Хртосъ истинный бгъ нашъ, млтвами пречты и всенепорочны сты свое мтре, стыхъ славныхъ и всехвальныъ аплъ, стаг (храма), иже во стыхъ тца нашег града, златостаг (ил великаг и небовленнаг) и всхъ стыхъ, помилетъ и спсетъ насъ, к блгъ и члвколюбецъ._ Δι′ εχν τν γων πατρων μν, Κριε ησο Χριστ Θες, λησον μς. Млтвами стыхъ нашихъ, гди хрт бже, помилй насъ._ δικονος· μν. Аминь. 16.А.  Таже твортъ и къ ликмъ поклоны по 16.Б. Κα ατησμενοι δι κλσεως τς κεφαλς συγχρησιν παρ το λαο 16.Б.  И испросивше поклономъ главы у людей 17.  и так ходтъ въ жертвенникъ, 17.А.  глаголюще: Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. Гди, настави м правдою твоею, врагъ моихъ ради исправи пред тобою пть мой. к нсть во оустхъ ихъ истины, сердце ихъ сетно, гробъ верстъ гортань ихъ, зыки своими льщах. Сд имъ, бже, да падтъ мыслей своихъ: по множеств ихъ изрини , к прегорчиша т, гди. И да возвеселтс вс на т, во вкъ возрадютс, и вселишис въ нихъ: и похвалтс теб им тво. к ты блгословиши првника, гди, к внчалъ насъ. [ Пс.5:8–12 ] 17.Б. λγοντες καστος· Εσελεσομαι ες τν οκν σου, προσκυνσω πρς ναν γιν σου ν φβ σου. 17.Б.  глаголюще Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. [ Пс.5:8 ] Поводом для формирования входных молитв явилась необходимость для священнослужителей получить благословение у Бога, у настоятеля и у народа для совершения Божественной литургии. Первоначально священнослужители просто брали благословение у архиерея, если он присутствовал, или просили (поклоном) прощения у народа, как это происходит до сих пор в конце входных молитв 137 . Даже в таком сравнительно позднем источнике как «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV b.) «последование» входных молитв состоит лишь из «обычного поклона игумену», поклонов «к востоку» и к «ликам», то есть хорам, и молитвы «Господи, ниспосли руку Твою...» 138 . В немного более древнем «Уставе Божественного священнодействия» («Διταξις τς θεας ερουργας») XII–XIII bb. (рук. Греч. Нац. Библ. молитвы ещё нет, но вместе с поклонами упоминается и ныне совершаемое поклонение св. иконам 139 . С XV b. все перечисленные элементы уже присутствуют вместе, а с XVI b. рукописные и печатные источники включают также покаянные тропари ( 6 ), ( 7 ) и ( 8 ), а кроме того – тропари, читаемые при поклонении иконам 140 . Так «последование» входных молитв обрело следующую структуру:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИНА [Греч. Αντωννα] (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня), пострадала при имп. Максимиане в Никее (Вифиния). Согласно краткому синаксарному житию, А., приведенная на суд к императору, безбоязненно исповедовала христ. веру, за что была подвергнута жестоким пыткам, после к-рых ее бросили в темницу. Затем ей снова предложили отречься от Христа и после отказа предали новым мучениям, положив на раскаленное железное ложе. А. явились ангелы, устрашившие палачей, и святая осталась невредимой. Тогда ее зашили в мешок и утопили в Никейском оз. (совр. Изник, Турция). Память А. указывается в зап. мартирологах 1 марта, в визант. календарях отмечается дважды - 1 марта и 12 июня: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 242, 312), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 500, 746) и др. В Минологии Василия II память А. содержится под 2 марта и 12 июня (PG. 117. Col. 333-336, 495-496). Последование А. неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 12 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Ιονιος. Σ. 82-83). В состав нестишного Пролога, переведенного на Руси в 1-й пол. XII в., включены краткие жития А. под 1 марта и 12 (или 13) июня, имеющие между собой нек-рые различия (древнейший список: БАН. 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН. С. 35.). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития А. под 1 марта и 12 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 1, 3, 224-225 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 26-28; SynCP. Col. 500, 746; ЖСв. Март. С. 40. Лит.: Agrain R. Antonine//DHGE. T. 3. Col. 860-861; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 961; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография Мученичество А. представлено на фресках минология ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. изображена с крестом в руке: в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.); на Донской иконе Божией Матери с избранными святыми, кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ),- на нижнем поле; в мозаике собора Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) святую указано писать «аки Евфимию [Всехвальную]».

