3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

16 февраля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу. В ходе встречи обсуждалось расширение сотрудничества между православными странами, а также вопросы, касающиеся жизни русскоязычных в Греции.   18 февраля в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. 15 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. Патриарх Кирилл также посетил сестринский храм Успения Божией Матери, расположенный в нижней части собора Сошествия Святого Духа и побывал в богадельне Зачатьевского монастыря, где побеседовал с престарелыми монахинями и мирянками, преподав им Первосвятительское благословение. 16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре. Утром 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Пердстоятель Церкви совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. 18 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со спортсменами параолимпийской сборной России, отправляющимися на X Параолимпийские зимние игры в Ванкувере. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о здравии спортсменов и благополучном исходе соревнований, а затем обратился к членам паралимпийской сборной со словами напутствия. «Одним фактом своего участия в спортивных состязаниях вы свидетельствуете всему миру о победе человека над самим собой, — сказал Святейший Патриарх. — Люди, которые побеждают скорбь и страдание, являются ярким и сильным примером для всего общества».

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Далее митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Елисей! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего хотел бы всем вам передать сердечные благопожелания и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который многократно в бытность свою митрополитом и председателем Отдела внешних церковных связей приезжал в Великобританию, посещал этот святой храм и совершал здесь богослужения. Завершается первая неделя Великого поста, которая для многих из нас была временем духовного сосредоточения, молитвы и трезвения. Так случилось, что в этом году я впервые более чем за 25 лет своего священнослужения нахожусь на первой неделе Великого поста не в храме, где несу свое служение, а по благословению Священноначалия провожу эти дни в путешествии. Среди различных торжественных церемоний, ответственных встреч и мероприятий я находил прибежище в храмах Московского Патриархата — сначала в храме святой великомученицы Екатерины в Риме, где читал Великий канон во вторник и среду этой седмицы, а сейчас здесь, в Успенском соборе, где мы совершили утреню в день памяти сорока мучеников Севастийских. Я благодарю Вас, владыка Елисей, за приглашение вновь посетить этот храм, дорогой для моего сердца, и совершить здесь богослужение в святые дни первой седмицы Великого поста. В Евангельском чтении, которое мы только что слышали, есть важные слова Спасителя: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19). Терпение — это качество, которого многим из нас очень не хватает. Мы часто бываем нетерпеливы, потому что желаем, чтобы какие-то вещи случались быстрее или иным образом, чем это происходит на самом деле. Очень часто случается так, что мы совершаем какие-то действия или говорим какие-то слова и бываем уверены в своей правоте, но почему-то люди видят и слышат нас по-другому. Мы посылаем окружающим какой-то сигнал, а в сознании людей он преломляется как-то иначе, по-другому. Иной раз мы бываем очень нетерпеливы: нам кажется, что должна восторжествовать справедливость и нас должны понять, принять, а между тем этого не происходит. Тогда мы пытаемся доказать свою правоту, ведь кажется, что вся проблема в том, что нас неправильно услышали, недопоняли и сигнал, который мы посылали, оказался искажен какими-либо посторонними шумами, поэтому просто нужно донести его до адресата. А между тем очень часто бывает так, что просто время еще не пришло для того, что мы хотим сделать и сказать, чего мы хотим достичь.

http://patriarchia.ru/db/text/2866153.ht...

