вскрытие мощей



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017

ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Предложения Версии Изменить ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info. ru Вскрытие мощей св. Александра Невского. Фото с сайта Православие. Ru. Вскрытие мощей, кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации святых мощей в 1918 - конце 1920-х годов, являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации Русской Православной Церкви, по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания святых мощей, которые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и монастырями. года Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам. Вскрытие мощей объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев... ». Для вскрытия мощей создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В ... текст полностью ...
ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... МОЩЕЙ кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в., являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации РПЦ, по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания св. мощей, к-рые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и мон-рями. Шла в русле реализации декрета от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», для проведения к-рого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым. Заняла центральное место в программе мер общегос. уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП (б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви. Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки. 16 февр. 1919 г. Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном В. м. ; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам («вскрытие мощей на местах ... текст полностью ...
Новости статейной библиографии: Духовный кризис в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... порядка, я увидала двух крестьян, лежащих на соломе и в картузах. Это обстоятельство меня поразило, так оно было противоположно народным обычаям. За гробом шли Станиславская с дочерью – их вели под руки – они рыдали. В толпе послышался хохот баб…»[4]. В этих иллюстрациях мы видим не просто примеры отступления от нравственной нормы, которых можно набрать сколько угодно в любой эпохе. Это примеры снятия табу – глубинных традиций уважительного отношения к святыне, к смерти. И нет ничего удивительного в том, что дети участников тех событий спустя несколько десятилетий равнодушно смотрели на вскрытие мощей святых и разрушение храмов. Конечно, важнейшей вехой в изменении религиозного сознания стала эпоха Петра I и его реформы. Но ключевым периодом мне кажется эпоха Алексея Михайловича, политика которого оказала серьезное влияние на петровские преобразования. Алексей Михайлович добился отрешения от власти Никона, последнего влиятельного патриарха, способного отстаивать свободу и авторитет Церкви. В эту эпоху, как представляется, стала необратимой ориентация на Европу, которая впоследствии привела к деформации религиозных моделей дворянства. И самое главное – при Алексее ... текст полностью ...
«А тюрьмы нам нечего бояться…» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Епископ Ковровский Рукоположение архимандрита Афанасия во епископа Ковровского состоялось 17 июня 1921 года, одновременно с назначением викарием Владимирским и настоятелем Свято-Боголюбского монастыря. Время, в которое святитель занял епископскую кафедру, мало назвать трудным для Русской Церкви – оно предполагало прямое исповедничество, если человек хотел сохранить свою веру чистой. Это был период жестокого преследования православных советскими властями, глумления над мощами святых, ограбления храмов. Известно, что когда в Успенском соборе Владимира планировалось устроить массовое вскрытие мощей угодников Божиих, при входе комиссии духовенство во главе с епископом Афанасием, вопреки этому, начало служить молебен, который сразу же поддержал народ – таким образом, планы безбожников были разрушены. Кроме того, в это самое время большие обороты набирало обновленческое движение, храмы отбирали так называемые «живоцерковцы», поддерживаемые советским руководством. Против этого церковного раскола также активно выступал епископ Афанасий, призывая свою паству не отлучаться от истинной Церкви и не переходить к обновленцам. Однажды – это было уже после ссылки – несколько ... текст полностью ...
Начало тяжких испытаний / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... нанесенных новой властью по Русской Православной Церкви, был направлен против священных останков русских святых. Целью организованной в 1918–1920 гг. чудовищной кампании по вскрытию мощей была ликвидация самых почитаемых православными священных реликвий, у огня которых, по словам Г. Федотова, «вся Русь зажигала свои лампадки». Далеко не случайно и символично то, что одно из первых вскрытий в Александро-Свирском монастыре Олонецкой губернии осенью 1918 г. сопровождалось разнузданным святотатством и расстрелом настоятеля и нескольких монахов и мирян. В январе 1919 г. произведено было вскрытие мощей глубоко почитаемых в России святителей Тихона Задонского и Митрофания Воронежского. В феврале 1919 г. кощунственному публичному вскрытию были подвергнуты останки святых подвижников в сердце православной России – во Владимирской, Тверской, Вологодской губерниях. Властями были вскрыты гробницы и раки преподобных Нила Столобенского, Макария Калязинского, Саввы Сторожевского – ученика Преподобного Сергия Радонежского, и других святых. Все взоры православной России устремились к национальной святыне – Троицкой Лавре, где более 500 лет почивали мощи великого русского ... текст полностью ...
