Второе пришествие Христово Все события, связанные со Вторым пришествием Христа, называются эсхатологическими, потому что связаны с последним днем (σχτη μρα), то есть с тем, что случится после окончания бытия нынешнего мира. Обычно мы говорим о конце истории, но это не выражает полной действительности, потому что история не исчерпывается историческими событиями, но связана и с жизнью святых. Жизнь святых после смерти, впрочем, как и жизнь людей после Второго пришествия Христова, составляет не так называемую метаисторическую эпоху, а историческую эпоху, историю святых. Как мир не уничтожается, а обновляется, как человек не исчезает, а преображается, так и история не заканчивается никогда, но изменяет свое содержание и жизнь. Итак, когда мы говорим об эсхатологических событиях, то подразумеваем главным образом то, что произойдет вместе со Вторым пришествием, когда Христос будет судить людей. Следовательно, мы ожидаем эти эсхатологические события. Но можно сказать, что по отношению к образу жизни эсхатологическое уже пребывает, потому что святые вкушают Царство Божие уже в настоящей жизни. Как мы удостоверимся впоследствии, святые, уже начиная с нынешнего времени, предвкушают все то, что должно открыться в так называемые последние времена. С точки зрения времени последние события мы только ожидаем. С точки зрения образа жизни святые уже переживают их в своем опыте. Здесь мы сосредоточим свое внимание на трех определенных темах, связанных с эсхатологическими событиями и Вторым пришествием Христовым. Сначала мы обратимся ко Второму пришествию, затем в развернутом виде представим богословскую истину о воскресении тел и в конце рассмотрим предстоящий Страшный Суд, имеющий связь как с пришествием Христовым, так и с воскресением человеческих тел. Преславное пришествие Христово Все святоотеческое предание свидетельствует о том, что Христу должно вновь прийти в мир, чтобы судить людей. Для христиан это несомненная истина. Сам Христос в евангельском зачале о будущем Суде говорит о Своем новом пришествии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей ( Мф. 25,31 ). " Когда» является не условным союзом, а обстоятельством времени, означающим, что наступит время, когда Христос придет в мир в Своей великой славе. И в другом месте Христос сказал: Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках ( Мк. 13, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Глава XXIX. Антихрист человек будет, родится от колена Данова, придет пред вторым Христовым пришествием I. Бл. Иероним Стридонский : а) «Все книги пророков и евангельская истина учат о двух пришествиях Господа Спасителя, – что прежде Он придет в уничижении, а после в славе, и сам Господь свидетельствует, что произойдет пред кончиною мира и когда придет антнхрист, говоря: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет. Тогда сущии во Иудеи да бежат на горы: и иже на крове да не сходит взяти, яже в дому его ( Мф.24:15–17 ), и еще: тогда аще кто речет вам: се зде Христос или онде: не имите веры. Восстанут бо лжехристы и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се прежде рех вам... Также об антихристе говорит иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете ( Ин.5–43 ). Итак, не понимаете ли послания (ап. Павла к Фессалоникийцам), или измышленное откровение, в омрачении ума обольстившее спящих, или догадка некоторых толкователей, относивших к тому времени пророчественные слова Исаии, Даниила и евангелий об антихристе, колебала и смущала умы фессалоникийцев, так что они надеялись, что Христос в то время придет во славе своей. Это заблуждение исправляя, апостол и говорит, чего должно ожидать пред пришествием Христовым, чтобы они, только увидевши эти явления, убеждались, что придет антихрист, то есть человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что он сядет в храме Божием. День Христов, говорит, не придет, пока не придет прежде отступление, что по гречески называется ποστασα (апостасия), так что все народы, подчиненные Римской империи, отпадут от римлян и откроется, т.е. явится предвозвещенный всеми пророками человек греха, в котором источник всех грехов, и сын погибели, т. е. диавола; ибо он есть погибель всех, противник Христа, почему и называется антихристом, и превозносится выше всякого называемого Богом, так что попирает своею ногою богов всех народов или всякую признанную, даже истинную религию, и сядет в храме Божием, в Иерусалиме ли (как некоторые думают) или в церкви (как, по моему мнению, более справедливо), выдавая себя за Христа или Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Пророк Илья Перед Вторым Пришествием мир будет представлять собой нечто страшное. Он и сейчас уже страшен, если сравнить его с жизнью столетней давности. Но там, в будущей неизбежной перспективе, бесы будут безработны, поскольку люди превзойдут их в лукавстве, злопамятстве, гордости и ненависти к Богу. Редкие верующие души будут томиться так, как томился Лот в Содоме, и ради них времена сократятся. В эту гущу развратившегося человечества, в этот воспаленный гнойник сойдет, как блеснувшая молния, Христос — уже не для того, чтобы спасать, но для того, чтобы топтать точило гнева Божия. Христос придет сокрушать и уничтожать то, что воспротивилось исцелению. Апокалипсис на контрасте с Евангелием Рождества, где Господь слаб и беззащитен, описывает Христа как сильного Воина, духом уст Своих убивающего нечестивого. Но как перед Первым Пришествием Христовым и рождением от Девы родился от старицы Елизаветы Иоанн, и как перед проповедью Христовой заиорданская страна огласилась проповедью «большего из рожденных женами», так и перед Вторым Пришествием Христовым в мир придут Илия и Енох. Придут обличать антихриста и проповедовать покаяние. В одном из псалмов Давид спрашивает: Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти? ( Пс. 81:49 ). Енох и Илия — это те, кто не вкусили смертную горечь и взяты с телом живыми из этого мира. Оба они — сильные борцы с нечестием. Енох — седьмой от Адама пророчествовал допотопному человечеству. А Илия, живший в период закона, обличал детей Израиля и ревновал о славе Истинного Бога. Им и придется вернуться на землю в самые нечестивые времена, придется говорить правду, придется и умереть за нее. Смерть они претерпят уже перед самым концом мира, как и Предтеча был убит незадолго до опустошения преисподней Воскресшим Христом. Пророк Илия и Иоанн Предтеча очень похожи друг на друга. Оба девственники, постники, оба жили вдали от людей. Одевались в похожую одежду. Звали людей на прямые пути. Но главное, были одного духа. Иоанн «предшел пред Господом в духе и силе Илии». Потому и спрашивали его книжники: «Ты пророк? Ты Илия?» И Христа спрашивали Апостолы, дескать, книжники учат, что вначале нужно прийти Илии. Христос отвечал, имея в виду Иоанна, что Илия уже пришел, и сделали с ним, что хотели.

