Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая имела четыре придела: Пророка Ильи, Симеона Столпника, Успения Божьей Матери и Крестителя Иоанна. Причт церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая по ведомости за 1829 г. состоял из двух священников, дьякона, двух дьячков и пономарей. Дома священно- и церковнослужители имели собственные, деревянные на городской земле. На содержание священно- и церковнослужителей давалось жалование в размере 90 рублей. Зданий, принадлежащих церкви, не было. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая находилась на расстоянии 130 верст от консистории, от духовного правления - в 60 верстах, от местного благочинного округа - в 6 верстах. Ближайшими к Николаевской церкви были: Троицкая погоста Баранова, Преображенская погоста Вехно и Воскресенская села Сторожни. Домовой церкви в приходе не было. К церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая была приписана кладбищенская церковь во имя Рождества Христова с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и Великомученика Георгия. Кладбищенская церковь во имя Рождества Христова была построена в 1797 г. новоржевским купцом Егором Чистовским и Иваном Кукиным Поросенковым. Здание церкви было деревянным и такая же колокольня. Причта у кладбищенской церкви не было, а службу отправляли городские священники. На основании ведомости о церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая за 1857 г., церковь состояла в III-м классе. В ведомости сообщалось, что по штату, Высочайше утвержденному 15 мая 1843 г., причт церкви состоял из двух священников, дьякона, дьячка, пономаря и просфорни. Сумма, получаемая церковью на содержание, составляла 496 рублей. Поскольку земли у церкви не было, то вместо нее с каждого женатого сельского прихожанина получали руги по одному четверику зернового хлеба. Церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая принадлежали две каменные часовни, одна из которых была выстроена с разрешения Синода в 1855 г. церковным старостой Петром Филимоновым на торговой площади. Другая часовня близ церкви неизвестно когда и кем была построена. С 1867 по 1877 гг. при церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая существовало приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Мансурове. Село Мансурово Московского уезда, Сурожского стана, с находившеюся в нем издревле церковью св. Николая Чудотворца, в начале XVII ст. было разорено Литвою и называлось сельцом, находившемся «впусте». В 1623 г. половина сельца Мансурова с церковным местом св. Николая Чудотворца принадлежало Петру Даниловичу, а другая половина – князю Юрию Хворостинину. В 1631-60 гг. сельцом Мансуровым владели Андрей Лаврентьевич Корсаков и князь Иван Иванович Волконский. Церковная Николаевская земля в сельце была отдана, «по челобитью головы московских стрельцов Петра Лаврова, ему на оброк в 1645 г. из патриаршего казенного приказа с платою оброка по 6 алтын, по 4 деньги в год». В 1661-82 гг. сельцо Мансурово принадлежало воину Семену Римскому-Корсакову и князю Давыду Ивановичу Волконскому. Последнему была отдана на оброк в 1682 г. церковная Николаевская земля и велено ему платить оброка в патриаршую казну по 10 алтын в год. В 1678 г. в сельце Мансурове числилось 6 дворов задворных людей и 15 дворов крестьянских и бобыльских. В 1694 г. князю Д. И. Волконскому дозволено построить на старом церковном месте в сельце Мансурове новую деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца. Об этом в приходной книге патриаршего казенного приказа имеется запись от 26 февраля 1694 г.: «…по челобитью князя Давыда Ивановича Волконского с детьми его князем Семеном и князем Дмитрием велено им в Московском уезде, а Сурожском стане, в поместье их в селе Мансурове на старом церковном месте построить деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, и о том церковном строении им благословенная грамота дана…». Церковь Николая Чудотворца была построена и в 1696 г. 6 ноября, ко дню освящения «по благословенной грамоте дан антиминс к новопостроенной церкви Николая Чудотворца в Московском уезде, что в селе Мансурове; церкви Николая Чудотворца в Подкопаевке поп Иван Гаврилов антиминс взял и расписался».

