Далее выступил священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, доктор теологии, кандидат исторических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Отец Александр подготовил доклад «Церковная дипломатия и межправославные отношения в эпоху гонений: опыт святого Патриарха Тихона». Пленарное заседание завершилось докладом «Сборник проповедей XVII века " Статир " : исследовательские проблемы и пути их решения», который представила Л.С. Соболева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета. Научно-богословский форума продлится до 11 февраля, его работа будет проходить на четырех площадках: Екатеринбургская духовная семинария (ул. Розы Люксембург, д. 57), Миссионерский институт (ул. Карла Маркса, д. 12), Уральский гуманитарный институт УрФУ (ул. Тургенева, д. 4) и Уральский государственный горный университет, кафедра теологии (ул. Куйбышева, д. 39). На конференции выступят участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Астрахани, Биробиджана, Вологды, Воронежа, Ишима, Казани, Костромы, Кыштыма, Нижнего Новгорода, Нефтеюганска, Новосибирска, Омска, Орла, Оренбурга, Перми, Петропавловска-Камчатского, Саратова, Сергиева Посада, Смоленска, Сыктывкара, Томска, Челябинска, Шадринска. Ближнее зарубежье представлено учеными из Минска, Алма-Аты, Петропавловска, Бишкека. С полной программой конференции можно ознакомиться по ссылке . Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

21 февраля 2024 5 февраля 2024 9 января 2024 Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране. Им также были сделаны попытки внесения изменений в сферу церковного устройства. Однако деятельность по внутренней реорганизации страны не принесла желаемых результатов. Что явилось причиной провала: ошибки или стечение обстоятельств? Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» Алексея Александровича Федотова. 12 декабря 2023 4 декабря 2023 Что такое церковное первенство и каким оно бывает? Чем отличаются восточый и западный подходы к проблеме первенства? Где источник власти в Церкви? Можно ли сегодня жить по канонам, если многие из них устарели? На вопросы портала «Богослов.Ru» ответил ведущий научный сотрудник секции Общих проблем экклезиологии Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Сектора источниковедения истории Древней Руси Института российской истории РАН Кирилл Александрович Максимович. Беседа состоялась в кулуарах Всероссийской Покровской научно-богословской конференции в Московской духовной академии. 1 декабря 2023 21 ноября 2023 16 ноября 2023 8 ноября 2023 31 октября 2023 Публикуем доклад доктора богословия, почетного профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, прочитанный на Всероссийской Покровской конференции МДА в 2023 году. Систему наказаний в древнерусском праве нельзя считать детально разработанной. Исследователи выделяют виды наказаний, которые не встречаются в памятниках права, однако, очевидно, применялись на практике. Наказания можно с некоторой долей условности разделить на судебные и внесудебные. Однако наказать может и Бог, причем как в этой жизни, так и на Страшном суде. Статья кандидата исторических наук, кандидата богословия, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина посвящена проблеме «соперничества» земного и небесного суда в представлениях людей домонгольской Руси. В ней решен вопрос о применимости принципа non bis in idem в рамках поставленной проблемы, а также рассмотрены ключевые сюжеты из Повести временных лет и Киево-Печерского патерика, анализ которых позволяет выделить вопросы, решавшиеся земным судом, и те, наказание за которые современники видели в бедствиях, постигавших общество и отдельных людей.

http://bogoslov.ru/topic/20275

Автор отметил, что Московский Патриархат в апреле 1957 года предал забвению канонические споры и недоразумения и восстановил нарушенное в 1918 году молитвенно-каноническое общение с Финляндской Автономной Православной Церковью, признав ее status quo в составе Константинопольского Патриархата. Нормализация отношений двух Церквей позволила развивать контакты в области межправославного взаимодействия, поддержки христианского мирного движения, научно-богословского и академического сотрудничества. Особое место в двусторонних связях занимали визиты Священноначалия Русской и Финляндской Церквей, студенческих делегаций и паломнических групп, позволявшие знакомиться с церковной жизнью в СССР и Финляндии. Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, заведующий аспирантурой Московской духовной академии, профессор кафедры богословия кандидат богословия игумен Дионисий (Шленов) в своем сообщении рассмотрел толкования Феодора Вальсамона на 17-е и 19-е правила Трулльского Собора и на 10-е правило VII Вселенского Собора. Докладчик подверг критике мнимое обоснование этими правилами экстерриториальных действий Константинопольского Патриархата сегодня. Проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов в докладе «Юридическая герменевтика и канонический комментарий» пришел к выводу о том, что техника библейско-богословской экзегезы равно лежит в основании и юридической герменевтики, и канонического комментария (имеющих и самостоятельное происхождение). Общие корни должны помочь избежать «конфликта интерпретаций». Разработка и унификация самостоятельных принципов канонического комментария еще один путь к реальному статусу Церкви как института sui juris. На конференции была представлена группа канонистов из Казанской духовной семинарии. Доцент кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии кандидат исторических наук А.Ю. Михайлов в докладе «Концепт " автокефалии " в трудах Казанской научной школы церковного права» отметил, что казанская научная школа канонистов (И.С.

http://radonezh.ru/2023/12/01/v-moskovsk...

