоанна; камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей: прп. Феофила; блгв. кн. Анны Кашинской; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Симеона Верхотурского; прп. Нила Столобенского; свт. Луки Одесского; прмч. Елисаветы; прп. Серафима Саровского; прп. старцев Оптинских. Частица мантии свт. Игнатия Брянчанинова; древняя икона Рождества пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пафнутия. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Обитель основана в XV в. прп. Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. В Смутное время сожжена поляками. С 1684 г. приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный монастырь. Возрожден в XIX в., когда обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией от источника и у раки прп. Тихона. К 1917 г. братии было 226 человек, действовали 6 храмов и Сретенский скит. После 1918 г. монастырь закрыт. Возвращается поэтапно с 1993 г. Действуют 7 храмов, из них 2 – в монастырских скитах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

Янич. «Будем людьми!»: Жизнь и слово патриарха Павла. Пер. с серб. П.Е. и Н.В. Лукиных. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010. – 352 с. На врезке к статье: Егор Агафонов , редактор издательства ПСТГУ. Осуществимость Евангелия . О Патриархе Павле Сербском//Фома. - – ноябрь 2010. – С.30. – (раздел « Вера »). Новомученики:   Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . «Живое пособие». Памяти священномученика Павла (Ансимова). Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2010. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 21 ноября Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Павла (Ансимова). Родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханской губернии в семье священника Георгия Ансимова. В 1906 году окончил Астраханское епархиальное училище, в 1911-м – Астраханскую духовную семинарию, в 1918 году – Казанскую духовную академию. В 1921 году был приглашен служить в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. Поехал туда с женой и детьми, пока добирались до станицы, пережили много лишений, голод, матушка просила милостыню у храмов. В 1923 году храм в Ладожской захватили обновленцы, отцу Павлу пришлось покинуть станицу. С 1924 года служил в московском храме Введения в Черкизове, в 1925 году переведен на освободившееся место священника в храме Введения на Введенской площади в Москве, но в 1929-м этот храм был закрыт, разграблен, его здание отдали под клуб. В 1930 году Павел Ансимов назначен настоятелем в храм святителя Николая в Покровском. При храме образовалась монашеская община из сестер закрытых московских монастырей. 23 июня 1930 года отец Павел был арестован по обвинению в организации сестричества и заключен в Бутырскую тюрьму. Следователь ОГПУ предложил ему оставить церковное служение, священник отказался и был жестоко избит. После месяца пребывания в тюрьме его освободили. В 1931 году храм святителя Николая в Покровском был закрыт, отец Павел вместе с сыном стали свидетелями трагического момента, когда с купола храма сбрасывали крест. С 1932 по 1935 годы Павел Ансимов служил в храме Воскресения на Семеновском кладбище (до его закрытия), а потом перешел в храм Рождества Христова в Измайловском. В 1937 году на отца Павла донесли, что его проповеди можно истолковать как антисоветские. 2 ноября 1937 года он с группой прихожан был арестован и 21 ноября расстрелян на полигоне Бутово. Погребен там же, в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-91-...

