Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Перед Вами книга о Воскресении из мертвых Христа Спасителя. Вы открываете работу, в которой с Вами будут говорить святые мученики, засвидетельствовавшие Воскресение Христа самой жизнью; Вы соприкоснетесь с античными авторами I–II веков, не принимающими Воскресения, но все же пишущими об этом событии; с вами будут говорить мужи апостольские и апологеты. Вы также услышите отзвук Воскресения Христова – этого вселенского события – в различных произведениях II–IV веков. Наконец, перед взором читателя предстанет красота и ясность Воскресных Евангелий на греческом языке – языке апостольской проповеди. Мы станем рядом с живыми участниками событий: войдем в сад Иосифа Аримафейского, с Мироносицами увидим отваленный камень, войдем в отверстый Гроб, узрим Ангела, и мысленно соприкоснемся с воскресшим Христом. Благая весть Воскресения Христова, весть надежды и бессмертия для каждого право верующего во Христа, весть, в которой лежат духовные истоки нашего бытия – вот вкратце содержание книги, которую Вы держите в своих руках. Введение За каждой воскресной всенощной мы поем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» 1 Как провозглашаем слово «видевше», когда Спаситель восстал из мертвых почти две тысячи лет тому назад? Но мы возвещаем неложно. Светоносное присутствие в Церкви Святаго Духа раскрывает совершившееся Господне Воскресение и дает нам радость созерцать самого воскресшего Христа. Когда благодатию Святаго Духа в душу приходит Христос, блистая сияниями Божества, то Он животворит нас и делает так, что мы ощущаем Его в себе живым, бессмертным и нетленным 2 . Как только верующая душа соединяется с Триипостасным Богом и, таким образом, воскресает силой Христовой, она удостаивается зреть мысленно и таинственно чудное Воскресение и воспевает: «Воскресение Христово видевше…». 3 Воскресение души – это ближайшее соединение со Христом, Который есть Вечная Жизнь. Воскресение души, бывающее прежде всеобщего воскресения тел – избавление, для которого Бог Отец дал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь 4 . Кто любит Господа, тот силой воскресшего Христа очищает свое естество, и тогда его охватывает бесконечная радость, потому что Спаситель дает ему жизнь вечную.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

     В эти дни неумолкающей пасхальной радости, когда прославляется Воскресший Спаситель, для нас особенно актуальны слова апостола Павла о нашем совоскресении Ему (см. Кол. 2, 12). Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа было жизненной основой первых поколений христиан. Это событие освещало всю их жизнь, давало силы не страшиться смерти, не бояться быть иными, нежели весь враждебно настроенный окружающий мир. Так и современные христиане должны воспринимать Христово Воскресение не только как главный церковный праздник, «торжество из торжеств», но в первую очередь как важнейшее событие своей личной жизни. В одной из бесед преподобный Симеон Новый Богослов обращает внимание на церковное песнопение «Воскресение Христово видевше…». Мы действительно поем не «веровавше», а «видевше», несмотря на то, что преподобного отделяла от этого события тысяча, а нас — уже две тысячи лет. Преподобный Симеон подчеркивает, что святые отцы неслучайно используют слово «видевше», потому что они именно видели Воскресение Христово, ощутили его в своей жизни. И мы должны не только верить, что две с лишним тысячи лет назад произошло Воскресение Господа, а постараться стать причастными к нему, реально узреть, что Христос воскрес в нашей жизни. Преподобные Исаак Сирин и Максим Исповедник также говорили, что подлинная вера достигается крещеными, когда они увидят, ощутят, как Воскресший Христос вселяется в них, реально живет, явно действует. Тогда и сам христианин становится иным, он уже не может по-прежнему жить расслабленно, руководствуясь мирскими, приземленными интересами. О таком преображении писал апостол Павел, исходя из собственного опыта: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Достижение такого состояния — длительный процесс. Духовная жизнь состоит из череды подъемов и спусков, падений и восстаний. Только после смерти подвижник Христов становится непреткновенным, окончательно избравшим добро, когда никакое зло уже не способно смутить его. Но пока человек жив, идет духовная борьба, и подвижник ощущает в себе то живущего и действующего Христа, то окамененное нечувствие или воздействие греховного искушения.