свв. Кирилла и Мефодия кандидат богословия протоиерей Сергий Звонарёв представил доклад на тему «Отношение Московского Патриархата к автономии Финляндской Православной Церкви и межцерковные контакты в 60х — начале 70х годов XX столетия по свидетельству церковных источников». Автор отметил, что Московский Патриархат в апреле 1957 года предал забвению канонические споры и недоразумения и восстановил нарушенное в 1918 году молитвенно-каноническое общение с Финляндской Автономной Православной Церковью, признав ее status quo в составе Константинопольского Патриархата. Нормализация отношений двух Церквей позволила развивать контакты в области межправославного взаимодействия, поддержки христианского мирного движения, научно-богословского и академического сотрудничества. Особое место в двусторонних связях занимали визиты священноначалия Русской и Финляндской Церквей, студенческих делегаций и паломнических групп, позволявшие знакомиться с церковной жизнью в СССР и Финляндии. Наместник московского Андреевского монастыря, заведующий Аспирантурой Московской духовной академии, профессор кафедры богословия кандидат богословия игумен Дионисий (Шлëнов) в своем сообщении рассмотрел толкования Феодора Вальсамона на 17е и 19е правила Трулльского собора и на 10е правило VII Вселенского Собора. Докладчик подверг критике мнимое обоснование этими правилами экстерриториальных действий Константинопольского Патриархата сегодня. Проректор по научно-богословской работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов в своем докладе «Юридическая герменевтика и канонический комментарий» пришел к выводу о том, что техника библейско-богословской экзегезы равно лежит в основании и юридической герменевтики, и канонического комментария (имеющих и самостоятельное происхождение). Общие корни должны помочь избежать «конфликта интерпретаций». Разработка и унификация самостоятельных принципов канонического комментария еще один путь к реальному статусу Церкви как института sui juris.

http://azbyka.ru/news/v-moskovskoj-duhov...

«Палитра тем, которые будут затронуты и прозвучат на конференции, по-хорошему, радует и поражает — от Царственных страстотерпцев до евхаристического объединения общин, от русской литературы до актуальных проблем современности. Это именно то взаимодействие богословия, церковной истории, гуманитарного знания, которые так хочется видеть в стенах наших церковных школ и вокруг церковно-образовательного пространства», — отметил отец Максим, пожелав всем благословенных успехов и выразив сугубую благодарность митрополиту Евгению за архипастырское окормление и поддержку этого начинания. Участников конференции также приветствовали: председатель Общественной палаты г. Екатеринбурга, ректор Уральского государственного экономического университета Я.П. Силин; ректор Уральского государственного горного университета А.В. Душин; декан факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ О.В. Боброва; заместитель директора Уральского юридического института МВД России подполковник полиции А.В. Гусев. В ходе заседания прозвучало выступление архиепископа Якутского и Ленского Романа «Современная миссионерская работа в Якутской епархии: наследники святителя Иннокентия (Вениаминова)». С докладом «Учреждение ежегодного принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Галич: события 1858-1860 годов» выступил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , кандидат богословия, заведующий кафедрой богословских дисциплин Костромской духовной семинарии. Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, представила доклад «Неземной мир, с которым все легко! Духовный облик графини Гендриковой — вдохновляющий пример для современного человека». Д.К. Богатырев, доктор философских наук, профессор, ректор Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, выступил с сообщением «Философия образования: в чем смысл либеральных реформ?». Доклад «Поиски академическим монашеством конца XIX — начала XX в. своего особого места в высшей духовной школе и в богословской науке» представила Н.Ю. Сухова, доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, научный руководитель Центра истории богословия и богословского образования богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Помимо академических секций и круглых столов на актуальные общественные темы на конференции впервые проводились специальные секции «Православная инициатива – устроение жизни в России» и «Православная культура глазами школьников». По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее. Русский народ и российское государство в их историческом бытии созданы и воспитаны Православной Церковью. Поэтому многовековой опыт церковно-государственных отношений – важнейшая часть исторического наследия России, на которое мы опираемся сегодня в строительстве нашего будущего. Этот опыт в концентрированном виде сосредоточен в образах многих и многих святых покровителей России, в том числе тех, которым была посвящена прошедшая конференция. Образ преподобного Саввы Сторожевского, «молитвенника о царях богоизбранных», напоминает нам о симфонии православного царства и священства в ее наивысшем расцвете. Образ святителя Филиппа, устроителя северной Соловецкой Фиваиды, дает нам образец суверенности церковного служения, твердого стояния за правду Христову перед лицом мира сего, даже и до смерти. Образ святителя Тихона, восшедшего на восстановленный патриарший трон в годы кровавой смуты, говорит нам о великом мужестве перед лицом антихристианской богоборческой власти и о великом смирении в исполнении своего долга. Сегодня Русская Православная Церковь имеет глубоко проработанную позицию по отношению к современному светскому государству. Принятые Архиерейским Собором в 2000 году «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» напоминают о том, что у Церкви и государства – разные природы и разные цели. Цель Церкви Христовой – спасение людей для вечности. Цель государства – их земное благополучие. Поэтому отношения Церкви и государства носят заведомо асимметричный характер. Симфония Церкви и государства, образцы которой мы видим в истории, не обязательно связана с монархией образца XV или XVII века. Ее можно рассматривать как норму при любом государственном устройстве. Суть ее – обоюдное сотрудничество и взаимная поддержка без вмешательства в сферу исключительной компетенции другой стороны, объединение сил Церкви и государства при ясном понимании их разной природы.

