ГЛАВА V. СОСТОЯНИЕ СОВЕРШЕННОГО ОБОЖЕНИЯ Обожение человека начинается в этой жизни и станет совершенным и необратимым в веке будущем. Полное явление и окончательное выражение истинного общения людей с Богом, начавшись здесь и сейчас, завершится их воскресением в славе и вознесением на небеса. Воскресение верующих, связанное с воскресением Христа, приводит их к полному богоусыновлению и обожению. Подобно Христу, восставшему из мертвых и вошедшему в славу Отца, верующие восстанут в славе и удостоятся видения Его лицом к лицу. Воскресение и возрождение Воскресение Христа – не просто факт Его личной земной жизни, но важнейшее событие для всего человечества. В истории ветхозаветного Израиля и Церкви были и другие воскресения и вознесения, но лишь Христово воскресение имеет непосредственное отношение к жизни всего человечества. Подобно тому как целью воплощения Христа было спасение человека, так и Его воскресение и вознесение объясняются только в свете промысла Божия о человеке: «Тем, чем стал, Господь стал ради нас, будучи нерожденным и несотворенным по Своему божеству… И ради нас Он воскрес и вознесся, уго-товляя нам воскресение и вознесение в бесконечные веки» 362 . Однако в последний день будут воскрешены и верующие и неверующие. В связи с этим возникает серьезная проблема. Если воскресение человека основано на воскресении Христа и, следовательно, связано с Его нетварной обоживающей благодатью и если эта благодать, как мы видели, передается человеку не механически и не магически, а через участие человека в таинствах, через нравственное и духовное участие в жизни Христа – если все это так, то как могут воскреснуть те, которые никогда Его не признавали и не имели с Ним никакого общения? Если бы воскресли одни верующие, все было бы понятно и не возникло бы мысли о «механической» передаче божественных даров; но ни Григорий Палама , ни другие святые отцы не ограничивают воскресение мертвых лишь верующими. Воскресение будет всеобщим; и верующие и неверующие восприимут свои тела и вступят в вечную, хотя и разную по своей сущности, жизнь. При этом к неверующим будут причислены не только те, которые веровали, а затем потеряли веру во Христа, но и те, которые никогда не признавали Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Беседа XLIII. О пятом члене символа веры. О явлениях Господа нашего Иисуса Христа ученикам по воскресении И воскрешшаго в третий день по писанием. Господь наш Иисус Христос на третий день после смерти, как вы знаете, братие, воскрес из мертвых, – душа Его соединилась опять с телом, только уже прославленным и светоносным. О воскресении Его вскоре многие узнали различными способами. Воины, которые стерегли гроб Его с ужасом узнали сие потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его и притом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос по воскресении неоднократно являлся многим, как то: Марии Магдалине, Мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, апостолам в доме, которого двери были заперты. Затем чрез восемь дней по воскресении Господь опять явился апостолам. При этом апостолу Фоме, который не был при первом явлении и не верил словам апостолов, что они видели воскресшего Господа, – дал осязать Свои раны, чтобы уверить Его. Чрез несколько времени он явился ученикам при море Тивериадском во время рыбной ловли. При этом Он восстановил Петра, который во время суда над ним у первосвященников три раза отрекся от Него, в звании Апостола троекратным вопросом, обращенным к нему: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня»? и поручением пасти стадо Его. Потом многократно являлся Господь апостолам в продолжение четыредесяти дней; в некоторый же день явился более, нежели пятистам верных вместе. Передавая об этом явлении Апостол Павел говорит, что многие из видевших Господа в это время (разумеется, время написания послания к Коринфянам) находились еще в живых, а некоторые уже умерли ( 1Кор.15:6 ). Господь являлся ученикам своим для того, чтобы удостоверить их в истине Своего воскресения. А постолы сначала отнеслись недоверчиво к первым известиям о воскресении Иисуса Христа. Чтобы уверить их в этом Господь, являясь им, пользовался всеми возможными способами уверения: Он беседовал с ними, вкушал пред ними пищу и питие, позволял им осязать руки и ноги и ребра свои. Особенно недоверчиво отнесся к известию о воскресении Христовом апостол Фома. Когда ему апостолы сказали о том, что видели воскресшего Господа, он ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот спустя восемь дней после этого, когда все ученики были вместе и Фома с ними в запертом доме, явился Господь и сказал им: «мир вам»! Потом обратившись к Фоме, сказал ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома, уверившись в истине воскресения Господа, воскликнул: Господь мой и Бог мой. На это Господь ответил ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? 17 марта, 2011 Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? Крест, по учению Церкви (вы это можете найти, например, в каноне Кресту Господню, который каждую пятницу читается в келейном правиле), — это есть образ Пресвятой Троицы, Триипостасного Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Вот что такое Крест — образ. Какое отношение существует между Первообразом и образом? Мне уже не раз доводилось говорить с этого места — с проповеднического амвона нашей церкви — об отношении между Первообразом и образом, а в данном случае — между Пресвятою Троицею и крестным знамением, Крестом, который стоит перед нами. Отношение это такое, что некоторые свойства Божии, Самого Бога, Самой Пресвятой Троицы присутствуют в этом Кресте, в образе. Если бы я был каким-нибудь профессором, если бы это был не проповеднический амвон, а какая-нибудь кафедра, то я бы мог много рассказать вам об отношении между первообразом и образом. Не только между иконой и ее Первообразом — Божеством и Святостью, а между самым обыкновенным предметом, который мы себе представляем, и тем понятием, которое создает себе о нем человек.

