С.К. Севастьянова Приложение 4. Переписка патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1658–1666 гг. (Воскресенский период) Тексты Ниже публикуются 17 посланий и писем патриарха Никона царю Алексею Михайловичу, составленные в 1658 – 1666 гг. Издаваемые тексты хранятся в РГАДА, в фонде приказа Тайных дел (ф. 27, оп. 1) и ОР ГИМ в Синодальном собрании грамот. В XIX в. многие из этих текстов издавались как исторические источники в составе документов «дела» патриарха Никона . Сравнение изданий с оригиналами выявило неточности в передаче подлинников, что объясняет необходимость нового издания текстов. Письма публикуются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Издаваемые рукописи, как правило, плохой сохранности; при публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «г» – год и т. п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: текст утрачен из-за механических повреждений бумаги; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. Мной не отмечаются случаи употребления издателями – – на месте -е-; не различаются: окончания прилагательных -ой (-ей, -ый), -ему (-ому), -ым (-им), -ого (-аго); существительных -ем (-ям), суффикс -енн- (-ен-), окончания дат. п. ед. ч. -у (-ю) в отчествах Михайлович и Алексеевич; прилагательных -ого (-ово), суффикс -енн- (-ен-), предлоги з/с, из/ис; чередование -у (-ю) после шипящих в корне и в окончании существительных, варианты написания слов типа: Росия – Россия, всеа – всея. Звездочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях. 1658 г 1.Челобитная патриарха Никона царской семье с просьбой о прощении за отъезд в Воскресенский монастырь (конец июля)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.К. Севастьянова Приложение 5. Переписка патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1667–1675 гг. (Ферапонтовский период) Тексты Ниже публикуются 38 посланий патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и членам царской семьи. Издаваемые тексты хранятся в РГАДА, в фонде приказа Тайных дел (ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3; д. 140а, ч. 1 – 4). С XIX в. послания патриарха Никона царю из заключения в Ферапонтовой монастыре издавались фрагментарно и отрывочно, в основном в качестве документов «дела» Никона. Характер таких изданий отразился на качестве публикаций: тексты не имели реального комментария, а порой их воспроизведение не соответствовало подлинникам. В виде единого комплекса переписки из Ферапонтова монастыря патриарха Никона с царем эти тексты издаются впервые. Публикация текстов подчиняется хронологическому принципу. Перед каждым документом указывается место его современного хранения и источник его предыдущей публикации. Письма Никона издаются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Издаваемые рукописи, как правило, плохой сохранности, при публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «сен.» – сентябрь, «де» – день, «архим.» – архимандрит и т.п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: выцвели чернила, текст затерт писцом, утрачен из-за механических повреждений бумаги или скрыт под остатками печати; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. Звездочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях 1667 г. 1.Челобитная патриарха Никона всем членам царского семейства (7 сентября)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы человек оставался собой и храм оставался храмом Испанский характер в каком-то смысле похож на русский. Колебания между глубокой религиозностью и очень агрессивной антирелигиозностью — это свойственнои нам, и испанцам. 26 ноября, 2012 Испанский характер в каком-то смысле похож на русский. Колебания между глубокой религиозностью и очень агрессивной антирелигиозностью — это свойственнои нам, и испанцам. Православие за границами канонической территории, храмы и приходы в странах совершенно иной культуры, иных традиций. Почему они там появляются, чем живут, каким видят свое будущее? На наши вопросы отвечает протоиерей Андрей Кордочкин – настоятель православного прихода в честь Рождества Христова в испанской столице. — Отец Андрей, Вы строите православный храм в Мадриде. Расскажите, пожалуйста, об этом. — Когда меня определением Священного Синода направили в Мадрид, я спросил руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Кирилла — нынешнего Святейшего Патриарха, какие задачи передо мной стоят, что мне нужно будет сделать в первую очередь. Он ответил, что нужно строить храм. Когда я приехал в Мадрид — это было восемь лет назад, — приходское помещение располагалось на первом этаже многоэтажного жилого дома. Ранее там были переговорный пункт и фруктовая лавка. В казне прихода лежало 100 евро, и перспектива строительства совершенно не казалась реальной. Более адекватным решением представлялось найти помещение получше, пусть временное. Через два года мы переехали в то место, где богослужения совершаются сейчас. Это одноэтажное здание, бывшая мебельная мастерская. Но в нем, по крайней мере, помещаются все те люди, которые хотят участвовать в богослужении, до двухсот человек. И в то же время мы начали решать вопрос о выделении земли для строительства храма. Это оказалось самым сложным делом и заняло больше всего времени. Нам помог российский президент Дмитрий Медведев, посетивший Испанию весной 2009 года; мэром города было обещано решить вопрос о выделении земли.

