Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.  Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв. 7 , где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников. 1 В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее. 2 Либо во все подготовительные воскресенья перед Великим постом, начиная с Недели о мытаре и фарисее. 3 В некоторых местах принято сначала читать молитвы на начало поста (см. ниже), а только затем испрашивать у всех прощение. 4 Более полный вариант ответа: «Бог да простит тя, честный отче. Прости и нас, отче святый, и благослови, елика согрешихом во вся дни живота нашего, и в сей день и час без числа согрешихом душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским, в мыслех нечистых, в забытии ума и во осуждении. Согрешихом сердцем и всеми чувствы, слухом, видом, волею и неволею, и несть того греха, егоже не сотворихом, но о всех каемся, прости ны, отче святый, и благослови, и помолися о нас грешных».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

3-я часть: к аноны по Уставу (т.е. канон Богородице и святого, перенесенного с периода от Лазаревой субботы до Антипасхи). По Трисвятом: кондак святым, «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни (см. выше). Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной. По «Бог Господь…» (поется «Бог Господь…» вместо «Аллилуиа»): тропарь мучеников дважды, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Кафисмы 3 по Уставу. П о 1-й и по 2-й кафисме – нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению (возглас – «Яко Твоя держава…») и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей (схема этой части утрени от полиелея до канона – такая же, как на обычной полиелейной утрене). Канон: а) в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия – «Отверзу уста моя…». б) в тех песнях, где есть трипеснец: каноны святых со ирмосом на 6 и Триоди на 8 (+ добавочный тропарь Триоди, который в счет «на 8» не входит). Катавасия – Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди (ирмос – 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия – 2-го трипесца). Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сей убо Пророк (1) будущее ясно предсказал ( Мф.24:4–5 ). (2) закон истолковал и от человеческих преданий очистил ( Мф.5:20 ). (3) грехи Фарисейские и всех человек прямо обличил ( Мф.11:21, 12:34 ). (4) пророчества истолковал, как например ( Мф.22:43 ). Псалом изложил и пр. (5) Евангельское учение узаконил и предал: «покайтеся, приближися бо царствие небесное» ( Мф.4:17 ). (6) различными и великими чудесами учения истину и свою особу подтвердил: «дела, яже аз творю, свидетельствуют о мне, яко Отец посла мя» ( Ин.5:36 ). И по сему-то нарицается Пастырь, свет языков, Ангел завета, Посланник мира, Благовестник, Законодатель. Во-вторых: чтоб определять и сохранять служение Евангелия, показывать и посылать Пророков, Апостолов и учителей и других служителей церковных; подавать им дар учительства, и наделять дарами к сему званию потребными: ( Еф.4:11 ; Лк.21:15 ; 1Пет.1:2 ), к тому ж устроять тайны, которые бы чрез служителей Его достойно отправлялись, ( 1Тим.5:22 ). В-третьих: чрез служение своих служителей быть действительно в сердцах слушателей, внутрь учить, просвещать мысли, делать сердца способными ко уверованию и повиновению Евангелию ( Мф.3:2 ). ( Лк.24:45 ): «Тогда отверзе им ум разумети писания». ( Деян.16:14 ): «Бог отверзе сердце ...Лидии» и пр. ( Деян.14:3 ). Кратко: части должности пророческой Христовой суть три. (1) Открыть волю Отца. (2) Определять служение. (3) Внутренно учить и действовать чрез своих служителей. И сии три от зачатия церкви Христос исполнил, и даже до скончания мира исполнять будет по своей власти, силе и действительности. Отсюда видно, какое разнствие есть между Христом Пророком, и другими Пророками. Прочие все Пророки люди простые, а сей Пророк Господь: те чрез него пророчествовали; сей чрез себя: Христу проповедующему веруем ради Его самого; а другим, понеже Христос говорит в них. Вопросишь. В чем состоит звание Христово священническое? Отвечаю. Священник есть лицо от Бога учрежденное для приношения жертв, для умилостивления Бога за грехи ( Евр.