«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Крест — самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! Крест Разновидности креста «Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ. Каким был крест, на котором распяли Христа? «Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь». История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным». Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня.

http://pravmir.ru/kakoj-krest-pravilnyj/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О Кресте Христовом «Что известнее для христиан креста Христова, который, встречая наше вступление в мир сопровождает нас потом всюду во все время нашего странствования на земле — до нашего смиренного ложа в земной утробе, над которым в последний раз водружается он во свидетельство веры и надежды усопшего? Что известнее этой священной, страшной для демонов и спасительной для христиан четвероконечной формы Животворящего Креста, которую мы так часто и на себе изображаем и еще чаще видим в Святой Церкви на верху храмов, в различных священных действиях, на святых иконах, на священных сосудах и одеждах? Кто не знает и не чтит св. креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств,  как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня. Изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех, почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный. т. е. прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным образом, они называют печатью антихристовою и мерзостию запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребитсльнейшую форму креста (ибо только с течением времени вошло в обычай употреблять восьмиконечный крест), как будто по уничтожении двух поперечников — титла с подножием — крест уже перестает быть крестом и фигура о четырех концах никак не может быть названа им.» — пишет Иоанн Кронштадтский во введении к книге «О Кресте Христовом». Иоанн Кронштадтский рассуждает о Кресте Христовом в такой последовательности: о кресте вещественном, о крестах, сохранившихся от первых трех веков христианства, о крестах, какие были в IV веке,  о крестах и разнообразных изображениях креста в V, VI, VII, VIII, IX и X веках,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Скачать epub pdf Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Непобедимая и непостижимая сила Креста Христова. Непобедимая, и непостижимая, и божественная сила честного и животворящего креста, не остави нас грешных (Из последов. великого повечерия). Крест – символ Христианства; величайший, глубочайший, неисчерпаемый символ. Восьмиконечный крест – символ Православия. Взирая на крест умом и сердцем – христианин углубляется в этот святой символ и духовно растет. Как для растения необходимы: почва, влага и солнце с его светом и теплом, так христианину нужен крест Христов для духовной и телесной жизни, ибо в кресте Христовом для него и питание, и питие, и тепло и свет. Все ли знают – что такое крест для истинного христианина? Все ли понимают, что содержание этого христианского символа воистину неисчерпаемо? Попробуем немного сосредоточиться для благочестивого размышления над крестом, над тем самым крестом, который, в Крестопоклонную неделю, Святая Церковь выносит нам для напоминания о Страстях Христовых. Наше трудное, страшное, лукавое, торопливое время – не позволяет сосредоточиться. Люди жаждут развлечения, разнообразия ощущений, представлений, мыслей, чувств и действий. А крест зовет к противоположному. В нем нет движения, перемен, разнообразия внешнего. Крест требует сосредоточенного внимания в глубину духа. И тогда в его простоте, неподвижности и безмолвии – откроется безконечное содержание и бездонная глубина смысла. Св. Апостол Павел ничего в мире не хотел знать «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Коринф. 2, 2). Потому что познание Господа Иисуса Христа, на кресте распятого, дает все, что нужно человеку. Крест сделан из древа познания добра и зла, к которому дерзновенно прикоснулся, несмотря на запрещающую заповедь Господню, первый человек. На кресте Господь наш Иисус Христос раздрал рукописание греха Адамова и соделал спасение людей. И этот крест, произшедший от древа познания добра и зла, принесшего людям смерть, через орошение божественною кровью преобразился в древо жизни. Каждый крест, изображающий распятого Спасителя, безмолвно говорит нам: «Вот что Я сделал для тебя. Что же сделал ты для Меня?» На кресте написано все, что необходимо нам знать о Боге и о себе: наше падение и наше возстановление, наш грех и божественное милосердие. Крест научает нас великому терпению и смирению, любви и всепрощению, распятию нашей плоти и надежде на вечное спасение. Распростертыя распятыя руки явно свидетельствуют нам, что Господь не хочет смерти грешника и готов простить и обнять всех истинно кающихся, как бы грешны они не были.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Липовка. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Фамильный храм Бехтеевых во имя преп. Сергия Радонежского, после 1917 года был разграблен, долгое время использовался как зернохранилище, а потом был попросту заброшен. В настоящее время храм находится на реставрации, но до завершения ее понадобится много средств и времени… До наших дней на главном куполе храма сохранился крест с венцом и полумесяцем. Существует предание, будто бы однажды пришли в этот храм венчаться родные брат с сестрой. Но таинство не состоялось, потому как налетел внезапно сильный ветер и забросил один из венцов прямо на купольный крест, где он и поныне находится. Крест на главном куполе существенно покосился. Этот крест – подлинное произведение искусства. Конструкция его включает верхний восьмиконечный православный крест меньшего размера, который переходит в нижний четырехконечный большой крест, в свою очередь украшенный по бокам семью малыми крестами. Всё это покоится на полумесяце, на концах которого расположены две шестиконечные звезды. Еще четыре звезды помещены между перекладинами большого креста. Уцелели также несколько херувимов из металла в подкупольном пространстве снаружи храма. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4603 Данные 1905 год: " Село Липовка отстоит от Орла в 200 верстах, от Ельца в 35 верстах. Приход села Липовки находится при течении двух рек Дона и Липовка; от ж.д. ст. «Дон» село находится в 12 верстах. В состав прихода входит село и деревни Александровки (Писаревки), Васильевки, Варваровки, хутора «Хорошего» (Большая гора) и Николаевки. Количество прихожан обоего пола 2114. Храм каменный, трехпрестольный, главный во имя преп. Сергия, Радонежского Чудотворца, приделы во имя Священомученика  Никиты Елискова Мирского (? Прим. модератора: " Елискова Мирского " копируется от сайта к сайту) и во имя Всех Святых. Недалеко от церкви стоит часовня на месте когда-то сгоревшего храма. Время постройки ныне существующего храма неизвестно. Причт 3 членный. Церковной земли 35 десятин. Имеются школы – земская и грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=11769

19. Священные изображения: древность употребления креста; происхождение св. икон, иконостасов Храм украшается священными изображениями. Особенным украшением храма служат святой крест и иконы. В древности к кресту относились с ужасом и отвращением, потому что смерть через распятие на кресте считалась самой позорною. Но с того времени, когда Иисус Христос принял смерть на кресте, и этим освятил его, крест получил у христиан высокое значение и сделался предметом почитания. Христиане с первого века стали украшать крестом свои жилища, покланяться ему, целовать его и возжигать перед ним свечи и лампады. Особенно же распространилось употребление креста со времени вступления на престол императора Константина Великого , в 4-м веке, когда прекратилось гонение на христиан. В древности кресты имели различный вид. Был кресты трехконечные, наподобие буквы Т, и четырехконечные, наподобие буквы X. Крест, имеющий вид буквы X, называется «Андреевским», потому что на таком кресте был распят св. апостол Андрей Первозванный. Был в употреблении и четырехконечный крест, имеющий вид двух линий, сложённых под прямым утлом: + . У христиан был в употреблении и восьмиконечный крест. Вид этого креста образовался потому, что к четырехконечному кресту прибавили две линии: одна, изображающая надпись над головою распятого Господа, а другая – подставку под ноги висящего на кресте Господа. Святые иконы, которым мы кланяемся, имеют происхождение самое древнее. Первою иконою в христианской церкви был Нерукотворенный Образ Спасителя. Происхождение этого образа, по преданию, такое: князь эдесский Авгарь тяжко заболел. Слыша чудеса Господа Иисуса Христа, он пожелал иметь Его образ. Посланный живописец не мог списать лика Спасителя. Тогда Иисус Христос позвал живописца, взял у него полотно, отер свое лицо, и на полотне изобразился Нерукотворенный Образ Христа. По преданию, известно, что евангелист Лука, как живописец, написал несколько икон, из которых более известна Владимирская икона Божией Матери. Эта икона находится в городе Москве, в Успенском соборе. В первые века христианства, когда было гонение, христиане принуждены были скрываться от язычников в подземельях, и там, совершать Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Победа Православия над темными силами На месте временного захоронения Григория Распутина установлен новый крест 28.09.2012 1124 Время на чтение 3 минуты Вчера, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в Царском Селе в Александровском парке на месте закладки храма преподобного Серафима Саровского и временного захоронения Григория Ефимовича Распутина был установлен новый крест там же, где 24 сентября неизвестные вандалы снесли эту православную святыню , сообщает наш корреспондент. «Это событие знаковое для всех почитателей Семьи святых Царственных Мучеников, а также преподобного Серафима Саровского, в память о котором закладывался этот храм, который, к сожалению, так и не был достроен. С болью в сердце многие православные люди восприняли известие о поругании святыни, о снесении креста. Информация о событии быстро распространилась, и многие осудили это кощунство. У нас появилось желание и духовная потребность в том, чтобы восстановить православный крест на прежнее место и главное, сделать это в праздник Воздвижения», - сообщил «Русской народной линии» директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов . «Слава Богу, вчера это событие произошло, - продолжил он. - Большая группа верующих людей около 60 человек прибыла в Царское Село. В основном это были петербуржцы и жители Царского Села, а также и москвичи. Многие из тех, кто не смог приехать, передали свои просьбы восстановить эту святыню. Времени на организацию этого события было крайне мало, поэтому не все сочувствующие смогли приехать, но духовно и молитвенно все они были с нами. С крестом, который по нашей просьбе был изготовлен и освящен, мы прошли крестным ходом по Александровскому парку Царского Села с пением тропаря Кресту Господню и установили крест на прежнем месте. Это большой деревянный восьмиконечный крест, на котором помещены иконы преподобного Серафима Саровского и святых Царственных Мучеников. Для всех присутствующих установка креста стала большим праздником, фактически победой Православия над темными силами. Погода нам споспешествовала в этом, стоял ясный солнечный и теплый день. Наши души возгревали молитвы, которые мы возносили к святым Царственным Мученикам, преподобному Серафиму и Кресту Господню во время его воздвижения. Затем перед установленным крестом мы прочитали акафист Честному Кресту и пропели молитвословия и тропари к святым и Божией Матери. Мы надеемся, что с Божьей помощью это место больше не подвергнется осквернению».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/28/po...