http://pravenc.ru/text/114030.html

[греч. Kωνσταντνος] (рубеж VIII и IX вв.; по др. версии, 2-я пол. IX в.), еп. Тионский (пров. Гонориада), агиограф. Автор «Речи на обретение честных мощей» вмц. Евфимии Всехвальной (BHG, N 621), повествующей о поругании мощей святой при императоре-иконоборце Льве III, а также об их чудесном обретении и торжественном перезахоронении в храме вмц. Евфимии в К-поле у Ипподрома в 796 г., где они покоились с VII в. ( Theoph. Chron. P. 440). «Речь...» - основной источник для реконструкции антииконоборческой полемической традиции, приписывавшей иконоборцам ненависть не только к иконам, но и к мощам святых. Существуют 2 гипотезы о том, когда был создан текст и когда жил К. Более ранней датировки придерживается издатель Ф. Алькен: по его мнению, «Речь...» была написана в 796-806 гг. Если верить надписанию, присутствующему также в неизданной груз. версии памятника ( Blake. 1931/1932. P. 316-317), текст был составлен по просьбе архиеп. Амастридского Георгия, что дает приблизительный terminus ante quem, поскольку Георгий скончался между 802 и 807 гг., скорее всего в 806 г. (PMBZ, N 2183). Следов., К. занимал Тионскую кафедру на рубеже VIII и IX вв., причем заступил на нее не ранее 787 г., поскольку в деяниях VII Вселенского Собора еще значится имя еп. Тионского Михаила. Ранняя датировка подтверждается также и авторскими ремарками, из к-рых следует, что он был свидетелем поругания мощей, а также видел храм вмч. Евфимии еще до его реставрации при имп. Ирине. В то же время автор имел искаженное представление об истории иконоборчества: все остальные источники, включая «Хронографию» прп. Феофана Исповедника, датируют поругание мощей периодом правления Константина V Копронима, а не Льва III, а сообщение о ненависти иконоборцев к изображению Св. Креста противоречит всем имеющимся данным об иконоборческом богословии. Ряд исследователей (С. Манго, И. Шевченко, А. Бергер) полагают, что «Речь...» была интерполирована после 843 г. и стоящее в заглавии имя К. относится не к первоначальному автору текста, а к интерполятору 2-й пол. IX в. В таком случае К. должен быть отождествлен с Константином, еп. Тионским, чье имя значится в соборных документах 869/70 г. ( Mansi. T. 16. P. 159, 194) и 879/80 г. ( Mansi. T. 17. P. 377).

http://pravenc.ru/text/2056996.html

Разделы портала «Азбука веры» Любочестие (калька с греч. φιλοτιμα (филотимиа) – «Толковый словарь» Даля, а также более современный «Толковый словарь» Ефремовой сообщают нам, что «любочестие» это устаревшее понятие используемое для описания стремления человеком добиться высокого положения в обществе, любовь к почестям и стремление их получать, в переносном смысле слова – жажда славы. Аналогичное определение данного понятия мы находим и в Полном церковнославянском словаре прот. Григория Дьяченко 1 . Синонимом понятия «любочестие» с точки зрения обозначенных выше толковых словарей является понятие «честолюбие», а также «тщеславие» и «славолюбие». Кроме того, о чём сообщается в церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко, значением слова «любочестие» может выступать: честолюбие, чествование, оказание чести. Противоположным по значению является использование термина «любочестие» в трудах прп. Паисия Святогорца , где оно означает «любовь смиренного человека». Любочестие как грех Любочестие как синонимичное таким понятиям как «честолюбие», «славолюбие» и «тщеславие» трактуется в православной традиции как грех и проявление страсти гордости. В частности, в «Слове на праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла» свт. Филарет (Дроздов) говорит: «Если не можешь еще возлюбить поношение: отвергни по крайней мере любочестие. Иначе какой ты ученик Апостолов?» 2 . В этой фразе любочестию противопоставляется любовь к поношению как форма расположения души, характерная для многих подвижников, связанная с монашеской аскетической практикой Христианин не должен стремиться к суетной земной славе, но должен стремиться к достижению Божьего Царства Славы (Царства святых). Любочестие у Паисия Святогорца и проблема интерпретации понятия Проблема интерпретации понятия в современной православной публицистике связана с относительной противоположностью ранее  сложившегося значения слова «любочестие» и его содержания в трудах старца Паисия Святогорца. Несмотря на то, что понятие «любочестие» в Полном церковнославянском словаре прот. Григория Дьяченко определяется как честолюбие, тщеславие, у него есть и второе значение: оказание чести, чествование. Поэтому однокоренное прилагательное «любочестивый» в словаре прот. Григория определяется как «любящий воздавать честь по достоинству» 3 . В подтверждение этого автор ссылается на использование понятия в указанном смысле в слове на день Пасхи свт. Иоанна Златоуста 4 . Другое, также однокоренное прилагательное в словаре — «любочестный» определяется как «любящий награждать». Также прот. Григорий приводит наречие «любочестно», что значит «щедро» и «усердно».

