Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

При учреждении в 40-х гг. XVIII в. Московской епархии М. С. м. оказался ставропигиальным, т. е. подчинялся Синоду через Московскую синодальную контору ( Розанов. 1869. Ч. 2. Кн. 1. С. 13). В ходе секуляризации 1764 г. М. С. м. был удостоен 1-го класса, но потерял почти все земельные владения. Никаких действий против секуляризации мон-рь не предпринял, напротив, в нем в 1763 г. содержался под стражей ее противник - митр. Ростовский и Ярославский св. Арсений (Мацеевич) . Число братии в XVII - сер. XVIII в. колебалось примерно от 40 до 100 чел. ( Давиденко. 2000. С. 97-100). Обитель закрывалась в нач. 70-х гг. XVII в. в связи с чумным бунтом и в 1788-1795 гг. В 1812 г. М. С. м. заняли франц. войска; среди братии потерь не было, но постройки пострадали. С кон. XVIII в. жизнь монастыря находила отражение в художественной лит-ре (в произведениях Н. М. Карамзина , М. Ю. Лермонтова , И. И. Лажечникова, Н. Д. Иванчина-Писарева). В М. С. м. по штату проживали ок. 30 чел., а с учетом внештатных - ок. 50 насельников. В нач. XX в. при мон-ре функционировали церковноприходская школа и об-во трезвости. Экономическую базу М. С. м. составляли штатная сумма, пожертвования, процент с капитала, сдаваемые в оброк земельные участки и постройки, плата за погребения в монастырском некрополе. В кон. XIX - нач. XX в. имело место отчуждение монастырской земли под строительство железнодорожных путей с выплатой компенсации за нее. После 1917 г. монастырские здания использовались братией и общиной верующих на правах аренды. Среди настоятелей известен архим. сщмч. Петр (Руднев) (впосл. архиепископ Самарский), призывавший братию к монастырской дисциплине и строгости богослужений, но не нашедший поддержки у группы монахов, к-рых возглавил ризничий игум. Антонин (Чубаров?). Конфликтная ситуация разбиралась патриархом Московским и всея России св. Тихоном , архиеп. св. Иларионом (Троицким) , св. Петром (Полянским) (Акты свт. Тихона. С. 288, 292-294, 296, 297, 738-742). Богослужения в М. С. м. совершались до кон. 20-х гг. XX в., когда в М. С. м. разместился Музей древней архитектуры, во главе которого стояли историк-искусствовед В. И. Троицкий, а позднее - П. Д. Барановский . В 1927 г. был издан научно-популярный очерк-путеводитель по музею-мон-рю ( Троицкий, Торопов. 1927). В 1930 г. музей был закрыт, а большая часть построек (собор, колокольня, надвратные храмы, основная часть периметра монастырских стен и зданий) снесена. В кон. 80-90-х гг. XX в. была восстановлена приходская жизнь в храме Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове и на месте Успенского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

В 20-30-х гг. XX в. большинство общин и храмов были ликвидированы, наставники репрессированы, новгородские староверы не имели зарегистрированных служителей. В 1927 г. в состав Новгородского окр. Ленинградской обл. вошел Солецкий р-н, где проживало значительное количество староверов. В Сольцах действовали 2 старообрядческие общины поморского и федосеевского согласия, существовавшие вплоть до 90-х гг. XX в. В кон. 40-х гг. XX в. предпринимались попытки регистрации общин в Волотовском и Маловишерском р-нах, но они оказались безуспешны. Несмотря на это, в Н. о. продолжали деятельность незарегистрированные старообрядческие общины в Ст. Руссе, Крестцах, а также в Валдайском, Волотовском, Демянском, Крестецком, Маловишерском, Марёвском, Новгородском, Парфинском, Пестовском, Поддорском, Старорусском, Холмском и Чудовском р-нах. К 60-м гг. XX в. большинство новгородских старообрядцев перешли в поморское согласие. Богослужения проводились на дому. В 1985 г. была зарегистрирована поморская община в Ст. Руссе, ей в пользование передан храм во имя свт. Николая Чудотворца (1371, восстановлен в кон. XVIII в., колокольня - 1750). В 1989 г. регистрацию получила поморская община в Новгороде, занявшая храмы бывш. Михалицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря . 11 марта 2014 г. зарегистрирована поморская община в г. Крестцы. Эти 3 общины находятся в юрисдикции Древлеправославной поморской церкви . Кроме них постоянно действуют поморские общины в с. Городцы Волотовского р-на, дер. Горка и с. Бурга Маловишерского р-на, дер. Костково Валдайского р-на, г. Окуловка. Общая численность активных представителей (исповедников) поморского согласия в Н. о.- ок. 2-2,5 тыс. чел. Наиболее тесные связи поморские общины Н. о. поддерживают с крупными центрами поморского согласия России и ближнего зарубежья - Невской поморской общиной в С.-Петербурге и Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной (Рига, Латвия). 19 сент. 2001 г. в Вел. Новгороде зарегистрирована община Русской православной старообрядческой церкви , занявшая ц. Иоанна Богослова на Витке бывш. Радоковицкого мон-ря (1383-1384, реставрация - 1952). В 2014 г. общине Белокриницкого согласия была также передана ц. во имя прор. Илии на Славне (1455; в 2017 начаты ремонтно-реставрационные работы). Разрозненные группы старообрядцев-поповцев действуют в Маловишерском и Демянском р-нах. Общая численность последователей Белокриницкой иерархии в Н. о.- ок. 200-250 чел.

