Скачать epub pdf Проимион Спогребшись со Христом Крещением И совоскреснув с Ним, поя, воскликнем: Где твоя, смерть, победа? Где твое, ад, жало? Ибо воскрес Господь, Жизнь и Воскресение. 1 Услышав притчу Христа из Евангелия, о которой Лука повествует, Не будем считать ее чем-то незначащим, но с верою исследуем, Кто эта женщина и что суть драхмы, И что есть та драхма, которую она потеряла И прилежно ищет, зажегши в светильнике свет И подметя весь свой дом. Найдя же ее, созывает соседок: «Придите, со мною порадуйтесь, я нашла то, что потеряла». Ныне же мы помолимся Христу, глаголя: «Господи, Ты освети наши души, ибо Ты – Свет, Жизнь и Воскресение». 2 Число драхм всем известно: ведь их всего десять, Их приобрел Господь, всё сотворивший премудростию. Женщина означает, сказал Он, добродетель и мудрость Создателя, Которая есть Христос, Божия Мудрость и Сила, Десять же драхм суть Начала, Власти и Силы, Престолы, Господства, Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы и первозданный, Которого потеряла, и взыскала, и падшего обрела, Жизнь и Воскресение. 3 Побежденный любовию, пришел в мир найти Сбившееся с пути Свое создание, Безначальный и Неизреченный Сын Божий и Бог наш, Божественно и мудро, как Бог , Он взыскует его, И воплощается от утробы, которую соделал пречистой и освятил, И носит плоть, как светильник света, Огнем и елеем Божества всех озаряя: Как обыкновенно огонь и глина образуют светильник, Так воссиял в Воплощении Божеством Светильника свет – Христос, Жизнь и Воскресение. 4 Тогда взошел Он на Крест, как на подсвечник светильник, И увидел оттуда сидящего во тьме и во мраке первозданного Адама, И тщится к нему во плоти, Нераздельный, Не отделившийся от Отеческих недр и наполняющий всё сущее. Вместе с Собой Он взял уксус и желчь, гвозди и копие, Чтобы копием и гвоздями поразить тотчас смерть И принести с желчью горечь Встретившему Его несправедливому аду, Уязвленному уксусом, Который пил Он, Жизнь и Воскресение. 5 Когда после распятия приблизился и сошел Царь во ад, Воссиял во тьме Его свет и осветил преисподнюю:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Н.Р. Антонов XXIII. Богословские и лирические стихотворения Аксакова. Общая характеристика его личности и творчества Аксаков жил и умер с мечтами об объединении Славянских государств, подобном германскому объединению. Он один из немногих обмолвился словом о возможном превращении Австро-Венгрии в Славянское Государство. Для достижения этой цели он заповедовал помнить два положения: а) что вся суть немецкой политики со времен Карла Великого заключается в поддержании и устроении Славянского сепаратизма и славянской розни 168 и б) что Германия для того, чтобы потушить пламя «Панславизма» всегда изображала Россию «не только с знаменем панславизма в левой руке, но и с кнутом в правой, идущею, чтобы лишить славянские племена и тех крупиц политической свободы, которые были предоставляемы им Австриею, разрушить здание прогресса и культуры, отдать их во власть и распоряжение казакам» 169 . Статьи и стихотворения Аксакова, посвященные славянскому вопросу, проникнуты наибольшей страстью и воодушевлением; полны таинственного мистицизма. И этот мистицизм, эту веру в воскресение славянства – Аксаков соединил с религиозною верою в воскресение Христа». Поэтому-то в тот же период Аксаков написал и специально богословское стихотворение «Воскресение Христово», которое мы и приведем целиком, начиная им характеристику второго отдела стихотворений Аксакова. В этом втором отделе стихотворений, рассеянных в журналах «Труд», «Наблюдатель» и «Русская Мысль», и отличающихся более высокими поэтическими достоинствами согретых непосредственностью и искренностью чувства, разбираются частью специально церковно-богословские понятия и события как напр. Воскресение Иисуса Христа, частью же религиозно-нравственные понятия как напр. любовь и милосердие и свобода духа, как свойство христианина. Из этих стихотворений я привожу стихотворение « Воскресение Христово ». Христос воскрес. Бессилен камень гроба, Бессилен гнев и замысел врагов, Гордыня их и пламенная злоба, И дикий вопль бессмысленных рабов. Христос Воскрес. Пред света дивной силой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Сортировать по Исключить новости Христос идет навстречу страданию, смерти и аду В чем заключалось блаженство, по которому мы все тоскуем? 