http://azbyka.ru/lyubochestie

Разделы портала «Азбука веры» Яко апостолов первозванный/и верховнаго сущий брат,/Владыце всех, Андрее, молися/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Перевод: Как призванный первым из апостолов, и верховного Петра родной брат, Владыку всего мира моли, Андрей, да дарует Он мир вселенной и душам нашим великую милость. Кондак , глас 2 Мужества тезоименитаго Богоглагольника/и Церкве возследователя верховнаго,/Петрова сродника восхвалим,/зане якоже древле сему, и ныне нам воззва://приидите, обретохом Желаемаго. Перевод: Соименного мужеству (от др.греч. νδρας — мужественный) Богопроповедника и призванного первым из учеников Спасителя, родственника Петра восхвалим; ибо он, как некогда ему, и ныне нам возгласил: «Придите, мы нашли Желанного!» ( Ин.1:40-41 ). Молитва Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. Личное прошение

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-apo...

Разделы портала «Азбука веры» Апостолы (от греч. πστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа , избранные Им и посланные для благовестия о  Царствии Божьем   и устроения Церкви . Имена ближайших двенадцати апостолов таковы: К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный Самим Господом ( Деян.9:1-20 ). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи. Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа ( Лк.10:1 ), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени  Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение. Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных. К апостолам иногда приравниваются святые , проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир. Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование  Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла . Почему апостолы, пребывая рядом с волплотившимся Богом, как будто не до конца верили Ему? Неужели им не было очевидно, что Христос – Бог?

http://azbyka.ru/apostoly

Святые славные всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел Память 29 июня/12 июля Святые первоверховные апостолы Петр и Павел Святой апостол Петр , вначале носивший имя Симон, родился в Вифсаиде, на северном берегу Геннисаретского озера. Он был сыном Ионы из колена Неффалимова. Петр был женат и жил в Капернауме, занимаясь скромным ремеслом рыбака вместе с братом Андреем, который был учеником святого Иоанна Крестителя (память 30 ноября). Когда Господь начал служение среди людей, святой Иоанн Предтеча указал Андрею и Иоанну, сыну Зеведееву, на Того, Которого он назвал Агнцем Божиим. Андрей пришел к брату и сказал: «Мы нашли Мессию» (Ин. 1: 41). На следующий день он привел Симона к Иисусу, и Господь, посмотрев на него, сказал: «Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (по-греч. Петр)» (Ин. 1: 42). Изменение имени означало для него изменение жизни. С тех пор Петр пошел за Иисусом и сопровождал Его повсюду в Галилее, возвещавшего благую весть о Царстве Небесном, исцелявшего любые болезни, и при этом продолжал рыбачить. После того как Иисус проповедовал в синагоге в Капернауме, Петр пригласил Его в свой дом. Теща апостола страдала от сильного жара и была прикована к постели, но Иисус исцелил ее – она тотчас поднялась и стала служить им. Однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать множеству людей, теснивших Его на берегу. Окончив проповедь, Он велел ученику отплыть подальше и забросить сети. Апостолы повиновались, хотя всю прошлую ночь трудились напрасно и рыбы не было. На этот раз их улов был так велик, что сети стали рваться. Восхищаясь этим знамением могущества Иисуса, Петр пал Ему в ноги и воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк. 5: 8). Но Иисус поднял его и сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5: 10). Тогда Петр оставил лодку, сети и семью и последовал за Иисусом. Его любовь была столь пламенной, что он стал главой двенадцати апостолов, избранных Господом. Он был для них не как господин, обладающий властью принуждать, – ибо как это было бы возможно, если Господь запретил апостолам посягать на власть друг над другом (см.: Мф. 20: 27; 23: 20), – но скорее как выразитель мнения апостолов и любимый собеседник Учителя. Именно за усердие и пламенную любовь Господь сделал Петра, Иоанна и Иакова свидетелями самых поразительных проявлений Своей Божественной природы: во время воскрешения дочери Иаира, начальника синагоги (см.: Мф. 5: 37), и особенно во время Своего Преображения на горе Фавор (память 6 августа). Именно потому, что они были любимыми учениками Господа, другие апостолы называют их столпами Церкви (см.: Гал. 2: 9).

