Враги Враги. Следствием грехопадения явилось появление в мире греха; нормальные отношения между людьми исчезли и вместо любви стал царить эгоизм. Под влиянием злобных чувств люди враждуют между собой, вредят друг другу и истребляют друг друга. Единственная норма, с которой должен подходить и оценивать врагов, это любовь к людям, и всепрощающая любовь даже и к В. Уже Моисеев закон запретил иудеям иметь злобу на сынов его народа, их всех братьями, повелевал ближнего, как самого себя, в и своего В. Христианство, основания иудейские видеть в людях братьев, учение об Боге, о происхождении всего от единой крови, о падении всех в лице прародителей, в то же время умножает любовь ко В.: Господь, искупив всех людей от греха и его следствий – проклятия и смерти, сделал их сынами Божиими по вере в Него. Злобные, враждующие люди – больные, – их лечить надо, надо за них, дабы Господь возвратил их на путь истинный. Мы во всем уподобляться Спасителю и непрестанно совершенствоваться, стремясь к Нему, и в своем поведении поступая так, как поступал Он. Врата Врата – ворота, при них происходили у древнихъ: народные собрания, суд и расправа, а также сюда стекалась военная сила ( ; ); врата адова – ад, царство сатанинское (Мтф. 16:18); врата смертные – смерть или царство смерти ( ); врата узкие – жизнь по закону Божию, сопровождаемая от мира ( ). Врата храма Врата храма. – Храм имеет 4 ворот или дверей: 1) врата царские, иначе или великие, находящиеся в средине иконостаса, так как через них Царь славы для напитания верных Своим Телом и Кровию, через них св. Дары; 2) врата северные – в ту часть алтаря, где находится жертвенник; 3) врата южные или ведут в ту часть алтаря, где прежде устроялся диаконник, отчего они наз. еще диаконскими; 4) красные или церковные врата, находятся на западной стороне храма против алтаря, вводящие в притвор и служащие для выходов из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

И оне одоше да купе. За то време, мудре у дворану, и врата се за затворише. Веома страшно звучи реченица: врата беху вас како Христос на месту Писма, у Богослова, како има Давидов, отвара и нико затворити, затвара и нико отворити (Отк 3, 7). Христос нам отворио врата вере: насити се, се, измени се, се, се! врата кроз се може у Царство су – врата Улази кроз човек, се, па затим и Христос нам отворио та врата. Нико их затворити док их Он не затвори. Но, када их Он затвори, нико их отворити. Испод не можеш поткопати, не можеш их разнети динамитом, за не Зато ми и Отвори ми двери Животодавче! Тако певати и током Великог поста, у дане се и речима: Отвори нам двери благословена Богородице – то отвори нам та врата, ако их Он затвори страшно. У причи се каже: беху Луде (глупе) са са лампама, и стадоше да у врата: Господе! Отвори Иза затворених врата чуше глас: На шта вас ово На гозбу на се веселе праведни и са су протерани грешни. Везане су им руке и ноге и избачени су ван, у таму где се плач и шкргут зуба. У причи се говори и да морамо кроз отворена врата, са лампама. Наравно, овде посебну улогу игра Чиме снабдети лампу како би светлела? Шта резерве Златоусти каже да то што вера дела кроз Апостол Павле каже исто. Као што сунце не може да не као што вода не може а да не влажи, тешко не може а да не пада, лагано не може да се не подиже у вис – тако вера не може да опстане ако испод нема Ако вера, онда она дела Не ли наша вера дела то нам вера мртва, чак и бесомучна. и зли дуси и дрхте, али се не вера бесплодна, вера бесовска, вера у Бога из себе ништа не Не дао нам Бог такву веру. С друге стране, права вера из себе дела.