http://sobory.ru/article/?object=03183

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Первый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Покровское-Рубцово, которое находилось на территории современного Басманного района Москвы в северо-восточной части Центрального административного округа столицы был построен не позже нач. XVII века. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году церковь была отстроена вновь. В 1721 году деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. В 1740-1750-х годах прихожанами Никольского храма была семья будущего полководца Александра Суворова. Строительство каменного храма Николая Чудотворца началось в первой половине 1750-х годов. В 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». В это время продолжала возводиться новая церковь: столпообразный одноэтажный храм, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженного без клейм». Освящение новопостроенного храма святителя Николая с колокольней состоялось в 1766 году. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году. В 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Так сложилось исторически, что обычно в селе был один храм. Со временем в нём могли устраивать новые приделы. История Иванькова интересна тем, что в этом селе до 1849 года существовало две церкви: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое упоминание о церкви Святителя и Чудотворца Николая находим в писцовой книге 1588/89 г/г.: «Село Иванково на речке на Регодовше. А в селе церков Николы чюдотворца древеная клетцки – значит построенная как изба. А в церкви оброзы и колаколы и все церковная строенье тово ж храму попа Якова Иванова…» Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Уже к 16 веку в Иваньковскую волость входило 3 деревни (Сидоровская, Пилюгино и Восьма). Значит церковь в селе существовала уже значительное время. Далее об этом храме находим информацию в Государственном архиве Тульской области, фонд 3, опись 17, д. 552, с.96: Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая был построен и освящён 14 ноября 1764 года тщанием прихожан. В Клировых ведомостях читаем: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольнею, покрыта тёсом». В ней имелся один холодный, то есть неотапливаемый, престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка, пономаря. Прихожанами церкви были жители 3 деревень (Сидоровского, Пилюгина, Восемской) помещицы генеральши Марьи Васильевны Талызиной и раскольники перекрещенной секты. При церкви состояло кладбище. Этот факт помогает определить, на каком месте находился храм, так как кладбище в селе всегда было одно. Церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Первую информацию о церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла находим в уже упоминавшемся деле 552 фонда 3, описи 17 ГАТО на странице 86 читаем: «Построена по сгорении старой в 1790 году тщанием прихожан, зданием деревянная с такою же колокольнею». В храме было 2 придела: холодный (главный) – во имя Св. Петра и Павла и тоже холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря (данные за 1829 г.). Прихожанами церкви были крестьяне надворной советницы Настасьи Васильевны Бестужевой, старообрядцы и перекрещенцы.

http://sobory.ru/article/?object=06213

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове. В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые пострадали за христианскую веру в 320 году. В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=02249

