После каждения, раскланявшись с патриархом и поцеловавшись с ним, царь удалялся в особое отделение мутаторий, где и слушал литургию до великого входа. Пред великим входом, в котором кроме царя в собственном смысле, или «великого», принимал участие и имевший звание кесаря, или «малого царя» наследник, коронованный при жизни царя, или другой родственник царя), царю докладывали о наступлении времени входа; он облачался в хламиду (которую снимал после малого входа) и в предшествии знамен шел правой стороной храма к середине его, где уже стояли священнослужители со Св. Дарами; царям великому и малому чиновники подавали стоявшие тут же подсвечники с зажженными свечами, обычно носимые чтецами на входах, и цари, исполняя теперь обязанности «депотатов» (самых низших клириков, 371 ]), несли подсвечники пред Св. Дарами от амвона (на середине храма) до св. дверей в предшествии знамен; у св. дверей цари передавали подсвечники придворным чинам, которые ставили их на солее; цари становились по обе стороны св. дверей, в которых стоял патриарх и принимал дискос и чашу от несших их архидиакона и первого священника; последние, пронося Св. Дары мимо царей, говорили: «Царство ваше да помянет Господь во Царствии Своем всегда…»; а передавая патриарху св. сосуд, говорили: «Архиерейство твое…»; патриарх, принимая св. сосуд, молился о царях и чинах; цари прощались с патриархом и удалялись в мутаторий до целования на Символе 372 ]. Отличие вечернего входа от литургийных Хотя вечерний вход выработался на основе литургийных, но он существенно разнится от них тем, что совершается без Евангелия (с Евангелием только тогда, когда на вечерне читается оно) и без Даров; благодаря этому средоточием входа является сам священник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

предметы, находившиеся на последнем; затем царь кадил престол, обходя его кругом с патриархом; кадил и другие святыни алтаря, которым предварительно кланялся со свечою в руке. После каждения, раскланявшись с патриархом и поцеловавшись с ним, царь удалялся в особое отделение храма – мутаторий, где и слушал литургию до великого входа. Пред великим входом, в котором кроме царя в собственном смысле, или «великого», принимал участие и имевший звание кесаря, или «малого царя» (т. е. наследник, коронованный при жизни царя, или другой родственник царя), царю докладывали о наступлении времени входа; он облачался в хламиду (которую снимал после малого входа) и в предшествии знамен шел правой стороной храма к середине его, где уже стояли священнослужители со Св. Дарами; царям великому и малому чиновники подавали стоявшие тут же подсвечники с зажженными свечами, обычно носимые чтецами на входах, и цари, исполняя теперь обязанности «депотатов» (самых низших клириков, свещеносцев), несли подсвечники пред Св. Дарами от амвона (на середине храма) до св. дверей в предшествии знамен; у св. дверей цари передавали подсвечники придворным чинам, которые ставили их на солее; цари становились по обе стороны св. дверей, в которых стоял патриарх и принимал дискос и чашу от несших их архидиакона и первого священника; последние, пронося Св. Дары мимо царей, говорили: «Царство ваше да помянет Господь во Царствии Своем всегда…»; а передавая патриарху св. сосуд, говорили: «Архиерейство твое…»; патриарх, принимая св. сосуд, молился о царях и чинах; цари прощались с патриархом и удалялись в мутаторий до целования на Символе веры. Отличие вечернего входа от литургийных вечерний вход выработался на основе литургийных, но он существенно разнится от них тем, что совершается без Евангелия (с Евангелием только тогда, когда на вечерне читается оно) и без Даров; благодаря этому средоточием входа является сам священник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

И так, что ты должен подумать во время Великого входа со Святыми Дарами? Как скоро отворятся Царские двери для Великого входа, я должен вспомнить, как страдал, и какое терпел унижение и позор Сын Божий, чтобы тем заплатить правосудию Божию за грехи наши; должен также вспомнить, как во время крестного страдания нашего Спасителя вся природа содрогнулась от ужаса; а смотря на священника и диакона, как на Иосифа и Никодима, погребавших тело Господа, я должен припомнить всю историю смерти и погребения Иисуса Христа, и как Херувимы перед престолом Божьим, так и я, с благоговением и страхом, должен поклониться перед Святыми Дарами, как перед Телом Самого умершего Спасителя, и наклонивши голову, должен из глубины сердца говорить: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Беседа девятая. Об эктении после Великого