http://pravenc.ru/text/Новгородская ...

Я. Здравомыслов и А. Н. Львов, археограф и этнограф Е. В. Барсов , музейные работники и историки И. И. Бриллиантов и Н. Г. Порфиридов, историк-краевед С. М. Смирнов (биографии многих из них см.: Там же. С. 98-186). С нач. XIX в. под рук. митр. Амвросия (Подобедова) начался процесс создания широкой сети духовных уч-щ, в попечении о к-рых он видел одну из главных своих задач. Первым в февр. 1802 г. было восстановлено уч-ще в Кирилловом Белозерском мон-ре (открыто 9 марта), позднее в нем были открыты классы риторики (1805), философии (1806) ( Светлов. 1917. С. 402-403). В кон. того же года для обучения детей духовенства г. Тихвина и его окрестностей в тихвинском Большом Успенском мон-ре была устроена рус. школа с лат. классом (Там же. С. 403). Практически одновременно такая же школа для детей духовенства Олонецкой губ. открылась в Александровом Свирском мон-ре. 25 марта 1804 г. возобновлено Лихудовское уч-ще при Новгородском архиерейском доме (митр. Амвросий содержал в нем за свой счет ок. 20 бедных воспитанников). В том же году вновь открылось уч-ще в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе. Уч-ще, учрежденное 30 янв. 1806 г. в Преображенском мон-ре в Каргополе, стало функционировать только в 1809 г., но не в мон-ре, а в городе. В 1806 г. митр. Амвросий сообщал Синоду: «А прочих городов с уездами, кроме Череповского [Череповецкого], боровичские, валдайские, устюжские, белозерские, петрозаводские и вытегорские священно- и церковнослужители, желая, чтобы таковые училища учреждены были и в их местах, предлагая добровольно не токмо на содержание учителей и школ каждогодне, но и на построение школ единовременно складку, просят на сие моего дозволения. Города же Устюжны, Троицкой церкви священник Иоанн Федоров обещает такое училище поместить в его доме и, сверх того, давать в год по сту р.] на учителей и прочим, нужным служить всему училищу…» В 1809 г. все вышеназванные уч-ща, учрежденные в 1802-1804 гг. в епархии, были преобразованы в уездные духовные с 4-летним курсом обучения; такие же уч-ща были открыты в Белозерске, Боровичах, Устюжне (Там же. С. 405) и Петрозаводске. Кроме 10 уездных (из них 3 - в Олонецкой губ.) появилось 18 приходских духовных уч-щ - 2 в Новгороде и по 1 в каждом уездном городе Новгородской (9) и Олонецкой (7) губерний. Одновременно вводилось требование, чтобы «ни один из священно и церковно-служительских детей, имеющих шесть лет от роду, не оставался не приписанным к какому-либо училищу» (РГИА. Ф. 796. Оп. 90. Д. 484. Л. 7 об.). С 1854 г. в епархии действовали только 7 духовных уч-щ, соответствовавших прежним уездным.

http://pravenc.ru/text/Новгородская и ...

