В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт. Григория, еп. Армении (небесного покровителя кн. Г. А. Потёмкина , владевшего обширными имениями близ мон-ря и ок. 1790 пожертвовавшего в обитель частицу мощей свт. Николая), и свт. Алексия, митр. Московского. В 1798 г. с запада к храму пристроили трехъярусную колокольню в стиле классицизма. При настоятеле архим. Анастасии (Щепетильникове; 1810-1824) в Б. м. велось активное каменное строительство: в 1809-1814 гг. над св. вратами была построена одноглавая Успенская ц., в 1813-1816 гг. увеличен корпус настоятельских и братских келий, по концам к-рого возвели 2 трехэтажные башни; в 1819-1821 гг. выстроена одноглавая бесстолпная ц. свт. Иоанна Златоуста (т. н. больничная, возведенная при здании епархиальной больницы, переведенной в мон-рь в 1817); в 1817-1823 гг. возведен пятиглавый четырехстолпный Никольский храм. В 20-х гг. XIX в. численность братии достигла 70 чел. В 1830 г. в мон-ре поселился вышедший на покой Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов), впосл. погребенный в монастырской ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1849 г. по указу имп. Николая I обители выделили 150 дес. леса в Буйском у. Особый период в жизни Б. м. связан с именем свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского и Черноморского. Святитель впервые посетил мон-рь в 1847 г. и провел здесь год. Выйдя на покой, еп. Игнатий ходатайствовал перед имп. Александром II о предоставлении ему Б. м. в управление. Ходатайство это было удовлетворено, и 13 окт. 1861 г. свт. Игнатий приехал в мон-рь. В июне 1862 г. в Б. м. на правах богомольца поселился его родной брат П. А. Брянчанинов, бывш. ставропольский губернатор. Благодаря свт. Игнатию в 60-х гг. в жизни обители произошли крупные перемены. С 1865 г. чудотворный образ свт. Николая стали ежегодно привозить в Кострому и Ярославль, где он находился по 3-4 недели. На берегу Волги была устроена пристань с часовней, у к-рой останавливались пароходы. При свт. Игнатии существенно увеличилось число паломников, приходивших в мон-рь. 14 авг. 1866 г. обитель посетил вел. кн. Александр Александрович (буд. имп. Александр III ), беседовавший со свт. Игнатием. В мон-ре святитель написал неск. богословских сочинений, вел обширную переписку, лечил местных крестьян. Еп. Игнатий был погребен в ц. свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/77282.html

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым , Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским мон-рями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. 438), в к-рой имеется авторская запись: «Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах» (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) ( Смирнова Э. С. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева мон-ря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93). В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - в Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - в Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной). Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8-скатное пощипцовое покрытие, к-рое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Смешение житий двух ликийских святых с именем Николай произошло, предположительно, в первой половине X века, когда некоторыми анонимными авторами было предпринято дополнение жизнеописания свт. Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Знаменитый византийский писатель второй половины X века, автор нескольких сотен житий святых Симеон Метафраст при составлении жития свт. Николая Мирликийского воспользовался одним из хранившихся в Константинополе списков «смешанного жития», текст которого оказался наиболее полным и содержал повествование о крещении, родителях, паломничестве и другие сведения из жития Николая Пинарского. Высокие литературные достоинства текста блаженного Метафраста сделали его версию жития свт. Николая Мирликийского самой популярной и авторитетной, тем самым на десять столетий «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев. Впервые из текста жития свт. Николая, архиепископа Мирликийского были убраны все факты из жизни другого ликийского свт. Николая Пинарского только в начале XXI века, в новейшей биографии, составленной по благословению Патриарха Алексия II Александром Бугаевским и архим. Владимир Зориным (Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. М., 2001). Заимствованием из жизнеописания Николая Пинарского ученые признают, например, имена родителей святого – Епифания и Нонны, описание крещения младенца, простоявшего два часа в купели, сказание о том, что дядя святого, архимандрит Николай, начал строительство храма во имя Святого Сиона, а племянник его окончил и по посвящении в сан пресвитера создал при этом храме монастырь, чудо укрощения бури во время путешествия в Иерусалим и воскрешения упавшего с мачты юноши по имени Аммоний, и другое. Достоверными же сведениями, по мнению большинства исследователей, является то, что родился свт. Николай (по-гречески его имя звучало как «Николаос» (Νικλαος)) в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (совр. Анталия, Турция). В этой провинции существовала крепкая христианская община, несмотря на то, что большей частью по