В обеденный перерыв надо сходить в буфет. Брал незатейливо - винегрет и кашу, стакан чаю в придачу. И выхожу на волю. Наладился ходить на прогулку с Румянцевым и Кудряшовым - назову их только по фамилиям, как значились в ведомости, запанибратских обращений избегал. Но люди они крайне интересные. Румянцев - поклонник Стендаля и с гордостью говорит о приобретённом долгожданном седьмом томе этого изысканного французского стилиста. Дело в том, что ещё до войны затеяно было Собрание сочинений Стендаля в пятнадцати томах, но успели выпустить в свет лишь семь книг, остальные не выходили. И седьмой том оказался самым ненаходимым, «замотали» - кому ж не хочется читать про душещипательную любовь!? А седьмой том как раз об этом. И вот наконец достал для полноты, радуется Румянцев и на обеденной прогулке, удоволенный, рассказывает. Прогуливаемся мы втроём, меня берут за компанию, как внимательного слушателя и любознательного юношу. Идём мы обыкновенно в Новодевичий монастырь. Тишина, покой, древность на ощупь. Кудряшов, архитектор, он всё о древности, застывшей в камне. Вот, говорит, обращаясь ко мне, видишь хоромину на склоне холма, это монастырское место заточения опальной царевны Софьи, терпимицы и деятельницы широкого державного ума. Под окнами её светлицы свирепый Пётр повелел поставить виселицы с повешенными стрельцами. А ты говоришь «преобразователь» - так и понукал, страхом да смертоубийством. О Петре Кудряшов не боится говорить. От меня, как от этих камней, лишнего не услышать. Ходим по дорожкам, любуемся летним днём. На выходе из монастыря взгляд удержали на цыганском таборе, закрепился на пустынной площади. Теперь там садовые деревья, цветы и скамейки для любителей уюта. Наш институт поглощён строительством фабрик, выпускающих хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные и трикотажные ткани. Расположены предприятия в разных местах страны, и для всех надо соблюдать принципы - прочность и удобство. В первую очередь, прочность перекрытий цехов и строений в целом. Тогда ещё ни о каких сборных конструкциях речи не было. Стены возводили из кирпича, перекрытия делались монолитными, железобетонными. Конструктор тщательно просчитывал нагрузку на перекрытие цеха, в котором будут работать станы, с учётом вибрации от машин и механизмов. Железобетонная плита всё это должна выдержать с походом. В опалубку укладывают арматуру по порядку, каждый прут определённого сечения из самой прочной стали. Уложенную арматуру скрепляют прочными хомутами, и когда монтаж закончен, в опалубку заливают бетонный раствор, его выдерживают несколько суток, чтобы созрел и закаменел. Иногда по нему пускают вибратор, чтоб не образовались «раковины»-пустоты. Бетонная плита прочно вписана в стеновую кирпичную кладку, на плечах которой должна вечно покоиться.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/08/...

