Вселенская родительская суббота: история, смысл, содержание (+Видео) Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? 13 февраля, 2016 Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Вселенская родительская суббота — на какое число она выпадает в 2023 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь! Вселенская родительская суббота в 2024 году — 22 июня В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту . Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до  Великого поста ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда : хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы,   к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними. История установления Вселенской родительской субботы Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

http://pravmir.ru/vselenskaya-myasopustn...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор семьсот восемьдесят седьмого года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период Древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Отцы Вселенского собора установили, что даже в Писании говорится об этом числе “семь”. Сказано в Библии: “Семь раз прогремели громы”. То есть, каждый Вселенский собор как некий гром, который оглушает всю вселенную истиною православного исповедания, оглашая и наставляя на всякую правду, оглушая еретические догмы. Седьмой Вселенский собор семьсот восемьдесят седьмого года был созван в связи с тем, что появились еретики-иконоборцы, которые отрицали святость святых икон и уничтожали святые иконы повсеместно. Эти еретики имели поддержку в лице византийского императора — нечестивого Льва, который преследовал почитателей святых икон и умерщвлял некоторых из них. Так, известно, преподобный Андрей, отправляясь обличить нечестивого императора Льва, пошел на рынок и купил изображение императора Льва, и в Царь-граде, когда был торжественный выход императора, он вышел перед императором, бросил на землю его изображение и стал топтать ногами. Император закричал: “Достоин смерти попирающий моё изображение!” На что преподобный Андрей сказал: “Ты сам осудил себя на смерть. Ты, попирающий изображения Христа, Божией Матери и святых!” Преподобный Андрей был умерщвлён. И, когда проходил Вселенский собор, Седьмой Вселенский собор, то святые отцы установили истину иконопочитания. Прежде всего надо обратить внимание на то, что иконографичность мира — это очевидный факт. Первая икона была создана Самим Господом Богом. Как сказано в книге Бытия: “И создал Господь Бог человека по образу и подобию Своему”. Слово “образ” — по-гречески “иконас” — означает, что человек был первой и очень достоверной иконой Самого Бога. Иисус Христос был образом — иконас — Бога-Отца. Как Он Сам говорил: “Видевший Меня, видел и Отца”. Взаимоотношение между православным мужем и православной женою — это икона взаимоотношения между Христом-женихом и Его невестою Церковью. Наши дети, которые рождаются от нас, являются образом нашего совместного бытия. Как сказано: “Двое в плоть едину”, то есть от мужчины и женщины зачинается, как отпечаток их образа, новая жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-p...

Евгений Успенский А) Римское вероисповедание Краткий очерк истории постепенного отпадения римской церкви от единой вселенской церкви. Выяснение причин этого отпадения и образования латинства как особого вероисповедования. Первоначально церковь христианская, в продолжение нескольких веков от своего исторического явления, обнимала собою все разнообразные, существовавшие в разных странах мира, общества христианские, которые своею совокупностью составляли единое и неразрывное целое. Во всех этих обществах содержимы были одни и те же существенные основы веры – одни и те же догматы , нравственные начала христианской жизни, таинства и основные правила церковного благоустройства. И только с IV-ro, u ocoбehho с V-ro века в римской церкви стали появляться некоторые церковные разности. Но эти разности до времени не подавали ей повода к разрыву с вселенской церковью. С IX-ro же века по Р.Х. при константинопольском патриархе Фотии и римском папе Николае I-м римская церковь начала отпадать от единой вселенской церкви, а в XI-м веке при патриархе Михаиле Керулларии совершился окончательный разрыв или отпадение римской церкви от союза с вселенской церковью 2 . В XV-м u XVI-м веках в свою очередь из недр римской церкви выделилась некоторые христианские общества, которые и образовали у себя особые вероисповедания – лютеранское, реформатское и англиканское. Причины отпадения римской церкви от церкви вселенской разнообразны; они суть психологические, исторические, политические и религиозные 3 . Все эти причины так переплетаются между собой своими следствиями, что трудно отделить их одну от другой. Прежде всего отпадение римской церкви объясняется естественной греховной волей природы человеческой: по причине своей испорченности, проявляющейся главным образом в эгоизме, как основе греховности, человеческий род, как в лице своих отдельных индивидуумов, так и в своей совокупности, постоянно отступает от надлежащего пути истины. Отсюда и отпадение римской церкви от вселенской истины произошло в силу преобладания в ней греховного начала – эгоизма над христианским общественным началом. Эгоизм этот проявился в национальной гордости римской церкви, в ее нежелании вести общение с востоком, твердо и неизменно хранившим православную вселенскую веру 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Вселенская родительская суббота: жизнь тем ясней, чем ближе к смерти 6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота 5 февраля, 2009 6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота С утра уныние и ложь И копошающиеся черти… День только к вечеру хорош. Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти 6 февраля – суббота перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту, отмечается в Русской Православной Церкви как Вселенская мясопустная родительская суббота. По церковной традиции, особыми днями поминовения усопших являются 3 – й, 9 – й и сороковой день по кончине человека, а впоследствии   памятные для человека дня: его день рождения, день Ангела и день смерти. Особенные дни для торжественного, всеобщего   поминовения всех умерших по – христиански, а также и тех, кто   был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы,   к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними. В неделю о Страшном суде Церковь молится о всех умерших православных христианах, прося у Бога милости к ним, оставления грехов и Царствия Небесного.   Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит усопшим   великую пользу и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

