Хотя у нас есть православный настенный календарь, в нашей семье родилась традиция делать особый календарь именно для Великого поста. Сейчас такой календарь начали делать многие наши друзья; идея оказалась популярной, ее подхватили и православные С помощью такого календаря пост тоже становится «наглядным», будет «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». Дети сами делают календарь, поэтому лучше могут запомнить и освоить его содержание. В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников. Календарь у нас получился весенний. Мы решили «развеселить» его, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост! А еще нас вдохновила такая мысль святителя Иоанна Златоуста: «Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для Поэтому на нашем календаре и солнышко, и цветочки, и даже бабочки. Правое поле надрезаем так, чтобы получилось семь «хвостиков». На каждом «хвостике» пишем какую-нибудь «поучительную» фразу: она должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни. Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста. Эти «хвостики» мы загибаем так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а еще – будет видно, сколько осталось до конца поста. В Греции к посту делают особую куклу – Киру Саракости, Госпожу Это тоже такой своеобразный «календарь», который считает недели Великого поста. Греки изображают Госпожу Поста как простую женщину или как монахиню. У Госпожи Поста нет ушей – чтобы не слышать сплетен, и нет рта – чтобы не есть. На груди у греческой православной куколки – крест, ее ручки молитвенно сложены или скрещены. Крест может располагаться и над головой Киры Саракости – как знак ее благочестия. Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост. А еще из-под юбки Госпожи Поста высовывается семь ног, которые символизируют семь недель Великого поста – по одной ножке на каждую. В субботу истекшей недели отрезают одну ножку, в Великую субботу отрезается последняя. Госпожу Поста можно нарисовать на бумаге, можно сшить, слепить из теста. Ее вешают на входную дверь или около икон. Мы с детьми сделали аппликацию и вырезали ее, получилась куколка, которую мы повесили на входную дверь – чтобы уже при входе в квартиру напоминала о посте. Правда, ножки мы пожалели и никогда не отрывали.

http://pravmir.ru/prozhit-velikij-post-v...

Л. В. Викторова В. В. Амфитеатрова Перед началом Великого поста Наступает Великий пост. Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви,- лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святаго Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения. Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души? Над решением этого вопроса человеку нет необходимости мудрствовать. Необходимые качества поста указаны в нынешнем Евангелии. Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского. Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека. Это есть тот грех, который губит любовь нашей души. Благо тому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистые и честные свойства Божественной любви. Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Соблюдать умеренность в винопитии следует и вне поста. Можно ли крестить ребенка в пост? А вот крестить ребенка в пост можно. Единственная трудность может возникнуть по той причине, что храмы в эти дни переполнены, службы во время поста длятся долго, поэтому трудно будет выбрать время, чтобы крестить ребенка или взрослого. Запрета на Таинство Крещения во время поста не существует. Свадьба в пост, венчание: можно ли? Православные верующие знают, что венчание не стоит планировать на время поста. Церковь не венчает во время постов: Великого – 7 недель перед Пасхой, Петрового, Успенского, и Рождественского. Пост также предполагает отказ от интимной жизни супругов. Можно ли в пост рыбу, морепродукты? В определенные дни поста допускается вкушение рыбы и морепродуктов. Так, во время Великого поста, можно есть рыбу в праздники Благовещения и Вербное воскресенье. Перед тем, как употребить в пищу нечто не растительного происхождения, лучше свериться с календарем поста. Ослабить пост можно, если здоровье не позволяет совсем отказаться от рыбы в те дни, когда по церковным правилам ее есть запрещено. Можно ли в пост есть креветок, кальмаров? Считается, что в те дни, когда пост допускает вкушение рыбы, можно есть и другие морепродукты, это не будет являться нарушением традиции поста. Если все же возникают сомнения, можно взять благословение у духовника. Великий пост предполагает не пышные банкеты с участием экзотических блюд, а определенную аскезу. И, если самоограничение никак не сочетается для вас с употреблением в пищу креветок и кальмаров, стоит отказаться от этих блюд. Можно ли в пост читать? Что можно читать в пост, можно ли читать художественную литературу? В Великий пост рекомендуется читать духовную литературу и православных авторов. В первую очередь следует обратиться к Священному Писанию. Но многие произведения художественной литературы можно отнести к духовному чтению, которое никак не повредит душе. Протоиерей Александр Ильяшенко рекомендует читать «Отец Арсений», «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева – книга о заключенных на Соловках, «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова).