По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976 Дата возникновения церкви во имя Николая Чудотворца (Николы Гостинского) неизвестна, упоминается в Сотной книге за 1630 год. Согласно записям в 1629 году деревянная холодная церковь во имя святого Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца сгорела, осталась одна теплая деревянная церковь во имя Дмитрия Прилуцкого, которая сгорела в 1679 году. 17 мая 1682 года вместо сгоревшего деревянного начато строительство каменной Никольской церкви, окончено строительство в 1685 году. В 1698 и 1715 годах церковь сильно пострадала от пожара и не позже 1720 года была надстроена вторым ярусом – холодной церковью. Холодная – во имя святителя Николая чудотворца, теплая – во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца (имела придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев). В нижнем Дмитриевском храме среди иконостаса имелись: образ святителя Николая чудотворца, древний, греческого письма; преподобного Дмитрия Прилуцкого; образ Космы и Дамиана, древний, предвечный младенец изображен с перстосложением староверческим. В особых киотах хранимые иконы: Божией Матери Пашковская; Божией Матери „поможение родить женам " ; изображение Вседержителя на финифти. Из ценностей можно отметить: особый серебряный ковчег с 12 частями святых мощей; три колечка от мощей великомученицы Варвары, одно костяное и два серебряных. В верхнем Никольском храме: храмовой образ святителя Николая чудотворца. Одновременно со строительством второго этажа в 1720 году была построена и отдельно стоящая колокольня. Первоначально колокольня имела фигурную главу, а в 1776 году, глава была заменена тонким шпилем с крестом и ангелом. До этого имелась деревянная колокольня с 8 колоколами (построена в 1674 году, сгорела в 1679 году). По устным преданиям, Никольская церковь была построена на средства купцов Пановых, косвенным доказательством чего может служить надпись на стене паперти теплой церкви: «1746 года марта 19-го числа преставился раб божий Устюга Великаго купец Василий Алексеев Панов». По версии В. П. Шильниковской церковь была основана приезжими торговыми «гостями», поэтому и получила название «Гостинская». Из достопримечательностей – главы церкви и колокольни выкованы из зеленой меди и вызолочены через огонь. На позолоту ушло 700 червонцев купцов Пановых. В феврале 1930 года Никольская церковь закрыта, с марта используется под пересыльный лагерь, потом столярную мастерскую. 1 августа 1978 года после реставрации открыт купол Никольской церкви. На позолоту использовано 70 грамм сусального золота. Глава и крест изготовлены специалистами Великоустюгского литейно-механического завода. Чуть выше по реке находился еще один храм (примерно, где сейчас находятся солнечные часы).

http://sobory.ru/article/?object=03461

О существовании Никольской церкви в XVII столетии свидетельствуют патриаршие окладные книги, в которых под 136 (1628) годом отмечено: «церковь Великаго чудотворца Николая, на посаде, дани три алтына, две деньги, десятильничих гривна». В писцовых Переславских книгах 161 (1653) года при церкви Николая Чудотворца и благоверного князя Андрея Смоленского и Переславского Чудотворца значится: «2 двора поповых, в приходе 43 двора посадских, сена церковнаго 10 копен». В переписных книгах 1703 года у этой церкви священником записан Иван Петров, дьяконом Алексей Петров, приходских дворов 49. В конце XVII или в самом начале XVIII столетия построен при Никольской церкви девичий монастырь; в документах начала XVIII столетия он называется новопостроенным, но о времени его построения не имелось в 1734 году сведений даже в Духовной декастерии; о начале его не знал и местный священник Пётр Иванов, поступивший в Никольскую церковь в 1721 году. В 1729 году игуменьей этого монастыря была старица Есфирь, а сестёр было 34; в 1737 году, по просьбе наместницы Андреевского монастыря с сёстрами, в игуменьи была произведена некая Арсения Михайловна. В 1764 году этот монастырь был упразднён и Никольская церковь обращена в приходскую. В 1733 году, как заявлял в синодальный казённый приказ местный священник Пётр Иванов, церковь Николая Чудотворца деревянная обветшала и от ветхости обвалилась, поэтому предположено на том же месте построить каменную церковь также во имя Николая Чудотворца с приделом великомученика Димитрия; разрешение на постройку было дано, — но до 1737 года постройка не начиналась почему-то, а в этом году наместница монастыря с сёстрами просила разрешить им постройку каменной церкви в честь Воскресения Христова с приделом в честь Николая Чудотворца. Когда закончилась постройка каменной церкви, сведений о том не сохранилось, но совершена она была, очевидно, по первому плану, потому что в ведомости о переславских церквах 1799 года о церкви Николая Чудотворца сказано, что она каменного здания с приделом великомученика Димитрия, построена с давних лет.