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

205), – восприемничество, как напр., вопрос о числе восприемников (ст. 211-я); – исповедь и духовники, как напр., исповедь пред хиротониею (ст. 183-я и 193-я), возраст с которого исповедь обязательна (ст. 191-я), корыстолюбие и неопытность духовников (ст. 120-я) и обязанности для них тайны исповеданного им (ibid); – причащение, напр., – священником своей жены и от мирского священника (ст. 142–143-я); – брак как напр., вопрос – о второбрачии (ст. 5-я), о многобрачии (ст. 181-я), о провожатых при браке (ст. 153-я), о брачном совершеннолетии и особенно о духовном родстве в отношении к браку (ст. 209 и 213-я); – елеосвящение над здоровым и мертвым (103 и 104-я); – поминовение, время его (ст. 169-я); – совершение литургии, напр., в отношении числа просфор (ст. 213-я) и совершителя проскомидии (ст. 214-я); – посты (ст. 218, 220, 227-я и др ); – храм, – по вопросу о ночлеге в нем (ст. 172-я), об устроении в нем горнила (ст. 198-я); – вопросы, касающиеся клириков, как напр., – занят их врачеванием (ст. 102-я), низвержение их за невольное убийство (ст. 10-я) и пр.: – монашество, напр., – в отношении к восприемничеству и совершению брака (ст. 84-я), в отношении к архиерейству (ст. 90-я), пострижение в монахи, вход монахин в алтарь (ст. 61-я), грехи монашествующих против седьмой заповеди (ст. 78-я); – отношение к иноверцам (к их пожертвованиям – ст. 153-я, – в конце – 156-й); – общие тяжкие грехопадения, как-то суеверия (волшебство – ст. 13–17-я, 20–21-я, верование в вурколаков и гилудей – ст. 22-я и 76-я), убийство разбойника (ст. 9-я), самоубийство (ст. 178-я) и кровосмешение (ст. 29–38); явления народной жизни, как напр., народное проклятие (ст. 147-я) и побратимство (ст. 165-я), – и т. д. Полагаем, – этот перечень, – и снова скажем, – предметов наиболее затронутых и обследованных в трактуемых примечаниях А. С. Павлова , – может служить довольно картинным показателем научного богатства занимающих нас комментариев. Мы не погрешим особенно, если скажем, что с рассматриваемой стороны книга А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В этом законе сокрыты величайшие чудеса божественной мудрости (ст.18, 27, 129), и он есть выражение истинности и правды Божией (ст.138, 142, 144 и др.); он чист ( ст.140), неизменен (ст.89–91, 152, 160), бесконечен (с. 96), делает смиренных мудрыми (ст.98–100, 104, 105, 130), приносит исполняющим его мир и благословение (ст.165) и доставляет утешение в страданиях (ст.92). Исполнять этот закон во всех отношениях составляет высочайшее стремление псалмопевца; поэтому он никогда не выпускает этого закона из глаз своих (ст.101, 102, 106, 112, 167), никакие противные обстоятельства, каким он не раз подвергался (ст.60, 61), не могли отклонить его от исполнения его; он ненавидит грех (ст.163) и глубоко болезнует, когда видит, что другие преступают этот закон (ст.53, 136, 139, 158); только с добрыми он хочет иметь общение (ст.63). Но чем больше он, псалмопевец, стремится совершенно исполнять закон, тем более чувствует, как ему недостает высшего разумения и силы, чувствует себя пришельцем на земле (ст.19), привязанным к чувственности (ст.25, 28), слабым плотским человеком (ст.120). К тому же жизнь его подвергается опасности (ст.87, 95, 109, 110), князья (языческие) преследуют его (ст.164), высокомерные, ожесточенные (ст.70) враги презирают его (ст.22, 23, 39) и коварно совершают над ним неправду (ст.51, 9, 78, 86, 121–122, 134); и таким образом и совне и внутри положение его тяжелое (ст.38, 107), хотя заслуженное и приводящее к спасительному исправлению (ст.67, 71, 75). С страшною (ст.81, 82, 123, 131) и с усиленною ревностью (ст.146–148) он молит поэтому Бога о помощи; просит, чтобы Господь, как Творец (ст.73), прежде помогавший ему (ст.65), и теперь услышал его (ст.108), сохранил от зла (ст.29, 36, 37), сообщил ему более глубокое познание закона (ст.18, 33, 34, 108 б, 194, 125) и тем облегчил исполнение его; особенно же псалмопевец часто молится об оживотворении его (живи мя ст.17, 40, 88, 107, 154, 156, 159), впрочем, так, что не всегда представляется ясным, молится ли он о внутренней жизни, о благодатном оживлении, или о внешнем освобождении, о возрождении нации, которая, находясь в плену, представляется нравственно мертвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