http://pravoslavie.ru/102911.html

монахиня Иулиания (Соколова) 4. Икона есть богословие в образе Икона есть «богословие в образе», и чтобы убедиться в этом, рассмотрим изображение Воскресения Христова в живописи реалистической и на древней иконе. Почти все художники-реалисты, изображая это событие, показывают тот момент, когда тело Христово в нетлении восстало из гроба. Все пишут Спасителя в белых погребальных пеленах, в которых Он был похоронен, хотя все мы знаем, что эта погребальная плащаница осталась во гробе как свидетельница преславного чуда ( Ин. 20,6–7 ) и воскресшее тело Христово не нуждалось в земных одеяниях. Изображают одного или двух Ангелов; иногда один пишется отваливающим или отвалившим камень, закрывавший вход в пещеру гроба, что вселяет очень примитивное, наивное и ложное понятие, будто Воскресший Спаситель без этого не мог выйти из пещеры. Наиболее распространенными вариантами являются «Воскресение Христово» немецкого художника Плокгорста и М.В. Нестерова, которые в общих чертах повторяют установившиеся традиции в этом изображении. Древность такого изображения не знает. На древних иконах, равно как и в стенописи (во фресках), до XVII века писали «Сошествие Христа Спасителя во ад», а надпись была «Воскресение Христово». Спрашивается, почему такое несоответствие? Как было сказано ранее, икона есть богословие в образе, истинное же богословие основывается на духовном опыте отцов и учителей Церкви. Что же говорит нам их духовный опыт? Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Воскресению Христову верят многие, но мало таких, которые бы чисто зрели это. Священная песнь гласит: «Воскресение Христово видевше», – не вероваше, а что? «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Как видевше, когда Христос воскрес 2000 лет тому назад, да и тогда никто не видал, как Он воскрес? Между тем, Церковь завещала нам возглашать этими словами совершенную истину. Человек в своем падении, потеряв единение с Богом, стал мертв душой, хотя по своему естеству душа его осталась бессмертной.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Слово в неделю Пасхи. Святителя Илии Минятия Кефалонитского Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа ( Ин. 20:20 ). Сорадуюсь и я с вами, божественные ученики воскресшего Владыки. Сорадуются с вами все христоносные народы, узревшие, наконец, немерцающий свет светоносного дня Воскресения. Радуются гор треблаженные лики и, окружив престол Царя Сил, Ангелы мира поют Ему победную песнь. Радуется низу самый ад и весь сияет от светлого явления восшедшего Солнца славы, приносящего невечерний день жизни горестным прародителям. Радуется светло одеянная невеста Христова, Церковь , и с веселием приветствует Жениха, изшедшего из гроба, как из чертога. Самая Голгофа изменила свой вид: она была ужасным местом плачевного события и стала славным зрелищем всемирного веселия. Крест, копие, венец терновый, жестокие орудия ужасных страданий, боголепно украшают торжество Божественного Победителя. Гроб, горестное обиталище прежнего тления, теперь явился живоносным чертогом нетления; раны, виновницы смерти, стали источниками бессмертной жизни. Возрадовашаяся убо ученицы, видевше Господа. Возрадуемся же и мы, торжествующие слушатели, и восхвалим богоданную благодать славного Христова Воскресения. Когда заключились врата рая, из которого был изгнан человек, тотчас отверзлись врата ада, которыми вошла в мир смерть, вошла вместе с проклятием и тлением. Она, как тиран, воцарилась над несчастным человеческим родом, который с трудом и страданием нес тяжелое иго и неизменно расплачивался собственной жизнью за тягчайший долг. Но как Адам первый из всех людей согрешил, так он должен был первым и умереть. И все–таки раньше всех и самого Адама умер праведный и невинный Авель, убитый завистливым братом, Каином. Разве не было справедливо, чтобы как от Адама начался грех, так от него же началась и смерть, а не от Авеля? Братие! Каждое царство только тогда и устойчиво, когда оно основано на справедливости: если царит справедливость, и начало царства твердо, и пребывание его вечно. Наоборот, царство не прочно, если оно несправедливо; и очень кратковременно, если оно живет насилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разделы портала «Азбука веры» Мария Хажомия, кандидат филологических наук Сретенская Духовная Семинария Пасхальное богослужение наполнено радостью и ликованием о воскресшем Спасителе. И наиболее яркой его частью являются, пожалуй, именно часы Пасхи, но их смысл, возможно, не всегда ясен для каждого из нас. Начинаются Пасхальные Часы с обычного призыва священника прославить Бога — возгласа, который произносится перед началом большинства служб: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Далее хор отвечает:  «Аминь»,  и следует пение тропаря Пасхи трижды:  «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Слово поправ — краткое причастие, образованное от глагола попрати, значение которого сохраняется и в современном русском языке, хотя относится к устаревшей и высокой лексике, — «топтать ногами, отвергать, уничижать». Выделенное слово — причастие сый («находящийся, пребывающий»), образованное от глагола бытн и приобретающее суффикс  -ущ-  во всех формах, кроме Им. падежа ед.ч. мужского рода. Таким образом, Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и даровав жизнь находящимся в гробах. После тропаря Пасхи трижды следует Воскресная песнь 6го гласа:  «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се боприиде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Здесь выражается наш призыв поклониться единому безгрешному Господу, увидев Его воскресение. Мы восклицаем Христу:  «Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо («бо») Ты — Бог наш, кроме Тебя иного не знаем».  Церковнославянское слово разве соответствует греческому πλν и переводится на русский язык как  «кроме».  Оно встречается еще, например, в Евангелии от Марка:  «И забыша ученицы Его взяти хлебы и разве единаго хлеба не имяху с собою в корабли»  — Ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке ( Мк.8:14 ).

http://azbyka.ru/o-pashalnyh-chasah

Мученики Маккавеевские Протоиерей Александр Туберовский был уроженцем села Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии. Удивительно, что из этого села Маккавеево происходят семь новомучеников – столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской, священномученик Михаил Дмитрев , мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов , священномученик Николай Правдолюбов и священномученик Александр Туберовский … Отец Александра Туберовского , иерей Михаил, служил в сельском Покровском храме вторым священником. Как и большинство поповичей на Рязанщине, Александр окончил Касимовское Духовное училище (1896), а потом Рязанскую Духовную Семинарию (1902). В ходе обучения он обнаружил способности к богословским наукам. Был вольнослушателем, потом профессорским стипендиатом в Московской Духовной Академии. Потом стал преподавать. Четыре года (1907–11) преподавал богословские дисциплины в Калужской Духовной Семинарии, а в 1911-и был переведен в МДА, где стал доцентом по кафедре догматического богословия. Опыт идеологии догмата 11 октября 1917 года в стенах МДА состоялась защита диссертации Александра Михайловича «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Значение диссертации по-разному оценивается богословами, однако роль ее в истории русской церковной науки трудно переоценить. Фактически это была первая работа, написанная богословом новейшего времени, посвященная главному догмату Православной Церкви. Согласно Туберовскому, Воскресение Христово – это принципиально новое, аналогичное творению и Боговоплощению откровение Бога, «смысл которого – во всецелом духовно-телесном обожении». В результате Воскресения, писал Туберовский, «последний враг – смерть будет упразднен, Бог будет все во всем ( 1Кор 15, 28 ), то есть наполнит Собой все сущее не статически, так как Он пребывает во всем и без того, а динамически – силой, или, по смыслу нового Откровения – славой»…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Утреня Утреня начинается чтением шести псалмов, или шестопсалмием, во время которого священник читает про себя утренние молитвы. После шестопсалмия произносится великая ектения, а затем поется: «Бог Господь и явися нам; благословен грядый во имя Господне». Этим напоминается нам явление Христа на проповедь спасения. Поется молитва празднику; читаются псалмы царя Давида (кафизмы). Открываются царские врата, и раздается пение молитв: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа. Аллилуиа (т.