Ровно три года назад, 13 января 2015 года, был канонизирован, причислен к лику святых старец Паисий Святорец(Эзнепидис 1924-1994). Кто такие святые? И как они присутствуют в нашей жизни? Редакция портала «Русский Афон»подобрала десять поучений самогó старца Паисия о святости и святых. 1.Святые, когда канонизируются Церковью, чувствуют на себе обязанность нам помогать; они как бы вынуждены нам помогать больше, но и Бог посылает их помогать людям. 2. Скажите, геронда, каковы отличительные свойства святых? – Любовь со смирением, простота и рассуждение – вот отличительные свойства святых. Если человек с рассуждением будет понуждать себя подражать жизни святых, то и сам приобретёт святость. В делании для стяжания добродетелей нам очень поможет пример святых. Сравнивая себя со святыми, мы видим свои страсти, осуждаем себя, смиряемся и стараемся с усердием, с божественной ревностью им подражать. У нас нет оправдания, если мы топчемся на месте, потому что у нас перед глазами есть пример святых, их жизнь. Все святые – это дети Божий, и они помогают нам, несчастным чадам Божиим, указывая, как избежать уловок лукавого. Внимательное чтение житий святых согревает душу, побуждает следовать их примеру и мужественно продолжать борьбу за стяжание добродетелей. В житии каждого святого видно одно и тоже святое безумие, только в каждом оно проявляется по-разному. Видна пламенная любовь, которую они имели к Богу. Вот и загорается в человеке огонь божественной ревности и горячее желание им подражать. 3. – Геронда, я где-то читала, что святые в день памяти раздают дары тем, кто их призывает. Это так? – Да, угощают духовными сладостями! Если мы услаждаем святых своей жизнью, то они нас угощают духовными сладостями. … Я в последнее время обленился и живу милостыней святых, прошу у них всё время, как попрошайка, и всех прошу, чтобы молились обо мне. Святые по своей великой любви подают мне от небесного хлеба и райского мёда. 4. – Геронда, как может человек подружиться с каким-нибудь святым?

