В летописях и документах XVI-XVII вв. в Архангельском соборе упоминаются приделы во имя преподобного Симеона Столпника, святителя Андрея Критского, преподобного Иоанна Лествичника, апостола Акилы, блаженного Иоанна Милостивого, в честь Обновления храма Воскресения, Обретения главы Иоанна Предтечи, Покрова Богородицы. Престолы Воскресения и апостола Акилы перенесены из собора 1333 г., когда появились другие престолы, достоверно неизвестно. То, что преподобный Симеон Столпник и святитель Андрей Критский были небесными покровителями сыновей Иоанна Калиты, великих князей Симеона и Андрея, позволяет предположить, что престолы в честь названных святых были устроены еще в XIV в., придел во имя преподобного Симеона Столпника упоминается уже в 1507 г. и о его местоположении внутри собора есть точные указания: он размещался в южной апсиде. Неизвестно, какие именно приделы находились в других предалтариях и на хорах, в восточной стене которых сохранились апсиды для 4 престолов. История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К началу 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую южные предалтария. Это новое единое помещение было расписано между 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя преподобного Симеона Столпника был перемещен, может быть, на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича и тогда же появился придел преподобного Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол святого Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к южному предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя преподобного Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя святого Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя святого Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мученика Уара из разобранной церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

http://sedmitza.ru/text/616600.html

Иоанна Воина был перестроен и освящен во имя свт. Димитрия Ростовского (повторно отремонтирован в 1865, при настоятельнице игум. Назарете (Курош; 1863-1875), вероятно тогда же был расписан). В 1783 г. в холодной церкви заменили иконостас. В 1804 г., при игум. Евстолии (Латмилинской; 1799-1825), в нижнем храме устроен и 17 июня освящен придел во имя вмц. Варвары (в 1828, при настоятельнице игум. Аполлинарии (Молевой; 1825-1848), придел был реконструирован «монастырской казной и пособием доброхотных дателей»). К 1877 г. собор имел верхний холодный храм Рождества св. Иоанна Предтечи с приделами в трапезе свт. Димитрия Ростовского (южным) и свт. Льва Катанского (северным) и нижний теплый Трехсвятительский с приделами в трапезе: северным - в честь Виленской иконы Божией Матери (устроен между 1840 и 1877) и южным - во имя вмц. Варвары. 25 мая 1909 г. в И. П. м. был заложен новый соборный храм, главный престол к-рого предполагалось освятить во имя св. Иоанна Предтечи, а боковые - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя прп. Серафима Саровского. К юго-западу от колокольни находились каменный келейный корпус (1810) и 2-этажный каменный сестринский корпус (ок. 1852-1856). Во время пожара 1900 г. юго-зап. келейный корпус сгорел, в 1904 г. был отстроен по новому проекту архит. В. Н. Курицына, причем угловая часть надстроена 2-м этажом. В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские. Сохранилась выполненная по заказу Е. Д. Булдаковой шитая икона Св. Троицы (1804; собрание Вологодского музея-заповедника). В XIX в. были известны «искусная в личном шитье мастерица» инокиня Екатерина (Воробьёва), мон. Августа (Сурначёва). Шитая золотом риза с изображением св. Иоанна Предтечи работы мон. Ангелины была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 г. в С.-Петербурге. Одним из известных монастырских промыслов было также вязание платков и шарфов из гагачьего пуха. В кон. XIX в. И. П. м. находились больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода.