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

«ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА». «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова – святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека. Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»? Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» ( Лк.1,17 ) , так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия  (см. Малах. 4, 5 ) , который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице  (см. 4 Царств 2, 11) . Об этом повествует возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов в своем дивном Апокалипсисе. Святой пророк Илия, вместе с другим ветхозаветным праведником Енохом, который также был взят живым на небо за то, что «ходил пред Богом» ( Быт.5,24 ) , явится опять на земле во дни антихриста, чтобы пророчествовать и отвращать людей от поклонения антихристу. Тайновидец называет их обоих «свидетелями Божиими», «двумя маслинами» и «двумя светильниками, стоящими пред Богом земли» ( Апок.11,3–11 ) . Оба они – и Енох и Илия – будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (или 42 месяца или три с половиною года), то есть во все время господства антихриста, и будут совершать великие знамения и чудеса, чтобы убедить людей не признавать антихриста и не принимать начертания его на правую руку и чело  ( Апок.13,16 ) . Но по попущению Божию, «зверь, выходящий из бездны» , то есть сам антихрист, «сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Апок.11,7 ) . Знаменательно то, что «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Апок.11,10 ) . Как это так: «мучили»? «Мучили» тем, что взывали к их совести – старались пробудить их спящую совесть – отвратить их от поклонения антихристу и обратить к истинному Богу, ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Книги пишутся из книг» К выходу в свет нового издания «Россия перед Вторым Пришествием» 20.02.2011 452 Время на чтение 19 минут Несомненно, есть что-то знаменательное в том, что нынешний год 60-летнего юбилея историка и писателя С.В. Фомина начался с переиздания сборника «Россия перед Вторым Пришествием» - книги не только принесшей ему заслуженную известность в России и во всем православном мipe, но и изменившей саму его жизнь. Для лучшего понимания, о чем речь, приведем отрывки из опубликованных в свое время отзывов людей, близко знавших Сергея Bлaдuмipobuчa, широко известных своими работами на схожие темы. «Я не помню самого момента знакомства, - пишет исследователь «Царского Дела» Л.Е. Болотин, - но хорошо помню наш разговор с Сергеем на крыльце дома Телешова. Все мы, монархисты, кто собрались в братство Царя-Мученика, кто по средам приходил на еженедельные собрания Союза «Христианское Возрождение» на Покровке, кто ходил по Царским дням на молебны в Донской монастырь и на вечера «Радонежа» на Калужской, узнавали тогда и понимали друг друга с полуслова. И потому неудивительно было то, что мы сразу сошлись с С.В. Фоминым. И его горячий, дотошный интерес к пророчествам о России, к точным ссылкам на источники, которые он выпытывал у К.В.П., не требовал объяснений. Мы все переживали восторг открытия Православной России, Святой Руси. И эти чувства друг в друге нам не составляло труда узнавать и признавать. Но, конечно же, ни я, ни мои соратники не могли в то время предположить, что для Сергея Bлaдuмipobuчa Фомина тут были не только восторженные чувства человека, как и мы, обретающего полноту Веры, но осмысленный выбор СЛУЖЕНИЯ в этой Вере. Сейчас, оглядываясь на минувшее с той восторженной поры время, вижу выбор С.В. Фомина и он мне напоминает выбор древнего христианского рыцарства, которое еще не разменивалось на прекрасных дам, которое искало служения и подвигов во имя Христа, Пресвятой Богородицы, взыскуя Правды Божией и Града Небесного на тернистом земном пути. Но само смиренное и скромное осуществление данного выбора, конечно, не имело ничего общего с западноевропейской рыцарской «романтикой», чуждой православному подвижничеству и трудолюбию. [...]

