Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле бегающий дела, горькаго совета фараонитска. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Аще бабы слышала еси, убивающия иногда безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние, ныне, яко великий Моисей, сси премудрость. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием? Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Аарон приношаше огнь Богу непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие. Слава: Тя, Троице, славим Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая. И ныне: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество. Песнь 6 Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия.

http://zavet.ru/k/vp/n01kanon1.htm

[Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою, смилуйся надо мною, ибо нет грешника между людьми, которого я не превзошел бы прегрешениями.] При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследствовав осуждение, в потопе погружения. [Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе.] ( Быт.6:1-17 ) Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися. [Подражая отцеубийце Хаму , ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад.] ( Быт.9:22-23 ) Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха: бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания. [Беги, душа моя, от пламени греха; как Лот ; беги от Содома и Гоморры ; беги от огня всякого безрассудного пожелания.] ( Быт.19:15-17 ) Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти, егда приидеши со ангелы Твоими, воздати всем по достоянию деяний. [Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, когда придешь с Ангелами Своими воздать всем по достоинству их дел.] Слава, Троичен: Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей. [Троица несоставная, несозданная, Существо Безначальное, в троичности лиц воспеваемая, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей.] И ныне, Богородичен: От Отца безлетна Сына, в лето Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева, доящи. [Ты, Богородительница, не испытавши мужа, во времени родила Сына от Отца вне времени и – дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою.] Песнь 4 Ирмос: У слыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. [Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.]

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

«Щедроты» – «οκτρμων». Это греческое слово встречается в известных словах Евангелия от Луки: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден» (Лк. 6, 36). Итак, речь здесь идет о милосердии и сострадании Божьем. «Благоутробие» – ευσπλαγχνα (эвспланхниа) – это греческое слово состоит из двух: ευ – добрый, хороший; σπλαγχνα – букв. внутренность; перен. сердце, любовь, милосердие . Таким образом, это греческое слово можно перевести на современный русский язык как «добросердечие». «Мановение» – οπ (ропи) означает склонность или тяготение к чему-либо или к кому-либо. В данном контексте оно означает благосклонность Господа к человеку. Подытоживая, можно было бы предложить следующий вариант перевода тропаря: Тяжко израненного орудием наслаждений, перевязкой милосердия Твоей добросердечной благосклонности исцели меня, Слове, чтобы я благодарно славил Тебя во веки. ВЫШНЯЯ ГАСТРОНОМИЯ Тропарь восьмой песни От страстей вредных, от зависти и ненависти, от всякия злобы воздержися душе, пищами питающися, пищу горнюю невещественно ходатайствующими. π παθν βλαβερν, π φθνου κα μσους, π πσης κακας, γκρατεθητι ψυχ, σιτοις τρεφομνη, τος τν τρυφν τν νω, λως προξενοσι . Вторая часть молитвословия непроста для понимания. В греческом тексте мы имеем дело с достаточно сложной синтаксической конструкцией. Кроме того, переводчик на церковно-славянский язык греческое слово τρφ (трифи) перевел как синоним слова στον (ситион) – пища. Таким образом, получилось двойное употребление одного и того же славянского слова. Слово τρφ (трифи) действительно созвучно глаголу τρφω – принимать пищу, вскармливать, кормить. Но в данном контексте слово τρφ (трифи) обозначает «роскошь, негу, наслаждение, изысканность (в том числе и в пище)». Еще больше смысл фразы запутывает слово «ходатайствующими», которое является переводом греческого слова προξενω (проксенео). Этот греческий глагол многозначителен и связан в первую очередь с проявлением гостеприимства, оказанием покровительства, а также может означать обеспечение чем-то необходимым, заботу о ком-либо. Возможно, церковно-славянское слово «ходатайствовати» в какой-то мере и отражает значение греческого слова, но в современном его восприятии оно никак не способствует пониманию фразы.

http://bogoslov.ru/article/4764549

  Храм Гроба Господня В православном богослужении X–XXI вв. После X в. большое распространение в православном мире получает Студийский устав, а с XII–XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в православной Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы согласно этим уставам совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или несколько раньше — на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени. Студийский устав. Согласно основным редакциям Студийского устава — первоначальной и афоно-итал.,— служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни — те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Великую среду — 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник — двупеснец прп. Космы, в среду — канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) — светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Великий понедельник (на которой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Великий вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница), из-за чего часы в этот день несколько сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Великой среде (ГИМ. Син. 330. Л. 22 об.— 26).

http://sedmitza.ru/text/414245.html

После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав , а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни. Студийский устав Согласно основным редакциям Студийского устава - первоначальной и афоно-итал.,- служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Вел. среду - 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник - двупеснец прп. Космы, в среду - канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) - светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Вел. понедельник (на к-рой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Вел. вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница ), из-за чего часы в этот день неск. сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Вел. среде (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 22 об.- 26).

http://pravenc.ru/text/Великие ...

