Решение этого вопроса, по нашему мнению, зависит от дня страдания и смерти И. Христа, который в Евангелии Иоанна точно называется пятком ( Ин.19:14,31 ). Но между тем как, по сказанию первых трех Евангелистов, этот пяток, по-видимому, был 15 нисана, по беспристрастному пониманию указанных мест Ев. Иоанна он был 14 нисана. Правда, Визелер, западный исследователь евангельской хронологии, 307 держится первого мнения и старается примирить относящиеся сюда места Еванг. Иоанна остроумно, но слишком искусственно. Мы держимся указания Ев. Иоанна и убеждены, что день страданий и смерти И. Христа – пяток – был 14 нисана; a 15 нисана падало в этот год на субботу; следовательно, и пасха еврейская была в субботу, а не в пятницу. И если ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом новозаветного пасхального Агнца – Христа, то, как первый, по повелению Божию должен был быть закалаем к вечеру 14 нисана ( Исх.12:6 ), так и новозаветный Агнец должен был быть принесен в жертву за грехи всего мира также 14 нисана к вечеру. Итак, если день смерти И. Христа – пяток, и именно 14 нисана, то пасха еврейская – 15 нисана, – падала в этот год на субботу. Вот почему евангелист Иоанн, сказав о том, что иудеи просили Пилата в пяток же вечером перебить голени распятым, прибавляет: да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик денъ тоя субботы ( Ин.19:31 ). Из этих слов до очевидности ясно, что пасха еврейская в год страданий и смерти И. Христа была в субботу, и эта пасхальная дата, по нашему мнению, самая определенная и самая твердая из всех евангельских дат. – Теперь вопрос только в том, можно ли в настоящее время определить с точностью, в каком году общественного служения И. Христа пасха еврейская (15 нисана) приходилась в субботу? Чтобы решить этот вопрос, мы занялись определением полнолуний в месяце нисане, соответствующем нашим марту и апрелю. Руководясь календарями Мещерина 308 и Гинсбурга, 309 мы нашли, что за время общественного служения И. Христа пасха еврейская дважды падала на субботу, именно в 19-м и 22 году нашей эры. Несомненно, последняя была в год страданий и смерти И. Христа, а первая в год вступления Его на служение. 15 нисана первой пасхи совпадало с 1-м числом нашего апреля. Вторая пасха, в 20 году нашей эры, была в среду и совпадала с 27 числом месяца марта. Третья пасха, в 21-м году, была во вторник и совпадала с 15 числом апреля. Наконец четвертая пасха, в 22 году, была в субботу 28 марта. 16-го же нисана или 29 марта И. Христос воскрес из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Накануне иудейской пасхи, в пятницу 14-го числа весеннего месяца нисана 244 , Иисус Христос принял крестную смерть. Праздник пасхи начинался с полнолуния первого месяца еврейского церковного календаря. В 14й день нисана, после полудня, был закаляем пасхальный агнец, которого ели вечером того же светового дня; но так как у евреев сутки начинались с захода солнца, то по их счету это происходило уже пятнадцатого нисана. На следующий день, 16-го числа, начатки ячменя (первый сноп) были по традиции возносимы в Иерусалимском храме или «потрясаемы» перед Господом. Праздник опресноков или ветхозаветная пасха продолжалась 7 дней от 15 до 21 включительно, 245 и было ли Распятие 14-го или 15-го нисана 246 , то есть была ли иудейская пасха на несколько часов позднее или раньше страдания Спасителя на кресте, вопрос, так до конца и не решенный 247 . Известно, что большинство древних Церквей праздновали христианскую Пасху в первое воскресение, которое следует за 14м нисана. Они справедливо считали, что распятие Господа совершилось в пятницу 14-го нисана, пребывание во гробе – в субботу 15-го, а Воскресение Христово – рано утром в первый день недели, то есть 16-го нисана. Но христиане малоазиатских Церквей до середины III века праздновали так называемую крестную Пасху. Господь сдал Себя на смерть на Голгофе в пятницу, в тот день, когда иудеи начинали торжество ветхозаветной пасхи. Эту Пасху крестную, то есть день заклания Христа 14-го нисана, малоазиатские христиане совершали вместе с иудеями, объединяя таким образом ветхозаветную пасху с новозаветной, вместо того, чтобы 16-го нисана, в день Господень, праздновать Пасху Воскресную. 