http://pravoslavie.ru/54792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕМНОССКАЯ И СВЯТОГО ЕВСТРАТИЯ МИТРОПОЛИЯ Митрополичий собор Св. Троицы в Мирине. 1865–1866 гг. Архит. З. Филиппотис из Тиноса Митрополичий собор Св. Троицы в Мирине. 1865–1866 гг. Архит. З. Филиппотис из Тиноса [Греч. Ιερ Μητρπολις Λμνου κα Αγου Εστρατου]; одна из епархий «новых земель» Элладской Православной Церкви; включает острова Лемнос и Айос-Эфстратиос . Кафедра находится в г. Мирина; кафедральный собор освящен во имя Св. Троицы. История В поздней античности Лемнос входил в состав пров. Ахайя, остров контролировал морской путь через Геллеспонт из К-поля в Фессалонику. Здесь действовала важная судоверфь. Епископская кафедра находилась в Гефестии, расположенной на сев. побережье Лемноса. О распространении христианства на острове сведений практически не сохранилось. Эпиграфический материал свидетельствует о существовании христ. общины в правление римского имп. Каракаллы (211-217). Лемносский еп. Стратегий участвовал в I Вселенском Соборе (325). В 2008 г. археологи обнаружили в Мирине фундаменты раннехрист. базилики, раннехрист. находки также сделаны при раскопках в местностях Мавра-Амбелья и Ангарьонес. В ранневизантийскую эпоху епископам Лемноса, вероятно, подчинялся Имброс. До VIII в. Лемнос как часть Вост. Иллирика находился в церковной юрисдикции Рима и подчинялся Фессалоникийской митрополии. На Лемносе была похоронена мц. Мелитина (пам. 16 сент.), пострадавшая во II в. в Маркианополе. В VIII в. на Лемнос из Ираклии Фракийской были перенесены мощи мц. Гликерии (пам. 13 мая). В период иконоборческих гонений выброшенные в море мощи вмц. Евфимии Всехвальной (пам. 11 июля, 16 сент.) были обретены моряками и привезены на Лемнос; нек-рое время они хранились рядом с мощами мц. Гликерии. В IX в. Лемносская епископия была возведена в ранг архиепископии. В 902 г. Лемнос был разграблен арабами. В средневизант. и поздневизант. периоды афонские мон-ри получили богатые владения на Лемносе. В 993 г. имп. Василий II Болгаробойца подарил Великой Лавре о-в Неон (античный Алоннисос, ныне Айос-Эфстратиос), где селились юные безбородые послушники, которым был запрещен доступ на Афон. Совр. название о-в Неон получил либо в честь прп. Евстратия Тарсийского (пам. 9 янв.), к-рый, согласно местному преданию, нек-рое время подвизался на острове в период иконоборчества, либо в честь мч. Евстратия, пострадавшего вместе с Авксентием, Евгением, Мардарием и Орестом в нач IV в. (пам. 13 дек.). Храм во имя этих 5 мучеников существовал на острове до 1540 г., когда на месте старого храма возвели новый. В истории о-ва Неон были столетия, когда он находился в запустении (напр., в XIII-XIV вв.).