своей культуре и внешнему облику регион был эллинистическим, а значит, языческим. Согласно житийной литературе, дошедшей до нас в разных списках латинского, сербского и греческого происхождения, одним из занятий семьи будущего святого было управление рыболовецким флотом, и после смерти своих родителей свт. Николай унаследовал хорошее состояние, которое отдал на нужды благотворительности. На какие средства существовал сам свт. Николай, не установлено, но зная то, что он служил при храме, носил очень простую рясу и был великим постником, можно предположить, насколько в малом он нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т. о., наиболее вероятным временем возникновения обители является XVI в. Свое название пустынь получила от р. Одрины, притока р. Песочни, на берегу к-рой находилась ц. свт. Николая Чудотворца (Краткое описание. 1895. С. 3). Пустынь точно существовала в 1602 г., что следует из указа 1782 г. межевой конторы Курского наместничества карачевскому уездному землемеру подпоручику А. Бурнашёву, к-рому предписывалось «исполнить следующее: «Одринской пустыни, которая на плане под 1, поелику споров от нея никуда производимо не было, к тому же она по писцовым книгам 1626 и 1627 и дозорным 1654 годов, писана и приурочена к речкам: Одрине, Песочни, от устья речки Ямской вверх Песочни по обоим берегам до верху и на обе стороны с упалыми реками до верховья речки Почаевки,- по силе конторской инструкции 4-й гл. 1 и 2 пункт утвердить межу по бывшему до 1602 года владению» ( Красовский. 1872. С. 4-5). Согласно Дозорной книге Карачевского у. 1614 г., ц. свт. Николая Чудотворца была к моменту ее составления приходской (Дозорная книга. 2004. С. 243). Г. И. Холмогоров отметил упоминания храма в 1628 г. («Великаго чудотворца Николы в селе Одрине положено дани 6 алтын с деньгою десятил. и заезду 2 алтына») и в 1693 г. («201 г. у сей церкви 2 двора поповых, двор дьячка, 18 помещичьих, 27 крестьянских, всего 48 дворов, церковной земли 20 чети сена 30 копен») ( Холмогоров. 2010. С. 351). Кон. XVII в.- 1924 г. В 90-х гг. XVII в. дворяне Карачевского у. вынашивали идею о возрождении монастыря. Одним из главных фундаторов выступал думный дворянин С. П. Неплюев, движимый благодарностью за исцеление сына Георгия в 1676/77 г. В 1697 г., еще до офиц. восстановления обители, упоминается ее строитель старец Маркелл ( Красовский. 1872. С. 6), у к-рого возникла тяжба со священниками приходской ц. свт. Николая Чудотворца с. Одрина. Мон-рь был восстановлен решением патриарха Московского и всея Руси Адриана от 21 апр. 1699 г. ( Холмогоров. 2010. С. 351-352), тогда же, по всей видимости, было получено разрешение патриарха на строительство в обители храмов. Расцвет О. Н. м. в нач. XVIII в. связан с именем строителя (впосл. игумен) Варнавы (22 окт. 1705 - 24 сент. 1720), переведенного в обитель из Свенского Успенского монастыря. После освящения в О. Н. м. в 1710 г. соборной ц. во имя свт. Николая Чудотворца туда из одноименной приходской деревянной церкви (разобрана в 1760; см.: Красовский. 1872. С. 10. Примеч. 2, 3) был перенесен явленный образ свт. Николая. 24 сент. 1720 г. обитель была разорена разбойниками, при этом в результате пытки огнем погиб игум. Варнава.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Индинком, а также отдельными организациями и в виде пожертвований жителями города. Архитектурный проект часовни выполнил П.А. Чернобровцев, а роспись часовни произвел его отец художник-монументалист А.С. Чернобровцев. К празднованию 100-летия города Новосибирска, в 1993 году, Никольская часовня была возведена и освящена. 23-24 мая 2002 г. в Новосибирске состоялось общероссийское празднование Дня славянской письменности и культуры. 24 мая по окончании Божественной литургии состоялся традиционный крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к собору св. блгв. кн. Александра Невского. У Никольской часовни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил празднества, отслужил молебен свв. равноаппостольным Кириллу и Мефодию и свт. Николаю Чудотворцу. Затем Его Святейшество официально открыл праздник. В дар часовне Святейший Патриарх передал икону свт. Николая Чудотворца с памятной надписью: «В благословение часовне святителя и Чудотворца Николая г. Новосибирска, в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности. 24.5.2002. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси». 21 мая 2003 г. наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя города свят. Николая, Чудотворца. В аэропорту великую святыню торжественно встретил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон с новосибирским духовенством. Частица святых мощей была помещена в икону свт. Николая, дарованную в 2002 году городу Святейшим Патриархом Алексием II. 25 мая 2003 г. икона свт. Николая с частицей мощей была торжественно перенесена крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в Никольскую часовню на Красном проспекте. Перед часовней был отслужен молебен, после которого архимандрит Алексий огласил Послание Святейшего Патриарха к новосибирцам. 20.07.1914 на Николаевском (ныне Красном) пр. состоялся торжественный молебен и закладка часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая. Часовня сооружалась на пожертвования верующих.