К настоящему акту прилагается копия акта документальной ревизии финансовой деятельности ГУЛАГа МВД СССР за периоде 1 октября 1954 г. по 1 мая 1956 г. 53 Сдал: генерал-майор С. ЕГОРОВ Принял: полковник П. БАКИН Приложение 1 Сведения о составе заключенных, содержащихся в ИТЛ, УИТЛК–ОИТК МВД СССР, на 1 апреля 1956 г. I. Списочное число заключенных на 1.IV.1956r 810.755 II. По характеру преступлений: Измена Родине, ст. ст. 58 п. 1 «а» и «б» 67.194 Шпионаж, ст.ст. 58 п. 1 «а», «б», 6 и 193 п. 24 2.126 Террор, ст. ст. 58 п. 8 2.967 Диверсии, ст. ст. 58 п. 9, 59–3 «б» 528 Вредительство, ст. ст. 58 п. 7 274 Участие в антисоветских заговорах, а/с организациях и группах, ст. ст. 58 пп. 2, 3, 4, 5, 11 7.081 Антисоветская агитация, ст. ст. 58 п. 10, 59 п. 7 8.821 Повстанчество и политбандитизм ст. ст. 58 п. 2,59 пп. 2,3,3 «б» 520 Социально опасный элемент (без указания ст. ст.) 73 Прочие к-р преступления, ст. ст. 58–1 в, 1г, 58–12, 58–13, 58–14 2.249 Итого: 91.833 Расхищение соцсобственности (закон от 7 августа 1932 г.) 1.565 По ст. ст. 1, 3 и 5 Указа от 4.04.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» 42.699 По ст. ст. 2 и 4 Указа от 4.04.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» 131.610 По ст. 1 Указа от 10 января 1955 г. «Об уголовной Ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества» 2.065 По ст. 2 Указа от 10 января 1955 г. «Об уголовной Ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества» 3.488 По ст. ст. 1,3 Указа от 4.04.1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан 129.323 По ст. 2 Указа от 4.04.1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан 81.233 По Указу от 9.04.1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, составляющих государственную тайну» 18.085 По Указу от 4.1.1949 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование 87 Бандитизм и вооруженное ограбление ст. 59 п. 3,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздничные календари Пятикнижия можно разделить на 2 типа: нежреческие (Исх 23. 14-19; 34. 18-26; Втор 16. 1-17) и жреческие (Лев 23; Числ 28-29). Особое место занимает еще один календарь - в Книге прор. Иезекииля (Иез 45. 18-25), к-рый в значительной степени ориентируется на вавилонскую традицию. Первый тип календарей включает только 3 праздника-паломничества, среди к-рых последний - праздник сбора плодов (  ), т. е. фактически К. п. Слово   обозначает сбор фруктов и маслин, оно противопоставляется слову   к-рое обозначает жатву (уборку зерновых), упоминаемую в календарях в том же контексте, что и   Кроме указаний на земледельческий сезон в календарях Исхода есть календарные указания: 1) «[Наблюдай]... праздник собирания плодов в конце года (    ), когда уберешь с поля работу твою» (Исх 23. 16); 2) «Совершай... праздник собирания [плодов] в поворотной точке года» (     в синодальном переводе - «в конце года») (Исх 34. 22). Первое выражение - «на исходе (или в конце) года» - можно также понимать в смысле «по окончании года», т. е. в начале следующего года ( Wagenaar. 2005. P. 21, note. 118). «Поворотная точка года» может означать, как в поздней евр. традиции, день равноденствия (в данном случае осеннего). Где-то вблизи от окрестности этой т. н. точки, вероятно, происходил переход от старого года к новому (по лунному календарю). Так или иначе, в нежреческих календарях дата праздника соотносится с земледельческим сезоном сбора маслин и поздних фруктов и их первичной переработки. Эти мероприятия должны были закончиться до первых дождей, т. е. до того времени, когда уже можно проводить сев на следующий год. В основе праздничного календаря лежит годовой цикл земледельческих работ, к-рый может быть реконструирован для данного периода исходя из т. н. Гезерского календаря (X в. до Р. Х.; см.: The Context of the Scripture/Ed. W. W. Hallo, K. Lawson Younger. Leiden, 2000. Vol. 2. P. 222); этот календарь представляет собой распределение земледельческих работ различного вида по 12 месяцам года. Пример такой реконструкции дает О. Боровски. Сев зерновых (с кон. окт. до кон. дек.) знаменует начало земледельческого года. Сеяние сопровождалось вспашкой. Затем совершались более поздняя посадка овощей (кон. дек.- кон. февр.) и прополка (март). Вслед за этим приходило время жатвы ячменя (от весеннего равноденствия до кон. апр.), ее началу был посвящен праздник Пресного хлеба (   в синодальном переводе - опресноков). Период жатвы пшеницы (с кон. апр. до кон. мая) завершался праздником Недель (   в синодальном переводе - седмиц), или Жатвы пшеницы. Виноград собирали в июне-июле, проч. летние фрукты - в кон. июля - кон. авг. Сезон сбора урожая завершался 2-месячным периодом сбора маслин (с кон. авг. до кон. окт.), который заканчивался грандиозным праздником Сбора плодов (  ) ( Borowski. 2003. P. 28).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

