Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 76-й. О причине воскресения (в трех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть вопрос о причине нашего воскресения, имея перед собой следующие три пункта для выяснения: 1) Является ли причиной нашего воскресения воскресение Христа? 2) Будет ли причиной нашего воскресения – звук трубы? 3) Будут ли ангелы делать что-либо в отношении воскресения? Раздел 1. Является ли причиной нашего воскресения воскресение Христа? То, что причиной нашего воскресения не является воскресение Христа, представляется из следующего: Возражение 1. При наличии данной причины, действие следует. Однако при наличии воскресения Христа, воскресение других мертвых не последовало тотчас же. Поэтому Его Воскресение не есть причина нашего воскресения. Возражение 2. Действия не могут быть без предшествующей причины. Но воскресение мертвых произошло бы и в том случае, если бы Христос не воскрес, ибо Бог смог бы освободить и избавить человека каким-либо другим путем. Поэтому воскресение Христа не есть причина нашего воскресения. Возражение 3. Та же самая вещь производит одно действие на всем протяжении одного и того же вида. Воскресение будет общим для всех людей. Так как воскресение Христа не является собственной причиной, т.е. причиной Его (Христа) воскресения, то оно, поэтому, не может считаться причиной воскресения и других людей. Возражение 4. Действие сохраняет некоторое подобие своей причины. Но воскресение людей, во всяком случае, некоторых из них, а именно нечестивых, не будет нести в себе никакого подобия воскресения Христа. Поэтому воскресение Христа не будет причиной их воскресения. Этому противоречит , как сказал Аристотель, «во всяком роде то, что является первым, есть причина того, что приходит после него» («Метаф.»). Христос, в силу Своего телесного воскресения именуется «первенцем из умерших» ( 1Кор. 15:20 ) и «перворожденным» из мертвых ( Апок. 1:5 ; в рус. Библ. тоже «первенцем»). Следовательно, Его воскресение есть причина воскресения других. Кроме того, воскресение Христа имеет больше общего с нашим телесным воскресением, чем с нашим духовным воскресением, которое совершается оправданием. Но воскресение Христа есть причина этого нашего оправдания, что явствует из слов апостола о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). Поэтому Его воскресение есть причина нашего телесного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 75. О воскресении (в трех пунктах) Теперь мы должны рассмотреть все связанное с воскресением и сопровождающее его. Прежде всего, должен быть рассмотрен вопрос о самом воскресении. Во-вторых, мы рассмотрим вопрос о причине воскресения (В. 76). В-третьих – его время и образ (В. 77). В-четвертых – его исходная точка или исходный предел (В. 78). И в пятых – состояние тех, которые воскреснут (В. 79). В первом из этих вопросов мы имеем следующие пункты для выяснения: 1) Должно ли быть воскресение тела? 2) Будет ли это воскресение для всех без исключения? 