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

В былые времена, кроме времени Великого поста, еще Среды и Пятницы всего года чтились не только телесным воздержанием, но и особым богослужением — без Евха­ристии. Так, в древних памятниках можно встретить описание того, как «александрийцы в среду и в пятницу читают Писание, а учители объясняют его; в эти дни совершается все, что обыкновенно бывает, кроме таин». Вероятно, данная служ­ба — литургия без евхаристии — и дала начало литургии Преждеосвященных Даров, о которой мы читаем в 52 правиле VI Всел. собора: «Во все дни поста святые четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров». И то, как говорят толкователи – «для немощных духом и телом, Церковь являет нам в продолжении седмиц поста дары преждеосвященные». Согласно этому правилу и Иерусалимскому Уставу Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток, хотя согласно Студийскому уставу (рассчитанному на более немощную братию) такие Литургии допускались во все седмичные дни Великого поста. И когда наша Церковь жила по этому Уставу, то литургия Преждеосвященных Даров совершалась пять раз в неделю. Отголоски этой практики остались в богослужении Страстной седмицы. Таким образом, хотя в совершении Преждеосвященных литургий стало принято усматривать особое благочестие, на самом деле, частое причащение в Пост — это лишь снисхождение к немощным, не могущим поститься строго. Вспомните здесь практику монашествующих, уходивших на время поста из монастыря в пустынные места и приходившие обратно для причащения лишь по окончании пощения. Впрочем, с практикой частого совершения литургий Преждеосвященных Даров можно было бы и смириться (признав общую нашу немощь), если бы этот чин причащения совершался в соответветствии с Уставом, т.е. в вечернее время, ибо принятие св. Даров в дни поста по идее своей должно совершаться лишь по окончании дневного поста. Эта идея заложена в самой литургии Преждеосвященных Даров, которая соединяется с вечерним богослужением. По тому же принципу в Великий Четверг, а так же в навечерие (сочельник) Рождества Христова и Богоявления, Литургия совершается вечером (в соединении с вечерней). И как оговаривает 29 правило 6 Всел. Собора, совершающие ее должны делать это натощак. Правда, время пощения при этом не оговаривается.

http://azbyka.ru/video/80-prichashhenie-...

18.04.2024 Мариино стояние Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его ни записал Софроний Иерусалимский. В память о покаянном подвиге этой святой во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского — целиком. 16.04.2024 Сегодня, 15 апреля, у православных началась пятая седмица Великого поста 2024 В понедельник 15 апреля у православных христиан началась пятая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. Эта седмица выделяется тем, что традиционно на утрени ее четверга (обычно в храмах – в среду вечером) совершается особая служба – «Стояние Марии Египетской». На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской (+ 421 г.). Эта женщина является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника. На утрени в субботу этой же недели в храмах совершается Суббота акафиста – особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу…. 15.04.2024 Сегодня, 14 апреля, в четвертую Неделю Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника 14 апреля, в четвертую Неделю (воскресенье) Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.). Святой Иоанн посвятил всю свою жизнь монашескому подвигу, явив собой один из высших образцов этого служения. Главной его заслугой стал монументальный духовный труд – «Лествица» (лестница), в котором он сумел показать правильный путь восхождения человека от страстей к духовному совершенству. Степени «Лествицы» – это продвижение человека к совершенству, которое достигается не сразу, а постепенно, по слову Самого Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). В связи с этим, воспоминание Иоанна Лествичника Великим постом, помимо… 14.04.2024 Сегодня, 13 апреля, Церковь отмечает третью Родительскую субботу Великого поста 2024 Третью Родительскую субботу Великого поста 2024 года – особый день поминовения усопших – отмечает Православная Церковь 13 апреля. Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника, – соответственно, и литургическое поминовение усопших тоже происходит реже. Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Правда, в 2024 году таких дней два, т.к. вторая Родительская суббота (6 апреля) совпала с днем предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому заупокойное богослужение было отменено. В цело же в эти дни можно прийти…