архим. Михаил (Козлов) VI. Беседа с забайкальскими старообрядцами о кресте, на котором был распят Иисус Христос В Куйтунском селении приветствовавши собравшихся грамотеев старообрядцев обычным словом: мир и спасение вам, я предложил им мой следующий вопрос: ну что, братие, – после неоднократных моих предбывших собеседований с вами о необходимости на земле для спасения нашего единой Христовой церкви, надумал ли кто из вас обратиться к оной? Молчание. Что же вы молчите? Если еще никто из вас не решился оставить свое природное неведение, то почему именно? опять вопросил я. „Все что-то мы боимся присоединиться к вашей церкви; уж больно много в ней перемен, которые понаделал патриарх Никон ; ведь кроме многих церковных обрядов он переменил и самый честный и животворящий крест Господень; вместо истинного восьмиконечного креста внес в церковь четвероконечный крыж латинский“, – отвечал грамотей куйтунский. Мне помнится, я уже не один раз говорил с вами о кресте. Но если вы еще не усвоили себе доказываемой мною истины, то, пожалуй, в этот раз побеседуем подробнее об этом предмете, только предварительно прошу вас, друзья, слушать внимательно, и пока неокончена будет речь о кресте Христовом, не забегать с другими вопросами о прочих предметах, как эта привычка у вас имеется, проговорил я. „Хорошо, мы согласны послушать, что ты нам говорить будешь“, сказал грамотей. Подозревать и обвинять патриарха Никона за то, что будто бы он переменил старые церковные обряды на новые и переменил и самый крест Христов, у вас есть давний обычай, который обратился в столь сильную привычку, что весьма трудно разубедить вас в этом. Крест четвероконечный существовал ранее патриарха Никона несколько столетий, и никто оного из верных сынов церкви не признавал неправильным, не истинным крестом Христовым, и никто не называл крыжем латинским. Одни лишь ваши предки, отделившиеся от святой церкви, начали по сильной злобе неправильно нарицать, как и вы теперь их потомки нарицаете таковым именем. „Мы этому верим, что четвероконечный крест был раньше патриарха Никона , да только никто его не признавал истинным крестом, на котором распялся Господь наш Иисус

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очередная вылазка сатанинских сил Директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов о надругательстве над крестом на бывшей могиле Григория Распутина 26.09.2012 1251 Время на чтение 3 минуты 24 сентября, 11 сентября по церковному календарю, в Александровском парке Царского села было совершено кощунство. Варварским способом снесен поклонный православный крест, который был установлен на месте, где в 1916 году был заложен храм в память святого преподобного Серафима Саровского. Напомню, что храм строился на средства Анны Александровны Танеевой-Вырубовой, самой близкой подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны, при Серафимовском лазарете-убежище для раненых в Первую мировую войну русских солдат и офицеров. К сожалению, ни лазарет, ни Серафимовский храм не были достроены до конца. Этому помешал клятвопреступный бунт в феврале 1917 года, но Божиим промыслом 21 декабря 1916 года у северной стены внутри строящегося храма преподобного Серафима состоялось захоронение тела Друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина, который был убит заговорщиками 17 декабря 1916 года в Санкт-Петербурге. При погребении тела мученика Григория присутствовали все члены Семьи Государя Николая II, кроме Цесаревича Алексия. Это захоронение оказалось временным и просуществовало до 8 марта 1917 года, когда по распоряжению тогдашнего министра юстиции во Временном правительстве Керенского гроб с телом был выкопан, доставлен в Петроград и 11 марта тело Григория Распутина было сожжено около дороги из Лесного в Пискаревку. В ноябре 2005 года инициативной группой православных на месте недостроенного храма во имя преподобного Серафима Саровского был установлен большой деревянный восьмиконечный крест, который Божией милостью и простоял на сем месте почти 7 лет до 24 сентября 2012 года. Крест был освящен клириками Санкт-Петербургской епархии. Около него служились молебны преподобному Серафиму Саровскому, святым Царственным Мученикам, а в дни памяти Друга Царской Семьи при многочисленном стечении верующих со всех городов и весей России здесь совершались панихиды по убиенному старцу Григорию. За эти годы место это стало хорошо известно и посещаемо не только петербуржцами и царскоселами, но и многими православными русскими людьми, издалека приезжающими в Царское Село с целью посетить места, освященные молитвой святых Царственных мучеников.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/26/oc...