248 С большим основанием можно утверждать, что в Малой Азии праздновали Пасху в воспоминание страданий Спасителя, в честь самого факта искупления. Для этих христиан начало ветхозаветной пасхи, падающее на 14е нисана, было годичным воспоминанием страданий и смерти Господней, тогда как для большинства христиан главным днем оставалось 16е – воспоминание Его Воскресения.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Александрийская церковь в определении дня празднования Пасхи всегда следовала господствующей практике, которую в спорах с квартодециманами защищала Римская церковь . Квартодецимане праздновали величайший из христианских праздников вместе с иудеями 14 нисана, на какой бы день недели ни падало это число. Исходя из того соображения, что 14 нисана был распят и умер на кресте Иисус Христос , и считая смерть Иисуса Христа важнейшим моментом в деле искупления рода человеческого, квартодецимане видели в ней радостное событие, и светлое пасхальное торжество приурочивали ко дню смерти, а не ко дню воскресения. Печальным торжеством у них было только время, предшествующее моменту смерти Искупителя, и потому они оканчивали пост и начинали празднование в три часа пополудни 14 нисана, совершая в это время торжественную праздничную литургию. Когда и как праздновался ими день воскресения Спасителя, какой день посвящали они воспоминанию этого события, третий ли после 14 нисана или ближайшее к этому числу воскресение, с точностью решить трудно; но ввиду того, что епископы, несогласные с практикой квартодециман, по свидетельству Евсевия, 673 «положили общим правилом праздновать таинство воскресения Господня не иначе, как в день воскресный, и в этот именно день прекращать пасхальный пост», можно думать, что квартодецимане и торжественное воспоминание воскресения Христа приурочивали не к первому воскресному дню после 14 нисана, но или к третьему дню после 14 нисана, или к тому же дню, когда воспоминали они и смерть Спасителя. С точностью не известно и то, как проводили квартодецимане время между торжеством 14 нисана и днем, посвященным воспоминанию воскресения Христова, если эти торжества не соединялись в одно. Так как Евсевий, говоря о квартодециманах, пишет не о перерыве только, но о полном прекращении ( πλυσις) поста в день 14 нисана, 674 то едва ли можно думать, что квартодецимане возобновляли пост после 14 нисана и продолжали его до дня, посвященного воспоминанию о воскресении Спасителя. Родиной квартодециман была часть Малой Азии, так называемая Asia proconsularis с главным городом Ефесом, 675 и некоторые из соседних малоазийских и азийских провинций – Киликия, Месопотамия и Сирия. 676

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

В числе восьми дней евангелист Иоанн считает первый день, когда Господь явился вечером всем ученикам, кроме Фомы ( Ин.20:19 ), шесть целых следующих дней и первый день второй недели, в который также вечером Иисус явился всем ученикам с Фомою. 15) Пасха в год смерти Иисуса Христа была в субботу, и если считать от субботы пятьдесят дней, то праздник Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой на апостолов, будет тоже в субботу. Евреи праздновали Пасху ежегодно 14-го Нисана и в этот день должны были вкушать пасхального агнца вечером ( Исх.12:6–14 ). 15-го Нисана был первый день пасхальный, называемый праздником опресноков. 