http://pravmir.ru/vselenskaya-roditelska...

Беседа LXX. О девятом члене символа веры. О непогрешимости Церкви Христовой Во едину. Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова есть соборная, иначе сказать, Кафолическая, или вселенская, потому что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Эта вселенская Церковь Христова, братие, имеет то важное преимущество пред частными Церквами, что ей собственно принадлежат высокие обетования Спасителя, именно: что врата адова (силы ада, дьявол) не одолевают ей, ( Мф.16:18 ), что Господь пребует с нею до скончания века ( Мф.28:20 ), и что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века ( Еф.3:21 ). А отсюда следует, что вселенская Церковь Христова никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Целые государства и народы могут появляться на земле, процветать, падать и исчезать с лица земли, вселенская же Церковь Христова, при всех переворотах пребывает, и будет пребывать вечно, до самой кончины мира, неизменною и непоколебимою: она не ограничивается ни временем, ни народом. Отдельные люди и целые христианские общества могут погрешить и отпасть от истинной веры, но не может погрешить в истине веры вселенская Церковь Христова. Сам Господь обещал как вы слышали, братие, устроить Свою Церковь так, чтобы врата адовы не могли одолеть ее, и пребыть с нею до скончания века. Сверх сего Он обещал послать верующим Духа Святого, Который бы наставил их на всякую истину. Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, говорил Господь ученикам Своим, да будет с вами во век..., той вы научит сему, и воспомянет вам вся, яже рех вам ( Ин.14:16,26 ). После таких ясных указаний слова Божия, никто не может, не уничтожая святого евангелия, сказать, чтобы Церковь Христова могла погрешить в истине веры. Если бы она могла погрешить в вере, то тогда бы это значило, что врата адовы одолели ее, что Господь и Дух Святой не пребывают с нею вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Москва. Данилов мужской монастырь. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Карта и ближайшие объекты На территории Свято-Данилова монастыря . На втором этаже главный престол - Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, приделы: Бориса и Глеба, Даниила Московского. На нижнем этаже - храм Покрова Пресвятой Богородицы, придел пророка Даниила. В башенке над западной папертью - престол во имя Даниила Столпника. Посвящение храма памяти Святых Отцов Семи Вселенских Соборов является беспрецедентным в истории русского православия. Древнейший из храмов монастыря - храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов - сложное разновременное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрационно-восстановительных работ в соборе установлен иконостас Костромской школы XVII в. На первом этаже храма расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ее северный придел освящен в честь святого пророка Даниила - Небесного Покровителя благоверного князя Даниила, который с именем этого святого был пострижен перед смертью в схиму. Самые древние части Покровской церкви относятся к XVII веку. Иконостас храма написан в 1984 году. Группу художников-иконописцев возглавил насельник Псково-Печерского монастыря игумен (ныне архимандрит) Зинон. В своей работе мастера следовали традициям древнерусского искусства XV - начала XVI веков. На солее Покровской церкви в киоте помещена главная святыня храма - икона благоверного князя Даниила с частицей его честных мощей. В западной части храма находится церковь святого Даниила Столпника. Она сооружена в XVIII веке. Ее престол - самый древний в монастыре. В честь преподобного Даниила Столпника - Небесного Покровителя благоверного князя Даниила, получившего имя его при крещении, была освящена в XIII веке первая деревянная церковь монастыря, давшая название всей обители. Иконостас церкви создан по проекту священника отца Вячеслава Савиных в 1988 году. Он состоит из местного, деисусного и пророческого рядов. Большинство икон написаны отцом Вячеславом и художницей Натальей Шелягиной.