http://pravoslavie.ru/109873.html

Т.Р. Руди Из истории русской агиологии начала XX в.: издание «Верного Месяцеслова всех русских святых» 1027 Т.Р. Руди В 1903 г. в Московской Синодальной типографии была издана небольшая книга, объёмом в 72 страницы, с довольно длинным названием – «Верный Месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901−1902 годах». Книга эта, как можно видеть из отметки на обороте её титульного листа, была выпущена «по благословению Святейшего Правительствующего Синода» и призвана была сыграть (и сыграла) значительную роль в истории русской агиологии и общецерковной жизни в целом. Дело в том, что по замыслу Синода «Верный Месяцеслов всех русских святых» должен был, в отличие от многочисленных предшествовавших ему изданий подобного рода, стать действительно верным месяцесловом, т. е. содержать имена только достоверно канонизированных русских святых и быть, таким образом, официальным справочником и руководством в спорных ситуациях для каждого православного священника или духовного цензора. Вот как об этом говорится в послесловии к книге, озаглавленном «Значение Верного Месяцеслова всех русских святых»: «В литературе о русских святых доселе обращал на себя внимание знающих людей большой недостаток. Святые, чтимые молебнами и торжественными литургиями, не отличались писателями от тех усопших, которые по богоугодной жизни и некоторым бывшим от них знамениям считаются за угодников Божиих, но по которым поются панихиды и заупокойные литургии, или даже ничего не поётся. (...). Изданный „Верный Месяцеслов всех русских святых“ возлагает обязанность на духовную цензуру не допускать, чтобы в календари и в народные месяцесловы вносились имена неканонизованных русских усопших, не находящихся в означенном месяцеслове. Прежде извиняло их в этом деле неведение, а теперь ясно показаны границы между канонизованными святыми и неканонизованными. (...). Изданный „Верный Месяцеслов“ должен быть известен и всем священникам, чтобы поверять календари и народные месяцесловы, и вообще сочинения о русских святых, и чтобы не давать по календарям, по просьбе прихожан, имён неканонизованных святых новорождённым младенцам и не петь молебнов таким неканонизованным усопшим, по которым на месте их погребения поются панихиды или ничего не поётся. (...) Но может случиться, что тот или иной прихожанин, прибывший из другой местности, в которой есть местночтимый святой, будет просить дать новорождённому имя этого святого или отпеть ему молебен. В таком случае „Верный Месяцеслов всех русских святых“ может показать: есть ли такой местночтимый святой, относительно которого просит священника христианин, и поможет отличить канонизованного святого от неканонизованного» 1028 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий Васильев Глава I. Краткий очерк истории канонизации святых в Греческой Церкви I. Вопрос о канонизации святых в древней Церкви принадлежит к числу очень темных вопросов. Он не только не разработан в русской церковно-исторической науке, в которой мы не можем указать ни одного исследования о нем, но и на западе очень мало сделано в этом отношении. Правда, можно указать некоторых ученых (Siegel, Buddei) 26 , которые касались и вопроса о канонизации святых, но и они своими изысканиями мало помогают делу; ибо, с одной стороны, одни из них, как ярые протестанты, смотрят на почитание святых, как на суеверие, а на канонизацию их, как на апофеоз, ничем не отличающийся от языческого апофеоза великих людей. Очевидно, что такие взгляды по своей односторонности не только не могут помочь делу, но скорее еще более могут запутать его. С другой стороны и те исторические сведения, которые можно найти в произведениях всех этих писателей о канонизации, главным образом относятся к практике Западной Церкви и притом к позднейшему времени ее существования (к концу Х и XI веков), так что о канонизации святых в древней Церкви можно сказать, что это совершенная terra incognita, если не брать во внимание самых общих сведений о ней, которые можно найти в любом археологическом словаре. Поэтому в предлагаемом здесь очерке мы не думаем дать полного и всестороннего исследования по данному вопросу, каковое при современном нам состоянии агиологии, при недостатке фактов, сюда относящихся, в настоящее время едва ли еще и возможно. Мы постараемся собрать только общие сведения, необходимые для наших целей как о формах, приемах, практиковавшихся в древней Греческой Церкви при совершении канонизации святых, так потом о правилах и характере ее. Присматриваясь к тому, как совершалась канонизация святых в древней Церкви, не трудно заметить, что форма совершения последней не была постоянно одною и тою же, но мало-помалу видоизменялась и осложнялась. При этом трудно точно указать время, когда происходили эти видоизменения форм ее и переход их одна в другую. Не задаваясь этими весьма трудными вопросами, мы постараемся показать только первоначальные и потому простейшие формы канонизации, а затем позднейшие ее формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Писания святых отцов Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповедей Господа нашего Иисуса Христа, всех их и источник, и конец – святое Евангелие. Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия без чтения святых отцов! Это мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, безумно отвергшие святых отцов, приступившие непосредственно, со слепой дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных. Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, – словом, спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. 206 Книги святых отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Опять же – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других Память 6 июля В царствование римского императора Клавдия 4425 пришел из Персии в Рим некий муж благородного происхождения, богатый и по вере христианин, именем Марин, с женою своею, Марфою, и двумя сыновьями, Авдифаксом и Аввакумом, чтобы поклониться гробам святых Апостолов 4426 и других святых. Находясь в Риме, они стали посещать христиан, содержавшихся в оковах, и погребать тела тех, которые были казнимы за веру во Христа. Перейдя реку Тибр 4427 , они нашли там в другом городе святого мученика Кирика, который был заключен в темницу и который перенес уже до этого много страдания за Христа. Придя к нему, они поверглись к ногам его, прося его, чтобы он помолился о них Господу, а потом стали служить ему и другим заключенным с ним Христовым узникам имением своим, умывали им ноги и кропили себя этою водою. Служа таким образом святым, они пробыли там восемь дней. В это время император Клавдий повелел без суда предавать смерти всех тех, кто окажется принадлежащим к христианской вере. Незадолго пред этим были схвачены 260 человек христиан, которым по судебному приговору императора определено было копать землю, а место заключения их находилось за городом, при дороге, называвшейся Саларийской 4428 , где производились гончарные работы. Всех этих христиан император повелел воинам расстрелять стрелами на месте народных зрелищ, а тела их сжечь огнем. Когда Марин и Марфа с сыновьями своими узнали об этом, то они сильно опечалились и, отправившись вместе с святым Иоанном пресвитером на место казни святых мучеников, тайно вынимали из огня тела их, какие только можно было вынуть, обвертывали в чистое полотно и погребали в пещере 4429 , находившейся при Саларийской дороге на склоне горы, называемой Кекумер. Вместе с телами сих святых мучеников они погребли и тело одного убитого за Христа императорского трибуна 4430 , по имени Власта, и пробыли там много дней, вместе с пресвитером Иоанном, проводя время в посте и молитвах. Узнав об этом, император Клавдий повелел разыскать Марина и спутников его, но они не были найдены, потому что скрывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Агиография (от гр. γιος “святой“ и γρφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых , богословскими и историко-церковными аспектами святости. Подходы к изучению житий святых Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения. Особенности литературно-филологического подхода к житиям святых Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

