«Ночные бдения, еженедельно совершаемые с вечера субботы, по зимам, когда ночи бывают длиннее, там (в Египте) продолжают до четвертого пения петухов, для того, чтобы остающиеся до света два часа употребить на сон, и тем подкрепить себя на целый день, нам должно держаться того же правила, т. е. соснув после бдения до утреннего молитвословия, весь день проводить в необходимых делах, и отнюдь днем не спать, взамен того, что мы не спали ночью; ибо, таким образом, мы изменим только время покоя, а не лишим себя покоя. Если после всенощных бдений не спать хотя не много, то в следующий раз слабеет не только слабая плоть, но и дух. Итак, чтобы не делать бесполезными ночные бдения, нужно до восхода солнечного соснуть хоть час, ибо уступив, таким образом, природе свойственное ей мы не будем иметь нужды отнимать у того, что отняли у ночи». Преподобные Каллист и Игнатий в своей книге о безмолвии и молитве подобно сему пишут к подвижникам о сне ночном. «Осенив себя знамением честного и животворящего креста, также и одр твой, когда ляжешь держи в уме молитву, по сказанному: память Иисусова да спит вместе с тобою, и усни часов пять или шесть; соображаясь с продолжительностью ночи, усни и ты умеренно» 68 . «Бдения совершай с рассуждением, говорит преп. Исаия отшельник, не отказывая телу в необходимом покое, но со смирением и разумно проходи благочестивый подвиг, чтобы от излишнего бдения не помрачалась душа твоя и вовсе не оставила начатого поприща. Половины ночи достаточно для благочестивого подвига, другую же половину отдели для успокоения тела. Прежде нежели ляжешь спать, два часа проводи в молитве и псалмопении, потом усни, и, когда Господь возбудит тебя, встань и со тщанием прилежи молитвам. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем, и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? Понудь себя немного, и скоро придут бодрость и сила» 69 . «Одному брату, пишет св. Ефрем Сирин , во время бдения внушал помысл, говоря: «сегодня дай себе отдых, и не вставай на бдение». Но он отвечал помыслу: рассуди, что завтра не встанешь, поэтому должен встать сегодня» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

– «без знака» (см. 10, 27 сентября и др.). Служба святому, которому положено только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене на 4. Основная часть Типикона В основной части Типикона содержатся последования и особенности совершения основных служб суточного круга. Приведем перечень всех 60 глав данной части, при этом наиболее значимые и часто используемые главы будем выделять курсивом (учащимся духовных школ и всем священнослужителям необходимо знать содержание выделенных глав). Глава 1 – последование малой вечерни. Глава 2 – последование воскресного всенощного бдения. Эта глава содержит полное и подробное последование всенощного бдения с многочисленными замечаниями, которые необычайно важны. По сути, именно эта глава является источником для совершения любого, не только воскресного всенощного бдения. Вместе с тем в данной главе приводятся особенности воскресной службы в случае святого без знака. Глава 3 – особенности воскресной службы в случае бденного святого. Глава 4 – особенности воскресной службы в случае полиелейного святого. Глава 5 – особенности воскресной службы в случае святого со славословием и святого «на 6». Глава 6 – о том, когда бывают всенощные бдения в течение года. Глава 7 – последование воскресной великой вечерни, полунощницы и утрени, которые совершаются отдельно друг от друга, то есть в тех случаях, когда накануне воскресенья по какой-то причине не совершается бдение. По сути, здесь изложены последования любой великой вечерни и праздничной утрени, совершаемых как в воскресные, так и в седмичные дни в случае полиелейных святых. Глава 8 – о времени начала литургии в различные дни года. Глава 9 – последование вседневной вечерни, полунощницы, утрени и заупокойной литии. Очень важная глава, так как здесь представлено полное последование вседневной службы, которая совершается в седмичные дни в случае святых «на 6» и без знака. Глава 10 – о чтении на утрене толкового Евангелия и других поучений. Глава 11 – о пении канона на утрене в седмичные дни. Здесь говорится о том, как каноны Октоиха соединяются с канонами Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Так напр., устав не говорит ничего о приготовлении священника и диакона к службе, в какое время и как происходит их облачение, из чего оно состоит. Ordo пополняет этот пробел и объясняет в какое время, как и с какими обрядами, оно происходит. Чем отличается начало праздничной утрени, когда она справляется отдельно от вечерни, а не в порядке бдения? Устав не дает прямого ответа на этот вопрос: Ordo отвечает на него положительно и фиксирует эту часть применительно к действиям служащего священника. Когда отворяются царские двери? В рубриках греческого устава этой статьи нет: мы находим ее в Ordo. В таком же роде ведется дело и при изложении дальнейших частей службы, так что в целом