входа, или об Ангеле Хранителе О чём мы молимся в эктении после Великого входа? В эктении после Великого входа, мы молимся о перенесённых, на престоле честных Дарах , чтобы Господь освятил их; молимся ещё о том, чтобы Господь дал нам весь настоящий день провести в мире, то есть в согласии, и без греха, и чтобы дал нам Ангела мирна, верна наставника и хранителя, душ и телес наших ; чтобы простил согрешения наши и дал нам христианскую кончину нашего , то есть жизни нашей, дабы мы хорошо могли ответить на страшном суде Господнем . О каком Ангеле мирном и верном наставнике мы просим в этой эктении? Каждый человек имеет при себе Ангела Хранителя. Как скоро крестится человек, так Господь приставляет к нему Ангела, доброго бесплотного духа, который находится при христианине во всю жизнь его, – часто невидимо избавляет от разных бедствий , иногда даже от смерти (Жит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы видели, что, начиная с перелома евангельской истории, Господь внушал ученикам мысль о Страдающем Мессии. Его последний путь из Галилеи в Иерусалим, которому евангелист Лука уделил так много внимания, был путь на Страсти. И перед началом пути во время миссии Семидесяти Господь посетил Иерусалим «не явно, а как бы тайно» ( ), как рядовой паломник, не как Мессия, потому, что Его мессианское явление в Иерусалиме могло быть только явлением на Страсти. Понимание Входа в Иерусалим, как входа на Страсти, вытекает и из ближайшего контекста Евангелия. По свидетельству евангелиста Луки (19:41–44), за Торжественным Входом непосредственно следовал плач Господа над Иерусалимом. Ему было ведомо, что Иерусалим не понял, что служит к его миру. Он провидел горькую участь, уготованную Иерусалиму за то, что он не распознал времени посещения своего. Вместо того, чтобы принять Обетованного Мессию, Иерусалим возвел Его на крест. По Входе Господнем в Иерусалим, плач Его над Иерусалимом есть отклик на эту трагедию Иерусалима. Та же связь между Входом в Иерусалим и предстоящими Страстями вытекает и из Четвертого Евангелия. В отличие от первых двух синоптиков, вифанское помазание (12 и слл., ср. и слл., и слл.), поставлено в Ин. прежде Торжественного Входа. Но так же, как и у синоптиков, помазание понимается в Ин., как помазание на погребение. Готовый к погребению, Господь совершает Свой Торжественный Вход. Стечение народа, еще во время трапезы, значит, до входа, – для того, чтобы видеть не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, – привлекает тогда, же внимание первосвященников: свое решение убить Иисуса (ср. 11:53) они готовы распространить теперь и на Лазаря ( ). В момент входа свидетельство народа о воскрешении Лазаря вызывает тревогу фарисеев: за Иисусом идет мир ( ). Этому успеху надо положить предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Такой антиминс должен быть непременно представлен местному архиерею для замены его новым; восстановление же надписей на нем явится не только оскорблением св. антиминса, но даже и подлогом с уголовной точки зрения, так как при этом делающему подпись придется подписаться за освятившего антиминс архиерея, подпись которого должна быть обязательно на каждом антиминсе, наблюдение за чем, при обозрении церквей, возлагается на благочинного (Инстр. благ. 1). (Ц. В-к 1900 г. Не следует ли смотреть как на нарушение устава, на допускаемое в некоторых городских и сельских приходах наших южных епархий пение заупокойного кондака, по примеру киевских церквей и монастырей, не после малого входа, а пред ектениею об оглашенных? Говоря об особых церковно-богослужебных обычаях церкви киевской, едва ли можно относить эти обычаи к «нарушениям» устава церковного. Если к подобному обычаю, соблюдаемому неуклонно и постоянно, привыкло и духовенство и миряне, то он уже как бы перестает быть обычаем, а делается нормою особого поместного, так сказать, устава. Но дело другое, если подобный обычай вводится там, где он не применялся ранее, – тогда он непременно явится «произвольным нововведением и изменением устава», что прямо запрещается уставом духовных консисторий (ст. 35). Таким образом, по нашему мнению, следует смотреть и на обычай, указываемый в вопросе, сам по себе, конечно, не имеющий ничего предосудительного (Ц. В-к 1899 г. Должен ли священник, подавая Евангелие диакону пред малым входом, целовать оное, а также целовать св. Престол как пред малым входом, так и после малого входа? Ни в архиерейском, ни в иерейском служебниках, нет указаний относительно такого образа действования священнодействующего, хотя по установившемуся обычаю и делается так, что иерей, подавая Евангелие диакону пред малым входом, целует оное, а также целует св. престол и пред малым входом и после малого входа. Впрочем, в архиерейском служебнике замечено, что архиерей по малом входе, «вшед в алтарь, целует престол» (Р.