http://pravenc.ru/text/2463375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 94) Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 94) (761 или 762-836), прп., исп. (пам. 13 окт.; пам. греч. 6 окт.), патрикий К-польский. Сохранились анонимное Житие Н. (BHG, N 1342b (Novum Auctarium), издано Д. Папахрисанфу: Papachryssanthou. 1968. P. 329-351) и небольшое синаксарное сказание о нем (BHG, N 1342e). Н. род. в Пафлагонии (север М. Азии), отца и мать звали Григорий и Анна. Его семья носила фамильное имя Мономах и состояла в дальнем родстве с имп. св. Феодорой (пам. 11 февр.), женой императора-иконоборца Феофила (829-842) (сведения из агиографических источников, но факт такого родства маловероятен. Р. Жанен и авторы PMBZ предполагают, что Мономахи были дальними родственниками имп. св. Ирины (780-790, 792-802; пам. 7 и 9 авг.- PMBZ. P. 418). К этому роду принадлежал имп. Константин IX Мономах (1042-1055). Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 256v) Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 256v) В раннем детстве Н. был оскоплен по решению родителей, видимо имевших намерение т. о. помочь сыну сделать придворную карьеру, т. к. евнухи играли огромную роль в придворной иерархии, часто становясь приближенными императора. Когда Н. исполнилось 17 лет, он прибыл в К-поль и был принят на службу имп. Ириной. Образованный способный юноша начал быстрое продвижение по карьерной лестнице. Агиографические источники сообщают, что он был офиц. представителем имп. Ирины на VII Вселенском Соборе (787), однако по др. источникам эта информация не подтверждается. Вскоре после Собора Н. получил чин патрикия и был назначен начальником фемы (стратигом) на Сицилии. В 796 г. Н. перенес на Сицилию руку вмц. Евфимии Всехвальной и построил там храм в ее честь. В 797 г. он отправил посольство к Карлу Великому. В визант. исторических источниках этого времени фигурируют неск. человек по имени Никита, имевших чин патрикия, и возможно, Н.- один из них.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТИН [греч. Καστνος] (Константин), свт. (пам. греч. 25 янв.), еп. Византия (230-237 (?)). В Хронографии свт. Никифора I , патриарха К-польского (IX в.), К. упомянут как 19-й епископ Византия (позднее К-поля), к-рый занимал кафедру 7 лет. В списке К-польских епископов историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) он назван только по имени без уточнения дат правления. Сведения о 7 годах его правления восходят к «апостольскому каталогу» Псевдо-Дорофея. Согласно сведениям сохранившегося небольшого Жития К., он был богатым рим. гражданином, сенатором. Однажды он тяжело заболел и отправился в Аргирополь, пригород Византия, где, как он слышал, еп. Аргиропольский Кириллиан совершал чудеса исцеления. Еп. Кириллиан исцелил К. и обратил его в христианство. К. послал в Рим распоряжение о раздаче бедным всего своего имущества, а сам остался при епископе. Тот крестил его, наставил в христ. учении и рукоположил во епископа Аргиропольского, сделав своим преемником и завещав перенести епископскую кафедру из Аргирополя в Византий. В Житии К. называется 17-м епископом Аргиропольским и 1-м (после ап. от 70 Стахия ) епископом Византия. Ему также приписывается постройка в сев. части Византия ц. во имя вмц. Евфимии Всехвальной Халкидонской. Однако как хронология Жития, так и сведения о возведении во время правления К. ц. во имя вмц. Евфимии скорее всего недостоверны, поскольку вмц. Евфимия пострадала в 303 или 304 г., а первый посвященный ей храм был построен при имп. Константине I Великом (306-337). Также, по-видимому, легендарный характер носят сведения о переносе епископской кафедры из Аргирополя в Византий. Возможно, в синаксарном Житии, основанном на неустановленных источниках, нашло отражение некое местное предание. Еп. Кириллиана, вероятно, следует отождествлять с еп. Кириаком, занимавшим кафедру Византия перед К. (217-230). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца Кириак назван святителем, его память отмечена под 27 окт. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 432). Ист.: Index apostolorum discipulorumque Domini (textus PseudoDorothei). 48//Vitae prophetarum. 1907. P. 150; Niceph. Constant. Chronogr. P. 114; Cuperus Guilielmus. Tractatus præliminaris de Patriarchis Constantinopolitanis//ActaSS. Aug. T. 1. P. Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 152-154. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 249; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Т. 5: Ιανουριος. Αθναι, 2005. Σ. 314-315. Д. В. З. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/1681313.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010