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Если не трудно, вспомните моих больных и Антонину. Это моя начальница, кот[орая] в очень тяжелом душевном и физическом состоянии. И что-ниб[удь] ей советовать очень мудрено в силу ее характера. Привет Шуре 581 . Спасибо за все. Благословите. Простите за все. Ваша Т[атьяна] К[аменева]. Д. 30. Л. 85–86 об. Подлинник. Автограф. 2. 16 февраля 1959 г. 16.II.59 г. Дорогой Владыко! Помолитесь о нас. Очень страшно жить без нашего батюшки 582 , и как-то не верится, что мы расстались совсем. Мое последнее посещение его накануне Крещения было таким светлым, таким радостным, что целую неделю потом было ощущение, как будто я после причастия, хотя я давно не причащалась. Так уже за жизнь устали мы от разлук всякого рода, что тяжело снова привыкать к одиночеству. Простите за такие слова. Я как-то не ожидала этого, и теперь все кажется, что все было во сне. Жаль очень Нинку – Владимировну 583 . Пока снарядили к ней одну преданную батюшке душу, м[ожет] б[ыть], пригреет заботой. На днях будет 2 года, как умерла ее сестра, и вот уже и всей «семьи» нет. Как бывало хорошо у них втроем! Посылаю Вам просимое. Простите за выполнение. Ан[на] Ив[ановна] 584 добавит еще на словах. Алеша вчера прислал мне поздравление и пожелание успехов «в труде и учебе». Забавно в мои 50 лет. Но я рада, что жив, да еще вспомнил день. Что он не погиб на севере, я приписываю только св[ятителю] Николаю и молитвам батюшки о. Иеракса. Он его всегда помнил. Столько я видела добра от него и ничего-то ему не сделала хорошего. Простите меня. Наташа – сестра – бранит, что я много тоскую, и она права, но ведь «кому много прощается, тот больше любит». Жаль, что Вы не видели его выражения, пока он лежал еще дома. Я его хорошо знаю 30 лет, но такого чудного, вернее прекрасного, лица никогда не видела. Простите, и не забывайте нас. Благословите. Ваша Т[атьяна] К[аменева]. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. 579 «Ныне силы небесные... служат» – из песнопения на литургии Преждеосвященных Даров, ко­торая служится в будние дни Великого поста. 580 «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя», стихи из 140-го псалма Давида, поемые на литургии Преждеосвященных Даров. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Павел же проповедует о престоле благодати, посылая нас к оному, да приимем, говорит, милость, обрящем благодать Божию, помоществующую нам в потребное и подобающее время, то есть, во время настоящей жизни. Два убо суть престола, престол суда, и престол благодати, один имеющий быть во дни суда, а другой, который есть во днех настоящей жизни нашей. Почему, ежели ты доколе живешь, будешь приходить чрез покаяние к престолу благодати, то получишь милость, то есть прощение грехов твоих, и обрящешь благодать, в потребное время помоществующую тебе к соделованию добрых дел: а ежели не будешь приходить к престолу благодати, то придешь к престолу суда, где Бог « тогда воздаст комуждо по деяниям его » ( Мф.16:27 ). Посему преблаженный Апостол, поставляя и себя в числе приходящих к престолу благодати, говорит не увещательно, но повелительно, « да приступаем », вместо сего, да приходим ныне доколе живем, к престолу благодати, чтобы получить милость и помощь. С дерзновением же, сказал, поелику веруем, что Богочеловек Иисус « есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас » ( Рим.8:34 ), то есть, ходатайствует яко Архиерей о нашем спасении. А после сего, дабы еще более ободрить всех, показывает отличительные признаки Архиерея. Евр.5:1 . Всяк бо Первосвященник, от человек приемлем, за человеки поставляется на службы, яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех. Описывает характеры Первосвященника по закону. Всяк Первосвященник, говорит, от человек приемлется, сиречь, не есть Ангел, но един от человеков, как и прочие люди: вот первый характер! Поставляется же, то есть, определяется Архиерей, да приносит Богу дары и жертвы о гресех: сие есть второй характер, ходатайство то есть о прощении грехов. Евр.5:2–3 . Спострадати могий невежествующим и заблуждающим: понеже и той немощию обложен есть. И сего ради должен есть, якоже о людях, такожде и о себе приносити за грехи. Сие означает, что Архиерею подобает иметь снисхождение и сострадание, поелику и сам он