http://sobory.ru/article/?object=00494

По его сведениям, икона была обновлена в 1751 г. на средства Зазы Панаскертели-Цицишвили и его супруги Туты ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 217). Упоминания о К. как о действующем мон-ре в документах и трудах историков XIX - нач. XX в. отсутствуют. Однако известно, что в 1849 г. кнг. Тинатин Георгиевна Цицианова (Цицишвили) пожертвовала «в Кинцвиси» икону свт. Николая. Очевидно, имеется в виду ц. во имя свт. Николая, к-рая в XIX в. была открыта. В 20-х гг. XX в. Г. Бочоридзе перенес в Тифлис отдельные фрагменты этой иконы, сильно поврежденной (местонахождение неизв.) ( Бочоридзе. 2011. С. 266). На протяжении XX в. К. неск. раз реставрировался. В основном обновляли кровли церквей свт. Николая, Пресв. Богородицы и вмч. Георгия; также была произведена консервация уцелевшей части ц. Пресв. Богородицы. В 1964-1966 гг. фрески храма свт. Николая были расчищены и укреплены реставраторами Ш. Абрамишвили и К. Н. Бакурадзе. В мае 1997 г. монастырская жизнь в К. была восстановлена. Сначала К. действовал как жен. мон-рь, с 2001 г.- как мужской. В 2001 г. Международный центр искусств закончил консервацию и основные реставрационные работы в ц. свт. Николая. В 2003 г. работы по сохранению уцелевших фрагментов стенной росписи были произведены в ц. Пресв. Богородицы. В кон. XX - нач. XXI в. на территории монастыря было построено неск. зданий, в т. ч. келейный корпус. В 2011 г. была восстановлена звонница. В обители подвизаются 12 монахов. Современные настоятели К. иеродиак. Зураб (Зеинклишвили), архим. Исаия (Гогиберидзе), архим. Шио (Хардзеишвили) (погиб во время автокатастрофы 19 нояб. 2006), архим. Георгий (Едилашвили), игум. Симеон (Цакашвили), игум. Гедеон (Тибилашвили), иером. Андрей (Гвехидзе). Г. Чеишвили Архитектура Монастырский комплекс включает 3 церкви и ворота со звонницей над ними (6,3×6,15 м, высота 11 м), расположенные к северу от главного храма К. В центре монастыря находится кафоликон во имя свт. Николая Чудотворца. Это крестово-купольный храм (19,7 ´ 14 м (без поздних притворов), высота 24,3 м) типа вписанного креста.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

В нижнем ярусе росписи главного нефа особо выделены образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя церкви (на сев. стене), и ростовой 3-фигурный Деисус (на юж. стене); они расположены ближе всего к зоне алтаря, напротив друг друга. В сев. нефе: в апсиде - архангел (в конхе) и святители Ахиллий и Епифаний, в сев.-вост. углу справа от апсиды - 2 диакона и 2 столпника, один из к-рых прп. Симеон; на стенах - святые в рост и по пояс (в 2 нижних ярусах), ктиторская композиция в нижнем ярусе, в 3-м ярусе на юж. стене развернутая сцена «Страшный суд». В юж. нефе в апсиде - ап. Иоанн Богослов (бюст, в конхе), ниже - святители Онисифор и Тарасий (в рост). Святительский ряд на том же уровне на сев. стене апсиды продолжают фигуры Петра Александрийского, Климента Анкирского, на юж. стене изображения утрачены. На сев. и юж. стенах нефа - по аналогии с центральным и сев. нефами - расположены однофигурые изображения избранных преподобных и святителей (в рост и по пояс); рядом с ростовым образом свт. Николая Чудотворца на сев. стене помещено изображение Богоматери с Младенцем, а также композиция «Древо Иессеево» (частично переходит на стены арок), на западной - «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (встречается впервые в памятниках Македонии); помимо этого в верхнем ярусе стенописи на вост., юж. и сев. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца, включающий 8 сцен. Архангел. Роспись конхи церкви во имя свт. Николая Чудоторца монастыря Манастир 1271 г. Исследователи росписи М. (Коцо и Мильковик-Пепек, В. Джурич, П. Костовска, А. В. Захарова) единодушны во мнении, что стенописи ц. свт. Николая Чудотворца были выполнены группой мастеров, работавших одновременно. Они выделяли руки 3 или 4 художников и отмечали присутствие в стенописи неск. манер, представляющих различные стилистические направления в визант. искусстве XIII в. Коцо и Мильковик-Пепек писали о 3 манерах: в 1-й выполнены образы пророков в арках между центральным и сев. нефом и образы святых в диаконнике, во 2-й - росписи