д.С.П. 1889 г. Следует ли на литургии, при служении с диаконом или без него, на малом входе громко возглашать «Господу помолимся», или же этот возглас должен быть тихо произносим пред молитвою входа? По принятому почти везде обычаю, этот возглас произносится вслух во время самого входа, на что лик отвечает «Господи помилуй», хотя в служебнике и нет указаний на способ произношения; в архиерейском же чиновнике указывается, что диакон «Глаголет» этот возглас «тихим гласом, елико можно точию слышати» (Ц. В-к 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последнее совершалось под воздействием литургии Василия В.: из нее заимствуются и вносятся в Златоустову различные добавления, постепенно приближающие ее к современному виду. Так, в чине литургии И. Златоуста по рукописи XII в. Синайской библиотеке 973 и списку XIII в. Ватиканский библ. 1170 встречаются такие известные по Барберинову и Севастьяновскому сп. молитвы литургии Василия в., как «предложения в сосудохранилище, когда хлеб полагается на дискос» – «Боже, Боже наш, пославший в пищу всему миру небесный хлеб», первого, второго и третьего антифона – «Господи Боже наш, Которого держава беспримерна», «Господи Боже наш, спаси народ Твой», «Ты, Который даровал нам сии общие и согласные молитвы», входа – «Владыка Господи, Боже наш, поставивший на небесах чины и воинства Ангелов», Трнсвятого – «Боже святый и во святых почивающий» и Херувимской песни – «Никто из связанных плотскими похотями и наслаждениями недостоин приступать» ( А. А. Дмитриевский , Описание литургических рукописей стр. 83–84. Л. Ф. Красносельцев, Сведения, стр. 146–147. Собрание древних литургий II, стр. 58–59. 62). В такой же точно зависимости от литургии Василия В. находится Златоустова в составе малого входа и следующих за ним литургических действий (ср. чин лит. Василия в. по рукой. XII-XIII в. 1020 Синайской библ. у А. А. Дмитриевского , Описание II, стр. 140–141 и чин лит. И. Златоуста того же столетия по рукоп. из библ. леди Бурде-Кут у Н. Ф. Красносельцева , Сведения, стр. 204–205). К числу наиболее важных пополнений первоначального состава литургии И. Златоуста относятся, далее, молитвы и действия входа, проскомидии, великого входа и акта причащения. Первые вместе с молитвами облачения заняли место в самом начале службы и в большинстве случаев ограничивались молитвою «Господи Боже наш, ниспосли руку Твою» (Криптоферратский спис.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Исх.33:8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. Исх.33:9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. Исх.33:10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. Результатом указанной меры Моисея явилось усиление народного раскаяния. Равнодушно отнесшийся ранее к призыву: «кто Господень, ко мне!» ( Исх.32:26 ) народ стремится теперь к Богу, ищет Его ( Исх.33:7 ) и выражает чувства почтения к своему богоизбранному вождю – Моисею; прежде поклонявшийся золотому тельцу, в настоящее время поклоняется Господу, обнаруживавшему Свое присутствие в столпе облачном. Исх.33:11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. Так как, по словам самого Господа, человеку нельзя видеть лицо Господа и остаться в живых ( Исх.33:20 ), то выражение данного стиха указывает на то высокое нравственное совершенство Моисея, при котором ему дозволено было приближаться умственно и нравственно к источнику всякой мудрости и истины и черпать в этом таинственном общении сверхчеловеческую мудрость. Близость к Моисею Иисуса Навина приготовляет его к будущему званию вождя народа еврейского. Исх.33:12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»; Моисею было известно божественное обещание послать Ангела ( Исх.33:2 ), но он не знал, будет на нем «имя Господа» или нет. Поэтому вопрос об имени равносилен вопросу: сам ли Господь пойдет с Израилем, или же предоставит его руководству сотворенного Ангела, другими словами – останутся евреи народом богоизбранным или нет? Дальнейшая судьба их должна быть известна Моисею, как вождю, призванному к этой должности самим Богом: «Я знаю тебя по имени» (ср. ), а открыть ее Господь может в силу Своего благоволения к нему: «ты приобрел благоволение в очах Моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Выйдя из алтаря, священник (далее по Типикону) становится против св. дверей, диакон же направо от него