обносит немощь, то есть, бессилие естества, от коего происходит грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Любовь к ближнему определяется мерой любви каждого человека к самому себе:      якоже      хощете      да      творят вам человецы, и вы творите им такожде. ( Лк. 6:31 ), сказал Спаситель. Но Бог и на земле ( Еф. 3:15 .), для явления нашего в мир сей даровав нам родителей, насаждает в их сердце самую попечительную о нас любовь, особенно в младенческом нашем бессилии, и посему заповедал: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх. 20:12 ). Итак, первый долг всякого человека в общежитии почитать своих родителей, повиноваться им ( Еф. 6 ), питать и покоить их во время старости (Товиг. 4:3,4. Притч. 23, 22 ), по кончине же их молиться о спасении душ их. А как Государство, коего законы защищают нашу безопасность, есть как бы одно великое семейство, которого Отец есть Государь, пекущийся о благосостоянии всех и каждого: то любовь наша к Царю и Отечеству должна простираться до готовности положить за них жизнь свою ( Ин. 15:13 ). Кроме сего, место родителей заступают для нас Пастыри и Учители духовные; потому что они учением и таинствами рождают и воспитывают нас для жизни вечной ( Евр. 13:17 ), и потому также достойны нашего почтения, равно как и все начальствующие господа, воспитатели, наставники, благотворители и старшие возрастом ( Рим. 13:1, 2 . 1Пет. 2:13, 14, 17 . 1Тим. 5:1, 2 ). Посему Бог повелевает нам покоряться всякой власти ( Рим. 13:1, 2 ), отдавать всякому что должно: емуже дань, дань; емуже страх, страх; емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Раби, говорит божественный Апостол, послушайте господий no плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, не пред очима точию работающе, якоже человекоугоднницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души ( Еф. 6:5, 6 ); раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам не токмо благим и кротким, но и строптивым ( 1Пет. 2:18 ). Повелевая нам поступать таким образом, слово Божие предает проклятью всякого не почитающего своих родителей ( Втор. 27:16 ), признает достойным смерти всякого мятежника, неповинующегося властям ( Втор. 17:42 . Числ. 16 ), всякого строптивого своевольника ( Втор. 21:17. 21 ), и осуждает всякого не покоряющегося здравому учению Пастырей Церкви ( Евр. 13:17 ). Но, с другой стороны, тоже слово Божие заповедует отцам не огорчать детей своих ( Еф. 5:4 ), пастырям Церкви – быть бескорыстными ( 1Пет. 5:2,3 ); от господ требует доставлять рабам и слугам все должное им и справедливое, помня, что над всеми есть Господь и праведный Судья на небеси ( Кол. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Потреба есть ведати, яко аще случится Благовещение в которую субботу поста. Чтутся чтения прежде дне и по сих праздника 5: 1. Вниде Моисей: 2. Господь созда мя: 3. Изыде Иаков: 4. Будет от дне осмаго: 5. Премудрость созда себе дом: Подобне чтутся чтений праздника 5, аще Благовещение случится и в неделю. Аще ли есть пост, чтутся вечер, три преждеписанныя и на Литургии две сия. Исхода чтение (глава 3): Вниде Моисей в гору Божию Хорив,/явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины,/и виде, яко купина горяше огнем/и купина не сгараше./Рече же Моисей:/прешед, узрю видение великое сие,/что яко не сгарает купина?/Якоже виде Господь, яко приступает видети,/призва его Господь, из купины глаголя:/Моисее, Моисее./Он же рече: что есть?/И рече: не приближися семо./Иззуй сапог от ногу твоею:/место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть./И рече ему:/Аз есмь Бог отца твоего,/Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль./Отврати же Моисей лице свое,/стыдяше бо ся зрети пред Богом./Рече же Господь к Моисею:/видя, видех озлобление людей Моих, иже во Египте,/и вопль их услышах от насильствующих в делех./Вем бо болезнь их,/и снидох, еже изъяти их от руки египтян,/и извести их от земли оныя,/и ввести их в землю благу и многу,/в землю, точащу мед и млеко. Притчей чтение (глава 8): Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя./Прежде век основа мя/в начале, прежде, неже землю сотворити,/и прежде, неже бездны соделати,/прежде, неже произыти источником вод,/прежде, неже горам