Между прочим, в его отзывах о жизни Запада, политической жизни Англии, Франции, в его размышлениях о еретичествующих о писателях найдем и тонкую иронию, и то особенное русское, меткое слово, которое, по свидетельству Николая Васильевича Гоголя, припечатывает, приклеивается так, что этот ярлык уже невозможно отодрать. - В церковном обществе можно услышать «семинарские» шутки на сакральные для верующего человека темы. Грех ли это? – Честно говоря, у меня существуют определенные беспокойство и тревога. Воцерковленные люди не изъяты из мирской среды, но вращаются в обыденной жизни, и я часто наблюдаю, что тон наших конференций, дух докладов, лекций, размышлений, всевозможных круглых столов (сейчас я не имею в виду интернет, а только то, что совершается на поверхности земли) едва ли допустимы с точки зрения подлинной церковности. Вы помните, дорогие читатели, что Церковь называет преисподнюю «всесмехливым адом». И, конечно же знаете, как сурово св. Иоанн Лествичник , носитель Духа Божиего, вместе с сонмом святых отцов обличал, вслед за Господом, «смеющихся ныне», тех, кто превращает юдоль покаяния — краткую земную жизнь, данную нам для подвига спасения, в какой-то вечный фестиваль, буффонаду, ярмарку тщеславия и шуток… А ведь в этом повинны все современные средства массовой дезинформации. Все ток-шоу, сборища и ристалища, где у барьеров скрещиваются человеческие мнения и расцветают пышно, как ряска на болоте, страсти тщеславия, гордости, гнева, злобы, похоти, и прочее, и прочее. Так вот, для себя я поставил правилом быть очень осторожным в отношении такой «запанибратской» шутливой интонации. Мы, священники, поставлены на амвон, если не вселенской, то всероссийской проповеди и должны быть крайне внимательны к лексическим средствам, которые привлекаем для украшения или особой выразительности нашей речи. Нам, проповедникам, равно как и всем миссионерам, священно- и церковнослужителям, втянутым в общественную и публичную жизнь, должно всегда предугадывать «как наше слово отзовется». А отзывается оно в сердцах не только благожелательной публики, но и всех тех, кто всячески подкапывается под наше слово, желая извратить его смысл или воспользоваться словесными огрехами церковных трибунов, и обратить эти ошибки к вредным для церковного дела последствиям.