http://pravmir.ru/chtoby-chelovek-ostava...

О времени сложения служб и датировке житий святых Бориса и Глеба Святые страстотерпцы Борис и Глеб До последнего времени служба, точнее, службы святых Борису и Глебу не были предметом специального рассмотрения, хотя, несомненно, установление времени их возникновения могло существенно помочь как в восстановлении всего процесса канонизации святых страстотерпцев, так и в датировке двух их житий, каждое из которых, как оказалось, связано с определенной службой. Исследования служб, проведенные Н.С. Серегиной и Е.В. Антоновой, появились уже после публикации мной статьи (исследовательницы с ней остались не знакомы) с предварительными выводами о времени канонизации свв. Бориса и Глеба и написания их житий (Ужанков А.Н. К вопросу о времени написания " Сказания " и " Чтения " о Борисе и Глебе//Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. - М., 1992. - С. 370-412.) и не только не противоречат им, но и существенно дополняют. Разыскания Н.С. Серегиной показали, что " все сохранившиеся до наших дней стихирари домонгольского периода содержат стихиры Борису и Глебу лишь в разделе на 24 июля. На 2 мая в древнейших списках стихирарей служба не фиксируется (выделено мной. - А.У.) . Известен лишь кондак Борису и Глебу на 2 мая - " мученика Христова " . Самым ранним указанием службы на 2 мая являются несколько стихир в ненотированной рукописи конца XIV в РГБ, ф. 304, 22, причем, что для нас очень важно, в этом разделе помещаются не новые стихиры к празднику перенесения мощей, а " выписаны уже известные ранее стихиры из службы на 24 июля " . Та же ситуация повторяется и в другом стихираре XIV в., (РГБ, ф. 113, 3), " содержащем в разделе на 2 мая стихиру " Придите, восхвалим " , также известную на 24 июля " . (Серегина Н.С. Песнопения русским святым. - СПб., 1994. - С. 93. (Далее в тексте указаны только цитируемые страницы).) Специально приуроченные к празднику перенесения мощей святых 2 мая стихиры появляются в служебной минее только в XV в. Но, что опять же интересно, " все стихиры на 24 июля могли выборочно входить в службу 2 мая, и только пять стихир принадлежат исключительно службе 2 мая и не используются 24 июля " (С. 93) . То есть, мы получаем ещё одно существенное подтверждение и первенства дня памяти 24 июля, и его приоритета перед другими борисоглебскими праздниками (2 и 20 мая, 5 сентября).