http://pravoslavie.ru/107417.html

Мф.7:13,14 . Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его. В Остромировом Евангелии: Внидите узкими враты: яко пространа врата и широк путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящей ими. Коль узка врата и тесен путь вводяй в живот, и мало их есть, иже и обретают. Во 1) врата и путь в обоих случаях подлежащее вводяй в пагубу, вводяй в животъ определение в обоих случаях). Во 2) пространа, широк, узка, тесен – сказуемые, в греческом текст без члена: В греческом языке и врата, и путь – женского рода единственного числа: по форме может относиться и к вратам и к пути, но по месту и по смыслу ближе относится к пути. значит отвожу, увожу – это дело пути, а врата только вводят в славянском поэтому не точно стоит вводяй. Входящии по гречески: относится собственно к вратам; поэтому в Остромировом совершенно верно поставлено: ими; а в позднейших редакциях это неправильно отнесено к пути, ибо путь доводит только до ворот, а врата вводят. Во второй половине стиха верно поставлено: обретают его. Узкий и неторный путь вечной жизни, чуть-чуть виднеющийся среди широких распутий мира, трудно найти; но когда он найден, то он сам уже доведёт до ворот царствия небесного. Восклицательный оборот: коль узка врата в Остромировом Евангелии выразительнее, нежели яко. Одним словом это место в древнеславянском переводе выражено стройнее и картиннее, чем в новейших переделках. Предположительно-условная форма в церковнославянском языке составляется из прошедшей причастной формы и, в виде вспомогательного глагола, из прошедшей формы бых, второе и третье лицо – бы, множественное число: быхом, бысте, быша. Господи, аще не быхом имели святыя Твоя молитвенники, и благостыню Твою милующую нас: како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно ангели. Из великого повечерия. В греческом: Здесь следовательно святыя Твоя и благостыню Твою – первые винительные падежи при глаголе имели, а молитвенники, и милующую (вернее было бы милующу) – вторые винительные. Не быхом имели, смели быхом предположительно-условная форма первого лица множественного числа. По-русски можно так сказать: Господи, если бы мы не имели святых Твоих молитвенниками и благость Твою сострадающею нам; то как осмелились бы мы воспевать Тебя, Спасе, которого непрестанно благословляют ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ilmins...

Притвор – пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница Ризница – отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея Солея (лат. solum – ровное место, основание; пол) – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата Царские врата – двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей. Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух Воздух – большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир . Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица Дароносица – переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т. п.). Дарохранительница Дарохранительница – священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары . Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий Дикирий (греч. «двухсвечник») – подсвечник для двух свечей – принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Притвор — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей. Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т. п.). Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий (греч. «двухсвечник») — подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос (греч. «священный сосуд») — блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Вазнио се Господ наш од нас на небо да би нам отворио врата небеска и да бисмо ми без забрана улазили у небо. Праотац наш Адам затворио врата за сав род, учинио их непроходним за све земнородне, и херувим са пламеним стао код врата затворио Адам и пут ка животу, а отворио само отворе ка смрти и аду. А Господ наш учинио супротно: затворио отворе ка смрти и аду, и отворио прво рекао: данас бити са Мном у (Лк. 23:43), а потом свима, након Свог отворио само небо. Рекох да Господ наш затворио отворе ка смрти и аду, а отворио двери небеске. Што се тиче тога да су на небо била отворена врата небеска, у то ви, ваша, су приликом ангели су Му претходили говорили ангелским чиновима: Подигните врата, кнезови ваши, и уздигните се, врата вечна, и Цар славе (Пс. 23:9). Али што се тиче тога да су била затворени отвори ка аду и смрти, мени се чини да ви у то због тога као потврду тога навести из У Господ наш се ученику и рекао: Не се: сам Први и и Живи; и мртав и ево жив сам у и имам од смрти и од пакла. (Ап. 1:17-18). посебно ствар. Зашто Христос Господ не носи Сам живота и царства небеског, него их предао св. Петру: ти царства (Мт. 16:19); исти ти се и пакао и смрт, Он почео да носи Сам: Имам , - рекао Он, - од смрти и пакла ? Господ наш толико суров и немилосрдан, да да погуби него да га спасе, да отвара врата ада и смрти, него ли живота и царства? Али то се о не само не казати, него ни помислити, Он благоутробни и премилосрдни наш: добар, до милост (Пс. 117:2). Он да се сви спасу , смрти он не жели грешнику, говори: не желим смрти грешнику, него да се обрати он од пута зла и жив да буде 18:23). Зашто онда Господ не говори: Имам живота и царства небеског , него имам смрти и пакла ?