е. хвалите Бога). Благословен Господь от Сиона (Гора в Иерусалиме), живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви (прославляйте Господа), яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу (славьте Бога) Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. Во время пения этих стихов священник с кадилом, а диакон со свечей походят весь храм для каждения. Читается Евангелие, и в воскресную утреню выносится на середину храма для поклонения верующих. Певчие поют в это время песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именум (призываем). Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо – (потому что) прииде крестом (через крест) радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распитие бо претерпев, «смертию смерть разруши». Затем следует пение канонов или ряда песнопений в честь Господа, Его Пресвятой Матери и святых (Каноны состоят из девяти священных песней; некоторые из них взяты из ветхозаветных песнопений: например, первая песнь канона взята из торжественной песни евреев после перехода через Красное море (§ 30). Третья – из благодарственной песни Анны, матери Самуила (§ 37), шестая – из молитвы пророка Ионы, когда он был в рыбе (§ 52), седьмая и восьмая – из молитвы трех юношей и Вавилонской печи (§ 56), в том числе песни Богородицы: «Величит (прославляет) душа моя Господа – и возрадовася дух Иой Мой о Бозе Спасе моем» (§ 66) с прибавлением к каждой части песни: «Честнейшую Херувим»...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Пасхальная радость «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, – всюду они вызывают трепетание в каждом православном сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа. «Христос Воскресе!» мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!» Эти слова не имеют равных на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню для нашего сердца, потому что в них вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви к Спасителю, за нас распятому и в третий день по Писанию воскресшему. Они говорят каждому из нас о бесценной и ни с чем не сравнимой радости нашей веры. Св. ап. Павел учит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» ( 1Кор. 15:14 ). Если бы Христос не воскрес, Он оставался бы для человечества великим, праведным, святым Учителем и Проповедником, но не был бы для нас Всемогущим Богом и Небесным Отцом. Но Он воскрес! И мы поем в церковной песни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Очами веры мы видим священное событие Воскресения Христова. Мы веруем в Воскресшего Господа одной верой с бесчисленными миллионами христиан, которые жили до нас, сейчас живут и будут жить после нас. Мы верим, мы знаем, что Воскресший Христос не только наш Божественный Учитель, но Он – Бог Всемогущий, Который силой Своего Божественного всемогущества воскрес тридневно от гроба. Воскресение Христово – это высшее чудо из совершенных Господом Иисусом Христом в дни земного Его подвига, высшее из свидетельств Его Божественной силы. Мы теперь знаем, после события Воскресения Христова, что Он – наш Небесный Отец, знаем, что все, о чем Он говорил, что Он обещал дать верующим в Него людям, – это непреложная Божественная истина. Все истины нашей веры утверждены на вечные времена чудом Воскресения Христова. И потому мы так ликуем, так радуемся, так торжествуем в эти Пасхальные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Исторический опыт Русской Православной Церкви в двадцатом столетии поистине уникален. Никогда еще история не видела такого методичного и массового уничтожения духовного сословия, как в постреволюционную эпоху. И хотя развал СССР открыл доступ исследователям к засекреченным архивам ОГПУ и НКВД, до сих пор многие вопросы новейшей церковной истории остаются неизученными. Московская духовная академия, как крупнейший центр богословской науки, образования и подготовки священнослужителей, одна из первых приняла удар от власти Советов. Несмотря на изме­нение отношений с правящим режимом, Академия