http://sobory.ru/article/?object=04549

Знакомство с Вселенскими соборами, – будет ли оно своим содержанием касаться общего их значения, или частных канонических прав, или только исторических, предшествовавших и сопровождавших их обстоятельств, – всегда может быть сколько важным, полезным и ценным приобретением в глазах самого исследователя, столько же любопытным назидательным и занимательным предметом повествования для каждого читателя. В подтверждение этой мысли довольно сказать, что с именем «Вселенские соборы» перед вами восстает во всем несомненном ее велики та особенная, благоплоднейшая, словом образцовая эпоха жизни и деятельности Христовой Церкви, тогда, по выражению Овербека, «страны востока и запада исповедывали одну и туже веру, молились у одних и тех же престолов, принимали одни и те же Таинства» 1 , когда внутренний союз веры и любви, однообразие уставов и законоположений Церкви объединяли собою весь христианский мир, и связывали его членов взаимным общением мира. Вселенские соборы указывают нам собою на тот замечательнейший период существования Христовой Церкви, когда она, быв признана государством в ее законных, самостоятельных правах, в союзе с ним и при содействии его власти, явила человеческому миру полноту своей разнообразной жизни, раскрыла пред ним величие своего духовного характера, засвидетельствовала непререкаемость своих божественных прав, и указала ему на богатство своего Богопреданнаго вероучения. При посредстве авторитета, и деятельности Вселенских соборов Христова Церковь  и внешне и внутренне успела организоваться для своего последующего существования, установиться в своей действительной практике и принять благоустроенный вид по всем сторонам своего исторического быта и видимого управления. В определениях веры и законоположениях церковных правил Вселенские соборы истолковали глубочайшие тайны Откровения, определили изначальное предание Церкви; в общем непререкаемом авторитете и своих раздельных правах они представили наглядное истолкование силы и важности церковной власти, божественных преимуществ Христовой Церкви; в общем образе своего производства и деятельности они указали и объяснили даже и требования тех начал, на которых обыкновенно и должно утверждаться внутреннее самоуправление и внешнее существование Христовой Церкви. По всему этому вместе, Вселенские соборы законно посредствуют между начальным периодом жизни Церкви и существованием ее во все последующее время: они передают нам богатство тех результатов, по которым мы с одной стороны воспоминаем и изучаем образцовое, прошедшее Христовой Церкви, с другой – поверяем и оцениваем причины и явления последующего и нашего времени: Вселенские соборы дают нам норму и образцы для подражания; мы следуем им в благоустройстве Церкви нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонские отцы спрашивают Вселенского Патриарха: почему он занимает позицию врагов Церкви? Афонские отцы спрашивают Вселенского Патриарха: почему он занимает позицию врагов Церкви?   На Афоне многие отцы недовольны политикой Вселенского Патриархата. Зависимость финансовая и политическая делает Вселенского Патриарха - политиком, вынужденным идти на уступки антицерковным силам. Например, в Ватопедском скандале он занял позицию врагов Православия.   Может ли быть авторитетом для Отцов человек, пусть даже епископ, который является офицером, полковником турецкой армии ... В 1961—1963 он служил офицером в турецкой армии и очень успешно. Другого кандидата турки  не дали бы выдвинуть в патриархи. Данное обращение Отцов можно охарактеризовать как протест против такой двуличной политики - Святая Гора Афон     Настоятели многих монастырей были опечалены заявлениями Патриарха Варфоломея, который, по их словам, к их разочарованию, без рассуждения приняв на вооружение сценарии определенных кругов, преследующих вполне конкретные цели и ведущих брань с Церковью и Святой Горой, отравляет своими заявлениями жизнь святогорской общины. В своей речи Константинопольский Патриарх Варфоломей затронул две проблемы, беспокоящие Святую Гору Афон и доставляющие печаль Матери-Церкви: вопрос о монастыре Эсфигмен и дело игумена крупного монастыря, который со своим сотрудником «виновны в том, что священный удел Пресвятой Богородицы подвергается поношению в Греции и во всем мире» (имеется в виду настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем и насельник этой же обители монах Арсений – прим. пер.). По мнению Его Святейшества, социальной деятельности должны заниматься не монахи, а исключительно миряне, поскольку и афонские монахи подвержены мирским искушениям. Однако здесь святогорцы задаются вопросом, почему при подходе к однотипным проблемам Патриарх Варфоломей используют двойные стандарты? Разве православная паства на протяжении ряда лет не была охвачена серьезными волнениями по поводу совместных молитв с католиками и отношений с иноверными, например с мусульманами, характер которых выходил за рамки должного? Почему это в той же степени не озаботило Матерь-Церковь? Может быть, потому что она и была инициатором всего этого?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1638