16-го Нисана был другой день пасхальный, называемый днем возношения снопа. «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером – Пасха Господня, и в пятнадцатый день того же месяца – праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание... на другой день праздника вознесет его (сноп) священник» ( Лев.23:4–12 ; Чис.28:16–18 ). В год смерти Иисуса Христа 14-е Нисана, когда евреи праздновали Пасху, приходилось на пятницу ( Ин.18:28 , ср. Ин.19:14 ), 689 15-е Нисана или праздник опресноков совпал тогда с субботою, почему та суббота была день великий ( Ин.19:31 ): 690 второй день праздника, т.е. день возношения снопа ( Лев.23:11–12 ) или 16-е Нисана было в первый день недели, когда Иисус Христос воскрес. Для определения дня Пятидесятницы отсчитывалось по закону ( Лев.23:15–16 ) семь полных недель от первого дня после праздника (не Пасхи, а праздника опресноков, празднуемого 15-го Нисана), от того дня, в который приносите сноп потрясения (т.е. с 16-го Нисана), и первый день после седьмой недели был днем праздника Пятидесятницы, а так как 16-е Нисана было в первый день недели, то и еврейская Пятидесятница, когда сошел на апостолов Дух Святой, приходилась тоже в первый день недели. 691 В этот праздник закон повелевал созывать священное собрание ( Лев.23:21 ; Чис.28:26 ) и приносить многочисленные жертвы ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:27–31 ), но мы видим апостолов в тот день собравшимися в своей сионской горнице, чтобы праздновать, очевидно, совершившееся в этот день воскресение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Из сказанного следует, что во-первых, ветхозаветная Пасха до равноденствия не празднуется, ибо в Палестине новый ячмень не созревает до равноденствия, поэтому Пасха может совершаться только после равноденствия, [Элефантинские иудео-арамейские папирусы от V в. до Р.Х. (открытые сравнительно недавно) показали, что Пасха иудеев могла приходиться в то время спустя 42-43 дня после равноденствия, т.е. на 7-8 мая] .однако нет данных для утверждения, что Пасха должна справляться непременно сразу за равноденствием , что, во-вторых, весеннее равноденствие, следовательно, берется для пасхалии, как термин - граница для определения месяца авива (нисана), как величина производная, второстепенная. Христианская практика празднования Св. Пасхи, возникнув на основе ветхозаветных установлений, получила свое развитие в связи с новозаветными священными событиями и соборными определениями. Первые христиане, свято соблюдая праздник Пасхи, совершаемый иудеями ежегодно с 14 по 21 нисана, в какие бы дни недели эти числа ни случились, соединяли с Пасхой новые священнейшие воспоминания из жизни Христа Спасителя: Его страдание, смерть и Воскресение, в силу чего у них сами собой отпадали обрядовые особенности, соблюдавшиеся у евреев. С течением времени празднование Пасхи 14 нисана стало считаться многими христианами несообразным с существом христианской Пасхи, которая должна совершаться в воскресенье, соответствующее одному из 7 дней первого весеннего месяца авива (нисана), когда евреи ели только опресноки. Ввиду того, что среди христиан было немало приверженцев ветхозаветного обряда, образовались две практики празднования Пасхи и возникли споры о времени празднования Пасхи. Христиане Малоазийских Церквей (центром которых был город Ефес), следуя закону Моисееву (Исх. 12, 1-18), совершали Пасху вместе с иудеями 14 нисана (приходившееся каждый год в разные дни недели), как день поста, вспоминая страдания и смерть Христа Спасителя. Другие же Поместные Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская и Римская - праздновали Пасху в первое воскресенье, которое следует за 14 нисана, имея в виду распятие Господа 14 нисана в пятницу, пребывание в гробе - в субботу 15 нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в первый день недели - в воскресенье 16 нисана. В скорби и печали здесь проводились дни памяти страданий и смерти Христа Спасителя, но светло и радостно праздновался день Его Воскресения.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/ka...