Мы знаем, что есть прелесть духа, об этом много говорили святые отцы: не впадай в прелесть, не допускай того, чтобы в твоей душевной, духовной жизни возникали опасные болезненные явления. Но точно так же можно сказать и о прелести плоти, когда чрезмерная забота о плоти превращается в некую прелесть, в нарушение того баланса между духовным и материальным, который способен формировать и поддерживать гармоничную человеческую личность. То же касается и пищи — она стала вполне доступна для большинства людей, и как часто человек, теряя контроль над самим собой, начинает пищей злоупотреблять! Некоторым трудно понять, что такое пост: «Как же так? Почему я должен отказываться от вкушения той или иной пищи? Мне же хочется, это же так вкусно, я к этому привык…» Эти внешние обстоятельства современной жизни в значительной мере расслабляют человеческий дух. А как же этому противостоять? А противостоять надо путем духовного сосредоточения. Нужно контролировать движения своей плоти, и не только для подавления опасных инстинктов, которые толкают человека даже на преступление, но и в повседневной жизни. Есть замечательное слово «умеренность». Правильная мера должна быть во всем — и в духовном, и в телесном. Небрежение к телесному приводит к помрачению духовного образа человека. В этом смысле как в древности, так и сегодня монастыри призваны быть местом образцовой жизни человека, потому что здесь есть все условия для того, чтобы гармонично сочеталось духовное с материальным, забота о своем теле, без которой человек жить не может, с заботой о духе. И, наверное, ни с кого так не спросится, как с монахов, если мы будем нарушать это здоровое, правильное и богоугодное соотношение, если мы будем предаваться тому, чтобы удовлетворять похоти плоти своей, потому что где как не в монастыре должна сегодня формироваться личность, способная давать пример современному человеку, в том числе в плане правильного отношения к телу и душе. Пусть святые дни Великого поста помогут нам задуматься о самих себе, о своей жизни, о том, правильно ли мы поступаем, верно ли служим своему телу, не согрешаем ли, не отдаляем ли себя от Бога, как говорит Иоанн Лествичник, имеем ли способность и силы исправить ошибки и обрести тот образ жизни, к которому призывают нас святые отцы, к которому призывают нас песнопения и тексты великих богослужений святого поста. Помогай всем нам Господь в этом непростом, но жизненно необходимом делании, без которого не может быть спасения нашей бессмертной души. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/4400836.ht...

Патриарх Кирилл: Патриарх Кирилл: «Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела!» . февраля исполняется 15 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла. К знаменательной дате мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Все фото — Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 3 сентября 2023 года; С воспитанницей Центра духовного и творческого развития «Перемена» в Казани. 18 мая 2023 года; Богослужение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в Москве. 3 ноября 2023 года; Посещение Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского в Красногорске. 21 июня 2022 года; На утрене в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове перед объездом Москвы с иконой Божией Матери «Умиление». 3 апреля 2020 года; Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля. 7 апреля 2023; Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 21 сентября 2023 года//Фома. - – февраль 2024. – С.8-19. – (рубрика « Патриарх Кирилл »). -  В подборку вошли следующие  отрывки из проповедей и выступлений: О милосердии. Из проповеди в Великую Среду после литургии в Храме Христа Спасителя, 12 апреля 2023 года (С.11); О молитве священника . Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 20 декабря 2023 года (С.13); О терпении. Из проповеди после литургии в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы, 23 июля 2023 года (С.15); О подвиге христианок . Из проповеди в Неделю 3-ю по Пасхе, жен-мироносиц, после литургии в Храме Христа Спасителя, 30 апреля 2023 года (С.17); О просьбах к Богу . Из проповеди во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском соборе г. Москвы, 28 февраля 2023 года (С.18). Парсуна номера: ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» кинокритика Льва Карахана .

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

Трагедия современного человечества заключается в том, что оно почувствовало свою силу. Развитие науки и техники, многие достижения, которые были действительно произведены человеческим разумом и человеческой волей, дали в руки людей огромную власть и силу. И для многих Бог перестал быть нужным. К Нему не нужно обращаться, когда заболел, потому что можно принять эффективное лекарство. К Нему не нужно обращаться за помощью, если у тебя есть деньги. К Нему не нужно обращаться за какими-то знаниями, если сам получил знания. Сила человеческая, связанная с гордостью, вытесняет Бога из человеческой жизни. Об этом и сказал святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Одержимый гордыней лишается благодати». Тот, кто ставит себя на место Бога, кто отвергает Бога, кто опирается на свою силу, кто чувствует ненужность Бога для самого себя, тот лишается благодати. И мы знаем, как в одночасье богатые становятся бедными, здоровые становятся больными, как жизнь молодых, полных сил людей пресекается преступными деяниями и пороками. Знаем также, в каком тяжелейшем состоянии находится весь мир, вся небольшая человеческая семья, живущая на одной планете, — сколько войн, сколько несправедливости, сколько страданий, сколько горя! Но на этом взгляд гордого человека не задерживается — он по-прежнему упивается своей властью, лишаясь Божией благодати. Гордый человек всегда одинок, потому что гордость порождает высокомерие, гордость разрушает здоровые, дружеские отношения между людьми. Гордый всегда одинок, даже если его окружают люди, которых он называет своими друзьями. Ведь гордый человек не только домогается предпочтения, по словам Василия Великого, но и стремится защитить свою жизненную позицию, а потом и в каждом друге видит возможную опасность, чем и нарушаются добрые человеческие отношения. Гордый человек — несчастный человек. А иначе и быть не может, потому что жизнь, основанная на грехе, на отчуждении от Божественного, не может быть счастливой. Как же излечиться от этого порока? Есть ли какое-нибудь средство? Тот же святой преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Весьма полезно гордому человеку быть в подчинении, потому что подчинение — это по необходимости исполнение воли другого». Подчинение заставляет человека привыкать к исполнению указаний других людей, это как некая узда, удерживающая человека от безграничного проявления своей гордыни.

http://patriarchia.ru/db/text/2857251.ht...