водрузитися,/прежде же всех холмов раждает мя./Господь сотвори страны, и пустыни,/и концы, населены под Небесем./Егда готовяше небо, с Ним бех,/и егда отлучаше Себе престол на ветрех,/егда крепки творяше вышния облаки/и яко тверды полагаше источники поднебесныя./Внегда полагати морю предел его,/и воды не мимо идут уст Его,/и крепки творяше основания земли,/бех при Нем устрояя подобна./Аз бех, о нейже радовашеся:/по вся же дни веселяхся пред лицем Его на всяко время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Тихон, употребляя сподручные средства к образованию духовенства, в то же время не мог равнодушно смотреть на невежество и грубость нравов в разнородных жителях области Воронежской и немало говорил проповедей и бесед. Люди простосердечные, сознававшие свои слабости и кающиеся, принимали к сердцу слова святителя и исполняли его увещания и просьбы. Такое уважение, напр., оказал народ к святителю, оставив по его внушению не христианское препровождение сырной недели или масленицы. Всем известно, как у нас на Руси проводят масленицу; но не всем, вероятно, известно, что в эту-то, в разгул проводимую, неделю и должны приготовиться люди, через особенное воздержание, к святым дням первой недели великого поста. Святитель нередко беседовал с гражданами воронежскими о масленице и безобразиях, совершаемых на ней. Наконец решился он обратиться ко всему народу в соборном храме с проповедью против масленичных праздников. «Сами вы слышали и знаете хорошо и бесспорно признаете, что масленицу ожидают как какого-нибудь праздника – говорил он. К празднованию её приготовляются заранее: варят пиво, мед, готовить закуску и вино, приготовляют хорошее кушанье, блины; зовут друг друга в гости... Собралась компания; следует опоражнивание бутылок, стаканы и рюмки никогда не иссыхают; бывают при этом поздравления, а за поздравлениями следует бесчувствие. Но зло не держится между стенами, не скрывается в одних домах, но выходит наружу: является на улицах, площадях, по дорогам, и бывает от того зло сугубое – зло от соблазнов!.. Тут разносятся клики и песни; в другом месте идут кулачные бои, а где и драки, брани, сквернословия. Страх и трепет приводят меня в содрогание, когда пред взорами моими представляю себе праведный и страшный Суд Божий». 2 Такое скорбное слово святителя подействовало на слушателей, и во все время его управления епархией масленица проводилась благоприлично, как следует по закону церковному. Достопамятным плодом проповеднической и пастырской деятельности св. Тихона в Воронеже было прекращение языческого праздника в честь Ярила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

[послание по результатам Богословской комисси по вопросу об ИНН ] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) [сборник] Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова, 25 января (7 февраля) 1993 года [проповедь] Слово в Неделю о Страшном Суде. Есть ли адские муки? Париж 1932 года 8 (21) февраля 1993 года [проповедь] Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, 28 февраля (13 марта) 1994 года [проповедь] Краткое приветствие в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, 2 (15) марта 1992 года [проповедь] Слово в Неделю 3-ю Великого поста - " Приидите вернии животворящему древу поклонимся " . 13 (26) марта 1995 года [проповедь] Слово в Неделю 4-ю Великого поста о преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, 23 марта (5 апреля) 1992 года [проповедь] Преподобный Иустин (Попович) Проповедь в день усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна проповедь Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами... Арзуманов Димитрий, священник Страстные дни [статья] Троица Единосущная и Нераздельная [проповедь, 03 июня 2001 г.] Феофан Затворник, святитель Слово в Великую Среду Страстной Седмицы. [проповедь, 31-го марта 1865 г.] Илия Минятий, святитель Похвальное слово на Рождество Богородицы слово Похвальное слово в честь Богородицы (на дни успенского поста) слово Слово о смерти в первую неделю Поста слово Слово о зависти во вторую неделю Поста слово Фаддей (Успенский), святитель Слово на Рождество Пресвятой Богородицы проповедь, 1928 г.

http://zavet.ru/t05nast.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010