Христианская практика празднования Св. Пасхи, возникнув на основе ветхозаветных установлений, получила свое развитие в связи с новозаветными священными событиями к соборными определениями. Первые христиане, свято соблюдая праздник Пасхи, совершаемый иудеями ежегодно с 14 по 21 Нисана, в какие бы дни недели эти числа ни случились, соединяли с Пасхой новые священнейшие воспоминания из жизни Христа Спасителя: Его страдание, смерть и Воскресение, в силу чего у них сами собой отпадали обрядовые особенности, соблюдавшиеся у евреев. С течением времени празднование Пасхи 14 Нисана стало считаться многими христианами несообразным с существом Христианской Пасхи, которая должна совершаться в воскресение, соответствующее одному на 7 дней первого весеннего месяца Авива (Нисана), когда евреи ели только опресноки. Ввиду того, что среди христиан было не мало приверженцев ветхозаветного обряда, образовались две практики празднования Пасхи и возникли споры о времени празднования Пасхи. Христиане Малоазийских Церквей (центром которых был г. Ефес), следуя закону Моисееву ( Исх. 18, 1–18 ), совершали Пасху вместе с иудеями 14 Нисана (приходившееся каждый год в разные дни недели), как день поста, вспоминая страдания и смерть Христа Спасителя. Другие же поместные Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская и Римская праздновали Пасху в первое воскресение, которое следует за 14 Нисана, имея в виду распятие Господа 14 Нисана в пятницу, пребывание в гробе – в субботу 15 Нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в первый день недели – в воскресенье 16 Нисана. В скорби и печали здесь проводились дни памяти страданий и смерти Христа Спасителя, но светло и радостно праздновался день Его Воскресения. Ради единовременного празднования Св. Пасхи велись тогда на основании Апостольского предания, многочисленные суждения и споры, достигшие особой остроты в конце II век по Р.Х. при римском епископе Викторе. Считая обязательным праздновать Пасху в воскресение после полнолуния в месяце Нисане, епископ Виктор требовал прекращения общения с малоазийскими церквами из-за приверженности их к местному обычаю (ветхозаветному обряду). Которое горячо защищал епископ Ефесский Поликрат. Святительское увещание св. Иринея Лионского предотвратило разрыв между Церквами, и лишь небольшая группа сторонников этого азийского обряда, нарушив единство веры, оторвалась от Церкви и составила небольшую секту, так называемых четыредесятников. А все христиане Кафолической Церкви, уже в 325 году совершали Пасху в воскресенье, хотя и не всегда в одно и то же воскресение. Сначала, вероятно, избирали для этого то воскресение, которое совпадало с еврейской пасхой или следовало за нею, и совершали Пасху 15 – 21 или как в Риме 16 – 22 еврейского Нисана, но с течение времени все решительнее порывалась связь с иудейством, и в начале III века уже были составлены первые опыты христианской Пасхалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Христианская практика празднования Св. Пасхи, возникнув на основе ветхозаветных установлений, получила свое развитие в связи с новозаветными священными событиями и соборными определениями. Первые христиане, свято соблюдая праздник Пасхи, совершаемый иудеями ежегодно с 14 по 21 нисана, в какие бы дни недели эти числа ни случились, соединяли с Пасхой новые священнейшие воспоминания из жизни Христа Спасителя: Его страдание, смерть и Воскресение, в силу чего у них сами собой отпадали обрядовые особенности, соблюдавшиеся у евреев. С течением времени празднование Пасхи 14 нисана стало считаться многими христианами несообразным с существом христианской Пасхи, которая должна совершаться в воскресенье, соответствующее одному из 7 дней первого весеннего месяца авива (нисана), когда евреи ели только опресноки. Ввиду того, что среди христиан было немало приверженцев ветхозаветного обряда, образовались две практики празднования Пасхи и возникли споры о времени празднования Пасхи. Христиане Малоазийских Церквей (центром которых был город Ефес), следуя закону Моисееву (Исх. 12, 1-18), совершали Пасху вместе с иудеями 14 нисана (приходившееся каждый год в разные дни