Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА [Елеон, Масличная гора; греч. Ορος Ελαων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт.) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы. Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу. Вид на Елеонскую гору Вид на Елеонскую гору Отпечаток стопы Спасителя в часовне Вознесения Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

http://pravenc.ru/text/189763.html

св. отцам и сделавшимся особенно актуальным в ходе полемики с иконоборчеством; возможно, указанная линия развития визант. евхаристического богословия нашла отражение и у прп. Симеона. Именно по причине нематериальности воскресшего Тела его реальное присутствие в Св. Дарах (к-рое преподобный не оспаривал - ср. слова 14-го «Гимна» прп. Симеона, где говорится, что хлеб и вино, предложенные «во имя (ες νομα) Твоих (Христа.- Авт.) Плоти и Крови», воистину (ληθς) становятся Телом и Кровью «наитием Духа и силою Вышнего» - Idem. Hymn. 14. 55-59//SC. 156. P. 270) может как бы пройти мимо недостойного причастника: «Каким образом ты считаешь, что прикоснулся к неприступному огню, или полагаешь, что вообще причастился вечного огня? Никоим образом никак это с тобой, бесчувственным к таковым [вещам], не произошло. Но свет освещает тебя, сущего слепым; согревает тебя огонь, но не касается; жизнь осенила тебя, но не соединилась с тобою; живая вода прошла через твою душу, как через желоб, так как не нашла достойного себе приема» ( Idem. Eth. 14. 267-274//SC. 129. P. 440). Впрочем, даже если предположение о соответствии между мыслью о «нематериальности» воскресшего Тела Спасителя и евхаристическим богословием прп. Симеона и верно, в творениях преподобного это соответствие не проведено последовательным образом. Так, прп. Симеон писал, что, хотя Тело Христово и остается для недостойных неудержимым и всецело духовным,- «как некогда, когда двери были затворены, Ты (Христос.- Авт.) вошел и вышел, и как Ты стал невидимым из глаз Твоих учеников при преломлении хлеба»,- для достойных Христос тем не менее является в таинстве «как чувственный, держимый и вместимый» ( Idem. Hymn. 26. 39-55//SC. 174. P. 272); в др. месте он утверждал, что в таинстве Христос позволяет «сущностно» (οσιωδς) «держать и есть» (κρατεν κα σθειν) Его Тело и пить Его Кровь (Ibid. 20. 58-60//SC. 174. P. 114). Сам причащавшийся ежедневно, прп. Симеон призывал и всех верующих к возможно более частому участию в Е., подчеркивая, однако, что оно будет иметь смысл лишь в случае постоянной подготовки к нему, состоящей в ежедневном аскетическом делании (об этом преподобный особенно подробно писал в «Огласительных словах» и в «Посланиях»).

http://pravenc.ru/text/351651.html

лекарство бессмертия (греч.) – Прим. ред. 145 Как и говорится: «...о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем» ( 1Ин.1:1–2 ). 146 Эта же антиномическая тожественность иначе подтверждается в словах апостола Павла, где он приравнивает явления воскресшего Господа до Вознесения с Его явлением ему самому уже в небесной славе: «...явился (Иисус. – Прим.авт.) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время... Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:5–8 – Прим.авт.). 147 Теософы, которые беззаботны относительно философской точности, различают эти состояния как «планы» или «тела»: физическое и эфирное. Христос являлся ученикам после Воскресения в эфирном теле, и они видели Его на эфирном плане, особым образом ясновидения. 149 В отношении к этому телу католические суждения о седении одесную Отца descriptive и definitive, с наличием нынешних свойств или акциденций, есть явный антропоморфизм. 150 Это изменение в отношении ко всему человечеству и установляет апостол Павел: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). 