http://pravoslavie.ru/5289.html

Архиепископ Ташкентский и Узбекистанский Викентий: человек страдает из-за того, что не знает правила поведения 9 августа, 2011. Новостная служба «Мы все происходим из одного государства, который назывался Советский Союз. Я был в нескольких епархиях: в Молдавии, Приднестровье, Гагаузии, Абакане, 12 лет на Среднем Урале… Везде, поверьте, одни и те же проблемы». 27 июля 2011 года в ходе состоявшегося в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа, включающего Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. Главой округа был назначен бывший архиепископ Екатеринбургский Викентий . В свою очередь, из состава Екатеринбургской были выделены две новые епархии. В преддверии отъезда к новому месту служения архипастырь встретился с уральскими журналистами. О делении епархии Это делается для того, чтобы архиерей был ближе к народу. Одному архиерею управлять большой кафедрой довольно непросто. В нашей области 530 приходов! И есть перспектива, что их будет больше. Например, до революции на Среднем Урале было полторы тысячи приходов. А жителей тогда было полтора миллиона человек. То есть на тысячу человек был один храм. Нам нужно достигнуть такого же уровня. Как раз архиереи вновь созданных епархий и будут, в частности, работать над тем, чтобы увеличить количество храмов, чтобы увеличить нравственное влияние на общество, чтобы бороться с негативными сторонами жизни. До заседания Священного Синода я не знал, что епархия будет разделяться. Узнал об этом из решения Священного Синода и был удивлен. Думал, что со мной проконсультируются, ведь я хорошо знаю ситуацию в епархии и мог бы высказать свои соображения по поводу ее разделения. Но узнал уже о принятом решении. О «наследии» — Мы все происходим из одного государства, который назывался Советский Союз. Я был в нескольких епархиях: в Молдавии, Приднестровье, Гагаузии, Абакане, 12 лет на Среднем Урале… Везде, поверьте, одни и те же проблемы, которые создала советская власть. Думаю, что и в новом моем послушании будет такая же ситуация, ведь эти нынешние государства когда-то были республиками одной страны. Стало быть, они также пропитаны той идеологией. Везде нужно работать над тем, чтобы восстановить в сознании людей те ценности, которыми жила православная Россия на протяжении многих веков.

http://pravmir.ru/mitropolit-tashkentski...

В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. Образ такого рода космической катастрофы есть уже у пророков Амоса, Иезекииля, Исаии, Даниила, Иеремии. Эта сцена у Матфея написана чисто библейским языком. Так представляли День Господень пророки: землетрясение, померкшее солнце, мёртвые, которые выходят из гробов… Настал День Господень. Настал День Суда . Ничего подобного нет в Евангелии от Иоанна. В нём Спаситель, стоя перед нами в Своём застиранном хитоне, просто говорит: «Ныне суд миру сему» (Ин 12: 31). На самом деле и здесь и там говорится об одном — только по-разному. В Евангелии от Марка подчёркивается, что Крест связан с тремя определёнными моментами дня: «Был час третий и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого . В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” что значит: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”… Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (выделено мной. — Г. Ч. ) (Мк 15: 25, 33–34, 37). До сих пор утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы , а перед наступлением вечера совершается девятый час . Евангелие от Марка навсегда связало Крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня. В Евангелии от Марка есть ещё одна деталь, на которой не останавливаются другие евангелисты. После смерти Иисуса к Пилату приходит Иосиф из Аримафеи с просьбой отдать ему Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и спросил, давно ли (Мк 15: 44). «Удивился, что Он уже умер» — это важное сообщение для нас сохранил только Марк.

http://pravmir.ru/absolyutno-cheloveches...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пророческое служение К 80-летию Василия Белова 21.10.2012 472 Время на чтение 4 минуты Публицистике Василия Белова присуще удивительное свойство: с течением времени она не теряет свою силу, а наоборот, становится еще более значимой для национального самосознания. «Многие русские поэты и писатели осознавали свое служение как пророческое, - говорит Патриарх Кирилл. - Нередко они первыми ставили вопросы, которые со временем (выделено мной - В.Б.) осознавались как общечеловеческие проблемы...» (2). В самом начале своего великого и скорбного пути Василий Белов понял, в каком расколотом духовном пространстве мы находимся: «Наша культура, наша духовность где-то во времена Пушкина пошла по двум направлениям: светская культура и культура чисто духовная, религиозная. Они как бы разошлись, и один, чаадаевский или декабристский путь, а другой - путь наших священнослужителей, духовенства. Это было трагическое и, как мне кажется, искусственное разделение». (1, С. 59). - Здесь и далее цитируется этот источник. - В.Б.). Уже тогда Василий Белов обладал поразительными, потрясающими познаниями. Он в 1970-е годы читал запрещенные труды Константина Леонтьева, Михаила Меньшикова, Константина Победоносцева, Св. Прав. О. Иоанна Кронштадтского, Льва Тихомирова, гонимого Игоря Шафаревича, не говоря уже о Федоре Достоевском и Иване Ильине. Признаемся, положа руку на сердце: так ли часто мы советуемся с ними? Увы, у нас каждый - сам себе философ. В философии, политике, литературе и футболе у нас разбираются все. Василий Белов, как и его друг Шукшин, все эти годы «был в центре борьбы за национальную, а не интернационально-еврейскую Россию». (С. 326). Он выступал против «рационального» упрощения, против стандартизации нашей жизни, твердил про геноцид русских, но его слова пропускали мимо ушей, - мол, преувеличивает мужичок, надо шагать в ногу со всем миром. Теперь и сама жизнь миллионов не нужна - проще сократить население... Василия Белова снисходительно, а то и презрительно называли «деревенщиком»: «Ату его! - кричат идеологические и технические прогрессисты. - Он же идеализирует прошлое!» (С. 45). На самом деле Белов уже тогда увидел в крестьянстве (и не только в крестьянстве!) носителя православного сознания, смертельно опасного для либералов.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/22/...

