Два года назад, именно Прощеным воскресеньем вспыхнул у нас в ленте социальной сети Facebook ожесточенный спор, окончившийся вполне традиционно: одна из его участниц вместо прощения вылила мне на голову ведро кипятка и забанила меня навсегда. А ведь неглупый совсем даже человек, филолог, литератор… До сих пор не очень хорошо понимаю, чем я вызвала раздражение этой женщины. Я лишь попыталась корректно возразить ей и объяснить, в чем смысл этой старинной благочестивой традиции — просить друг у друга прощения перед Великим постом. Совершенно ни в чем ее не обвиняя, вообще не задевая ее личности. Ей представлялось, что Прощеное воскресенье — это некий лицемерный и ханжеский ритуал. «Можно сколько угодно пакостить ближнему,— раздраженно стучала она по клавишам,— а потом сказать " Прости меня " , и ты опять чистенький, как младенец. Прямо умиление сплошное…». Из не совсем внятного текста можно-таки было уяснить, что кто-то из верующих воцерковленных людей эту женщину обидел, причем давно, а прощения попросил — только в это воскресенье, чем и вызвал негодование: ханжа, лицемер, фарисей, где ты раньше был со своим «простите»?! Меж тем Прощеное воскресенье — это действительно особый день. В этот день мы, при всем нашем вопиющем несовершенстве, ясно видим необходимость быть другими — лучшими, чем мы есть; и именно поэтому пересматриваем все наши споры, конфликты, все те не слишком приятные ситуации, которые, так или иначе, складывались у нас с окружающими людьми. И понимаем, что не можем вот так это оставить. Поэтому, если человек накануне начала поста попросил прощения за то, за что не просил его в течение многих месяцев, да хотя бы и лет — нужно не сердиться, а радоваться за человека, для которого Прощеное воскресенье стало — не ритуалом, и не традицией даже, а реальным событием его духовной жизни. О том, как возникла традиция Прощеного воскресенья, рассказывает житие Марии Египетской, то самое, которое читается в храмах на пятой седмице Великого поста: «В монастыре существовал обычай, ради которого и привел сюда Бог преподобного Зосиму. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви.

http://pravoslavie.ru/110795.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 22.08.2003 - Новости больше не выходят на нашем сайте Уважаемые посетители! Новости больше не выходят на нашем сайте. Информация о текущих тенденциях и их анализ публикуется в разделе " Общество " . 22.08.2003 08:43 - 01.05.2003 - Пасхальное послание Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула Возлюбленные духовные чада, Христос воскресе! Воскресение Христово было победой не только над Его собственной смертью, но и над смертью вообще. «Смерти празднуим умерщвление, адово упразднение…» Смерть как образ тления и рабства была побеждена. Конечно, и теперь люди умирают телесно, но безнадежность смерти – упразднена. Всей человеческой природе была дана сила Воскресения. Воскресение Христа не имело бы никакого смысла, если бы оно не было общечеловеческим приобретением, если бы все Тело не могло воскреснуть вместе с Главой. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (1 Кор.15,16). 01.05.2003 01:00 - далее... 01.05.2003 - Православными называют себя 59% россиян, а празднуют Пасху – 83% По данным опроса Фонда " Общественное мнение " , проведенного в 44 регионах РФ 19-20 апреля 2003 г., 83% россиян собираются так или иначе отмечать Пасху (в 2002 г. таких было 85%, в 1998 г. – 80%), лишь 13% отмечать этот праздник не собираются, а 4% затруднились с ответом. В то же время при ответе на вопрос о религиозной принадлежности назвали себя православными 59%, а более 30% не являются верующими, сообщает корреспондент " Портала-Credo.Ru " . 01.05.2003 00:42 - далее... 01.05.2003 - США: Преподавателя отстранили от должности за ношение креста Помощница учителя в Пенсильвании пообещала бороться против решения о своем отстранении от должности без оплаты сроком на один год из-за своего отказа спрятать или убрать крестик с шеи, который она носила на работе, сообщает " JesusChrist.ru " со ссылкой на " Life4God.com " . 01.05.2003 00:38 - далее... 30.04.2003 - Из Екатеринбурга в Дивеево пройдет крестный ход