Житие и чудеса святителя Кутберта, епископа ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... место. Мощи пребывают и сейчас в соборе Дарема, где до сих пор по молитвам этого святого угодника происходят чудеса и исцеления. Рака святого Кутберта и его статуя с головой святого короля Освальда в Даремском соборе В 1827 году при обследовании гробницы святого Кутберта в соборе Дарема было обнаружено, что святитель похоронен в архиерейском облачении из византийской ткани, на которой имеются надписи по-гречески. На византийском фрагменте облачений святого изображены древние эмблемы епископского служения: воды с плавающими рыбами, а также олицетворение земли с символами плодородия. Это вскрытие мощей святого, устроенное протестантами для «разоблачения суеверий», подтвердило подлинную историческую связь английского христианства с Православием [15]. Протоиерей Андрей Филлипс, настоятель церкви во имя святителя Иоанна Шанхайского в городе Колчестер графства Эссекс (РПЦЗ) , в своей книге «The lighted way» («Светлый путь») сравнивает святого Кутберта и преподобного Серафима Саровского – двух великих вселенских святых: «Святитель Кутберт Линдисфарнский, известный как “чудотворец всей Британии”, был в VII веке английским отшельником и епископом. Преподобный Серафим Саровский, ... текст полностью ...
Преподобномученик Кронид (Любимов), ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Кронид. Всего: 77 подписей братии». 20 марта Святейший Патриарх Тихон обратился к председателю Совета Народных Комиссаров по поводу кампании по вскрытию мощей: «Вскрытие мощей нас обязывает встать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Но, несмотря на просьбы верующих, вопрос о вскрытии мощей преподобного Сергия был решен на пленуме местного Совета 1 апреля 1919 года, который признал необходимым вскрыть мощи преподобного Сергия. Решение местного Совета было подтверждено Московским губисполкомом 4 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия произошло 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой Субботы. С утра в храмах была отслужена литургия Преждеосвященных Даров, затем днем читали правило исповедникам и была исповедь. В исполкоме было решено провести вскрытие вечером, когда в Лавре будет меньше молящихся. В исполком были вызваны церковные старосты из близлежащих приходов по «срочному делу». Из Вифании был вызван иеромонах Порфирий, из Гефсиманского скита – иеромонах Ионафан (Чистяков) . Ввиду опасности волнений была мобилизована рота помещавшихся в Лавре курсантов. В шестом часу вечера, для ... текст полностью ...
ХХ век. Трагедия Церкви? | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... культура была несколько высокомерна по отношению к народу: большинство церковнослужителей были образованными людьми, а большинство их паствы не умело читать и писать. Большевики провели несколько успешных пропагандистских компаний, которые дискредитировали Церковь в глазах миллионов. В том числе это были кампании по изъятию ценностей и вскрытию мощей. Они носила кощунственный характер, но многих простых людей убеждала в том, что их обманывают. Потому что священники, поставленные учить, не привыкли ни в чем наставлять народ, не удосужились объяснить даже сущность почитания святых мощей. Вскрытие мощей святителя Германа Казанского Когда мощи вскрыли, верующие ожидали увидеть что-то вроде спящих красавиц, и, оказавшись обманутыми, естественно, отвернулись от Церкви. Недостаточно уделяли внимания народному образованию, держали их за каких-то полудетей — чего только стоит циничный гриф на книжках, который мне приходилось встречать: «Для войск и народа». Это все равно, что «солдатам и собакам вход воспрещен». Ну и, конечно, огосударствление Церкви. Но я Синодальный период не абсолютизирую, он очень дискутируемый. Есть и сторонники этой системы, хотя их немного. Есть и ... текст полностью ...
«Икона в Советском Союзе» – лекция Ирины Языковой ...Искать в Источникеpravmir.ru
... это не была свобода, просто малое послабление. В конце войны, в 1945 году, отдают Троице-Сергиеву Лавру, закрытую в 1919 году; в 1946 году там начались восстановительные работы. Когда в 1919 году закрывали Троице-Сергиеву лавру, была составлена комиссия по описанию ее церковных сокровищ, и что-то отправлялось на продажу, что-то в музеи, что-то на реставрацию и так далее. Повезло, что эту комиссию возглавил Грабарь, и он позвал в эту комиссию очень многих высококвалифицированных реставраторов и просто духовных людей. И Алсуфьев, и Комаровский участвовали в этой комиссии. Когда было вскрытие мощей (вы, наверное, знаете эту историю) , главу преподобного Сергия спрятали, потому что боялись, что уж совсем все выкинут на помойку и осквернят. И к этому имели отношение и Алсуфьев и Комаровский. Когда открыли Лавру, глава преподобного была передана Алексею Симанскому, Алексею I, Святейшему Патриарху. В 1946 году в Лавру приглашают Марию Николаевну Соколову, как уже известного иконописца и реставратора. И она принимает участие в восстановлении лаврских храмов, потому что Лавра, конечно, к этому времени имела плачевный вид, там и жили, и были какие-то учреждения, и кинотеатр, и ... текст полностью ...
Протоиерей Георгий Митрофанов: Мы подходим к ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... святого должны обязательно быть нетленны. И вместо того, чтобы этот предрассудок помочь преодолеть, духовенство наоборот шло на поводу у этих представлений. И в тех случаях, когда мощи были тленными, они склонны были делать вид, что они нетленны, и уверять людей в этом. Поэтому, когда была предпринята акция по вскрытию мощей, она формально даже носила характер благонамеренный: «Мы хотим выяснить, а действительно ли мощи святых являются чем-то сверхъестественным, хотим показать людям, что это такое, мощи». На самом деле, подход был вполне очевидным: в нарочито резкой форме происходило вскрытие мощей, оскорбляя чувства верующих людей. Действительно, обнаружилось, что значительная часть мощей, считавшихся нетленными, оказались тленными. Во время всех этих вскрытий не происходило никаких сверхъестественных событий, никто там не погибал, если люди не вступались за эти самые мощи, никакой огонь с неба не сходил на злодеев. А когда люди вступались за свои мощи, они становились жертвами репрессий, потому что их изображали контрреволюционерами. -Эта кампания нанесла удар по Церкви? -Да, логика была такая: попы обманывали вас, говоря о мощах, как о вещах чудотворных и нетленных, ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017

Постоянная ссылка на эту страницу: вскрытие мощей
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"