http://pravoslavie.ru/23479.html

198. Он же. О службе Митрополиту Московскому Макарию//Там же. — С. 66–70. 199. Он же. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. Автореферат диссертации на соискание ученой степени магистра богословия//Там же. — С. 78–81; 1997. 2. — С. 74–78; 3. — С. 87–93. 200. Он же. Ростовский архиепископ Никандр (1549–1566)//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции “История и человек в богословии и церковной науке”. 4(17)–6(19) октября 1995 года. Казань, 1996. — С. 19–29. 201. Он же. Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). M., 1996. — 112 с. 202. Он же. Хронология жизни и почитания Всероссийского Митрополита Макария//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. — С. 5–53. 203. Он же. Иконография Всероссийского Митрополита Макария (†1563)//Там же. — С. 53–59. 204. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского//Там же. — С. 60–76. 205. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Там же. — С. 148–168. 206. Он же. Московский Митрополит Макарий//Там же. — С. 173–176. 207. Он же. Из истории русской иерархии XVI века: Епископ Рязанский Гурий (1554–1562)//Подготовка учителей к духовно-нравствен­ному образованию и воспитанию учащихся. Всероссийская научно-прак­ти­ческая конференция 27–30 мая 1996 года. Рязань, 1996. — С. 107–111. 208. Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу//Акафистник. Кн. 3. Нижний Новгород, 1996. — С. 328–345. 1997 209. Он же. Макарьевские чтения: Во славу великого просветителя//Новая жизнь (Можайск). 1997 марта 27. — С. 2. 210. Он же. Инок Зиновий Отенский — Новгородский богослов XVI века//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1997. 1(12). — С. 134–156. 211. Он же. Святитель Макарий архиепископ Новгородский и Митрополит всея Руси//София. Издание Новгородской епархии. 1997. — С. 27–28.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

Бюрократ глазами либерала: российское правительство в восприятии парламентской оппозиции (1911-1917 гг.)//Петр Андреевич Зайончковский. Сборник статей и воспоминаний к столетию историка/[сост. Л.Г. Захарова, С.В. Мироненко, Т. Эммонс]; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т. – М., 2008. С. 647-656. [Рец.:] Селезнев Ф.А. Конституционные демократы и буржуазия (1905 – 1917 гг.): Монография. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2006. – 227 с.//Отечественная история. 2008. 4. [Рец.:] Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007. 532 с.//Отечественная история. 2008. 5. Русская политическая общественность последних лет Империи о вере и Церкви//Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М.: Изд-во ПСТГУ, - 2008. С. 16-24. Либеральная оппозиция и проблема парламентского большинства в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917)//Российский либерализм в региональном измерении: идеи, структуры, тактики, лидеры: Всероссийская научно-практическая конференция 10-12 сентября 2008 г., ЯГУ им. П.Г. Демидова: сборник докладов и материалов конференции. Отв. ред. В.М. Марасанова. М., 2008. С. 151-154. Русская церковь и русская А.И. Солженицын: размышления над Февральской революцией. М., 2007//Русский сборник: Исследования по истории России/Ред.-сост. О.Р. Айрапетов и др. Т. VI. М., 2009. С. 310-316. Правящая бюрократия в восприятии российских консерваторов в период кризиса третьеиюньской системы//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2009. 2. С. 3-13. Внутриправительственные конфликты в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917)//Российская история. 2009. 4. С. 77-90.   Публикации, справочные издания: Схема развития епархиального устроения Русской Православной Церкви от основания древних епархий на ее канонической территории по настоящее время./Приложение к журналу «Богословский сборник». М.: Издательство ПСТБИ, - 1999. 7 п.л. В соавт. с П.Н. Грюнбергом.