http://foma.ru/themes/velikij-post

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. – Какие периоды Великого поста можно выделить особо? – Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг. Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас. Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу. Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Для чего такая всеобщность поста в природе? Для восстановления изнуренных сил. Казалось бы, питание должно подкреплять и восстанавливать силы всего живущего, и, однако же, одного питания не достаточно для сего: нужен пост, как восстановитель сил самого питания. После сего уже нетрудно судить, может ли обойтись падший человек без сего всевосстанавливающего средства, то есть поста? Напротив, для человека пост есть, можно сказать, природное средство к восстанию. Ибо с чего началось и в чем состояло первое падение наше? В том, что мы, в лице прародителя нашего, не соблюли поста. Если бы пост был сохранен в раю, – говорит один учитель Церкви, – человек и доселе оставался бы в раю: а мы можем сказать, что если бы пост был сохраняем и вне рая, то мы паки давно приблизились бы к Едему. Ибо с чего и теперь начинается падение каждого из нас? С нарушения заповеди о посте. Не соблюл поста во взоре и слухе? – потеряна чистота сердца. Не соблюдено поста в мыслях и умозрении? – отворена дверь вольномыслию и неверию. Нарушен пост в желаниях? – делаешься рабом любостяжания и гордости. Пренебрежен пост языка и уст? – вышел кощун и празднослов. А что, наконец, бывает, когда пост и воздержание вовсе удаляются от трапезы? В таком случае нередко прилагаются скотам несмысленным даже такие люди, коим, по-видимому, суждено было стоять выше человечества. Что же, братие, после сего дивного, если Святая Церковь , принимая нас на свои руки для врачевания духовного в настоящее время, первее всего, посредством поста, старается затворить и иссушить главный источник зла, нас снедающего? Пост одним появлением своим уже рассеивает многочисленную толпу беспорядков и соблазнов; сравните нынешние дни с прошедшей неделей: где прежде были бесчинные собрания, там тишина и порядок; не видно людей, бесчестящих природу человеческую; не слышно кликов, раздирающих целомудренный слух; каждый идет степенно к своему делу; встречается ли с кем-либо – не заводит пустых речей; даже спорит ли – спорит мирно; даже гневается ли – гневается умеренно. Если бы кто, видевши город прежде, посмотрел на него теперь, и не знал, что наступил святой пост, то подумал бы, что с нами произошло какое-либо чудо. А в чем это чудо? В посте. Затворен источник зла, и сами собой иссякли протоки. Без сомнения, такая благотворная перемена в городе предполагает перемену на лучшее и в домах; и там теперь все должно быть тише и благообразнее; муж менее терпит от сварливой и упрямой жены; жена не столько страдает от гордого и нечувствительного мужа; дети менее преданы шумным играм; слуги не так развлекаются услугами, не столько воздыхают от прихоти господ; самым домашним животным более теперь ослабы; самые бездушные вещи, употребляемые обыкновенно в хозяйстве, теперь как бы отдыхают. Все это произвел пост одним появлением своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря/7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы. «Нельзя» или «нужно»? Как же подготовиться достойно к празднику Рождества Христова? Празднуя пришествие в мир воплощенного Бога, открывшегося как любовь, мы и сами стремимся научиться любви к Богу и ближним, искренней молитве, прощению и мирному устроению духа. Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому. Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения — мясо, яйца, молоко и его производные. Рыбу и вино в обычной приходской практике вкушают во все дни, кроме среды и пятницы (кроме тех случаев, когда на среду или пятницу попадает великий церковный праздник, например, Введение Божией Матери во Храм или храмовый праздник), а также кроме периода предпразднства Рождества (со 2 января по новому стилю). Монастырские же правила несколько суровее. Исключение мяса во время поста не значит, что оно «нечисто» само по себе, или употреблять его — грех. Мы воздерживаемся от мяса, потому что хотим воспитать свою волю и доказать: человек — не только материальное существо, живущее «хлебом единым». Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от материальной пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий. Пост телесный и духовный

http://pravmir.ru/post-kak-nasha-svoboda...