151 При этом не может и возникнуть вопрос, занимающий католическое богословие: имеем ли мы здесь adductio, то есть распространение, как бы увеличение (augmentatio) Тела Господня за собственные его пределы. При этой постановке вопроса сравнивается различное и складывается несоизмеримое (премирное и духовное, нераздельное и целостное тело и образ его же вещественного явления). Также неуместно и дальнейшее католическое мудрование о том, что totus Christus, со всеми частями Своего Тела, присутствует в гостии. Самое это различение частей и овеществление телесного образа совершенно неприменимо здесь, где речь идет о явлении тела и крови, телесности Христовой, на земле, в земном веществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:55–57). Святой Иоанн Златоуст в своем Слове на Святую Пасху так прославляет окончательную победу Воскресшего Христа: «Воскресе Христос и ты (ад – Авт.) низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос возстав от мертвых, начаток умерших бысть». Спасительная сила Христова Воскресения полностью раскроется во Втором пришествии и всеобщем воскресении из мертвых, ныне невидимым образом действует в мире со времени Воскресения Христова, завершившегося Вознесением Господним, когда вочеловечившийся Сын Божий Воссел одесную Бога Отца и спосадил на Своем Престоле воспринятую в Свою Ипостась и обоженную Человеческую природу, и послал от Отца Духа Святого, освящающего мир. Спасительная сила Христова Воскресения созидает на земле начало вечной жизни и подготавливает всеобщее воскресение мертвых. Вечная жизнь, по словам Николая Кавасилы, начинается еще здесь, хотя в полноте своей раскроется только в будущем веке. Сила Христова Воскресения, сила вечной жизни, проявляется прежде всего в Церкви и ее таинствах. В таинстве Крещения, в троекратном погружении и восхождении из воды, мы соумираем и спогребаемся Христу, а затем совоскресаем с Ним. Мы становимся участниками Его смерти и Воскресения. «Все мы крестившиеся во Христа Иисуса, – пишет святой апостол Павел Римлянам, – в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены я подобием воскресения…» (Рим. 6:3–5). Уже сейчас мы – обладатели обновленной жизни, дающей нам уверенность в воскресении в последний день: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:8–9). Но соумирание и совоскресение со Христом в Крещении тогда бывает действительным, когда мы истинно умираем греху и начинаем новую жизнь. «Так и вы, – поучает нас святой апостол Павел, – почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). Крещение есть рождение для вечной жизни: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

http://predanie.ru/book/220085-spasiteln...

Ваше Преподобие, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! В день всемирной радости о Спасителе нашем, боголепно воскресшем от Гроба, примите мое сердечное пасхальное поздравление. Жизнодавец и Бог наш да исполнит Своей благодатной радостью и небесной помощью Ваше служение во славу Божию. С любовью о Воскресшем Господе Заместитель председателя отдела внешних сношений Московской патриархии епископ Зарайский Ювеналий Пасха Христова 1966 г. г. Москва Между тем будничная жизнь верхне-никульского старца течет своим чередом: богослужения в сельском храме, крестины, похороны, огород, грибы, домашние хлопоты, болезни... И хотя эта жизнь, на первый взгляд, далека от событий в высших церковных кругах, от напряженной сложности взаимоотношений Церкви и государства – духовно она не менее насыщена, чем те же архиерейские богослужения в Александро-Невской Лавре. Всякий раз, когда мне рассказывают о блаженной Енюшке, которая появилась в доме о. Павла неизвестно откуда, или когда я беру в руки написанные круглым и четким батюшкиным почерком его письма к родным в Тутаев – меня охватывает светлое радостное чувство, как будто земное соприкоснулось с небесным и вечным. «Христос Воскресе! Саша и Нина, и Ленок, и все остальные, – пишет о. Павел младшему брату и снохе 16 мая 1968 года. – Шлю привет и Божие благословение и на 19 жду сюда. Живу неважно, как Маша Засыпина, быстро гаснет зренье, а остальное всё терпимо. Умерла Екатерина Алексеевна, вот уже прошел 20-й день (староста Е. А. Лебедева . – Авт.). Сегодня занялся стиркой, а чего ты сделаешь! Охота бы, пока еще вижу, побывать в Москву Леночке за гостинцем, да едва ли – ощупью не поедешь, сердечко пошаливает, да ладно. Вся суть в зренье, но воля Божья. Уж больно-то и не отчаиваюсь, я ведь не избалованный. Живут люди и без зрения. Вот как Енюшка? И ее-то жалко, ведь уж 9-й год, привык, что поделаешь. Так что жду. До свидания. Игумен Павел. У Енюхи сегодня Пасха, а то ищо все был пост». Как видно из этого письма, блаженная Енюшка живет у о. Павла «уж 9-й год» стало быть, почти с первых дней его служения в Верхне-Никульском. Никто так до сих пор и не знает, как её фамилия, откуда она родом. В церкви поминают её как «девицу Евгению».