3) Является ли это воскресение природно-естественным? Раздел 1. Должно ли быть воскресение тела? То, что воскресение тела не должно быть, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14:12 ). Но «скончания неба» не будет, так как и земли, к которой это, казалось бы, менее применимо, «пребывает во веки» ( Еккл. 1:4 ). Поэтому мертвый человек никогда не воскреснет. Возражение 2. Христос доказывает воскресение людей цитированием слов: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ; Исх. 3:6 ). Но ясно, что, когда эти слова были произносимы, Авраам, Исаак и Иаков жили только в смысле души, а не тела. Поэтому воскресение будет не тел, но только душ. Возражение 3. Апостол ( 1Кор. 15 ), по-видимому, доказывает воскресение необходимостью награды за труды, понесенные святыми в этой жизни, ибо если бы они верили в воздаяние только в этой жизни, то они были бы самыми несчастными из людей. Но достаточной наградой за труд этой жизни может быть одна область души, так как для орудия (т.е. в данном случае для тела) не необходимо получить славу вместе с делателем (душою). Поэтому и в чистилище, где души получают наказание за то, что они сделали, находясь в теле, они наказываются без тела. Поэтому нет необходимости утверждать воскресение тела, но достаточно утверждать воскресение душ, которое состоит в их изъятии из смерти греха и несчастья для жизни и благодати славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Около 1670 г. вплотную с Судным приказом по заказу митрополита Ионы Сысоевича возводится надвратная церковь Воскресения с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий двор - Святые ворота. Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной сдержанностью. Церковь Воскресения - это надвратная церковь. Храм - пятиглавый, с одной световой и четырьмя декоративными главами, с трехчастным алтарем на двухъярусном подклете. Церковь стоит над воротами с коленчатым проездом, с трех сторон окружена галереями, перед воротами со стороны Соборной площади - две круглые башни. Церковь Воскресения располагается над Святыми воротами Ростовского кремля. Ворота с церковью находятся в центре северного фасада кремля и обращены к главному храму комплекса — Успенскому собору. Датой постройки церкви Воскресения считают 1670 год. Она была возведена первой из домовых церквей и представляет собой начальный этап грандиозного архитектурного замысла митрополита Ионы по созданию Митрополичьего двора. Церковь Воскресения пережила два крупных пожара, в 1730 и 1758 годах. После 1788 года в церкви, как и во всех остальных домовых храмах Ростовского кремля, не проводились богослужения. На ее нижних этажах были размещены склады и ледники. В XIX веке здание церкви Воскресения, как и остальные строения Ростовского кремля, начало приходить в упадок. В 1861 году был проведен ремонт храма. Произошло это благодаря инициативной группе ростовского купечества, главным вдохновителем которой являлся И. И. Хранилов, а жертвователями — Д. М. Плешанов и М. А. Хлебников. Однако восстановление церкви ограничилось ремонтом крыши и обновлением фресок. Из-за того, что нижний этаж в течение многих лет использовался в качестве склада льда и погреба, кирпич фундамента отсырел и начал разрушаться. Поэтому, несмотря на ремонт, церковь продолжала находиться в аварийном состоянии. В 1890 году была проведена реставрация первого этажа, в ходе которой была предотвращена угроза обрушения здания. Также был восстановлен декор церкви. Во время смерча, пронесшегося над Ростовом 24 августа 1953 года, с церкви Воскресения была снесена кровля и четыре главы. Одна из глав упала в пруд, другая застряла между звонницей и стеной церкви, остальные были отброшены от здания на некоторое расстояние.