получается последовательный очерк утрени и вечерни в тех частях, которые отходят к службе священника и Закона. Ordo начинается замечанием, в какие службы и по каким дням следует облачаться диакону; затем следует ряд указаний относительно всенощного бдения: с какими обрядами священник и диакон приступают к этой службе, как и где облачаются, подробно описывается начало бдения; далее идет речь о чтении светильничных молитв, о начале утрени, когда она совершается отдельно от бдения, о том сколько раз и когда отверзаются царские двери, об облачении диакона на утрени, когда бывает стихословие и когда его не бывает, о совершении входа на вечерни, о литии, благословении хлебов, об отпуске вечерни – совершается ли она отдельно от утрени, или слитно с ней, о литии после вечерни, о начале утрени, совершаемой отдельно от бдения, о чтении утренних молитв во время шестопсалмия, о выносе, чтении и целовании евангелия, о каждении в начале канона, об ектеньях на каноне и так далее до конца утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Как ни вероятно данное нами объяснение, однако против него служит веским возражением то, что упоминание об ангелах в евхаристийном тексте встречается весьма и весьма редко. Нам кажется поэтому, что причина происхождения проскомидийного поминовения животворящего креста и бесплотных сил едва ли лежит в евхаристийном поминовении. 2. Вчитываясь внимательно в формулу поминовения на третьей и двух других просфорах, кажется, нельзя не заметить близкого сходства и, так сказать, родственных связей между этой формулой – с одной стороны и молитвами: Спаси Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое... и Владыко многомилостиве Господи Иисусе Христе, Боже наш.., читаемыми на литии всенощного бдения священником и диаконом – с другой. Сходство это, заметное и в теперешних редакциях названных молитв, выступает ещё рельефнее, если мы сравним читаемую диаконом молитву (в форме ектении) на литии всенощного бдения не с теперешней формулой поминовения на третьей и других просфорах, а с древнегреческой и славянской. Для наглядности и удобства сравнения печатаем тексты в трёх параллельных столбцах, в одном столбце помещая диаконскую молитву литии всенощного бдения из современного славянского Служебника, в другом – поминовения на второй, третьей и др. просфорах из древних греческих памятников, а именно: Московской Синодальной библиотеки XV века 428 135 и XIII–XIV вв. 381; Афонского Пантелеимонова монастыря или Руссика XIII века 136 и ркп. 1306 г. Афонского Ефсигменского монастыря 137 ; в третьем столбце – из двух славянских ркп. (во всём сходных между собою), соответствующих греческому тексту: XIV в. Афонского Зографского монастыря 138 и XV в. библиотеки С-Петербургской духовной академии 566. Курсивом помечаем буквальное сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Рахманиновский подход к интерпретации первоисточника нашел свое отражение и в трактовке «Всенощного бдения» одновременно как литургического и концертного цикла. Известно, что состав его строго не закреплен, в него входят песнопения главнейшие, обязательные и «необязательные», что обусловлено особенностями церковного календаря. Композиторы, обращающиеся к циклу «Всенощного бдения», обладают известной свободой выбора, возможностью создавать различные по составу, по форме и музыкальной драматургии циклы. В этом можно убедиться, сопоставив хотя бы «Всенощные» Рахманинова, Чайковского, Чеснокова — они в первую очередь различаются составом песнопений. В сплаве эпоса, лирики и драмы (как рода искусства) Рахманинов делает акцент на эпическом начале. Оно выступает на почве легендарно-исторической тематики, проявляется в картинно-изобразительном складе составляющих цикл номеров, в многоплановой хоровой драматургии и образности песнопений, наконец, в сходствах и перекличках с русской оперной классикой XIX века (особенно с ее народно-эпической ветвью), с жанрами оратории, духовной драмы или мистерии. Главенствующее значение эпики выражено уже в решении Рахманинова открыть свой цикл призывным, ораторским прологом-обращением «Приидите, поклонимся», отсутствующим, например, в циклах Чайковского, Гречанинова, Чеснокова. Такой пролог был необходим композитору в качестве эпического зачина. И воплощен этот зачин в музыке архаичного склада с «неупорядоченной» метроритмикой (о ней уже шла речь), параллелизмом многозвучных аккордов и их «ненормативными» последованиями. Примечательны интонационные и образные переклички с «песенно-обиходной» главной темой рахманиновского Третьего концерта и с родственными между собой начальными «ораторскими» фразами финала того же концерта и песнопения из «Литургии» со словами «Единородный Сыне». Первый номер «Всенощного бдения», в известной мере, аналогичен грандиозным хоровым интродукциям в операх Глинки и Бородина, он служит величественным «порталом», открывающим широкую перспективу всей композиции — последования песнопений-картин и повествований, песнопений-созерцаний и размышлений.