http://bogoslov.ru/person/288437

К этому времени Болотиным были написаны статьи «Подлог» о так называемых «екатеринбургских останках» и «Дорога " Великого " Князя» о притязаниях на Российский Престол Е.И.В. Князя Владимира Кирилловича, которые стали распространяться братчиками в виде отдельных ксерокопий, а затем были опубликованы в первых номерах альманаха «Царь-Колоколъ». В составе Братства Болотин активно участвовал в организации и проведении Первого Всесоюзного православно-патриотического съезда (19-22 Сентября 1990), а затем в работе Постояннодействующего Предсоборного совещания по подготовке Всероссийского Земского Собора (1990-92). В 1990-1992 годах непосредственно участвовал в изданиях и распространении альманаха православных царистов «Царь-Колоколъ» и русской грамоты «Земщина». С Сентября 1992 года и по Ноябрь 1995 года был штатным сотрудником персональной пресс-службы Его Высокопреосвященства Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Осенью 1992 года совместно с Валерием Владимировичем Архиповым (директор или председатель службы) по благословению Владыки Иоанна от 3 Октября 1992 года и при Августейшем покровительстве Тихона Николаевича Куликовского-Романова (от Декабря 1992 года) стал учредителем Информационно-исследовательской службы «Царское Дело», научным редактором которой является до сих пор. По благословению Владыки Иоанна и непосредственной поддержке Т.Н.Куликовского-Романова Информационно-Исследовательская Служба «Царское Дело» участвовала в организации и проведении Первой научно-практической и богословской конференции «Государственная Легитимность» по проблемам дорасследования убийства Царской Семьи в свете криминалистики, государственного права, исторической истины и Евангельского вероучения, которая проводилась в Москве, в Международном центре Славянской письменности и культуры 9-11 Марта 1993 года; в организации и проведении Второй конференции «Государственная Легитимность» в Октябре 1994 года. Служба активно сотрудничала в других мероприятиях по изобличению подлога с так называемыми «екатеринбургскими останками» и в проведении Собора православный мipяh «Всенародное Покаяние - знамение единства» (21-22 Сентября 1999 года). Службой «Царское Дело» был подготовлен к изданию ряд книг по царской тематике, в их числе:

http://ruskline.ru/author/b/bolotin_leon...

На конференции был поднят вопрос о том, может ли мирянин обсуждать монастырскую жизнь и те проблемы, которые встают на пути возрождения монастырей. Итогом обсуждения явилось общее мнение, что это возрождение — дело всей Церкви Христовой, в том числе и мирян. Ожидания и надежды, которые миряне связывают с возрождением монастырей, большое доверие мира к монастырю — важные составляющие нынешней церковной жизни. Не менее важным следует считать и адекватное, приемлющее отношение монастыря к миру и мирянам. В былые времена православные монастыри «шли в мир» и устанавливали свое влияние на огромных территориях, становились проводниками распространения русской цивилизации. Но это происходило после накопления духовных сил, которое длилось десятилетиями и веками. Образ этого делания — житие преподобного Серафима Саровского, который большую часть жизни был в молитвенном затворе и лишь под конец пути вышел на служение людям. В наши дни монастырям возвращают их достояние, зачастую превращенное в руины. Монашеская община тратит много сил на то, чтобы обживать и восстанавливать это наследие. Не меньше сил уходит на то, чтобы ответить на духовную жажду мира. При этом необходимый для служения в миру духовный опыт еще не накоплен. Так что одна из главных опасностей на пути современного монашества — расходование сил не на созидание внутреннего сокровенного человека, а на хлопоты по хозяйству и прием неиссякаемого потока паломников. Социальное служение монастырей иногда рассматривается как основной довод в пользу их восстановления. Действительно, в возрождаемых обителях делается во славу Божию много полезных дел. Однако православные люди понимают: внутренняя молитвенная жизнь монастыря шире и важнее его социального служения, которое не является самоцелью. Наоборот, лишь духовное созревание способно дать плоды и на ниве добрых дел. Миряне знают, что всегда могут приехать в монастырь и получить там духовную помощь. Но сегодня мы сами должны помогать монастырям — трудиться для восстановления монастырских стен, налаживать жизнеобеспечение, а при необходимости — защищать свои святыни от посягательств. Монахи должны иметь возможность делать свое дело — молиться. Мирянам же надо создавать условия, чтобы монашеская молитва могла совершаться, не рассеиваясь на житейские попечения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203313...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010