1 По другим сведениям — в 1921 году. 2 Монах Иосиф Дионисиатис . Старец Арсений Пещерник, сподвижник Иосифа Исихаста. М., 2002. С. 94—95. 3 Иосиф монах . Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и учение. ТСЛ, 2000. 4 Материалы о первом посмертном чуде взяты с официального сайта Ватопедского монастыря: http:/vatopaidi.wordpress.com 5 Платон. Теэтет, §176а. — Авт .Примечания, авторство которых не указано, принадлежат греческому изданию 1993 года. Ред . 6 Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. Слово 1. 7 См.: Софроний (Сахаров), архим . Видеть Бога как Он есть. О страхе Божием. 8 См.: Там же. 9 Здесь Старец употребил слово παροικα (проживание на чужой земле), желая подчеркнуть, что мы не просто странники, а люди, принадлежащие иной земле, иному, Небесному, Отечеству — Перев . 10 Ср.: «Не злоупотребляй мыслями, чтобы в силу необходимости не злоупотреблять и вещами» (Максим Исповедник, прп . Главы о любви. Вторая сотница, гл. 78). — Ред . 11 Здесь и далее выделено автором. 12 Одну третью часть кафисмы. — Перев . 13 Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. Слово 31. 14 Петр Дамаскин, прп. Творения. Слово 24. — Ред . 15 Так у старца Иосифа. Ср.: «Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу» (Максим Исповедник, прп. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница, гл. 3). — Ред . 16 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. Третья сотница, гл. 57. 17 Ср.: Кондак отцев, глас 6 (по 6-й песни канона утрени) в Неделю святых отец, — Ред . 18 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. Сотница вторая, гл. 66. 19 См.: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»: 20 Дословно — «мозаичному». Имеется в виду откровение Ветхого Завета, которое еще апостол Павел называл знанием и пророчеством отчасти (см.: 1 Кор. 13:9).— Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3412...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чехов с собачкой 4 мин., 22.03.2010 На ялтинской набережной вот уже шестой год гуляющих приветствует скульптурная композиция — Чехов и дама с собачкой. Эта живописная группа изображает не просто автора и его героев, а воспроизводит, как открыли исследователи, эпизод из биографии самого писателя. Но разговор сейчас не о жизни Чехова, а о его рассказе. Дмитрия Дмитрича Гурова писатель явно наделил автобиографическими чертами. Интеллигентный, обходительный, «во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их; он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним». Как и Чехову в период создания рассказа, «ему не было еще сорока». Приключение, aventure, случившееся в Ялте, — из разряда обыкновенных курортных романов, каких миллионы, и не заслуживало бы оно особенного внимания, если бы не «собачка». Именно она позволяет напасть на след тайной мысли писателя. («Славный народ — собаки!» — говаривал иногда Чехов.) Благодаря белому шпицу состоялось знакомство Гурова с Анной Сергеевной, он незримо присутствует при развитии их отношений, а потом помогает Гурову найти в незнакомом городе С. свою даму. Даму, надо заметить, не с камелиями, а с собачкой. К неожиданной связи она отнеслась «очень серьезно, точно к своему падению» Здесь и далее все курсивные выделения сделаны автором статьи. — Ред.. У Чехова, как всегда, ни грамма скучной назидательности и ни следа нравственного дидактизма, но вся суть выражена в деталях и метко подобранных словах. И вот Анна Сергеевна «задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине». Чехов ретуширует этот акцент через иронию главного героя, которого «раздражал наивный тон, это покаяние, такое неожиданное и неуместное». Однако слова «падение», «грешница», «покаяние» здесь отнюдь не случайны. Гуров со своей дамой, которой, как выясняется, чуть больше двадцати, дружат, гуляют, наслаждаются прекрасными видами Крыма. В Ореанде, рядом с церковью Покрова Божией Матери, они сидят на скамейке, которая сохранилась до наших дней, и созерцают Ялту в утреннем тумане, во всем ее великолепии. Именно здесь, около храма, происходит не сюжетная, но смысловая кульминация рассказа. Они смотрят на море. Они размышляют о вечности. «Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