М.И. Одинцов Глава V. На родной нижегородчине. 1924–1934 годы Приемля новое назначение После покаяния и возвращения в Патриаршую церковь Сергий некоторое время продолжал жить в Москве. После всего происшедшего летом 1922 года и в последующие месяцы непросто было начинать отношения заново, и патриарх не спешил приближать его к себе. Однако теперь Сергий был в церкви, общался с членами Синода, московским духовенством, по просьбе которого стал выезжать на службы. Паства принимала его и тем самым укрепляла в нем силы, вселяла надежду на будущее. В самом начале 1924 года менялись и жизненные обстоятельства Сергия Страгородского . От митрополита Тверского Серафима, члена Синода при патриархе Тихоне, он получил письмо следующего содержания: «За уклонением в так называемый обновленческий раскол Нижегородского архиепископа Евдокима, считать Нижегородскую кафедру свободной, на каковую и переместить Высокопреосвященнейшего митрополита Владимирского Сергия» 93 . В Нижнем Новгороде владыко Сергий поселился в квартире в одном из корпусов на территории Крестовоздвиженского женского монастыря. После закрытия монастыря в 1919 году монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были впредь именовать себя «трудовая артель» и взять здания своей обители в аренду. В 1923 году им пришлось соединиться с приходской общиной, срочно созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения. 347 монахинь подали заявление о вхождении «в общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован «Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище г. Нижнего Новгорода». Именно к этой общине и был приписан митрополит Сергий после прибытия в Нижний Новгород. К этому времени Нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор в Кремле уже был закрыт. Владыко Сергий, зарегистрированный местными властями как «представитель культового сословия» в приходе Спасского храма Нижнего Новгорода, чаще всего и совершал архиерейские богослужения в этом храме. Во время пребывания Сергия в Нижнем Новгороде его постоянно посещали богомольцы, направлявшиеся в Саровскую пустынь на поклонение мощам преподобного Серафима Саровского . Они приходили в простую келью Сергия, чтобы принять от него благословение и продолжить путь. Стремились к маститому старцу и монашествующие, волею обстоятельств оказавшиеся в Нижнем. И всех принимал митрополит, одинаково одаривая вниманием и любовью. Многим из них он оказывал ту или иную материальную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30 сентября (13 октября) Священномученик Александр Орлов Священномученик Александр родился 6 августа 1885 года в селе Хонятино Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Георгиевской церкви Василия Ильича Орлова. В 1901 году Александр окончил Коломенское Духовное училище, в 1909м – Московскую Духовную семинарию и в 1911 году был рукоположен во священника. С 1920го по 1923 год он учился на естественном факультете Московского университета. В 1923 году семья отца Александра поселилась в селе Семеновском Царицынской волости в доме его тестя, священника Александра Крылова, а сам он с 1924 года стал служить в Троицкой церкви в селе Троице-Голенищево Московского уезда (ныне один из районов Москвы), одновременно он служил в молитвенном доме, издавна существовавшем в соседней деревне Матвеевская, который был закрыт под давлением властей в 1929 году. К началу 1932 года в ОГПУ стали поступать доносы, из которых сотрудники ОГПУ сделали заключение, что в «селе Троице-Голенищево… существует антисоветская группировка церковников, возглавляемая священником Орловым… и связанная с антисоветским элементом окрестных деревень – Матвеевская, Гладышево и др. Названная группировка ведет антисоветскую агитацию… Орлов… систематически обрабатывал в антисоветском духе часть местных крестьян, регулярно посещая их под видом богослужения». Все обвинения были весьма неконкретны, но усиливалось гонение на Русскую Православную Церковь, и 10 февраля 1932 года руководство Московского ОГПУ отправило начальнику Кунцевского отделения ОГПУ распоряжение – арестовать священника Александра Орлова и крестьян – членов церковного совета. 12 февраля священник и двое крестьян были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Начались допросы свидетелей и обвиняемых, священника и крестьян, один из которых показал, что они, собравшись в церковной сторожке, пили чай «и вели разговор после того, как прочли в газете статью о японо-манджурском конфликте, где кто первый начал говорить, я не помню, но следующее, что „скоро будет война, на нас идет Япония, и нам придется защищать границы, будут брать опять на войну, и крестьянам придется туговато“».

http://fond.ru/ikony/965/Aleksandr/

Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Алексеевский монастырь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Старейший в Сибири Богородице-Алексеевский мужской монастырь был основан в 1605 году в устье речки Большая Киргизка. В 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору, где и срубили деревянную церковь во имя Алексия Божьего Человека. В 1754 году церковь сгорела от удара молнии. На ее месте в 1789 году построен каменный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. С 1746 года при монастыре существовала первая на томской земле школа - Томское русское духовное училище. В 1923 году территория монастыря целиком была отдана под охрану государства, но тем не менее, в 1928-1930 годах была снесена колокольня, частично разобрана церковь, а территория застроена новыми домами. С 1979 года Казанский собор реставрируется. Каменный замок монастыря с четырьмя наугольными башнями и тремя святыми воротами был построен в 1836-1839 гг. по проекту первого томского епископа Агапита и по проекту томского губернского и епархиального архитектора К.Г. Турского. Каменный двухэтажный братский корпус с покоями настоятеля построен в 1884 г. по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1979-1995 гг. производились работы по реставрации Казанского храма монастыря в его первоначальном виде. В 1992 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось открытие монастыря. По материалам сайта tomsk.gov.ru В. Богородице-Алексеевский монастырь, 3 класса, в Томске. Основан не ранее начала XVII века, в 7 верстах от Томска, при устье реки Киргизки, и назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов кигизов и калмыков перенесен в 1656-1662 годах на настоящее место. В монастыре хранится деревянный крест 1662 года и рукописный синодик. На кладбище в ограде монастыря погребен старец Федор Кузьмич. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

http://sobory.ru/article/?object=09738

Черемисское. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Более двух тысяч жителей насчитывает ныне старинное уральское село Черемисское Режевского района . Каменный трехпрестольный храм в честь Богоявления был заложен здесь еще в 1841 году. Как многие другие храмы Режевской земли, он возводился в стиле " уральского барокко " , отличался богатым внутренним убранством и был настоящим украшением всей округи. С приходом к власти большевиков храм был закрыт в 1930-е годы. Долгие десятилетия в нем размещается сельский клуб. Церковное здание перестроено - в первозданном виде остался лишь притвор, другие помещения претерпели перепланировку. В дни больших церковных праздников жителям села приходится отправляться на богослужения в другие населенные пункты Режевского района , где есть действующие храмы. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с начала нынешнего года в Черемисском началось возрождение приходской общины. Отныне сельчане будут находиться под духовным окормлением священнослужителей храма во имя Святого Иоанна Предтечи города Реж. Источник информации - История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского Режевского района Свердловской области. Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа. 14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год. документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.