http://azbyka.ru/kak-shutili-svjatye

– «Батюшка, вы слушайте, что дальше было. Через месяц снится мне следующий сон. Является мне в нем преподобный отец наш Серафимушка…» Так он как-то очень ласково и немножко запанибратски назвал преподобного Серафима. Святой в не менее восторженных тонах рассказал этому Ване о том, какой у него будет приход, после чего тот уверился, что надо уже с епископом договариваться, куда же можно будет его послать. «А вот перед приездом к вам, отец Артемий, – продолжал тем временем гость, – приснился мне весь Собор наших новомучеников и исповедников Российских. Выступил вперед патриарх Тихон и сказал: «Поезжай к отцу Артемию, расскажи ему о своих снах и попроси обеспечить тебя на дорогу к епископу всеми необходимыми средствами для священнического служения, но только сам пока пусть ничего не покупает, просто передаст деньгами. Он не посмеет нас ослушаться, ибо мы предстоим Божьему Престолу и молим Господа за всю нашу Русскую землю. Вот я перед вами, батюшка», – и стоит передо мною с невинным видом, и лицо у него прямо как у семинариста: бородка, симпатичный раздвоенный пробор, кудри, выражение благостное. Выслушав этот третий сон, говорю ему: «Либо ты, брат Иван, в великой прелести находишься, либо плут несусветный». Может быть, и не так строго я ему сказал, но примерно так. Совесть моя была чиста, потому что мы его накормили. Зеков озлоблять нельзя, они и без того «обижены судьбой». Если можешь, покорми, дай немножко денег и отпусти с миром. Да, глубок человек. Но и мы должны понимать и выводить на чистую воду подобных «художников слова». Главное: все жаждут любви, Божией и человеческой. Любовь, бескорыстное сострадание, сердечное милование ближнего – вот «товар», подлинность и качество которого распознаются сразу, а заключенные – люди проницательнейшие. Остается молиться и трудиться над собой, дабы сочувствие, как и благодать, снисходящая свыше, всегда обитали в сердцах. 10. Обобщение правил общения в разных аудиториях Ранее мы разбирали характер общения в различных аудиториях и особенности восприятия слова слушателями в зависимости от их возраста, сословной принадлежности и прочих факторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Православные христиане знают, что пока стоят монастыри и молятся монахи, держится человечество. Иночество – величайший подвиг духовного жертвенного служения Богу. Иноки молятся и духовно окормляют живущих в миру, совершают подвиг молитвенного предстательства за всех. Вот вам несколько примеров того, насколько угодна Богу чистая молитва и монашеское делание. Пророк Моисей мыслью молился, и Господь сказал ему: «Моисей, что ты вопиешь ко Мне?» – и избавил израильтян от гибели ( Исх.14:15 ). Преподобный Сергий постом и молитвою помог русскому народу освободиться от татарского ига. Преподобный Серафим мысленно помолился – и Дух Святой сошел на Мотовилова. И это есть дело монахов. «Но если монах нерадив и не стремится к достижению того, чтобы душа его всегда созерцала Господа, то пусть он служит странникам и помогает мирским от трудов своих – и это угодно Богу, хоть и далеко от монашества», – так учат святые. Иногда, Ваше Высокопреосвященство, можно услышать мнение, что полезнее было бы жить человеку в миру и приносить видимую реальную пользу, чем замкнуться в монастыре. Например, посадить дерево, вырастить детей… Хорошо сказал преподобный Афонский старец Силуан: «Мир думает, что монахи – бесполезный род. Но напрасно они так думают. Они не знают, что монах – молитвенник за весь мир; они не видят его молитв и не знают, как милостиво Господь принимает их. Монахи ведут крепкую брань со страстями, и за эту борьбу будут велики у Бога… Знай, что когда случится беда народу, и душа заплачет пред Богом за этот народ, то он будет помилован». Вот поэтому к монашеству и святым обителям на Руси всегда было особое отношение – благоговейное, а не запанибратское. Неспроста ведь прижились на Руси и глубоко вошли в души верующих слова святого Иоанна Лествичника : «Свет монахам – Ангелы, свет мирянам – монахи». Монахи, как говорил старец Паисий Афонский , это связисты нашей Церкви, то есть люди, которые «выходят на связь» с Богом посредством чистой молитвы. Вот они и удаляются подальше от мирских помех, чтобы иметь постоянную связь со Христом в молитве и помогать другим людям. Бог хочет, чтобы монахи опытом своей жизни давали людям свет и таким образом руководствовали их к вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Льву: Как ни странно апостолы Иисуса Христа(вот так запанибратски :)) тоже были люди не богословским образованием (даже членов Синедриона этим удивляли), языки стали понимать только чудом -но это не мешало им нести благую весть даже в другие страны. Права Людмила Главное любовь к Богу и ближнему-это побуждало и Иисусу Христа и апостолов и христиан древности ходить заметьте по домам (Деяния апостолов)и благовествовать. Вывод: судить всегда проще (не судите да не с..и т.д. ) -попробуйте показать СВОЮ веру делами. Не очень то надеюсь на размещения данного коментария- не любят подобные ресурсы того что не по ним, но все же.. Марина 28 марта 2014, 00:58 Ну почему же невозможное? Господу возможно всё!)) Галина Владимира 27 марта 2014, 22:46 Мое мнение и опыт подсказывает мне,что если вы не обладаете знаниями и не умеете грамотно аргументировать свои мысли-вступать с еговистами в спор не стоит.У меня была очень хорошая знакомая-оказалось,что ее мама и она тоже еговисты.Много мы дебатировали,вместе читали места с Библии и Толкований.Но всегда после наших бесед меня очень болела голова,я чувствовала совершенную бесполезность наших бесед.Потом я прекратила все разговоры на тему веры. Дело в том,что они к вере подходят как к решению математической задачи-им важно доказать что-то.А Господь-ЭТО ЛЮБОВЬ ! Валентина 27 марта 2014, 20:50 А в нашей семье такая история.Мы с мужем православные и являемся прихожанами Свято-Иоанно-Предтеченского Собора в г.Вашингтоне.Два года назад к нам переехала жить из Москвы мама мужа. Там она активно ходила в баптистский молильный дом.В Америке она с нами стала посещать службы и участвовать в таинствах,конечно по благословению нашего батюшки о.Виктора(Потапова).Она стала читать статьи из " Православие и мир " , из портала Православие.ru, богословские книги нашей дом.библиотеки-святых Отцов Церкви и др.,в том числе " Несвятые святые " .Она достаточно много времени уделяет молитве и начала пользоваться также православным молитвословом.А готовясь к причастию, старается соблюдать молитвенное правило.После причастия она такая счастливая,радостная.Но вот что меня обеспокоило: она нам недавно сказала, что если бы она сейчас вернулась в Москву,то продолжила бы ходить в свою молильную группу,потому что здесь ей Господь не является, и что там они изучали Библию постоянно.Получается,что она так и не почувсвовала присутствия Духа Божьего в нашем православной храме.