http://foma.ru/chexov-s-sobachkoj.html

1 Драхма — единица измерения веса, равная 3,2 грамма. — Прим, переводчика. 2 Франки — традиционное для греческого мира обозначение всех вообще западных христиан. — Прим, переводчика. 3 Здесь и далее выделено автором. 4 Имеется в виду раб, получивший два таланта и приобретший другие два — Ред. 5 В данной главе старец пишет слово «Любовь» с прописной буквы, чтобы подчеркнуть значение добродетели любви. Мы сохраняем правописание автора. 6 Старец говорит здесь о некотором непрерывном процессе, имеющем три фазы: излияние божественной благодати на все творение, благодарение, приносимое за это творением Творцу и ответное дарование благодати творению. — Ред. 7 Старец Иосиф представляет все творение Божие в виде трех частей: бесплотных Ангелов, видимого вещественного мира и человека, занимающего промежуточное положение между ними в силу двусоставности своего естества. — Ред. 8 См.: Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Гл. 11. 9 См.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. Сл. 20. С. 305. 10 Полночь обычно соответствует шести часам после захода солнца. — Прим., греческого издателя. 11 В русском издании это слово Восьмидесятое. — Прим., переводчика. 12 См.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994. Т. 1. Сл. 20. С. 305. 13 Далее с незначительными поправками стилистического порядка воспроизводится текст девятой главы рукописи старца, уже приведенный выше (см. часть III), начиная со слов: «Как же начать мне похвалу моей Любви?» — и до конца завершающего главу стихотворения. См.: С. 275. — Прим, переводчика. 14 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. Слово 16. 15 Там же, Слово 8. 16 Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. Слово 39. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3410...

Антиох Стратигий [греч. Αντοχος Στρατγιος] (VII в.), мон. лавры  Саввы Освященного . Очевидец захвата Иерусалима армией шаханшаха  Хосрова II  в 614 г., описанного им в историческом соч. «Взятие Иерусалима персами». Был одним из пленников, уведенных в Персию вместе с Патриархом Иерусалимским  Захарией  (609–631). А. С. бежал из плена «по малодушию», как он сам писал о себе, и стал помогать игумену мон-ря св. Феодосия  Модесту  (впосл. Патриарх Иерусалимский, 632–634), оставшемуся «местоблюстителем Апостольского (т. е. Патриаршего) престола», восстанавливать святыни Иерусалима. В своем сочинении А. С. подчеркивает мудрость Патриарха Захарии, понимавшего неизбежность разорения Святого града по грехам народа и безуспешно пытавшегося заключить мирный договор с персами, к-рому противились представители венетов и прасинов (см.  Димы ). А. С. перечисляет погибших в разных местах Иерусалима (общее число – 66 509), приводит послание Патриарха Захарии из плена и в завершение повествует о возвращении имп.  Ираклием  похищенного персами Честного и Животворящего Креста Господня в храм Воскресения 21 марта 631 г. От греч. оригинала сочинения А. С. сохранились только разрозненные фрагменты. Полностью оно имеется в араб. переводе, где надписано именем Евстафия, и в груз. (возможно, переведенного с араб.), где автор назван Стратигием. Нек-рые исследователи отождествляли А. С. с его современником прп.  Антиохом , автором «Пандектов», но эта гипотеза не получила подтверждения. Соч.: PG. 86. Col. 3227–3233 [Послание патриарха Захарии]; Ibid. Col. 3235–3268 [О персидском пленении, греч. фрагменты]; Марр Н. Я. Антиох Стратиг: Пленение Иерусалима персами в 614 г. СПб., 1909 [груз. текст с рус. пер.]; Κλλιστος, ρχιμ. Αντοχος Στρατγιος, λωσις τς Ιερουσαλμ π τν Περσν τ 614//Να Σιν. 1909. Τ. 9. Σ. 81–95, 185–202, 355–370. 