11 марта, 2016 В чем заключалось блаженство, по которому мы все тоскуем? В очередном выпуске своего шоу «Кофе с сестрой Вассой» инокиня Васса (Ларина) рассуждает о Прощеном воскресенье и о человеческой тоске по раю. Здравствуйте! Меня зовут сестра Васса. Я очень рада, что мы еще раз собрались в нашей студии в Вене, в Австрии за чашкой кофе! Начинается Великий пост . Мы поговорим об этом воскресенье – о Прощеном воскресенье, когда мы просим прощенья друг у друга и сами тоже прощаем всем всё и освобождаемся от обид и злопамятности. К этому неплохо немного подготовиться. Может быть, составить список своих проблематичных взаимоотношений, прежде всего, с самыми близкими, с родными, с коллегами по работе, с друзьями и т.д. Полезно на всё это посмотреть заранее молитвенно и милосердно, то есть с пониманием нашего общего падшего человеческого состояния. Всем бывает трудно, и у всех свои слабости и недостатки. Надо посмотреть – «в чем я руководствовался самолюбием или эгоизмом, или каким-нибудь человеческим маловерным страхом?» Может быть, вы задели слабость или страх другого человека. Затем сердечно искренне помолитесь обо всех этих людях, и всё это отпустите от сердца. Мы испрашиваем прощения у всех, особенно у близких, но, если надо, и у дальних. Например, если кого-то обидели в интернете. Таким образом мы вступаем с облегченной, очищенной совестью в первый день Великого поста, в Чистый понедельник. В Триоди постной в это воскресенье вспоминается падение Адама и Евы и изгнание из рая Адама. Надо заметить, что песнопения Триоди особенно останавливаются на плаче Адама по раю. Вы все, наверное, знаете, что в самом начале Ветхого Завета, в 3-й главе Книги Бытия описывается, как согрешили Адам и Ева, и как они были изгнаны Богом из рая. Но почему эта история, которая многим кажется сказкой для детей, важна для нас? Она важна, потому что многие люди читают Библию неправильно или поверхностно, или плотскими глазами, не вникая в духовную суть повествования. За это воскресенье нам предлагается вникнуть духовными глазами в эту историю и узнать нечто очень важное в себе и о себе, особенно в плаче Адама. В той глубокой скорби человека по тому, что он потерял.

http://pravmir.ru/sestra-vassa-proshheno...

Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве «Блажени не видевшии и веровавше» ( Ин. 20:29 ). Эти слова сказал Господь верному ученику Своему, отказавшемуся поверить воскресению Господа, когда о воскресении Господа поведали ему братия его, апостолы; эти слова сказал Господь ученику, объявившему, что он не поверит воскресению Господа, доколе лично не удостоверится в столько чудном и столько важном для всего человечества событии. «Видехом Господа», – говорили радостно святому апостолу Фоме прочие святые апостолы, которым явился Господь в самый день воскресения Своего, вечером, проникнув в горницу, не отверзая дверей горницы. Горница была накрепко затворена и заключена из предосторожности от ненависти иудеев, только что совершивших богоубийство и принявших все меры против предвозвещенного воскресения. «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздиныя, – отвечал Фома, приведенный в недоумение радостнейшею вестью, – и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» ( Ин. 20:25 ). Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение. По прошествии недели после первого явления Своего апостолам, Господь опять явился им, когда они опять были все вместе, и Фома находился с ними. Двери были заперты, как и прежде, из опасения иудеев. Апостолы внезапно увидели Господа стоящим посреди их. «Мир вам», – сказал Он им. Потом, обратясь к Фоме, говорит ему: «принеси перст твой семо, и виждь руце мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра моя: и не буди неверен, но верен» ( Ин. 20:26–27 ). Этими словами Господь показал, что и тогда присутствовал Он, вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении. Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. «Господь мой и Бог мой!» – восклицает Фома ( Ин. 20:28 ). «Удостоверившись в Твоем Божестве, не ищу уже удостоверения в воскресении. Тебе, всемогущему Богу, возможны все действия, превышающие постижение человеческое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Воскресное и вседневное богослужение Воскресное богослужение Первым богослужением седмицы является вечерня, совершаемая в вечер субботы и тематически относящаяся к воскресному дню. Октоих на каждый глас содержит две воскресных вечерни – малую и великую. Основная часть текстов этих двух служб совпадает. Наличие двух вечерен в Октоихе связано с тем, что великая вечерня под воскресенье входит в состав всенощного бдения, и потому ее начало передвигается на время после захода солнца. Малая же вечерня должна совершаться «прежде солнечнаго захождения дне субботнаго». Наиболее древним пластом воскресных песнопений Октоиха являются первые три стихиры на «Господи, воззвах». Они восходят к иерусалимскому богослужению доиконоборческого периода (IV-IX вв.). В большинстве стихир речь идет о крестной смерти Спасителя, сошествии Его во ад, воскресении и победе над смертью: Приидите людие, воспоим, и поклонимся Христу, славяше Его из мертвых Воскресение: яко Той есть Бог наш, от прелести вражия мир избавлей. Придите, люди, воспоем Христа и поклонимся Ему, прославляя Его воскресение из мертвых, ибо Он – Бог наш, избавивший мир от вражьего обмана. Твоим Крестом, Христе Спасе, смерти держава разрушися, и диаволя прелесть упразднися, род же человеческий, верою спасаемый, песнь Тебе всегда приносит. Твоим Крестом, Христос Спаситель, разрушена власть смерти и упразднена ложь диавола, род же человеческий, спасаемый верою, всегда приносит Тебе песнь. Просветишася всяческая воскресением Твоим, Господи, и рай паки отверзеся, вся же тварь восхваляющи Тя, песнь Тебе всегда приносит. Все озарилось воскресением Твоим, Господи, и рай снова открылся, все же творение, восхваляя Тебя, песнь Тебе всегда приносит. Воскресение даяй роду человеческому, яко овча на заколение ведеся, устрашишася сего князи адстии, и взяшася врата плачевная. Вниде бо Царь славы Христос, глаголя сущим во узах, изыдите: и сущим во тьме, открыйтеся. Тот, Кто дарует воскресение роду человеческому, как овца, веден был на заклание. Устрашились перед Ним князи ада и поднялись врата плача, ибо вошел Царь славы, Христос, говоря находящимся в узах «выходите» и тем, кто во тьме, «откройтесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 6 1–2. Воскресение Израиля в будущем. 3–11. Греховность Израиля в настоящем. Ос.6:1 . В скорби своей они с ран­него утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и воз­вратимся к Го­с­по­ду! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, по­раз­ил – и пере­вяжет наши раны; Ос.6:2 . оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Пораженный бедствиями, находясь в плену, народ некогда с особенною ревностью ( «с раннего утра») взыщет Господа. Израиль сознает, что только Господь в силах поразивший его, может перевязать его раны и исцелить, что только Господь в силах воскресить от духовной смерти, которая постигнет народ в плену: «оживит нас через два дня, в третий день восставит нас». Влагая эти последние слова в уста народа, пророк указывает на скорое (два-три дня короткий срок) и несомненное оживление народа. Ап. Павел в послании к Коринфянам говорит, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» ( 1Кор 15.4 ). Так как другого более ясного указания на воскресение Иисуса Христа в третий день в ветхозаветном писании нет, то должно думать, что апостол имеет в виду именно рассматриваемое места кн. Осии и, следовательно, находит в нем предуказание на воскресение Христово. Следуя апостолу, и церковные учители блаж. Феодорит, Григорий Нисский , блаж. Августин и др. видели в рассматриваемых стихах VI-й гл. прообразовательное пророчество о воскресении Христа. Ближайшим образом, разумеется, пророк говорил об Израиле. Но Израиль был прообразом Мессии (ср. Исх 4.22–23 ; Ос 11.1 ; Ис. 4 , Ис. 44 , Ис.52 , Ис.53 ), и важнейшие факты истории Израиля предызобразили черты из земной жизни Мессии. Как должен умереть и воскреснуть Израиль, так умрет и воскреснет Мессия Христос. Мессия – душа народа, источник жизни для него. Поэтому, если должен воскреснуть от смерти народ, то прежде этого еще должно совершиться воскресение из мертвых Мессии. Ос.6:3 . Итак по­знаем, будем стремиться по­знать Го­с­по­да; как утрен­няя заря – явле­ние Его, и Он при­дет к нам, как дождь, как по­здний дождь оросит землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И.