http://pravoslavie.ru/69503.html

Где-то, не помню, прописан вопрос: как лучше стоять на молитве? И ответ: стой как на суде, устремляя взор на уста Господни, из которых готово изойти последнее тебе решение: приди, или отойди, – и вопий: Господи помилуй. – Что у вас и происходит. Мне кажется еще, что с единою молитвою Иисусовой можно всякие правила отбывать, только чтоб она была не в слове только, но и в силе. Я верую, что святые на небе все вместе молятся о нас, хотя мы простираем молитвы то к тому, то к другому. И Божия Матерь со всеми предстоит о нас Богу. Когда просите, чтобы святые присоединили свое предстательство пред Господом к молитве Божией Матери, ничего особенного не делаете. На небе так всегда и есть. Каким благоговеинством преисполнено все небо пред сокровенным Богом! Хоть бы малость некая у канула нам от сего благоговеинства! Дебелость наша к земле нас тянет и делает нечувственными. А забвение, а осуечение помыслов пустяками, а разленение, а пустое чем-либо услаждение, и злейшее паче всего: уты утолсте – сытость духовная, – и еще запанибратство с Богом, и еще – чуждоприсвоение, да и перечесть нельзя сколько дрянностей?! О тех, что ушли, пожалеть и молиться Господу, чтобы управил путь их во благое. И довольно. А досадовать и скорбеть, зачем? Господня земля! Лишь бы спасались. И слава Богу, если спасаются. А если уклоняются от пути спасительного, мы что можем с ними сделать? Господь да помилует их и спасет. Заставили вы меня говорить. Вот и наговорил много пусторечия. Простите Господа ради, и помолитесь о моем всеокаянстве. Ваш усердный богомолец Е. Феофан. 22 январ. 79 г. Письмо 507. Поздравления и совет о поминовении Ваше высокопреподобие, Достопочтеннейший о. архимандрит! Взаимно и вас поздравляю и с праздниками и с Новым годом. Даруй вам Господи в наступающее лето всего для вас наилучшего. Относительно записи на поминовение сделайте так: выберите из светских и не светских, кого душа выберет, пока исполнится число имен, какое у вас предназначилось, а о прочих припишите: и всех сродников и знаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В данном случае вопрос не богословский. Это вопрос этики и вкуса. Хотя, для человека публично сообщающего, что он любит (хотя бы в воображении) подглядывать в замочную скважину туалетной комнаты и приглашающего к этому своих слушателей, наверное, так обращаться к Богу - нормально. И все же. Прот. Владимир Головин одобряет подобное запанибратское обращение к Богу, но, интересно, одобрил бы он такое же обращение к себе? Как бы он (и его непосредственное окружение) отреагировали, если бы приходящие к «дорогому батюшке» обращались к нему запросто, игнорируя его сан, седины и статус в обществе: «Привет, Вовчик, как дела, чувак?». Что-то мне подсказывает, что такого наглеца довольно жестко оттеснили бы от культового священника. Возможно, кто-нибудь от оскорбленных чувств и кулаки применил бы. А вот к Богу так можно, Он стерпит... Вот когда мы обращаемся к нашему Спасителю Иисусу Христу, мы порой к нему обращаемся только как к Богу. А Он - не Бог. Он - Богочеловек. Вновь неправда, причем вопиющая! Что бы не говорил прот. Владимир Головин, Иисус Христос - Бог. Истинный Бог и Истинный человек. В этом и есть основа нашей веры. Но священник Головин утверждает нечто другое - «не Бог, а богочеловек». Есть два варианта интерпретации этой постоянно муссируемой им идеи. 1. В Богочеловеке Иисусе Христе божество растворяется до полного неразличения. 2. Иисус Христос и не Бог и не Человек, а нечто третье, что-то вроде кентавра - не коня и не человека, но человекоконя. Так и Иисус Христос, согласно версии прот. Головина, богочеловек, а не Бог. Но, коль скоро так, то значит Он и не человек, а наполовину человек, наполовину Бог - особое существо. Я не знаю, имел ли это в виду популярный проповедник, задумывался ли ин об элементарных выводах из своих слов, или он просто отключил мозги, очарованный собственным красноречием и пьянея от той власти, которую он обрел над обожающей его аудиторией, но развиваемое им «сортирное богословие» не предоставляет нам других вариантов понимания его «откровений».