http://sobory.ru/article/?object=60850

Из указа Синодального Казенного приказа о строении церквей за 1731 г. мы узнаем, что «февраля 22 числа запечатанъ указъ о строении церкви, по челобитью Рузского уезду вотчины Иосифова монастыря села Шестакова Рождественской церкви вкладчиков и приходских людей Наума Ефимова с товарищи, велено против ихъ челобитья в ономъ Рузском уезде, вотчине Иосифова монастыря , в селе Шестакове, вместо ветхихъ церквей деревянныхъ построить вновь на прежнемъ месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да приделъ Николая чудотворца». К 1736 г. церковь была достроена и освящена архимандритом Волоколамского Иосифова монастыря Иоакимом. Секуляризация церковных земле владений, начавшаяся в 1757 г. по указу Елизаветы Петровны, не обошла стороной и вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря. 12 июля 1769 г. землемером секунд-майором Александром Лангом было проведено межевание, по которому с. Шестаково вошло в территориальное объединение Клинского уезда и находилось в ведении Коллегии экономии. К концу 18 в. было поручено разрешение на строительство нового каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на месте церкви Параскевы Пятницы. Строительство осуществлялось на деньги прихожан. Отметим, что приход церкви - село и относящиеся к нему деревни был довольно значительным вплоть до 20 в. и составлял в среднем 500 дворов, или около 4000 жителей, что вдвое превышало норму. Храм был заложен в 1801 г. Центральный престол - во имя Рождества Пресвятой Богородицы - освящен 29 июня 1819 г. священником соборной церкви Воскресения Христова города Клина Иоанном Зубатовым. В пределах во имя Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы еще продолжались работы. В 1822 г. в Московскую духовную консисторию поступило прошение от священнослужителей, церковного старосты и приходских людей села Шестаково с Просьбой об освящении указанных приделов. Интересен тот факт, что помимо освящения они просят о переименовании приделов: левый придел во имя Параскевы Пятницы переименовать во имя Николая Чудотворца, а правый придел во имя Николая Чудотворца - во имя святых апостолов Петра и Павла. Разрешение на переименование было получено, но освящен был только придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Освящение было совершено 24 мая 1822 г. священником соборной церкви города Клина Иоанном Петровым. Освящение второго придела во имя Николая Чудотворца было вновь отложено «за несовершенной готовностью». Освящен придел 13 мая 1823 г. тем же священником. Столь долгое строительство может объяснятся нехваткой денежных средств, о чем свидетельствует и тот факт, что вновь выстроенная церковь вплоть до 1827 г. стояла не оштукатуренная. Возможно, сказались трудности, вызванные войной 1812 г.

http://sobory.ru/article/?object=07214

В 1716 году прихожане данной церкви в прошении в Патриарший казенный приказ, писали: «…в г.Алексине приходская наша церковь во имя Николая чудотворца стала быть ветха и за ветхостью в ней служить невозможно, а ныне обещание у нас есть, чтобы вместо той ветхой церкви построить вновь церковь во имя Николая чудотворца холодную, да в приделе Космы и Домиана теплую с трапезою, а без указа и без благословения… строить не смеем и просим на то церковное строение повелеть лес ронить…и церковь строить…» Любопытно, что построив новую церковь во имя Николая чудотворца, старое здание церкви было продано приходу Архангела Михаила на речке Лазенке: «…в нынешнем 1718 г. церковь во имя арх. Михаила, да придел чуд. Николая, что на погосте на речке Лазенке, волею Божией погорели, а св. иконы и антиминсы вынесены в целости и ныне я с прихожаны купил старую готовую церковь Божию деревянную в Алексине на посаде во имя Николая чудотворца, а без указу перевесть и построить не смею…» В отличие от сегодняшнего местоположения Свято-Никольской церкви на пересечении улиц Советская и Кузнечная, прежняя, деревянная, вплоть до конца XVIII века располагалась в начале современной Тульской улицы. http://www.aleksin-city.info/history/001/ Никольская церковь стоящая на Первой Перспективной (ныне Советской) улице, но уже на периферии старого города, появилась вскоре после возведения другого алексинского храма - храма Иоанна Предтечи. Её построил в 1787 году " с помощью прихожан и доброхотнодателей " алексинский второй гильдии купец Иван Савостин с братьями. Сам тип здания восходит к хорошо знакомым и широко распространённым в XVIII столетии образцам. Это четверик с боковыми притворами, открывающимися в центральное пространство с помощью высоких арок, и восьмерик, перекрытый высоким куполом с люкарнами, световым барабаном и главкой. С запада - небольшая трапезная, в которую встроен первый ярус колокольни (при советской власти, в 1937-м году колокольня была разобрана, сейчас - восстановлена). Как будто ничего необычного нет. Но как свежо и захватывающе выразительно обыграна в архитектуре Никольской церкви привычная схема! Неизвестного мастера во всём не покидало чувство меры и истинного вкуса. В облике церкви есть композиционная сложность, но нет перегруженности, есть цельность, но нет однообразия. Чувствуется внимание зодчего к выразительности крупных масс, ведущих членений и силуэта. И вместе с тем - скрупулёзная проработанность деталей. Треугольные фронтоны и карнизы с сухариками, портики с двумя филенчатыми пилястрами по сторонам и боковые порталы с лучковыми сандриками исполнены по-столичному уверенно и профессионально. Они придают традиционно барочной композиции церкви мелодичное и стройное классицистическое звучание.