Греко-восточная церковь в период вселенских соборов. Критические заметки о сочинении профессора Терновского Источник В 1878 году профессор Ф. А. Терновский (в сотрудничестве с братом его С. А. Т.) издал сочинение под заглавием: Три первые века христианства 1 . Явившееся в нынешнем году сочинение того же автора: Греко-восточная церковь в период вселенских соборов представляет собою продолжение прежнего труда. Между прежним трудом почтенного ученого и недавно изданным есть различия, о которых мы и скажем прежде всего. Прежний труд, несмотря на богатство материалов, относящихся ко временам первых трех веков христианства, имел очень небольшие размеры (всего 256 стр.). Новый же труд представляет собой обширное сочинение (он имеет в себе до 600 стр. текста и, но заявлению автора, будет иметь около двух сот страниц приложения, знакомящего читателя с литературой эпохи: это приложение еще не выдано в свет в целом виде, оно лишь началось печатанием в Киевских Университетских Известиях, (где первоначально напечатана и «Греко-восточная церковь »). «История первых трех веков» имела, при своем кратком объеме, значение «руководства» к изучению церковной истории, «Греко-восточная же церковь » при своем широком объеме уже не имеет назначения быть «руководством», а есть обширный курс церковной истории, назначенный для более широкого употребления, чем школа, имеет в виду вообще образованную публику. Видно, что автор, чем дальше, тем больше втягивался в свою работу и с течением времени вышел из тех узких рамок, какие поставил себе в начале предприятия. Это изменение впрочем не составляет чего-либо такого, что нужно было бы поставить в вину автору: дело от этого не проиграло, а еще выиграло, по нашему мнению. Далее: прежний труд г. Терновского по его собственному заявлению был не самостоятелен. В основе его были положены два церковно-исторических немецких сочинения – Гизелера и Гагенбаха. Настоящий же труд самостоятельная работа автора. Он оставил в стороне прежних своих руководителей и пишет, правда не без пособий русских и иностранных (стр. 2, 3), но эти пособия и остаются просто пособиями, не препятствуя автору идти самостоятельным путем как в воззрениях и суждениях, так и в распределении материалов. Сам автор говорит, что в своем новом труде он шел «дорогами неготовыми». Это правда. Можно даже сказать, что и пособиями, указанными им самим, автор пользовался меньше, чем сколько можно предполагать. Он имел бы полное право некоторые из указанных им пособий совсем не указывать, так как он ими почти совсем не пользовался (мы разумеем наши собственные труды, касающиеся вселенских соборов, которые упомянуты в числе пособий автора, но которые не имели на его дело заметного влияния).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Митрополит Бориспольский Антоний: Вселенский Патриархат совершает много ошибок — и это причиняет нам боль 13 сентября 2018 г. 17:02 Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви опубликовал в переводе с греческого языка интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония греческому агентству церковных новостей «Ромфея», размешенное на сайте агентства 12 сентября 2018 года. Управляющий делами Украинской Православной Церкви рассказал, какие чувства вызвало решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Киев в лоне Украинской Православной Церкви, о последствиях, которые возникнут в результате возможного предоставления автокефалии раскольникам, и создании параллельной Церкви, а также о том, какие действия могли бы помочь избежать этих опасностей. — Какие чувства в лоне Вашей Церкви вызвало недавнее решение Вселенского Патриархата назначить двух экзархов в Украине? — Печаль и возмущение одновременно. Я надеюсь, Вы читали официальные заявления нашей Церкви. В лоне нашей Церкви верующий народ и духовенство волнуются, у них очень тяжелые предчувствия, неспокойно на сердце. Мы ожидаем худшего. Однажды, год или два назад, Вселенский Патриарх в приватном разговоре с одним иерархом нашей Церкви сказал: «Не беспокойтесь, Матерь-Церковь никогда не сделает больно своей дочери». И тогда мы были очень признательны Вселенскому Патриарху, когда услышали от него такие слова. Однако сейчас мы недоумеваем, по какой причине Патриарх поменял свое мнение и своими действиями ранит тело канонической Церкви в Украине. Обычно Патриарх говорит очень мало, но каждое коммюнике Патриархата вызывает целую бурю в украинских СМИ. В каждой статье, заявлении, комментарии обвиняется наша Церковь раскольниками, политиками и радикалами. Вы должны понимать, что на нашу Церковь оказывается большое давление, и Матерь-Церковь, вместо того, чтобы помочь защитить свою дочь, подливает масло в огонь — и своими заявлениями и действиями содействует врагам канонической Церкви. — Кажется, что Вселенский Патриархат решил предоставить автокефалию, очевидно надеясь, что таким образом может решиться проблема раскола. Ваше Высокопреосвященство, как Вы на это смотрите?

http://patriarchia.ru/db/text/5267933.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010