http://pravmir.ru/pochemu-na-trete-voskr...

Критика. Проф. Имельс. Воскресение Иисуса Христа (Prof. D. L. Ihmels. Die Auferstchung Iesu Christi). На немецком языке в 1913 г. вышла третьим изданием брошюра известного теолога-догматиста, профессора Лейпцигского университета Имельса о Воскресении Господа. В виду продолжающегося пасхального «сезона» и принимая во внимание имя автора, не лишним будет передать интересующимся читателям Богословского Вестника содержание названной брошюры 1 . Статья д-ра Имельса: «Воскресение Иисуса Христа» представляет собою одну из университетских лекций из цикла чтений на общую тему: «Наша вера в Иисуса Христа». «Воскресение Иисуса Христа исключительная по обширности и богатству содержания тема» так начинает свою лекцию проф. Имельс. Двум вопросам посвящает немецкий теолог свою работу: 1) историческому характеру Воскресенья Христова, вопрос, главный для автора и 2) значению этого факта. Исходным пунктом в решении первого вопроса должна служить вера первохристианской общины в Воскресение Господа. О ней мы можем судить не только по четырём евангельским редакциям, но и по характеру апостольской проповеди , всецело покоящейся на признании факта Воскресения Спасителя. Особенно в этом отношении замечательна 15-я глава 1-го Посл. к Коринфянам, где Ап. Павел со всею свойственной ему глубиною мысли заявляет, что с падением факта Воскресения Христова падает и всё евангелие о Христе. Однако, и Апостол Павел не первый начал проповедывать о Воскресении, но передавал, что получил. Если обращение «Апостола языков» последовало лишь спустя немного лет по смерти Иисуса, то ясно, что вера в Воскресение должна была возникнуть вскоре же после смерти Господа. Говоря о Воскресении, автор разумеет именно телесное Воскресение. Кто не знаком с этим вопросом близко, может удивиться и спросить: какое же может быть ещё Воскресение, если не телесное? Между тем, многие под Воскресением Иисуса разумеют ни что иное, как продолжение жизни Иисуса за гробом. Стараясь придать своему взгляду более или менее церковный характер, говорят, что Павел учил о воззвании Богом души Христовой из ада и облечении её в некое светоносное тело. Впрочем, последнему обстоятельству важного значения не придаётся, весь интерес сосредоточен на мысли о продолжении жизни Иисуса по смерти. Однако подобное воззрение трудно провести до конца в виду явного противоречия его, как Новому Завету вообще, так и пониманию Ап. Павла, в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Разделы портала «Азбука веры» Воскресение мёртвых (греч. ανστασης — анастасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии при втором пришествии Иисуса Христа . Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ( 1Кор.15:52 ). Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. Гюстав Доре. Видение Долины Сухие кости. 1866 г. ( Иез.37:1-14 ) В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой  свободы . Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры , покаяния и очищения от страстей , или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом . Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24-29; 8:51 ). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ( Ин.5:29 ). Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать “милостиво”, а в нечестивых – “немилостиво”», – говорит св. Максим Исповедник . Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело  наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ( Флп.3:20-21 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-mertvyh

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Перед Вами книга о Воскресении из мертвых Христа Спасителя. Вы открываете работу, в которой с Вами будут говорить святые мученики, засвидетельствовавшие Воскресение Христа самой жизнью; Вы соприкоснетесь с античными авторами I–II веков, не принимающими Воскресения, но все же пишущими об этом событии; с вами будут говорить мужи апостольские и апологеты. Вы также услышите отзвук Воскресения Христова – этого вселенского события – в различных произведениях II–IV веков. Наконец, перед взором читателя предстанет красота и ясность Воскресных Евангелий на греческом языке – языке апостольской проповеди. Мы станем рядом с живыми участниками событий: войдем в сад Иосифа Аримафейского, с Мироносицами увидим отваленный камень, войдем в отверстый Гроб, узрим Ангела, и мысленно соприкоснемся с воскресшим Христом. Благая весть Воскресения Христова, весть надежды и бессмертия для каждого право верующего во Христа, весть, в которой лежат духовные истоки нашего бытия – вот вкратце содержание книги, которую Вы держите в своих руках. Введение За каждой воскресной всенощной мы поем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» 1 Как провозглашаем слово «видевше», когда Спаситель восстал из мертвых почти две тысячи лет тому назад? Но мы возвещаем неложно. Светоносное присутствие в Церкви Святаго Духа раскрывает совершившееся Господне Воскресение и дает нам радость созерцать самого воскресшего Христа. Когда благодатию Святаго Духа в душу приходит Христос, блистая сияниями Божества, то Он животворит нас и делает так, что мы ощущаем Его в себе живым, бессмертным и нетленным 2 . Как только верующая душа соединяется с Триипостасным Богом и, таким образом, воскресает силой Христовой, она удостаивается зреть мысленно и таинственно чудное Воскресение и воспевает: «Воскресение Христово видевше…». 