и т. д. (л. 147). После стиха: И разливашеся пламень…, над которым надписано: «на 14», поется ирмос канона Минеи, затем стих: И обыде и пожже... и тропарь канона Минеи, стих: Ангел же Господень... и тропарь, стих: И отрясе пламень... и тропарь, стих: И сотвори среднее... и тропарь, стих: Тогда трие... и тропарь. После этого 29 стих: Благословен еси, Господи... и тропарь из канона Иосифа и т. д. по порядку, стих: Благословен еси на престоле... и тропарь из канона Феодора, стих: Благословен еси на тверди... и тропарь этого канона, Слава... троичен того же канона, И ныне... и богородичен его; затем стих: Святым, иже суть на земли... и мученичен, стих: Блажени, яже избрал... и мертвен; в заключение на катавасию ирмос второго четверопеснца. 8-я песнь Свящ. Писания, подобно 7-й, сначала стихословится одна без канона попеременно на оба лика, начиная с первых слов: Благословите, вся дела Господня... (л. 148 на об.). После стиха с надписью «на 14»: Благословите, огнь и вар... поется ирмос канона Минеи, после следующего стиха: Благословите, росы и иней... – тропарь канона Минеи и т. д. по порядку; после стиха с надписью «на 8»: Благословите, вся птицы... – тропарь канона Иософа, после стиха с надписью «на 4»: Благословите, Анания, Азария... тропарь канона Феодора и т. д. до конца. После 8 песни стихословится песнь Божией Матери: Величит душа моя Господа... и поется Честнейшую... (Тип., гл. 20). 9 песнь Свящ. Писания и канона стихословится так: сначала поется ирмос канона Минеи, потом стих: Благословен Господь Бог израилев... (л. 150) и тропарь канона Минеи и т. д. по порядку, стих: Клятву, ею же клятся... и тропарь канона Иосифа и т. д. по порядку, стих: Клятву, ею же клятся... и тропарь канона Феодора и т. д. до конца. Конечные припевы 8 и 9 песней чит. в Триоди Постной. По 3 песни и ектении – кондак и седален Минеи. Седален Триоди: Нас ради претерпевый... Слава, тот же седален. И ныне, богородичен: Скорый твой покров... Кондак и икос святого, также седален. Слава, и ныне, богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1го канона: «Глубины открыл есть дно…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2го канона: «Шествует морскую…», по дважды, тропари на 6). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни). По 3й песни – ипакои праздника, глас 5й (единожды). По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 4й. На 9й песни «Честнейшую» не поем , но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1й лик поет припев 1го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» , и ирмос 1го канона: «Недоумеет всяк язык…». 2й лик – то же. 1й лик припев: «Величай, душе моя, от Предтечи…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…». 2й лик припев: «Величай, душе моя, во Иордане…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…». 1й лик припев: «Величай, душе моя, от Отеческаго гласа…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..». 2й лик припев: «Величай, душе моя, Единаго от Троицы…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..». 1й лик припев: «Пророче, прииди ко Мне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…». 2й лик припев: «Пророче, остави ныне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…». 1й лик поет припев 2го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2го канона: «О, паче ума…». 2й лик – то же. 1й лик припев: «Днесь Иоанн крещает…», тропарь: «Уведехом Моисею…». 2й лик – тот же припев и тропарь. 1й лик припев: «Днесь Владыка водами погребает…», тропарь: «Уведехом Моисею…». 2й лик припев: «Днесь Владыка свыше свидетельствуется…», тропарь: «Помазуеши, совершая…». 1й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прииде освятити…», тропарь: «Помазуеши, совершая…». 2й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение приемлет…», тропарь: «Помазуеши, совершая…». Затем оба лика вместе поют припев 1го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую…», и ирмос 1го канона: «Недоумеет всяк язык…», потом оба лика припев 2го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2го канона: «О, паче ума…». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Группа Вконтакте Facebook группа Толкование канона на Воздвижение КРАЕГРАНЕСИЕ (АКРОСТИХ): Кресту, надеявся, пение отрыгаю. ПЕСНЬ ПЕРВАЯ. ИРМОС. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ТРОПАРЬ 3. ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ. ИРМОС ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИРМОС. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ТРОПАРЬ 3. ТРОПАРЬ 4. ПЕСНЬ ПЯТАЯ. ИРМОС. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ТРОПАРЬ 3. ПЕСНЬ ШЕСТАЯ. ИРМОС. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ. ИРМОС. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ТРОПАРЬ 3. ПЕСНЬ ОСЬМАЯ. ИРМОС. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ТРОПАРЬ 3. ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ. ИРМОС. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ГЛАС ТОТ ЖЕ. ИРМОС ВТОРОЙ. ТРОПАРЬ 1. ТРОПАРЬ 2. ТРОПАРЬ 3. КРАЕГРАНЕСИЕ (АКРОСТИХ): Кресту, надеявся, пение отрыгаю. Толкование Я, говорит песнопевец Косма, надеясь и совершенно доверяясь силе Креста, изливаю из моего сердца пение, то есть канон сей, поемый в Воздвижение Честного Креста. Священный Косма сказал, что надеется на Крест; потому что он – человек праведный; праведный же, по словам составителя Притчей, яко лев уповая (Притч. 28,1). Также сказал он и то, что " отрыгает " ; ибо и изрыгание или рыкание свойственно льву, как говорит пророк Амос: Лев возревет, и кто не убоится? (3, 8). Итак, словом " отрыгаю " песнопевец хочет выразить, что он намерен излагать в этом каноне мысли страшные, великие и, так сказать, львиные. Поелику же отрыжка льва зловонна, страшна и достойна отвращения, тогда как пение, отрыгаемое священным Космою, благовонно, приятно и для души превожделенно, то лучше, согласно мнению Феодора Птохопродрома, приличествует сему Давида: Отрыгну сердце мое слово благо (Псал. 44, 2). Он как бы отрыгнул и произнес устами своими те духовные и облагодатствованные мысли, которые имел в сердце своем. Ибо " как при изрыгании, по толкованию Василия Великого и Никиты, изрыгаемое есть следствие пищи, так и в духовном учении такие мысли изрыгаются, какими питается изрыгающий... Поэтому, так как пища его была разумная и благая, то не пищу и питье изрыгает он, но сродное духовной трапезе слово благое о Единородном " . Смотри же, возлюбленный, какой наилучший порядок употребляет божественный песнопевец.

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

Библейские песни в каноне располагаются в хронологическом порядке. Исключением являются песни Ионы (хотя точно датировать эту песнь едва ли возможно) и Аввакума. Четные песни канона – скорбные, нечетные – радостные (но эта особенность нарушается в конце канона). Библейские песни имеются в Псалтири и Ирмологии. В современной богослужебной практике библейские песни исполняются только в период Великого поста. Из всех библейских песен, на каноне в современной практике поется только песнь Богородицы. В большие праздники песнь Богородицы заменяется особыми величаниями. Устав о пении песни Богородицы находится в 20 главе Типикона. Структура канона Канон состоит из девяти песен. Вторая песнь используется только в период Великого поста по вторникам. Иногда (в период Великого поста) канон имеет усеченный вид, включая только две, три или четыре песни. Такие каноны называются двупеснцами, трипеснцами и четверопеснцами. Такие неполные каноны в своем составе всегда имеют восьмую и девятую песни. Каждая песнь канона состоит из ирмоса, тропарей с припевами и катавасии. Песнь Богородицы находится между восьмой и девятой песнями канона. Она не имеет ни ирмоса, ни тропарей, ни катавасии. На практике в один день соединяется несколько канонов. При этом происходит соединение песен канонов. Первая соединяется с первой, вторая со второй и т.д. Структуру канона можно представить в виде схемы: 1, 3 песни малая ектения b седален 4, 5, 6 песни малая ектения, кондак и икос 7, 8 песни, песнь Богородицы, 9 песнь малая ектения, светилен. Ирмос, тропари канона Слово «ирмос» происходит от греческого ειρμος – связь. Ирмос – это небольшое молитвословие, с которого начинается песнь канона. В современной практике канон исполняется хором. Ирмос определял метрику, мелодию и содержание песни канона. Часто ирмос воспроизводит стих из библейской песни. После ирмоса следуют тропари канона. В идеале они также должны по смыслу перекликаться с библейской песнью, связывать память Спасителя, Божией Матери или святых с содержанием библейской песни. Количество тропарей песни канона регламентировано уставом и зависит от праздничного знака святого. Если следовать этим указаниям, тропари канона иногда следует повторять по несколько раз. Регламентация количества тропарей канона появилась с X–XI века.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