1910. Τ. 10. Σ. 32–51 [рец. на кн. Н. Марра и новогреч. вольный пер.]; Сопувеаге F. C. Antiochus Strategos» Account of the Sack of Jerusalem in A. D. 614//EHR. 1910. Vol. 25. P. 502–517 [англ. nep.]; Peemers P. Recherches d " histoire et de philologie orientales. Brux., 1951. Vol. 1. P. 78–116 [араб. mekcm]; Garimme G. La prise de Jérusalem par les Perses en 614. Louvain. 1960. Vol. 1–2 [груз. текст с лат. пер.]. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Ιερος. Σ. 266–268; Cerulli E. La conquista persana di Gerusalemme ed altre fonti orientali cristiana di un episodio dell» Orlando Furioso//OCP. 1946. Vol. 15. P. 439–481; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 449–450; Kazhdan A. Antiochos Strategos//ODB. Vol. 1. P. 119–120. Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Антиох Стратигий. 542 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Беседа 1. На Рождество Значение Рождества Христова. Формулы сотериологии (36 В). Предсказания Ветхого Завета. 1) Ис. 53, 9 . 2) Вар. 3, 38 . После этого был видим на земле, и обращался с людьми (37 В). Ис. 7, 14; 9, 6 : «Се, Дева...» Из этих слов узнаётся образ явления. Нерастленная Дева зачнёт телесно нетленный Светильник. Надлежало священнейшему Логосу низойти к нам до плоти, чтобы через воплощение обновить тех, кого создал, будучи бесплотным Божеством и которые изветшали по причине греха, и уготовать их нетленными подобием тленного (37 D – 40 А). 3) О, Отроча, старейший небес! О, треблаженный Сын, носящий начальство на раме Своём, не жаждущий получить его от другого. Ибо Логосу врождено начальствование, как Сыну, над всем, а не чуждо, как твари (40 А). Рождество- τς φθαρσας μυστριον (40 В). Небесный человек явился от Израиля... произрос людям росток вечной жизни. Владыка небесных и земных произошёл из боку Девы; ради искупления мира пришёл в мир тления (40 В, С). О, чудо! В яслях сей Дитя ночует, неописуемый небесами, согревается женскими объятиями кратким словом всё Создавший, питается молоком от пречистых сосцов Девы Даровавший по благодати бытие всем вышемирным силам (40 С). 4) Великое и премудрое наступление на дьявола (40 D). Освобождается мир через Деву, через деву прежде впадший в грех (41 А). Через девственное рождение приводится в замешательство столь многое полчище невидимых демонов (41 А). Владыка соделался со бразным рабам, чтобы рабы стали снова со бразными Богу (41 А). О, ясли, соучастники херувимов и равночестные серафимам! Ибо вечно Носимый их троном в тебе пребывает телесно. О, Мария, обладающая Создателем всего перворождённым! О, человечество, давшее телесное осуществление и потому предпочтимое поднебесным и мысленным силам! Ибо не восхотел Христос преобразиться в образ архангелов или в неизменяемые образы начал, сил, властей, но тебя понёс, ниспавшего к изменению и сравнявшегося с неразумными животными (41 А, В). Оно получило такого Врача, что по изгнанию болезни получило большее спасение, чем здоровое (41 В). Победа над дьяволом (41 В). 5) Мы призваны к сыноположению и общению с Богом (41 В). Мы должны обращаться с ангелами и предстоять небесному трону Царя (41 С). Мы должны возблагодарить Бога своим поведением, чтобы стать просветителями мира, светом для язычников. Клятва (41 С- 44 А, В). 1 Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред. Читать далее Источник: Труды по патрологии/И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-./Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743, с. : портр./Святой Амфилохий, епископ Иконийский. 219-310 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Беседа 2. На Сретение, о Богородице, Симеоне и Анне 1) Похвала девству, как равноангельскому состоянию, но похвала и браку, как равночестному (44 С, D – 45 А, В). 