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Священник преломляет Святой Хлеб, раздробляет на частицы и опускает в чашу. Теперь все верующие причащаются из одной чаши. Иногда, при большом числе причастников, содержание одной чаши разделяется на несколько чаш.   4. Причащение Готовившиеся к участию в Святейшем Таинстве Евхаристии приступают к чаше со страхом Божиим, верою и любовию. Каждый причастник осознает именно себя первым грешником: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, Пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз (первый из них – это я – прим. авт.)». Причастники принимают в свою душу и тело Самого Христа. Они все становятся одним Телом с Воскресшим Спасителем и пьют из Источника Жизни. Община православных христиан, молившихся и причастившихся на Божественной Литургии, становится Единым Телом Христовым – Церковью, а каждое Причащение для нас – Пасхой – живой встречей с Воскресшим Господом, Который входит в душу и тело причащающегося христианина. Вопросы: 1. Каким возгласом начинается Божественная Литургия, и что он означает? 2. Каков духовный смысл молитвы малого входа? 3. Какие богослужебные действия совершаются во время Литургии оглашенных? 4. Какие православные христиане называются верными? 5. Из каких частей состоит Литургия верных? 6. Что совершается во время Анафоры? 7. Каков духовный смысл Причащения?   13. Таинство Покаяния Мы уже говорили о том, что Церковь Христова – живой организм, и Спаситель уподобляет ее виноградной лозе (см. Ин. 15, 5). В плодовом дереве жизнь каждой отдельной веточки может благополучно развиваться только в том случае, когда из ствола в нее поступают живительные соки. Если веточка надламывается, то ток живительного сока либо очень сильно уменьшается, либо вовсе прекращается. Тогда надломленная ветвь засыхает и умирает, хотя внешне в течение некоторого времени она все еще представляется частью живого дерева. Самая тяжелая болезнь человека – это утрата живой связи человеческого организма с мозгом и сердцем. Если из мозга больше не поступают нервные импульсы к каким-то частям тела, они становятся парализованными. А если прекращается поступление крови от сердца, то наступает гибель всех органов. Этот пример мы приводим для того, чтобы легче было понять, что происходит, если христианин – член Святой Христовой Православной Церкви – перестает исполнять волю Ее Главы, Господа нашего Иисуса Христа, и не получает больше дары Святого Духа – источника жизни и любви. Духовная жизнь этого человека оскудевает и угасает. В душе водворяются пустота и чувство холодного одиночества, ведущее к унынию и отчаянию. Грех ворует нас у Бога и делает духовно больными – грешными. Человек срочно нуждается в лечении! Но кто и где его может вылечить? Помочь при этих тяжелых недугах может только один Врач – Иисус Христос, лечебница же – Его Святая Православная Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Да, может быть, недаром в день Воскресения воскресший Гоголь снова, как некогда, падает к нашим ногам и вопит раздирающим сердце воплем: «Хотя бы только пожелать так!..» Есть в человеке воля всемогущая, есть вера в чудо, которая сама уже чудо. Пожелаем же такою волею, поверим такою верою в чудо Воскресения Христова, в чудо воскресения России. Не будем умолять: отмените, — а со Христом, смертью смерть поправшим, казнью казнь отменившим, отменим сами смертную казнь. И тогда только воспразднуем Светлый Праздник; тогда только заиграет солнце