Иоанне Крестителе (1894 г.), св. Иустине Философе (1893 г.), свв. Кирилле и Мефодии (1885, 1893, 1900 гг.), проф. И. Н. Корсунском (1899 г.), Лактанции (1885 г.), св. Льве В. (1897 г.), св. Макарии, митрополите Киевским (1897 г.), архиеп. Никаноре Бровковиче (1901 г.), св. Петре Александрийском (1901 г.), св. Петре, митрополите Московском (1894 г.), св. Поликарпе Смирнском (1894 г.), Пруденции и его гимнах (1887 – 1889 гг.), митр. Сергии Ляпидевском (1899 г.), Татиане и его апологии (1898 г.), Тертуллиане (1893 г.), митр. Филарете Дроздове (1884 – 1893, 1897, 1902 гг.), архиеп. Флавиане Городецком (1901 г.), патр. Фотии (1888 – 1889 гг.), еп. Феофане Говорове (1894 г.); из истории западной церкви: западная средневековая мистика в ее отношении к римскому католичеству (1886 – 1897 гг.), о папстве (1884 – 1889, 1893, 1894 гг., – разные статьи), ультрамонтанское движение до Ватиканского собора (1892 – 1894 гг.), о Filioque и пресуществлении по учению р.-к. церкви (1900 г.), о рабочем вопросе в отношении к нему р.-к. церкви (1891 – 1892 гг.) и др.; общебогословские статьи: о естественном богопознании (1899 – 1900 гг.), о религии – с обзором философских учений о ее сущности и происхождении (1900–1902 гг.), о безбожии (1891 – 1892 гг.), об источниках догматики (1889 г.), о разностях инославных церквей (1886 – 1887 гг.), о соединении церквей (1896 г.), о старокатоличестве (1893, 1897–1899 гг.), очерк церковного права (1890–1893 гг.), об участии мирян в управлении церковными имуществами (1887 г.), о пастыре церкви по учению Нового Завета (1893 – 1894 гг.), о святоотеческих воззрениях на научное образование (1898 г.), о педагогических воззрениях свв. отцов (1899 – 1900 гг.) и др. Философский отдел даёт очерки: что такое философия (1884 и 1895 гг.), возможна ли она (1884 г.) и нужна ли (1884 г.), её состав (1884 г.) и метод (1884 г.), очерк её истории (1892 г.), история философии и откровение (1885–1886 гг.), отношение философии к науке (1893–1894 гг.) и изящной литературе (1892–1893 гг.), немецкая философия и религия (1887 г.); о формах и законах мышления (1894–1895 гг.), о законах мышления с психологической точки зрения (1898 г.), метафизический анализ рационального (1887–1888 гг.) и идеального (1888–1889 гг.) познания, идеализм и реализм (1884–1888 гг.), онтология (1888–1889 гг.), космология (1891–1892 гг.), физиологический метод в психологии (1888 г.) и обзор главных направлений психологии в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010