http://sobory.ru/article/?object=00589

ГЛАВА V. СОСТОЯНИЕ СОВЕРШЕННОГО ОБОЖЕНИЯ Обожение человека начинается в этой жизни и станет совершенным и необратимым в веке будущем. Полное явление и окончательное выражение истинного общения людей с Богом, начавшись здесь и сейчас, завершится их воскресением в славе и вознесением на небеса. Воскресение верующих, связанное с воскресением Христа, приводит их к полному богоусыновлению и обожению. Подобно Христу, восставшему из мертвых и вошедшему в славу Отца, верующие восстанут в славе и удостоятся видения Его лицом к лицу. Воскресение и возрождение Воскресение Христа – не просто факт Его личной земной жизни, но важнейшее событие для всего человечества. В истории ветхозаветного Израиля и Церкви были и другие воскресения и вознесения, но лишь Христово воскресение имеет непосредственное отношение к жизни всего человечества. Подобно тому как целью воплощения Христа было спасение человека, так и Его воскресение и вознесение объясняются только в свете промысла Божия о человеке: «Тем, чем стал, Господь стал ради нас, будучи нерожденным и несотворенным по Своему божеству… И ради нас Он воскрес и вознесся, уго-товляя нам воскресение и вознесение в бесконечные веки» 362 . Однако в последний день будут воскрешены и верующие и неверующие. В связи с этим возникает серьезная проблема. Если воскресение человека основано на воскресении Христа и, следовательно, связано с Его нетварной обоживающей благодатью и если эта благодать, как мы видели, передается человеку не механически и не магически, а через участие человека в таинствах, через нравственное и духовное участие в жизни Христа – если все это так, то как могут воскреснуть те, которые никогда Его не признавали и не имели с Ним никакого общения? Если бы воскресли одни верующие, все было бы понятно и не возникло бы мысли о «механической» передаче божественных даров; но ни Григорий Палама , ни другие святые отцы не ограничивают воскресение мертвых лишь верующими. Воскресение будет всеобщим; и верующие и неверующие восприимут свои тела и вступят в вечную, хотя и разную по своей сущности, жизнь. При этом к неверующим будут причислены не только те, которые веровали, а затем потеряли веру во Христа, но и те, которые никогда не признавали Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Ашитково. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1878 г. была сооружена церковь Воскресения Христова села Ашитково по проекту архитектора В.О. Грудзина на средства купца 1-й гильдии Платона Ивановича Балашова, который истратил на стройку все свое состояние. На крышу и колокола уже собирали по людям. Чтобы звон колоколов был мелодичным, при отливке в расплавленную бронзу бросали золото и серебро. Иконы привозились паломниками со Святой Горы Афон. Церковь кирпичная, цоколь и отделка - из белого камня. Освящена в честь Воскресения Христова и имеет три придела: Воскресения Христова, во имя Святителя Николая и в честь Иверской иконы Божией Матери. После закрытия церковь использовалась под зерносклад. В значительной степени сохранился старинный резной иконостас и остатки прежней росписи. Вновь передана верующим церковь в 1989 г. Храм Воскресения Христова начал возрождаться, приобретает свой первозданный вид, позолочен купол, маковки церкви стали голубыми. Внутри храма восстанавливается стеновая живопись. http://www.vosvera.ru Строительство церкви Воскресения Христова с. Ашитково было начато в 1875 г. по проекту архитектора В.О. Грудзины на средства и «иждивением купца Платона Ивановича Балашова». 10 декабря (ст. ст.) 1878 г. состоялось освящение построенной церкви Преосвященным Амвросием епископом Дмитровским, викарием Московским. Потомственный почётный гражданин, купец 1-ой гильдии Платон Иванович Балашов, устроитель храма, долгое время был бессменным старостой храма. «Умер от простуды (80 лет) 13 октября (по ст. ст.) 1915 г. и похоронен при церкви». Величественный пятиглавый храм с внутренней площадью более 600 м.кв., один из самых больших в Воскресенском районе. Храм имеет три престола, стоящих на одной линии: главный - во имя Воскресения Христова, правый - во имя Иверской иконы Божией Матери, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая. По метрическому описанию 1887 г., церковь Воскресения Христова с. Ашитково: «Кирпичная с белокаменным цоколем и деталями, она оштукатурена и побелена. Архитектура здания сочетает каноны классицизма с формами псевдорусского стиля». Обширный притвор соединяет храм с трёхъярусной столпообразной, более 40 метровой каменной колокольней, «массивная глава которой перекликается с верхами. «В архитектуре колокольни широко использованы национальные мотивы - двойная арка с гирьками в проёмах звона, венчающие кокошники, аркатура на барабане. Полы в храме дощатые из лиственницы». «На стенах и сводах сюжетная и орнаментная масляная живопись с обилием позолоты». «Сдержанная» архитектура деревянных иконостасов и киотов с иконами – современны церкви. Настенная живопись в храме выполнена восковой темперой по гипсоизвестковой штукатурке.