на небе и гулы всезвонных колоколов загудят: Христос воскрес! И ответит вся Россия: Воистину воскрес! Примечания < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > То, чего я здесь касаюсь кратко и поверхностно, глубже и подробнее изложено Д. В. Философовым в его докладе, читанном в Рел. — фил. о-ве: «Богостроительство и богоискательство». ( < < back) < >< back) > См. статью Варварина в «Русск. слове». Я не хочу раскрывать псевдонима, но ex ungue leonem (по когтям льва) — один только человек в России пишет таким языком. ( < < back) Александр Васильевич Никитенко — литературный критик, историк литературы, академик Петербургской АН. Сын крепостного. ( < < back) < >< back) > < >< back) > См. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909. «Русская Идея». Книга эта, так же как все явление Вяч. Иванова, заслуживает глубокого внимания. Если бы на Невском, в сумерки, когда зажигаются электрические огни, отражаясь пестрыми столбами в мокрых тротуарах, — появилась вдруг высокая, бледная женщина, вся с головы до ног закутанная, как бы запеленутая льняными пеленами, священными повязками, — Дельфийская Сибилла, то сначала толпа удивилась бы, засмеялась: «Ряженая!» — а потом шарахнулась бы в ужасе. Такое впечатление производит критическая муза Вяч. Иванова в современной русской литературе. — Примеч. авт. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > FB2 document info Document ID: d1d9b550-66ae-4e0b-a873-6eeb8a166936 Document version: 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=191...

Благодаря Литургии и через нее до нас доходит все, что Иисус Христос сделал и делает для человеческого рода. Во время Святого Причащения на Божественной Литургии происходит реальная встреча православного христианина с Воскресшим Богочеловеком Иисусом Христом. Вопросы: 1. Каков смысл слова литургия? 2. Какая связь между Божественной Литургией и Тайной Вечерей?   11. Подготовительная часть Литургии – проскомидия Главные необходимые условия для Причащения – примиренность со всеми, прощение обид и воздержание ума и сердца от нечистых мыслей и чувств. Перед Причащением мы стараемся очистить свою душу покаянием, чтобы Христу приятно было войти в жилище нашего сердца, и наше тело из грязного сарая греха стало бы храмом, где живет Бог. В чинопоследовании Божественной Литургии перед текстом проскомидии, то есть первой части Литургии, находится увещание (наставление) служащему священнику: «Хотяй священник Божественное совершати тайнодействие, должен есть первее (во-первых – прим. авт.) убо примирен быти (быть примирившимся – прим. авт.) со всеми и не имети что на кого, и сердце же, елика сила (насколько посильно – прим. авт.), от лукавых блюсти (хранить – прим. авт.) помыслов» (выдел. авт.) (Служебник). Подготовительной частью Литургии является проскомидия (по-гречески – приношение). На ней совершается приготовление Евхаристических Даров – хлеба и вина. Она совершается в алтаре на особом столе, который называется жертвенником. Хлеб, приготовленный для Литургии, называется просфора, что также означает приношение. Просфору готовят обязательно на дрожжах, так как слово артос, которым в Евангелии обозначен хлеб, преломленный на Тайной Вечере, означает именно квасной хлеб, то есть приготовленный с использованием закваски. Вино употребляется красное виноградное, какое и Господь употреблял на Тайной Вечере. Хлеб и вино, приготовленные на проскомидии, в Таинстве Причащения прелагаются в Тело и Кровь Христовы, то есть, оставаясь по материальной природе хлебом и вином и сохраняя их свойства, уже являются Телом и Кровью Самого Воскресшего Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Прот. С. Булгаков понимает, что в свете евангельских свидетельств - в первую очередь Лк 24. 39 и Ин 20. 27 - эта идея выглядит сомнительной; но она настолько важна для всего хода его мысли, что он не останавливается перед реинтерпретацией Евангелия вопреки букв. смыслу текста. Напр., слова Христа: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», он истолковывает в том смысле, что Христос лишь «снисходит» к недоумению учеников, делая осязаемым то, что в действительности является неосязаемым (Там же. С. 31-32; ср.: «Руки, ноги и ребра (Христа.