немного наискось; диакон, немного склонившись, держа орарь тремя перстами правой руки, говорит тихо, но так, чтобы мог расслышать священник: «Господу помолимся». Священник произносит тихо молитву «Вечер и утро и полудне», названную в Служебнике «молитвою входа». Эта молитва, в которой есть выражение из самой важной литургийной песни «Тебе поем»: «хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе» 365 ], повторяет моления псалмов на Господи воззвах (как бы принося эти моления и от священника), именно просит Бога, чтобы молитва наша направилась к Нему, как кадило, чтобы не уклонилось сердце наше в лукавые слова и мысли; просит далее об избавлении от всех ловящих души наши; молитва оканчивается славословием (названным «возглашение») великой ектении «Яко подобает Тебе», чем выражается, что начинается новая самостоятельная часть вечерни, или что последняя собственно начинается отсюда, а до сих пор было подготовление. Дальнейшие обряды входа Типикон описывает следующим образом. Диакон, став прямо («восклонився»), говорит священнику, показывая к востоку (столь благодатной для христианина стране) орарем, который он держит тремя пальцами правой руки: «Благослови владыко св. вход». Священник благословляет к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи, (окончание в Служебнике на литургии:) всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Этим выражается уверенность, что во входе участвуют и св. Ангелы, о чем прямо молится священник на молитве литургийного входа, и духи праведных, поскольку он как бы повторяет вход Спасителя на небо. Затем диакон отступает в сторону к предстоятелю, кадит икону на его месте и его самого (испрашивая этим и у него благословения на вход) и возвращается на прежнее место, ожидая конца стихиры («стиха»); по окончании ее он «входит посреде», подходит к середине св. дверей и, начертав 366 ] крест, в знак того, что Крестом отверсты нам двери неба, возглашает: «Премудрость, прости», приглашая этим к благоговейному стоянию ввиду священной важности настоящего момента, входа, как то делается и пред важнейшими моментами в начале литургии верных, пред «каноном» литургии, а также пред отпустом вечерни и утрени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Теперь каждый, ищущий Ягве, будет приходить в скинию собрания, как назвал свой шатер Моисей, находившуюся вне стана, потому что в стане Господа Ягве нет. И общение с Богом, и поклонение Ему будет там, вне стана. Возможно ли, чтобы Ягве вернулся в стан к народу?.. Можно ли для этого что-то сделать? Неужели любовь Жениха навсегда оставила невесту? Скиния собрания, или шатер, который соорудил Моисей вдали вне стана – это не шатер обитания Моисея, не жилище его. Следует отличать этот шатер и от той скинии собрания, переносного и разборного храма, сооружение которого еще и не началось. Название и там, и там одно и то же – скиния собрания, но это две разные скинии. Только благодаря этой скинии вне стана станет возможным потом сооружение скинии в стане. Скиния вне стана – это особое место получения Моисеем откровений Божиих. Это место с уходом Ягве от народа также ушло за стан. И там за станом Моисей общался с Богом. Изведенный вне стана Мессия, за вратами святого города на кресте будет взывать к Небесному Отцу. Иначе как вернуть людям Бога?.. Только любовь Ходатая может вернуть отверженным людям ими же отвергнутую любовь Божию. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный, и с ним слава Ягве, и становился у входа в скинию, и (Ягве) говорил с Моисеем... Народ же при этом оставался в стане каждый у входа в свой шатер. Приблизиться к Ягве израильтяне не имели права. Только издали видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию. Не так ли и Адам только издали вне запертых врат рая мог видеть утраченную им славу Божию?.. При этом, когда столп облачный осенял далекую скинию вне стана, куда входил один только Моисей, вставал весь народ, и поклонялся у входа в шатер свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива. 7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. 12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»; 13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. 14 Господь сказал: Сам Я пойду, и введу тебя в покой. 15 Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда, 16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. 17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. 18 Моисей сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. 20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; 22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010