Ц. Миронович Лекция 20. Ветхозаветные пророчества о bockpecehiu мертвых – Христосъ воскресе! – Воистину воскресе! – Тридневный из гроба. Я хочу сказать, что приятнее для человеческого слуха приветствий не может быть, как вот эти слова: Χριστς νστι – ληθς νστι! Αλθεια– истина: воистину воскрес действительно, не призрачно, не как-то, а воистину! И вот буквально дня четыре-пять мы ещё находились в Страстных днях, в Страстной Седмице. И никто не предполагал, если взять вот то время, когда происходили эти события, что Суббота завершится таким событием, как Воскресение Господа. Вот в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам говорится о том, что воскресение по телу для греков было проблемой. Да, воскресение духа, воскресение души, предсуществование души они, как платоники, как неоплатоники, допускали; но, чтобы человек воскрес по телу, от которого ничего не осталось, которое стало пищей червей или пищей огня, рассеяно было по пространству, по воде, над горами и чтобы это тело своими элементами соединилось в ту личность, какой она когда-то принадлежала, – это казалось невозможным и недопустимым. Поэтому все стрелы лукавого были направлены против догмата о Воскресении. И то, что совершили на эту тему богословы либерального направления – я имею в виду немцы – после них атеистам делать нечего: читай, по телевидению, делай окончательные выводы – вот вам атеизм чистой воды. Почему так? Да потому что с воскресением Христа религия или стоит, или падает. Если Христос не воскрес, – скажет Апостол, – то мы самые несчастные из людей, и вера наша тщетна (см. 1Кор. 15:17–19 ). Мы придумали себе иллюзию и тешим себя, что вот есть какое-то посмертное существование, в то время как ничего этого в действительности нет. Откройте книгу Премудрости Соломона и посмотрите, как рассуждали люди в то время. Премудрость Соломона, и в ней надо нам найти (Господи, помилуй, и дай, и дай, Господи, найти!) 2-ю главу. Её нет в неканонических Библиях, протестантских – они не включают одиннадцать книг, – но вот нужно читать по этой Библии, по полной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава 2. Концепция В. Ив. Несмелова Жизненная ценность пасхального догмата. Антропологическая позиция проф. Несмелова . Общее изложение концепции. – 1) Объективность идеи спасения. 2) Ея осуществление в факте воскресения. 3) Всеобще-антропологический характер Воскресения Христова. – Личное впечатление от системы Несмелова. Оценка системы Несмелова Бердяевым. Соловьев и Несмелов. Антипозиция проф. Тареева и его идеология Воскресения. Резюме. С переходом от Владимира Сергеевича Соловьева к Виктору Ивановичу Несмелову, мы устремляемся от космологической концепции Воскресения Христова к антропологической, от внешней проекции пасхального догмата к внутренней. Это устремление своим «отрицательным» мотивом имеет недостаточность соловьевской концепции к оценке Воскресения Христова, а «положительным» – потребность в более глубокой, ближе соответствующей природе объекта, идеологии. «Недостаточной» мы считаем космологическую концепцию Соловьева отнюдь не в экстензивном смысле: в этом отношении, как исходящая из принципа «всеединства», она, напротив, слишком широка, даже всеобъемлюща. Недостаточность ее имеет принципиальный характер. Соловьев выступает метафизиком пасхального догмата: он умозаключает a posse (или necesse) ad esse; он дедуцирует Воскресение Христово, как Леверье нахождение Нептуна за орбитою Урана. Его концепция пасхального догмата может быть названа космологическим доказательством Воскресения Христова. Нельзя, конечно, отрицать всякое значение и за «космологическим доказательством», поскольку оно может соответствовать другой высшей правде – религиозной; само же по себе оно бессильно, как беспомощна, напр., эволюционная этика. Окончательно убедиться в истине Воскресения Христова (=«увидеть Нептун»), с точки зрения этой концепции, можно не ранее лишь воскресения мертвых, когда воочию завершится «исторический процесс», о котором говорит концепция, подобно тому, как с аналогичной точки зрения, «бессмертие души» может быть удостоверено только после смерти. До того же времени, «приложенного Отцом в своей власти», пусть Воскресение Христово остается невидимым светилом, недоступным невооруженному метафизическим телескопом уму человека! Мы не миримся с такой точкой зрения на предмет, как слишком «недостаточной» для объяснения того положения пасхального догмата, которое он занимает, как в исторической перспективе, так и в индивидуально-интимной оценке христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Сортировать по Исключить новости Недоверие к Воскресению Христос воскресе! Ни в одном другом из своих утверждений не встречает христианство такого отрицания, недоверия, насмешки, как именно в этом утверждении: в утверждении, что Христос воскрес, что в истории человечества, в истории мира, и пускай только в одном хотя бы человеке, но смерть была побеждена. 