– если святой имеет Блаженны – 4 тропаря из 3-й песни канона предпразднества и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – 4 тропаря из 3-й песни и 4 из 6-й песни канона предпразднства. В попразднство: – если святой имеет Блаженны – на 8: 4 тропаря из рядовой песни канона праздника и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – тропари из рядовой песни канона праздника на 6 356 . Входной стих: В попразднство Господского праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий...» (после слов «Сыне Божий» добавляется припев 2-го антифона праздника). В попразднство Богородичного праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: Аллилуйя» 357 . Тропари и кондаки по входе: Если служба совершается одному святому (малому или шестеричному), то порядок пения тропарей и кондаков такой же, как и в случае празднования памяти полиелейного святого в период пред- или попразднства (см. пункт «О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день»). Если случится память двух святых в период пред или попразднства, то порядок пения тропарей и кондаков будет следующий: В Господском храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника: тропарь храма, тропарь праздника (предпразднства), тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). В Богородичном храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь храма, тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства) 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но это лишь начало крестной любви. Конец — Голгофа. «Избавление за мир истощити ныне Свою кровь Христа грядуща, Ирод свирепствует убити прежде времене» (22 декабря, тропарь третьей песни канона повечерия). Ясно, что Вифлеем кончится Голгофой. И именно на эту очистительную Жертву Его Сам Отец послал чрез Воплощение — ко Кресту: «Единороднаго бо (Сына) очищение Отец в мир посла» (там же, тропарь четвертой песни канона). Так и здесь мы сталкиваемся с Жертвою. Но о ней мало говорится тут, ибо Церковь как бы забывает о том, каким путем будет добыто и добывается возвращение к Отцу, и ликует, смотря на цель — спасение. И лишь от одного не может оторвать очей своих: от безмерного унижения Божия. Но и это унижение заставляет Церковь лишь больше благодарить и славить Бога. А все внимание приковано к торжественной радостной мысли о Спасении, ибо пришел Спаситель. Поэтому праздник этот остается все же праздником. И недаром католики радостно празднуют его: Вифлеем есть предпразднство Пасхи, победы над всем злом, совершившегося спасения. Поэтому радуемся и мы, хотя на Пасху еще больше радуемся. И потому понятно, что наше спасение даруется нам даром не за наши заслуги, а за Его Жертву. Поэтому понятно, что главное за нас сделано Им. Он «всех избавление» (22 декабря, тропарь четвертой песни канона утрени) или искупление, даже и «подземных» (23 декабря, тропарь девятой песни канона утрени); Он — «всех воззвание, очищение … спасение и сила» (22 декабря, тропарь девятой песни канона утрени). Он идет возставити… и сопрославити человеческое падшее естество» (24 декабря, ирмос девятой песни канона повечерия). И именно за Свои «заслуги» это сделает. Человеку же он передаст «расписку» в получении прощения. «Подписуя совершенное мне оставление, написался еси кесаревым повелением Творец твари с рабы» и наше «избавление» Им «священнодействется» (делается) (21 декабря, тропарь восьмой песни канона утрени, тропарь восьмой песни канона повечерия). Не нашими усилиями. Итак, все главное от Него и Им. А что же человек? Догмат и жизнь

http://pravmir.ru/vifleem-eto-put-k-golg...