http://pravoslavie.ru/79454.html

Тот факт, что правило «Устава священнослужения» в отношении врат св. алтаря не попало в сам греческий формуляр Божественной литургии, а осталось в отдельной главе Евхология, должен был явиться препятствием для его исполнения. В середине патриарх Константинопольский Паисий I, отвечая на запрос нашего патриарха Никона , написал детальные правила как для святых врат, так и для завесы. Мы представим их чуть позже, а сейчас лишь скажем, что эти правила согласны с указанием в «Уставе священнослужения», за исключением того, что, по патриарху Паисию, врата должны закрываться с началом ектении об оглашенных, которая несколько отстоит от чтения Евангелия, на котором, как можно заключить из указания «Устава», алтарные врата отверсты, а потом затворяются. Правила патриарха Паисия, по всей вероятности, соблюдались и в греческой приходской практике, но в какой мере, неясно. Для имеется намного больше сведений. Учебники по литургике и толкования Божественной литургии второй половины неизменно приводят правила для врат и завесы св. алтаря 593 . Однако в них содержится разное число правил, а в некоторых случаях правила одной книги отличаются от правил другой. Однако, сводя воедино все соответствующие данные этих источников и сравнивая их одно с другим, можно сделать некоторые выводы о греческом приходском порядке открывания и закрывания врат и завесы в Но предварительно нелишне сделать два замечания, которые следуют из положения завесы за вратами. отверзается завеса, а потом врата. Это означает, что завеса может быть отверста и при закрытых царских вратах, но не наоборот, то есть, когда отверзаются врата, завеса должна быть уже убрана. затворяются врата, а затем завеса. Это означает, что, когда врата затворяются, завеса может оставаться убранной, но не наоборот, то есть когда задёргивается завеса, врата должны быть уже затворены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, практика Поместных Православных Церквей существенно разнится в данном пункте. Во многих приходских храмах Греческой Церкви царских врат вообще не существует, а завеса отдергивается перед началом литургии и остается открытой до конца службы. В Русской Церкви царские врата остаются открытыми в течение всей литургии при архиерейском служении, а также при иерейском служении в дни пасхальной седмицы (в последнем случае царские врата не закрываются даже во время причащения священнослужителей). Право служения с открытыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш» может быть дано наиболее заслуженным протоиереям или архимандритам. Иногда такое право дается конкретному храму (как правило, в кафедральных соборах литургия служится с отверстыми царскими вратами). Что же касается обычной иерейской литургии, то она начинается при закрытых царских вратах, но при отдернутой завесе. Царские врата открываются при начале пения Блаженств, для совершения малого входа, затем закрываются после чтения Евангелия и снова открываются в начале Херувимской песни, перед началом великого входа. По окончании Херувимской царские врата закрываются, завеса задергивается. На возгласе «Двери, двери» отдергивается завеса. В течение всего евхаристического канона царские врата остаются закрытыми, перед «Святая святым» задергивается завеса. Перед причащением мирян царские врата открываются, более они не закрываются до конца литургии. Обычай закрытия царских врат во время литургии достаточно древний (упоминания о нем встречаются в источниках начиная с XI в.). В XI веке появляется целая теория о том, почему миряне не должны видеть совершение Евхаристии. Никита Стифат объясняет это иерархической структурой Церкви: в алтаре должны находиться только священнослужители, пространство перед алтарем зарезервировано для монахов и низших иерархических чинов, а вдали от алтаря должны находиться миряне, которым непозволительно взирать на совершение Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» бывает каждение всего храма и народа. Вход Когда полагается на литургии чтение Евангелия, например в праздники, в 1 – 3 дни Страстной седмицы, то вход с Евангелием, в противном случае – вход с кадилом. Священник читает молитву входа – вечернего: «Вечер, заутра и полудни...» «Свете тихий», прокимен дня триодный. Царские врата затворяются, и чтец читает паремию от Бытия среди церкви пред амвоном. По паремии