26 февраля Участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане 27 февраля Завершение  визита в Иорданское Хашимитское Королевство 28 февраля Объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета в Малахитовом зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя г. Москвы МАРТ 1 марта Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя г. Москвы ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2 марта Понедельник первой седмицы Великого поста . Участие в уставном богослужении в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя г. Москвы 3 марта Вторник первой седмицы Великого поста . Участие в уставном богослужении в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 4 марта Среда первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 5 марта Четверг первой седмицы Великого поста . Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 6 марта Пятница первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в Трапезном храме в честь прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры Канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти вмч. Феодора Тирона, праздника обретения мощей блж. Матроны Московской . Утреня в Покровском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

http://patriarchia.ru/md/db/text/5696091...

26 февраля Участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане 27 февраля Завершение визита в Иорданское Хашимитское Королевство 28 февраля Объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета в Малахитовом зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя г. Москвы МАРТ 1 марта Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца. Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя г. Москвы ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2 марта Понедельник первой седмицы Великого поста. Участие в уставном богослужении в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя г. Москвы 3 марта Вторник первой седмицы Великого поста. Участие в уставном богослужении в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 4 марта Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 5 марта Четверг первой седмицы Великого поста. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 6 марта Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Трапезном храме в честь прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры Канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти вмч. Феодора Тирона, праздника обретения мощей блж. Матроны Московской. Утреня в Покровском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

http://pravoslavie.ru/136522.html

Основываясь на тексте А., повествующего о событиях Благовещения и Рождества Христова, можно предположить (Krypiakiewicz), что он первоначально предназначался для пения на праздник Собора Богоматери (26 дек.), а затем - на праздник Благовещения (25 марта). Еще в XII в. Минеи (РНБ. Греч. 227. Т. 3. Л. 30-31об.) имели указание петь на Благовещение А. Богородице по 6-й песни канона, а текст А. Богородице в Кондакарях выписывался на Благовещение и в XIV в. По данным литургических источников, место А. было довольно подвижным. Его пели за 5 дней до Благовещения, за 2 дня, в сам праздник (первоначально полностью, затем в усеченном виде). Уникальная практика описана в Триоди из б-ки лавры св. Афанасия (Athan. Г-25, XII в.) - пение А. Богородице во вторник 6-й седмицы Великого поста. В греч. Триодях начиная с X в. и в слав.- с XII в. А. Богородице помещался в субботу 5-й седмицы Великого поста. К X в. относится свидетельство о пении А. Богородице в субботу 5-й седмицы Великого поста в память об осаде аваров в 626 г.- по преданию (отраженному, напр., в синаксаре Триоди Постной в субботу 5-й седмицы поста.- Триодь Постная. Л. 330-331об.), А. Богородице впервые читался во Влахернском храме Богородицы в К-поле во время этой осады. По мнению И. Карабинова , установление празднования победы 626 г. в период Великого поста неподалеку от дня Благовещения (25 марта) объясняется тем, что 24 марта 628 г. начались мирные переговоры между имп. Ираклием и шаханшахом Хосровом, а 3 апр. был заключен мир. Тем самым ежегодное пение А. Богородице связывалось с памятью о благополучном окончании войны, а не только о снятии осады К-поля (Карабинов. С.38-50). Вероятно, служба А. Богородице в субботу 5-й седмицы Великого поста наложилась на еженедельное ночное кафедральное богослужение с пятницы на субботу в К-поле в честь Пресв. Богородицы, сопровождавшееся шествием с Ее иконами по городу (Mateos. Typicon. T. 2. P. 52-55; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 124) и устроенное по образу аналогичного шествия в Иерусалиме (М. ван Эсбрук , Н. Паттерсон-Шевченко ). О такой службе известно не только из Типикона Великой ц., но, напр., из жития св. Стефана Младшего , где описано, как мать святого идет на пятничное богослужение (δοξολογικ γρυπνα - славословное бдение) во Влахерны и там молится перед образом Божией Матери; Михаил Пселл знает о пятничной Богородичной службе и о чуде, когда приоткрывался покров над иконой.

http://pravenc.ru/text/Акафистом.html

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь. 1963 г. Слово во вторник 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и пользе его Се, ныне время благоприятно, се, ныне дни спасения. (ср.: 2 Кор. 6, 2) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, мы с вами вступили в подвиг Великого спасительного поста, который установлен Церковью в подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа, ибо Он ради нашего спасения постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая никакого пития. Так и нам, Его последователям, Святая Православная Церковь строго заповедала хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней, начиная со вчерашнего дня, называемого Чистым понедельником, и до пятницы шестой, или Вербной, седмицы. Оттого сей наступивший пост называется у нас Святою и Великою Четыредесятницею. Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами. Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям. Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста - дело святое и весьма древнее. " Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте " , - говорит святитель Василий Великий. Думаешь ли, что древность его считают со времени происхождения Закона? Пост старше Закона. Пост - не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. Проклята земля: тернии и волчцы возрастит тебе (ср.: Быт. 3, 17-18) - велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6). Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: «Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие» (Песнь 3). «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога» (Песнь 5). Святой Андрей Критский Великий покаянный канон В понедельник Первой Седмицы Великого поста Во вторник первой седмицы Великого поста В среду первой седмицы Великого поста В четверг первой седмицы Великого поста   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 158 101 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/velikij-post-velikij-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010