В древности многие впадали в ошибку, считая, что тело и душа — это совершенно разные субстанции, рассматривая тело как некий сосуд, внутри которого существует автономно душа. Некоторые даже впадали в ересь — так, в III веке возникло еретическое движение, именуемое манихейством, угрожавшее Церкви. Сторонники манихейства отрицали всякую ценность физической природы, считая, что все физическое бытие, включая человеческое тело, находится во власти дьявола, а потому всё это — зло и с ним надо бороться. На фоне подобного извращенного понимания христианства случались страшные явления. Например, из истории известен случай, касающийся одного еретика — сирийского гностика по имени Карпократ, сына Епифана. Будучи одержим неправильным отношением к телу, к физической природе, он с юности решил уничтожать свое собственное тело, для чего избрал страшный способ — вел развратный образ жизни и в 17 лет погиб. А ведь у этого Карпократа были и последователи, которые считали, что тело человека есть зло, что нужно освободить душу, которая пребывает автономно внутри сосуда, — потому что только душа имеет ценность, а тело никакой ценности не имеет. Когда читаешь поучения святых отцов на темы, связанные с человеческим телом, поражаешься их мудрости. Святые отцы понимали, что тело само по себе не самоценно, потому что ограничено сроком человеческой жизни, да и в жизни тело страдает от болезней, иногда тяжелейших. Вот поэтому физическая субстанция, именуемая телом, не может быть самоценной — ценность тела в чем-то ином. А поскольку абсолютной ценностью бытия является Бог, то только в этой Божественной перспективе и можно оценивать подлинное значение человеческого тела. Святые отцы и поступали. Собственно говоря, слова, свидетельствующие о связи тела с этой Божественной перспективой, содержатся уже в писаниях апостолов. Святой Павел учит нас, что мы — храмы живущего в нас Духа Святого. Перефразируя эти слова апостола Павла, преподобный Ефрем Сирин замечательно говорит: «Ты, христианин, имеешь тело, которое есть храм Святого Духа, потому радей об этом храме».

http://patriarchia.ru/db/text/3592031.ht...

И сегодня, задумываясь через слова молитвы святого Ефрема Сирина о власти, прося Господа избавить нас от властолюбия, мы должны ясно понимать, что все сказанное относится не только к тем, кто обладает властью, но и к каждому из нас. Потому что и в самых простых межличностных отношениях очень часто один человек пытается взять верх над другим, иногда сознательно, а иногда бессознательно, в силу черт характера, волевых качеств. И это стремление быть выше другого, воздействовать на другого, управлять другим тоже есть не что иное, как властолюбие, хоть и без реальной власти. Наверное, большинство из нас, если повнимательней посмотрит вглубь своей души, увидит в себе этот порок, иначе святой преподобный Ефрем не вложил бы в великую свою молитву обращение к Господу с мольбой избавить нас от этого греха и порока. Пусть силой Божией и нашими собственными усилиями искореняется из нашей жизни всякое стремление к властолюбию, всякое стремление к тому, чтобы господствовать над другим человеком. А те, кто обладает некими властными полномочиями, в полной мере должны сознавать, что главный смысл и единственная цель такого ответственного служения есть не что иное, как служение Богу и людям. Аминь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 46 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии АлександрГ. 13 марта 2019, 19:53 Наш Святейший, упомянул очень интересный момент появления государственности у народа Израиля. Но там, есть очень любопытная деталь, после слов Господа " они меня отвергли " . Затем Господь говорит о том, как будет структурировано общество Израиля, как появится неравенство, эксплуатация. Но есть еще один момент, вот израильтяне стали проигрывать и они списали это на отсутствие у них царя, а ведь на самом деле в тот момент они охладели. И причиной было именно это. Но охладев, они " ослепли " . А как интересно дальше, в Евангелии, нам Господь подсказывает единственное приемлимое наполнение, суть и саму природу власти. И в таком исполнении, издержки власти обращаются уже в другом направлении.