На наш взгляд, текст основывается на целостной экуменической концепции, которая выстраивается последователями экуменизма последние 100 лет. Основополагающим моментом в данной концепции является отрицание Православной Церкви как Una Sancta (Единой Святой)7, и это отрицание связывается с опорной идеей о «наличии множества церквей на земле». Давайте вспомним, что на соборе именно этот тезис стал спорным моментом и явился причиной того, что многие епископы не подписали заключительных документов. Напомним свидетельство митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса) о том, что на делегацию Элладской Православной Церкви было оказано невероятное давление, с тем чтобы она признала неверное утверждение, будто существуют и иные церкви кроме Православной8. В этой связи в текст было вписано утверждение о том, что «Православная Церковь признаёт историческое наименование других, не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий» (п. 6), «несмотря на то, что они включают в свой состав не все инославные христианские церкви и конфессии» (п. 16)9 (выделено и переведено мной. — Р.К.). В связи с указанными моментами Святой Синод Болгарской Православной Церкви отмечает, что «наличие множества церквей недопустимо в соответствии с догматами и канонами Православной Церкви... Добавление выражения ”историческое наименование”, а также пояснения о том, что инославные исповедания не находятся в общении с Православной Церковью, не отменяют проблематичности и ошибочности данного текста»10. Святой Синод четко поясняет, что «первоначально в п. 2 документа полагается за основу, что „Православная Церковь основывает единство Церкви на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и на общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольской преемственности и святоотеческой традиции и переживается в ней [Церкви] доныне”. Добавление выражения „историческое наименование”, а также пояснения о том, что инославные исповедания не находятся в общении с Православной Церковью, не отменяют проблематичности и ошибочности данного текста.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2770