http://pravenc.ru/text/577912.html

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

В песнопениях описываются переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься и требующего у него Крещения. Иоанн Креститель перед всем народом, слушавшим его, указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа – Мессию. «Просветителя нашего (Христа Спасителя), просвещающаго всякого человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею, и трепещет, рукою показует Его, и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от нетления» 293 . И когда Господь просил у него Крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды» 294 . «Хотя Ты и Младенец от Марии, – говорит Предтеча, – но я знаю Тебя, Предвечного Бога» 295 . «Во имя же чие Тя крещу? (Во имя) Отца? Но Того носиши в Себе. Сына? Но Сам еси воплотивыйся. Духа Святаго? И Сего веси даяти (можешь дать) верным усты (верующим устами Своими)» 296 . Господь говорит Иоанну: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех: прикоснися Божественному Моему верху (голове) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую» 297 . Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Пророк и Предтеча Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения от грехов. Как Человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна Крестителя, а христианам преподал пример смирения и послушания воле Божией. В песнопениях использовано пророчество (пс. 113) о том, что река Иордан остановит свое течение «от Лица Господня»: «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться спешит): «море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение» 298 . «Иордан, видя крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», – говорится в первой стихире на освящение воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В 1716 году храм отстроен заново при архиепископе Великоустюжском и Тотемском Иосифе и освящен: верхняя крестовая церковь во имя Алексия митрополита Московского чудотворца (бывшая Рождества Христова); нижняя – во имя Собора Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи (бывшая Похвалы Пресвятой Богородицы). 14 мая 1772 года крестовая Алексеевская церковь выгорела. Восстановление не проводилось до 1821 года. В 1821 году, по благословлению епископа Вологодского и Устюжского Онисифора, Алексеевский храм, как теплая церковь, причислена к Прокопьевскому собору и восстановлена. В том же 1821 году закончен иконостас верхнего этажа. В изготовлении икон участвовали Прокопий и Андрей Соколовы, Петр и Николай Протопоповы. Внутреннее убранство храма устроено иждивением устюжского купца Прокопия Саблина. 6 мая 1821 года верхний этаж освящен в честь митрополита Московского Алексия. Согласно Указа от 3 июля 1834 года начато восстановление нижнего храма. В 1835 году нижняя восстановленная церковь была освящена в честь Собора Иоанна Предтечи. Далее при описание внутреннего убранства церкви использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1874 год. Двухэтажное здание, с двумя теплыми храмами: верхний во имя Алексия митрополита Московского чудотворца, нижний во имя Собора Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. С восточной (по набережной) и южной (параллельно Успенскому собору) стороны здание церкви соединено с присутственными местами (бывшим архиерейским домом). Крыша железная, одна железная крашеная глава на восьмигранном фонаре с железным золоченым крестом. Нижний храм во имя Собора Иоанна Предтечи . Стены в алтаре, церкви и трапезной крашеные, местами расписаны. С северной стороны находится палатка, а с южной – сторожка. Иконостас, построен в 1835 году, с колоннами, выкрашен белой краской. Над царскими вратами резная золоченая сень, увенчанная эмблематическим изображением Нового Завета. По сторонам в клеймах по два Апостола и одному Пророку. По сторонам от царских врат по четыре местных иконы.

http://sobory.ru/article/?object=06413

В 1857 году Крестовским выселкам был присвоен статус села. На ярмарку привозили товаров более чем на миллион рублей. В 1859 году торжок официально был переведен в статус ярмарки, которая получила название Ивановской и занимала третье место в России после Нижегородской и Ирбитской. В 1880 году было привезено товаров на 12,2 миллиона рублей. Торговые ряды занимали московские, нижегородские купцы. Имелись шубный, пряничный, мясной, мучной, масляной, мануфактурный, кожевенный, экипажный ряды, пивная торговля, зеленый рынок, русские и татарские харчевни, барахольный ряд. Была скотобойня и ярмарочные весы, каменные бани. На время ярмарки открывались отделения Государственного, Волжско-Камского и Сибирского банков, работали почта, телеграф, полиция, суд, гостиницы. Для развлечения и досуга гостей здесь были карусели, два кинематографа, цирковые балаганы и деревянный театр, гастролировали известные группы артистов. Приход села Крестовского был выделен из села Маслянского. В него (приход села Кресты) ещё входили деревни Верхозино и Камышевка. Общая численность населения всего прихода достигла двух тысяч человек. Архивные документы отмечают: «Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет». В связи с большой численностью прихожан, а также приезжих купцов и торговцев было решено возводить каменный храм. Главным движителем строительства явился дворянин Василий Степанович Иванов. Храм был освящен, как и часовня, в честь иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Построили его быстро, едва ли не в одно лето. 20 августа 1872 года состоялось освящение храма. Храм был не большой и, как свидетельствовали современники, «напоминал собою большую часовню». Он не имел колокольни и в замен неё были врыты в землю толстые столбы в несколько сажен высотою, и на их горизонтальной перекладине было подвешено несколько колоколов. Позже с западной стороны были пристроены северный и южный приделы и возвели высокую, в несколько ярусов, колокольню. Таким образом, престол центрального (холодного) придела был освящен во имя Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи (20 августа 1872 г.), северный – во имя Св. Иоанна Златоуста (9 августа 1898 г.), южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (25 июня 1894 г.) (данные на основании архивной выписки). В справочной книге Екатеринбургской епархии об этом храме, после завершения строительства приделов и их освящения, сказано так: «Храм, при очень обширных размерах, отличался полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главного храма выполнен в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи». Вскоре после этого вокруг храма была воздвигнута каменная ограда с изящной кованной решеткой и красивыми центральными и боковыми входами в неё.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Фекла Толстая 11 сентября 2014, 10:40 С позволения Господа, находясь в Черногории ,я побывала в Цетинском монастыре Рождества Пресвятой БОГОРОДИЦЫ и приложилась к чудотворным мощям св.ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ и КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА И К ЧАСТИ ЖИВОТВОРЯЩЕГО древа КРЕСТА ГОСПОДНЯ.Там же находятся мощи святителя Петра Цетмнского. Благодарю тебя,ГОСПОДИ, ЗА ТВОЮ БЛАГОДАТЬ И МИЛОСТЬ ! фЕКЛА (в миру Лидия0 Игорь 11 сентября 2014, 06:05 Святой Иоанн Креститель ,моли Бога о нас грешных рабах Божьих Игоря и Ольги,помоги нам грешным,если на то Божья Воля .Аминь ! .Спаси Господь. Fr.deacon Nicholas Lenkoff 6 сентября 2014, 16:25 SV.IOANNE MOLI BOGA O NAS. SPASIBO. Fr.deacon Nikolai Валентина Натарова 7 июля 2014, 16:01 Отче Иоане Предтеча, моли Бога о нас. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь. р 7 июля 2014, 14:13 Святой Иоанн Предтеча, помоги мне продвинуться по службе, чтобы была побольше зарплата, если это угодно Господу Богу. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Сирануш 7 июня 2014, 08:42 Севастия - это древний армянский город, кажется? При въезде в святой город Эчмиадзин (Армения) тебя встречает памятник - рука Святителя Иоанна. Как-то на душе мирно и спокойно становится. Слава Тебе, Боже, за всё! Прости нас всех, Господи, молитвами святого Твоего Иоанна Крестителя! римма 11 марта 2014, 10:45 Святой Иоанн Предтеча, исцели меня от болезней. Во Имя отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Ксения Мерещенкова 20 января 2014, 18:06 Иоане Крестителе моли Бога о нас грешных! Александр 19 января 2014, 15:54 В монастыре в Цетинье находится кисть св. Иоанна Предтечи без двух пальцев: мизинца и безымянного, которые находятся в турецком Стамбуле и Итальянской Сиене соответственно. На фото с Афона видно, что открыта только часть святыни в районе предплечья. Мощевик сделан в виде всей руки, а в нем, судя по всему, находится только предплечье десницы св. Иоанна. ВЕРА 25 октября 2013, 13:36 Слава Богу,мне посчастливилось приложиться к деснице Иоанна Крестителя! Олег 25 октября 2013, 09:34 В Венеции, в одном из храмов на Грант Канале (рядом с храмом св. Люции) тоже находится десница Иоанна Крестителя вывезена из Константинополя грабителями-крестоносцами.