В конце 8–ой песни канона, перед катавасией, поется: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во вся веки. Затем поется 9–ая песнь Священного Писания: — Величит душе моя Господа: с припевом: — Честнейшую херувим: Песнь «Честнейшую» это ирмос 9–ой песни трипеснца Великой пятницы «К тебе утреннюю», а составителем этого трипеснца является преп. Косма Маюмский (700—760 гг.). Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств» (см. «Толковый Типикон», 2, стр. 290). При пении этой песни положено каждение. Диакон или иерей, если диакона нет, уже во время 8–ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8–ой песни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Богоматери, как только закончат петь катавасию, возглашает: — Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим. После этого лик начинает петь «Величит душа Моя Господа…» припевая — «Честнейшую Херувим…» а диакон в это время совершает каждение всего храма. Все это пение, условно называемое в уставе «Честнейшая», не всегда в году бывает. В Типиконе есть особая глава 20, которая так и озаглавлена: «О еже когда поется Честнейшая и когда не поется». Так, «Честнейшая» не поется: 1. От Лазаревой субботы до недели Апостола Фомы. 2. Во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи. 3. Во все великие Господские праздники и отдания их, если отдание не случится в воскресение, и во все великие Богородичные праздники, если они не придутся в воскресение, как равно и отдания их. 4. В Преполовение Пятидесятницы и отдание его, в понедельник Св. Духа, второй день Рождества Христова 26 декабря, и второй день Богоявления 7 января, и 1 и 30 января. Когда не поется «Честнейшая», тогда на место ее поются особые припевы к ирмосу 9–ой песни и ко всем тропарям этой песни, или просто ирмос 9–ой песни без всяких припевов. Все это обычно указывается в богослужебных книгах Минеях и Триодях на ряду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника на 4 и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…». По 3й песни – кондак и икос праздника, глас 1й, кондак и икос святителя, глас 4й; седален святителя, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3й: «От Девы Тя воплощенна, Христе…» (см. в Минее 5 февраля, в службе мц. Агафии). По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 4й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника: «Духом в святилищи…» (см. 2 февраля). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4й – 4, и святителя, глас 6й и глас 2й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в стихирах на стиховне в службе святителя на великой вечерне). «Слава» – стихира евангельская 4я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак воскресный. На 6м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак святителя. На 9м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 5я – 4, и святителя, песнь 6я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителя . Апостол и Евангелие – дня и святителя.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

157 ) Служба церковная на день Успения имеет авторитет глубокой древности молитвословий, входящих в состав ее. В числе авторов отдельных молитвословий в надписаниях над ними встречаются имена: Анатолия (V в.), Иоанна Дамаскина (VIII в.), Германа (VIII в.), Феофана Никейского (IX в.) (см. напр., на Литии стихиры Самогласы). Два канона на этот праздник принадлежит церковным песнописцам VIII века – Иоанну Дамаскину и Косьме Маюмскому. Во всей службе на день Успения раскрываются лишь основные черты этого события, а именно: торжественное и чудесное собрание у одра Божией Матери Апостолов и их участие в событии Успения (4-ая стих. на Господи воззвах: слава и ныне, 1-я, 4-я и 5-я стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне; светилен; в канн. Косьмы Маюмского 1-м троп. 1-й песни, 1-ом троп. 5-ой песни и 2-ом троп. 9-ой песни), – присутствие при Ее Успении и прославление его в песнопениях Ангельскими Силами (4-я стихира на Господи воззвах; 3, 4 и 5 стихиры на Литии; 4-я стихира на стиховне: в кан. Косьмы Маюм. 1-м троп. 1-й песни и 1-й троп. 9-й песни; в каноне Иоанна Дам., во 2-м троп. 3-й песни и в 3-м троп. 4-ой песни), предание Божией Матерью Своего духа в руки Сына, Господа Иисуса Христа 2, 4 и 6 стихиры на Литии; 1-й троп. 4-ой песни и 1-й троп. 9-й песни канона Косьмы Маюмского), нетление по смерти Ее (Кан. Косьмы Маюмского 1-м троп. 6 песни). Все остальные легендарные подробности об Успении, заключающиеся в апокрифах и между прочим в «Слове Ап. Иоанна», не нашли себе места в торжественных песнопениях Церкви в честь Успения Божией Матери. Единственное исключение составляет 2-ой тропарь 3-й песни в каноне Косьмы Маюмского, где упоминается, впрочем, вскользь об отсечении рук дерзновенного Иудея (взято из «Слова Иоаннова» глл. 46, 47). Во всем остальном событие Успения Божией Матери передается таким образом в тех умеренных и кратких чертах, в каких поведал IV Вселенскому Собору «древнейшее и вернейшее» предание Церкви о нем патриарх Ювеналий. Церковь , таким образом, верно оценила сомнительное достоинство всех легендарных сказаний апокрифов, коими преследовалась цель возвеличения Божией Матери и Успения Ее, а достигались скорее обратные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Отпуст: «Иже во Иордане…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6я – 4. На входе – «…во Иордане крестивыйся…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане…». Б. На вечерне кафизма 6я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 5й – 3, и преподобного, глас 1й – 3. «Слава» – святителя, глас 4й: «Премудрости слово твое…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Трепеташе рука Крестителева…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4й: «Житие Божественно…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Тебе, в Дусе и огни…». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Отпуст: «Иже во Иордане…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3й песни – кондак и икос праздника, глас 4й, ин кондак святителя, глас 2й; седален святителя, глас 3й. «Слава» – седален преподобного, глас 1й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010