Декларация Временного правительства о полной амнистии по политическим делам, о предоставлении гражданских свобод, демократизации местного самоуправления и проч. Серия определений Св. синода о признании Временного правительства, в частности: «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» и «Об изменениях в церковном богослужении в связи с прекращением поминовения царствовавшего Дома» Установление Временным правительством текста «Присяги или клятвенного обещания на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий» Постановление Временного правительства об аресте Николая II и его семьи Арест императора Николая II и его семьи Объявление Св. синодом новой формы государственной присяги по духовному ведомству «для исполнения» Обнародование послания Св. синода «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» Введение формы торжественного обещания для членов Временного правительства Постановления правительства об отмене смертной казни и военно-полевых судов Постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» Похороны «жертв революции» в Петрограде Постановление Временного правительства «Об отмене ограничений в правах белого духовенства и монашествующих, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающих с себя духовный сан, а также лишённых сана по суду духовному» Апрель Роспуск Временным правительством практически всего дореволюционного (зимней сессии) состава Св. синода и назначение новых членов в высший орган церковной власти Заявление («нота») министра иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюкова о необходимости продолжения войны до победы Массовая антивоенная демонстрация в Петрограде Постановление Св. синода «О восстановлении в священном сане священнослужителей, лишённых сана за политические убеждения» Обращение Св. синода к Церкви «о восстановлении древнего принципа выборности епископата» Постановление Св. синода о подготовке Поместного собора РПЦ. Учреждение Предсоборного совета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 3 16.07.2018 896 Время на чтение 46 минут Часть 1 Часть 2 Не Царь отрекся от народа, народ отрекся от Царя, продолжавшего свое служение Богу и Отечеству. Март 1917 года. Царская Гефсимания «Кругом измена, трусость и обман» Из дневника Императора Николая II от 2 марта 1917 года «Болши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13) С помощью блокады заговорщиками Царь фактически был отрешен от власти уже к 2 марта 1917 года. К этому времени Петроград и Москва были в руках восставших бунтовщиков, уже был сформирован незаконный Временный комитет Государственной думы во главе с предателем Михаилом Родзянко, узурпировавший функции правительства, под его контроль стали переходить министерства. 1 Марта на заседаниях Временного комитета Госдумы был согласован персональный состав Временного правительства во главе с князем Георгием Львовым, падшим наследником Рюриковичей. В тот же день, 1 Марта, Временный комитет Госдумы в качестве Временного правительства признали послы союзников - стран Антанты (Англии, Франция) и посол Северо-Американских Соединенных Штатов. На протяжении второй половины дня 2 Марта произошло окончательное отрешение Государя Императора Николая II от власти и в Петрограде было провозглашено Временное правительство. Железнодорожное сообщение перешло полностью под контроль этого неблаговерного, мятежного и масонского Временного правительства. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, несмотря на предложение обер-прокурора Синода Николая Раева, отказался выступить против клятвопреступного бунта и попытаться вразумить народ, сохранив его верным Царю. Напротив, Синод вступил в контакт с Временным правительством и поддержал его. Верховные органы управления государством - Царское Правительство и Государственный совет - оказались лишенными полномочий, а их члены в большинстве своем были арестованы или скрывались в подполье. Правительственные газеты - единственные в то время официальные СМИ - перестали выходить. Святейший Правительственный Синод, большинство митрополитов, епископов отказались выступить в поддержку Православного Монарха.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/17/...