http://zavet.ru/wb/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конявская Е. Л. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект С самого раннего времени сочинения русских книжников обнаруживают их знакомство с хронологией мировой христианской истории. Хронологические выкладки, заимствованные из Хроники Георгия Амартола, «Летописца вскоре» Патриарха Никифора и других Малых хроник, были уже в самых ранних древнеславянских и древнерусских памятниках – Изборнике 1073 г., Начальном своде и Повести временных лет. Русские летописцы включали в свои произведения как заимствования из них, так и собственные тексты, построенные по этому образцу. Знание мировой истории в рамках «Летописца вскоре» было, видимо, обязательным для просвещенного христианина: сходный текст (правда, без числа лет) вложен в уста св. Александра Невского в его Житии, когда он демонстрирует папским послам свою осведомленность в Священной истории: «От Адама до потопа, от патопа до разделения языкъ, от разьмшениа языкъ до начяла Авраамля, от Авраама до проитиа Иисраиля сквозе море, от исхода сыновъ Иисраилевъ до умертвия Давыда царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова Рожества, от Рожества Христова до Страсти и Воскресения, от Въскресения же Его и на небеса възшествиа и до царства Константинова, от начала царства Костянтинова до перваго збора и седмаго – сии вся добр съвдаемъ, а от вас учения не Наличие таких выкладок в русских летописях в связи с русской историей, «одиночные» расчеты, касающиеся тех или иных значимых событий («От Федорьчюковы до Олгердовы рати лт свидетельствуют о появлении в русской историософии рефлексии относительно связи прошлого, настоящего и будущего и, быть может, попытки понять некие закономерности в судьбах народа и мира. Для нарративов в качестве хронологической вехи, как правило, указывалось имя правителя, при котором случилось то или иное событие, могли приводиться подсчеты, на какой год правления оно приходится («въ пятонадесятое лто царства Тактамышева, въ седмое же лто княжения великого князя Василия Дмитриевича, индикта третегонадесять, по Татарщин, и московскомъ взятии, бысть замятня велика во

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

Илл. 1. Навершие Кувуклии. Фото Анны Гальпериной ЖМП 5 май 2016 /  12 мая 2016 г. 13:50 Отдали образу пообразное В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ ЗАВЕРШЕНА КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ГЛАВНОГО МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА - СОБОРА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В конце минувшего года завершен важнейший этап многолетних, беспрецедентных по объему и по степени научной достоверности реставрационных работ в архитектурном ансамбле Ново-Иерусалимского монастыря , целиком отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения (о начальном этапе: «Светися, Новый Иерусалиме!»//ЖМП. 2012. 7 ). Государственная комиссия приняла в эксплуатацию отреставрированный Воскресенский собор — уникальный памятник, задуманный еще Патриархом Никоном. И хотя восстановление всего комплекса зданий еще продолжается (основное количество памятников — 15 — намечено завершить в текущем году), главный результат уже налицо. Нынешний реставрационный цикл — первая в череде многочисленных попыток, которую удалось успешно завершить, — преобразовал собор, считавшийся холодным на протяжении трех с лишним веков, в теплый зимний храм. Благодаря современным отопительным системам температура здесь даже в самые морозные дни теперь не опустится ниже +10°С. А значит, нежные элементы лепнины и росписей, изразцового убранства больше не будут страдать от постоянных замерзаний и размерзаний. В Неделю Фомину Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения собора. Храм уже доступен для верующих. В ограниченном режиме здесь проводятся экскурсии для паломников и туристов, а главное — совершаются регулярные богослужения. «По патриаршему благословению в Великую субботу 2014 года я освятил собор малым иерейским чином, и мы служили здесь до 1 августа 2014 года, — рассказывает наместник обители архимандрит Феофилакт (Безукладников). — Но затем началась трудоемкая операция по демонтажу лесов в шатре ротонды, общий объем которых достигал тысячи кубометров. Спускали их с 70-метровой высоты. Конечно, совершать богослужения в таких условиях было невозможно, поэтому мы перешли в церковь Рождества Христова, расположенную у западной стены монастыря. С Рождественского сочельника 2016 года мы снова служим в главном соборе».