- Авт.)... уже не подлежали нашей чувственности» - Там же. С. 34). Для иллюстрации своей мысли прот. С. Булгаков даже пишет, ссылаясь на теософов: «Христос являлся ученикам после Воскресения в эфирном теле, и они видели Его на эфирном плане, особым образом ясновидения» (Там же. Прим.). Подобным образом и вкушение воскресшим Христом пищи, согласно прот. С. Булгакову, «удостоверяет тожественность земного Тела... этому миру принадлежавшего, и Его воскресшего Тела, ему (миру.- Авт.) не принадлежавшего» (Там же. С. 33). Поэтому, как утверждает прот. С. Булгаков, после воскресения «Тело Господа не было вещественным, хотя и сохраняло связь с веществом» (Там же. С. 34), оно утеряло «телесность и вещественность» (Там же. С. 39). Возможность такого бытия тела обусловлена якобы тем, что «сущность тела заключается не в материальных частицах... а в особой силе, которая присуща духу для воплощения» (Там же. С. 38), поэтому «совершенно духовное и потому абсолютно чуждое мирового вещества или плотяности Тело Господа сохраняет всю силу тела, хотя оно есть тело лишь динамическое» (Там же. С. 37). «Оно имеет силу облекаться в телесный образ соответственно нуждам духа» (Там же. С. 37-38); «не имея вещественного Тела, Он (Христос.- Авт.) принимает его согласно произволению» (Там же. С. 45). Отсюда прот. С. Булгаков делает вывод, что в таинстве Е. именно это нематериальное и невещественное Тело и является в Дарах: по Вознесении Господь «как бы освобождается» от телесности и пребывает «в сверхпространственности», но «может входить в пространство» и, в частности, «являть» Себя через «вещество этого мира», и при этом «превращения никакого и не происходит» (Там же.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Но не таков суд Истины о мире, ибо это суд всеединого и вечного сознания, которое видит не только это временное, но и его сверхвременный предел и вечный смысл. Для нас мир есть хаос, но в вечной истине он – космос, собранный во Христе мир Божий... Для нас на земле всё – диссонанс... всё –нескончаемое страдание. Но в истине ясно слышен заключительный аккорд, ясно чувствуется разрешение всякого страдания и скорби в светлую и безграничную радость, ибо в истине весь мир осенен животворящим Крестом, все умершее в ней тем самым восстановлено в жизни. Превращение скорби, как и преображение твари там видно как уже совершившееся, как вечная действительность» 411 . Нам необходимо возвыситься над земной жизнью, нужно понять ее, как что-то еще не окончательное и не последнее, над чем есть иной, высший, мир, в котором должны быть разрешены и примирены все противоречия, мучающие нас теперь. Только вера в высший мир – она одна может осмыслить в глазах человека страдания земной жизни, дать ему силы перенести их с мужеством и бодростью. В ней тот светлый источник, из которого можно почерпнуть радость среди самой глухой тьмы испытания. «Та пропасть, которая нас смущала, исчезает из нашего поля зрения, она побеждена окончательно. Христос непосредственно близок и нам и всякой твари. Противоречия, смущающие душу и ум, снимаются разом одним радостным возгласом: „Христос воскресе!“ Это и есть подлинное откровение всеединого сознания 412 , победа над испытаниями, счастья и вечной радости. «Этой радости никто и ничто у нас не отнимет, ни болезнь, ни страдание, ни крушение земных надежд, ни даже полное разрушение мирского благополучия и порядка, говорит Евгений Трубецкой . – Там, в вечной нашей родине (т.е. в будущей жизни. – Авт.), мы видим собранной и воскресшей ту земную хижину нашу, которая здесь страдает, распадается и гибнет. И если мы верим в ту родину, в вечную жизнь, то мы никогда и ни при каких условиях не отчаемся и в этой земной. Мы верим в просветляющий смысл ее страданий и в ту радость и красоту, которые из них родятся и заставят забыть скорбь этих предродовых мук» 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010