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь       Если вы хотите Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь, вот адрес:       Monastery of St. PANTELEIMON, 63087, DAPHNI, MT. ATHOS, GREECE Комментарии Всего комментариев: 1883 2014/01/19, 10:47:15 Дорогие отцы и братия!Прошу Ваших молитв о здравии Раисы и Иулии.Помощи в житейских делах.Помогите мне исцелиться от ожирения.Спаси вас Господи 2014/01/18, 02:03:24 Здрасте,очень прошу, молитесь о моем сыне, его имя Иоанн, о здоровье его и духовного развития, пожалуйста. Василиса 2014/01/17, 18:42:58 спаси Господи !!! раба Божия Вера 2014/01/17, 18:42:07 Доброго времени суток всем ! Святые отцы ! Прошу Вас помолиться за мою семью состоящую из 2-ух человек р.Б Димитрий и р.Б Вера, молиться о том , чтоб родились в нашей семье живые и здоровые детки . 15 лет мы живем, в 2011 году была внематочная беременность ( зачатие с помощью врачей ), в 2013 г врачи сделали ЭКО, все шло хорошо, и за два дня до родов наш сыночек перестал двигаться, остановилось сердечко. Умом все понимаю, Господь нас скорбью от грехов наших очищает, молимся о прощении, как могу благодарю что все именно так стало, ведь если б это случилось после родов, с ума сошла бы.Чуствую помощь Господа, дает силы, а сердце на части рвется, страшно от одной мысли, что не вымолим прощения для рождения чад своих. Я умоляю ВАС ! В этом избранном Богом месте прибывает ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ и САМ ИИСУС ХРИСТОС !!! ПОМИГИТЕ , ПОМОЛИТЕСЬ вместе с нами. жду Божиего чуда всегда... С Уважением и ожиданием. [выделенный текст] Раба Божия Вера раба Божия Вера 2014/01/14, 20:09:14 Святые Старцы, Отцы и Братья! С Рождеством Христовым! Прошу вашей молитвы перед Господом нашим о р.б. Елене. Прежде всего хочу покаяться перед Господом нашим во всех своих грехах, вольных и невольных. Видно прожила я всю свою жизнь не верно. Редко ходила в Храм, не умела правильно молиться, не соблюдала постов, не исповедовалась и не причищалась. Да и поступки совершала не всегда правильные. Прожила с мужем 41 год, казалось все было хорошо, на самом деле нет. Я каяюсь Господи перед тобой, что не всегда правильно понимала своего мужа, у которого была очень ранимая душа. Многие вещи из его прошлой жизни я узнала слишком поздно, поэтому не всегда могла ему помочь. Теперь он умер, я чувствую себя виноватой, что мало дала ему радости в жизни, правда родила ему сын, которого он обожал и жил со мной ради сына. А мою любовь он не принимал, т.к. в молодости у него была личная драма. От всего сердца прошу прости меня Господи, помилуй, помоги пережить мое горе. Направь меня на праведный путь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Ныне и присне и вовеки веков. Аминь. Р.Б.Елена.

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=25

поиск:   разделы   рассылка Наталья Горенок Митрополит Лонгин: Я надеюсь, что новые архиереи будут ощущать поддержку своей паствы Источник:  Православие и современность 12 октября в пресс-центре газеты " Комсомольская правда – Саратов " прошла пресс-конференция Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. В ходе встречи Владыка рассказал о решениях Священного Синода Русской Православной Церкви – об образовании двух новых епархий на территории Саратовской области и создании Саратовской митрополии, и ответил на вопросы журналистов саратовских печатных и электронных СМИ. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 5–6 октября этого года в Москве, из состава Саратовской епархии было выделено еще две канонические структурные единицы, две епархии – Покровская и Николаевская, Балашовская и Ртищевская. Были определены также кандидаты в архиереи, которые были представлены мной, утверждены на заседании Священного Синода, и в ближайшее время состоится их хиротония – возведение в сан епископа. Всего на Синоде было учреждено 10 новых митрополий: в Мордовии, Приморье, в Свердловской, Ростовской, Оренбургской, Рязанской и Иркутской областях, в Хабаровском и Красноярском краях. Таким образом епархии в этих регионах были и разукрупнены, и в то же время объединены в особую структуру, которая в общем не нова для Православной Церкви, поскольку митрополии (это промежуточное территориальное объединение нескольких епархий в составе Патриархата) существовали еще в первые века церковной истории, и вопрос о возвращении подобной практики в Русской Церкви поднимался неоднократно, начиная с XVII столетия. Последний раз – на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в 1917–1918 годах XX века, когда было принято решение о том, что епархии Русской Православной Церкви нуждаются в разукрупнении. Действительно, ни в одной Поместной Православной Церкви нет епархий, протяженность границ которых составляет несколько сотен, а порой и тысяч километров, и население которых может составлять не только сотни тысяч, но и миллионы человек. Для сравнения могу сказать, что самые большие епархии в православных странах, таких, как Румыния и Болгария, насчитывают не более 100 – 200 тысяч человек, а епархии в Греции по нашим меркам просто крошечные: там есть епархии, в которых проживает 10 – 20, максимум 30 тысяч человек. Можно привести в пример также Грузинскую Православную Церковь. Вы знаете, что в Грузии живет сегодня совсем не так много людей – чуть больше трех миллионов, то есть население этой страны приблизительно равно населению Саратовской области. А в Грузии сегодня 38 епархий.

http://religare.ru/2_89600.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010