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/9/net...

В качестве учебного пособия, иллюстрирующего это развитие, я предложил бы посмотреть два фильма идеально схватывающего негласный политический заказ момента Григория Александрова: первую его «голливудскую» комедию «Весёлые ребята» (1934 г.) и последнюю из них — «Весна» (1947 г.). В первой комедии строительство государства только начинается, и это радостно строящееся государство должно принадлежать рабочим и крестьянам, быть простецким, бедняцким; богатые нэпманы и нэпманши выглядят в нём белыми воронами. Язык героев примитивен, это уличный жаргон низов, которые «гимназиев не кончали». Голь перекатная, которая ещё вчера была «ничем», теперь благодаря революции стала хозяйкой жизни. И отношения между этими хозяевами сплошь запанибратские и грубые. Этика оставлена в буржуазном прошлом. Всё по Марксу — диктатура пролетариата. Перепрыгнув через тринадцать лет, смотрим фильм «Весна». Та же Орлова, тот же Дунаевский. Но кроме них, от «Весёлых ребят» не осталось ничего. Где пастухи, где поломойки, где простые труженики, которые должны были стать владыками мира? Герои картины уже не эгалитарны, а подчёркнуто элитарны. Есть там, правда, один рядовой служащий (его играет Плятт), но это крайне отрицательный персонаж, которого все презирают, этот плебей по закону контраста только лучше оттеняет аристократизм главных героев фильма. Да, это аристократия сталинской империи, и Александров являет нам её на экране, и образцы этой новой аристократии — научной (физик Никитина), кинематографической (крупный режиссёр, которого играет Черкасов), журналистской (топ-репортёр, разъезжающий на шикарной машине) и театральной (начинающая, но явно перспективная актриса Шатрова). Двух представителей имперской элиты — Никитину и Шатрову — играет в «Весне» Любовь Орлова, которая в «Весёлых ребятах» играла представительницу низов — служанку нэпманши Анюту. Вот Вы-то мне и нужны, дорогая Любовь Петровна! Тэффи была самой знаменитой и самой благополучной женщиной времён модерна, Вы были самой знаменитой и самой блистательной женщиной времён сталинской империи. Тэффи раскрыла мне глаза на свою эпоху, Вы раскроете глаза на свою. Для этого нам не нужно встречаться в вещем сне — в наше необуржуазное время, когда СМИ развлекают нас сенсациями и сплетнями, я и так могу узнать о Вашей жизни всё, что меня интересует. А интересует меня вот что: имея возможность взять от своей эпохи всё, что она могла дать, что Вы от неё взяли?

http://azbyka.ru/fiction/mysli-pered-zak...