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Иоанн Богослов о последних временах Проповедь митрополита Тихона 21 мая 2020 г. скрыть способы оплаты Комментарии Олег 26 мая 2020, 15:32 Павел К. (25 мая 2020, 21:45). " Россия перед вторым пришествием " - эта книга опасна для духовного здоровья, не для всех. Она грешит неточностями, неверными цитатами, апокрифами, спорными суждениями. Олег 26 мая 2020, 10:29 Преподобный Ефрем Сирин " Творения " (Труд 19 " Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово " ). Пожалуйста, читайте святых отцов Церкви, особенно, древности. И по возможности (по силам) применяйте их советы в своей жизни. Павел К. 25 мая 2020, 21:45 До внедрения антихристовых начертаний возможны провокации с внедрением элементов антихристовой символики и последующими " разоблачениями " для максимального угнетающего воздействия на верующих людей .Отсюда вывод: священноначалие просто вынуждено отслеживать и противодействовать внедрению подобной символики в документах ,что и делается. Вспомним вмч. Феодора Тирона разоблачившего коварные планы по массовому смущению верующих . Думаю нынешние гонители веры не менее искусны , чем их древние предшественники .Есть очень большая книга - " Россия перед вторым пришествием " - где собраны высказывания почти всех святых по эсхатологическим вопросам . Наталья 25 мая 2020, 14:25 В Откровении события поклонения зверю и дракону и получения печати связаны. Возможно печать и есть микрочип, где будет паспорт, пропуск, банковская карта с криптовалютой, ...Сейчас обкатываются технологии массового манипулирования людьми, чтобы все поняли и приняли, что контроль, пропуск, закрытие храмов, кодирование, вакцинация, чипизация, единое правительство и цифровое пространство необходимы людям для мира и безопасности. " Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. " (Лк 21:36) Анна 25 мая 2020, 02:23 Можно обманывать себя сколько хочешь и говорить себе, “я ведь не отрекся от Христа“,поэтому мне не страшен никакой чип и никакая печать,хотя своими делами или их отсутствием уже отрекся много раз. Если почитать Евангелие, то вообще не очень понятно, как совмещать то что там написано с жизнью в современной действительности

http://pravoslavie.ru/131264.html

Сопоставление вознесения Господа Иисуса Христа с Его вторым пришествием К утешительному и спасительному свидетельству о будущем пришествии Вознесшегося Господа, небесные вестники Его присовокупляют некоторое изъяснение того, каким образом последует сие пришествие. Они сказывают, что пришествие Господа подобно будет отшествию Его или вознесению. Такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо... По сему указанию, обращаясь к обстоятельствам отшествия Иисуса Христа на небо, во-первых, можем примечать благословение, в то время Им преподанное апостолам: Бысть, повествует евангелист Лука, егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо ( Лyk. XXIV, 51 ). Сие обстоятельство восшествия Своего на небо, и разлучения с избранными Своими, Господь Сам приводит им на память, егда приидет во Славе Своей, и, вновь сретясь с ними, будет призывать их к действительному обладанию царствием Его: приидите благословеннии Отца Моего ( Mamф. XXV, 34 ). Какой бесконечный ток благословения Христова открывается пред вами, христиане! Он посылает благословение, и, не окончив оного, возносится. Бысть, егда благословляше их, – возношашеся. Таким образом и вознесшись, Он еще продолжает невидимо преподавать благословение. Он течет и нисходит непрестанно на апостолов, через них проливается на тех, которых они благословляют во имя Иисуса Христа; получившие Христово благословение через апостолов распространяют оное на других; таким образом все, принадлежащие к святой, соборной, апостольской церкви, делаются причастными единого благословения Иисуса Христа и Отца Его, благословляющего нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе ( Ефес. 1,3 ); как роса Аермонская, сходящая на горы Сионские (Пс. СХХХП, 3), сходит сие благословение мира на всякую душу, восходящую выше страстей и похотей, выше сует и попечений мира; как неизгладимая печать, знаменует тех, кои Христовы суть, так что в кончину века по сему знамению вызовет он их из среды всего рода человеческого: приидите, благословеннии!..