Часть I Часть II Круглый стол «Отречение Государя: правда или вымысел?» Фрагмент 9 Круглый стол «Отречение Государя: правда или вымысел?» Фрагмент 10 Круглый стол «Отречение Государя: правда или вымысел?» Фрагмент 11 Круглый стол «Отречение Государя: правда или вымысел?» Фрагмент 12 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 6. Ответ на 5., РЛА: Из всего видеоматериала здесь интересен только фрагмент 10.Трудно сейчас где-то найти/понять отношение Николая II к " февралистам " и " октябристам " . Вот это одно из документальных свидетельств того, что Николай, отрекаясь(!), возлагал надежды на Временное правительство и вместе с этим на борьбу с большевиками, как с самой опасной заразой.Есть, конечно, и другие красноречивые данные о желании Николая видеть у власти именно Временное правительство (например, " Прощальный приказ Николая II войскам " ), но православные их почему-то не принимают и называют фальшивкой.А вот к этому свидетельству ещё как-то относятся мирно. Наверное, из-за мало распространённости этой информации, православные ещё не опомнились, что сами пишут и говорят... Очень трезво. 5. Re: Круглый стол «Отречение Государя: правда или вымысел?» Часть III Из всего видеоматериала здесь интересен только фрагмент 10. Трудно сейчас где-то найти/понять отношение Николая II к " февралистам " и " октябристам " . Вот это одно из документальных свидетельств того, что Николай, отрекаясь(!), возлагал надежды на Временное правительство и вместе с этим на борьбу с большевиками, как с самой опасной заразой. Есть, конечно, и другие красноречивые данные о желании Николая видеть у власти именно Временное правительство (например, " Прощальный приказ Николая II войскам " ), но православные их почему-то не принимают и называют фальшивкой. А вот к этому свидетельству ещё как-то относятся мирно. Наверное, из-за мало распространённости этой информации, православные ещё не опомнились, что сами пишут и говорят...

http://ruskline.ru/rnl_tv/2017/dekabr/kr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Владимир Николаевич (2.04.1872, Москва - 20.09.1930, Томск), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества , отец архиеп. РПЦЗ Нафанаила (Львова) . Происходил из старинного тверского дворянского рода. Окончил частную гимназию Л. И. Поливанова в Москве и историко-филологический фак-т Московского ун-та, был вольнослушателем МДА (1898-1899). Имел намерение принять монашеский постриг, однако старец Гефсиманского скита ТСЛ прп. Варнава (Меркулов) отговорил его от этого и благословил на брак. Управлял имением жены в Бугурусланском у. Самарской губ. Избирался гласным Бугурусланского уездного и Самарского губ. земских собраний. В кон. 1905 г. участвовал в создании самарского отд-ния партии «Союз 17 октября». В 1907 г. стал членом Самарской губ. земской управы. Депутат III и IV Гос. думы в 1907-1917 гг. На протяжении всего этого периода занимал должность председателя думской Комиссии по делам правосл. Церкви, также был членом комиссий по вероисповедным вопросам, по старообрядческим делам и др. Входил во фракции: «Союз 17 октября» (до 1910), «Русскую национальную» и «независимых националистов» (с 1911). В 1912 г. возглавил думскую фракцию «Группа Центра». В своих политических взглядах прошел путь от правого консерватора до либерала. Критиковал ситуацию в управлении Российской Церковью, выступал за реформы церковного управления, за созыв Поместного Собора. Резко осуждал покровительство, оказываемое при имп. дворе Г. Е. Распутину. В 1915 г., как глава фракции «Группа Центра», вошел в состав Бюро (руководящего органа) Прогрессивного блока - оппозиционного объединения депутатов центристских и либеральных фракций, требовавших создания ответственного перед Думой правительства. Во время Февральской революции был избран 27 февр. 1917 г. членом Временного комитета Гос. думы, взявшим на себя власть в стране до организации 2 марта Временного правительства. 3 марта вошел в состав Временного правительства в качестве обер-прокурора Синода (см. Временное правительство и его вероисповедная политика ). 4 марта на заседании Синода объявил, что Церковь освобождается от прежней зависимости от гос-ва и получает полную свободу и самоуправление. Однако уже 7 марта Л. сообщил Синоду о сохранении Временным правительством всех полномочий, которыми ранее обладала имп. власть в церковных делах. При этом обер-прокурор заявил, что получил от правительства поручение по разработке и проведению в жизнь реформы Церкви. Требовал отстранения от церковного управления «сторонников реакции», принял меры к немедленному удалению из Синода с увольнением на покой старейших митрополитов - Петроградского Питирима (Окнова) и Московского свт. Макария (Невского) , а также Тобольского архиеп. Варнавы (Накропина) по обвинению в связях с Распутиным.