http://drevo-info.ru/articles/1708.html

Отдел историко-статистический Отдел церковно-практический Настольная книга для священно-церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) Издание третье, исправленное и дополненное Извлечения из некоторых отзывов печати о первом издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» Содержание Извлечение из некоторых отзывов печати о втором издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» А. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Б. Триодион I. Триодь Постная А. Приготовление к Великому посту Седмица Мясопустная Б. Святая Четыредесятница В. Страстная седмица II. Триодь Цветная А. Пасха Недели по Пасхе Б. От недели ап. Фомы до Отдания Пасхи В. От отдания Пасхи до недели Всех Святых Указатель гласов и чтений из Апостола и Евангелия на недели по Пятидесятнице Указатель чтений Паремий, Апостолов и Евангелий, общих на праздники Господни, Богородичны и дни памяти разного лика Святым Апостолы и Евангелия за упокой Апостолы и Евангелия на разные случаи Величания Пасхалия Счисление времени Время празднования Пасхи Основания Пасхалии Правила для вычислений Ход вычислений для определения дня Пасхи в данном году Переходящие праздники и другие времена церковные Употребление зрячей пасхалии I. Таблица для определения дней недели, соответствующих числам месяцев каждого года Указатель праздников, сплошных недель, постов, дней поминовения и имен святых Праздники великие Указатель имен святых Необходимые предварительные сведения I. Указатель имен святых А. Мужские имена Б. Имена женские II. Указатель имен русских святых III. Указатель имен грузинских святых Отдел церковно-практический Примечание     «Нет издания более необходимого и полезного для духовенства, как полный сборник по всем вопросам церковно-гражданской жизни и православного богослужения, так чтобы вместо десятка, а иногда и более пособий, священник вполне мог быть обеспечен одной книгой, представляющей, так сказать, ручную церковную библиотеку. Этой потребности старается удовлетворить г. Булгаков своей «Настольной книгой». «Глубокая благодарность автору должна быть уже за его поистине удивительное терпение и энергию, с какими он внимательно просмотрел громадную массу книг, журналов, епархиальных ведомостей, и из всего этого разнообразного материала составил стройный и обширный сборник». «Цена книги 5 рублей, что, при 83 с небольшим печатных листах, довольно дешево».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Беседа 15 Евр.9:1–5 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорит подробно. 1. Доказав со стороны священника, священства и завета, что (ветхий завет) должен был окончиться, (апостол) теперь доказывает то же со стороны самого устройства скинии. Каким образом? Когда говорит о святом и святом святых. Святое есть образ прежнего времени, потому что там все соверши­лось с жертвоприношениями; а святое святых есть образ настоящего. Словом – святое святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: «открыл нам, – говорит, – через завесу, то есть плоть Свою» ( Евр. 10:20 ). Впрочем нужно объяснить это место с самого начала. Что же он говорит? Кто «первый»? Завет. «Имел постановление о Богослужении». Что значит: «постановление о Богослужении»? Знаки или постановления; как бы так говорит: тогда он имел их, а теперь не имеет, – и этим уже выражает, что (ветхий завет) отменён: «имел», говорит, так что теперь он, хотя бы и оставался, уже не имеет (силы). «Святое же людское» ( «Святилище земное»). «Людским» называет его по­тому, что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место, где стояли священники, где иудеи, прозелиты, назореи. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его людским ( κοσμικν, мирским); иудеи же не были мирскими. «Скиния первая, – говорит, – в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов». Это – мирские знаки. «За второю же завесою, – следовательно, не одна была завеса, но была завеса и вне (святаго), – была скиния, называемая Святое святых». Смотри, как он называет то и другое скинией, потому что она как бы шатром осеняла находившееся там. «Имевшая золотую кадильницу, – говорит, – и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета». Все эти вещи были священны и служили ясными памятниками иудейской неблагодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