– Это же разговор о России... – Конечно. Разговор о России. – О том, что с ней происходило, происходит да и продолжает происходить. – Да. Просто русскому человеку меньше всего нужно материальное. Он может – как на фронте, как в окопе: шинелькой прикрылся, голову положил на локоточек, поспал... Мы не материалисты, мы можем без удобств прожить особенных. Это не значит, что я отрицаю цивилизацию, комфорт и т.д. – я также всем пользуюсь, но для меня это не главное. – Василий Шукшин о вас сказал, когда вы снимались в «Печках-лавочках»: «Хорошая дивчина: ногами ходит по земле, а голова – в небе» – что он имел в виду? – Я не знаю. Это он сказал режиссеру Станиславу Федоровичу Ростоцкому, когда он встретил его, потому что я снималась параллельно в «А зори здесь тихие», потом у меня был перерыв, и я уехала в «Печки-лавочки» сниматься. Когда Станислав Федорович его спросил, он сказал: «Да, хорошая девка («дивчина» – это другое), только как бы ее в кучу собрать бы. У нее ноги по земле ходят, а голова в небе». Это мне передал Станислав Федорович. – Может быть, вы были мечтательной, он увидел эту мечтательность в вас? – Да, наверное. Вообще я очень мечтательный человек. Помню, на Алтае я выходила за околицу, а там степь, ровное пространство, и когда солнце огромное садилось в раскаленное лето, в зной – я так стояла однажды в каком-то потрясении, смотрела на закат, и вдруг Василий Макарович рядом оказался, мы его очень уважали и никак к нему запанибратски не обращались, нет, он всегда как-то на расстоянии был, а вдруг оказался рядом, я даже испугалась. Он говорит: «Ну что, маленькая (он очень любил это слово), красиво?» Я говорю: «Да, Василий Макарович, красиво» – «Ну-ну, давай», – и как-то так посмотрел на меня своим азиатским прищуром. А вообще, в каких-то вещах я очень реальный человек. – Но это вот те самые «ноги». – Да. Но в чем-то я мечтательная – потому что без мечты нельзя. Хотя во всех интервью на вопрос «Какую роль вы мечтаете сыграть?», я отвечала: «Я не мечтательная, я не мечтаю о ролях». Мне что принесли, как в ресторане – тут гарнир, тут мясо, я скажу, что мясо не буду – буду гарнир, выберу из предложенного. Мне жалко, что я мало играла в театре, потому что есть прекрасный русский театр, это театр Александра Николаевича Островского.

http://pravoslavie.ru/132325.html

…Вот на праздник я написал Вам такое грустное… Святые отцы в скорбях советуют поделиться с братьями. Ну, я и поделился. Не прогневайтесь. А. Вениамин Христос родился! (Приветствие у сербов.) Пишу в ожидании поезда, на вокзале… Пишу лишь об одном: какую благодать даровал мне Господь на Рождество!.. Много… Более, чем я заслужил… Еще раньше праздника я утешался, слушая, читая и поя стихиры. Иной раз хотелось заплакать от радости при созерцании таинства воплощения Бога. Самые обыкновенные и простые слова трогали сердце. А литургию служил с сокрушением духа, при сознании своего недостоинства. Но сокрушение было не угнетающее, а мирное; даже укрепляющее. Неожиданно для себя я решил говорить слово… И говорил со слезами: все время переживая радость от воплощения Божия. Я говорил о том, как человечество стало расцветать душевно с воплощения Христова! А до этого оно умирало. И расцветало разно: вот – смиренные христиане – и подвижники, и миряне; вот – горящие любовью к Богу мученики; вот – чистые святые святители; вот – мирные простые люди; вот – кающиеся грешники; вот – терпящие свои болезни; вот – борющиеся с врагами; вот – всегда радующиеся; вот – сладко плачущие; вот – ищущие себе скорбей: и такие – на удивление миру – были; вот – юродивые, мудрые «безумцы»; вот – рыбаки апостолы; вот – ученые, гениальные; вот – уходящие в пустыню; вот – рабы Божии в браке и деятели мира; вот – неизвестные людям, скрывающие себя, подвижники; вот – чудотворцы, уму непостижимые; вот – бедняки нищие; вот – князья и цари; вот – разбойники, сделавшиеся потом руководителями других; вот – сенаторы и царедворцы, убежавшие от мира… Поистине можно сказать с апостолом Павлом: их весь мир не был достоин ( Евр. 11:38 ). Это все цветы и плоды воплотившегося Господа! И за них одних нужно петь, и поется: «Слава в вышних Богу». К моему утешению, причащался горящий верою послушник… Рукополагал я препростого монаха… Все это так насытило мою душу благодатию Божиею, что я готов был считать как бы уже совершившимся для себя. Как премудро Церковь совершает предпразднство! И человек постепенно вкушает духовное питие, мало-помалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010