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проповедь VII на Богоявление Святителя Льва Великого (PL 54, col. 257-259) Портал «Богослов.Ru» предлагает читателям перевод проповеди святителя Льва Великого, приуроченной к празднику Богоявления, который в то время совмещал в себе почитание событий Рождества Христова и Крещения. На русском языке публикуется впервые. Статья Проповедь XXXVII. На празднество Богоявления VII I. Необходимо делом изобразить то, что познаётся верой. Тайны Хрис­та суть и таинства, и примеры . Памятование о делах, совершённых Спасителем человеческого рода, великую нам, возлюбленные, приносит пользу [при условии], если мы принимаемся воспроизводить то, что чтим как предмет веры. Ибо в домостроительстве таинств Христа содержатся и силы благодати, и побудительные причины [Col. 0257B] обучения [нашего], дабы Того, Которого исповедуем духом веры, мы также и примеру действий последовали. Ведь ещё сами начала, которые Сын Божий для Своего Рождества принял чрез Матерь Деву, наставляют нас к преуспеянию в благочестии. Ибо одновременно в одном и том же Лице является простым сердцам и человеческое уничижение, и божественное величие. Небо и небесные называют своим Создателем Того, младенчество Которого удостоверяет колыбель. Дитя со слабым телом является Господом и Правителем мира, и в чреве Матери заключается Тот, Кто [Сам] ни в какие пределы не вмещается. Но во [всём] этом – врачевство наших ран и возведение от нашего падения, так как если бы не соединилась в единство такая противоположность, то не могла бы человеческая природа быть восстановлена Богом. II. Младенчество Христа, которое есть закон жизни, ничто иное как крест и уничижение предвещает .

http://bogoslov.ru/article/1385702

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января С Новым годом! (проповедь на новогоднем молебне 31 декабря по новому стилю) Размышлениями по поводу наступающего новолетия с интернет-читателями делится постоянный автор портала «Богослов.Ru» священник Георгий Крылов. Статья Не задумывались ли вы что сегодняшняя церковная молитва – самая странная и необычная за весь год. Давайте попробуем собрать оттенки «сакральности» и/или «несакральности» этого непонятного дня, раскодировать «коды сакральности»… Дня, понятного лишь для детей с их удивительной цельностью восприятия. Но как только начинаешь анализировать, так одеяло, которое пытаешься натянуть, расползается на множество нитей, под которыми не укроешься. Уж точно – шкура неубитого медведя. Возможно ли его убить? И нужно ли? Церковь Христова никогда не следила за временем. «Счастливые часов не наблюдают…» Время было неким абсурдом в христианском восприятии. Существовало лишь одно время – время страданий и Распятия Христа – по этому времени «путешествовал» христианин, этим временем жил. Близость Христа, когда момент Распятия здесь, рядом, сегодня и сейчас, и одновременно удаленность, извечность, изначальность Жертвы Христовой – вот то сознание, которое исключало время из воспринимаемых и отсчитываемых категорий. «И времени уже не будет…» Будничность, ежедневность жертвы (готовность к ежедневному умиранию) невозможно протоколировать, она не поддается бухучету. Остается лишь собирать знаки «их» учета – Acta sanctorum. Время «вкручивалось» в бытие как саморез, причиняя неимоверную боль. Именно здесь психологические корни древнего хилиазма и сегодняшнего эсхологизма – мировоззрения будничного героизма. Знак «культуры Жертвы». Христос придет скоро, Христос придет Сегодня!