2) Что сказано в законе вообще о первом плоде брака, то совершилось в Господе (45 В). «Всяк мужеский пол, разверзаяй утробу, наречется свят Богу». Это хотя сказано вообще, но относится к одному Господу, потому что Он только разверз утробу рождением и только Он был свят (48 А, В, С). 3) Но возразят: если так, то Дева не сохранила девства, ибо Её утроба была разверзнута. Ответ: что касается природы Девы, никоим образом врата девства не были отверсты, ибо Иезекииль говорит: врата заключены будут (44, 2). Но что касается силы рождённого Владыки, то ничто не закрыто Господу, но всё открыто (48 С – 49 А). Как девство, так брак и вдовство могут быть истинными и неистинными. 4) Истинное вдовство. Пример Анны пророчицы. Призыв женщин к подражанию ей (49 В, С, D). 5) Похвала Анне с намёками на вдов, не похожих на неё. Анна «исповедала Дитя Богом, сильным Врачом и Искупителем, Разрешителем грехов» (52 А, В, С). 6) Младенец, питающийся от сосцов, обрезанный, сотворил веки, простер небо, отверз хляби, вывел из Египта наших предков (духовный Израиль), рассёк Чермное море, клялся Аврааму. Не соблазняйтесь видом младенца. Один и Тот же – и Младенец и с Отцом не имеет начала. Один и Тот же и исчисляется годами и род Его никто исповесть. Одно – по причине рождения от Девы, другое – по непостижимости субстанции. 7) Подвиг вдовства, как подвиг верности первому мужу. Разрешается вступать в брак лишь в том случае, если от первого брака нет детей (53–55). 8) Толкование слов: «... На падение и на восстание многих, и Тебе Самой оружие пройдет...» Обращение к Деве Марии: «Достаточно Тебе, Дева, называться Матерью, достаточно быть Питательницей Питающего мир, велико для Тебя по плоти носить Носящего вся. Христос, в Тебе обитавший, и во мне ныне Сам же уготовал слова эти» (56 В, С). «Знамение пререкаемо» – крест. В этом знамении пререкали Господа и делом (заушения, заплевания) и словом. Печаль Девы. Её жалобы. Дева Мария печалилась так потому, что ещё не знала силы воскресения, не знала, что оно будет скоро. Поэтому после воскресения радовалась (57 В, С). Доказательство от Писания, что «знамение пререкаемо» есть крест (57 С – 60 А). Единство Ветхого и Нового Заветов, как произведений одного Бога (57 С, D). 1 Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред. Читать далее Источник: Труды по патрологии/И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-./Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743, с. : портр./Святой Амфилохий, епископ Иконийский. 219-310 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Беседа 3. О Лазаре четверодневном 1) Лазарь – начаток воскресения (60 А). Зависть фарисеев, задумавших убить Лазаря, потому что они не могли отрицать его воскресения. Действительность других чудес можно было отрицать, но отрицать воскресение Лазаря было нельзя (60 А – 61 А). Он воскрес юным, обновлённым (60 D). 2) Когда Лазарь умирал, Господь не присутствовал при этом и не видел смерти его телесными очами, но по Божеству Своему везде присутствовал и всё исполнял ( πανταχο παρν, κα τ πντα πληρν–61 Α). Слова Марфы. Ответ Господа: «Называешь Господом, а мыслишь не Господом» (61 А, В). 3) «Где положисте Его?» Ужели Он не знал? Но употребил этот способ речи, чтобы следовали за Ним (61 С). Толпа последовала из любопытства. Раннейшие примеры воскресения были сомнительны, потому что воскресали недавно умершие и можно было думать, что они были в обмороке. Теперь Христос воскрешает явно умершего (63 А). 4) Едва увидев гроб, Он прослезился. Какая надобность была в слезах, если Он хотел воскресить? Прослезился, потому что Господь всё делал разумно. Прослезился, чтобы обнаружить мнение сопровождавших, какое они имели о Нём. Поэтому, увидев Его плачущим, начали говорить: «Видишь, как Он любил его» (64 В). Приказывает иудеям отвалить камень от гроба, чтобы они по запаху тления убедились в действительности смерти. «Лазарь, гряди вон». Δεσπτης воззвал, никто не может ослушаться. «Прежде чем я сойду, изыде в тебе залог – во мне совершенное воскресение» (64 С, D). 