4 апреля, 2010 Христос воскресе! Ни в одном другом из своих утверждений не встречает христианство такого отрицания, недоверия, насмешки, как именно в этом утверждении: в утверждении, что Христос воскрес, что в истории человечества, в истории мира, и пускай только в одном хотя бы человеке, но смерть была побеждена. Христос воскресе! Ни в одном другом из своих утверждений не встречает христианство такого отрицания, недоверия, насмешки, как именно в этом утверждении: в утверждении, что Христос воскрес, что в истории человечества, в истории мира, и пускай только в одном хотя бы человеке, но смерть была побеждена. Или, как писал апостол Павел, «поглощена победой» (1Кор.15:54), поглощена жизнью. Это отрицание, это недоверие, эта насмешка начались с самого начала. По рассказу книги Деяний апостольских – одного из самых ранних христианских документов, – когда апостол Павел пришел в Афины – тогдашний центр образования, философии, науки, – его встретили сначала с интересом и с уважением. Ему позволили выступить на ареопаге, то есть собрании самых знаменитых философов и ученых тех дней. Его готовы были выслушать с вниманием. И пока он говорил о Боге вообще, его и слушали. Но вот он дошел до главного, огненного средоточия своей веры: он стал говорить о восстании Христа из мертвых. И тут почтенные философы и ученые засмеялись, сказали ему: «Ну, об этом мы послушаем завтра» (Деян.17:32) – и прекратили собрание, твердо уверенные, конечно, что такой чепухи они ни завтра и ни в какой другой день слушать не будут. И вот, этот смех, эта насмешка продолжают, кажется, звучать и в наши дни. И смеются тут с разных, так сказать, позиций. Афинские философы и ученые были людьми религиозными.

http://pravmir.ru/nedoverie-k-voskreseni...

Содержание Поучение VIII. В третий день святой Пасхи, на литургии. Поучение XVII. В пяток Светлой седмицы, на Литургии. Поучение XXVIII. В неделю о разслабленном, на утрени. Поучение XXXI. В Преполовение Пятидесятницы. Информация о первоисточнике Поучение VIII. В третий день святой Пасхи, на литургии.     «Христос воскресе!»    И воскресение Его служит знамением нашего избавления от грехов и оправдания пред Богом. Об этом свидетельствует Апостол, когда говорит, что Христос «предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше» (Рим. 4:25).    Что Иисус Христос «предан бысть за прегрешения наша», — это такая истина, которую не нужно доказывать христианам. Ее предсказали пророки, когда предызображали страдания Спасителя. — «Той язвен бысть за грехи наша», говорили они, «и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем» (Ис. 53:5). Ее проповедывали Апостолы, когда говорили: «Христос умре грех ради наших; Христос о гресех наших пострада» (1 Кор. 15:3; 1 Петр. 3:18). Ее возвестил и Сам Иисус Христос, когда говорил иудеям: «Я душу Мою полагаю за овцы»; плоть Мою «дам за живот мира» (Иоан. 10:55; 6, 51).    И мы несомненно веруем, что Иисус Христос умер за грехи наши. Но почему веруем? Потому что Он «и воста за оправдание наше». А веровали ли бы мы этому, если бы Он не востал из мертвых, и какова была бы тогда наша вера? Если бы Иисус Христос не воскрес из мертвых, то вероятно никто не признал бы Его своим Искупителем; ибо никто не мог бы твердо убедиться, что жертва, принесенная Им за грехи наши, угодна Господу и удовлетворила правосудию Божию. Тогда всякий справедливо мог бы сказать верующим: «Аще Христос не воста, — суетна вера ваша, — вы еще во гресех ваших» (1 Кор. 15:17).    Но вот Он воскрес; да умолкнет неверие, да исчезнет всякое сомнение о нашем чрез Него спасении! Воскрес Христос; значит, правосудие Божие удовлетворилось Его жертвою за грехи наши. Воскрес Христос; значит, лежавшие на Нем грехи наши прощены теперь и уничтожены. Воскрес Христос; значит, Он Своею смертию попрал смерть, служившую наказанием за грехи наши, и сделал ее переходом к безсмертию. Итак, верно слово Апостола, что Христос «предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше», — воскрес, между прочим, для того, дабы показать нам, что Он точно искупил нас от грехов и оправдал пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3455...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010