http://pravoslavie.ru/put/58835.htm

XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в.- уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г. только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдо-вый диакон), в 1868 г. 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых свя-щенника, 1 белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона 2 мона¬ха и ок. 20 послушни-ков). Ежегодно 24 июня (в престольный празд¬ник Рождество Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при мон-ре был устроен приют для выздоравли-вающих раненых воинов на 12 чел. Постройки. К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревян-ный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1 игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Желез-ноборовского и звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Ва-силия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ог-рада. В 1728-1731 г. была построена новая деревянная 5-главая со-борная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и пе-реосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминается также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братских кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1об.). К 1745 г. была по-строена 8-¬угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

http://sedmitza.ru/text/1157388.html

XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в.- уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г.- только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г.- 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г.- ок. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и ок. 20 послушников). Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при монастыре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел. Постройки К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и со звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 гг. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминаются также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братские кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1 об.). К 1745 г. были построены 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

http://pravenc.ru/text/182215.html

Преподобный в точности исполнил все, как ему было заповедано. На месте явления ему Иоанна Предтечи он поставил деревянный крест и начал жить с двумя иноками, положив тем самым начало Учемской обители. Известность о благочестивой жизни Кассиана быстро распространялась по окрестным местам, к преподобному приходили новые люди, желавшие посвятить свою жизнь служению Богу. В монастырь приезжали даже послушники из других стран Поэтому вскоре иноками были возведены деревянная церковь во имя Успения Богоматери с приделом во имя Рождества Иоанна Предтечи, а также трапезная и келейный корпус. При этом заслуживает внимания скромность и смирение самого Кассиана. Когда монахи выбирали игумена, то преподобный пожелал остаться простым монахом, в Синодике Учемского монастыря он именовался «рода начальник и строитель святыя обители сей» Иоанн III Васильевич Очень быстро слава о подвижнической жизни преподобного Кассиана дошла до угличского князя Андрея Васильевича Большого (1446-1493), родного брата Иоанна III. Князь приезжал в обитель на богомолье, часто встречался с Кассианом, делал богатые вклады в монастырь. Преподобный был крестным княжеского сына Димитрия. Спустя несколько лет после основания обители (предположительно после 1480 года) монастырь и братию постигло тяжкое испытание – в результате необычайно сильного наводнения после весеннего паводка почти все монастырские постройки оказались разрушены. Как писал протоиерей Петр Васильевский – приходской священник села Учма и одновременно краевед и исследователь истории Учемской обители, – «монашествующие очень испугались, пришли в отчаяние и хотели разойтись. Тогда преподобный Кассиан стал утешать братию свою: “Не скорбите, братия мои, и не унывайте... Не оставит нас Бог, собранных во имя Его. Аще скорби не стерпим, како покой обрящем? Мало зде претерпим, да во веки возрадуемся”» Очень скоро обитель была устроена заново. Князь Андрей Васильевич, ставший с самого зарождения монастыря его покровителем, наделил монастырь землями с деревнями, назначил ругу (денежное довольствие на содержание церковного причта), послал мастеров и материалы для восстановления построек. Так, в 1494 г. был освящен новый храм во имя Успения Божией Матери, в то же время был построен каменный храм во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, а также надвратная церковь во имя святых равноапостольных Елены и Константина.

http://sedmitza.ru/text/400770.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010