5) Господь не нуждался в многословии. Однажды сказал – и воскресил того, кого создал. Не жаловался, как Илия; не сомневался, как Елисей. Звуком голоса разбудил спящего. Ад , поражённый внизу, выдал Лазаря. Душа Лазаря, получившая новые силы и вызванная ангелами, собственное тело обратила в собственное (65 А). Лазарь вышел, несмотря на то, что был связан по рукам и ногам. «Развяжите погребальные пелены», чтобы хранить как евлогию и как свидетельство чуда (обычай хранить вещи святых) (65 В, С). А мы, носящие пальмовые ветви, воскликнем: «Осанна в вышних» (65 В, С). 1 Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред. Читать далее Источник: Труды по патрологии/И. В. Попов ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Учебный Ком. Русской Православной Церкви. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра : Московская Духовная Академия, 2004-./Т. 1: Святые отцы II-IV вв. - 2004. - 743, с. : портр./Святой Амфилохий, епископ Иконийский. 219-310 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Сочинения писателей-старообрядцев XVII в. 1. Сборник. XVII в. (80–90-х гг.), 8°, 187 л., полуустав. Включает «Пятую соловецкую челобитную о правой вере», адресованную соловецкими старцами царю Алексею Михайловичу. Сборник в старинном поморском переплете «сумкой», является своеобразным архивом документов раннего старообрядчества. (Друж. 494). 2. Пустозерский сборник. 1672–1673 гг. 8°, 339 л., скоропись. Содержит автобиографическое житие руководителя старообрядческого движения протопопа Аввакума (автограф), сочинения его соузников по тюремному заключению в Пустозерском остроге: житие инока Епифания (автограф), сочинения священника Лазаря и дьякона Федора (Друж. 746). 3. «Книга» Спиридона Потемкина, составленная дьяконом Федором Ивановым. XVIII в. (20–30-е гг.), 8°, 226 л., скоропись. Запись В.Г. Дружинина о покупке рукописи в Москве 25 июня 1885 г. у книготорговца С. Т. Большакова. (Друж. 34). 4. Сборник сочинений дьякона Федора Иванова, включающий «слова» из «Книги» Спиридона Потемкина, составленной дьяконом Федором. XVIII в. (60-е гг.). 8°, 368 л., полуустав, копия с выговского оригинала 1715 г. (Друж. 465). 5. Сборник. XVIII в. (50-е гг.) 4е, 59 л., скоропись. Содержит автобиографическое житие и «Книгу бесед» протопопа Аввакума (Друж. 59). 6. Сборник сочинений пустозерских узников: протопопа Аввакума и дьякона Федора Иванова. XVII в. (70-е гг.), 8°, 149 л., скоропись. Содержит «Ответ православных» и «Повесть о патриархе Никоне ». Книга принадлежала Игнатьевой пустыни, где находился в ссылке один из первых вождей старообрядчества протопоп Иоанн Неронов. (Друж. 762). 7. Сборник, содержащий «Список с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума». XVIII в. (90-е гг.) 4°, 267 л., полуустав. Сборник составлен автором-поповцем на Керженце на материалах архива пустозерских узников. Архив принадлежал Домнице, жене попа Лазаря, казненного в Пустозерске в 1682 г. вместе с протопопом Аввакумом. (Друж. 197). 8. Сборник. XVIII в. (50–60-е гг.), 8°, 230 л., полуустав. Сборник содержит жития старообрядческих мучениц за веру: Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и Марьи Даниловой. (Друж. 483). Читать далее Источник: Памяти Василия Григорьевича Дружинина, (1859-1936) : материалы научных чтений, 10 августа 2010 г./Российская акад. наук, Б-ка Российской акад. наук ; [отв. ред. И.