http://pravoslavie.ru/119877.html

Итак, грех есть зло, грех есть отвержение Бога, Его закона, Его правил, Его заповедей. А в жизни грех проявляется многими гранями, и эти частные обнаружения греха мы именуем пороками. Но есть среди пороков такой, что обнаруживает не одну только грань греха, а являет саму природу греха, — этим пороком является гордость. Святой Иоанн Златоуст говорит, что в гордости — начало греха и его опора, и это действительно так. Святой Иоанн Лествичник, желая показать, что в гордости обнаруживается сама природа греха, говорит, что гордость есть отвержение Бога, — то есть то самое деяние, которые совершил Денница; есть изобретение бесов, корень хулы, источник гнева и лицемерия, источник невозможности творить дела милосердия и быть сострадательным. Эти замечательные слова преподобного Иоанна помогают нам понять, что гордость — не просто черта характера, не просто одна из приобретенных дурных наклонностей. В гордости обнаруживается сама природа греха, суть которой — в отвержении Бога. Как же обнаружить в самом себе гордость? И как заметить присутствие гордости в других людях? Святой Василий Великий дает нам замечательное правило: гордость домогается предпочтения. Гордый человек всегда желает быть выше других, он всеми силами домогается позиции, возвышающей его над другими. Гордость может быть скрыта под личиной скромности, но обнаруживается всегда, и не только в мыслях человеческих, что особенно важно, когда мы хотим испытать себя на присутствие гордости, но и в поступках, которые мы сами совершаем или свидетелями которых мы становимся, когда их совершают другие люди. Обычно гордость поражает людей способных. Человек, опирающийся на свои способности, действительно может многого достичь в жизни, и это нормально. Так Господь пожелал, чтобы у одних были большие способности, у других — меньшие, чтобы один достигал одной высоты, другой — другой. Нет равных людей, и потому само занятие того или иного высокого положения еще не свидетельствует о том, что способный человек, достигая этого положения, опирался на гордость. Но, тем не менее, именно способные люди чаще всего подвергаются этому дьявольскому искушению. Они чувствуют свою силу, а чем больше человек чувствует свою силу, тем меньше он чувствует потребность в силе и в помощи Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/2857251.ht...

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году в Малом соборе начались ремонтно-реставрационные работы. В самой древней части храма, четверике, отреставрированы белокаменные порталы. Внутри всего храма отреставрирована штукатурка, заделаны многочисленные трещины и удалена плесень. Преобразился фасад нижнего яруса колокольни: специалисты-реставраторы ЗАО «ДЕНЕКС» выполнили вычинку кладки, восстановили арочных проемы, расчистили фасады от поздних штукатурных наметов, отреставрировали белокаменные карнизы первого яруса и восстановили обмазку кирпичной кладки. По всему объему храма заменена система отопления и отопительные приборы, реконструирован электрощит, разобраны поздние перегородки. Отреставрирован надгробный памятник над местом погребения митрополита Московского Амвросия (Зертис-Каменского), убиенного у стен Донского монастыря во время чумного бунта 16 сентября 1771 года. В ноябре 2010 года в Малом соборе прошло заседание рабочей группы экспертов по вопросам реставрации ансамбля Донского монастыря. Эксперты одобрили направление реставрационной деятельности по Малому собору и высказали суждение о необходимости разработки программы реставрационных работ по храму. В настоящее время работы ремонтно-реставрационные работы внутри храма завершены. Закончена покраска стен и сводов трапезной и приделов, отреставрированы входные двери и решетки. Началась разработка проектов иконостасов в приделах. Предстоят большие работы по реставрации фасадов, колокольни и трапезной храма. Великим постом в Малом соборе Донского монастыря возобновились богослужения. По благословению наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла первую Божественную литургию 6 марта в храме совершил архимандрит Агафодор (Маркевич). 7 и 8 марта, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста, в Малом соборе были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня, а 9 марта епископ Кирилл возглавил здесь первую в 2011 году Литургию Преждеосвященных Даров. Малый собор Донского монастыря – уникальный памятник архитектуры. Здесь молились Великие князь и цари, здесь погребены прославленные сыны России.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010