http://pravenc.ru/text/2110953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА 27 февр. 1917 г. состоялось последнее перед отречением св. мч. имп. Николая II Александровича заседание Святейшего Синода. Предложение составить воззвание к народу по поводу «событий момента» (начало Февральской революции 1917 г .) и в поддержку монархии было отклонено членами Синода во главе с Первоприсутствующим Киевским и Галицким митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) . 2 марта власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы. Временное правительство осознавало себя как власть принципиально вневероисповедную. 3 марта оно издало «Декларацию Временного правительства о его составе и задачах» (Сб. указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. Вып. 1. Отд. I. 5. С. 7-8), в к-рой провозгласило «полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным» и «отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений». Однако порядок гос. управления церковными делами формально остался прежним: в отношении правосл. Церкви он осуществлялся через обер-прокурора Святейшего Синода, в отношении всех остальных вероисповеданий - через Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. 3 марта Временное правительство назначило обер-прокурором Святейшего Синода В. Н. Львова (принадлежал к партии октябристов, член Государственной думы и председатель думской комиссии по церковным вопросам) и ввело его в свой состав на правах министра. 4 марта на заседании Синода он приказал вынести из зала заседаний царский трон и объявил об освобождении правосл. Церкви от былой зависимости от гос-ва и о ее праве самой определить форму церковного самоуправления. 6 марта Синод выпустил обращение об обнародовании в правосл. храмах актов 2 и 3 марта об отречении царя от престола и об образовании Временного правительства, а также о совершении молебствий «об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой державе Российской и Благоверному Временному правительству» (ЦВед. 1917. 9-15. С. 58). Епархиальному начальству рекомендовано было проводить съезды с принятием резолюций в поддержку новой гос. власти.

http://pravenc.ru/text/155432.html

Однако уже через несколько дней из « драгоценного сосуда» новая власть стала «расплескивать» не «капли», а целые потоки предательства… Сегодня известны детали, обычно находящиеся «за кадром». Среди них особый интерес вызывает «Запись первого заседания Временного правительства», состоявшегося 2 (!) марта 1917-го, т.е. еще до подписания Акта Михаила II от 3 марта (извлечение): « Министр-председатель возбудил вопрос о необходимости точно определить объем власти, которым должно пользоваться Временное правительство до установления Учредительным собранием формы правления и основных законов Российского государства, равным образом, как и о взаимоотношениях Временного правительства к Временному комитету Государственной думы. (…) Засим министр иностранных дел доложил, что Совет рабочих депутатов по вопросу о дальнейшей судьбе членов бывшей императорской фамилии высказался за необходимость выдворения их за пределы Российского государства, полагая эту меру необходимой как по соображениям политическим, так равно и небезопасности их дальнейшего пребывания в России. Временное правительство полагало, что распространить эту меру на всех членов семьи дома Романовых нет достаточных оснований, но что такая мера представляется совершенно необходимой и неотложной в отношении отказавшегося от престола бывшего императора Николая II , а также и по отношению к великому князю Михаилу Александровичу и их семьям. Что касается местопребывания этих лиц, то нет надобности настаивать на выдворении за пределы России, и при желании их оставаться в нашем государстве, необходимо лишь ограничить их местопребывание известными пределами, равным образом как ограничить и возможность свободного передвижения». Из этого документа становится понятным, откуда родился «проект отречения» Михаила Александровича, предложенный Н.В. Некрасовым – Министром путей сообщения Временного правительства и одновременно – Генеральным секретарем Верховного совета либеральной масонской ложи «Великий Восток Народов России» (ВВНР). На следующий день «некрасовский» текст был «доведен до ума» группой юристов в составе В.Д. Набокова, барона Б.Э. Нольде и В.В. Шульгина, предложен для подписания «загнанному в угол» Императору Михаилу II, и затем представлен, как его свободное и независимое волеизъявление…