http://sobory.ru/article/?object=08730

Согласно письму великого князя Гедимина к Папе римскому, в 1323 году на месте церкви Святого Николая Мирликийского Чудотворца уже существовал монастырь старейшего на территории Беларуси ордена францисканцев. В 1434 году строится деревянный храм этого ордена на пожертвования княгини Елены Радзивилл (урождённая Пшездецкая). Место было выбрано не случайно - именно тут издавна располагалась рыночная площадь, куда каждый день приходили горожане, часто бывали здесь купцы и другие важные особы. В 1780 году на месте ветхого деревянного храма строится каменный костёл св. Антония при том же монастыре францисканцев. Православным храм стал в 1846 году (монастырь не действовал уже с 1831 г.). Костёл закрыли в 1839 году, а потом, как и большинство католических храмов Беларуси, переоборудовали в православную церковь Святого Николая - покровителя российского императора Николая I. После пожара 1852 года храм переоборудовали, барочный фронтон был заменён на колокольню, куда ведут две винтовые лестницы. Кроме звонницы, изменения коснулись и треугольной формы щипцового аттика главного фасада, которая была заменена на трёхлопастную арочную форму. Над притвором, где находился вход на звонницу с тремя колоколами, были расположены хоры. Благодаря благотворительному участию цесаревичей Николая и Александра, в церкви появилась икона Св. Николая и дарохранительница. Так, на образе Св. Николая Мирликийского в серебряной ризе была надпись: " В оную соборную церковь во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского, от Его Императорского высочества Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича 6 дня декабря 1863 года " . Тогда же на престоле была размещена суженная к верху серебряно-позолоченная дарохранительница с четырьмя гранями и четырьмя ярусами. На ней была надпись: " Вклад Благоверного Государя наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича в соборный храм города Новогрудка на вечное поминовение за упокой души... 12 августа 1865 года " . К соборному Никольскому храму в то время относились приписные новогрудские Борисоглебская и деревянная Воскресенская церкви. Принадлежали храму 78 десятин пахотной, сенокосной и выгонной земли. Прихожан в 1864 году насчитывалось 4050 человек: 2035 мужчин и 2015 женщин. В 1902 году в приходе числилось уже 5600 человек. После Октябрьской революции, гражданской войны и воссоединения в 1939 году Западной Белоруссии с БССР, Новогрудок вошёл в состав Пинско-Новогрудской епархии. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистких захватчиков Новогрудская епархия вошла в состав Минской епархии. Новогрудская епархия была возрождена в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Кафедральным Никольский собор стал в том же году, когда была возрождена Новогрудская епархия.

http://sobory.ru/article/?object=09619

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010