http://sobory.ru/article/?object=13333

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Анзерском Голгофо-Распятском скиту воссоздан и освящен храм (комментарий в русле истории) Соловки. Фото А.Калмыкова Разрушение Соловецкой обители XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения - офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали " инструкторами " на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. " … Не стало больше окутывавшей остров оберегаемой от века тишины; место смиренных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепая охрана; уже меркли тени прежних молельников за Русь и на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа, - душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни... несмотря ни на что! Влияние, заставлявшее вдумываться в значение подвига и испытаний " , - пишет соловецкий узник Олег Васильевич Волков.

http://sedmitza.ru/text/415847.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Документы по ранней истории орловского Введенского девичья монастыря Орловский Введенский девичий монастырь был основан в 1686 г. в городе Орле на левом берегу реки Орел (Орлик), с 1764 г. третьеклассный, необщежительный. После пожара 1843 г. переведен на восточную окраину города, в 1923 г. закрыт и перестроен под рабочий городок. С 1995 г. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. История орловского Введенского девичья монастыря неоднократно изучалась еще в дореволюционное время . Попытки изучения его истории предпринимались и . Все имеющиеся к настоящему времени сведения об обители обобщены в энциклопедической О первых же годах ее существования известно крайне мало. Пожалуй, наиболее подробное описание монастыря, в том числе и конца XVII – начала XVIII в., не утратившее своей ценности и в наши дни, составил в 1896 г. Г. М. Он же опубликовал грамоты на строительство монастыря 1686 г. и на возведение в нем каменной Введенской церкви 1703 В настоящей публикации приведены сохранившиеся документы по ранней истории Орловского Введенского монастыря (1686 – 1702 гг.). Орловский Введенский девичий монастырь появился на землях Афанасьевского погоста. В XVI в. здесь стояла деревянная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В годы Смуты начала XVII в. город Орел был практически уничтожен. Сгорела и Афанасьевская церковь. В 1636 г. по приказу царя Михаила Федоровича город начали отстраивать заново: «для бережения от Крымских и Ногайских татар на старом Орловском городище поставить город и в нем устроить ратных На месте, где когда-то располагался Афанасьевский погост, поселились внук бывшего священника Афанасьевской церкви Ивана Калинина Демка Калинин, а также боярские дети Феодосий и Макарий Телегины, приказные люди Оловянниковы, Иевлевы и др. В 1644 г. внук священника Демка Калинин просил у царя Михаила Федоровича разрешения на восстановление Афанасьевской церкви и такое разрешение получил, однако церковь так и осталась не

http://sedmitza.ru/lib/text/8561645/

     Недалеко от Чусовского завода Пермского уезда, в местечке под названием Городище, в начале XX в. был основан Благовещенский мужской монастырь. Основателем этого монастыря считается игумен Серафим (Кузнецов), получивший благословение на это благое дело от преосвященного владыки Палладия. Официально монастырь был закрыт властями в 1921 году, но его существование прекратилось только в 1929 г., после ареста последнего настоятеля — иеромонаха Нифонта (Агафонова) . Благодаря открытым для исследователей материалам Пермского государственного архива социально-политической истории (ПермГАСПИ) сегодня мы имеем возможность получить представление о содержании следственных документов, с ним связанных, и об образе действия «правосудия» в период сталинского «большого террора». Начало пути Биографические сведения о схиигумене Кирилле (Агафонове) довольно скупы. До сих пор основным источником была книга В.И. Костиной «Духовный пламень Белогорья» . Будущий схиигумен Кирилл (Агафонов) до монастыря носил имя Николай Павлович. Родился он в 1880 г. в поселке Пашия Чусовского района и семи лет был помещен в Пермский детский приют св. равноапостольной Марии Магдалины. В августе 1901 г. Николай был назначен учителем в министерскую школу в Юговский завод. Пел и читал на клиросе в Юговской церкви. В 1901 г. Николай уехал в Петербург и поступил в консерваторию. До февральской революции он жил в Москве и служил в одном из Императорских театров. В 1910-1917 гг. он был известен как артист и певец Московских, Петербургских (Петроградских), Казанских театров. В молодости его связывала дружба с Федором Ивановичем Шаляпиным. Его духовное «воскресение» относится к периоду гражданской войны В 1917 г., оставив артистическую карьеру, Николай Павлович Агафонов вернулся на родину. Жил в с. Ляды вместе с матерью — просфорницей Сретенской церкви — и сестрой Надеждой, был псаломщиком в церкви. По-видимому, его духовное «воскресение» относится к периоду гражданской войны; в 1919 г. он стал насельником Городищенского монастыря, где нес послушание на клиросе. Впоследствии послушник Николай Агафонов принял постриг с именем Нифонт. В июле 1920 г. он был возведен в сан иеродиакона епископом Пермским и Кунгурским Сильвестром (Братановским). В 1921 г. он был впервые арестован, однако вскоре освобожден и направлен во Введенскую церковь села Окуловка Оханского уезда. В январе 1923 года из Введенской церкви иеродиакон Нифонт был переведен на прежнее место службы — в Городищенскую Благовещенскую церковь. В 1924 г. о. Нифонт был возведен в сан иеромонаха и назначен настоятелем Благовещенской церкви.

http://pravoslavie.ru/105486.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010