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

сост. М.А. Бабкин VII. Тексты церковных (гражданской и ставленнических) присяг на верность службы России и временному правительству Я целиком стал на советскую платформу. В то же время я думаю, что Церковь должна быть аполитичной, и во всей своей деятельности я буду твердо стоять на этом. Патриарх Московский и всея России Тихон (Белавин) (Из интервью, данного сотруднику Российского телеграфного агентства 15 (28) июня 1923 г. Цит. по: Акты святейшего Тихона... С. 282). 689. Присяга на верность службы Российскому государству 984 для лиц христианских вероисповеданий 985 7 марта 1917 г. Клянусь честью 986 гражданина и обещаюсь пред Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею Народа при посредстве Учредительного Собрания. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества. Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг 987 гражданина пред Отечеством. Клянусь быть честным, добросовестным 988 гражданином и не нарушать своей клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь. ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 15об.16. Машинопись. Подлинник; РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1. Машинопись. Присяжной лист. Подлинник; Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. 14. Отдел офиц. С. 352353. Приложение I к 689 Форма всенародной присяги на верность подданства императору 7 октября 989 1894 г. Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN [Николаю Александровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99987.html 28 февраля 2013 Федор Гайда Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство? Источник:  Нескучный сад События февраля 1917 года по-прежнему остаются предметом ожесточенных споров. Сегодня некоторыми историками найден новый главный революционер и борец с самодержавием – Русская Церковь. Воззвание Синода о поддержке Временного правительства трактуется ими как одобрение происходившего тогда в стране. На чьей же стороне была Церковь в действительности? Убежденные монархисты и горячие республиканцы Накануне русской революции 1917 года политическое положение Церкви было нелегким. Либеральная оппозиция воспринимала ее придатком государственного аппарата, архиереев – " синодальной бюрократией " и " распутинцами " , требовала перестройки всего церковного здания на началах демократии. Часто случавшееся в дореволюционное время активное вовлечение Церкви в политику, например в думских избирательных кампаниях, лишь усугубляло положение, давало дополнительные поводы для критики. Февральская революция изначально имела антимонархический характер. Конечно, как и во всякой революции, большинство населения страны не принимало в ней активного участия. Революции совершаются в столицах. Но кто выступил наиболее активно? Петроградский гарнизон, набранный из вчерашних крестьян и пока не нюхавший пороху. Одетые в шинели мужики-крестьяне оказались распропагандированы оппозицией. Тыловые батальоны, а зачастую и перебившие своих офицеров солдатские толпы стекались к Таврическому дворцу – резиденции Государственной думы, потому что именно с ней ассоциировались антимонархические настроения. Главным желанием этих горе-солдат было скорейшее завершение войны, а с сохранением монархии это было несовместимо. Большинство думцев не были сторонниками республики, но ситуация в столице очень быстро выбила их из колеи. Появление в Таврическом дворце " Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов " создавало постоянную угрозу умеренным думцам, которые вынуждены были действовать под его контролем. Ко времени царского отречения председатель Государственной думы " убежденный монархист " Михаил Родзянко уже стал сторонником Учредительного собрания. Когда-то многочисленные монархисты-черносотенцы давно не играли активной роли, а некоторые в начале революции стали горячими республиканцами. Уже 2 марта 1917 года, в день отречения императора, в официальных заявлениях Временного комитета Государственной думы и Временного правительства говорилось о " низвержении старого государственного строя " . При обсуждении вопроса о принятии верховной власти великим князем Михаилом Александровичем 3 марта лишь два политических деятеля выступили за сохранение монархии – кадет Павел Милюков и октябрист Александр Гучков. Но ведь именно они были активными участниками, если не лидерами самой революции. Впрочем, она уже вышла из-под их контроля...