http://bogoslov.ru/article/1344663

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 5.4. Постановления о праздниках 5.5. Понятие святости Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 5.4. Постановления о праздниках В книге Левит есть установление о праздниках. Какие же важнейшие праздники предписывается совершать в книге Левит? Во-первых, это праздник Пасхи. Правила этого праздника описываются сначала еще в книге Исход, затем уточнение дается в книге Левит. Эти указания, я думаю, вам должны быть хорошо известны, и символическое значение этого праздника тоже вам хорошо известно. Пасха. Пасха – это событие, связанное с Исходом, преддверие Пасхи новозаветной, воскресения Христова. Здесь можно отметить мысль, что в результате Божьего посещения погибают первенцы египетские, потому что они не Божии, а первенцы израильские, благодаря помазанию кровью благодаря тому, что они Божии, как раз при посещении Божием остаются живы именно потому, что они посвящены Богу, и Господь сохраняет то, что человек Ему посвятил. То, что отдано человеком Богу, в результате к самому человеку возвращается, – в данном случае жизнь этих первенцев, которые посвящены Богу, — она Им возвращается, и она Им сохраняется через помазание. Я думаю, что о Пасхе много говорить нет нужды: её образы вполне нам понятны. На Пасху полагалось вкушать агнца, кость которого не должна сокрушиться, и который должен быть запечен, что изображает страдание Спасителя. Кроме того, «евреи ели мясо агнца, печеное огнем, прообразовательно представляя таким вкушением великое таинство Божественного домостроительства и предварительно познавая Тело Агнца, Который неизреченно соединил в Себе огнь Божественной сущности с плотью, ныне нами вкушаемою и дарующею нам оставление грехов» ч. 1, с. 101]. Пасху следовало вкушать с горькими травами в воспоминание плена языческого и с пресными хлебами – ничего квасного не должно было в праздник опресноков оставаться. Технически это было связано с тем, что когда постановление было дано, то не было времени заквашивать тесто, поэтому тесто было изготовлено из того, что было, то есть пресное, на скорую руку, а символически это означало, что закваска, как остатки старой выпечки, изображала собой некоторое гниение – наследие греха и порока. Кстати, всякая жертва должна была сопровождаться солью, должна была посыпаться солью, – соль в данном случае была противоположностью гниению, символом твердости и вечности. Вот эти пресные хлебы как раз знаменуют здесь чистоту: ничто греховное, ничто порочное не может войти в Царство Небесное вслед за Христом.

http://sedmitza.ru/lib/text/430967/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад игумена Иоанна (Экономцева), председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, «Православное образование для мирян на пороге нового тысячелетия и его значение для возрождения Русской Православной Церкви» Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Настоящий Архиерейский собор проходит в знаменательное время. Два тысячелетия отделяют нас от дней, которые явили приход Спасителя в мир. Ожидание быстрого завершения истории, которое разделяли и некоторые из апостолов, по Промыслу Божию не сбылось. Церкви Христовой предстояло и, возможно, еще предстоит длительное пребывание в мире. Стремительное развитие человеческой культуры и цивилизации носило отнюдь не простой характер. Оно было ознаменовано войнами и революциями, церковными расколами, отступлением от веры отцов и возвратом к ней. В условиях все более усложнявшейся жизни Церковь, тело Христово на земле, продолжает нести благую весть о Воскресении Спасителя и о победе над смертью, она утешает страждущих и направляет всех людей на путь спасения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам " (Мф.28:19), - завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, смуту и нестроения которого человечество призвано одолеть. Велика духовная жажда людей, выходящих из многолетнего атеистического пленения. Они жаждут Истины, но зачастую не в состоянии отличить веры от всевозможных пестрых суррогатов и подмен.. Церковь не может не учитывать обстоятельств, в каких звучит сегодня проповедь Слова Божия. Современная цивилизация резко переменила условия человеческой жизни. Природа естественная, сотворенная Богом, все больше подменяется искусственной, рукотворной и техногенной. Немало новых, незнаемых прежде опасностей подстерегает современного человека. В особенности это касается информационной среды, окружающей его, деструктивно воздействующей на его психическую и духовную жизнь. Следует, в частности, учесть и негативную роль средств массовой информации, как правило аппелирующих к греховным и низменным инстинктам человека. В то же время надо иметь в виду, что недоброкачественность таится не только в вульгаризации подаваемых материалов, но и в самом подходе этих средств к освещению событий, сугубо информационном и развлекательном. Средства массовой информации часто подчеркивают агрессивное, сенсационное и поверхностное. Поэтому даже при самом благонамеренном отношении к Церкви репортеры и журналисты нередко способны осуетить, принизить и обездушить высокое и святое.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й по-ловины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 3. Продолжение. Начало: Вестник церковной истории. 2014. 1/2(33/34). С. 3/4(35/36). С. 31-71 Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г.   (Л. 335) Нижней Новгород Церковь Преображение Спасово внутри городе соборная. Дани девять алтын три деньги, десятильничих и заезда два алтына. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. Церковь архангела Михаила соборная. Дани рубль дватцать алтын пять денег, десятильничих и заезда пять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. Церковь Петра митрополита внутри городе. Дани дватцать алтын пять денег, десятильничих два алтына две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. (Л. 335 об.) Церковь Семион Столпник в монастыре в особняке внутригороде Дани тритцать один алтын, десятильничих и заезда два алтына три деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Сшествие Святого Духа в монастыре в особняке внутригороде. Дани шесть алтын четыре деньги, десятильничих и заезда пять денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Воскресение Христово внутри ж городе. Дани четыре алтына три деньги, десятильничих и заезда четыре деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь святые мученицы Варвары на посаде. Дани (Л. 336) семнатцать алтын пять денег, десятильничих и заезда два алтына две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Афонасия и Кирила, Александрейских чюдотворцов, на посаде. Дани шесть алтын две деньги, десятильничих и заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