http://sedmitza.ru/text/413957.html

Несмотря на отрывочность, эти стихи из псалмов все-таки были достаточно выразительны для выяснения цельной картины и смысла Вечерни и Утрени. Последний период Всенощного бдения заключается в том, когда эта служба сокращается не только в ветхозаветных элементах, но и в новозаветных, и когда, вследствие произвольных сокращений, не создается молитвенного настроения и не развертывается пред молящимися глубокое символическое значение Всенощного бдения и составных частей его 141 . 100. Отличие Вечерни и Утрени будничной от воскресной и праздничной Вечерня и Утреня совершаются каждый день в отдельности, но имеют некоторые отличия от Вечерни и Утрени, входящих в состав Всенощного бдения. Отличие это состоит в уменьшении торжественности богослужения. Так, на будничной Вечерни Царских дверей не открывают. Псалом начинательный (103) не поется, а читается. Стихир на «Господи воззвах» поется меньше (не на 10, а на 4). Вечернего входа не совершается; ектения сугубая произносится в конце Вечерни – после тропарей. На будничной Утрени не бывает полиелея и всех воскресных молитв, Евангелие не читается, Великое славословие не поется, а читается. Впрочем, в некоторые будничные дни, если в них случится память какого-нибудь наиболее чтимого святого, церковный Устав предоставляет петь, а не читать Великое славословие, а также увеличивает число стихов. После Великого славословия читается молитва «Сподоби, Господи» и другие молитвы, уже встречавшиеся на Вечерни: просительная ектения, стихиры на стиховне, молитва «Благо есть исповедатися Господеви» (эта молитва на Вечерни не встречается, но ее весьма удобно сопоставить с молитвой «Ныне отпущаеши»), тропари и сугубая ектения. Таким образом, если Утреня соединяется непосредственно с Вечерней (как это часто бывает в городах), то для молящихся должно ярко обозначиться повторение одних и тех же молитв в конце Вечерни и Утрени. Те же отличия, как увидим впоследствии, свойственны Вечерни и Утрени великопостной, по сравнению с воскресной. 119 Для разъяснения этих мыслей приведем из множества молитв следующие: 1) День прешед, песнословлю Тя, святый, вечер, прошу, с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя. 2) Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой, укрепихся на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, например, цикл А. Гречанинова «Страстная седмица» включает в себя песнопения, поющиеся в разные дни седмицы на разных службах суточного круга, и поэтому не может считаться единым чинопоследованием. Другой пример тематического построения хорового цикла – сочинение П. Чеснокова «Ко Пресвятой Владычице», состоящее из богородичных песнопений, поющихся на разных службах. Богослужебные циклы Литургии и Всенощного бдения (полные или с избранным составом песнопении) были особенно распространены в творчестве композиторов Нового направления, в чем мы видим продолжение линии П. Чайковского на создание музыкально «единородного» последования службы. Так, например, перу П. Чеснокова принадлежат четыре цикла Литургии, три цикла Всенощного бдения, А. Гречанинова – три Литургии (в том числе «Демественная). Всенощное бдение С. Панченко – три Литургии, две Всенощных, А. Никольского – две Литургии Всенощная, Н. Черепнина – две Литургии хоры из Всенощного бдения. К жанрам Литургии и Всенощного бдения обращались также С. Рахманинов, А. Чесноков, В. Ребиков, К. Шведов, М. Ипполитов-Иванов. Среди отдельных сочинений следует упомянуть жанр духовного концерта, заменивший собой причастный стих. В отличие от концерта эпохи классицизма (М. Березовский, Д. Бортнянский) с довольно четкой регламентацией темпов ритма фактуры, духовный концерт Нового направления трактуется более свободно. Его характер чаше всего лирико-повествовательный (С. Рахманинов «В молитвах неусыпающую Богородицу», Вик. Калинников «Камо пойду», А. Гречанинов «К Богородице прилежно» и др.). Особое внимание уделял этому жанру А. Никольский , его перу принадлежит более 20 духовных концертов. Их отличает «великое разнообразие форм и жанровых разновидностей, все они не похожи один на другой каждый исключительно индивидуален» 34].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