продолжала нести свет богословской науки. В этих непростых условиях особенно стойкими показали себя такие ревнители благочестия, как архиепископы Иларион (Троицкий) и Варфоломей (Ремов) , священники Анатолий Орлов, Илия Громогласов , Павел Флоренский , профессор И. В. Попов и мно­гие другие. В этом ряду скромно стоит фигура Александра Михайловича Туберовского – профессора, прото­иерея, священномученика... Curriculum vitae Родился Александр 8 марта 1881 года в небольшом селе Маккавеево (ныне поселок Сынтул) Касимовского уезда Рязанской губернии. Простой сельский мальчишка мало чем выделялся среди своих сверстников. Отец Саши, иерей Михаил Михайлович Туберовский, служил в сельском Покровском храме вторым священником и с детства приобщал сына к церковной жизни. В 15 лет Александр Туберовский , пройдя курс Касимовского духовного училища, поступает в Рязанскую духовную семинарию. Окончив ее в 1902 году, он становится вольнослушателем Мос­ковской духовной академии. Быстро пролетело время и в академических стенах. Сразу по окончании учебы, в 1907 году, А. М. Туберовский поощряется особой профессор­ской стипендией. Дальнейший его путь лежит через Калужскую духовную семинарию, где вплоть до 1911 года он преподает апологетику, нравственное и догмати­ческое богословие. Как среди преподавательского состава, так и среди семинаристов Александр Михайлович снискал авторитет и уважение. Полу­чив в том же году приглашение из Москвы, Тубе­ровский переводится в Академию на должность доцента. Все это время он продолжает готовить диссертацию на тему «Воскресение Христово. Опыт православно-мистической идеологии дог­мата», уникальность которой заключалась в том, что это была первая в новейшей истории богосло­вия попытка заново осмыслить основной догмат христианства. Идеология догмата

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

395. Слово в день Святой Пасхи (Находящееся здесь слово взято для печати из журн. «Христианское Чтение». Говорено в Успенском Соборе апреля 6 дня; напечатано отдельно и в Христианском Чтении 1836 года). 1824 Христос воскресе! Воистину «верен Господь во всех словесех Своих» ( Ncaл. CXLIV, 13 ). Сказал ученикам, отходя на вольное страдание: «паки... узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» ( Uoah. XVI, 22 ); и вот, после страдания, смерти и воскресения, когда дело Его на земле совершено, когда самая плоть не удерживает Его на земле, будучи освобождена от смертности, когда во всем существе Своем Он чувствует стремление взыти к Отцу Своему небесному, " восхожд у», говорит, «ко Отцу Моему» ( Иоан. ХХ, 17 ), – Он медлит, однако, на земле, чтобы дать обещанную радость Своим земным братьям. Является ученицам, которыя одержимы были то печалью, то страхом; и врачует болезни сердец их словом радости: «се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся» ( Mamф. XXVIII, 9 ). Является ученикам, которые от невидимой брани сатаны, «просившего, дабы сеял» их, «яко пшеницу» ( Лyk. XXII, 31 ), и от видимого нападения Иудеев, обратились было в бегство, рассыпались, скрылись; и прекращает опасности брани вестью мира: «прииде Иисус, и ста посреде, и глагола им: мир вам» ( Иоан. ХХ, 19 ). Точно, по Его предсказанию, они видят Его, и сердце их радуется: «возрадовашася убо ученицы, видевше Господа» ( Иоан. ХХ, 20 ). Если же хотите видеть и то, что радость их точно неотъемлема: посмотрите, как сии люди, которые недавно собственным малодушием побеждены были, прежде нежели сделанное на их Учителя нападение дошло до них, из которых самый твердый от ничего не значащаго слова рабыни, как лист от ветра вострепетал и пал, – как после сии же люди идут из верховного судилища своей земли, получив от него раны и запрещение говорить о имени Иисуса: «они же убо идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» ( Дeяh. V, 41 ). Что радость воскресения Христова никем и никогда неотъемлема у тех, которым дарует ее Воскресший, не можно ли видеть и теперь на самом опыте, когда после столь многих оборотов времен, после столь различных перемен людей, родов и народов, и ныне, также как в первый свой день, она жива, полна и совершенна в сердцах истинно верующих?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010