Здравствуйте, Катерина! Вы правы — если отказ от супружеских отношений в пост вызывает негативную реакцию супруга и раздор в семье, то настаивать на этом не нужно. По слову апостола Павла не жена властна над своим телом, но муж, и воздерживаться от близости нужно по взаимному согласию. На будущее постарайтесь договориться с супругом о воздержании накануне Причастия и в наиболее важные дни: например, на Страстной Седмице Великого поста . Молитесь о супруге, просите, чтобы Господь даровал ему веру и привел в храм. Помоги Вам Господи! С уважением, священник Александр Ильяшенко Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка во время поста?Марина Здравствуйте, Марина! Да, крестить ребенка можно и во время поста. Помните, что важно не только крестить малыша, но и воспитывать его в Православии, регулярно причащать Святых Христовых Таин. С уважением, священник Александр Ильяшенко Доброго дня! Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста (Успенский пост, свадьба назначена на 24 августа)? Здравствуйте, Анастасия! Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста (после 28 августа). О венчании и подготовке к нему можно прочитать здесь Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью! С уважением, священник Александр Ильяшенко Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все  время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом. Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост — разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь? Здравствуйте, Ульяна! Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

http://pravmir.ru/post-voprosy-i-otvety/

Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни. Проявление указанного архаизма на великопостных вечернях фиксируется рядом средневековых Типиконов. Это замечание относится как к группе Студийских памятников , так и к группе Иерусалимских памятников ΧΙ–ΧΙΙ веков . Особые указания относительно кафизмы на вечерни в период Великого поста содержатся в Типиконе, регламентирующим устройство и богослужение Евергетидского монастыря, располагавшегося около стен Константинополя. Указанный памятник предписывает не исполнять кафизму на великопостных вечернях вообще. Исключением является первый день поста, когда положена 18-ая кафизма. Такое предписание связано с тем, что каждый день в течение Великого поста, кроме первого, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Кафизма же опускается, чтобы не затягивать вечернее богослужение. Однако в период Апостольского поста рассматриваемый Типикон предписывает исполнять стабильно на вечерни 18-ую кафизму . 3.    Кафизмы на утрени На протяжении Великой четыредесятницы современный Устав не сокращает количество кафизм на утрени ни при полиелейном разряде богослужения , ни на праздник Благовещения, если он приходится на будний день рассматриваемого периода . Только в четверг 5-ой седмицы поста полагается одна (восьмая) кафизма, что связано с исполнением Великого канона в указанный день . Таким образом, видно, что современный Типикон устанавливает в седмичные дни Великой четыредесятницы три кафизмы без всяких оговорок, исключение же составляет четверг 5-ой седмицы. Такая строгость исполнения кафизм в Великую четыредесятницу свойственна Иерусалимскому Типикону, и подобные указания на чтение кафизм мы встречаем во многих рукописных вариациях данного устава . Многие памятники студийской традиции предполагали больше моментов, нежели ныне, когда количество кафизм на утрени Великой четыредесятницы сокращалось. По Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.) в первый день Великого поста и в среду средостения положено две кафизмы, в четверг 5-ой седмицы – одна, в прочие седмичные дни – три кафизмы. Однако стоит отметить, что сокращение кафизм в понедельник первой седмицы Четыредесятницы компенсировалось тем, что первый час в этот день совершался с кафизмой .

http://bogoslov.ru/article/4453203

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010