28.05.2015 Выступление Предстоятеля Русской Церкви на церемонии вручения Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия 2015 года 28 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. 28 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья и сестры, дамы и господа! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать на церемонии вручения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Пять лет минуло с того дня, как мы впервые встретились для награждения премией талантливых писателей. Примечательно, что пятая премия приходится на 2015 год, Указом Президента Российской Федерации объявленный Годом литературы. Значение литературы для развития нашей страны невозможно умалить. Русская духовная культура всегда была литературоцентрична. Конечно, это не значит, что у нас не развивались другие виды искусства, но тон задавался именно книжным словом. И в этой особенности нашей культуры — ее самобытная мощь. Человеческое общество способно существовать и развиваться только тогда, когда оно сохраняет наследие предшествующих поколений. Это наследие можно разделить на материальное и нематериальное. Каждый день мы пользуемся благами, созданными до нас: используем дороги и здания, живем в городах, отстроенных нашими предками. Эта материальная культура не только создает нашу среду обитания, но и дает нашему обществу основу для новых изобретений, предоставляя знания о технологиях и другую необходимую информацию для творчества. Ведь невозможно разработать, к примеру, новую модель автомобиля, не представляя устройство двигателя. Но есть и другой вид наследия. Это — наследие духовное. Нравственные ценности и идеалы, которые через века направляли наш народ по историческому пути, в особенности касающиеся мировоззрения русского человека и его национального самосознания, эти нравственные ценности и ориентиры были фундаментальными, основополагающими. Без них не было бы русской культуры, а в каком-то смысле — и русского человека и государства.

http://plp.izdatsovet.ru/news/vystupleni...

Глава 9 Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное. «Имеяше убо первая скиния оправдания службы». Так назвал Апостол заповеди, поколику исполнение их почиталось служением Божиим. Так говорит и блаженный Давид: «оправданием Твоим научи мя» ( Пс. 118, 124 ), и Сам Законодатель: «сия... суды и оправдания, елика глагола Господь сыном Израилевым» ( Втор. 4, 45 ). Но Апостол прежде всего рассуждает о скинии. «Святое же людское» ( κοσμικv). Так назвал скинию, представляющую образ всего мира. Ибо среднею завесою разделялась на две части, и одна часть называлась Святое, а другая – Святое Святых. И Святое уподоблялось житию на земли, а Святое Святых – пребыванию на небесах. Самая же завеса заменяла собою твердь. Ибо Божественное Писание научило нас, что два неба, из которых первое создал Бог с землею, а второе сотворил во второй день, сказав: «Да будет твердь посреде воды» ( Быт. 1, 6 ), и потом присовокупило: «И нарече Бог твердь небо» ( Быт. 1, 8 ). Так и блаженный Давид говорит: «Небо небесе Господеви» ( Пс. 113, 24 ). Это небо для нас – кровля дома, а для невидимых сил заменяет нижний помост. Посему как оно отделяет дольнее от горнего, так завеса, распростертая посреди скинии, отделяла от Святого Святое Святых. Евр.9:2 .  Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. «Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая». Слово για (святая) должно читать с острым ударением на третьем от конца слоге, а это дает нам знать, что здесь подразумевается другое еще имя. Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых. Евр.9:4 .  Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. Евр.9:5 .  А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. «По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых», «злату имущи кадилницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета» «превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь [очистилище]: о нихже не леть ныне глаголати подробну».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010