Поучение о четвероконечном Кресте («Нарек Бог имя первому человеку – Адам» (Быт. 5:2)) На еврейском языке слово «Адам» значит «человек из земли» или «чермный» (красный), так как он создан из земли червленой; на еллинском же языке называется «микрокосмос», то есть «малый мир», ибо получил свое наименование от четырех концов великого мира: востока, запада, севера и полудня. На еллинском языке эти четыре конца вселенной именуются так: восток – «анатоли», запад – «дисис», север, или полночь – «арктос» и полдень – «месимвриа». Возьми от тех еллинских наименований первые буквы, и ты получишь слово «Адам». И как по имени Адамовом отобразился весь четвероконечный мир, который он заселил своим родом, так с другой стороны это же имя прообразовало четвероконечный Крест Христов, которым новый Адам, Христос Господь наш, впоследствии должен был избавить от смерти и ада род человеческий, населяющий четыре конца вселенной. А так как на этом месте изобразился четвероконечный Крест Христов, прообразованный от начала мира четырьмя буквами имени Адамова, то не неуместно здесь вспомнить и раскольническое хуление четвероконечного Креста Христова, произносимое ими в безумном умствовании. Ибо, отрекшись от святой, Православной, Кафолической, Апостольской Церкви, составляя свои соборища в каких-то тайных местах или в пустынях, и совращая в заблуждение противным своим учением подобных себе невежд, раскольники, умствуя каким-то неведомым, неразумным образом, более же всего неистовствуя в безумии, наущаемые самим дьяволом, врагом Креста Христова, отверзли свои лающие уста на хуление честного четвероконечного Креста Христова, называя его «крыжем латинским» и «антихристовой печатью». Гнушаются этим святым Крестом как некой мерзостью и отвергают его, принимая и почитая один только восьмиконечный Крест и не признавая единой силы и тождества того и другого. Против этого хуления, исходящего из их гнилого ума и бесстыдных уст, довольно уже писали великие архиереи Божии, святейшие Патриархи московские со священным собором в книгах, именуемых «Жезл Правления» и «Увет духовный». Пусть прочтут их противники и устыдятся безумия своего!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Варзуга) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенская церковь  (или Церковь Успения ) — церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области, примечательный памятник деревянного зодчества. Входит в комплекс памятников деревянного зодчества Варзуги (кроме Успенской церкви: Афанасьевская церковь, Колокольня Успенского комплекса, Церковь Николая Чудотворца, Петропавловская церковь и Часовня безымянного Инока Терского). Содержание История [ править править код ] Впервые церковь с таким названием в Варзуге упоминается в записях 1563 года, что с ней случилось, неизвестно, но уже в 1674 году в Клировых ведомостях церквей Архангельской епархии появляется запись: «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме». Надпись на деревянном кресте, укреплённом на южной стене церкви, подтверждает дату окончания строительства: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето ЗРПВ месяца августа в Д день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Само­держце меж патриаршестве и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук». 7182 год в тексте соответствует 1674 году в современном летосчислении. В 1985 году этот крест был перенесён на остров Высокий, в 3 километрах к северу от Варзуги, до наших лет крест не дошёл. Имя строителя церкви, построившего церковь без гвоздей и скоб, пользуясь лишь топором и рубанком, известно из синодика церковного прихода Варзуги, где оно упоминается в списке особо угодивших богу прихожан. Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы. Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика) в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков, за счёт чего основание церкви имеет в поперечном сечении форму креста. В верхнюю часть церкви входят: восьмистенный сруб (восьмерик), сам шатёр, основание купола (так называемая шейка)и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом. Для украшения храма использовались многочисленные декоративные элементы: кокошники и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви — 34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы. Часть икон были написаны специально для новой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, часть — работы соловецких мастеров, осталась от старой, стоявшей здесь ранее церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010