     Что мы испытываем, узнав о смерти — не в нашем (в нашем — отдельный разговор), а в другом, родственном, дружественном, просто знакомом… или совсем незнакомом доме? Что мы чувствуем, услышав: «У Володи мама умерла вчера скоропостижно» или «У Наташи муж разбился на машине»?.. Мы чувствуем свою беспомощность. И вину… хотя и понимаем, что никакой нашей вины в трагедии нет. Чувство вины возникает от того, что мы не можем помочь — Володе, Наташе, человеку, у которого вся семья погибла в кемеровском пожаре… Мы не вернем им близких, не восполним страшную потерю, не заполним пустоту, не утолим боли. Мы не скажем им ничего такого, от чего им стало бы легче. Мы бессильны перед смертью, беспомощны перед горем… Но что-то сделать мы должны. Просто остаться в стороне мы не можем. Это ясно — каждому из нас, узнавших вдруг о беде. Стихийные народные мемориалы, возникшие во всех российских и не только российских городах сразу после кемеровской трагедии (когда дымилось еще!), вмиг разбежавшиеся по соцсетям просьбы подсказать надежный, без обмана, счет для пожертвований — выражение именно этой нравственной потребности миллионов, простите уж за пафос, людей. Потребности показать, что нам не все равно, что наша хата не с краю, что убитые горем кемеровчане нам не безразличны… что мы принадлежим к народу, в конце концов, и к человечеству в целом. Но вот происходит трагедия, всенародного отклика не предполагающая. У Наташи разбился муж, у Володи умерла мама, у молодых супругов Ивановых не выжил первенец… Что делать? Все равно ведь мы что-то делать будем. Придем на похороны. Подойдем. Постоим. Скажем… Что скажем? Утешить-то ведь все равно невозможно… Как помочь человеку в горе — такова была тема лекции руководителя православного Центра кризисной психологии, действующего при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва) психолога Михаила Хасьминского, посетившего Саратов в мае сего года. И первое, что постарался донести до слушателей Михаил Игоревич,— то, что утешить в подобных случаях, действительно, нельзя, и не нужно пытаться: утешения в смерти нет, потому что нет ушедшему человеку замены. А вот помочь — помочь можно, и начинать надлежит именно с практической помощи, с вопроса: что я могу для вас сейчас сделать? Может быть, почистить картошку для поминальных щей, или подвезти кого-то до кладбища на машине, или встретить родственников в аэропорту, или с детьми посидеть, пока взрослые на похоронах… Да мало ли что еще может понадобиться — не говоря уж о материальной помощи. Не нужно стесняться предложить помощь: откажутся так откажутся.

http://pravoslavie.ru/114397.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010