опять прокимен триодный, и царские врата отверзаются, по окончании прокимна диакон возглашает: «Повелите» (если служит один священник без диакона, то он не произносит этого возгласа). Священник, взявши обеими руками кадильницу и свещник со свечей, стоит пред св. трапезой, обратившись к востоку, и изображает крест со словами: «Премудрость, прости»; потом, обратившись на запад, к народу, возглашает: «Свет Христов просвещает всех» 97 . Молящиеся в это время обыкновенно повергаются на колени и преклоняют главы к земле. Чтец: «Притчей чтение», священник: «Вонмем», и затворяются врата. После паремии чтец среди церкви поет: «Да исправится молитва моя...» Во время пения сего царские врата отверзаются; народ и клир становятся на колени, а священник, стоя пред св. престолом, кадит. Священник после пения «Не уклони сердце...» идет к жертвеннику; за ним, встав с колен, следует и диакон; пред жертвенником священник кадит трижды и, отдав кадило диакону, возвращается к престолу и становится пред ним на колени при пении «Да исправится...» (в последний раз); встает, когда поют «Воздеяние руку моею...»; диакон же остается пред жертвенником и кадит, стоя пред ним, до конца пения «Да исправится...» По пропетии в последний раз «Да исправится...» произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Когда положено чтение Апостола или Евангелия или же одного только Евангелия, то после поклонов следуют эти чтения. Они сопровождаются теми же молитвословиями и священнодействиями, которые положены на полной литургии (пред чтениями малой ектении не положено). Затворяются царские врата (хотя в большинстве приходов принято закрывать царские врата после заупокойной ектении, если она, конечно, произносится). Далее порядок литургии до «Ныне силы небесныя...» такой же, как и на полной литургии. Исключения составляет произнесение, начиная от среды Крестопоклонной седмицы, после возгласа «Да и тии...» особой ектении и молитвы (тайно читаемой) о готовящихся к просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Но и те из православных христиан, которые не придают никакого значения силам самого человека и потому все надежды на спасение свое возлагают лишь на милосердие Божие, – тоже заблуждаются. И те и другие заблуждаются потому, что совсем не обращают внимания на одно из основных положений в учении Христа: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; всякий усилием входит в него ( ; ). Конечно, Царство небесное берется не грубою силою, не так, как берутся, завоевываются царства земные. Царство Небесное дается, врата его открываются только тому, кто употребляет усилия над самим собою, чтобы сделаться достойным его; и, наоборот, врата Царства Небесного закроются перед теми людьми, которые надеялись только на свою веру да на милость Божию, а сами и не думали о самоисправлении, о борьбе с своими страстями и пороками. Пред такими людьми врата Царства Небесного закроются, как говорил Господь; и услышат они голос Его: Истинно говорю Вам: не знаю вас! Уйдите от Меня! Мысль эта выражена Христом настолько ясно, что всякие недоумения по этому поводу прямо-таки непростительны. И эту мысль Господь не раз высказывал Своим ученикам и слушателям; и нередко Он облекал ее в форму притчей. Широки врата, сказал Он, и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; но вы входите тесными вратами; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь (то есть в Царство Небесное), и немногие находят их ( ). Несколько позже, подтверждая ту же мысль притчею, Господь сказал: Подвизайтесь (то есть старайтесь, употребляйте усилия) войти (в Царство Небесное) сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Многие пожелают войти в него, когда уже поздно будет думать об этом; и станут они стучать в двери и молить, чтобы им отворили их; но двери Царства Небесного не отворятся пред такими беспечными людьми; и услышат они страшные слова: Отойдите от Меня! не знаю вас, откуда вы! И станут стоящие у дверей ссылаться на свою веру в Господа, на знакомство с Его учением, с значением Его искупительной жертвы; но все это будет тщетно: они в жизни своей не подвизались, не употребляли усилий над собою, чтобы стать достойными Царства Небесного; они на деле ни в чем не проявили свою веру; они ограничивались лишь исповеданием своей веры, да надеждой на милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010