http://religare.ru/2_99987_1_21.html

Интервью с церковным историком, профессором Санкт-Петербургской духовной академии, протоиереем Георгием Митрофановым Интервью с церковным историком, профессором Санкт-Петербургской духовной академии, протоиереем Георгием Митрофановым, подготовлено порталом Благословение – Отец Георгий, среди малоизученных моментов русской истории, особенное место занимает ситуация, в которой наша страна оказалась 90 лет назад – между Февральской и Октябрьской революциями. И уж совсем мало кто знает, как Церковь в эти дни готовилась к проведению первого за три века Поместного Собора. Петербург, а тогда он уже назывался Петроградом, в те дни продолжал быть столицей – но Российская империя доживала последние месяцы. Что происходило тогда? – Подобно большинству подданных Российской империи, наше духовенство в дни февральской революции оказалось совершенно не готово к происходящим событиям. И все, происходившее в Петрограде, оставалось в первые дни по настоящему не понятым, не осмысленным. Конечно, для церковной иерархии столь же неожиданным было и отречение Государя от престола. Тем более, что в акте об отречении, Николай II никак не оговорил перспективу развития церковной жизни. Не было сказано столь ожидавшихся в Церкви слов о созыве Поместного Собора. Вывод из Манифеста об отречении был только один – судьба Церкви будет зависеть от дальнейшей политики нового императора великого князя Михаила Александровича. Впрочем, обнародованный через два дня манифест великого князя Михаила Александровича об условиях принятия высшей государственной власти также ничего не оговаривал относительно перспектив развития церковной жизни. Речь шла о том, что великий князь вступит на престол при условии, что учредительное собрание, созданное на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, выскажется за сохранение монархии. Сроки этого собрания не обозначались, а в период, который должен был предшествовать созыву учредительного собрания, вся власть в стране оказывалась в руках временного правительства – формально легитимного. И вот первый глава временного правительства князь Львов был назначен еще Государем Николаем Александровичем главой Российского правительства.

http://pravmir.ru/90-let-nazad-russkaya-...

Семья императора Николая II ЖМП 5 май 2018 /  16 июля 2018 г. 14:29 Много званых, мало избранных Духовники царственных страстотерпцев в последний год жизни августейшей семьи В эти дни Русская Православная Церковь молитвенно поминает 100 -летие со дня гибели царственных страстотерпцев. Более года после отречения император Николай II и его семья по решению Временного правительства , а потом правительства большевиков провели под арестом. Лучшим утешением для будущих страстотерпцев в это время, по их собственным словам, стала молитва. Кто были священники, которые духовно окормляли августейшую семью месяцы ее заточения, «Журналу Московской Патриархии» рассказал историк и краевед Уральского церковно-исторического общества Юрий Сухарев. ПДФ-версия В Царском селе 8 марта 1917 года Главнокомандующий войсками Петроградского военного округа генерал Л. Г. Корнилов объявил в Александровском дворце Царского Села императрице Александре Федоровне Романовой: она и вся царская семья по решению Временного правительства арестована. 9 марта в Царское Село приехал император Николай II, и семья воссоединилась. Во время царскосельского ареста императорской семьи службы в домовом храме дворца совершал протоиерей Афанасий Беляев, настоятель Феодоровского государева собора. Отец Афанасий не входил в штат Ведомства протопресвитера придворного духовенства и был приглашен во дворец в связи с тем, что протоиерей Александр Васильев, духовник императора и законоучитель его детей, не смог (или не захотел) поддержать узников. После заключения семьи под стражу он ни разу не совершил богослужения во дворце. Дочь отца Александра и отец Афанасий Беляев объясняют это болезнью отца Александра, а фрейлина императрицы Анна Вырубова — тем, что «о. Васильев побоялся служить во дворце, когда его вызывали Их Величества», «отвернулся, уехал в санаторий и отказал в духовной поддержке в такие минуты»(1). Отец Афанасий служил в домовой церкви Александровского дворца в выходные, в церковные праздники, по особым случаям (именины, благодарственный молебен за удачные военные операции на фронте и др.), в Страстную седмицу. Сохранились его записи о первом молебне, совершенном для царственных особ 2 марта 1917 года, когда из Знаменской церкви Царского Села была принесена чудотворная икона Божией Матери. «Начался молебен... Можно себе представить, в каком положении оказалась беспомощная царица, мать с пятью своими тяжко заболевшими детьми? Горячо, на коленях, со слезами просила земная царица помощи и заступления у Царицы Небесной»(2).

http://e-vestnik.ru/history/duhovniki_za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010