недели), как день поста, вспоминая страдания и смерть Христа Спасителя. Другие же Поместные Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская и Римская — праздновали Пасху в первое воскресенье, которое следует за 14 нисана, имея в виду распятие Господа 14 нисана в пятницу, пребывание в гробе — в субботу 15 нисана и событие Воскресения Христова, совершившееся рано утром в первый день недели — в воскресенье 16 нисана. В скорби и печали здесь проводились дни памяти страданий и смерти Христа Спасителя, но светло и радостно праздновался день Его Воскресения. Ради единовременного празднования Св. Пасхи велись тогда на основании апостольского предания многочисленные суждения и споры, достигшие особой остроты в конце II века по Р.Х. при Римском епископе Викторе. Считая обязательным праздновать Пасху в воскресенье после полнолуния в месяце нисане, епископ Виктор требовал прекращения общения с Малоазийскими Церквами из-за приверженности их к местному обычаю (ветхозаветному обряду), которое горячо защищал епископ Ефесский Поликрат. Святительское увещание св. Иринея Лионского предотвратило разрыв между Церквами, и лишь небольшая группа сторонников этого азийского обряда, нарушив единство веры, оторвалась от Церкви и составила небольшую секту так называемых четыренадесятников. А все христиане, принадлежавшие к Кафолической Церкви, уже в 325 году совершали Пасху в воскресенье, хотя и не всегда в одно и то же воскресенье. Сначала, вероятно, избирали для этого то воскресенье, которое совпадало с еврейской Пасхой или следовало за нею, и совершали Пасху l5-21 или, как в Риме, 16–22 еврейского нисана, но с течением времени все решительнее порывалась связь с иудейством, и в начале III века уже были составлены первые опыты христианской пасхалии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Знаменательно, что этот праздник отмечался у них сразу же после пасхи 18 . В этот год Воскресения Христова и Сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы на учеников, праздники ветхозаветной и первой новозаветной Пятидесятницы совпали, так как иудеи были вынуждены считать её не с 15 нисана – субботы, а с 16-го нисана – воскресения, как всегда считаем мы нашу Пятидесятницу. И случилось это неизреченным Промыслом Божиим только в тот год и никогда так не совпадало. Господь ещё раз показал, что Ветхий Завет перешёл в Новый, и что Он – Законодатель обоих Заветов. В названии «второпервой субботы» отражён третий счёт дней и суббот от Пасхи до Пятидесятницы. А иначе, для чего же считать субботы? И потому слово «второй» в сложном слове «второпервая» относится к счёту дней Пятидесятницы, а не к счёту суббот, и означает второй день после пасхи, начиная с 15 нисана, – со дня возношения первого снопа. Нельзя относить слово «второй» к счёту суббот, так как нельзя допустить какой-либо «перво-первой субботы». А если считать, что вторая суббота та, которая идёт после первой субботы праздника пасхи, то такой счёт не имеет практического смысла, ибо счёт суббот здесь ведётся ради счёта «седми седмиц”, который начинается уже после пасхи. И эта суббота непременно будет числиться первой. Слово «первая» в названии «второпервая» относится к счёту семи суббот, возводящих к празднику Пятидесятницы. И, следовательно, второпервая суббота такая, которая бывает только 16 нисана 19 . День 16 нисана является третьим в ряду семи опресночных дней, начиная с 14 нисана, и вторым в ряду пятидесяти, считая с 15 нисана включительно. Но иудеям надо было наблюдать ещё и субботы, не случится ли она в эти дни, так как сама суббота влияет на начало отсчёта. Если первая суббота после пасхи случится 15 нисана, то, как сказано выше, этот день возношения снопа, то есть праздник опресноков, переносится на 16 нисана, с которого должен производится в этом случае счёт «седми седмиц» Пятидесятницы. Суббота же такая названа «великой» ( Ин. 19:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Таким образом, если кто-либо обратится к находящимся в колесе на пяти поясах годам луны, в каждом из них он найдет 1-й или 2-й день недели; а к записанным слева, разыскивая и там день недели после 1-го и 2-го, то есть 3-й, 4-й и далее, при помощи определения года двадцативосьмилетия, соответствующего году рассчитываемого девятнадцатилетия, и прибавления к его эпактам числа римского месяца, в которое попадает 14-й день первого месяца искомого года луны, и деления на 7, узнает отсюда день недели. Разъяснив это бегло в качестве примера, прочее предоставляем трудолюбивым читателям исследовать подобным образом и усвоить и найти во всем точность вместе с истиной. 