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Опыт библейского оправдания православно-церковного верования в пришествие пророка Илии пред Страшным Судом Христовым Источник Параграф I II III IV V VI VII     Уже с самых первых времен христианской Церкви развивается и с течением времени получает в ней прочную устойчивость свято содержимое Православной Церковью верование, что пророк Илия, взятый живым на небо, снова, вместе с Енохом, явится на землю пред вторым пришествием Христовым. Это верование выразилось в произведениях различных по времени и направлению древних отцов и учителей церковных. На Востоке святой Иустин 1 , Ипполит 2 , учитель Ориген 3 , Иоанн Златоуст 4 , блаженный Феодорит 5 , Ефрем Сирин 6 и последующие церковные писатели (например, Иоанн Дамаскин , блаженный Феофилакт 7 ), на Западе же учитель Тертуллиан 8 , Киприан 9 , Лактанций 10 , Амвросий Медиоланский 11 , блаженный Иероним 12 , Августин 13 и многие другие не раз в своих сочинениях прямо или косвенно свидетельствуют о распространенности этого верования среди христиан, которое уже к III веку получает характер общецерковного воззрения. С тех пор верование в грядущее пришествие пророка Илии сделалось достоянием всей последующей Церкви Христовой и заключено в священные песнопения Православной Церкви и церковно-служебные книги, как это показывают последние, как старопечатные, так и напечатанные впоследствии. Так, издревле и доныне наша Российская Церковь воспевает в тропаре 4 гласа на 20 день июля: «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илия славный». В обиходе певческом при царе Михаиле Феодоровиче содержится следующее величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на небеса огненное восхождение и паки пришествие во обличение антихриста, спасения ради людскаго». В Анфологионе, печатанном в Киеве 1619 года, седален по второй стихологии (20 день июля) читается так: «Вземша тя колесница огненосна, в трусе яко на небо огнедохновенную благодать тебе подаст, Илие фезвитянине, еже не видети смерти, дóндеже проповеси всяческим кончину, темже прииди подаяй нам твоих исправлений освящение» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

LII. Об антихристе Антихрист, по переводу с греческого, значит противник Христу; все противники Христа, значит, антихристы. Поэтому антихристов много; это – все еретики. Но их нужно отличать от антихриста последнего, который придёт перед пришествием Христовым и которому они суть только предтечи. Антихрист, который будет перед пришествием Господним, – один. Он будет человек. Антихрист придёт пред Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю: 2Фес.2:3–5 . Но слово Божие говорит, что во все времена существования Церкви Христовой на земле будут появляться среди верующих предтечи антихриста: 1Ин.2:18:4:3 . Как же узнавать этих предтеч? Предшественники антихриста, очевидно, будут вести себя и действовать в Церкви Христовой так, как будет действовать сам антихрист, а Слово Божие о лице и действиях антихриста нам говорит: Во-первых, антихрист будет отличаться сатанинской гордостью, он будет выдавать себя за Бога: Дан.11:36–37 . Поэтому всякий человек, гордящийся своей праведностью и говорящий: «Я свят, очищен и не нуждаюсь в благодатных таинствах для своего освящения», – заражён духом антихриста. Во-вторых, антихрист сядет в храме Божием (см. 2Фес.2:4 ), т.е. не только не будет почитать храмов Божиих, но и прямо будет ругаться над ними: Дан.8:11 . Следовательно, и предтечи антихриста не будут почитать храмов Божиих, как особых мест молитвы Богу, и будут глумиться над ними. В-третьих, антихрист воздвигнет гонение на Пресвятую Деву Марию Мать Божию ( Откр.12:1–8 ) и на святых угодников Божиих: Откр.13:7 ; Дан.7:21 , и будет вести борьбу с ангелами: Откр.12:7–9 . Другими словами, антихрист будет стараться уничтожить в Церкви Христовой молитвенное почитание Богоматери, ангелов и святых; отсюда ясно видно, что люди, не почитающие Царицы и Владычицы Небесной и ангелов Божиих, – не последователи Христа, а последователи антихриста. В-четвёртых, антихрист возмечтает отменить у христиан праздничные времена: Дан.7:25 . Поэтому и предтечи антихриста не будут почитать праздников, установленных в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49219.html 09 января 2008 Протоиерей Максим Козлов Рождество: календарный вопрос Источник:  http://www.taday.ru/text/28091.html Татьянин день Праздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник и до 4 столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви, и в самом богослужении праздника Рождества Христова. раздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник, и до 4 столетия он существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова. Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос – по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января. Но в середине 4-го столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов 3-4 столетия этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря – это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом – умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

http://religare.ru/2_49219_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010