собственно всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Великая вечерня начинается, согласно Типикону, совсем не так, как мы привыкли видеть. Дело здесь вот в чем. Мы говорили о том, что в истории Церкви была самые разные Богослужебные уставы. Нынешний Типикон представляет собой, в общем-то, изложение Иерусалимского устава с некоторыми минимальными влияниями других уставов. А наш обиход имеет в себе гораздо большее влияние других уставов, не Иерусалимского. В частности, устава Великой церкви. Так вот, наша всенощная начинаетсяч, по всей видимости, примерно так, как она начиналась в Великой церкви, а не так, как в лавре Освященного. И еще один момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Не надо думать, что великая это обязательная часть всенощного бдения. Это далеко не всегда так. Великая вечерня совершается в следующих когда есть знак «крест когда есть знак «крест когда есть знак «крест не во все воскресные дни. При знаках «крест окружен» и «крест полуокружен» великая вечерня является первой частью всенощного бдения. При знаке «крест» совершается самостоятельно. Что касается воскресного дня, то устав допускает оба варианта: и великую вечерню как часть воскресной всенощной, и великую вечерню, совершаемую самостоятельно. Чин воскресного всенощного бдения описан в главе 2 Типикона, а чин воскресной службы без в главе 7. У нас принято под воскресенье совершать именно бденную службу. Собственно, этот разговор я завел к тому, что великая вечерня может начинаться по–разному. Если великая вечерня не является частью всенощного бдения, а совершается самостоятельно, то она начинается так же, как вседневная вечерня: читается Псалом 103, в это же время светильничные молитвы; врата закрыты, затем великая ектения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Проникший на Русь в XIV в. иерусалимский устав к XV в. вытеснил своего предшественника, но при этом сам потерпел значительные изменения: в живой богослужебной практике иерусалимский богослужебный порядок на Руси быль в значительной мере приспособлен к старым студийским обычаям. В точности иерусалимский устав, по-видимому, исполнялся мало не только в русских соборных церквах, но даже и в монастырях. Вместо обычного иерусалимского бдения в последних большею частью совершался ряд ночных служб – вечерня, повечерие и полуночница с канонами, затем утреня и первый час. Иногда в этот ряд вставлялись еще молебен за творящих милостыню и чтение. Но такие бдения служились лишь в особенные дни, обычно же по прежнему укладу с соблюдением студийских времени и продолжительности служб совершались вечерня и утреня со многими студийскими особенностями в порядке, составе и исполнении богослужения 8 ). В уставах других обителей, а также соборных церквей, студийское расписание богослужебного времени держалось еще тверже: в XVII в. в соборах не особенно часто служат «всенощные бдения» строго по иерусалимскому чину, но которые начинаются в 12–1 ч. ночи, как студийские утрени. В значительной мере сохранялась и студийская продолжительность утрени: 5–4 чч. для праздников и 4–3 чч. в будни. Всенощные бдения с соблюдением иерусалимских чина и времени, т.е., обычного уставного вида, появились в Московском Успенском соборе, кажется, не ранее патр. Никона, б.м., под восточным или киевским влиянием, и первоначально они совершались очень редко 9 . Редакторы действующего ныне у нас устава 1682 г. после отдела о всенощном бдении нашли нужным вставить особую (7-ю) главу для малых обителей и соборных и приходских храмов, «идеже всенощныя не бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

По уставу грузин. Шиомгвимского мон. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит 151 ]. Особенности настоящего каждения: его Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями). Историческое основание для совершения настоящего каждения именно то, что утреня и вечерня совершались без той с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон. при каждении Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи. Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем. Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон». В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010