3 Воскресение души – это ближайшее соединение со Христом, Который есть Вечная Жизнь. Воскресение души, бывающее прежде всеобщего воскресения тел – избавление, для которого Бог Отец дал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь 4 . Кто любит Господа, тот силой воскресшего Христа очищает свое естество, и тогда его охватывает бесконечная радость, потому что Спаситель дает ему жизнь вечную.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Скачать epub pdf Содержание Отношение к загробной жизни. По ту сторону смерти… Но верования первых христиан изначально были революционно новыми. Почему? Попробуем разобраться. Если бы Воскресения Христова не было     Существует распространенное мнение, что вера в воскресение Христа была основана на уже существовавших верованиях различных религий. Это утверждение опровергли многие христианские богословы. В современном богословии эта тема тоже не раз поднималась, например епископом Англиканской церкви Николасом Томасом Райтом. Епископ Николас Райт – один из ведущих современных специалистов по Новому Завету, известен, в частности, тем, что в достаточно либеральной англиканской среде твердо отстаивает веру в буквальное, телесное, физическое воскресение Господа Иисуса Христа и приводит целый ряд доводов. В своих лекциях Райт предлагает рассмотреть исторический фон, на котором возникло христианство , чтобы убедиться: вера в Воскресение Христово – революция, а не естественное развитие языческих или иудейских верований той эпохи. Какие же доводы приводит Николас Райт? Отношение к загробной жизни. По ту сторону смерти… …для язычников: Языческий мир не сомневался в непобедимости смерти. Считалось, что после смерти все отправляются в призрачный подземный мир, откуда нет возврата. И только Платон и его последователи верили в какую-то форму чисто духовного бессмертия и полагали, что душе гораздо лучше оставаться чистой, навсегда отделенной от тела. Само слово «воскресение» означало для язычников не какую-то неведомую «жизнь после смерти», а буквальное возвращение к телесной жизни в этом мире – независимо от того, что происходило с человеком сразу после смерти. И в такое воскресение язычники категорически не верили. Правда, в литературных памятниках можно найти множество упоминаний о призраках умерших, которые могут являться живым. Но это никогда не называлось «воскресением»воскресение могло быть только телесным. … для иудеев: Что же до иудеев, то часть из них (например, саддукеи) была солидарна с язычниками и не верила ни в какую будущую жизнь – тем более, телесную. Другие (как философ Филон Александрийский) сходились, скорее, с последователями Платона, которые ожидали славного, но чисто бестелесного посмертия. Но большинство иудеев, насколько мы можем судить, верили в воскресение мертвых в последний день, когда Бог преобразит весь мир и даст Своим верным новые тела, чтобы жить в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа во Иерусалим (см.: Ин.12:18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ними Воскресения. В строгом соответствии с евангельским повествованием и Богослужебный устав нашей Православной Церкви указывает праздновать воскрешение Лазаря в субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, и устанавливает между этими праздниками самую тесную связь. Для них обоих назначен один тропарь ( " Общее воскресение... " ). Да и вообще в службе этих праздников оба воспоминания как бы переплетаются между собою. Вместе с тем службы этих двух праздников являются как бы прологом к службам Страстной седмицы и предвестниками Светозарной Пасхи. Не останавливаясь на одной исторической связи воскрешения Лазаря с последними днями земной жизни Господа и с Его Воскресением, Церковь в своем богослужении раскрывает и идейную связь между этими событиями. Воздвижением Лазаря из мертвых Господь " прежде Своея страсти " хотел " уверить " (доказать, что непременно будет) общее воскресение. А так как " начатком " общего воскресения является Воскресение Христово, то Господь воскрешением Лазаря уверял и Свое Воскресение. Подобно тому как на Фаворе Господь " показал ученикам Своим славу Свою " , чтобы они не соблазнились, когда " узрят Его распинаема " , так и теперь, ввиду предстоящих страданий, Господь явил Себя " Победителем смерти " , чтобы страдания и крестная смерть потом не могли затмить в учениках веры в Воскресение Христово и за ним в будущее общее воскресение. Воскрешение Лазаря, таким образом, есть доказательство Божества Христова и того, что Он есть " Господь живых и мертвых " . Тесная связь - и историческая, и идейная - Лазарева воскресения и Воскресения Христова не должна, однако, закрывать для нас существеннейшей разницы между этими двумя событиями, разницы, делающей их явлениями - каждое совершенно, почти до противоположности особого порядка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Воскресенское на Сонохте (Песочное). Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь одна; три престола: в настоящей летней - Воскресения Христова, а в трапезе зимней правый престол - во имя Сретения Господня, левый - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Зданием каменная, с таковою же при ней колокольнею. Праздник храмовый Воскресения Христова празднуется 13 сентября. Воскресенско – Сонохотский приход древний, о нем упоминается в ревизских сказках 1627 г. По ветхости храма в 1799 г. 2 сентября разрешено было устроить церковь каменную. В 1801 г. была произведена закладка каменной трапезы для зимней церкви и в 1802 г. освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1803 г. освящен придел Сретения Господня. Кладка летнего храма начата с 1808 г., окончена стройка в 1816 г. Все устроено тщанием прихожан. В 1903 г. каменная церковь расширена, в 1905 г. произведен окончательный внутренний ремонт зимнего храма. Чтимые особо иконы: древняя храмовая - Покрова Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, икона Владимирской Божией Матери. Часовня на церковном кладбище на месте сгоревшего храма, каменная, устроена в 1816 г. Земли 59 десятин 2032 кв. саж. плановой и по межевой книге. Кроме того, церковная усадебная земля в дер. Андреевском Панфиловс. волости, площадь в 29 саж. длиной и 12 саж. шириной. Для жительства священника церковный дом, церковный дом для церковно-приходской школы. Капитала церковного в билетах 1805 руб. В приходе прихожан 555 муж. пола и 647 жен. В селе церковно-приходская школа, церковно-приходское попечительство и при попечительстве общество трезвости. Штатный состав причта: священник и псаломщик, капитала на нужды причта 2544 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. О существовании ранее храма Воскресения Словущего в село Песочное Название: Церковь Воскресения Словущего в Воскресенском на Сонохте. Синонимы названия: Церковь Воскресения Словущего в Песочном. Обиходные названия: Воскресенская церковь. Дата основания: не позже XVI в. Дата постройки последнего здания: 1799-1816

http://sobory.ru/article/?object=28266

Чтобы действительно почувствовать Пасху и поистине увидеть свет Божественного Воскресения, необходимо очистить свои чувства от всякого страстного движения: «Очистим чувствия, и узрим в непреступнем свете Воскресения Христа блистающася и радостию гласяща»– говорит песнопевец. Афонский старец Ефрем (в миру – Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста , безмолвника и пещерника. Основав 19 православных монастырей в Соединённых Штатах Америки и Канаде старец Ефрем с 1995 года удалился в пустыню ради безмолвия, молясь обо всем мире. Сегодня мы публикуем еще одну проповедь отца Ефрема из готовящейся к изданию книги «Искусство спасения», ставшей квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха!» Христос и в этом году удостоил нас праздновать сей великий и светоносный день Своего Божественного Воскресения: «Пасха, Господня Пасха»! Пасха переводится как «переход». Человеческий род получил Благодать, благословение Божие – взойти от земли на Небо, перейти путём временной смерти в бессмертную жизнь. Христос показал нам бесконечное милосердие, сжалился над нами и сошёл к нам на землю, дабы возвести нас на Небо. Каждый год мы празднуем Святую Пасху. Все мы с нетерпением ждем её, чтобы ощутить ту особую радость и свет Божественного Воскресения в своей душе, вкусить малую часть от бесконечной радости вечной Пасхи, увидеть луч того Света, что освещает другой мир, почувствовать небольшую долю того вечного счастья, которое ощущают Горе, на Небе, души, удостоившиеся спасения и празднующие теперь вечную Пасху – Пасху, которой нет конца. Чтобы действительно почувствовать Пасху и поистине увидеть свет Божественного Воскресения, необходимо очистить свои чувства от всякого страстного движения: «Очистим чувствия, и узрим в непреступнем свете Воскресения Христа блистающася и радостию гласяща»– говорит песнопевец.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010