http://sobory.ru/article/?object=00405

Поникли. Церковь Воскресения Словущего. Церковь в память Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , Нила Столобенского , Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:между приблизительно 1785 и 1791. Год утраты:приблизительно 1942 (во время Великой Отечественной войны) Адрес: Тверская область, Нелидовский район, д. Каменка, погост Поникли. Координаты: 56.30115, 33.018166 Проезд:По пути из Москвы, свернуть с трассы М9 направо, на север, на деревню Сёлы. В Сёлах повернуть на главном перекрестке налево и ехать на восток до деревни Каменка. Место бывшей церкви (холм) располагается на северо-востоке деревни Каменка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый храм Воскресения Христова в селе Поникли упоминается в окладной книге митрополита Симеона IV, где священником указан Исаия. Вторая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с деревянной оградой была устроена в 1760 году. Каменная церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с приделом во имя преподобного Нила Столобенского, была устроена тщанием полковника Андрея Григорьевича Огонь-Догановского в 1791 году. Придел во имя Тихвинской Божией Матери пристроен усердием тайного советника Антония Михайловича Рачинского в 1818 году. Каменная колокольня пристроена тщанием коллежского асессора Алексея Антониевича Рачинского в 1859 году. Церковь, бывшая ранее холодной, по указу Консистории от 25 сентября 1898 года обращена в теплую. Вокруг храма - каменная ограда. Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников. Приход в 1774 году состоял из 237 дворов. В 1912 году в приходе было 28 деревень и 16 хуторов(всего 549 дворов). По материалам: «Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1. Бельский уезд. Редков Н.Н. Смоленск, 1915 год». Из воспоминаний о церкви. Церковь Воскресения Словущего располагалась ранее рядом с деревней Каменка, поглотившей деревню Поникли.

http://sobory.ru/article/?object=24520

Матвеевское, урочище. Церковь Воскресения Христова. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воскресения Христова Год постройки:1722. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Первомайский район, Матвеевское, урочище Координаты: 58.536414, 39.697681 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Воскресения Христова. Деревянная церковь. В селе Матвеевском церковь Воскресения Христова, деревянная. Число причта: поп, дьячек и пономарь. В приходе 6 дворов. Престолы: Воскресения Христова. Год постройки: 1722. Утрачена. Год утраты не установлен. http://forum.yar-genealogy.ru/ Восстановление древнего храма Воскресения Христова в селе Матвеевском, Пошехонского уезда В 1722 году, тщанием местных жителей, была устроена деревянная церковь во имя Воскресения Христова в селе Матвеевском, Пошехонского уезда, в сорока верстах от села Пертомы, нынешнего города Пошехонья. Кто были строители храма, вновь ли его сооружали, или же строили храм вместо прежнего, обветшавшего, остается неизвестным; но безошибочно можно полагать, что это были помещики. Простым обывателям из крестьян на такое многотрудное дело не достало бы ни средств, ни уменья. Обилие лесов в той стороне и бывшее тогда крепостное право, дававшее дешевый, почти даровой, труд, тем более могли способствовать такому устроению храма Божия. Но для церкви, раз устроенной, необходим служащий причт. приходских людей при церкви села Матвеевского было немного. Средства к содержанию причта оказывались также недостаточными, и потому нельзя полагать, чтобы члены служащего причта при Воскресенской церкви жили подолгу. В первых годах настоящего столетия, именно в 1807 г., всех приходских людей здесь было мужеска пола 54 души и женского 55, принадлежащих, по крепостному владению, четырем разным владельцам.

http://sobory.ru/article/?object=39111

Подольск. Церковь Воскресения Словущего. Церковь Обновления храма Воскресения Христова Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в подмосковном Подольске известна с XVI века, когда село Подол на реке Пахре принадлежало Московскому Свято-Данилову монастырю. Польско-литовское разорение, не пощадившее большинство деревянных храмов Московской земли не тронуло монастырскую деревянную клетскую церковь с колокольней на реке Пахре. Писцовые книги начала XVII века (1627 г.) называют нам имя настоятеля Воскресенского храма священника Афанасия Петрова. Прошение о строении в селе Подол в вотчине московского Данилова монастыря каменного храма во имя Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца относится ко времени императрицы Екатерины I, когда в июле 1728 г. настоятель обители Святого Даниила Московского игумен Герасим с братией обращается в Синодальный Казенный приказ за разрешением на старом церковном месте возвести вновь белокаменный храм. Строительство каменной церкви с приделом в трапезе и колокольни продолжалось более 40 лет: закончить строительство на средства монастыря помешал указ императрицы Екатерины Алексеевны о конфискации монастырских владений, в том числе и села Подол у Свято-Данилова монастыря, которое перешло во владение Государственной Коллегии Экономии. По замыслу императрицы при открытии Московской губернии в 1781 г. село Подол с прекрасным белокаменным храмом Обновления храма Воскресения Христова становится центром Подольского уезда. Сравнительно небольшой объем белокаменного храма с приделом Святителя Николая был расширен кирпичной пристройкой придела во имя Святой и Живоначальной Троицы. Обновленная церковь была освящена по благословению митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) в 1790 и 1798 гг., как сообщали надписи на св. антиминсах придельных храмов. Таким образом, церковь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами с южной и северной сторон становится соборным храмом города Подольска, а соборный настоятель – благочинным церквей Подольского округа Московской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=05117

Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? 17 марта, 2011 Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? Крест, по учению Церкви (вы это можете найти, например, в каноне Кресту Господню, который каждую пятницу читается в келейном правиле), — это есть образ Пресвятой Троицы, Триипостасного Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Вот что такое Крест — образ. Какое отношение существует между Первообразом и образом? Мне уже не раз доводилось говорить с этого места — с проповеднического амвона нашей церкви — об отношении между Первообразом и образом, а в данном случае — между Пресвятою Троицею и крестным знамением, Крестом, который стоит перед нами. Отношение это такое, что некоторые свойства Божии, Самого Бога, Самой Пресвятой Троицы присутствуют в этом Кресте, в образе. Если бы я был каким-нибудь профессором, если бы это был не проповеднический амвон, а какая-нибудь кафедра, то я бы мог много рассказать вам об отношении между первообразом и образом. Не только между иконой и ее Первообразом — Божеством и Святостью, а между самым обыкновенным предметом, который мы себе представляем, и тем понятием, которое создает себе о нем человек.

http://pravmir.ru/pochemu-na-trete-voskr...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 56. О причинности воскресения Христа Наконец, мы рассмотрим причинность воскресения Христа, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли воскресение Христа причиной нашего воскрешения; 2) является ли оно причиной нашего оправдания. Раздел 1. Является ли воскресение Христа причиной воскрешения Христа причиной воскрешения наших тел? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел. В самом деле, достаточная причина с необходимостью обусловливает свое следствие. Таким образом, если бы воскресение Христа было достаточной причиной воскрешения наших тел, то все умершие воскресли бы сразу же после Его воскресения. Возражение 2. Далее, причиной воскрешения мертвых является божественная правосудность, поскольку тело должно быть вознаграждено или наказано вместе с душой, с которой оно, как говорят Дионисий 314 и Дамаскин 315 , разделяет заслугу и грех. Но правосудие Божие должно было непременно исполниться независимо от того, воскрес ли Христос или нет. Поэтому мертвые воскресли бы даже в том случае, если бы Христос не воскрес. Следовательно, воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел. Возражение 3. Далее, если бы воскресение Христа было причиной воскрешения наших тел, то либо как образец, либо как действенная причина, либо как причина заслуги. Но оно не является причиной как образец, поскольку воскрешение наших тел обусловливает Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Отец воскрешает мертвых» ( Ин. 5, 21 ), а Бог не нуждается в каком бы то ни было образце помимо Себя. Не является оно и действенной причиной, поскольку действенная причина действует только через некоторую связь, материальную или духовную. Но очевидно, что воскресение Христа не имело никакой материальной связи с умершими, которые имеют воскреснуть, по причине удаленности времени и места. И точно так же оно не имело с ними никакой духовной связи, которая возникает благодаря вере и любви, поскольку воскреснуть должны и неверующие, и грешники. Не является оно и причиной заслуги, поскольку воскресший Христос уже не был странствующим [в нынешней жизни], и потому более не находился в состоянии заслуги. Следовательно, похоже, что воскресение Христа никак не может являться причиной нашего [воскресения].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010