105 Именно 13-й, а не 14-й, как предлагает исправить Петавий. Как было сказан о выше, 2 точками обозначаются годы, когда «14 нисана» признается за 16-й день луны и попадает на понедельник; следовательно, воскресенье 15-е соответствует 13 нисана. 106 По пасхалистическим правилам воскресенье, следующее за 14 нисана, считается праздником Пасхи (Воскресения Христова). 107 То есть, если считать понедельник 16-м днем луны, по правилам христианская Пасха должна праздноваться в предыдущее воскресенье; но тогда она окажется днем ранее «еврейской», то есть табличного 14 нисана александрийской пасхалии. 108 Букв. διαβλλεται, что можно перевести и как «порицается» (ср. «in culpa est» в латинском переводе), и как «переносится». При совпадении 14 нисана («еврейской пасхи») с воскресеньем христианская Пасха переносится на неделю вперед, дабы избежать совмещения памяти о страстях Христа (казненного на еврейскую пасху) с празднованием Его Воскресения. 111 Например, если допустить, что «пасха Закона» (14 нисана по александрийской пасхалии) оказывается на поверку 15-м днем луны високосного года или 16-м в понедельник, то «истинное» 14 нисана попадет на субботу, а христианская Пасха должна отмечаться на следующий день: таким образом она будет предшествовать «пасхе Закона». 112 Как было указано, при расчете фазы по данному методу учитывается високосная добавка, равная в високосный год 1. В этот год 15-й день луны переходит в 16-й, и если это понедельник, «14 нисана» оказывается позже христианской Пасхи, формально приходящейся на предыдущий день – воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

§9. По Евангелию от Иоанна (Ин. 18, 28), Господь Иисус Христос был распят в пятницу 14 нисана. Эту дату поддерживают также такие древние церковные авторитеты, как Климент Александрийский (+ ок. 200 г. по Р. X.), Апполинарий Иерапольский (конец II в. по Р. X.) и Ипполит Римский (+ ок. 235 г. по Р. X.). Отсюда, на первый взгляд, можно заключить, что Тайная Вечеря (т.е. последняя ветхозаветная Пасха Христа) состоялась накануне, т.е. 13 нисана. Однако, по свидетельству синоптиков (т.е. первых трех евангелистов), Христос совершил традиционную ветхозаветную Пасху в строго предназначенное для этого время, т.е. 14, а не 13 нисана, и, следовательно, был распят не в канун праздника (14 нисана), а в самый его день, т.е. 15 нисана (Мф. 26, 17-20; Мк. 1, 12-16; Лк. 22, 7-14). Возникает как бы разногласие между евангелистами, которому не придавалось серьезного значения в древности, но это разногласие позднее сделалось центральным пунктом споров у протестантских богословов тюбингенской школы: они усматривали в этом непримиримое противоречие между синоптиками и автором четвертого Евангелия и вопреки древней церковной традиции переносили распятие Христа с 14 на 15 нисана. Чтобы устранить кажущееся противоречие евангелистов, Н. Глубоковский выдвинул гипотезу (позднее ее поддержал и В.В. Болотов), суть которой заключалась в том, что законная иудейская Пасха в год распятия Христа была перенесена с 14 на 13 нисана. В этом случае свидетельства синоптиков действительно не противоречат свидетельству евангелиста Иоанна. Однако такая позиция требует серьезного допущения, заключающегося в том, что по каким-то совершенно неведомым нам причинам законная иудейская Пасха в год распятия Христа была перенесена на сутки назад, т.е. с 14 на 13 нисана. Без этого допущения, которое представляется весьма спорным, даже несмотря на исследование известного гебраиста Д. Хвольсона, оправдывавшего такой перенос, согласовать синоптиков с евангелистом Иоанном действительно весьма затруднительно, если не сказать невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010