центральной апсиды, фигуры одних святых в боковых нефах и других в центральном (святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат), а также праотцев в арках между центральным и южным нефом, в 3-й - остальные фрески центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва) В 1917 г. И. успешно закончила гимназию, в 1917-1920 гг. занималась в студиях художников Ф. И. Рерберга и А. П. Хотулёва. С 1920 по 1929 г. преподавала рисование в школе 1-й ступени Рогожско-Симоновского р-на Москвы. В 1929 г. поступила в Объединение научно-технических издательств и работала в Горном, Геологическом и Энергетическом издательствах художником-графиком до 1954 г. И. почти ежедневно посещала ц. свт. Николая, где под рук. прав. Алексия увеличивалась община верующих, искавших духовного утешения и совета. В 1919 г. Патриарх Тихон благословил создание маросейского братства (общины), между духовными детьми старца были распределены послушания. И. была поручена ризница, в ее обязанности входило следить за порядком во время исповеди. Прав. Алексий благословил И. писать иконы. В это время ею были созданы: «Св. Троица» (1921, ц. свт. Николая в Клённиках), «Мц. Павла» (1920) и «Прп. Досифей» (1923) из частного собрания, Феодоровская икона Божией Матери, с избранными святыми, чтимыми в ц. свт. Николая в Клённиках (1922, известна по фотографии из частного собрания), и др. После смерти прав. Алексия в 1923 г. попечение о пастве и храме перешло к его сыну сщмч. иерею Сергию Мечёву , богословски образованному человеку, знатоку иконы. В сер. 20-х гг. он познакомил И. с реставратором и копиистом В. О. Кириковым , который консультировал ее по технике иконописи. В это время И. выполнила, напр., копию древней Владимирской иконы Божией Матери (местонахождение неизв.). В 1928 и 1929 гг. она сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески уже закрытых храмов и мон-рей: в Новгороде - в ц. Спаса Преображения на Нередице, ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, ц. Спаса Преображения на Ильине ул., ц. Успения Богородицы на Волотовом поле, ц. Рождества Христова на кладбище, ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре; в Пскове - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря. И. делала копии росписей Дионисия (1502) в Ферапонтовом мон-ре (с 2010 хранятся в ЦМиАР; одна в частном собрании).

http://pravenc.ru/text/Иулиания ...

Так, колонки, покрытые лепным орнаментом, украшающие входную пристройку храма свт. Николая, близки к элементам интерьера собора Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ( Кацер. 1948. С. 49, 50-51). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Подробное описание М. м. оставил московский стольник и дипломат П. А. Толстой, который, посетив мон-рь 5 апр. 1697 г. вспоминал: «...во время чтения Святого Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставились мещане с великими изрядными свещами 14 человек» (Путешествие. 1992. С. 14). Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. М. м. дважды сильно пострадал во время Северной войны: его ограбили уходившие из Могилёва швед. войска, а затем казаки и калмыки из конных частей рус. войск. Обитель запустела, в 1719 г. была возрождена как мужская. В 1747 г. в связи с необходимостью защиты от католиков и униатов власти М. м. добились выдачи им копий предшествующих привилеев кор. Владислава IV Вазы. В 1754 г. М. м. был закрыт, церкви оставались приходскими до нач. 30-х гг. XX в. В 1793 г. по инициативе архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского свт. Георгия (Конисского) рядом с Никольской ц. началось возведение теплого отапливаемого храма, который в 1798 г. еп. Могилёвский и Витебский Анастасий (Братановский-Романенко) освятил во имя св. Онуфрия. К нач. XX в. при Никольском храме существовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. В 1915-1917 гг. в Могилёве находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Имп. св. Николай II Александрович с семьей посещал Никольскую ц. В 20-30-х гг. XX в. из храмов бывшей обители была изъята ценная церковная утварь, а иконостас Никольской ц. уничтожили. Богослужения не совершались с 1934 г., после смерти свящ.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010