М. Беляева]. - Санкт-Петербург : БАН, 2010. - 184 с. ISBN 978-5-336-00114-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Иоанн Златоуст, – и это создание приобрело величайшую славу, сделавшись одеянием художника. Как при первом создании невозможно было образоваться человеку, прежде чем персть взята была в руки Божии, так и поврежденный сосуд не мог бы возоб¬новиться, если бы он не сделался одеянием Создателя ( выделено автором –ред. ). Но что я скажу или о чем стану беседовать? Чудо изум¬ляет меня. Ветхий денми сделался младенцем; восседающий на престоле высоком и превознесенном полагается в яслях; неосязаемый, простой, несложный и бестелесный осязается человеческими руками; расторгающий узы греха повивается пеленами, — потому что Он так хочет. Он хочет бесчестие обратить в честь, бесславие облечь славою, в пределах унижения показать образ добродетели. Поэтому Он принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая и принимая, сообщить мне сокровище жизни. Он принимает мою плоть, чтобы освятить меня; дает мне Своего Духа, чтобы спасти меня. Но что я скажу, или о чем стану беседовать? Се, Дева во чреве приимет (Ис. 7; 14). А теперь говорится об этом, не как о будущем, но оно созерцается как совершившееся». «Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, – радостно восклицает свт. Василий Великий, одновременно сокрушаясь, что «неискусен язык, и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость». И в самом деле, трудно облечь в слова то, что переживается в этот день сердцем. Рождество Христово – это как бы преддверие Пасхи: «Ныне древние узы разрешены, – торжественно возглашает свт. Иоанн Златоуст, как бы перекидывая мост от своего «Слова на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа» к «Слову огласительному во святую Пасху», чтение которого – неотъемлемая часть пасхальной утрени, – диавол посрамлен, бесы обратились в бегство, смерть сокрушена, рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась и учение благочестия повсюду рассеялось и распространилось, вышняя жизнь насаждена на земле, ангелы входят в общение с людьми и люди бестрепетно беседуют с ангелами.

http://pravmir.ru/s-dnem-rozhdeniya-lyud...

Там она была сохранена от передачи в военную комендатуру, о чем распорядились нацистские власти в отношении уцелевших музейных экспонатов. По окончании войны икона вновь оказалась в музейном хранении. 1 апр. 1999 г. выдана во временное пользование в Елецкий Успенский мон-рь. Икона написана в смешанной технике (размеры 135×76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным укр. мастером в посл. трети XVII в. По иконографии относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, к-рые появляются в рус. иконографии не ранее 2-й пол. XVII в. ( Оковецкая-Ржевская , Жировицкая иконы Божией Матери др.). На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49×33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окруженного крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны. Архим. Иоанникий дал описание образа, на к-ром «изображено дерево еловое или ель с ветками зелеными, между теми ветками зелеными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, (а правой.- Ред.) за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую» (Л. 1-2). Несмотря на то что автором отмечены наиболее типичные черты иконографии, под это описание попадают 2 разных извода, представленные на иконе из Елецкого монастыря и на гравюре в «Скарбнице...». Они отличаются гл. обр. положением Младенца Христа. Для типа, известного по гравюре, характерно фронтальное изображение сидящего на коленях Богоматери Младенца, Его голова в легком повороте вправо, руки разведены в стороны, правая двуперстно благословляет, в левой - хартия в виде полураскрытого листа; Богородица кистью опущенной вниз правой руки касается кончиков пальцев правой ноги Младенца, левой - поддерживает Его под левой рукой. Изображение сидящей на кроне дерева Богородицы окружено сиянием, границ явленного образа не видно, т. е. в этом изводе представлено явление не столько иконы, сколько Самой Богоматери.

http://pravenc.ru/text/189785.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010